<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  7) заключение под стражу.
  Домашний арест, заключение под стражу возможны только по решению суда, залог - с согласия прокурора. Это необходимо в связи с тем, что такие меры являются довольно жесткими и существенно ограничивают права граждан.
  Наличие такого широкого перечня позволяет выбрать наиболее адекватную меру пресечения в зависимости от тяжести содеянного и личности обвиняемого.
  Избрание меры пресечения в исключительных случаях возможно не только в отношении обвиняемого, но и в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, то с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.
  Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или судья выносят постановление, а суд - определение, содержащее указание на преступление, в котором обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения. Одновременно лицу, в отношении которого избирается мера пресечения разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения.
  Постановление об избрании меры пресечения должно быть мотивированным. Прокурор вправе указать следователю или дознавателю на необходимость применения к лицу определенной меры пресечения. Такое указание прокурор обязан дать в письменной форме. В постановлении следователя или дознавателя об избрании меры пресечения указывается, что она избрана по указанию прокурора.
  Копия постановления об избрании меры пресечения в отношении конкретного лица должна быть незамедлительно вручена этому лицу. Вручение постановления об избрании меры пресечения производится под расписку.
  Прокурор, осуществляя данный вид надзора, проверяет:
  - имелись ли достаточные основания для принятия данной меры наказания;
  - проверяет соответствие постановления, порядок и сроки принятия меры пресечения.
  Все факты, ставящие под сомнение законность и обоснованность вынесенного решения об избрании меры пресечения, должны быть тщательно проверены прокурором.
 
  31. Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя
  Предоставление следователям процессуальной самостоятельности, укрепление правовых гарантий их деятельности являются одними из необходимых условий эффективности их работы.
  Процессуальная самостоятельность следователя заключается в предоставлении ему возможности выбора процессуальных средств при расследовании преступлений. Запрещается вмешательство со стороны любых лиц и организаций в деятельность следователя.
  Вмешательство в какой-либо форме в деятельность прокурора или следователя в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела является уголовным преступлением.
  Федеральный закон "О прокуратуре" устанавливает недопустимость воздействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, средств массовой информации и должностных лиц на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения.
  Прокурор или следователь не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому-либо для ознакомления, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  Предоставление следователю возможности выбора процессуальных средств при раскрытии и расследовании преступлений, наделение его полнотой полномочий по применению мер процессуального принуждения, избрание конкретной версии, определение пределов обвинения, вида мер пресечения, - все это дает ему возможность успешно выполнять возложенные на него функции. Таким образом, закон предоставляет процессуальные полномочия непосредственно следователю, возлагая в то же время на него всю полноту ответственности за правильность выполняемых им процессуальных действий.
  В части третей ст. 38 УПК РФ указано "В случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Их обжалование прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора:
  1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;
  2) о квалификации преступления;
  3) об объеме обвинения;
  4) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого;
  5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных пунктами 2-11 части второй статьи 29 УПК РФ;
  6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;
  7) об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;
  8) о передаче уголовного дела другому следователю".
  В части четвертой ст. 38 УПК РФ говорится, что "В случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, прокурор отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство предварительного следствия по данному уголовному делу другому следователю".
  Участвуя в осмотре места происшествия, опознания, в проведении следственного эксперимента, присутствуя при допросе следователем обвиняемого, потерпевшего или свидетеля, прокурор не может и не должен подменять следователя или принимать на себя выполнение его функций. Если у него имеются к допрашиваемому лицу вопросы, помимо заданных -следователем, он задает их. Это должно найти отражение в протоколе допроса.
  Неправильно действуют прокуроры, которые, присутствуя на осмотре места происшествия или при производстве следственного эксперимента, "командуют" действиями следователя, а следователь лишь процессуально оформляет производство этих процессуальных действий.
  Прокурор вправе вмешаться в деятельность следователя лишь тогда, когда он допускает нарушение закона и норм уголовного процесса, процессуальные ошибки, когда оставляет невыясненными существенные обстоятельства, имеющие значение по делу.
  Если прокурор принял на себя производство расследования уголовного дела в полном объеме, он и несет ответственность за всесторонность, полноту и объективность предварительного следствия.
  Рассматривая жалобы участников процесса на действия следователя, прокурор обязан не только восстановить нарушенные права и законные интересы граждан, предприятий и организаций, он вместе с тем направляет в правильное русло производство расследования. Он может отменить или изменить принятое следователем решение, вправе принять меры к привлечению виновных в нарушении закона к установленной законом ответственности, может, наконец, отстранить следователя от производства расследования и передать дело другому следователю или принять на себя производство по делу. Все это, безусловно, является в определенной мере ограничением полномочий следователя, эти ограничения правомерны, они обусловлены законом и требованиями объективности и полноты расследования уголовного дела.
 
 
 
  32. Организация прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия
  Генеральный прокурор отметил необходимость кардинальных мер по улучшению организации прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия.
  1. Генеральный прокурор РФ предлагает прокурорам республик в составе РФ, прокурорам краев и областей, городов и районов сосредоточить основное внимание на предупреждении и устранении нарушений закона, в первую очередь связанных с незаконными задержаниями и арестами, обысками и наложением арестов на почтово-телеграфную корреспонденцию, необоснованным привлечением граждан к уголовной ответственности.
  2. Обязанность прокурора состоит не только в том, чтобы осуществлять надзор за исполнением законов и требовать от органов дознания и следователей надлежащего исполнения своих обязанностей, но и в том, чтобы оказывать им необходимую помощь в расследовании больших по объему и сложных по доказательствам уголовных дел.
  3. Прокуроры и следователи должны шире использовать предоставленные им законом права давать органам дознания поручения и указания о производстве оперативно-розыскных действий, а также отдельных процессуальных действий при производстве расследования по делу.
  4. При расследовании хозяйственных преступлений, а также преступлений, связанных с нарушением законов об охране труда и техники безопасности, и других, где требуется применение специальных познаний, прокурорам и следователям рекомендуется шире привлекать специалистов, использовать научно-технические и криминалистические средства.
  5. Как на стадии подготовки уголовного дела к слушанию, так и в судебном заседании прокурору необходимо самым тщательным образом проверять всесторонность, полноту и объективность дознания и предварительного следствия, соблюдение требований закона.
  Организационное и методическое руководство деятельностью прокуроров по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия осуществляет Главное управление по надзору за следствием и дознанием Генеральной прокуратуры РФ, в составе которого имеется Управление по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел.
  В прокуратурах городов и районов надзор за исполнением законов следователями прокуратуры осуществляет прокурор района, а надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия органов внутренних дел осуществляют заместители или помощники прокурора города или района.
  Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокуроры должны организовать свою работу таким образом, чтобы не подменять начальников следственного отдела (управления) органов внутренних дел. Начальник следственного отдела проверяет уголовные дела, дает указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении лица в качестве обвиняемого, юридической оценке преступления, определении объема обвинения, производстве отдельных следственных действий. Указания начальника следственного отдела обязательны к исполнению следователем.
  Прокурор следит за тем, чтобы указания начальника следственного отдела давались обязательно в письменном виде, а наиболее существенные из них приобщались к уголовному делу. Между тем на практике это правило не всегда соблюдается. Начальник следственного отдела принимает участие в производстве отдельных следственных действий.
  Он вправе также принять на себя полномочия следователя. В необходимых случаях прокурор дает указания по уголовным делам непосредственно начальнику следственного отдела. Эти указания подлежат обязательному исполнению. Обжалование начальником следственного отдела указаний прокурора не приостанавливает их исполнения.
 
  33. Прокурорский надзор за исполнением законодательства по охране прав несовершеннолетних
  Несовершеннолетние - это лица, не достигшие возраста восемнадцати лет.
  Несовершеннолетние не наделены дееспособностью в полном объеме и потому не в состоянии самостоятельно защищать свои права. Поэтому данными полномочиями наделяются в соответствии с законодательством РФ органы опеки и попечительства и прокуратура.
  В структуре прокурорских органов существует специальная должность - помощник прокурора по делам несовершеннолетних.
  Помощники прокурора по делам несовершеннолетних участвуют в судебных заседаниях, затрагивающих интересы несовершеннолетних, при этом принимают меры по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
  Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи - самостоятельное, специфическое направление надзорной деятельности прокуратуры, но, безусловно, это часть надзора за исполнением законов о защите прав личности, за исполнением законов в уголовном, гражданском судопроизводстве, за соблюдением законов в местах ограничения свободы и др.
  Особо нуждаются в защите несовершеннолетние, находящиеся в местах содержания под стражей и в отношении которых вынесено постановление о привлечении к уголовной ответственности. Прокурор обязан рассматривать просьбы и жалобы таких подследственных. Несовершеннолетние, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключении под стражу, имеют право на обращение с жалобами к прокурору на действия (бездействие) администрации следственного изолятора.
  Прокурорские проверки проводятся в связи с сигналами о нарушениях законов, это:
  1)заявления;
  2) жалобы;
  3) материалы уголовных дел;
  4) статистические данные о росте преступности;
  5) отчеты районных организаций;
  6) сигналы СМИ;
  7) материалы совещаний и т. д.
  Для проверки выбираются те общественно значимые направления деятельности проверяемого органа или учреждения, где нарушения законов по тем или иным причинам возможны либо наиболее вероятны.
  К проверке прокурор подходит с точки зрения законности, не вмешиваясь в оперативную и организационно-методическую, педагогическую деятельность, не доходя до сплошных обследований, подмены органов контроля.
  Проверки должны быть и полными, и объективными. Прокурор использует имеющуюся информацию о нарушениях законов, основывает выводы на обобщенных показателях, на доказанных фактах, выявляет причины и условия, способствующие нарушениям законов, особенно при установлении повторных фактов.
  Лицам, деятельность которых проверяется, необходимо разъяснить требования действующего законодательства, затем проинформировать их о результатах проверки (на совещании, в беседе и пр.).
  За устранением вскрытых нарушений должен быть установлен контроль, в том числе путем проведения контрольной проверки.
  Указанные проверки осуществляются в РОВД и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав регулярно, независимо от сигналов о нарушениях законов.
  Ограничение свободы, меры административного воздействия относятся к числу особо острых мер реагирования государства на поведение граждан, поэтому важно максимальное соблюдение законности этих мер.
  Прокурор применяет меры прокурорского реагирования по результатам расследования и рассмотрения отдельных дел и материалов, а также по группе (категории) обобщенных материалов и дел, что всегда выглядит более доказательно. По таким материалам выносятся постановления о возбуждении дисциплинарного производства в отношении работников образования и т. п.
 
  34. Задачи и основные направления деятельности прокурора при рассмотрении дел в суде
  Прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции.
  Во-первых, он принимает непосредственное участие в рассмотрении судом конкретных уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел. Таким образом, исполняется принцип состязательности судебного процесса. В этих случаях прокурор выступает в качестве равноправного участника, стороны уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства.
  В уголовном процессе особенно важна роль прокурора как государственного обвинителя, самостоятельного участника процесса. При участии в процессе прокурор представляет интересы государства.
  В гражданском процессе он может представлять интересы группы лиц или интересы особо нуждающихся в защите групп населения, таких как несовершеннолетние.
  Во-вторых, функция прокурора в судопроизводстве состоит в прокурорском надзоре за законностью решений, приговоров, определений или постановлений суда. Реализация функции предполагает право и обязанность прокурора опротестовать в установленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности.
  Выделяют задачи:
  - защита прав и свобод человека и гражданина;
  - защита охраняемых законом интересов общества и государства;
  - обеспечение верховенства закона;
  - обеспечение единства и укрепления законности. Решение поставленных задач в процессе участия прокурора
  в рассмотрении конкретных дел или осуществлении надзора за законностью издаваемых судом правовых актов осуществляется путем применения предоставленных прокурору законом полномочий.
  Прокурор имеет право:
  1) участвовать в рассмотрении дел судами;
  2) осуществлять уголовное преследование в суде;
  3) выступать в качестве государственного обвинителя в суде;
  4) обратиться в суд с заявлением о признании правовых актов должностных лиц незаконными и, следовательно, недействующими, с исковыми заявлениями с целью защиты материальных и иных интересов отдельных граждан, групп населения или юридических лиц;
  5) вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законных интересов общества или государства.
  Широкими полномочиями обладает Генеральный прокурор:
  1) Генеральный прокурор РФ имеет право участвовать в заседаниях Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
  2) за Генеральным прокурором РФ закреплено также право обращаться в Конституционный Суд РФ в связи с нарушением или возможностью нарушений конституционных прав и свобод граждан примененным или подлежащим применению каким-либо законом;
  3) опротестовать или обжаловать в вышестоящий суд не вступившие в законную силу незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда;
  4) опротестовать вступившие в законную силу решение, приговор, определение или постановление суда по любому делу;
  5) Генеральный прокурор РФ имеет право обратиться с представлением в Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным и административным делам.
  В Законе о прокуратуре перечислены лишь основные полномочия прокурора, реализуемые в процессе участия в рассмотрении судом дел и осуществлении надзора за законностью судебных решений, приговоров, определений и постановлений. Участвуя в судопроизводстве по конкретным делам, прокурор реализует ряд организационных полномочий, полномочий по ведению судебного следствия, участию в кассационной, апелляционной и надзорной инстанции и ряд других.
 
  35. Процессуальное положение прокурора при рассмотрении уголовных дел судом
  Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
  Уголовное преследование - это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
  При осуществлении уголовного преследования прокурором при рассмотрении уголовных дел судом речь идет об уголовном преследовании обвиняемого.
  Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
  При обращении прокурора в суд такие обращения не облагаются госпошлиной. Вопрос о том, требуется ли защита со стороны прокурора в такой форме, решается прокурором.
  Законодательство РФ устанавливает случаи, когда участие прокурора в уголовном процессе невозможно.
  Так, прокурор не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:
  1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, ответчиком по данному делу;
  2) участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика;
  3) является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу.
  Прокурор также не вправе участвовать в уголовном деле, если имеются иные основания полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела.
  Во всех таких случаях прокурор обязан заявить самоотвод. Если он не сделал этого, отвод вправе заявить обвиняемый, его законный представитель, защитник, потерпевший, гражданский истец или ответчик или их представители.
  Решение об отводе прокурора принимает суд, рассматривающий дело. Участие прокурора в производстве предварительного расследования и его участие в судебном разбирательстве не являются препятствиями для дальнейшего участия прокурора в производстве по данному уголовному делу.
  Государственное обвинение - это специальная деятельность прокурора как представителя государства, направленная на поддержания обвинения в суде. В процессе этой деятельности прокурор осуществляет полномочия, предоставленные ему законом. Поддержание обвинения в суде выражается в представлении суду всех доказательств, обосновывающих выводы органов следствия относительно события преступления и виновности лица, полученных на основании закона в ходе предварительного следствия.
  Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.
  Прокурор уполномочен предъявить по уголовному делу гражданский иск в защиту интересов государства, а также, если этого требует охрана прав граждан или общественных интересов.
  Прокурор обеспечивает законность и обоснованность государственного обвинения.
  В судебном разбирательстве прокурор, осуществляя уголовное преследование, пользуется равными правами с другими участниками судебного разбирательства. Эта функция выполняется им в течение всего разбирательства дела независимо от занятой позиции, в том числе и тогда, когда он отказывается от обвинения.
  Если в ходе судебного разбирательства представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, прокурор отказывается от обвинения.
  Прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования, если имеются достаточные основания для этого.
 
 
 
  36. Особенности участия прокурора в суде присяжных
  В целом прокурорские функции в суде с участием присяжных заседателей аналогичны его функциям в обычном суде. Однако здесь есть своя специфика. В ряде случаев прокурор наделяется рядом дополнительных обязанностей.
  Особенности участия прокурора в суде присяжных определяются своеобразием процессуального порядка, установленного УПК РФ для назначения судебного заседания и разбирательства дел в этом суде.
  Необходимость участия прокурора в предварительном слушании дела объясняется тем, что в этой стадии окончательно решается вопрос о форме судопроизводства по делу. Судья, проводящий судебное заседание с обязательным участием прокурора, обвиняемого, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в суде присяжных, его защитника, выясняет, подтверждает ли обвиняемый свое ходатайство либо ходатайствует о рассмотрении дела судьей единолично.
  Роль прокурора на стадии предварительного слушания дела сводится к тому, что он должен проследить, имеются ли в суде указанные выше ходатайства, есть ли ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела на предварительном слушании в его отсутствие либо если он сам отказывается от участия в заседании.
  Без указанных документов дело в предварительном слушании рассмотрено быть не может. Прокурор на предварительном слушании оглашает резолютивную часть обвинительного заключения, высказывает свое мнение относительно ходатайств, заявленных другой стороной, сам заявляет в необходимых случаях ходатайство.
  Важное значение при этом имеет оценка прокурором допустимости доказательств, если этот вопрос возникает на предварительном слушании. Прокурор, участвующий в предварительном слушании дела, вправе отказаться от обвинения полностью или частично. В этом случае судья прекращает дело полностью или в соответствующей части.
  Прокурор участвует в отборе присяжных заседателей. Прокурор должен с максимальным вниманием выяснить все вопросы, касающиеся личности присяжных заседателей, могущие повлиять на объективность их решения по делу. С этой целью он может подготовить и передать в письменном виде вопросы к конкретным присяжным заседателям и с тем, чтобы их выяснил председательствующий и таким образом решил вопрос об отводе присяжного заседателя. Прокурор сам может заявить отвод.
  Прокурор участвует в судебном следствии. Особенностью этой деятельности государственного обвинителя является уже то, что в соответствии с требованием закона прокурор сам зачитывает резолютивную часть обвинительного заключения. В процессе судебного следствия прокурором исследуются только те доказательства, которые были допущены на предварительном слушании дела.
  Немаловажным является выступление государственного обвинителя в судебных прениях. Если прокурор в процессе судебного следствия придет к выводу о полной или частичной невиновности подсудимых вследствие недоказанности их участия в совершении преступления либо отсутствия в их деянии состава преступления, он обязан отказаться от обвинения. В таких случаях при отсутствии возражений со стороны потерпевшего судья прекращает дело полностью или в соответствующей части.
  Государственный обвинитель, как и другие участники сторон в процессе может предложить поправки к сформулированным председательствующим вопросам, поставить дополнительные к ним вопросы.
  В связи с напутственным словом председательствующего присяжным заседателям государственный обвинитель вправе заявить в судебном процессе возражения по поводу нарушения принципа объективности. Если такие возражения своевременно заявлены не были, то прокурор не имеет права ссылаться на нарушение объективности председательствующего при последующем пересмотре этого дела вышестоящим судом.
 
  37. Надзор за законностью приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу
  Прокурорский надзор за законностью приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу, - самостоятельный вид прокурорского надзора. Он основывается на положениях УПК РФ и Федеральном законе "О прокуратуре", федеральных законах, приказах, распоряжениях Генеральной прокуратуры.
  Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и принести протест в порядке надзора, если сочтут, что они незаконны или необоснованны.
  Незаконность приговора, определения, постановления означает нарушение норм УПК РФ, обоснование принятого решения недопустимыми доказательствами, применение закона, противоречащего УПК РФ.
  Незаконность решения является в соответствии с УПК РФ безусловным поводом к его отмене.
  Необоснованность решения означает несоответствие выводов суда доказательствам, на которые суд ссылается при обосновании своих выводов. Необоснованность приговора, определения, постановления может выражаться в наличии в этом документе неустраненных противоречий между доказательствами, противоречии между доказательствами по делу и принятым решением.
  Если опротестование таких приговоров, определений, постановлений не входит в компетенцию данного прокурора, то он обращается с представлением об опротестовании к вышестоящему прокурору.
  В законе четко перечислены лица, имеющие право принести протест в порядке надзора, и их компетенция.
  Право на принесение протестов в порядке надзора имеют:
  а) Генеральный прокурор РФ и его заместители - на приговоры, определения и постановления любого суда РФ, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ;
  б) прокурор субъекта РФ - на приговор и определение районного (городского) народного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам суда субъекта РФ, рассматривавшего дело в кассационном порядке.
  Опротестование и последующий пересмотр приговора, определения или постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, ухудшающим положение осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускаются лишь в течение года по вступлении их в законную силу.
  Протесты на вступившие в законную силу приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, а также постановления судей Верховного Суда РФ приносятся Генеральным прокурором РФ в Президиум Верховного Суда РФ.
  Для решения вопроса об опротестовании вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда прокурор, имеющий право на принесение протеста в порядке надзора, может в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело. Районный (городской) прокурор также имеет право истребовать любое дело, но в случаях необходимости принесения протеста в порядке надзора он входит с соответствующим представлением к вышестоящему прокурору. Если прокурор, изучив истребованное дело, не находит оснований для принесения протеста в порядке надзора, он возвращает дело в суд и сообщает заинтересованным лицам об этом.
  При рассмотрении дела в надзорной инстанции прокурор поддерживает протест. В президиуме суда субъекта РФ это делает прокурор субъекта РФ, в судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ - прокурор Генеральной прокуратуры РФ, в Президиуме Верховного Суда РФ - Генеральный прокурор РФ или его заместитель. В результате рассмотрения дела протест прокурора может быть удовлетворен или отклонен.
 
  38. Особенности участия прокурора в рассмотрении дел мировым судьей и апелляционной инстанцией
  Решения мировых судей могут быть обжалованы в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление на решение мирового судьи по гражданскому делу.
  Апелляционное представление на решение мирового судьи по гражданскому делу может быть подано в течение десяти дней со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме.
  Апелляционное представление подписывается прокурором.
  Согласно Уголовно-процессуальному кодексу прокурор имеет право на апелляционное обжалование. В апелляционном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями.
  Мировому судье подсудны дела частного обвинения и дела о преступлениях небольшой тяжести, а также ряд уголовных дел, за которые предусмотрено наказание не превышающее трех лет лишения свободы. Потому необходимость участия прокурора в рассмотрении этой категории дел не может быть частой. Но в связи с конкретными обстоятельствами дела прокурор может возбуждать дела частного обвинения, направлять их для производства предварительного следствия, а затем участвовать в их рассмотрении мировым судьей. Участие в таких случаях прокурора в рассмотрении дел частного обвинения не лишает стороны права на примирение.
  Целесообразность участия прокурора в делах частного обвинения диктуется в первую очередь необходимостью защиты прав граждан, потерпевших от преступлений. Особенно актуально вмешательство прокуратуры тогда, когда потерпевший или потерпевшая под влиянием угроз, запугивания, зависимости или иного противоправного воздействия отказываются от возбуждения дела частного обвинения и уголовного преследования.
  Вынесенные мировым судьей приговор или постановление о прекращении дела могут быть опротестованы прокурором в апелляционном порядке. Апелляционный протест на незаконные (необоснованные) приговор или постановление мирового судьи, не вступившие в законную силу, приносятся прокурором в течение 7 суток со дня их оглашения. Протест приносится мировому судье, постановившему приговор или постановление, и подлежит рассмотрению в соответствующем районном суде, куда он передается мировым судьей вместе с материалами дела по истечении срока для апелляционного обжалования или опротестования.
  Прокурор может принести частный протест.
  Частные протесты приносятся в таком же порядке, как и апелляционные, и рассматриваются в районном суде. Если рассмотрение дела закончилось вынесением приговора, а приговор опротестован в апелляционном порядке, то дело, в процессе рассмотрения которого был вынесен частный протест, направляется в районный суд только по истечении срока для апелляционного обжалования и опротестования, а частный протест рассматривается одновременно с апелляционным рассмотрением.
  В апелляционной инстанции участие прокурора обязательно, за исключением случаев рассмотрения дел частного обвинения, возбужденных не по инициативе прокурора.
  Особенность участия прокурора в апелляционной инстанции в том, что предмет и пределы судебного разбирательства ограничены той частью приговора мирового судьи и в отношении тех осужденных, которые указаны в протесте.
  В результате рассмотрения жалобы или протеста суд апелляционной инстанции постановляет новый приговор, полностью или частично заменяющий приговор мирового судьи, или выносит постановление о признании приговора мирового судьи или постановления о прекращении уголовного дела правильными, а доводов протеста необоснованными.
  Вынесенные судом апелляционной инстанции приговоры и постановления могут быть опротестованы прокурором в вышестоящий суд в кассационном порядке в соответствии с общими правилами.
 
  39. Участие прокурора рассмотрении уголовных дел в судом кассационной инстанции
  Суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора и иного судебного решения. Кассационная инстанция проверяет законность, обоснованность и справедливость решений, не вступивших в законную силу и обжалованных участниками уголовного судопроизводства. Кассационная инстанция также проверяет законность, обоснованность и справедливость приговоров и постановлений апелляционной инстанции.
  Законность означает точное и неуклонное соблюдение законов при вынесении судом решения, в первую очередь УК РФ и УПК РФ.
  Обоснованность означает, что суд вынес конкретное решение в соответствии с законом и опираясь при этом на допустимые и достаточные доказательства, которые не противоречат друг другу либо противоречие которых снято в процессе их исследования судом. Обоснованность также предполагает достаточно серьезное беспристрастное и объективное исследование всех доказательств.
  Справедливость означает принятие судом такого решения, посредством которого восстанавливаются нарушенные права, положение, существовавшее до нарушения закона, противоправные действия осуждаются, устанавливаются виновные в совершении преступления и им назначается наказание, соответствующее степени их общественной опасности, доле участия в совершении преступления постольку, поскольку оно способствует исправлению осужденного.
  Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом кассационной инстанции реализует прокурорский надзор за соблюдением законности.
  Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом кассационной инстанции включает в себя два вида прокурорской деятельности:
  1) опротестование судебных решений, не вступивших в законную силу;
  2) непосредственное участие в рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке.
  Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносят в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконные или необоснованные решения, приговоры, определения или постановления суда.
  Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела вправе принести протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.
  Судом кассационной инстанции судебное решение может быть отменено или изменено.
  Основаниями отмены или изменения судебного решения судом кассационной инстанции являются:
  1) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции;
  2) нарушение уголовно-процессуального закона;
  3) неправильное применение уголовного закона;
  4) несправедливость приговора.
  Опротестованию в кассационном порядке подлежит каждый приговор, который прокурор считает незаконным или необоснованным. Но при этом прокурор может отозвать протест до начала рассмотрения его судом кассационной инстанции. По общему правилу протест приносится прокурором, соответствующим по уровню суду, постановившему приговор или судебное решение: районный, городской прокурор вправе опротестовать приговор районного, городского суда, прокурор области - приговор областного суда и т. д.
  Исходя из принципа централизации прокуратуры протест может принести также вышестоящий прокурор или его заместитель.
  До начала рассмотрения уголовного дела в суде кассационной инстанции по протесту прокурора им может быть подан дополнительный кассационный протест, если есть необходимость привести новые доводы в обоснование основного. Прокурор вправе представить в кассационную инстанцию также дополнительные материалы в подтверждение доводов, приведенных в протесте.
 
  40. Участие прокурора в гражданском процессе
  В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов государства РФ.
  С заявлением в интересах граждан прокурор обращается, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности, а также при наличии других уважительных причин не в состоянии сам обратиться в суд. Участие прокурора в гражданском процессе определяется лично им самим.
  Существуют основания, при которых прокурор обязательно должен участвовать в процессе:
  - при признании гражданина без вести отсутствующим или объявлении его умершим;
  - рассмотрение дела об усыновлении или удочерении;
  - ограничение дееспособности граждан, о признании недееспособным;
  - принудительная госпитализация гражданина в психологический стационар;
  - восстановление на работе;
  - выселение без предоставления жилплощади.
  Прокурор, участвующий в деле, знакомится с материалами дела, заявляет отводы, представляет доказательства, участвует в исследовании доказательств, заявляет ходатайства, дает заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом, а также совершает другие процессуальные действия, предусмотренные законом. Отказ прокурора от заявления, поданного в защиту интересов другого лица, не лишает это лицо права требовать рассмотрения дела по существу.
  Незаконные или необоснованные судебные решения по гражданским делам (определения или постановления) могут быть опротестованы прокурором. Право принесения кассационных протестов принадлежит прокурору и его заместителю. Помощники прокуроров могут приносить протесты только по делам, в рассмотрении которых они принимали участие.
  Закон обязывает прокуроров опротестовывать в кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные постановления по делам, рассмотренным с участием прокурора;, по другим делам использовать право принесения кассационных протестов в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
  Не подлежат кассационному опротестованию решения Верховного Суда РФ, а также решения судов по жалобам граждан на действия административных органов по вопросу о взыскании штрафов, наложенных в административном порядке, на неправильности в списках избирателей, в связи с тем что данные решения вступают в силу немедленно и могут быть опротестованы только в порядке надзора.
  Протест на решение районных (городских) судов приносится в суд субъекта Российской Федерации. Решения судов субъектов Российской Федерации, если они рассматривали дело по первой инстанции, опротестовываются в Верховный Суд РФ.
  Протест приносится через суд, вынесший решение.
  Срок для подачи кассационного протеста - десять дней после вынесения судом решения. За это время прокурор должен проверить законность и обоснованность судебного решения и в случае необходимости принести кассационный протест.
  Прокурор вправе прилагать к протесту новые материалы, доказывающие необоснованность выводов суда, в частности объяснения лиц, участвовавших в судебном разбирательстве, и других граждан; разного рода справки, информации, заключения специалистов и т. д.
 
  41. Участие прокурора в арбитражном процессе
  Прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
  Арбитражный суд - это орган государственной власти, осуществляющий правосудие посредством разрешения экономических споров между предприятиями, споров, возникающих из административных правоотношений, и других споров, отнесенных законодательством к их компетенции.
  Деятельность арбитражных судов строится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
  Арбитражные суды находятся по одному в каждом субъекте РФ, поэтому главным образом в арбитражном судопроизводстве принимают участие специалисты прокуратур субъекта РФ (области, республики и т. д.).
  Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
  1) с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2) с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;
  3) с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
  Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности.
  Таким образом, прокурор имеет право:
  - знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии; заявлять отводы;
  - представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства;
  - участвовать в исследовании доказательств;
  - задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;
  - знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле;
  - знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, знать о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа;
  -- обжаловать судебные акты.
  Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.
  Обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляет Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляет также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.
 
  42. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
  Координация - это деятельность по ориентированию в определенных сферах. Координационная деятельность требует привлечения значительных информационных ресурсов и научных разработок.
  Координация деятельности правоохранительных органов - это взаимодействие деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов налоговой инспекции, таможенных органов и других правоохранительных органов с целью повышения борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
  Данная деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
  Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.
  Данная деятельность осуществляется на основе:
  1) соблюдения законности;
  2) равенства всех участников деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций;
  3) самостоятельности каждого правоохранительного органа;
  4) гласности;
  5) ответственности руководителя каждого правоохранительного органа.
  Координационную деятельность прокуратура осуществляет по различным направлениям. В целях координации при борьбе с преступностью необходимо достаточно тесное взаимодействие правоохранительных органов между собой.
  Правоохранительные органы осуществляют:
  - совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития;
  - выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;
  - подготовку в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ;
  - подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности;
  - обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности;
  - разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;
  - обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений;
  - изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.
  В порядке координации осуществляются взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников; проведение совместных семинаров, конференций; оказывается взаимная помощь в обеспечении собственной безопасности правоохранительных структур в процессе деятельности по борьбе с преступностью.
  В процессе текущей работы по борьбе с преступностью правоохранительные органы издают совместные приказы, указания, подготавливают информационные письма и иные организационно-распорядительные документы.
  Ими осуществляется выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий, в том числе по вопросам прокурорской, следственной практики.
 
 
 
 
 При подготовке ответов на вопросы использовались следующие источники:
 1) Басков В.И. Прокурорский надзор. Учебник для вузов. - М.: БЕК, 1999.
 2) Прокурорский надзор. Ответы на экзаменационные вопросы / A.M. Гатин, И.М. Хужокова. - М: Издательство "Экзамен", 2004.
 3) Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. А.Я. Сухарева. - М.: НОРМА, 2001.
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу