<< Пред.           стр. 1 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 А. А. Радугин
 ФИЛОСОФИЯ
 
 СаиАеатиа гдйиг
 ФА. А. Радугин _
 илософия
 курс лекции
 Второе издание,
 переработанное и дополненное
 Рекомендовано
 Государственным комитетом Российской Федерации
 по высшему образованию
 в качестве учебного пособия
 для студентов
 высших учебных заведений
 N08 НаЪеЬИ Нитиз
 т типАо /исге?
 Тгапзеапз аи вирегоз
 Тгапвеаш аи гп/еток
 Ноз "г Ш5 тЛеге!
 Втеъг /гпгеЫг;
 Кари поз аггосйег
 Метши рагсеЫг!
 '\7юа1 асайетга!
 'УюаЛ тетогит
 Силою духа живой
 одержал он победу и вышел
 Он далеко за пределы ограды огненной мира
 По безграничным пройдя своей мыслью и духом
 пространствам
 Тит Лукреций Кар.
 "О природе вещей", 11, 1114
 гп /1оге!
 а!та та!ег
 Москва
 2004
 Издательство
 ЦЕНТР
 
 УДК 1(075)
 ББК 87я73
 Р15
 Содержание
 Рецензенты:
 кафедра философии Воронежской государственной
 лесотехнической академии;
 А. С. Кривей, •член-корреспондент РАЕН, доктор философских наук,
 зав. кафедрой философии Воронежского государственного
 университета
 На обложке:
 фрагмент картины голландского художника Михиела Свертса
 "Портрет молодого человека", 1656 г.
 10
 От автора
 12
 тема 1
 Философия как мировоззренческая система:
 ее смысл и предназначение
 1. Понятие мировоззрения и его структура
 2. Предфилософское значение мифологии и религии
 3. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.
 Философия и наука
 Радугин А. А.
 Р15 Философия: курс лекций. - 2-е изд., перераб.
 и дополн. - М.: Центр, 2004. - 336 с.
 15ВЫ 5-88860-050-4
 Учебное пособие подготовлено в соответствии с "Государственными
 требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму со-
 держания и уровню подготовки выпускников высшей школы" по циклу
 "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины". Содер-
 жание дидактических единиц этих требований по философии раскрыва-
 ется через изложение основных философских направлений, течений,
 школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древней-
 ших времен и кончая современностью. Автор не злоупотребляет, собст-
 венно историко-философским материалом, значительное место в учеб-
 ном пособии отводится современным достижениям философской мысли.
 Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей ву-
 зов, а также всех интересующихся философией
 Без объявления
 5-88860-050-4
 ББК 87я73
 (С) А. А. Радугин, 2004
 26
 тема 2
 Философский плюрализм: причины
 и истолкования
 1. Историко-философский процесс: исходные понятия
 и движущие силы.
 Гегелевская, марксистская и экзистенциалъно-персоналистская
 концепции философии
 2. Сущность и предназначение философии - попытка синтеза
 всех трех концепций
 36
 тема 3
 Античная философия
 1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит
 2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит
 3. Поворот к человеку - философские учения софистов и Сократа
 4. Платон и Аристотель - систематизаторы
 древнегреческой философии
 5. Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм
 
 69
 тема 4
 Средневековая христианская философия
 1. Христианская апологетика:
 основная проблематика и идейные истоки
 2. Основные принципы религиозно-философского мышления
 и мировоззрения
 3. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика
 4 Религиозный интеллектуализм и религиозный
 антиинтеллектуализм.
 Проблема взаимоотношения разума и веры
 94
 тема 5
 Философия эпохи Возрождения
 3. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
 2. Философские и космологические учения Николая Кузанского
 и Джордано Бруно
 100
 тема 6
 Разработка метода научного исследования
 в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт,
 Б. Спиноза
 1. Бэкон о природе человеческих заблуждений:
 учение об идолах и критика схоластики
 2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила
 индуктивного метода
 3. Рационализм Р. Декарта.
 Основные правила дедуктивного метода
 4. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции
 5. Познавательный процесс и учение о субстанции
 в системе Б. Спинозы
 113
 тема 7
 Рационализм эпохи Просвещения
 и метафизический материализм XVIII века
 1. Рационализм как умонастроение и методология
 эпохи Просвещения
 2. Механистический материализм и сенсуализм в философии
 эпохи Просвещения
 120
 тема 8
 Эволюция британского эмпиризма
 конца XVII - середины XVIII века:
 Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм
 1. Теория познания Д. Локка
 2. Субъективный идеализм Д. Беркли
 3. Скептицизм Д. Юма
 136
 тема 9
 Немецкая классическая философия
 1. Концепция субъекта в философской системе Канта
 2. Субъективный идеализм И. Г. Фихте
 и объективный идеализм Ф. Шеллинга
 3. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики
 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха
 5. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
 Гуманистические тенденции в философии К. Маркса.
 Марксистское учение о практике и истине
 170
 тема 10
 Русская религиозная философия XIX-XX вв.
 1. Формирование русской религиозной философии:
 славянофильское учение о мессианской роли русского народа
 и соборности
 2. Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология
 3. Проблемы веры и разума в православном религиозном
 антиинтеллектуализме
 (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)
 187
 тема 11
 Человек во Вселенной. Философская, научная
 и религиозная картина мира
 1. Концепция бытия - фундамент философской картины мира
 2. Диалектико-материалистическая картина мироздания
 3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный
 космизм П. Тейяра де Шардена.
 
 202
 тема 12
 Природа человека и смысл его существования
 1. Решение проблемы специфики человеческого бытия
 в "философской антропологии"
 2. Марксистская философия о соотношении биологического
 и социального в человеке. Проблемы человеческого начала
 3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение
 человеческого бытия
 220
 тема 13
 Познание, его возможности и средства
 1. Субъект и объект познания. Познание как отражение
 действительности
 2. Чувственное и рациональное познание
 3. Диалектика-материалистическая теория истины
 4. Персоналистская концепция познания. Знание и вера
 235
 тема 14
 Проблемы научной рациональности в современной
 "философии науки"
 1. Неокантианские концепции методов научного познания
 (Марбургская и Баденская школы)
 2. Разработка методологии научного познания в позитивизме
 и неопозитивизме
 3. Концепция науки в критическом рационализме
 4. Научная рациональность как предмет исследования
 в отечественной "философии и методологии научного познания"
 261
 тема 15
 Современный философский иррационализм:
 регаение проблем бытия, познания, человека
 и личности в различных школах и течениях
 1. Философский иррационализм как умонастроение
 и философское направление
 2. "Философия жизни" и ее разновидности
 3. Эволюция психоаналитической философии.
 Структура че.говеческой личности.
 Сознание и бессознательное
 4. Экзистенциализм: основные темы и учения.
 Свобода и ответственность личности
 286
 тема 16
 Общество и культура как предметы
 философского анализа
 1. Специфика философского осмысления общественной жизни
 2. Методологические принципы изучения общества.
 Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций
 в философии истории А. Тойнби
 3 Смысл истории и ее постижение в философии
 истории К, Ясперса
 4. Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма
 самореализации человека
 5. Особенности западной и восточной культур.
 Россия в диалоге культур.
 310
 тема 17
 Глобальные проблемы современности
 1. Происхождение и сущность глобальных проблем
 2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем
 современности
 3. Кослюцентрический взгляд на решение глобальных проблем
 человечества - "философия общего дела" Н. Ф. Федорова
 325
 Рекомендуемая литература по всем темам
 
 о
 т автора
 В нашей стране осуществляется формирование новой
 системы образования с учетом всех отечественных до-
 стижений и в соответствии с мировыми стандартами. С
 этой целью Государственный комитет Российской Фе-
 дерации по высшему образованию разработал в 1993 го-
 ду основные профессиональные образовательные про-
 граммы.
 Важное место в этих программах занимает социаль-
 но-гуманитарная подготовка. 18 августа 1993 г. Коллегия
 Государственного комитета Российской Федерации по
 высшему образованию утвердила "Государственные тре-
 бования (Федеральный Компонент) обязательному мини-
 муму содержания и уровню подготовки выпускников выс-
 шей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-
 экономические дисциплины". Изучение философии
 составляет фундамент общекультурной и общетеорети-
 ческой гуманитарной подготовки специалиста любого про-
 филя.
 Философию нередко представляют как некое абст-
 рактное знание, оторванное от реальности повседневной
 жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это пред-
 ставление. В действительности все свои проблемы фило-
 софия черпает из жизни и решает их с единственной це-
 лью - помочь человеку совершенствоваться и выработать
 мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетичес-
 кие установки, идеалы и ценности личности, с помощью
 которых возможно переживать жизненные невзгоды и до-
 биваться успеха. Для этого философия дает изучающему
 индивиду как богатый фактический материал для размы-
 шлений, так и весьма эффективные инструменты мысли-
 тельной деятельности. Изучение философии - это апро-
 бированная многовековым опытом человечества лучшая
 школа разумного мышления, которая позволяет свободно
 оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и под-
 вергать критике те или иные суждения, отделять сущест-
 венное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех
 явлений действительности.
 Данное учебное пособие - это первая попытка изло-
 жить курс философии в соответствии с требованиями Го-
 сударственного стандарта. Автор отказался от укоренив-
 шейся в нашей стране практики преподавания философии
 с разделением на историю и теорию философии. Такое раз-
 деление, с его точки зрения, ни содержательно, ни дидак-
 тически не оправдано, так как предполагает существова-
 ние какой-то особой, оторванной от конкретно-историчес-
 кого движения философской мысли, теории^философии.
 На практике это разделение означает преподавание фи-
 лософии с позиции какой-то одной конкретной философ-
 ской школы. В нашей стране это чаще всего означало при-
 дание абсолютного приоритета марксистской философии.
 Не отвергая крупных достижений философии марксизма,
 автор стремился избежать односторонности и идеологиче-

<< Пред.           стр. 1 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу