<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  Срок разрешения обращения продлевается прокурором либо его заместителем с обязательным уведомлением заявителя, а также органа или должностного лица, направившего обращение, о причинах задержки и характере принимаемых мер.
 
  19. Основные направления надзорной деятельности и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов
  Направления надзорной деятельности определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора. Эти приказы и указания Генерального прокурора обязательны для исполнения всеми прокурорскими органами и должностными лицами.
  В соответствии со своими полномочиями прокуратура осуществляет следующие виды надзора:
  1. Надзор за законностью правовых актов, издаваемых органами, начиная от федеральных министерств до любых должностных лиц. Надзор за законностью осуществляется независимо от поступления информации, связанной с нарушением закона. Для осуществления этого вида надзора необходимо участвовать в коллегиальных органах, знакомиться с протоколами заседаний этих органов, систематически осуществлять проверки.
  2. Прокуратура полномочна производить проверки в сфере экономики: за исполнением законодательства о собственности, земле, о предпринимательской деятельности, финансового, налогового, банковского, таможенного законодательства.
  3. Надзор в сфере экологической безопасности состоит в надзоре за исполнением законов об охране природы, о рациональном использовании природных ресурсов.
  4. Прокуратура осуществляет предупреждение преступных проявлений, следит за исполнением законов о занятости населения, борьбой с наркоманией, пьянством, порядком приобретения и использования оружия.
  Надзор за соблюдением законности - важнейшее направление деятельности органов прокуратуры, во многом определяющее специфику ее деятельности и положение в системе органов государственной власти.
  Законность - такой режим руководства обществом, который состоит в строгом и неуклонном соблюдении всех без исключения законодательных предписаний.
  Закон - это воля государства, в лице которого выступает все общество.
  При осуществлении полномочий по надзору за соблюдением законов прокуратура наделена широкими полномочиями.
  Прокурор вправе:
  1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
  2) иметь доступ к их документам и материалам., проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  3) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  4) выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;
  5) проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  6) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  7) возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении;
  8) предостерегать о недопустимости нарушения закона;
  9) освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  10) опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  11) вносить представление об устранении нарушений закона;
  12) приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращаться в суд;
  13) вносить представление об устранении нарушений закона;
  14) исходя из характера нарушения закона должностным лицом выносить мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении;
  15) направлять предупреждения в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
 
  20. Проведение прокурором проверок исполнения законов
  Надзор за соблюдением законности предполагает проведение проверок по этому вопросу.
  Основным правовым средством выявления и устранения правонарушений является надзорная проверка. Различают несколько видов таких проверок в зависимости от состава участников проверки. В их числе:
  - целевые;
  - комплексные;
  - сквозные;
  - совместные.
  Целевые проверки нацелены на проверку конкретного сообщения или отдельного нормативного акта, а комплексные - на всестороннее исследование одной или нескольких групп вопросов, например исполнение законов о приватизации.
  Сквозные проверки проводятся тогда, когда возникает необходимость проследить исполнение законодательства сверху вниз, в рамках единой правовой сферы, одного ведомства - от федерального уровня до городов и районов. К проведению таких проверок прибегают в случаях, когда необходимо составить целостное представление с исполнением определенной группы законов, а также тогда, когда иным способом нельзя выяснить, какой уровень исполнительной власти не обеспечил надлежащее исполнение закона (например, целевое использование средств централизованного государственного кредита).
  Совместными называют проверки, осуществляемые с участием контролирующих органов. Проверки проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.
  На все выявленные нарушения законодательства прокуратура должна соответствующим образом реагировать. В администрацию предприятий и учреждений вносятся представления о фактах, способствующих совершению преступлений, и необходимости их устранения. При получении такого представления соответствующий орган или должностное лицо обязаны принять меры по устранению нарушений и условий, способствующих совершению преступлений.
  В целях проверки результативности актов прокурорского надзора проводятся так называемые контрольные проверки на одном и том же объекте по прошествии времени, необходимого для принятия мер по устранению нарушений законов и обстоятельств, им способствующих.
  Основными этапами проведения надзорной проверки являются:
  1) подготовка к ее осуществлению, включающая в себя изучение необходимого законодательства, анализ имеющихся в прокуратуре материалов предыдущих проверок, актов прокурорского надзора; консультации со специалистами, коллегами; составление плана проведения проверки; определение ее продолжительности, сроков ее начала и окончания, последовательности осуществления отдельных надзорных действий;
  2) собственно проверка на конкретном объекте. Как правило, прокурор заблаговременно извещает о предстоящей проверке руководителя, согласует с ним время ее проведения, а по окончании проверки знакомит руководителя поднадзорного объекта с ее результатами;
  3) составление справки и документов прокурорского реагирования по окончании проверки.
  В ходе проверки прокурор использует самые разнообразные способы выявления нарушений законов, установления лиц, их совершивших.
  Несоответствие правового акта федеральному закону, как об этом свидетельствует надзорная практика, выражается:
  - в уклонении от цели, обозначенной в законе (применение ненадлежащего закона, например вместо закона о бюджетном устройстве - налогового законодательства);
  - в издании правового акта, основанного на отмененном законе;
  - в превышении власти при издании нормативного акта (принятие решения неправомочным органом, несоблюдение процедуры обязательного согласования и т. п.);
  - в несоблюдении формы и процедуры издания.
 
  21. Акты прокурорского реагирования на установленные нарушения закона
  Закон "О прокуратуре РФ" предусматривает перечень правовых актов прокурорского реагирования на установленные нарушения закона в порядке общего надзора. К их числу относятся: протест; представление; постановление.
  Акты прокурорского реагирования должны отвечать определенным требованиям.
  1. Они должны быть посвящены актуальному, значительному событию, относящемуся к нарушению закона.
  2. Своевременность вынесения актов прокурорского реагирования.
  3. Выводы и предложения прокурора должны быть обоснованы, аргументированы и основаны на конкретных фактах.
  4. Форма всегда должна соответствовать содержанию.
  5. Правовой акт должен быть юридически и стилистически грамотным.
  Протест прокурора в порядке общего надзора.
  Протест приносится на противоречащий или несоответствующий закону правовой акт, изданный субъектами, поднадзорными прокурору.
  Предметом опротестовывания могут быть правовые акты и любое незаконное действие должностного лица. Протест приносится в органы или должностному лицу, издавшим незаконный или необоснованный правовой акт, или в вышестоящий орган.
  Право опротестовывания правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями и должностными лицами, принадлежит Генеральному прокурору РФ и его заместителям.
  Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
  Принимая участие в рассмотрении протеста коллегиальным органом, прокурор поддерживает принесенный им протест, и высказывает свое мнение о путях восстановления законности.
  Представление прокурора в порядке общего надзора.
  Представление прокурора - это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий.
  Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавших. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору в письменном виде.
  В зависимости от характера и тяжести допущенного нарушения закона прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление выносится прокурором также в случаях необходимости возбуждения дисциплинарного производства или привлечения правонарушителя к материальной ответственности.
  Постановление должно отвечать определенным требованиям. Если речь идет о возбуждении уголовного дела, в постановлении должно быть указано время, место вынесения постановления, кем оно составлено, повод и основания к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждено, а также дальнейшее направление уголовного дела. В случаях возбуждения дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении в постановлении должны найти отражение следующие элементы:
  - наименование постановления с указанием времени, места, кем оно составлено;
  - содержание правонарушения;
  - правовые обоснования ответственности должностного лица;
  - указание на нарушенный закон;
  - требование прокурора о наложении взыскания;
  - предложения прокурора о рассмотрении постановления в срок, указанный в законе, и сообщении прокурору о результатах рассмотрения;
  - должностное положение и классный чин прокурора, его подпись.
 
  22. Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека
  Предметом данного надзора является соблюдение прав и свобод человека федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
  Объектами являются:
  а) федеральные министерства;
  б) государственный комитет;
  в) службы;
  г) иные федеральные органы исполнительной власти;
  д) представительные (законодательные);
  е) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  ж) органы местного самоуправления;
  з) органы военного управления; и) органы контроля;
  к) должностные лица;
  л) органы управления;
  м) руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
  Сами граждане не являются объектами данного вида надзора. При осуществлении правозащитной функции прокурор дает только юридическую оценку деяниям. Прокурор действует лишь в рамках своей компетенции, не подменяя другие контролируемые органы, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность, не препятствует обращению в суд, к уполномоченному по правам человека.
  При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
  1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
  2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
  3) принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина;
  4) по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
  5) возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию, это возможно при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления.
  Прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
  В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор использует иные полномочия, предусмотренные для осуществления общего надзора.
  Актами прокурорского реагирования являются: протест, представление, предостережение, постановление, заявление в суд. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
 
  23. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экологии и экологической безопасности
  Предметом прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экологии следует понимать соблюдение Конституции Российской Федерации и экологических прав человека и гражданина, исполнение действующих на территории Российской Федерации законов в природоохранной сфере федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами, местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; а также соответствие законам в сфере эколого-правовых актов, издаваемых этими органами и должностными лицами.
  Содержание его определяется следующими функциями:
  а) выявление нарушений природоохранного законодательства;
  б) установление причин и условий, способствующих экологическим правонарушениям, а также виновных лиц;
  в) устранение выявленных нарушений законодательства и обстоятельств, способствующих этим нарушениям;
  г) принятие мер к возмещению вреда (ущерба), причиненного совершением экологических правонарушений;
  д) принятие мер по привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушения экологического законодательства;
  е) предупреждение нарушений экологического законодательства.
  Основная задача прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экологии - охрана жизни и здоровья граждан.
  Надзор за исполнением законодательства в сфере экологии осуществляют: Генеральная прокуратура РФ; управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах; прокуратуры субъектов Российской Федерации; иные территориальные прокуратуры (городские, районные); специализированные природоохранные прокуратуры; транспортные (на правах районных); военные прокуратуры; прокуратуры, надзирающие за исполнением законов на объектах с особым режимом.
  Вопросы разграничения компетенции прокуроров в природоохранной сфере рассматриваются в приказе Генерального прокурора РФ "О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур" от 9 апреля 1996 г.
  Так, за Таганрогским межрегиональным природоохранным прокурором закреплены:
  - осуществление надзора за исполнением экологических законов органами власти субъектов Федерации, местного самоуправления, природоохранными контролирующими органами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными или функционирующими в дельте реки Дон и Таганрогского залива Азовского моря;
  - производство предварительного следствия по делам об экологических преступлениях, в том числе совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне Таганрогского залива Азовского моря и дельте реки Дон.
  Вместе с тем конкретная сфера деятельности этой прокуратуры должна определяться по согласованию с территориальными прокурорами соответствующих субъектов Российской Федерации.
  Природоохранным межрайонным прокуратурам, которые подчиняются непосредственно прокурорам субъектов Российской Федерации, предписано осуществлять надзор за исполнением законодательства природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями. Компетенция военных и транспортных прокуроров, прокуроров по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в рассматриваемой сфере распространяется на поднадзорные этим прокурорам объекты, включая созданные в военизированных структурах, на транспорте и на особо режимных объектах специальные природоохранные органы.
 
  24. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
  Надзор за органами ОРД - часть отрасли надзора за исполнением законов компетентных органов в деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом "Об оперативно-розыскной деятельности", в пределах полномочий в целях защиты жизни, прав и свобод человека и гражданина, собственности и др.
  На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
  1) органов внутренних дел Российской Федерации;
  2) органов Федеральной службы безопасности;
  3) федеральных органов государственной охраны;
  4) таможенных органов Российской Федерации;
  5) Службы внешней разведки Российской Федерации;
  6) Федеральной службы исполнения наказаний;
  7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
  Задачами надзора являются: выявление, устранение, предупреждение нарушений законов в деятельности органов, осуществляющих ОРД.
  Надзор осуществляется в следующих направлениях:
  1) соблюдение прав и свобод человека:
  2) надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений, сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
  3) надзор за соблюдением установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;
  4) надзор за законностью принятых органами решений.
  Прокурор при осуществлении надзора уполномочен:
  1) проводить проверки деятельности органов. Такие проверки проводятся в случае:
  - подачи жалобы гражданами, обращения должностных лиц, на основании документов о нераскрытии преступлений, на основании поступившей информации о нераскрытии преступления либо противозаконных действий органов;
  - в других случаях с учетом состояния законности деятельности данных органов;
  2) знакомиться с материалами, документами, делами оперативного учета, оперативно-розыскными материалами, учетно-регистрационной документацией, с ведомственными правовыми актами;
  3) требовать объяснений от других лиц, допускающих нарушение закона;
  4) давать письменные указания об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, требовать их прекращения;
  5) опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов ОРД;
  6) отменять незаконные и необоснованные постановления органов следствия и органов дознания о возбуждении уголовных дел;
  7) вносить представления;
  8) требовать от руководителей отстранения от дальнейшего ведения проверок лиц, нарушивших закон.
  Пределы полномочий:
  - сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности;
  - оперативные и служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности, деятельности органов ФСБ и Службы внешней разведки. Прокурор вправе истребовать дополнительные документы только в случае проведения проверки по поступившим материалам, по обращению граждан, по сведениям о нарушении закона.
 
  25. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
  Лица, находящиеся под стражей, нуждаются в особой защите со стороны органов государственной власти и в частности прокуратуры. Прокурор специально уполномочен на осуществление надзора за законностью задержания и заключения под стражу.
  Прокурор должен непосредственно убеждаться в законности помещения под стражу лиц, обвиняемых в совершении преступления. В этих целях он как должностное лицо обязан посещать места содержания под стражей обвиняемых. Генеральная прокуратура обязывает прокуроров посещать следственные изоляторы, колонии, тюрьмы и другие места заключения каждый день, не исключая выходных и праздничных дней. Генеральная прокуратура рекомендует также производить проверки мест содержания под стражей внепланово, в том числе и в нерабочее время, дабы выявление нарушений закона было наиболее эффективным.
  Надзор за соблюдением законности задержания может быть осуществлен в различных формах. Прокурор вправе изучить любые документы по этому вопросу, находящиеся в канцелярии следственного изолятора, тюрьмы. Прокурор вправе беспрепятственно проходить в любые помещения мест содержания под стражей, он может общаться с заключенными, а они вправе подать ему жалобу на нарушение их прав.
  Вся корреспонденция заключенных, направленная в органы Прокуратуры, не подлежит цензуре. Такая корреспонденция незамедлительно передается соответствующему прокурору администрацией места заключения.
  Предметом надзора являются:
  - законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
  - соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
  - законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
  Объектами надзора являются:
  1) места содержания задержанных;
  2) места предварительного заключения;
  3) исправительно-трудовые колонии;
  4) иные органы и учреждения, исполняющие наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом.
  При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
  1) посещать в любое время органы и учреждения;
  2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  3) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
  4) требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений;
  5) требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или
  производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
  6) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу;
  7) осужденных немедленно освобождать своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
 
  26. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и следствия
  Предмет надзора:
  - соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  - установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
  - выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования;
  - законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
  Объекты надзора:
  1) органы предварительного следствия: органы прокуратур, ФСБ, УВД;
  2) органы дознания.
  Осуществление расследования уголовных дел и осуществление дознания часто предполагают ограничение конституционных прав и свобод граждан, где всегда есть вероятность совершения ошибок со стороны органов, осуществляющих предварительное расследование. В связи с этим на прокурора возложены задачи:
  1) своевременно принять меры, предусмотренные законом, к устранению нарушений закона;
  2) следить за законностью принятия органами предварительного следствия решения об отказе в возбуждении дела, о законности принятия избранной меры пресечения и других действий.
  В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
  1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  2) возбуждать уголовное дело, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
  3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иныех процессуальные действия;
  4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;
  5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
  7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований Уголовно-процессуального кодекса при производстве предварительного расследования;
  8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
  9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;
  10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя;
  11) поручать органу дознания производство следственных Действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  12) продлевать срок предварительного расследования;
  13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;
  14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
  15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
  16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;
  17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом.
 
  27. Прокурорский надзор за законностью приема, регистрации, учета и проверки заявлений, сообщений о преступлениях. Проверка законности возбуждения уголовного дела
  Согласно приказу Генерального прокурора РФ № 39 от 05 июля 2002 г. прокурор не реже 1 раза в месяц должен проверять законность разрешения заявлений и сообщений.
  Все заявления о совершении преступлений направляются в те органы, которые уполномочены их рассматривать.
  При получении заявлений либо сообщений принимается одно из следующих решений:
  1) возбудить уголовное дело по закону;
  2) отказать в возбуждении уголовного дела;
  3) передать по подследственности.
  Источник приема, регистрации определен в инструкциях.
  Прокурор, осуществляя надзор за законностью приема, регистрации, решает следующие вопросы:
  - проверяет полноту и правильность учета и регистрации поступивших заявлений, сообщений;
  - проверяет соблюдение сроков регистрации;
  - проверяет принятые по ним решения.
  При получении информации о нарушении закона при приеме заявления или сообщения прокурор, не дожидаясь срока в 1 месяц, сразу осуществляет проверку поступившей информации. Изучение доказательств начинается в дежурной части, где затребуется:
  1) книга учета 1 поступивших заявлений и сообщений;
  2) книга учета 2, журнал учета 2, где фиксируется вся информация, все происшествия;
  3) рабочая тетрадь дежурного;
  4) телефонные звонки на магнитной ленте;
  5) книга приема и сдачи дежурств;
  6) корешки протоколов о задержании;
  7) корешки направления на освидетельствование;
  8) талоны (уведомления о принятии заявления и сообщения).
  В канцелярии ОВД:
  1) журнал учета входящей и исходящей корреспонденции;
  2) журнал приема граждан начальником отдела;
  3) книги рапортов дежурных;
  4) журнал регистрации жалоб и заявлений.
  По результатам проверки при обнаружении нарушений при приеме жалоб и заявлений прокурор имеет право возбудить уголовное дело в отношении сотрудников милиции.
  Прокурор наделен полномочиями по проверке законности возбуждения уголовных дел.
  При наличии повода и основания орган дознания, дознаватель или следователь с согласия прокурора возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.
  Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), соответствующие протоколы и постановления.
  Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток.
  О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
  При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании.
  В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.
 
  28. Прокурорский надзор за законностью задержания и обеспечением права обвиняемого на защиту
  Задержание проводится по основаниям, установленным в Уголовно-процессуальном кодексе. Оно допускается на 48 часов. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом в случае задержания подозреваемого в совершении преступления должен быть составлен протокол (в течение 3 часов), а в течение 12 часов должно быть сделано письменное сообщение прокурору.
  Получив данное сообщение, прокурор проверяет:
  - имеется ли возбужденное уголовное дело, если нет - то данное действие незаконно;
  - правомочным ли лицом произведено задержание, т. е. принято ли уголовное дело в производство тем лицом, которое произвело задержание;
  - имелись ли основания для задержания;
  - соблюден ли порядок задержания;
  - выполнены ли неотложные следственные действия;
  - были ли соблюдены и разъяснены права задержанного.
  При обнаружении нарушений законодательства прокурор должен незамедлительно распорядиться об освобождении лица из-под стражи, если нарушения законодательства нет, то через 48 часов должен применить иную меру пресечения - заключение под стражу.
  Прокурор осуществляет надзор за выполнением органами дознания или следователями требований Конституции РФ об обеспечении права обвиняемого на защиту. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был привлечен к участию в производстве дознания или предварительного следствия с момента задержания или ареста подозреваемого, а во всех остальных случаях - с момента предъявления обвинения. Прокурор следит за тем, чтобы следователь как при задержании и аресте, так и при предъявлении обвинения разъяснил обвиняемому его право иметь защитника.
  Чтобы обеспечить право обвиняемого на защиту, следователь или прокурор обязаны предоставить ему свидание с близкими или родственниками, которые смогут пригласить защитника для участия в процессе. Если у обвиняемого нет такой возможности, а защитник должен принять участие со стадии предъявления обвинения, выполнение этой функции следователь должен принять на себя. Следователь обязан принять меры к замене защитника, если позиция прежнего по вопросам доказанности или недоказанности преступления, его юридической оценки и т. д. не отвечает позиции обвиняемого.
  В любом случае прокурор или следователь должны принять все меры к тому, чтобы у обвиняемого был защитник. Во-первых, это будет способствовать более объективному и всестороннему исследованию обстоятельств дела и, во-вторых, исключит нежелательные для следствия последствия в виде возможного исключения показаний обвиняемого из числа доказательств по причине последующего отказа обвиняемого от показаний, данных им в отсутствие защитника.
  Допуская защитника с момента задержания или ареста подозреваемого или с момента предъявления обвинения, следователь обязан создать защитнику необходимые условия для выполнения возложенных на него функций: предоставить свидание с подозреваемым или обвиняемым, дать возможность защитнику ознакомиться с материалами уголовного дела, заявить необходимые ходатайства и т. д.
  В судебном разбирательстве уголовных дел защитник выступает представителем обвиняемого (подсудимого), защищает и отстаивает его позиции, охраняет его права и законные интересы. Защитнику обвиняемый может доверить сведения, которыми не располагают ни следователь, ни прокурор, ни суд. Защитник не вправе самостоятельно распорядиться этими сведениями. Он выполняет волеизъявление обвиняемого.
  Защитник вправе обжаловать любые действия и решения следователя.
 
  29. Прокурорский надзор за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого
  Обвинение - утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, и выдвинутое в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, уполномоченным на то лицом.
  Обвиняемый - это лицо, в отношении которого выдвинуто такое обвинение. До официального выдвижения обвинения лицу оно именуется подозреваемым. В случае вынесения лицу обвинительного приговора обвиняемый становится осужденным.
  При наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого.
  Полномочиями по привлечению лица в качестве обвиняемого наделены только следователь и прокурор в случае, если он принимает дело к собственному производству.
  Привлечение лица в качестве обвиняемого влечет существенные ограничения для этого лица, вплоть до ограничения его конституционных прав и свобод. Привлечение в качестве обвиняемого должно во всех случаях производиться на законных основаниях.
  При привлечении лица в качестве обвиняемого должны соблюдаться нормы уголовного и уголовно-процессуального закона, их принципы. Только в этом случае привлечение в качестве обвиняемого может являться законным.
  Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
  При этом обвиняемый, как и подозреваемый, не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в уголовно-процессуальном порядке, толкуются в пользу обвинения. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
  Обвиняемому должно быть обеспечено право на защиту, которое он может осуществить лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя.
  Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснить обвиняемому его права и обеспечить возможность защищаться всеми не запрещенными законом способами и средствами.
  В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, обвиняемый может пользоваться помощью защитника бесплатно.
  Обвиняемому, не владеющему или недостаточно владеющему языком, на котором ведется судопроизводство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика.
  Все следственные и судебные документы подлежат обязательному вручению обвиняемому.
  При вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого следователь должен располагать достаточными доказательствами совершения преступления конкретным лицом при конкретных обстоятельствах при определенных мотивах и формах вины. При привлечении лица в качестве обвиняемого должно быть установлено отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяния.
  Для признания лица обвиняемым орган, осуществляющий предварительное следствие, выносит постановление. Прокурор, осуществляя данный вид надзора, проверяет:
  1) имелись ли достаточные основания для предъявления обвинения, т.е. доказательства, свидетельствующие о виновности лиц, выполнялись ли необходимые следственные действия;
  2) проверяет соответствие постановления, правильность квалификации, порядок и сроки предъявления обвинения;
  3) законность разрешения ходатайств, их обоснованность.
 
  30. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью избрания меры пресечения
  Меры пресечения выражаются в ограничениях по отношению к этому лицу. Такие ограничения могут быть связаны с выбором места жительства (домашний арест), свободой передвижения (заключение под стражу), возможностью утраты определенной денежной суммы (залог), возможностью наступления каких-либо неблагоприятных последствий для третьего лица (личное поручительство).
  Дознаватель, следователь, прокурор, суд вправе избрать обвиняемому одну из мер пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый:
  1) скроется от предварительного следствия или суда;
  2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
  3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
  Мера пресечения может избираться также для обеспечения приговора. Меры пресечения могут быть применены лишь лицом, специально уполномоченным на то законом. УПК РФ в качестве таких лиц называет прокурора, следователя, дознавателя, судью.
  При избрании меры пресечения учитываются многие факторы, такие как тяжесть предъявленного обвинения, данные о
  Личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и др.
  Меры пресечения применяются только по возбужденному уголовному делу.
  Согласно Уголовно-процессуальному кодексу мерами пресечения являются:
  1) подписка о невыезде;
  2) личное поручительство;
  3) наблюдение командования воинской части;
  4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
  5) залог;
  6) домашний арест;

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу