<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  1 вопрос. Определение общего объема спроса потребителей.
  Планирование РТ КПП не должно ограничиваться обоснованием объема реализации товаров. Его следует дополнить расчетом потребности КПП в товарных ресурсах и разработкой мероприятий по организации их закупок в необходимых размерах.
  Под товарными ресурсами предметов потребления понимается вся масса продукции на рынке, используемая для производственного, личного потребления и поставки на экспорт. Применительно к предприятию торговли товарные ресурсы можно рассматривать как материальную основу РТ, т.е. массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.
  Товарные ресурсы предприятия формируются за счет поступления товаров и товарных запасов и находятся в балансовой увязке с РТ.
  Спрос населения на товары - это форма проявления потребностей, обеспеченная денежным эквивалентом.
  Формирование и развитие спроса населения определяется системой различных факторов, которые классифицируются по ряду признаов:
 1. По природе возникновения:
 1.1. Экономические.
 1.2. Социальные.
 1.3. Демографические.
 1.4. Природно-климатические.
 1.5. Национально-исторические.
 2. По характеру воздействия на спрос:
  2.1 Общего характера.
  2.2. Специфического характера.
 3. По возможности измерения влияния на спрос:
 3.1. Прямого количественного измерения.
 3.2. Косвенного измерения.
  Экономические факторы - величина и распределение национального дохода, денежные доходы и их распределение по группам населения, объем и состав товарного предложения, уровень и соотношение розничных цен на товары, степень достигнутой обеспеченности потребления населения, уровень торгового обслуживания и т.д.
  Социальные факторы - распределительная политика государства, социальная структура общества, уровень благосостояния населения, культура потребления, мода, эстетический вкус и т.д.
  Демографические факторы - численность населения и его состав, численность и состав семей, соотношение между городским и сельским населением, процессы миграции населения и т.д.
  Природно-климатические - географические и социально-экономические.
  Национально-исторические - традиции, обычаи, условия быта.
  Общего характера - оказывающие влияние на все процессы развития спроса (уровень доходов, численность населения, цены на товары)
  Специфические - влияющие на развитие спроса на отдельные товары (жилищное строительство, молодежь, пенсионеры, туристы и т.д.)
  Прямого измерения - количественные измерительные факторы.
  Косвенного измерения - не поддающиеся количественному измерению (изменение моды, развитие потребностей, привычек и т.д.).
  Спрос населения на товары характеризуется объемом и структурой. Объем спроса - это сумма денежных средств, которую население обменивает на товары и услуги. Объем спроса определяется величиной покупательных фондов населения. Покупательный фонд населения - это расчетный показатель, исчисляемый на основе денежных доходов и расходов населения.
  Формирование структуры товаров в значительной степени определяется характером предъявляемого спроса, который может быть:
  1. Специальный - спрос на определенный товар или его разновидность, не допускающий замены каким-либо другим, даже однородным товаром.
  2. Импульсивный - спрос, появляющийся и формирующийся под влиянием побуждения, предложения, рекламы и т.д.
  3. Альтернативный - спрос, окончательно формирующийся в процессе выбора товара, ознакомления с предложенным ассортиментом.
  Оптимальный ассортиментный набор предусматривает стабильный состав товаров.
  Принципы формирования ассортиментного состава:
 1. Обеспечение достаточной полноты товаров.
 2. Обеспечение достаточной широты ассортимента.
 3. Наличие достаточной разновидности товаров в зависимости от профиля и зоны действия.
 4. Учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне.
  Устойчивость товарного ассортимента - обеспечение постоянного ассортимента всех видов и разновидностей товаров в торговом зале.
  Коэффициент устойчивости ассортимента - отношение количества видов товаров, имеющихся в продаже (Кф), к количеству видов, которое установлено (Кв):
  Куст = Кф /Кв,
 
 
  Вопрос 2. Источники поступления товарных ресурсов.
  Закупка товаров является составной частью КД КПП и включает в себя:
 1. Изучение и прогнозирование покупательского спроса.
 2. Выявление источников поступления и поставщиков товара.
 3. Организацию хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки.
 4. Организацию учета и контроля выполнения договорных обязательств.
  Рациональная организация закупки означает приобретение товаров нужного качества, в нужном количестве, в нужное время, у надежного поставщика, по приемлемой цене. Существуют следующие методы закупки товаров:
 1. Прямой, предполагающий установление прямых хозяйственных связей промышленных предприятий с розничными организациями.
 2. Косвенный, предполагающий покупку и продажу товаров через посреднические фирмы.
  Выбор источника поступления товаров осуществляется КПП с учетом объема продажи товаров. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формирование ТЗ, поступление и реализацию товаров. Главным из них является соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость, товарооборот осуществляется с меньшими ТЗ. По мере увеличения предложения товаров, насыщения рынка наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучение спроса населения - одно из условий, способствующих нормализации ТЗ.
  Объем РТ зависит от формирования, развития и удовлетворения спроса. Информация о спросе используется: для обоснования развернутого ассортимента и сроков поставки в условиях договоров; текущей корректировки ассортимента постави товаров; заключения договоров, контрактов, разовых торговых сделок; организации завоза товаров; оперативного регулирования завоза товаров с учетом изменения конъюнктуры рынка; организации закупки товаров; регулирования ТЗ; обоснования предложений по улучшению потребительских свойств и обновлению ассортимента поступающих товаров; обоснованию предложений по снятию с производства не пользующихся спросом товаров.
  Товароснабжение - это комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до РТП, включающий в себя закупку, доставку, приемку, хранение, подготовку и продажу товаров. Существует 2 формы товароснабжения: складская и транзитная.
  Основными принципами товароснабжения являются:
 1. Планомерность - завоз товаров на основе плановых графиков завоза.
 2. Ритмичность - завоз товара через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы магазинов, складов, транспорта.
 3. Оперативность - осуществление процесса товароснабжения в зависимости от изменения спроса.
 4. Экономичность - минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных средств на доставку товаров. Достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления рациональной звенности товародвижения.
 5. Централизация - товароснабжение розничной сети силами и средствами предприятий-поставщиков.
 6. Технологичность - применение индустриальной системы товароснабжения с использованием контейнеров.
  Транзитная форма товароснабжения будет рентабельна для поставщиков-производителей и потребителей (РТП) в следующих случаях:
 1. Количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт.
 2. Потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории (наличие концентрации рынка потребителей).
 3. Товар требует высокоспециализированного сервиса; объем каждой поставляемой партии достаточен для заполнения одного отгрузочного места (вагон, контейнер).
 4. У покупателя имеется достаточная сеть складов, подсобных помещений.
 5. Происходит быстрое колебание цены, что требует немедленного согласования с покупателем.
  На организацию товароснабжения оказывают влияние следующие факторы:
 1. Производственные - размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства.
 2. Транспортные - состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта.
 3. Социальные - расселение населения, уровень денежных доходов.
 4. Торговые - размеры, специализация и размещение КПП, степень сложности ассортимента товаров, их свойства.
  Уровень обслуживания в системе товароснабжения зависит от следующих факторов:
 1. Скорость выполнения заказа - времени от отправки заказа до получения товара, возможность срочной доставки товара по специальному заказу.
 2. Готовность принять обратно поставленный товар, если в нем обнаружен дефект, и заменить в кратчайший срок доброкачественным.
 3. Обеспечение различной партионности отгрузки по желанию покупателя; умение воспользоваться наиболее подходящим видом транспорта; высокоэффективная служба сервиса; хорошо поставленная складская сеть; достаточный уровень ТЗ; уровень цен, по которым оказываются услуги.
 
  Вопрос 3. Анализ поступления товаров.
  Анализ отчетных данных об обеспеченности КПП товарными ресурсами в предплановом периоде, о выполнении договоров, равномерности использования ресурсов в целом и важного составляющего их элемента - ТЗ является необходимым, начальным этапом планирования потребности КПП в товарных ресурсах.
  Предприятием должен быть организован четкий учет выполнения договоров на поставку товаров с точки зрения полноты их выполнения как по объему, так и по срокам. Причем соблюдение сроков поставки товаров и равномерность поставки имеют весьма важное значение для КПП, поскольку обеспечивает бесперебойную продажу товаров, не требует дополнительных ТЗ в виде страховых запасов.
  Равномерность поставки товаров характеризуется коэффициентом равномерности. Его расчет состоит из следующих операций:
  1. Определение среднеквадратического отклонения фактического объема поставки (?):
  ? = v??(?-?)/n,
  где Х - фактический объем поставки товаров за период, руб.
  Х - среднее значение объема поставки товаров за период, руб.
  N - количество дней, декад, месяцев и т.д.
  2. Расчет коэффициента вариации поставки (?):
  ? = ??100/?р;
  3. вычисление коэффициента равномерности поступления товаров (Кравн) :
  Кравн = 100 - ?
  Чем ближе значение коэффициента равномерности к 100%, тем более равномерно организовано поступление товаров, тем меньше размер упущенной выгоды от возможных перебоев в продаже отдельных товаров.
  Важным направлением анализа является определение степени обеспеченности РТ товарными ресурсами в целом и ТЗ в частности. Обеспеченность КПП товарными ресурсами можно установить, рассчитав сумму товарных ресурсов, приходящуюся на 1 руб. РТ.
  Кобесп = (П+ З)/Т,
  Где Кобесп - коэффициент обеспеченности КПП товарными ресурсами;
  З - средняя величина ТЗ, в руб.
  Т- РТ, руб.
  Анализ поступления товаров проводят в целом по КПП, по товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий - получателей товаров.
  При этом используются как стоимостные, так и натуральные показатели. Применение натуральных показателей и данных о средних розничных ценах на товары позволяет глубже изучить выполнение плана и динамику поступления товаров по ассортименту и качеству, определить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары.
  Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна производиться по данным за каждый месяц и нарастающим итогом с начала квартала и года.
  Особое внимание уделяют изучению источников поступления товаров. Необходимо установить, у каких поставщиков и в каком объеме закупались товары, какие имеются возможности закупки в будущем.
  Для оценки поступления товаров в натуральном выражении составляются специальные аналитические таблицы, по данным которых можно изучить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары.
  Используя данные о поступлении отдельных товаров и товарных групп в стоимостном и натуральном выражении, можно рассчитать потоварные средние розничные цены и измерить влияние ценностного фактора на размер товарных ресурсов. Отклонение от плана (или динамику) по средней розничной цене товара или товарной группы умножают на фактическое его количество и в результате измеряют влияние ценностного фактора на розничную стоимость поступившего товара (средние цены определяют делением розничной стоимости поступивших товаров на их количество).
  Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки по отдельным поставщикам. В процессе анализа необходимо определить степень выполнения договоров поставки по общему объему, ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки и т.п. Нарушения в выполнении договоров могут быть по вине поставщиков или по вине РТП.
  Важным вопросом анализа является изучение частоты и своевременности завоза товаров. Несвоевременная поставки товаров отрицательно сказывается на выполнении плана и динамике Т, в то время как равномерный и частый завоз товаров сохраняет их качество и нормализует ТЗ.
  Необходимо также исчислить и изучит коэффициенты вариации и равномерности поступления товаров (в разрезе товарных групп, структурных подразделений): чем выше коэффициент равномерности, чем больше он приближается к 100, тем ритмичнее была поставка товаров.
  Завершается анализ обобщением выявленных резервов роста товарных ресурсов, разработкой рекомендаций по совершенствованию товароснабжения и повышению использования товарных ресурсов в будущем периоде.
  Вопрос 4 Планирование поступления товаров.
  Планирование поступления товаров проводится в несколько этапов:
 1. Анализ обеспеченности КПП товарными ресурсами и эффективности их использования в предплановом периоде.
 2. Расчет необходимого размера запасов товаров на плановый период.
 3. Определение общей потребности в товарных ресурсах.
 4. Разработка плана поступления товаров.
  Необходимый объем поступления товаров в планируемый период определяется путем исключения из общей потребности в товарах количества товарных запасов, имеющихся у предприятия на начало планируемого года 9по-другому, ТЗ на конец отчетного года).
  Далее определяется круг поставщиков необходимых товаров, вид транспорта и маршрута поставок, графики поставок, особые условия поставок. Заключаются договора с поставщиками и перевозчиками.
  Одновременно с определением потребности в ТР осуществляется работа по определению источников формирования оборотных средств, необходимых для осуществления закупок товаров. Такими источниками являются:
 1. Собственные средства КПП.
 2. Заемные средства.
 3. Привлеченные средства.
  Одновременно определяется порядок осуществления закупок товаров, которые КПП может производить самостоятельно, либо поручить посреднику.
  Закупку товаров КПП осуществляют на основе договоров поставки и договоров купли-продажи, которые указаны во второй части ГК РФ. Как правило, договорами поставки предусматриваются долговременные отношения между продавцами и покупателями, в то время как разовые сделки осуществляются на основе договоров купли-продажи. Договором поставки определяется период поставки и доставки товаров, их ассортимент, форма расчетов, порядок урегулирования разногласий при заключении договора и другие условия.
  Заключая долговременные соглашения на поставку товаров, необходимо предусмотреть в договоре оптимальные для КПП параметры системы товароснабжения, к числу которых относятся объем партии поставки, число поставок и интервал между поставками.
  Между отдельными разделами плана РТ существует определенная связь. Эта взаимосвязь выражается в форме товарного баланса, который составляется по отдельным товарным группам и по всему Т предприятия:
  З1 + П = Р + З2 + Уе +Вп,
  Где З1 - запас на начало планируемого периода;
  П - поступление товаров в планируемом периоде;
  Р - реализация (расход) в планируемом периоде;
  З2 - запасы на конец планируемого периода;
  Уе - естественная убыль;
  Вп - прочее выбытие товаров.
  Необходимым условием экономически обоснованного планирования РТ является соответствие между планом поступления и планом продажи товаров. Проект плана товарного обеспечения составляют по тем же товарным группам, по которым планирую продажу товаров.
  Сумма товарного обеспечения складывается из сумм реализации товаров за год и разницы в товарных запасах на начало и конец периода. Следовательно, для определения величины поступления товаров в планируемом периоде необходимо иметь данные об обороте по продаже товаров за этот период и о размерах товарных запасов на начало и конец планируемого периода.
  Балансовую увязку указанных показателей можно записать в виде формулы:
  П = Р + З2 + Вп + Уе - З1.
  Проект плана товарного обеспечения Т составляют в виде баланса, в котором взаимно увязаны все показатели плана РТ.
  На объем поступления товаров в планируемом году оказывают влияние:
 1. Планируемое выбытие товаров.
 2. Сумма естественной убыли, которая рассчитывается по нормам и определяется планом ИО.
 3. Уценка товаров, в сумме, предусмотренной в финансовом плане.
 4. Передача товаров в производство и т.д.
  Чтобы рассчитать поступление товаров, к сумме оборота по продаже товаров прибавляют прочий планируемый расход и вычитают сумму ожидаемых ТЗ на начало планируемого периода.
  Такой расчет проводят по каждой группе товаров в отдельности и по всему Т предприятия.
  После расчета товарного обеспечения по всему Т и отдельным товарным группам определяют источники поступления товаров. Важнейшей задачей при определении источников поступления товаров является максимальное вовлечение в Т местных ресурсов.
  Объем централизованных источников рассчитывается следующим образом. По отчетным (ожидемым) данным устанавливают объем самостоятельных закупок в текущем году. При анализе остатков самостоятельно закупленных товаров выявляют часть, не реализованную из-за отсутствия спроса на нее. В результате оценивают степень фактического спроса и возможный спрос на товары местного производства в предстоящем году. В зависимости от этой оценки определяют потребность в товарах из местных источников. Исходя из потребности, КПП заключают с местными производителями товаров договоры на поставку их продукции, в которых должны быть предусмотрены сроки поставки, количество и ассортимент товаров. Объем закупок в соответствии с договорами распределяется по кварталам.
  Разница между общей суммой поступления товаров и суммой поступления их из децентрализованных источников составляет объем централизованных товарных ресурсов.
  Выселенные вышестоящей организацией товарные фонды в натуральном измерении пересчитывают в денежное выражение по средним розничным ценам. Средние розничные цены определяют из отчетных данных квартальной и месячной отчетности. На основе запланированного поступления товаров из централизованных источников составляют заявки на товары в стоимостном и натуральном выражении по каждой товарной позиции. КПП представляют заявки своей вышестоящей организации, которая составляет сводную заявку на товары по поставщикам.
 
  Тема 7. Доходы КПП.
 
  План.
 1. Доходы КПП, их состав, структура и источники поступления.
 2. Доходы от реализации товаров потребителям. Внереализационные доходы КПП.
 3. Учет, оценка и анализ доходов КПП.
 4. Планирование доходов от всех форм и видов деятельности КПП.
 
  Вопрос 1. Доходы КПП, их состав, структура и источники поступления.
  Валовой доход (ВД) КПП в экономическом смысле - это выручка от основной деятельности (реализация товаров и услуг), а также доходы, получаемые помимо основной деятельности, из других источников.
  Основная деятельность КПП - это услуги по обеспечению товарного обращения и доведению товаров от производителей до потребителей. Следовательно, основной источник ВД КПП представляет собой общую сумму выручки от реализации посреднических услуг как разницы между покупной ценой и товарооборотом, а также доходов от других хозяйственных операций, непосредственно не связанных с продажей товаров.
  Для КПП ВД - это источник средств для возмещения текущих затрат, расчетов с бюджетом и формирование прибыли. В новых условиях хозяйственной самостоятельности, самофинансирования необходимо, чтобы размер ВД КПП превышал затраты, требуемые для выполнения им своих функций. Другими словами, ВД является исходной предпосылкой для конкурентоспособного функционирования КПП.
  ВД КПП складывается из ВД от реализации товаров (основной источник) и из внереализационных источников. В свою очередь ВД от основной деятельности КПП формируется из следующих источников:
 1. ВД от реализации и отпуска товаров, готовой продукции, работ и услуг.
 2. Доходы от неторговой деятельности: производства; реализации работ и услуг по бытовому обслуживанию, коммунальному хозяйству.
 3. Доходы от операций с тарой.
 4. Возмещение из бюджета плановых затрат на закупку, перевозку, хранение, переработку продовольственной и плодоовощной продукции, превышающих розничные цены (в предусмотренных случаях, по дотационным товарам).
 5. Другие доходы.
  Внереализационными источниками получения доходов являются:
 1. Поступление ранее списанных долгов и дебиторской задолженности.
 2. Продажа неиспользованных ОФ и малоценного инвентаря.
 3. Доходы от сдачи в аренду временно неиспользуемого оборудования, транспорта, торговых и складских помещений.
 4. Излишки ТМЦ.
 5. Полученные штрафы, пени, неустойки.
 6. Прочие доходы.
  Основным из перечисленных источников является доход от реализации, который складывается из торговых надбавок и цене закупленных товаров: его доля составляет примерно 80-85% в общем объем всех доходов КПП.
  Современные принципы и методы формирования торговых надбавок сложились в результате длительного развития рыночных отношений между производителями товаров, ПОТ и ПРТ. Выделяют несколько этапов развития этих отношений.
  На первом этапе господствующее положение в системе ценообразования занимали производители товаров. Они устанавливали торговые скидки оптовым и розничным торговцам через механизм отпускных (прейскурантных) цен. Более высокий уровень торговых скидок предоставлялся ПРТ, имевшим более высокий уровень ИО. Сравнительно высокий уровень скидок устанавливался крупным ПОТ, занимавшим устойчивое положение на рынке. В условиях умеренной конкуренции на рынке производителям с помощью жесткого механизма ценообразования удавалось поддерживать необходимый уровень заинтересованности ПОТ и ПРТ в продвижении товаров до конечных потребителей.
  На втором этапе, по мере насыщения рынка и обострения сбыта товаров, складывались условия для дифференциации оптово-посреднических услуг и торговых скидок. Расширение ассортимента на ПОТ сопровождалось повышением уровня торговых скидок, что способствовало активизации оптово-посреднических звеньев в продвижении товаров до ПРТ. Оптовым покупателям стали увеличивать скидки в зависимости от величины заказа или поставляемой партии товаров. Более гибкими стали формы кредитования расчетов за поставляемые товары.
  Повышение уровня конкуренции на рынке оптово-посреднических услуг привело к существенному снижению роли, а затем и к вытеснению из расчетов прейскурантных цен и торговых скидок, устанавливаемых производителями, возросла роль разницы между розничными и оптовыми ценами - торговой наценки, определяемой КПП. Постепенно к ним перешла доминирующая роль в ценообразовании. В этих условиях появляются новые критерии оценки КД в торговле. Для КПП основой эффективной работы становится не объем Т, а сумма торговой наценки, являющаяся основным источником дохода и прибыли.
  Главным в хозяйственных взаимоотношениях производителей и предприятий оптовой и розничной торговли становится договорная цена. Предварительная (базисная) договорная цена складывается из следующих составляющих:
 1. Цена товара.
 2. Материальные затраты.
 3. Налоги.
 4. Заработная плата.
 5. Средства на развитие производства и сбыта.
 6. Средства на рекламу и другие методы стимулирования продаж.
 7. Свободный остаток, за счет которого может происходить снижение цены в процессе сделок с оптовыми предприятиями.
  В процессе переговоров с ПОТ цена может снижаться за счет последних двух элементов. В свою очередь, ценовая политика ПОТ основывается на динамике уровня рыночной цены и конъюнктуры рынка данного товара.
  В современных условиях перенасыщения рынка в развитых странах производители товаров и торговые предприятия принимают разнообразные способы и принципы согласования договорных цен, среди которых специалисты выделяют следующие:
 1. Договорная цена должна по возможности соответствовать цене равновесия спроса и предложения товаров на рынке.
 2. Оптимальная договорная цена должна покрывать издержки производства и обращения товаров и обеспечивать высокую норму прибыли участникам товарного обращения.
 3. При согласовании цены рекомендуется просчитывать вероятный риск и формировать необходимый фонд риска в целях страхования возможного снижения цены в условиях перенасыщения рынка данного товара.
 4. В процессе реализации товара считается недопустимым снижение установленного темпа продаж, довольно часто может быть выгодно снизить цены ради поддержания высокой скорости оборота товаров.
  Опыт зарубежных стран свидетельствует, что в долговременном плане наблюдается определенная стабильность общего уровня торговой наценки. Вместе с тем чрезвычайное разнообразие условий функционирования товарных и территориальных рынков развитых стран не позволяет устанавливать единую норму торговой наценки - каждый тип предприятия и особенно корпораций имеет свои тайны формирования торговой наценки и прибыли. Это естественно, поскольку позволяет учесть особенности формирования затрат в отдельных типах торговых предприятий в зависимости от товарного ассортимента, скорости оборота товаров и других условий.
 
  Вопрос 2. Доходы от реализации товаров потребителям и внереализационные доходы.
  Доходы от реализации товаров составляют большую часть валового дохода (ВД) КПП. В среднем по отрасли она составляет около 80%. Формируются доходы от реализации товаров как сумма всех торговых надбавок. В современных условиях хозяйствования, где самофинансирование и самоокупаемость являются главными предпосылками успешного функционирования предприятия, размер ВД от реализации товаров должен превышать затраты предприятия, необходимые для нормального выполнения своих задач.
  Торговые надбавки формируются в соответствии с общим механизмом ценообразования. На их величину оказывают влияние характер услуг, специфика деятельности, ценовая политика КПП, правительственная политика, проводимая в сфере обмена, спрос и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень ИО, стратегические целевые критерии, принятые предприятием на данный период функционирования.
  Валовой доход КПП - это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. ВД от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Уровень этого дохода в розничной торговле рассчитывается как отношение суммы ВД от реализации к объему РТ, выраженное в процентах; в оптовой торговле - к объему ОТ (складского и транзитного с участием в расчетах); в массовом питании - ко всему Т в продажных ценах (валовому Т).
  ВД не является показателем, характеризующим прямую эффективность работы предприятия. Он отражает долю торговли в сумме цен товаров народного потребления. Чем богаче общество, тем выше требования к качеству торгового обслуживания и тем выше доля торговых надбавок в цене товара. Как свидетельствует опыт развитых стран, доля оптово-сбытовых и торговых надбавок в цене товара составляют 15-70%. А по товарам экстра-класса или дефицитным продажная цена превышает покупную более чем в 2-2,6 раза.
  Объем ВД от реализации зависит от степени развития рынка, объема, состава, структуры Т, уровня цен закупки, инфляции, стандартов качества торгового обслуживания, объема дополнительных услуг, уровня издержкоемкости торгового процесса.
  Торговые услуги, выступая на рынке как товар, обладают стоимостью и потребительной стоимостью, т.е. услуги, как продукция, представляют для покупателя определенную ценность. Чтобы получить это благо, покупатель должен оплатить цену товара, которая включает, кроме цены закупки, торговую надбавку.
  Торговая надбавка является основным источником формирования ВД. До перехода экономики к рыночным отношениям источником образования ВД были торговые скидки (основные и дополнительные). Главное их отличие от торговых надбавок заключается в том, что торговые скидки представляли собой часть чистого дохода, передаваемого предприятиям сферы материального производства торговым предприятиям для организации продажи произведенной ими продукции, а их размер определялся высшими органами ценообразования и был единым на всей территории страны. Торговые скидки устанавливались в процентах к розничной цене, а торговые надбавки - к оптовой свободно-отпускной цене.
  С ориентацией экономики на рыночные отношения и с переходом к свободному ценообразованию КПП получили статус ЮЛ и стали сами определять размер торговой надбавки. В действующих условиях хозяйствования уровень торговой надбавки должен определяться с учетом конъюнктуры рынка, соотношения между спросом и предложением на конкретный товар, размера свободной отпускной цены, ИО, прибыли, ставок косвенных налогов и условий взаиморасчетов контрагентов.
  Основные требования, предъявляемые к обоснованию торговых надбавок, заключаются:
 1. Они должны создавать условия для прибыльной работы КПП.
 2. Отражать специфику реализации отдельных товаров.
 3. Стимулировать эффективное использование имеющихся ресурсов.
 4. Учитывать территориальное размещение производства (поставщиков) и пути продвижения отдельных товаров к потребителю.
 5. Способствовать сокращению перевозок продукции от места производства до потребления.
 6. содействовать упрощению практики расчетов и совершенствованию отношений КПП между собой, с предприятиями других отраслей деятельности, с банками, финансовыми и налоговыми органами.
  Торговые надбавки в соответствии с действующим порядком их формирования определяются КПП самостоятельно.
  При определении размера средней торговой (оптово-сбытовой) надбавки (ТН) рекомендуется использовать следующую формулу:
  ТН = ИО + Н +СО + К + Р,
  Где ИО - уровень ИО, кроме процентов за кредит.
  Н - сумма налогов (НДС, налог на прибыль от Т и другие обязательные отчисления и налоги, исчисленные от ВД).
  СО - отчисления на пополнение собственных оборотных средств (6% от размера ВД).
  К - проценты за кредит (в процентах к Т).
  Р - рентабельность.
  ИО при расчете ТН рекомендуется определять по отчетным данным за предшествующий период и корректировать их на коэффициент роста или снижения объемов деятельности.
  Налоги, включаемые в расчет ТН, исчисляются по методикам, предусмотренным налоговым законодательством.
  Проценты за кредит рассчитываются исходя и Т/Об, установленных в % ставок, потребности в кредитных ресурсах с учетом наличия собственных оборотных средств, вложенных в ТЗ собственных источников формирования. Минимально возможный уровень рентабельности, включаемый в ТН, не должен превышать сложившегося за предшествующий период.
  Перечень внереализационных источников доходов разнообразен, и у каждого КПП он свой. Наиболее распространенными и общими для всех КПП являются следующие источники формирования внереализационных доходов:
 1. доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
 2. Доходы от сдачи в аренду неиспользуемого имущества и помещений.
 3. Доходы от долевого участия в УК другого предприятия.
 4. Доходы от ценных бумаг.
 5. Сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, нейстоек и других видов санкций.
 6. Доходы от дооценки товаров.
 7. Поступление сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошедшие годы в убыток.
 8. Положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте.
 9. Проценты, полученные по денежным средствам.
 10. Прочие внереализационные доходы.
  При анализе и планировании ХД КПП внереализационные доходы учитываются в общей сумме ВД.
 
  Вопрос 3. Учет, оценка и анализ доходов КПП.
  Анализ финансовых результатов начинают обычно с изучения ВД. От величины ВД зависит финансовое положение КПП, оплата труда работников, поскольку источником образования прибыли является ВД.
  Для анализа ВД используются традиционные методы анализа и математические. К числу основных способов и приемов экономического анализа ВД относятся:
 1. Оценка абсолютных, относительных и средних величин.
 2. Метод сравнения.
 3. Метод группировки.
 4. Индексный метод.
 5. Графический метод.
 6. Метод цепных подстановок.
 7. Балансовый и т.д.
  Достоверность результатов анализа ВД находится в прямой зависимости от качества его информационного обеспечения. Источники экономической информации подразделяются на учетные, внеучетные и нормативные. К учетным относятся БУ и отчетность; оперативный учет и отчетность; выборочные учетные данные; к внеучетным - материалы внутриведомственной и вневедомственной ревизии, внешнего и внутреннего аудита, проверок налоговой службы; протоколы собраний трудового коллектива; материалы печати; объяснительные и докладные записки; переписка с вышестоящими организациями, финансовыми органами, банками; материалы, получаемые в результате личных контактов с исполнителями. Нормативные источники - рекомендации вышестоящих органов управления, утвержденные тарифы, ставки, размеры среднего уровня ВД, достигнутые конкурентами и т.д. Необходимо тщательно проверить все привлекаемые к анализу материалы. Подготовка данных к анализу состоит главным образом в их проверке, в проверке качества отчетных материалов.
  Проверка отчетных материалов предполагает оценку правильности оформления отчетов, подсчетов и вычислений; полноты качества и сроков проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете; правильности показаний в балансе ТН, наценок на остаток нереализованных товаров и т.д.
  Большое значение имеет встречная проверка тех или иных показателей. Материалы, используемые для анализа, должны быть сопоставимы.
  Основными материалами для анализа ВД служат БУ и отчетность, статистическая отчетность.
  Анализ ВД начинается с оценки абсолютных величин. В экономическом анализе они используются для исчисления средних и относительных величин. Относительные величины более наглядны и лучше демонстрируют тенденции в изменении исследуемых показателей. Не менее важное значение в процессе анализа имеют средние величины. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного к закономерному. Без них почти невозможно сравнивать изучаемые признаки по разным совокупностям, охарактеризовать изменение варьирующего показателя во времени. Они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний. В анализе применяют следующие формы средних: среднюю арифметическую, среднюю геометрическую и среднюю хронологическую моментального ряда.
  В процессе анализа ВД устанавливается степень соответствия фактических значений плановым (прогнозным), выполнения заданий по ВД. В ходе анализа определяется динамика ВД, устанавливаются причины его роста или снижения. В связи с тем, что существуют определенные расхождения в формировании цен на товары, закупаемые из различных источников, целесообразно организовать учет ВД в зависимости от того, по каким каналам поступает товар на КПП для его последующей реализации. Если предприятие в состоянии обеспечит максимальную механизацию учета, тогда наблюдения за развитием ВД необходимо провести по каждому источнику поступления товара, по каждому договору купли-продажи, что позволяет создать возможность для стратегического управления процессом формирования ВД.
  При анализе особое внимание следует уделить расчету влияния основных факторов на сумму и уровень ВД. К основным факторам, оказывающим влияние на размер ВД, относятся: объем и ассортиментная структура Т, уровень ТН и цен, звенность товародвижения, состав Т и т.д.
  Следующим этапом анализа ВД является анализ ВД по месяцам, кварталам, декадам, в разрезе подразделений в сравнении с достижениями конкурентов.
  Завершается анализ ВД расчетом упущенных возможностей в росте ВД и разработкой мероприятий с определением ответственных за их выполнение и установлении мер ответственности за их реализацию.
  Материалы анализа служат базой прогнозирования и планирования ВД на следующие периоды.
 
  Вопрос 4. Планирование доходов от всех видов деятельности КПП.
  Планирование ВД является важной стадией экономического обоснования финансового плана. В современных условиях КПП самостоятельно разрабатывает план ВД на квартал (год) с помесячно (поквартальной) разбивкой в сумме и по уровню.
  Исходными предпосылками для разработки прогноза ВД служат план продажи товаров в ассортиментном разрезе, целевая стратегия (увеличение доли рынка, максимизация прибыли и т.д.), возможности предприятия (МТБ, товарное обеспечение), потребности в прибыли для развития КПП, план поступления товаров в разрезе источников, законодательная база по вопросам ценообразования и т.д.
  Для планирования ВД используются следующие методы:
 1. Технико-экономических расчетов (метод прямого счета).
 2. Расчетно-аналитический.
 3. Экономико-статистический.
 4. Экономико-математический.
 5. Оптимизационные модели.
 6. На основе прогнозируемой величины прибыли и т.д.
  Метод технико-экономических расчетов можно использовать в трех вариантах. По первому расчет ВД на планируемый период базируется на прогнозируемой структуре Т и действующих нормах ТН, в том числе регулируемых государством, социально значимым и свободным (на уровне сложившихся в ближайшем периоде).
  По второму варианту прогнозируемая величина ВД определяется путем прямого расчета доходности каждого источника поступления товаров, каждого заключенного договора поставки с учетом звенности товародвижения, влияния основных факторов. Общий объем ВД рассчитывается как сумма ВД, который может быть получен КПП от реализации товаров по всем заключенным договорам, всем возможным источникам поступления товаров и от действия каждого фактора в отдельности.
  ВД по этому методу рассчитывается и путем умножения объема Т на средний уровень ВД, достигнутый в прошлом периоде (если он удовлетворяет целям предприятия), или определенный с помощью расчетно-аналитического, экономико-статистического, экономико-математических методов.
  Метод технико-экономических расчетов позволяет дать полное экономическое обоснование ВД и рассчитать различные варианты плана, но его применение на практике ограничено ввиду отсутствия к моменту планирования необходимой исходной информации, долгосрочных контактов с поставщиками, неустойчивости хозяйственных связей, налогового законодательства, кризисного состояния экономики.
  Наиболее прост в использовании расчетно-аналитический метод прогнозирования ВД. Его сущность состоит в том, что на основе отчетных данных за истекший период текущего года и изучения динамики уровня ВД за два предшествующих года определяется ожидаемый уровень ВД за истекший год. Этот ожидаемый уровень ВД принимают за базовую величину для прогнозирования суммы ВД.
  Расчетно-аналитический метод на практике применяется часто, но и он не лишен недостатков, поскольку не учитывает предполагаемые изменения в структуре Т и др. Поэтому рекомендуется скорректировать полученный результат на возможные изменения товарной структуры оборота, звенности товародвижения и другие показатели, характеризующие изменения в хозяйственных связях.
  Среди экономико-статистических методов наиболее широко в целях прогнозирования используется метод скользящей средней. Суть метода заключается в выравнивании по методу скользящей средней динамического ряда (4-5 лет) уровня ВД и распространения выявленной тенденции в развитии ВД на перспективу.
  Расчет ВД при помощи экономико-математических методов предполагает решение многофакторной модели с использованием ЭВМ. Чаще всего в этих целях применяется трендовое уравнение множественной регрессии вида:
  У = ао + а?х? + а2 х2 + ... + аnхn,
  Где у - темп изменения или уровень ВД,
  а0 , а1 , а2 , аn - коэффициенты множественной регрессии,
  х0 , х1 , х2 , хn - факторы, определяющие изменения (или прогнозную величину) ВД.
  Оптимизационное моделирование ВД основано на применении ЭММ. Прогнозный уровень ВД по критерию оптимальности определяется как лучший вариант из нескольких возможных при различных размерах Т, прибыли, соотношения удельных весов продовольственных и непродовольственных товаров, уровня ИО (валовых, условно-постоянных, условно-переменных).
  Прогнозирование ВД с учетом целевой нормы прибыли осуществляется на основе зависимости:
  ВДпл.j = ИОпл.j + Ппл.j,
  Где: ВДпл.j - планируемая величина ВД,
  ИОпл.j - планируемая величина ИО,
  Ппл.j - планируемая величина прибыли,
  J - планируемый период.
  Прогнозные расчеты ВД от реализации, произведенные с использованием каждого из вышеизложенных методов в отдельности или в комплексе, считаются надежными тогда, когда их расчетная величина удовлетворяет требованию обеспечения, с одной стороны, безубыточности работы предприятия, с другой - получению необходимой чистой прибыли для финансирования его производственного и социального развития (для самофинансирования).
  С этой целью рассчитывается ряд показателей, которые позволяют удостовериться в оптимальности прогнозной величины ВД. Такими показателями являются критическая величина ВД, точка безубыточности, запас финансовой прочности, размер ВД, обеспечивающий получение необходимой целевой прибыли при действующем налогообложении.
  Точка безубыточности показывает, при каком объеме продаж величина ВД покроет понесенные затраты. Ее расчет можно произвести по следующей формуле:
  Тб = Иоп / (Увд - Уи.о.пер.) ·100%,
  Где Тб - точка безубыточности,
  ИОп - сумма постоянных ИО,
  Увд - уровень ВД,
  Уи.о.пер. - уровень переменных ИО.
  Критическую величину ВД (ВДкрит.) можно рассчитать по формуле:
  ВДкрит. = ИОпл./Кп·100%,
  Где Кп - коэффициент покрытия, характеризующий соотношение между величиной ВД и переменными издержками:
  Кп = (ВД- Иопер)/ ВД· 100%
 
  В современных нестабильных условиях хозяйствования и разработке прогнозов ВД целесообразно идти не от общего к частному (от годовых объемов к квартальным), а от частного к общему. Это позволит повысить достоверность расчетов, оперативно учесть особенности складывающейся хозяйственной ситуации в ходе формирования ВД и внести соответствующие коррективы в целевые установки.
  Достижение запланированного размера ВД возможно при обеспечении достижения запланированного объема Т, не только в целом, но и в ассортиментной структуре. ВД складывается из дохода от реализации отдельных товаров. Поэтому в деле совершенствования управления ВД, частью которого являются их анализ и планирование, большое значение имеет обоснование размера ТН. А в связи с тем, что ТН представляет собой разновидность цены, для ее формирования можно использовать методы калькуляции цен с учетом логических поправок на специфику их сущности.
  Существует много методов определения базовой ТН (цены), которые можно использовать независимо друг от друга или в комбинациях. Основными из них являются:
 1. Метод полных издержек.

<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу