<< Пред.           стр. 2 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 ской догматизированности в изложении материала, озна-
 комить изучающих философию с различными философ-
 скими направлениями, течениями, школами, системами.
 Основной замысел автора пособия-раскрыть содер-
 жание дидактических единиц Государственного стандар-
 та, или, выражаясь проще, дать содержание программы
 курса философии через изложение истории философии и
 основных философских течений, школ и систем современ-
 ности. Такой подход, пожалуй, позволит изучающему фи-
 лософию ознакомиться с философской проблематикой в ее
 историческом контексте и проследить ее развитие на про-
 тяжении существования европейской цивилизации.
 Вместе с тем, автор понимает, что в пределах учебно-
 го курса невозможно раскрыть все богатство и многообра-
 зие философских проблем, направлений и учений. Цель
 автора - помочь изучающим философию составить себе
 первоначальное представление о предмете философии и
 ее назначении, о важнейших школах и течениях, выдаю-
 щихся мыслителях, о решении "вечных" человеческих
 проблем, начиная с общей картины мира и кончая глобаль-
 ными проблемами современности. При этом автор исходит
 из установки, что знание философии - не самоцель. Он
 надеется, что это знание поможет читателю выработать
 определенную жизненную позицию и позволит быстрее
 решать встающиеперед ним личные, профессиональные и
 общественные проблемы.
 
 ф.
 тема 1
 'илософия
 как мировоззренческая
 система: ее смысл
 и предназначение
 1/ Понятие мировоззрения и его структура
 2/ Предфилософское значение мифологии и религии
 3/ Специфика философского решения
 мировоззренческих вопросов.
 Философия и наука
 Понятие мировоззрения и его структура
 Каждый культурный^молодой человек имеет определен-
 ное представление о философии. Он может назвать неко-
 торые имена знаменитых филосбфов и даже может порас-
 суждать на тему, что такое философия. И дело тут не толь-
 ко в том, что он изучал эту дисциплину в школе, лицее,
 гимназии или колледже. Каждый человек, вольно или не-
 вольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые
 обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается
 ли он по определенным законам? Кто или что определяет
 эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был
 сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономер-
 ности, а какое -- случайности?
 Еще в большей степени каждый человек интересует-
 ся теми проблемами, которые касаются его положения в
 этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно
 понять бессмертие человеческого существования? Может
 ли человек узнать о своем предна значении в этом мире или
 это ему недоступно? Каковы познавательные возможнос-
 ти человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуж-
 дения и лжи?
 Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-
 нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг,
 ответственность и справедливость? Можно ли провести
 12
 I
 четкую разграничительную линию между добром и злом?
 Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой
 истории? Возможно ли достижение такого состояния в раз-
 витии человечества, когда зло исчезнет и наступит "эпоха
 всеобщей любви и согласия"?
 Можно было бы назвать много наиболее серьезных,
 интересующих людей проблем, которые рассматривает и
 которым дает определенное решение философия. Но эти-
 ми проблемами занимаются не только философы. Еще за-
 долго до возникновения философии люди находили ответ
 на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому
 правильней было бы назвать эти проблемы не чисто фило-
 софскими, а мировоззренческими. У философии свой, спе-
 цифический подход к решению таких проблем. Об этом мы
 поговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том,
 что же такое мировоззрение?
 Мировоззрение - это сложное, синтетическое, ин-
 тегральное образование общественного и индивидуаль-
 ного сознания. Существенное значение для его характе-
 ристики имеет пропорциональное присутствие различных
 компонентов - знаний, убеждений, верований, настрое-
 ний, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В
 структуре мировоззрения можно выделить четыре основ-
 ных компонента:
 1. Познавательный компонент. Базируется на обоб-
 щенных знаниях-повседневных, профессиональных, на-
 учных и т. д. Он представляет конкретно-научную и уни-
 версальную картину мира, систематизирующие и обоб-
 щающие результаты индивидуального и общественного
 познания, стили мышления того или иного сообщества, на-
 рода или эпохи.
 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в
 себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, ди-
 рективные действия и т. д. Одно из главных назначений
 мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опи-
 рался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы
 он мог руководствоваться определенными общественны-
 ми регуляторами. Ценность - это свойство какого-то
 предмета, явления удовлетворять потребности, желания
 людей. В систему ценностей человека входят представле-
 ния о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жиз-
 Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 13
 
 ни. Например: жизнь - это главная ценность человека,
 безопасность человека - это тоже большая ценность, и т.
 д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе
 формируется в определенную иерархию ценностей, на
 вершине которой располагаются своего рода абсолютные
 ценности, зафиксированные в тех или иных обществен-
 ных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся
 оценки человеком своих отношений с другими людьми яв-
 ляются социальные нормы: моральные, религиозные, пра-
 вовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как от-
 дельного человека, так и всего общества. В них в большей
 мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязыва-
 ющий момент, требование поступать определенным обра-
 зом. Нормы являются тем средством, которое сближает
 ценностнозначимое для человека с его практическим по-
 ведением.
 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того что-
 бы знания, ценности и нормы реализовывались в практи-
 ческихпоступкахи действиях, необходимо их эмоциональ-
 но-волевое освоение, превращение в личные взгляды,
 убеждения, верования, а также выработка определенной
 психологической установки на готовность действовать.
 Формирование этой установки и осуществляется в эмоци-
 онально-волевой составляющей мировоззренческого ком-
 понента.
 4. Практический компонент. Мировоззрение - это не
 просто обобщение знания, ценности, убеждения, установ-
 ки, а реальная готовность человека к определенному типу
 поведения в конкретных обстоятельствах. Без практичес-
 кой составляющей мировоззрение носило бы крайне абст-
 рактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоз-
 зрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на
 действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно
 проектирует, стимулирует определенный тип поведения.
 На основе вышеизложенного можно определить ми-
 ровоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и
 установок, определяющих отношение человека к миру и
 выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его
 поведения.
 По характеру формирования и способу функциони-
 рования можно выделить жизненно-практический и тео-
 14
 ретический уровни мировоззрения. Жизненно-практиче-
 ский уровень мировоззрения складывается стихийно и ба-
 зируется на здравом смысле, обширном и многообразном
 повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения неред-
 ко называют жизненной философией. Такова важнейшая
 сфера функционирования мировоззрения. Поскольку
 именно на этом уровне оно включается в социальное и ин-
 дивидуальное взаимодействие абсолютного большинства
 людей. Жизненно-практическое мировоззрение крайне
 неоднородно, так как неоднородны по характеру образо-
 вания и воспитания его носители. На формирование этого
 уровня мировоззрения существенное влияние оказывают
 национальные, религиозные традиции, уровни образова-
 ния, интеллектуальной и духовной культуры, характер
 профессиональной деятельности и многое другое.
 Жизненно-практическое мировоззрение включает в
 себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поко-
 ления в поколение, и познанный опыт каждого конкретно-
 го индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в
 сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, сле-
 дует отметить, что этот уровень мировоззрения не отлича-
 ется глубокой продуманностью, систематичностью, обос-
 нованностью. В нем нередки внутренние противоречия,
 устойчивые предрассудки.
 Эти недостатки преодолеваются на другом, более вы-
 соком уровне мировоззрения, который носит теоретичес-
 кий характер. К этому уровню решения мировоззренчес-
 ких проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия.
 В отличие от всех других форм и типов мировоззрения,
 философия претендует на теоретическую обоснованность
 как содержания, так и способов достижения обобщенных
 знаний о действительности, а также норм, ценностей и иде-
 алов, определяющих цели, средства и характер деятель-
 ности людей.
 Философ, в буквальном значении этого слова, явля-
 ется не только творцом мировоззренческих систем. Он ви-
 дит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение пред-
 метом теоретического анализа, специального изучения,
 подвергнув его критическому суду разума.
 Соотношение жизненно-практического и теорети-
 ческого уровней мировоззрения в определенной мере
 Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 1 5
 
 можно выстроить и в исторической последовательности.
 В этом случае, можно сказать, что жизненно-практичес-
 кое мировоззрение находит свое обобщенное выражение
 в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и
 религию можно рассматривать как предшественников
 философии.
 Предфилософское значение мифологии и религии
 Исторически первой формой мировоззрения является ми-
 фология. Она возникает на самой ранней стадии общест-
 венного развития. Тогда человечество в форме мифов, то
 есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие гло-
 бальные вопросы как происхождение и устройство миро-
 здания в целом, возникновение наиболее важных явлений
 природы, животных и людей. Значительную часть мифо-
 логии составляли космологические мифы, посвященные
 устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в
 мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тай-
 нам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, ко-
 торые подстерегают человека на его жизненном пути. Осо-
 бое место занимают мифы о достижениях людей: добыва-
 нии огня, изобретении ремесел, развитии земледелия,
 приручении диких животных.
 Известный английский этнограф Б. Малиновский от-
 мечал, что миф, как он существовал в первобытной общи-
 не, то есть в его живой первозданной форме - это не исто-
 рия, которую рассказывают, а реальность, которой живут.
 Это не интеллектуальное упражнение или художествен-
 ное творчество, а практическое руководство к действиям
 первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том,
 чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф
 служит для оправдания определенных общественных ус-
 тановок, для санкционирования определенного типа веро-
 ваний и поведения. В период господства мифологического
 мышления еще не возникла потребность в получении спе-
 циальных знаний.
 Таким образом, миф - это не первоначальная фор-
 ма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое
 образное синкретическое представление о явлениях при-
 16
 роды и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней
 форме человеческой культуры объединялись зачатки зна-
 ний, религиозных верований, нравственная, эстетическая
 и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к
 мифу можно говорить о познании, то слово "познание"
 здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а
 мироощущения, чувственного сопереживания (так мы
 употребляем этот термин в высказываниях "сердце дает о
 себе знать", "познать женщину" и т. д.).
 Для первобытного человека как было невозможно за-
 фиксировать свое знание, так и убедиться в своем незна-
 нии. Для него знание не существовало как нечто объектив-
 ное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном
 сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым,
 действующее с тем, что действует. В мифологии человек
 растворяется в природе, сливается с ней как ее неотдели-
 мая частица.
 Основным принципом решения мировоззренческих
 вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по
 поводу первоначала мира, происхождения природных и
 общественных явлений сводились к рассказу о том, кто
 кого породил. Так, в знаменитой "Теогонии" Гесиода и в
 "Илиаде", и "Одиссее" Гомера - наиболее полном собра-
 нии древнегреческих мифов - процесс творения мира
 представлялся следующим образом. В начале существо-
 вал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем за-
 ключался источник жизни мира. Все возникло из безгра-
 ничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса
 произошла и богиня Земля -- Гея. Из Хаоса, источника
 жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь -
 Эрос.
 Безграничный Хаос породил Мрак - Эфеба и тем-
 ную Ночь Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный
 Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет
 разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
 Могучая, благодатная Земля породила беспредель-
 ное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Зем-
 лей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные
 Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо,
 Горы и Море рождены матерью Землей, у Них нет отца.
 Дальнейшая история порождения мира связана с браком
 Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 17
 
 Земли и Урана - Неба и их потомков. Аналогичная схема
 присутствует в мифологии других народов мира. Напри- ,
 мер, можем познакомиться с такими же представлениями
 древних евреев по Библии Книга Бытия. '
 Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахро- ;
 нический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяс-
 нение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью |
 мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечива-
 ло духовную связь поколений. Содержание мифа пред-
 ставлялось первобытному человеку в высшей степени ре- (
 альным, заслуживающим абсолютного доверия. (
 Мифология играла огромную роль в жизни людей
 на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмеча-
 лось раньше, утверждали принятую в данном обществе
 систему ценностей, поддерживали и санкционировали
 определенные нормы поведения. И в этом смысле они бы-
 ли важными стабилизаторами общественной жизни. ,
 Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифо-
 логии. Главное значение мифов состоит в том, что они ус-
 танавливали гармонию между миром и человеком, при-
 родой и обществом, обществом и индивидом и, таким об-
 разом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой
 жизни.
 На ранней стадии человеческой истории мифология
 не была единственной мировоззренческой формой. В этот
 же период существовала и религия. А каковы же были

<< Пред.           стр. 2 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу