<< Пред. стр. 2 (из 46) След. >>
ской догматизированности в изложении материала, озна-комить изучающих философию с различными философ-
скими направлениями, течениями, школами, системами.
Основной замысел автора пособия-раскрыть содер-
жание дидактических единиц Государственного стандар-
та, или, выражаясь проще, дать содержание программы
курса философии через изложение истории философии и
основных философских течений, школ и систем современ-
ности. Такой подход, пожалуй, позволит изучающему фи-
лософию ознакомиться с философской проблематикой в ее
историческом контексте и проследить ее развитие на про-
тяжении существования европейской цивилизации.
Вместе с тем, автор понимает, что в пределах учебно-
го курса невозможно раскрыть все богатство и многообра-
зие философских проблем, направлений и учений. Цель
автора - помочь изучающим философию составить себе
первоначальное представление о предмете философии и
ее назначении, о важнейших школах и течениях, выдаю-
щихся мыслителях, о решении "вечных" человеческих
проблем, начиная с общей картины мира и кончая глобаль-
ными проблемами современности. При этом автор исходит
из установки, что знание философии - не самоцель. Он
надеется, что это знание поможет читателю выработать
определенную жизненную позицию и позволит быстрее
решать встающиеперед ним личные, профессиональные и
общественные проблемы.
ф.
тема 1
'илософия
как мировоззренческая
система: ее смысл
и предназначение
1/ Понятие мировоззрения и его структура
2/ Предфилософское значение мифологии и религии
3/ Специфика философского решения
мировоззренческих вопросов.
Философия и наука
Понятие мировоззрения и его структура
Каждый культурный^молодой человек имеет определен-
ное представление о философии. Он может назвать неко-
торые имена знаменитых филосбфов и даже может порас-
суждать на тему, что такое философия. И дело тут не толь-
ко в том, что он изучал эту дисциплину в школе, лицее,
гимназии или колледже. Каждый человек, вольно или не-
вольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые
обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается
ли он по определенным законам? Кто или что определяет
эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был
сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономер-
ности, а какое -- случайности?
Еще в большей степени каждый человек интересует-
ся теми проблемами, которые касаются его положения в
этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно
понять бессмертие человеческого существования? Может
ли человек узнать о своем предна значении в этом мире или
это ему недоступно? Каковы познавательные возможнос-
ти человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуж-
дения и лжи?
Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-
нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг,
ответственность и справедливость? Можно ли провести
12
I
четкую разграничительную линию между добром и злом?
Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой
истории? Возможно ли достижение такого состояния в раз-
витии человечества, когда зло исчезнет и наступит "эпоха
всеобщей любви и согласия"?
Можно было бы назвать много наиболее серьезных,
интересующих людей проблем, которые рассматривает и
которым дает определенное решение философия. Но эти-
ми проблемами занимаются не только философы. Еще за-
долго до возникновения философии люди находили ответ
на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому
правильней было бы назвать эти проблемы не чисто фило-
софскими, а мировоззренческими. У философии свой, спе-
цифический подход к решению таких проблем. Об этом мы
поговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том,
что же такое мировоззрение?
Мировоззрение - это сложное, синтетическое, ин-
тегральное образование общественного и индивидуаль-
ного сознания. Существенное значение для его характе-
ристики имеет пропорциональное присутствие различных
компонентов - знаний, убеждений, верований, настрое-
ний, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В
структуре мировоззрения можно выделить четыре основ-
ных компонента:
1. Познавательный компонент. Базируется на обоб-
щенных знаниях-повседневных, профессиональных, на-
учных и т. д. Он представляет конкретно-научную и уни-
версальную картину мира, систематизирующие и обоб-
щающие результаты индивидуального и общественного
познания, стили мышления того или иного сообщества, на-
рода или эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в
себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, ди-
рективные действия и т. д. Одно из главных назначений
мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опи-
рался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы
он мог руководствоваться определенными общественны-
ми регуляторами. Ценность - это свойство какого-то
предмета, явления удовлетворять потребности, желания
людей. В систему ценностей человека входят представле-
ния о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жиз-
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 13
ни. Например: жизнь - это главная ценность человека,
безопасность человека - это тоже большая ценность, и т.
д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе
формируется в определенную иерархию ценностей, на
вершине которой располагаются своего рода абсолютные
ценности, зафиксированные в тех или иных обществен-
ных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся
оценки человеком своих отношений с другими людьми яв-
ляются социальные нормы: моральные, религиозные, пра-
вовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как от-
дельного человека, так и всего общества. В них в большей
мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязыва-
ющий момент, требование поступать определенным обра-
зом. Нормы являются тем средством, которое сближает
ценностнозначимое для человека с его практическим по-
ведением.
3. Эмоционально-волевой компонент. Для того что-
бы знания, ценности и нормы реализовывались в практи-
ческихпоступкахи действиях, необходимо их эмоциональ-
но-волевое освоение, превращение в личные взгляды,
убеждения, верования, а также выработка определенной
психологической установки на готовность действовать.
Формирование этой установки и осуществляется в эмоци-
онально-волевой составляющей мировоззренческого ком-
понента.
4. Практический компонент. Мировоззрение - это не
просто обобщение знания, ценности, убеждения, установ-
ки, а реальная готовность человека к определенному типу
поведения в конкретных обстоятельствах. Без практичес-
кой составляющей мировоззрение носило бы крайне абст-
рактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоз-
зрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на
действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно
проектирует, стимулирует определенный тип поведения.
На основе вышеизложенного можно определить ми-
ровоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и
установок, определяющих отношение человека к миру и
выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его
поведения.
По характеру формирования и способу функциони-
рования можно выделить жизненно-практический и тео-
14
ретический уровни мировоззрения. Жизненно-практиче-
ский уровень мировоззрения складывается стихийно и ба-
зируется на здравом смысле, обширном и многообразном
повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения неред-
ко называют жизненной философией. Такова важнейшая
сфера функционирования мировоззрения. Поскольку
именно на этом уровне оно включается в социальное и ин-
дивидуальное взаимодействие абсолютного большинства
людей. Жизненно-практическое мировоззрение крайне
неоднородно, так как неоднородны по характеру образо-
вания и воспитания его носители. На формирование этого
уровня мировоззрения существенное влияние оказывают
национальные, религиозные традиции, уровни образова-
ния, интеллектуальной и духовной культуры, характер
профессиональной деятельности и многое другое.
Жизненно-практическое мировоззрение включает в
себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поко-
ления в поколение, и познанный опыт каждого конкретно-
го индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в
сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, сле-
дует отметить, что этот уровень мировоззрения не отлича-
ется глубокой продуманностью, систематичностью, обос-
нованностью. В нем нередки внутренние противоречия,
устойчивые предрассудки.
Эти недостатки преодолеваются на другом, более вы-
соком уровне мировоззрения, который носит теоретичес-
кий характер. К этому уровню решения мировоззренчес-
ких проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия.
В отличие от всех других форм и типов мировоззрения,
философия претендует на теоретическую обоснованность
как содержания, так и способов достижения обобщенных
знаний о действительности, а также норм, ценностей и иде-
алов, определяющих цели, средства и характер деятель-
ности людей.
Философ, в буквальном значении этого слова, явля-
ется не только творцом мировоззренческих систем. Он ви-
дит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение пред-
метом теоретического анализа, специального изучения,
подвергнув его критическому суду разума.
Соотношение жизненно-практического и теорети-
ческого уровней мировоззрения в определенной мере
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 1 5
можно выстроить и в исторической последовательности.
В этом случае, можно сказать, что жизненно-практичес-
кое мировоззрение находит свое обобщенное выражение
в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и
религию можно рассматривать как предшественников
философии.
Предфилософское значение мифологии и религии
Исторически первой формой мировоззрения является ми-
фология. Она возникает на самой ранней стадии общест-
венного развития. Тогда человечество в форме мифов, то
есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие гло-
бальные вопросы как происхождение и устройство миро-
здания в целом, возникновение наиболее важных явлений
природы, животных и людей. Значительную часть мифо-
логии составляли космологические мифы, посвященные
устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в
мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тай-
нам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, ко-
торые подстерегают человека на его жизненном пути. Осо-
бое место занимают мифы о достижениях людей: добыва-
нии огня, изобретении ремесел, развитии земледелия,
приручении диких животных.
Известный английский этнограф Б. Малиновский от-
мечал, что миф, как он существовал в первобытной общи-
не, то есть в его живой первозданной форме - это не исто-
рия, которую рассказывают, а реальность, которой живут.
Это не интеллектуальное упражнение или художествен-
ное творчество, а практическое руководство к действиям
первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том,
чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф
служит для оправдания определенных общественных ус-
тановок, для санкционирования определенного типа веро-
ваний и поведения. В период господства мифологического
мышления еще не возникла потребность в получении спе-
циальных знаний.
Таким образом, миф - это не первоначальная фор-
ма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое
образное синкретическое представление о явлениях при-
16
роды и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней
форме человеческой культуры объединялись зачатки зна-
ний, религиозных верований, нравственная, эстетическая
и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к
мифу можно говорить о познании, то слово "познание"
здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а
мироощущения, чувственного сопереживания (так мы
употребляем этот термин в высказываниях "сердце дает о
себе знать", "познать женщину" и т. д.).
Для первобытного человека как было невозможно за-
фиксировать свое знание, так и убедиться в своем незна-
нии. Для него знание не существовало как нечто объектив-
ное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном
сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым,
действующее с тем, что действует. В мифологии человек
растворяется в природе, сливается с ней как ее неотдели-
мая частица.
Основным принципом решения мировоззренческих
вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по
поводу первоначала мира, происхождения природных и
общественных явлений сводились к рассказу о том, кто
кого породил. Так, в знаменитой "Теогонии" Гесиода и в
"Илиаде", и "Одиссее" Гомера - наиболее полном собра-
нии древнегреческих мифов - процесс творения мира
представлялся следующим образом. В начале существо-
вал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем за-
ключался источник жизни мира. Все возникло из безгра-
ничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса
произошла и богиня Земля -- Гея. Из Хаоса, источника
жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь -
Эрос.
Безграничный Хаос породил Мрак - Эфеба и тем-
ную Ночь Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный
Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет
разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредель-
ное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Зем-
лей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные
Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо,
Горы и Море рождены матерью Землей, у Них нет отца.
Дальнейшая история порождения мира связана с браком
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 17
Земли и Урана - Неба и их потомков. Аналогичная схема
присутствует в мифологии других народов мира. Напри- ,
мер, можем познакомиться с такими же представлениями
древних евреев по Библии Книга Бытия. '
Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахро- ;
нический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяс-
нение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью |
мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечива-
ло духовную связь поколений. Содержание мифа пред-
ставлялось первобытному человеку в высшей степени ре- (
альным, заслуживающим абсолютного доверия. (
Мифология играла огромную роль в жизни людей
на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмеча-
лось раньше, утверждали принятую в данном обществе
систему ценностей, поддерживали и санкционировали
определенные нормы поведения. И в этом смысле они бы-
ли важными стабилизаторами общественной жизни. ,
Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифо-
логии. Главное значение мифов состоит в том, что они ус-
танавливали гармонию между миром и человеком, при-
родой и обществом, обществом и индивидом и, таким об-
разом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой
жизни.
На ранней стадии человеческой истории мифология
не была единственной мировоззренческой формой. В этот
же период существовала и религия. А каковы же были