<< Пред. стр. 5 (из 7) След. >>
2. Метод стоимости реализации.3. Метод маржинальных (предельных) издержек.
4. Метод рентабельности инвестиций.
5. Методы маркетинговых или рыночных оценок.
6. Опытно-экспертный метод.
7. Метод сопоставления цен (ТН).
8. Эмпирический метод (исходя из рыночных условий).
9. Оптимизационный метод.
Чтобы управлять процессами формирования ВД и определения ТН (наценки), целесообразно руководствоваться следующими правилами: необходимо знать свои затраты, постоянно быть в курсе цен конкурентов, прогнозировать, как дорого покупатели готовы заплатить за товар и торговые услуги, какова их реальная платежеспособность, сравнивать цены на новые товары с ценами товаров, которые уже находятся в продаже.
Тема 8. Издержки обращения КПП.
План.
1. ИО КПП, их классификация.
2. Анализ ИО.
3. Планирование ИО.
4. Основные пути оптимизации затрат КПП.
Вопрос 1. ИО КПП, их классификация.
ИО - это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. ИО представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.
ИО учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.
ИО характеризуются суммой и уровнем. Уровень в РТ определяется в процентах к РТ, а в оптовой - в процентах к ОТ с участием в расчетах, в массовом питании - в процентах к валовому Т. Уровень ИО - важный качественный показатель КД КПП. По этому показателю судят с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1 руб. Т, с другой стороны - о доле торговых расходов в розничной цене, об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Классификация ИО позволяет контролировать и анализировать их по разновидностям, следить за динамикой, выявлять изменения, тенденции с целью дальнейшего управления ими. Единая классификация ИО дает возможность сопоставлять их не только с затратами внутри КПП, но и с затратами по другим предприятиям.
ИО классифицируются по отраслям КД, по видам и статьям расходов, по товарам и т.д.
Единая для всей сферы обращения номенклатура ИО включает 15 статей:
1. Расходы на ж/д, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки.
2. Расходы на оплату труда.
3. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря.
4. Амортизация ОФ.
5. Отчисления и затраты на ремонт основных средств.
6. Износ санитарной одежды, столового белья, МБП, столовой посуды и приборов.
7. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.
8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
9. Расходы на торговую рекламу.
10. Проценты на пользование кредитом и займом.
11. Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации.
12. Расходы на тару.
13. Отчисления на социальные нужды.
14. Налоги, отчисления, сборы, включаемые в ИО.
15. Прочие расходы.
Классификация ИО по отраслям КД предусматривает учет и планирование ИО:
1. По РТ, ОТ, массовому питанию;
2. По завозу, длительному хранению и оптовой реализации овощей и фруктов (в рублях на тонну продукции).
3. Издержек по заготовке с/х продукции (по растениеводству - в рублях на тонну заготовленной продукции; по животноводству - в процентах к закупочной стоимости; в потребительской кооперации - в процентах к объему заготовленной продукции).
Потоварная классификация ИО связана с различиями в уровне затрат, вызванными неодинаковой издержкоемкостью товаров. В основе потоварной классификации лежит сумма расходов, приходящаяся на рубль Т. С помощью специальных наблюдений выявлено, что уровень ИО по товарным группам имеет весьма широкий диапазон колебаний. По непродовольственным товарам уровень ИО составляет 9-15%, по продовольственным товарам - 6-15%, по плодоовощным товарам - 11-12% и т.д.
Помимо вышеперечисленных способов классификации затраты, включаемые в состав ИО, классифицируются по различным признакам.
По участию в образовании стоимости все ИО делятся на чистые и дополнительные.
Чистые ИО - это затраты КПП по обслуживанию акта купли-продажи товара и смены форм собственности. Эти затраты общественно необходимы, по своей сути они непроизводительны и не создают потребительную стоимость, не увеличивают стоимость товара. К ним относятся расходы, связанные с рекламой, обслуживанием покупателей, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п.
Дополнительные ИО - это затраты КПП по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся затраты на транспортировку, хранение, доработку, фасовку, упаковку товаров и т.п. В ходе выполнения этих операций товар как потребительная стоимость сохраняется, преобразуется и доводится до потребителя, одновременно увеличивается его стоимость.
Таким образом, дополнительные издержки возмещаются за счет вновь созданной на предприятии стоимости, а чистые издержки - за счет вновь созданной стоимости и части стоимости, которую уступает КПП производитель за осуществление реализации товаров потребителям.
В настоящее время доля чистых Ио в общей сумме возрастает, что диктуется требованиями рынка к повышению культуры обслуживания покупателей и конкурентоспособности предприятий.
По способу отнесения на отдельные товары и товарные группы ИО делятся на прямые и косвенные.
Прямые ИО - это затраты, которые на основании первичных документов напрямую могут быть отнесены на ту или иную товарную группу.
Косвенные ИО невозможно напрямую без предварительных расчетов распределить между товарными группами пропорционально какому-либо показателю (торговой площади, объему Т, заработной плате торгово-оперативных работников и т.п.).
Данный способ классификации ИО имеет важное значение для определения издержкоемкости реализации отдельных товаров (затрат на единицу Т по товару или товарной группе), что, в свою очередь, необходимо для обоснования уровня торговой надбавки и исчисления рентабельности продажи отдельных товаров и товарных групп.
По составу различают простые и комплексные ИО.
К простым ИО относятся издержки, представляющие собой экономически одноэлементные расходы, неразложимые на разнородные составные части.
Комплексные ИО состоят из различных элементов затрат (например, прочие расходы включают командировочные расходы, износ нематериальных активов, налоги и обязательные платежи и т.п.).
По рациональности использования все расходы можно разделить на производительные и непроизводительные.
Производительные расходы дают полезный результат: расходы на реализацию товаров обеспечивают предприятию получение РТ.
Непроизводительные расходы полезного результата не дают, но они бывают неизбежными в процессе осуществления предприятием КД. В КД это прежде всего потери товаров в виде естественной убыли. КПП должно стремиться к снижению непроизводительных потерь путем улучшения организации доставки, хранения и реализации товаров.
По степени зависимости от изменения объема Т ИО подразделяются на постоянные и переменные.
Под постоянными ИО понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры Т, но их уровень изменяется в обратном по отношению к Т направлении: с увеличением объема Т уровень постоянных ИО, исчисленный в процентах к Т, снижается, и наоборот. Постоянные издержки могут быть остаточными и стартовыми.
К остаточным ИО относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещения, коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в сумме минимального размера или части оклада и т.п.).
К стартовым ИО относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на эл. энергию, на уборку помещений, на заработную плату по ставкам и окладам и т.п.). В случае, если предприятие прекращает работу на длительный срок, остаточные издержки следует снижать за счет сокращения численности работников, отказа от аренды помещений и т.п.
Переменные издержки могут быть пропорционально-переменными, дегрессивно-переменными и прогрессивно-переменными.
Пропорционально-переменные издержки изменяются в том же направлении и темпе, что и объем Т. Поэтому их сумма изменяется, а уровень остается без изменения.
Дегрессивно-переменные ИО изменяются в относительно меньшей пропорции, чем объем Т, поэтому их уровень несколько снижается с увеличением Т и возрастает в связи с его сокращением.
Прогрессивно-переменные ИО изменяются в относительно большей пропорции, чем объем Т, поэтому их уровень незначительно возрастает с ростом Т и снижается в результате снижения его объема.
Деление ИО на переменные и постоянные носит условный характер, поэтому их чаще называют условно-переменными и условно-постоянными.
Практическая ценность деления затрат на переменные и постоянные состоит в следующем:
1. Такое деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения издержек при росте выручки от реализации.
2. Такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, т.е. запас финансовой прочности предприятия.
3. Выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинальной прибыли (ВД - переменные затраты) для определения размера торговой надбавки.
К условно-постоянным ИО относятся:
1. Отчисления и затраты на ремонт ОС.
2. Износ санитарной одежды, столового белья, МБП, столовой посуды и приборов.
3. Расходы на торговую рекламу.
4. Амортизация ОС.
5. Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала.
6. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря.
К условно-переменным ИО относятся:
1. Расходы на ж/д, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки.
2. Расходы на оплату труда торгово-оперативного персонала.
3. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.
4. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
5. Проценты за пользование кредитом и займами.
6. Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации.
7. Расходы на тару.
8. Отчисления на социальные нужды.
9. Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки.
10. Прочие расходы (50%).
По видам затрат ИО подразделяются на элементы и статьи, номенклатура и содержание которых установлены Положением о составе затрат на производство продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №552) и последующими изменениями и дополнениями.
Группировка затрат по экономическим элементам рекомендуется данным Положением, поэтому она едина и обязательна для всех предприятий. В каждый элемент включаются расходы на конкретный вид ресурсов. Группировка затрат производится по следующим экономическим элементам:
1. Материальные затраты.
2. Затраты на оплату труда.
3. Отчисления на социальные нужды.
4. Амортизация ОФ.
5. Прочие затраты.
На основе Положения о составе затрат разрабатывается номенклатура статей ИО (для торговли) или калькуляция (для предприятий массового питания и сферы услуг). Если группировка по экономическим элементам едина для всех предприятий, то номенклатура статей затрат носит ярко выраженный отраслевой характер.
Все затраты, предусмотренные Положением о составе затрат, могут быть включены в ИО. Тем самым предприятие получает реальное представление об истинной величине затрат и прибыли. Однако некоторые виды затрат государство по-прежнему регулирует путем их нормирования. К их числу относятся:
1. Затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков на приобретение товаров.
2. Командировочные расходы.
3. Представительские расходы.
4. Расходы на рекламу.
5. Расходы на подготовку кадров.
По этим статьям суммы затрат относятся в полном объеме на ИО, однако превышение фактических затрат над нормативными не должно уменьшать налогооблагаемую прибыль, т.е. на сумму превышения затрат налогооблагаемая прибыль увеличивается.
В рыночных условиях хозяйствования, когда КПП осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею. Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополученной прибыли).
В этой связи следует выделить новые виды затрат, которые могут быть использованы при принятии управленческих решений с целью их оптимизации.
На КПП, где велика доля частной собственности и собственники принимают участие в производственном процессе, наряду с явными издержками, полностью отражаемыми в БУ и принимающими форму денежных платежей, некоторые издержки носят и неявный характер.
Неявные (имплицитные) издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам предприятия. Такие издержки не отражаются в БУ, но от этого они не становятся менее реальными. (Например, предприятие может использовать помещение, принадлежащее владельцу предприятия, без оплаты за аренду. Следовательно, неявные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого помещения кому-либо в аренду.).
И, наконец, при принятии управленческих решений о расширении предприятия, изменении товарного профиля и т.п. необходимо учитывать так называемые вмененные затраты и приростные затраты и доходы.
Вмененные издержки возникают в условиях ограниченности ресурсов, когда во имя реализации альтернативного варианта А приходится ограничивать или полностью отказаться от решения Б. (Например, в условиях ограниченности торговых площадей для расширения продажи товара А необходимо сократить площадь, занятую под товаром Б, в результате чего сократится его реализация и прибыль. Поэтому, когда будет подсчитываться прибыль от расширения реализации товара А, необходимо ее уменьшить на сумму потери прибыли от сокращения продажи товара Б. Полученное значение потерь и будет представлять собой вмененные издержки).
При принятии управленческих решений о расширении деятельности предприятия за счет увеличения торговых площадей или в случае освоения нового для предприятия рынка товаров необходимо исходить из величины приростных затрат и доходов. Приростные (инкрементные) затраты и доходы являются дополнительными появляются в результате продажи дополнительных единиц товаров.
Действующая в РФ классификация ИО в разрезе статей ориентирована на затратный принцип ведения хозяйства. Дальнейшее совершенствование номенклатуры ИО целесообразно связывать с ее приближением к номенклатуре, применяемой в развитых европейских странах, и разукрупнением статей.
Вопрос 2. Анализ ИО.
Анализ ИО направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы КПП за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. Полный анализ Ио следует проводить не реже одного раза в квартал, а неполный - ежемесячно. При этом необходимо сравнивать произведенные затраты с допустимыми, нормативными, прогнозными, а также с индексами объемов продажи, ВД, прибылью. Анализ отклонений следует проводить в три этапа:
1. Обнаружение отклонений и их стоимостная оценка.
2. Установление причин, вызывающих эти отклонения.
3. Распределение ответственности.
Изучение ИО позволяет дать более точную оценку показателей прибыли и рентабельности, а также стратегических и текущих целей.
Задачами анализа ИО является определение:
1. Ожидаемых (фактических) уровней выполнения плана ИО и суммы затрат по общему уровню и по отдельным статьям расходов.
2. Динамики и степени выполнения плана по ИО.
3. Размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня ИО по сравнению с плановым уровнем.
4. Величины экономии или перерасхода средств по общему уровню и отдельным статьям.
5. Изменений размера влияния основных факторов на отклонение фактических затрат от плановых.
6. Изменений в ИО подведомственных предприятий.
7. Издержкоемкости отдельных видов товаров; размера различий в сравнении с издержками конкурентов.
По итогам анализа составляется отчет, содержащий конкретные рекомендации по управлению издержками и ликвидации текущих затрат на КПП.
Анализ ИО осуществляется в основном по показателям их уровня, так как оценка затрат в стоимостном выражении не позволяет судить об их объективности.
Источниками информации для анализа ИО служат оперативные данные БУ, статистическая отчетность, материалы документальных ревизий, инвентаризаций, проверок, докладные записки, результаты наблюдений.
Перед началом анализа проверяют достоверность данных и обеспечивают их сопоставимость.
Анализ начинают с определения абсолютной суммы экономии (перерасхода) ИО:
Аэк./пер. = ИО1 - ИО0,
Где Аэк./пер. - сумма абсолютной экономии (перерасхода) ИО, руб.
ИО1 - фактическая сумма ИО отчетного года или фактическая сумма отчетного года, руб.
ИО0 - плановая сумма ИО отчетного года или фактическая сумма базисного года, руб.
Расчет абсолютной суммы экономии (перерасхода) ИО должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение ИО на фактический объем Т отчетного периода. При этом следует учитывать условное деление ИО на переменные и постоянные.
ИО скор.0 = ИОпост.0 + Р1*УИОпер.0/100
Где ИОскор.0 - базисная сумма ИО, скорректированная на фактический Т отчетного года, руб.
ИОпост.0 - условно-постоянные ИО базисного года, руб.
УИОпер.0 - уровень условно-переменных ИО базисного года, %.
Р1 - фактический объем Т отчетного года, руб.
Сумма относительной экономии (перерасхода) ИО представляет собой разницу между фактическими издержками отчетного года и базисными скорректированными издержками.
Оэк./пер. = ИО1 - ИОскор.0
При проведении анализа ИО определяют размер и темп изменения их уровня:
?УИО = УИО1 - УИО2,
где УИО1, УИО2 - соответственно отчетный и базисный уровни ИО, %.
ТИО = УИО1: УИО0*100%.
Где ТИО - темп изменения уровня ИО, %.
Анализ общего уровня и суммы ИО в сопоставлении с планом и соответствующим периодом прошлого года производится за год, по кварталам, по месяцам и по подразделениям.
Следующим этапом анализа является изучение состава и структуры расходов, соблюдения сметы по отдельным видам затрат. При этом в первую очередь должны изучаться статьи, занимающие наибольший удельный вес в ИО, и условно-постоянные расходы. Оценку выполнения сметы ИО по условно-переменным статьям следует давать по их уровню, по условно-постоянным - по абсолютной величине.
Следующим этапом анализа является выявление влияния различных факторов на ИО. Величина ИО находится под воздействием многочисленных зависящих и не зависящих от деятельности КПП факторов. Одни из них способствуют росту издержек, другие снижению.
К факторам, снижающим УИО, относятся:
1. Рост объема Т и доли мелкооптового оборота в его составе.
2. Увеличение в структуре Т удельного веса менее издержкоемких товаров.
3. Повышение эффективности труда торговых работников: внедрение прогрессивных методов продажи, полное использование производственных мощностей, увеличение Т в расчете на 1 кв.м. торговой площади. Рост технической оснащенности.
4. Рациональное использование оборотных средств, недопущение случаев образования сверхнормативных запасов товаров, ускорение Т/Об.
5. Полная ликвидация всех видов непроизводительных расходов и потерь, укрупнение КПП, сокращение звенности товародвижения, совершенствование управления КД.
Факторами, вызывающими рост затрат, являются:
1. Снижение объемов продажи.
2. Увеличение в структуре Т удельного веса товаров со сравнительно высоким уровнем ИО.
3. Замедление Т/Об.
4. Увеличение объемов кредитов.
5. Повышение цен, ставок, окладов, тарифов.
6. Повышение качества обслуживания.
7. Увеличение количества услуг, оказываемых покупателям.
На данном этапе необходимо провести не только качественный анализ всех влияющих на ИО факторов, но и дать им количественную оценку.
1. Влияние фактора цен.
В последние годы сумма и уровень ИО находятся под сильным воздействием фактора цен, что обусловлено свободным ценообразованием, инфляционными процессами, снижением эффективности общественного производства и рыночными преобразованиями. Изменение цен и тарифов влияет с различной силой и направленностью воздействия почти на все материальные и приравненные к ним затраты. Для расчета влияния цен на УИО необходимо иметь данные об индексах цен на товары, индексах транспортных тарифов и т.д. УИО, скорректированный на индекс цен можно рассчитать следующим образом:
УИОскор.1 = УИОн/з1 + (Иозав.1 - (Р1/Јр):100
Где УИОскор.1 - скорректированный отчетный УИО,%.
УИОн/з1 - уровень независимых от изменения розничных цен издержек.
Иозав.1 - сумма зависимых от изменения цен ИО отчетного года, руб.
Јр - индекс цен,
Р1 - фактический объем Т отчетного периода, руб.
Изменение цен по разному влияет на затраты. Уровень условно-переменных затрат при изменении цен остается прежним. Уровень условно-постоянных затрат находится в обратной зависимости от изменения уровня цен на товары.
2. Сезонность реализации товаров.
Для ИО в основном характерна поквартальная сезонность. Наибольшие затраты отмечаются в последнем месяце квартала. Вариация сезонных колебаний издержек достаточно велика. Причем она более значительна, чем изменения сезонных колебаний Т и ВД. В зависимости от величины вариации сезонных колебаний статьи ИО условно делятся на три группы: несезонные, умеренно сезонные, с повышенной сезонностью.
3. Время обращения товаров.
Между скоростью обращения товаров и УИО существует тесная взаимосвязь. Кредитование Т производится на определенные сроки, и за предоставление кредита банк взимает проценты с суммы продаж за весь срок его использования, поэтому чем быстрее будут реализованы товары, тем быстрее будет погашена задолженность банку, тем меньше расходов понесет КПП по оплате процентов за кредит. С ускорением Т/Об происходит более быстрое обновление ассортимента, снижается потребность в кредитах, уменьшаются товарные потери, расходы по хранению товаров и т.п. И, наоборот, замедление Т/Об вызывает рост затрат по этим и другим статьям.
В процессе анализа расходов определяется влияние и других факторов на УИО. При проведении факторного анализа ИО необходимо учитывать, что влияние отдельных факторов не всегда можно измерить количественно. В такой ситуации для оценки их воздействия на ИО необходимо использовать метод экспертных оценок.
Анализ нельзя считать завершенным без оценки сложившегося УИО по подведомственным подразделениям. Анализ ИО по подразделениям производится по полной схеме, но с учетом некоторых особенностей. Во-первых, подведомственному подразделению планируется лишь ограниченный круг статей издержек, зависящих от его работы. Во-вторых, сложно выделить количественное влияние отдельных факторов в части воздействия на данное подразделение. В-третьих, многие решения по затратам зависят от других лиц (закупка товаров). В-четвертых, подведомственные подразделения не осуществляют самостоятельную политику в области управления ИО. Основным методом анализа ИО в разрезе подразделений является сравнение затрат с плановыми и с уровнем ИО по сопоставимым подразделениям, с темпами изменения объема продаж, ВД, прибыли.
На заключительном этапе анализа обобщаются результаты всех проведенных расчетов и разрабатываются мероприятия, способствующие соблюдению режима экономии, устранению непроизводительных расходов и потерь, недопущению бесхозяйственности и расточительства, обеспечению правильных пропорций между различными количественными и качественными показателями деятельности КПП в целом и отдельных его подразделений, обеспечению конкурентоспособности затрат при конкурентоспособности торговых услуг.
Вопрос 3. Планирование ИО.
План ИО разрабатывается КПП самостоятельно и представляет собой важный раздел финансового плана. Планирование ИО осуществляется по следующим этапам:
1. Расчет максимально возможной суммы ИО для обеспечения безубыточной работы предприятия.
2. Выработка основных направлений обеспечения режима экономии ИО.
3. Расчет плана ИО по общему объему и в разрезе отдельных статей.
В ходе проведения предпланового анализа выявляются тенденции изменения за предплановый период суммы и уровня ИО, их состава и структуры, сопоставляются темпы изменения затрат и Т. Информация о среднегодовых темпах изменения ИО и Т в дальнейшем должна быть использована при разработке плана ИО.
Плановая сумма ИО должна находится между минимальной и максимальной границами. Минимальная сумма ИО - это нижний предел, за границей которого дальнейшая экономия затрат не может быть признана разумной, поскольку она повлечет за собой сложности с доставкой товаров, снижение культуры обслуживания покупателей, текучесть кадров и т.п., что крайне нежелательно.
Максимальная сумма ИО - это издержки, которые обеспечивают КПП не прибыльную, но безубыточную работу. Переход за границу максимальной суммы затрат приведет к убыточности КД, что также нежелательно. Следовательно, плановая сумма ИО должна быть:
ИОmin<ИОпл<Иоmax
Только такое соотношение плановых, минимальных и максимальных ИО обеспечит высокую культуру обслуживания покупателей и безубыточную (или прибыльную) работу КПП.
Работа предприятия будет безубыточной в случае равенства между доходами и затратами:
Иопер. + Иопост. = ВД - НДС.
После определения границ, в пределах которых должны быть запланированы Ио, приступают к выработке основных направлений по обеспечению на предприятии режима экономии.
Под режимом экономии следует понимать систему форм и методов планомерного сокращения затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов относительно получаемого полезного результата. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение режима экономии, обеспечивает снижение уровня ИО. Эти мероприятия могут быть связаны с совершенствованием:
1. Торгово-технологического процесса.
2. Структуры Т и процесса нормирования ТЗ.
3. Использования МТБ КПП.
4. Организация и оплата труда.
Планирование ИО должно происходить в комплексной увязке с такими показателями, как ВД, Т, прибыль. Оптимальным будет считаться такой план ИО, который при заданном Т и принятой ценовой политике обеспечит КПП получение необходимого размера чистой прибыли.
Планирование ИО можно проводить двумя способами с применением методов прямой и обратной калькуляции: от общего к частному (статьям затрат, подразделениям, видам работ); от частного к общему (сумме, уровню по предприятию в целом).
Прямая калькуляция - это подсчет всех затрат исходя из целей, возможностей, ресурсов, эффективности их использования, компетентности работников, сложившихся или прогнозируемых конкретным КПП.
Обратная калькуляция предполагает расчет ИО по остаточному принципу, исходя из среднеотраслевого уровня затрат, уровня затрат у конкурентов.
Выбор метода прогнозирования ИО зависит от ряда причин:
1. Периода, на который необходимо составить прогнозы.
2. Возможности получить соответствующие исходные данные.
3. Требования к точности прогноза.
Чем сложнее технические приемы, тем точнее прогнозы, но выше затраты на их осуществление.
Методы прогнозирования затрат бывают качественные и количественные.
Качественные методы представлены методом экспертных оценок, который предполагает обследование уровня затрат путем опросов, тестирования, специальных наблюдений.
При прогнозировании ИО применяются следующие основные методы: корреляционный анализ, прием экстраполяции (с помощью скользящей средней), методы математического моделирования. Моделирование может быть применено для определения и учета при прогнозе возможного влияния уровня цен, значения применения альтернативных решений для различного уровня затрат, связанных с покупкой, транспортировкой и реализацией товара, возможных последствий изменения величины оборотных средств, изменения объема продаж, возникновения финансовых трудностей. Моделирование затрат предполагает их расчет для различных уровней продаж, ВД и прибылей.
Предельный уровень издержек по КПП можно рассчитать несколькими методами:
1. Исходя из заданий по снижению затрат в расчете на рубль Т, прогнозных значений прибыли.
2. Путем решения многофакторной корреляционно-регрессионной модели.
3. Высокие результаты точности прогнозов ИО дает применение в необходимых моментах различных нормативов. Нормативные затраты могут включать не только прямые (переменные) затраты, но и постоянные ИО. Возможности использования этого метода при прогнозных расчетах ИО ограничены в связи с отсутствием или наличием устаревших нормативов, что не ориентирует на более эффективное использование имеющихся ресурсов. Эту проблему можно решить в некоторой степени путем самостоятельной выработки каждым предприятием допустимого уровня расходов по тем или иным операциям, элементам затрат.
4. Статистические методы - на основе коэффициента эластичности издержек от товарооборота и т.д.
5. Оптимизационные модели - расчет затрат как допустимый уровень при различных объемах продаж и прибыли.
Вопрос 4. Основные пути оптимизации затрат КПП.
ИО, связанные с деятельностью КПП нельзя рассматривать как твердо фиксированные величины или сферу, не допускающую воздействия. ИО должны стать объектом управления. Если удается уменьшить их путем эффективного управления без снижения объема реализации, ВД, качества торгового обслуживания, то создается возможность увеличения прибыли.
Система управления ИО является одной из подсистем общей системы управления КПП. Она тесно взаимодействует с подсистемами управления: Т, ТЗ, ВД и прибылью. Важнейшим показателем, характеризующими качество управления ИО, является показатель их управляемости - способность оперативно и динамично в заданных пределах изменит параметры ИО в соответствии с изменениями системы экономических методов и средств. Процесс управления ИО включает в себя:
1. Организацию информационного обеспечения в соответствии с содержанием, составом и структурой ИО, целевыми ориентирами.
2. Оценку способностей формирования затрат в прошлом и плановом периоде, т.е. оценку условия функционирования КПП.
3. Полный анализ ТО в динамике и за текущий период.
4. Прогнозирование размера и уровня затрат различными методами при различных объемах Т и прибыли и с учетом имеющихся ограничений.
5. Планирование максимально и минимально допустимых уровней затрат.
6. Нормирование затрат в разрезе статей ИО.
7. Доведение планового уровня затрат до подразделений, служб, отдельных лиц.
8. Контроль и оперативное управление ИО с учетом изменения условий функционирования предприятия.
9. Совершенствование учета ИО.
10. Поиск резервов снижения и введения их в действие.
При формировании затрат КПП и его подразделений целесообразно обеспечить выполнение следующих условий:
1. Прирост общей суммы затрат не должен превышать прирост доходов. Максимизация прибыли должна достигаться при равенстве граничных затрат с граничными доходами.
2. Минимальный уровень ИО должен достигаться при таком объеме Т, когда граничные затраты по своей величине соответствуют средним затратам. Дальнейшее увеличение объемов деятельности приведет к росту размера средних затрат, что считается неэффективным.
3. Снижение затрат не должно приводить к ухудшению качества торгового обслуживания и к снижению спроса, Т, росту издержек на организацию процесса реализации товаров.
4. Размер затрат должен быть увязан с обеспеченностью ресурсами, прогнозные значения ИО должны быть определены с учетом ограничения по ресурсам, расчеты должны обеспечивать выбор наиболее оптимальных вариантов использования ресурсов.
5. Изменение затрат должно соответствовать изменениям объемов и особенностям деятельности КПП, его целевым ориентирам, требованиям покупателей к качеству обслуживания.
В современных условиях возрастает роль оперативного управления ИО и контроля за ними, эффективность этой деятельности оценивается в ее взаимосвязи с конечными социально-экономическими показателями работы КПП. Контроль следует понимать как проверку умения использовать ресурсы таким образом, чтобы вести КД как можно эффективнее. Такой контроль касается ценообразования, объема продаж, инвестиций, развития дополнительных услуг, компьютерных систем, кадров, кредиторской и дебиторской задолженности, очередности оплаты счетов, капиталов, вложенных в основные и оборотные фонды, связей с контрагентами, маркетинга, организационных мер и т.д.
Критерии контроля и оперативного управления ИО определяются взаимосвязью с конечными показателями КД - прибылью и Т, которые в условиях рынка в основном должны обладать тенденцией к росту. При этом барьером на пути роста затрат становится конкуренция, не позволяющая расточительно использовать имеющиеся ресурсы. Конкурентоспособными являются те предприятия, которые обеспечивают более высокие темпы прироста прибыли и ВД, по сравнению с темпами прироста ИО при условии роста Т в сопоставимых ценах.
Для организации контроля за ИО необходимо их разделить на регулируемые и нерегулируемые.
Нерегулируемые постоянные издержки невозможно существенно снизить или увеличить за короткий срок, они, как правило, требуют долгосрочного планирования. К таким затратам можно отнести арендную плату или расходы на подготовку кадров.
К регулируемым относятся многие прочие расходы на выписку газет, журналов, справочной литературы, представительские расходы и т.д.
Большая часть переменных затрат являются нерегулируемыми. Только отдельные виды переменных затрат регулируемые - затраты на торговую рекламу (их можно сократить или увеличить, так как они не напрямую связаны с организацией Т).
Управляемость ИО напрямую связана с обоснованным распределением затрат по отдельным подразделениям, хозяйственным единицам, которые непосредственно зарабатывают прибыль.
При распределении затрат внутри предприятия целесообразно соблюдать следующие требования: учет затрат необходимо осуществлять не в фактических, а в нормативных ценах, чтобы подразделения, которые пользуются этой продукцией, не страдало из-за неэффективной работы других подразделений.
Важнейшим элементом системы управления ИО является совершенствование их учета. Управленческий учет ИО является одним из инструментов в руках руководства предприятия по обеспечению достижения его целей. К другим методам относятся формирование оптимальной структуры и системы подчиненности, организация эффективного контроля за ходом работ и рациональной системы оплаты. Все это образует целостную систему управления и контроля за ИО. Учет должен быть более детальным, взаимосвязанным с результатами работы КПП. Учет затрат и результатов должен включать учет затрат по видам, по местам возникновения, по носителям затрат, учет результатов за определенный период. Основные требования к учету - оперативность и полнота.
К основным резервам экономии ИО являются:
1. Рост Т, равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаров в плановом периоде.
2. Эффективное использование МТБ торговли.
3. Внедрение прогрессивных форм обслуживания.
4. Повышение производительности труда.
5. Своевременный ввод в действие новых, дополнительных рабочих мест.
6. Соблюдение сроков ремонтов, инвентаризации.
7. Сокращение звенности товародвижения, простоя транспорта, большую механизацию погрузочно-разгрузочных работ.
8. Прогрессивную доставку товаров.
9. Сокращение и ликвидацию потерь продукции и потерь по таре.
10. Ускорение оборачиваемости товаров.
11. Усиление контроля за расходами в разрезе отдельных статей с целью выявления затрат, не работающих на отдачу.
12. Разукрупнение статей.
13. Введение сплошного или выборочного учета ИО.
14. Нормирование ИО с учетом потоварной издержкоемкости, услугоемкости и т.д.
Такие возможности экономии ИО имеются по всем статьям расходов. Важно умело оценить и обосновать размер неэффективно потраченных средств или последствия нерациональных действий.