<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Аналитическая работа завершается выводами об итогах и перспективах роста общего объема и изменениях структуры реализации товаров.
  Выводы и обобщения имеют важнейшее значение для разработки прогноза продажи товаров.
  Следует подчеркнуть, что анализ Т используется не только для разработки прогноза, но и как действенное средство хозяйственного руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост Т.
 
  Вопрос 3. Анализ оптового товарооборота.
  Оптовый товарооборот (ОТ) - это продажа товаров ТП другим предприятиям, использующим эти товары для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд.
  В результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
  Основным субъектом рынка промежуточных продавцов является оптовая торговля. Оптовая торговля включает любую деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.
  Таким образом, основное назначение оптовой торговли состоит в организации рационального бесперебойного товароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения.
  Главным количественным показателем, позволяющим оценить объем работы оптовой торговли, является оптовый товарооборот (ОТ).
  ОТ классифицируется по следующим основным признакам:
 1. По назначению:
 * Продажа товаров розничным и промышленным предприятиям, учреждениям, организациям, а также на экспорт;
 * Межгосударственный (межреспубликанский) отпуск (продажа товаров за пределы республики, другим суверенным государствам на основе межправительственных соглашений);
 * Внутрисистемный отпуск (продажа внутри республики одним оптовым продавцом другому).
 2. По формам организации товарного движения:
 * Складская (продажа товаров оптовым покупателям непосредственно со складов);
 * Транзитная с участием в расчетах - продажа товаров со складов промышленного предприятия непосредственно потребителю, минуя склады оптовой базы. При этом расчет с грузоотправителем осуществляет база, так как выписывается счет-фактура на партию отгруженных товаров на имя оптовой базы, последняя в свою очередь выписывает накладную или счет на имя покупателя с включением в сумму счета оптовой надбавки, определяемой по соглашению сторон, для того, чтобы покрыть свои расходы по организации продажи транзитом и получить прибыль.
  Оптовая торговля с участием в расчетах - сумма транзитного и складского с участием в расчетах оборотом. Все показатели оценки работы оптовой торговли исчисляются к оптовому товарообороту с участием в расчетах.
  Цель анализа - объективная оценка работы и выявление резервов улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.
  Задачи анализа:
 1. Дать оценку выполнения плана ОТ и поставки товаров покупателям.
 2. Изучить их в динамике.
 3. Выявить и измерить влияние основных факторов на ОТ.
 4. Установить причины недостатков КД и различные меры по их устранению.
  Этапы анализа:
  1. Анализ выполнения плана и динамики ОТ:
 * Оценивается степень выполнения плана и динамика ОТ; анализ состава, ассортимента и структуры ОТ по отдельным покупателям.
 * Оценивается выполнение плана ОТ по составу; виды оптовой реализации - складская и транзитная с участием в расчетах.
 * Проводится оценка выполнения плана ОТ по товарным группам и по формам оптовой реализации.
 * ОТ может изучаться и по направлениям реализации товаров (по рыночным и внерыночным фондам). Рыночные фонды - отпуск товаров ПРТ и массового питания для продажи населению. Внерыночные фонды - отпуск товаров предприятиям для производственных нужд.
  2. Анализ равномерности поставки по кварталам, месяцам и декадам.
  3. Анализ рациональности товародвижения (с помощью методов математического программирования - симплексный, распределительный, метод потенциалов), то есть транспортная задача.
  4. Анализ влияния факторов на выполнение плана и динамику ОТ.
  На ОТ оказывают влияние следующие факторы:
 4.1. обеспеченность и использование товарных ресурсов.
 4.2. Обеспеченность трудовыми ресурсами и повышение эффективности труда.
 4.3. Состояние, развитие и эффективность использования МТБ ПОТ.
  5. Оперативный анализ поставки товаров и ОТ.
  План ОТ включает:
 * План От по общему объему, структуре, видам.
 * Норму Т товарных запасов.
 * План товарного обеспечения.
  Основные предпосылки прогноза ОТ:
 * Прогноз развития РТ в целом по региону КД.
 * Накопленная информация о потенциальных партнерах-производителях, номенклатуре производимых товаров, их свойствах, ценах, условиях поставки, биржевых котировках.
 * Сведения о конъюнктуре рынка, товарных рынках, о спросе, покупателях.
 * Заказы-заявки от розничной торговли, предприятий и т.д.
 * Прогнозные расчеты товарных ресурсов в разрезе источников, которые могут быть включены в Т.
 * Заказы на поставку для государственных нужд.
 * Перспективы развития производства товаров в регионе КД ПОТ.
 * Ориентиры на обеспечение необходимой прибыльности.
 * Анализ динамики объема и структуры ОТ, состояния ТЗ и товарного обеспечения.
 Ограничения в деятельности ПОТ :
 А) Ресурсные.
 Б) Финансовые.
 В) Временные, обусловленные инфляцией (замедленная оборачиваемость).
 Г) Объем покупательского спроса.
  Исходная база анализа. При анализе показателей ОТ используется балансовый метод (увязка между ресурсами и потребностями):
 
  Зн + Пр + Пи + Пд + ПДР = Ор + Во + Мп + Др + Зк,
  Где Зн и Зк - запасы на начало и конец планового периода;
  Пр - закупка товаров внутри региона,
  Пи - поставки товаров по импорту;
  Пд - закупка товаров по дополнительным источникам;
  ПДР - закупка товаров у стран ближнего зарубежья;
  Ор - ОТ по реализации;
  Во - внутрисистемный Т;
  Мп - межгосударственные поставки;
  Др - собственные нужды и потери.
  Расчет начинается с определения потребности в товарах в разрезе источников их поступления, затем рассчитывается объем ОТ по реализации:
  Ор = Рр + Рв + Рвн,
  Где Рр - объем реализации товаров ПРТ;
  Рв - объем реализации предприятиям для промышленного потребления и переработки (внерыночный фонд);
  Рвн - объем реализации товаров на экспорт и внутрирегиональные нужды.
  После определения значения ОТ необходимо определить ассортиментную структуру товара, необходимого для удовлетворения спроса, бесперебойной торговли, нормализации ТЗ.
  Объем потребности в товарах складывается из следующих величин:
  П = С - Зн + Нз,
  Где П - потребность в товаре конкретного вида на планируемый период;
  С - прогнозируемый объем спроса на данный товар;
  Зн - мобильный ТЗ на начало планируемого периода на ПОТ и предприятиях, обслуживаемых им;
  Нз - норматив ТЗ, необходимых для бесперебойной торговли и нормализации запасов в опте и у потребителей.
  Прогнозируемый объем спроса на данный товар определяется по формуле:
  С = Р/Кс,
  Где Р - прогнозируемый объем продаж;
  Кс - коэффициент изменения спроса.
  Запас на начало прогнозируемого периода определяется по формуле:
  Зн = Зк + П - Рт.
  После расчета значений объема и структуры Т по реализации приступают к определению величины складского и транзитного оборота с участием в расчетах.
  Размер и структура складского Т зависит от:
 1. Обеспеченности оптовой базы складскими площадями.
 2. Планов ввода их в действие и выбытия.
 3. Сезонности производства и потребления отдельных видов товаров.
 4. Сложности ассортимента товаров и необходимости их подсортировки.
 5. Размещения и специализации промышленных, оптовых и розничных предприятий.
 6. Нормы транзитной отгрузки.
 7. Удельного веса складского товарооборота.
  Как правило, по товарам сложного ассортимента планируется складской товарооборот, а по простому и крупногабаритному ассортименту - транзитный.
  По межгосударственному и внутрисистемному обороту чаще всего предусматриваются транзитные отгрузки.
  Планирование ОТ не является законченным без расчета нормы ТЗ.
  Завершающим этапом планирования ОТ является расчет его товарного обеспечения и определение источников поставок товаров на базу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Тема 5. Товарные запасы и товарооборачиваемость.
 
  План.
 1. Сущность, понятие и классификация товарных запасов КПП.
 2. Сущность и понятие товарооборачиваемости.
 3. Анализ товарных запасов и товарооборачяиваемости.
 4. Нормирование товарных запасов и товарооборачиваемости.
 
 
  Вопрос 1. Сущность, понятие и классификация товарных запасов КПП.
  Предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, образуют товарные запасы (ТЗ). Постоянное наличие ТЗ в обращении является необходимым условием удовлетворения спроса населения, выполнения плана товарооборота, нормальной работы КПП.
  ТЗ должны находиться в соответствии с объемом продажи товаров. Их размер должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной торговли и широкого выбора товаров покупателями. ТЗ являются важным разделом плана РТ, необходимым условием обеспечения непрерывности процесса продажи.
  При планировании ТЗ исходят из научно-обоснованных норм запасов и оборачиваемости товаров, при этом не следует допускать как завышения, так и недостатка ТЗ. Излишние ТЗ вызывают затоваривание и порчу товаров, замедляют их оборачиваемость, ведут к дополнительным издержкам по хранению и т.д. Недостаточные ТЗ вызывают перебои в торговле, невыполнение плана товарооборота, ухудшают торговое обслуживание, снижают степень удовлетворения потребностей населения.
  ТЗ различают по следующим признакам: по назначению, месту нахождения, срокам, размерам.
  По назначению ТЗ разделяют:
 1. ТЗ текущего хранения предназначены для обеспечения бесперебойной продажи товаров населению в период между поступлениями двух очередных партий товаров, находящихся в розничной торговой сети, на складах и в пути. Для определения текущих ТЗ необходимо из их общей суммы исключить ТЗ сезонного хранения, долгосрочного завоза и прибавить товары в пути и товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк на инкассо.
 2. ТЗ сезонного накопления. Для ТЗ сезонного накопления характерен разрыв между производством товаров и их потреблением. Производство таких товаров ограничено определенными сроками, а потребляются они большую часть года; и наоборот, производятся в течение всего года, а потребляются в ограниченные сроки. К товарам сезонного накопления относятся картофель, овощи, фрукты, елочные украшения, меховые товары.
 3. ТЗ долгосрочного завоза. Создаются в районах, куда завоз товаров в силу географических или климатических условий не может осуществляться регулярно в течение всего года (районы Крайнего Севера и др.)
  По месту нахождения ТЗ различают на запасы в розничной сети, на оптовых базах и складах, в пути.
  По срокам ТЗ подразделяются на отчетные, начальные (входные) и конечные (выходные).
 1. Отчетные ТЗ определяют на конкретную дату по отчетным данным (на1 марта, на 25 апреля).
 2. Начальные (входные) ТЗ рассчитывают на основе фактических запасов на последнюю отчетную дату, ожидаемого поступления и продажи товаров за последующий период до начала планируемого периода; таким образом, они являются ожидаемыми ТЗ на конец отчетного периода или начало планируемого периода.
 3. Конечные (выходные) ТЗ - это ТЗ на конец планируемого периода.
  По размерам различают:
 1. Минимальные ТЗ образуются в период перед очередным завозом товаров.
 2. Максимальные ТЗ - в период очередного завоза товаров.
 3. Средние ТЗ рассчитываются как средняя арифметическая минимальных и максимальных запасов или как средняя хронологическая величина.
  ТЗ могут выражаться в натуральных показателях (в тоннах, метрах, штуках и т.д.), в стоимостных (в рублях) или в днях оборота по продаже товаров.
  ТЗ в днях характеризует величину ТЗ, находящегося на КПП на определенную дату, и показывает, на сколько дней этот запас обеспечит бесперебойную торговлю в ассортименте.
  ТЗ в днях определяется следующим образом:
  Здн = З/Тдн; Здн = З: Т/Д; Здн = З?Д/Т,
 
  Где Здн - ТЗ в днях;
  З - сумма ТЗ;
  Тдн - средний дневной товарооборот за период;
  Т - объем товарооборота;
  Д - число дней в периоде.
  Измерение ТЗ в днях имеет большое значение для КПП, так как позволяет судить о том, на сколько дней при данном объеме товарооборота (при условии бесперебойной продажи этих товаров) может хватить имеющихся в наличии ТЗ.
  Факторы, влияющие на величину ТЗ.
  На размер ТЗ влияет целый ряд факторов, важнейшими из которых являются:
 1. Объем РТ: чем больше его объем, тем больше при прочих равных условиях и размер ТЗ. Размер ТЗ определяют как произведение среднедневного товарооборота по продаже товаров на норму запасов в днях. Чем больше общий объем РТ, тем больше и среднедневной Т, а следовательно, и размер ТЗ.
 2. Структура Т или сложность ассортимента: чем шире ассортимент товаров, тем больше должны быть ТЗ, так как запасы создаются по каждому виду товаров. Чем больше удельный вес в Т товаров сложного ассортимента, тем больше должны быть ТЗ, так как требуется постоянное наличие товаров по различным признакам (расцветке, росту, фасону и т.д.). Кроме того, товары сложного ассортимента необходимо подсортировать и подготовить к продаже. Эти операции требуют определенного времени и создания дополнительных запасов.
 3. Физико-химические свойства товаров: время хранения отдельных товаров неодинаково. Срок хранения некоторых скоропортящихся товаров ограничен несколькими часами. По таким товарам большие запасы создавать нельзя. По не скоропортящимся товарам создают значительно большие ТЗ. Самые высокие ТЗ создают по непродовольственным товарам сложного ассортимента, длительного пользования.
 4. Условия товароснабжения ПРТ, регулярность и частота завоза товаров: нерегулярное снабжение товарами, перебои в их завозе влекут за собой увеличение ТЗ, так как вызывают необходимость создания дополнительных (гарантийных) ТЗ. Чем чаще завозят товары, тем меньше объем ТЗ, и наоборот.
 5. Состояние МТБ: наличие складских площадей позволяет создавать большие запасы. Крупные магазины создают широкий ассортимент ТЗ. Оснащение холодильным и другим оборудованием обеспечивает сохранность качества товаров при больших ТЗ.
 6. Качество торговой работы: своевременная выборка товарных фондов, равномерный завоз товаров в соответствии со спросом населения создают условия для поддержания ТЗ в размерах, установленных нормативом. Активное воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшения качества товаров положительно сказывается на нормализации ТЗ. На величину ТЗ влияют также повышение квалификации работников КПП и другие факторы.
 
 
 
 
  Вопрос 2. Сущность и понятие товарооборачиваемости.
  Движение ТЗ во взаимосвязи с оборотом по продаже позволяет установить один из важнейших экономических показателей торговли - товарооборачиваемость.
  Товарооборачиваемость (Т/об) характеризует скорость оборота или время обращения товаров. Т/Об может быть выражена либо числом оборотов, либо количеством дней, необходимых на один оборот. Экономическая сущность этих двух показателей одна и та же, разница лишь в способах определения.
  Расчет Т/Об в днях позволяет определить, за сколько дней оборачивается средний ТЗ. Таким образом, при определении Т/Об берут не конкретный ТЗ на ту или иную дату (как при определении ТЗ в днях), а средний запас за весь анализируемый период (квартал, год).
  Средний ТЗ исчисляется по формуле средней хронологической, образуемой показателями конкретных ТЗ на ряд промежуточных дат рассматриваемого периода:
 
  З = (1/2З1 + З2 + ... + 1/2Зн)/Н - 1,
 
  Где З - средний запас текущего хранения в сумме за анализируемый период;
  З1 ... Зн - запасы текущего хранения на конкретные даты;
  n - количество периодов (взятых остатков).
  Для выражения Т/Об числом оборотов, оборот по продаже товаров делят на средний ТЗ за анализируемый период. Это значит, что при данном объеме Т средний ТЗ обернется в течение всего периода столько-то раз.
  Показатели времени обращения ТЗ в днях и Т/Об в разах взаимосвязаны. Зная один из них, можно определить другой. Если число дней в периоде разделить на Т/Об, выраженную числом оборотов, получим время обращения товаров в днях оборота.
  Т/Об - важный качественный показатель работы КПП. Ускорение Т/Об свидетельствует об улучшении КД предприятия, а замедление - об ухудшении его работы.
  Ускорение Т/Об позволяет вести КД предприятия с меньшими затратами денежных и материальных средств. Так, сокращение времени обращения на один день позволяет высвободить оборотные средства, вложенные в ТЗ, равные однодневному Т/Об.
  На ускорение Т/Об влияют различные факторы. Общими предпосылками ускорения Т/Об являются рост производства предметов потребления, расширение их ассортимента и улучшения качества, приближение производства товаров к районам потребления.
  Ускорение Т/Об обеспечивается:
 1. Активным воздействием КПП на промышленность в направлении приведения ассортимента производимой продукции в соответствие со спросом покупателей, улучшения качества товаров, увеличения выпуска расфасованных товаров. Товары, пользующиеся спросом населения, и товары высокого качества реализуются быстрее, поэтому способствуют ускорению оборачиваемости.
 2. Рациональной организацией товародвижения, устранение излишних звеньев в движении товаров, расширение транзитных отгрузок товаров, механизацией погрузочно-разгрузочных работ, устранением встречных, многократных и излишне дальних перевозок.
 3. Внедрением прогрессивных методов продажи товаров (самообслуживание, торговля по заказам, по образцам и т.д.), повышением культуры обслуживания покупателей.
 4. Совершенствованием МТБ торговли, внедрением новой техники, механизацией трудоемких работ.
 5. Повышением квалификации работников КПП, ростом эффективности их труда.
 6. Своевременной ликвидацией запасов товаров, не пользующихся спросом населения, путем их уценки, передачи другим предприятиям, продажи в кредит торговым организациям и т.д.
 7. Организацией рациональных прямых связей КПП с одногородними производственными предприятиями.
 8. Совершенствованием централизованной доставки, кольцевого завоза и других прогрессивных форм перевозки товаров.
  Факторы, оказывающие влияние на ускорение оборачиваемости товаров, необходимо учитывать при планировании ТЗ. Это позволит установить экономически обоснованные нормативы ТЗ, обеспечить дальнейшее развертывание Т, всестороннее удовлетворение потребностей населения.
  В связи с тем, что планирование ТЗ проводится до окончания отчетного периода, когда еще нет фактических данных о состоянии ТЗ на конец года, возникает необходимость определения ожидаемых ТЗ на начало планируемого года. Такой расчет ведут путем сложения ТЗ на последнюю отчетную дату, ожидаемого поступления товаров до конца отчетного периода и суммы реализации товаров за этот период.
 
  Вопрос 3. Анализ ТЗ и Т/Об.
  Основными задачами анализа ТЗ и Т/Об являются:
 1. Выявление соответствия их нормативам.
 2. Установление динамики и оценка изменений, происшедших в объеме и структуре ТЗ, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров.
 3. Выявление и расчет факторов, повлиявших на изменение ТЗ.
  По результатам экономического анализа разрабатываются конкретные мероприятия по нормализации ТЗ и ускорению оборачиваемости, обеспечивающие удовлетворение запросов населения на разнообразные товары и тем самым повышение эффективности КД.
  Анализ ТЗ на ПРТ за определенный период включает:
 1. Сравнение их фактического размера в абсолютной сумме и днях оборота с нормативами.
 2. Сравнение объема и структуры ТЗ с запасами прошлых лет, расчет темпов изменения ТЗ.
 3. Расчет среднего запаса по товарным группам и определение фактической Т/Об.
 4. Сопоставление фактической Т/Об с нормативной, а также с товарооборачиваемостью за предыдущие годы.
 5. Установление влияния на изменение ТЗ и Т/Об важнейших факторов (объема и структуры Т/Об, поступления товаров и т.д.)
  В результате анализа должны быть даны ответы на вопросы:
 1. Какие факторы оказали влияние на формирование и развитие ТЗ.
 2. Обеспечивают ли бесперебойную продажу товаров имеющиеся ТЗ.
 3. Соответствует ли фактический ассортимент ТЗ покупательскому спросу населения и др.
  Цель анализа ТЗ состоит в установлении их соответствия предъявляемым требованиям и оценке влияния на конечные результаты КД.
  В процессе анализа изучаются следующие показатели:
 1. Величины запасов в сумме и днях к товарообороту на определенную дату по товарным группам, в разрезе магазинов и в целом по предприятию и оценку характера их изменения в динамике.
 2. Отклонение фактических запасов по товарным группам, по магазинам и в целом по предприятию в днях и сумме от установленных предприятием необходимых (плановых) величин.
 3. Оборачиваемость в днях по товарным группам, по магазинам и в целом по предприятию за определенный период и в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет, с другими магазинами, предприятиями-конкурентами и с аналогичными показателями по региону в целом.
 4. Средние цены отдельных видов товаров в запасах и по поступлению в сравнении с ценами реализации (в том числе их размерами у конкурентов).
 5. Доля запасов отдельных товаров по магазину или в целом по предприятию и тенденции ее изменения в динамике в сравнении с изменениями доли этой товарной группы в объеме продаж по региону.
 6. Отклонения фактического объема поставок товаров от оптимального объема одной партии и оценка влияния этого изменения на размер товарных запасов.
 7. Размеры запасов по внутригрупповому ассортименту основных товарных групп (занимающих наибольший удельный вес в объеме продаж) и оценка их влияния на оборачиваемость по товарной группе в целом.
 8. Аномальные запасы по каждой товарной группе и причины их образования.
 9. Изменение числа разновидностей товаров по каждой группе в динамике и по сравнению с магазинами-конкурентами.
 10. Влияние на изменение товарных запасов и товарооборачиваемость основных факторов (объема и структуры товарооборота, поступления товаров, ритмичности поставок, сложности ассортимента товаров).
  Оптовые и розничные предприятия, осуществляющие свою деятельность в районах Крайнего Севера, горных и труднодоступных, вынуждены работать с товарными запасами длительного хранения, управление которыми носит специфический характер. В этом случае нужно анализировать условия их сохранности и установление такого объема, который позволит в период отсутствия возможностей их пополнения обеспечить непрерывную реализацию в течение 9-10 месяцев.
  Особое внимание также уделяется товарам сезонного и круглосуточного потребления. Эти товары (сельскохозяйственного производства) также относятся к запасам длительного хранения или нерегулярного обновления. Их оценивают по другим критериям, поскольку на их хранение нужны большие затраты. Все это отражается на цене этих товаров и требует специфического подхода к управлению ими.
  Рассмотрим отдельные вопросы методики анализа товарных запасов на различных уровнях управления ими.
  После анализа ТЗ необходимо выявить причины колебания показателей, значительного отклонения фактических данных от плановых и т.п.
  Обобщение опыта работы КПП свидетельствует, что такими причинами, под влиянием которых изменяется состояние ТЗ и скорость обращения средств, вложенных в эти запасы, являются:
 1. Изменение спроса и, соответственно, объема продаж товаров.
 2. Расширение или обеднение торгового ассортимента.
 3. Отклонение фактического объема поставок от их оптимальной величины.
 4. Несоблюдение обоснованных сроков поставок.
 5. Установление цен выше конкурентов.
 6. Другие факторы, которые определяют конъюнктуру рынка (ЖЦТ, соотношение спроса и предложения и т.д.)
  Т/об наиболее достоверно характеризует состояние ТЗ. Этот показатель с большим основанием можно использовать для оценки результатов КД. В нем в меньшей степени проявляется влияние случайных факторов.
  Ускорение Т/об представляет одну из ключевых проблем, характеризующих качественную сторону деятельности КПП. Ускорение оборачиваемости средств, вложенных в ТЗ - одно из важнейших направлений повышения эффективности КД. Оно равнозначно увеличению ресурсов, которые могут быть дополнительно направлены на развитие торговли или в другие сферы деятельности.
  Определение путей улучшения управления ТЗ требует их изучения в группировке по различным признакам.
  Необходимо выделить товарные группы по их доле в РТ и оценивать по этому показателю размеры ТЗ. В большинстве магазинов небольшое число товарных групп (7-10) занимают более 60 % в Т и на эти группы приходится такая же или большая доля в общих ТЗ. Отсюда очевидна необходимость избирательного подхода к организации контроля за ходом торгового процесса и соответствием ТЗ предъявляемым требованиям. Так, ежедневный контроль необходимо осуществлять по тем товарам, которые в фактическом Т занимают 1,5% и более. Несколько реже можно контролировать торговлю и запасы по товарным группам, доля которых в РТ составляет от1 до 1,5%. А по тем группам, доля которых в Т менее 1%, контроль должен осуществляться эпизодически.
  На сегодняшний день прослеживается тенденция снижения уровня ТЗ по мере увеличения объема их продаж. Этот факт является общепризнанным, и в экономической литературе приведены доказательства, что эта взаимосвязь лучшим образом может быть выражена следующим уравнением гиперболы:
  Yx = a + b/x,
  Где Yx - размер ТЗ в днях к Т;
  A - размер ТЗ, независимый от объема Т, в днях;
  b/x - часть размера ТЗ, зависимая от объема Т (b - зависимая часть суммы ТЗ, х - обем Т в сумме).
  Величина ТЗ и оборачиваемость складываются под воздействием и многих других факторов. В этом и состоит сложность управления ТЗ.
  Особое внимание необходимо уделять изучению состояния запасов по внутригрупповому ассортименту. Это позволит принять конкретные меры по учету сдвигов в объеме и структуре спроса и оказать воздействие на своевременную перестройку ассортимента производимых товаров, особенно по тем видам, которые не пользуются спросом или на которые спрос уменьшается.
 
  4 вопрос. Нормирование товарных запасов и товарооборачиваемости.
  Планирование и нормирование ТЗ по группам товаров основывается на результатах анализа.
  Целью планирования и нормирования ТЗ является установление среднего запаса в днях, который при наименьших затратах обеспечивал бы бесперебойную реализацию товаров широкого ассортимента.
  КПП разрабатывают нормативы ТХ для обоснованного заказа на закупки товаров на предстоящий период.
  Существуют различные методы нормирования ТЗ: опытно-статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический. В зависимости от наличия экономической информации и других условий пользуются теми или иными методами.
  Опытно-статистический метод основан на изучении сложившийся оборачиваемости отдельных групп товаров за прошлые годы, на учете влияния различных факторов на скорость обращения.
  Для определения норматива на предстоящий период строятся динамические ряды фактических ТЗ текущего хранения и анализируется годовая Т/об за 3-5 прошедших лет. Выявленные при анализе тенденции развития ТЗ экстраполируются с учетом объективных и субъективных факторов.
  В результате анализа влияния этих факторов исчисляется расчетный норматив в днях оборота.
  Для определения норматива ТЗ в сумме на планируемый период необходимо среднедневной кредитуемый оборот по плану на 4 квартал умножить на расчетный норматив ТЗ в днях по отдельным товарным группам.
  Установив норматив запасов по отдельным товарным группам, определяют сумму норматива запасов по группе товаров. Затем эту сумму делят на среднедневной кредитуемый оборот по всем товарам и в результате получают взвешенный норматив в днях для всей группы товаров.
  Следует отметить, что опытно-статистический метод расчета ТЗ недостаточно совершенен, так как сводится в основном к простой экстраполяции фактически сложившегося уровня ТЗ за ряд лет. При этом в расчет переносится в той или иной степени недостатки прошлого, не в полной мере учитывается влияние факторов, формирующих объем ТЗ, что приводит к необоснованности норматива.
  ТЗ могут нормироваться также технико-экономическим методом. Суть его состоит в том, что расчет норм запаса товаров производится по элементам в соответствии с процессом формирования запаса. При этом норма ТЗ включает следующие элементы: время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже; время пребывания товаров в форме торгового запаса; гарантийный запас (в случае неравномерности поставок, изменений в обороте и покупательском спросе).
  Составной частью общего норматива ТЗ является время пребывания товаров в форме торгового запаса. Торговый запас состоит из двух частей:
 * Запаса, который должен постоянно находиться в торговом зале для показа имеющихся в продаже товаров и непосредственного отпуска их покупателям.
 * Запаса, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи товаров на период до очередного поступления.
  Для определения первой части торгового запаса по каждой группе товаров устанавливают количество ассортиментных разновидностей, которыми должно торговать предприятие, и среднюю цену единицы товара; затем к произведению этих двух величин прибавляют сумму среднедневного оборота. Для выражения этой части запаса в днях следует исчисленную сумму разделить на среднедневной оборот по данной группе товаров.
  Вторую часть торгового запаса устанавливают по каждой группе товаров из частоты завоза, которая характеризует периодичность поступления товара. Частота завоза определяется по договорам с поставщиками.
  По товарным группам сложного ассортимента учитывают также комплектность поступления - среднее количество разновидностей товара, поступающих в одной партии - так как весь ассортимент таких товаров не обновляется в каждом очередном поступлении.
  Среднее количество разновидностей товара, поступающих в одной партии, устанавливают на основе анализа фактических поступлений за ряд прошлых лет. Отношение количества разновидностей товаров, поступивших в одной партии, ко всему количеству разновидностей, которое постоянно должно быть в продаже, характеризует комплектность поставок.
  По частоте завоза с учетом комплектности поставок определяют время, необходимое для обновления ассортимента.
  В процессе завоза запасы отдельных товаров будут колебаться от максимума (в момент завоза) до минимума (накануне завоза). Поэтому норма второй части торгового запаса принимается в размере половины частоты завоза товаров.
  Гарантийный (страховой) запас устанавливается по каждой группе товаров по отношению к торговому запасу в следующих размерах: по товарам повседневного спроса - в размере до 100% торгового запаса; по другим товарным группам (в зависимости от конкретных условий) - в размере до 50% торгового запаса.
  При определении потоварных норм запаса не берут в расчет время нахождения товаров в пути. Его учитываю при нормировании ТЗ в целом по торговому предприятию. Итак, формула потоварных норм запаса имеет вид:
  Н = П + Зр +1/2Тч + Г,
  Где Н - норма ТЗ;
  П - время на приемку и подготовку товаров к продаже;
  Зр - рабочий час;
  Тч - запас до следующего завоза товаров;
  Г - гарантийный запас.
  Аналогичные расчеты нормы и норматива запасов производятся и по всем остальным товарным группам КПП. Норматив по предприятию в целом является суммой соответствующих слагаемых по отдельным товарным группам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Тема 6. Поступление и закупка товаров.
 
  План.
 1. Определение общего объема спроса потребителей.
 2. Источники поступления товарных ресурсов.
 3. Анализ поступления товаров.
 4. Планирование поступления товаров.
 

<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу