<< Пред.           стр. 9 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 1 См., например: Шибутани Т. Социальная психология. — М-: Прогресс, 1969.
 
  выделим только наиболее важ­ные моменты.
 "Роль" — это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных — базовых психологических установок нашего "Я" и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня деловому человеку приходится "играть" не­сколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т.д. Во всех случаях предпосылкой успеха яв­ляется не только всесторонний и глубокий анализ деловой си­туации, но и готовность к успеху, обусловленная состоянием и ориентацией нашего "Я". Единственное ограничение, которое налагается на нас, — это наша неспособность признать неогра­ниченность наших возможностей- Вместе с тем, не нужно ника­ких усилий, чтобы смириться с поражением, ленивым созерца­нием собственных неудач. Большинство проживает всю жизнь, так и не использовав возможность полного контроля над собст­венными чувствами, не отдавая себе отчета в том, что это един­ственное, что подвластно нашей воле.
 Следовательно, необходимо постоянно развивать позитив­ное мышление. Позитивное восприятие действительности оз­начает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их су­ществования. Победитель "вгрызается" в проблему, тогда как неудачник всячески старается ее обойти, но постоянно на нее наталкивается. Есть только два типа проблем: проблемы, кото­рые мы в состоянии решить, и проблемы, с которыми мы ни-л чего поделать не можем. Какой смысл, например, переживать по поводу своей внешности или своего роста? Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по поводу надуманных и еще не существующих трудностей. Тем более непродуктивно завидовать другим — лучше радоваться их продвижению и просить у них советов, как нам добиться успе­ха в своей деятельности.
 Базовые психологические установки нашего "Я" формиру­ются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих нас людей. Они включают в себя как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной личности. Те, кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепен­ному накоплению и усилению положительного самовосприятия.
 Возможны четыре вида установок по отношению к окру­жающим 1:
 
 
 
 1 Подробнее см: Меллер К., Хегедаль П. Качественный сервис через личностное Развитие. — М.: Менеджер сервис, 1992.
 
 
 "Я хороший — ты хороший". Это самая нравственная и про­дуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам Причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей Нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся и сотрудничают конструктивно. Это "победители", они "выигрывают".
 "Я хороший — ты плохой". Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спи­хивают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или под­чиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что амо­рально и малопродуктивно.
 "Я плохой — ты хороший". Такая установка типична для лю­дей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессиль­ными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с окружающими либо прилипают, как парази­ты, к сильным личностям. Часто такие люди пребывают в со­стоянии депрессии.
 "Я плохой — ты плохой". Эта установка ведет к саморазложе­нию личности, порождает чувство безнадежности и потерю ин­тереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят.
 Редко кто придерживается исключительно одной из этих че­тырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. По­этому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства "все в по­рядке", преодолевать негативное отношение к окружающим и самому себе.
 И, в заключение, хотелось бы напомнить слова древней мо­литвы:
 "Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изме­нить, дай мне мужество стерпеть то, что я не в состоя­нии изменить, и дай мне мудрость отличить одно от дру­гого!"
 
 
 Вопросы для повторения
 1. Перечислите факторы, детерминирующие человеческое поведение в деловом общении.
 2. Как формируется наше "Я" и какова его роль в общении?
 3. Что такое макро- и микросреда личности?
 4. Расскажите об особенностях социальных стереотипов, приемах манипулирования ими в деловом общении.
 5. Назовите приемы ломки стереотипов в процессе установления не­формальных отношений.
 6. В чем сущность "позитивного мышления"?
 7. Перечислите базовые психологические установки нашего "Я" по отношению к окружающим.
 
 
 
 
 Литература
 1. Асмолов А.Г. Психология личности. ~ М.: МГУ, 1990.
 2. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М.: МГУ, 1968.
 3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Центр "Русская тройка", "Комета", 1990.
 4. Козлов Н.И. Как относиться к себе и другим людям, или практиче­ская психология на каждый день. — М.: Новая школа, 1994.
 5. Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967.
 6. Кузьмин E.G., Семенов В. Е. (ред). Социальная психология. — Л.: ЛГУ. 1979.
 7. Курс практической психологии, или Как научиться работать и доби­ваться успеха. — Ижевск, 1996.
 8. Меллер К., Хегедаль П. Качественный сервис через личностное раз­витие. — М.: Менеджер сервис, 1992.
 
 
 
 
 
 
 
 ГЛАВА 5
 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
 Как только ни именовали человека: homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo eludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans — человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794—1856) остроумно заметил: "Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе". 1
 
 
 
 
 
 1 Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. T.I — М.: Наука, 1991. – С. 385.
 
 И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
 
 5.1. Общение и деловое общение
 Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социаль­ного бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.
 В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера 2 .
 
 
 
 
 2 См.: Психологический словарь. – М.: Педагогока, 1973. С. 228.
 
 Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом:
 
 
 
  С1 С2
 
 
 Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, и выделить все возможные функ­циональные ситуации, то оказывается, что таких ситуаций мо­жет быть четыре 3 :
 
 
 
 
 3 См.: Каган М.С Мир общения. — М.: Политиздат, 1988
 
 • цель общения — вне самого взаимодействия субъектов;
 • цель общения — в нем самом;
 • цель общения — приобщение партнера к опыту и ценно­стям инициатора общения;
 • цель общения — приобщение самого его (инициатора) к ценностям партнера.
 Нас будет интересовать только первый вид общения — дело­вое общение, т.е. общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммер­ческой и т.д.
 Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффек­тивности.
 В деловом общении предметом общения является дело:
 
  Дело
 
 
 Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта. Например, при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту. В этом случае формой отношений является дисциплина — принцип строгого регулирования иерархического сопоставления управ­ляющего и управляемого. Понятно, что управляемый лишен свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асиммет­рична, монологична, а не диалогична.
 Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в деловом общении всегда выступает как личность, '' значимая для субъекта;
 общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
 основная задача делового общения — продуктивное сотруд­ничество.
 Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: "умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за ка­кой-либо другой товар в этом мире" . 1
 
 
 
 
 
 
 1 См.: Рогозин Ю.П. Секреты общения. — М.: Знание, 1991. — С. 5.
 
 Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбирать­ся в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. В данной главе предлагается анализ общения в единстве трех его сторон: общение как восприятие, общение как коммуникация и общение как взаимодействие.
 
 
 5.2. Восприятие и понимание в процессе общения
  Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин "социальная перцепция", т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Лж. Брунером (р. 1915). Назвав восприятие "социальным", он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в обще­нии, в совместной жизни социально-психологические механиз­мы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по Изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей — наоборот, меньше. 1
 
 
 
 1См.: Брунер Дж. Психология познания: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1977. — С. 73-79.
 
  Такой же деформации подвергаются и образы людей (эксперимент П. Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, Доцента, профессора. Чем выше становился его социальный статус, тем более высоким он воспринимался).
 Общение определяется тем представлением о партнере, ко­торое складывается в восприятии. Под восприятием в социаль­ной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
 В деловом общении приходится взаимодействовать с людь­ми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже доста­точно хорошо знакомы.
 Психологические исследования показали, что в основе вос­приятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологи­ческие механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового обще­ния, во втором — механизмов межличностного общения.
 К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть ко­торого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереоти­пом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
 Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип — это порождение и принадлежность группы людей, и отдель­ные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.
 Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — пред­ставления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности сла­вянской души.
 Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным явля­ется первое впечатление, совсем не прост.
 С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имею­щий опыт общения, способен по внешности человека, его одеж­де, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психо­логические черты, возраст, социальный слой, примерную про­фессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуаци­ях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше веро­ятность ошибок.
 Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто "воспринять" другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффек­тивно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от то­го, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные "техники" общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнести Партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и вос­принимаются достаточно точно. А остальные черты и особенно просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия Обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: пре­восходства, привлекательности и отношения к нам. 1
 
 
 
 
 
 
 1 См.: Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — Л.: ЛГУ, 1990.
 
 Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве парт­неров наиболее часто применяется схема восприятия, которая
 .приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.
 Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превос­ходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оце­ниваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, ко­торого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному пара­метру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.
 Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам на­до это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По ка­ким признакам мы можем судить о превосходстве человека, на­пример, в социальном положении или в интеллектуальном?
 Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:
 • одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драго­ценности, а в определенных случаях даже такая "одежда", как машина, оформление кабинета и т.д.;
 • манера поведения человека (как сидит, ходит, разговари­вает, куда смотрит и т.д.).
 Информация о превосходстве обычно так или иначе "закладыва­ется" в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.
 Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом опреде­ляют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосход­ства какими-то внешними, видимыми средствами всегда сущест­венно.
 Действие фактора привлекательности при восприятии чело­века заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людь­ми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более ум­ным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоцени­вать многие его личностные характеристики.
 Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки "личные дела" учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстни­ками . 1
 
 
 
 
 1 См.: Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Педагогика, 1979.
 
 
  Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки да­валось одно и то же дело, но с разными фотографиями — краси­вых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высо­кую оценку своих возможностей.
 Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.
 Итак: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привле­кательным, что у разных народов свои каноны красоты.
 Значит, привлекательность нельзя считать только индивиду­альным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряе­мые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который мак­симально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть
 социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия до этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.
 И, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким об-аазом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше до которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, ЧТО свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
 Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежа­щим другим людям, и просили их оценить эти мнения. 1
 
 
 
 
 1См.: Крчжанская Ю., Третьяков В. Грамматика общения — Л.: ЛГУ. 1990
 
  Оказа­лось, что чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сход­ство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом "родстве души" была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия по фактору отношения к нам.
 Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей как социальных существ главное — оп­ределение вопроса о групповой принадлежности партнера. По­этому можно сказать, что первое впечатление почти всегда пра­вильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и ка­честв, что может привести к неадекватному общению в даль­нейшем. В постоянном общении результаты первого впечатле­ния продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписывае­мых партнеру черт и свойств, которые сформировались при пер­вом впечатлении.
 В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоцио­нального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
 Наиболее простой способ понимания другого человека обес­печивается идентификацией — уподоблением себя ему. При иден­тификации человек как бы ставит себя на место другого и опреде­ляет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика
 Д. Карнеги (1888—1955), изложенная им в книге "Как оказывать влияние на людей", основана на механизме идентификации.
 Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на про­блемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположник гума­нистической психологии К. Роджерс (1902—1987) определял эмпатическое понимание как "умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понима­ние" 1.
 
 
 
 
 
 1 Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. – М.: МГУ, 1986. - С. 209.
 
 Эмпатическое понимание возможно в отношении не­многих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.
 С точки зрения характеристики общения как идентифика­ция, так и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению, понимать меня.
 Процесс понимания друг друга опосредован процессом реф­лексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимает­ся партнером по общению 2 .
 
 
 
 
 
 2 См.: Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: МГУ, 1975.
 
  Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
 Общение как рефлексивный процесс был описан еще в кон­це XIX в. Дж Холмсом, который, исследуя общение двух субъек­тов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение? Дж. Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри:
  1. Джон, каков он есть сам по себе
  2. Джон, каким он сам себя видит
 3. Джон, каким его видит Генри.
 Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуации:
 4. Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.
 Соответственно у Генри тоже четыре позиции.
 Общая модель рефлексии представлена в учебнике по соци­альной психологии Г. Андреевой 3 .
 
 
 
 
 
 3 См.: Андреева Г.М. Социальная психология. — М: МГУ, 1975.
 
 
 
 Есть два субъекта общения: А и Б. Между ними устанавли­ваются коммуникации:
 
 А Б Б А
 
 
 Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе: у A—A1, У Б—Б1, а также представление о другом: у А—Б2, у Б— А2.
  Взаимодействие в процессе общения осуществляется сле­дующим образом: А (в качестве А1) обращается к. Б2, Б реагирует (в качестве Б1) на А2. Насколько это близко к реальным А и Б, еще надо исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что имеются несовпадающие с реальностью А1, Б1, А2, Б2, и при этом между А и А2, Б и Б2 нет каналов коммуникации. Ясно, что успех об­щения будет максимальным при минимальном разрыве в линиях - A—A1—А2 и Б—Б1—Б2. Если выступающий (А) имеет неверное представление о себе (А1), о слушателях (Б2), и главное, о том, как его воспринимают слушатели (А2), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.
 Приближение всего этого комплекса представлений друг к другу — сложный процесс, требующий специальных усилий.
 
 
 5.3. Общение как коммуникация
 Деловое общение — это прежде всего коммуникация, т.е. об­мен информацией, значимой для участников общения.
 Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяс­нение следующих вопросов:
 каковы средства коммуникации и как правильно ими поль­зоваться в процессе общения;
 как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.
 Все средства общения делятся на две большие группы: вер­бальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может по­казаться, что невербальные средства не столь важны, как сло­весные. Но это далеко не так. А. Пиз в своей книге "Язык тело­движений" 1
 
 
 
 
 1 Пиз А. Язык телодвижений: Пер. с англ. — Н. Новгород: Ай-Кью, 1994.
 
 
 приводит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38%, а за счет не­вербальных средств — на 55%.
 К таким же выводам пришел и профессор Бердвиссл, кото­рый установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невер­бальных средств. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вер­бальному — отношение к партнеру по общению.
 Невербальное поведение человека неразрывно связано с его пси­хическими состояниями и служит средством их выражения. В про­цессе общения невербальное поведение выступает объектом истол­кования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредст­венного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.
 В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к кото­рым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения 1.
 
 
 
 
 1 См.: Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов-на-Дону, 1985.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
 Наиболее значимые невербальные средства — кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в Мимике, позе, месте, взгляде, походке.
 Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10—15% информации.
 Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шес­ти основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических ко­дов эмоциональных состояний, разработанной В.А. Лабунской.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Исследования психологов1
 
 
 
 
 
 1 См.: Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстер Л. Мозг, разум и поведение. Гл. VI. Эмоции: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988.
 
 показали, что все люди независи­мо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией всего ли­ца, тем не менее основную информативную нагрузку несут бро­ви и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положение бровей и губ. Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опо­знание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опо­знаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, слож­нее — эмоции печали и страха.
 С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный кон­такт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают диском­форт, если мимика отсутствует.
 Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом было показано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек толь­ко формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону ("в про­странство"), когда мысль полностью готова, — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят мень­ше, когда трудность преодолевается, — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрим на партнера — только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и "посылает" ему сигналы обратной связи.
 Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо род вызова нам, либо хорошее к нам отношение.
 С помощью глаз передаются самые точные сигналы о со­стоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от на­строения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.
 Таким образом, не только экспрессия лицевая несет инфор­мацию о человеке, но и его взгляд.
  Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно 90 многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контроли­руются во много раз лучше, чем движения тела. При определен­ных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформационным, а тело — главным источни­ком информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фо­кус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.
 Поза — это положение человеческого тела, типичное для дан­ной культуры, элементарная единица пространственного поведе­ния человека. Общее количество различных устойчивых поло­жений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа неко­торые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза на­глядно показывает, как данный человек воспринимает свой ста­тус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные Позы, чем их подчиненные.
 Одним из первых указал на роль человека как одного из не­вербальных средств общения психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении ин-Дивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это разме­щение свидетельствует либо о закрытое™, либо о расположен­ности к общению.
 Показано, что "закрытые" позы (когда человек как-то пыта­ется закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше Места в пространстве; "наполеоновская" поза стоя: руки, скре­щенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противо­действия, критики. "Открытые" же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
 Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыс­лителя), позы критической оценки (рука под подбородком, ука­зательный палец вытянут к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собесед­ника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Че­ловек, желающий заявить о себе, "поставить себя", будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нуж­но подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.
 Практически все люди умеют хорошо "читать" позы, хотя, конечно, далеко не всегда понимают, как они это делают.
 Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.
 О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрас­танием эмоциональной возбужденности человека, его взволно­ванности растет интенсивность жестикуляции, как и при жела­нии достичь более полного понимания между партнерами, осо­бенно если оно почему-то затруднено.
 Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
 • коммуникативные (жесты приветствия, прощания, при­влечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицатель­ные, вопросительные и т.д.);
 • модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянно­сти и т.п.);
 • описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.
 В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые выска­зывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Про­тиворечие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.
  И наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по которой довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние, Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как пев страдание, гордость, счастье. Причем, оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая — при радости, вялая, угнетенная походка - при страданиях, самая большая длина
 шага — при гордости.
 а. С попытками найти связь между походкой и качеством лич­ности дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических харак­теристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов.

<< Пред.           стр. 9 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу