<< Пред.           стр. 3 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит
 их специфика при разрешении мировоззренческих во-
 просов?
 Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в
 мифах представления тесно переплетались с обрядами,
 служили предметом веры. В первобытном обществе ми-
 /- фология находилась в тесном взаимодействии с религией.
 Однако было бы неправильным однозначно утверждать,
 что они были нераздельны. Мифология существует от-
 дельно от религии как самостоятельная, относительно не-
 зависимая форма общественного сознания. Но на самых
 ранних стадиях развития общества мифология и религия
 составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е.
 с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифо-
 логия и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни
 18
 мифы являются "религиозными", а другие - "мифологи-
 ческими". Однако религия имеет свою специфику. И эта
 специфика заключается не в особого типа мировоззрен-
 ческих конструкциях (например, таких, в которых преоб-
 ладает разделение мира на естественный и сверхъестест-
 венный) и не в особом отношении к этим мировоззренчес-
 ким конструкциям (отношение веры). Разделение мира на
 два уровня присуще мифологии на довольно высокой ста-
 дии развития, а отношение веры также неотъемлемая
 часть мифологического сознания. Специфика религии
 обусловливается тем, что основным элементом религии
 является культовая система, т. е. система обрядовых дей-
 ствий, направленных на установление определенных от-
 ношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф
 становится религиозным в той мере, в какой он включает-
 ся в культовую систему, выступает в качестве ее содер-
 жательной стороны.
 Мировоззренческие конструкции, включаясь в куль-
 товую систему, приобретают характер вероучения. И это
 придает мировоззрению особый духовно-практический
 характер. Мировоззренческие конструкции становятся
 основой формальной регуляции и регламентации, упоря-
 дочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помо-
 щью обрядности религия культивирует человеческие чув-
 ства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосер-
 дия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую
 ценность, связываяихприсутствие со священным, сверхъ-
 естественным.
 Основная функция религии состоит в том, чтобы по-
 мочь человеку преодолевать исторически изменчивые,
 преходящие, относительные аспекты его бытия и возвы-
 сить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выража-
 ясь философским языком, религия призвана "укоренить"
 человека в трансцендентное. В духовно-нравственной
 сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и
 идеалам характера абсолютного, неизменного, не завися-
 щего от конъюнктуры пространственно-временных коор-
 динат человеческого бытия, социальных институтов и т. д.
 Таким образом, религия придает смысли знание, а значит,
 и устойчивость человеческому бытию, помогает ему пре-
 одолевать житейские трудности.
 Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 19
 
 Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.
 Философия и наука
 Итак, мифологически-религиозное мировоззрение носило
 духовнопрактический характер. Исторические особенно-
 сти этого мировоззрения связаны с низким уровнем освое-
 ния человеком действительности, зависимостью его от не-
 освоенных, непокоренных сил природы и общественного
 развития, а также с недостаточным развитием его позна-
 вательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие
 конструкции вступали в социальное и индивидуальное
 взаимодействие в форме образов и символов. По мере раз-
 вития человеческого общества, установления человеком
 определенных закономерностей, совершенствования по-
 знавательного аппарата появилась возможность новой
 формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма
 носит не только духовно-практический, но и теоретичес-
 кий характер. На смену образу и символу приходит Логос
 - разум. Философия и зарождается как попытка решить
 основные мировоззренческие проблемы средствами разу-
 ма, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения,
 связывающиеся друг с другом по определенным логичес-
 ким законам. В отличие от религиозного мировоззрения с
 его преимущественным вниманием к вопросам отношения
 человека к превосходящим его силам и существам, фило-
 софия вынесла на первый план интеллектуальные аспек-
 ты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе по-
 требность в понимании мира и человека с позиций знания.
 Первоначально она выступила на исторической арене как
 поиск мирской мудрости
 Термин "философия" в переводе с греческого языка
 означает любовь к мудрости (рпиео - люблю, зорЫа-му-
 дрость). Слово "философ" впервые употребил греческий
 математики мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по
 отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному
 знанию и правильному образу жизни. Истолкование и за-
 крепление в европейской культуре термина "философия"
 связано с именем Платона. Первоначально понятие "фи-
 лософия" употреблялось в более широком значении. По
 сути дела, этот термин означал совокупность теоретичес-
 ких знаний, накопленных человечеством. При этом следу-
 20
 ет отметить, что именовавшиеся философией знания древ-
 них охватывали не только практические наблюдения и вы-
 воды, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о
 смысле и цели человеческого существования. Ценность
 мудрости усматривалась в том, что она позволяла выно-
 сить практические решения, служила руководством чело-
 веческого поведения и образа жизни. Как видим, возник-
 новение философии означало появление особой духовной
 установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным
 опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.
 Философия унаследовала от мифологии и религии
 их мировоззренческий характер, их мировоззренческие
 схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхожде-
 нии мира в целом, о его строении, о происхождении чело-
 века и его положении в мире и т. д. Она унаследовала так-
 же весь объем позитивного знания, которое на протяже-
 нии тысячелетий накопило человечество. Однако решение
 мировоззренческих проблем в зарождающейся филосо-
 фии происходило под иным углом зрения, а именно с пози-
 ций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому
 можно сказать, что философия- это теоретически сфор-
 мулированное мировоззрение. Философия - это миро-
 воззрение, система общих теоретических взглядов на мир
 в целом, место в нем человека, уяснение различных форм
 отношения человека к миру, человека к человеку. Таким
 образом, относя философию к мировоззренческим фор-
 мам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из су-
 щественных ее особенностей. Философия - это теорети-
 ческий уровень мировоззрение. Следовательно, мировоз-
 зрение в философии выступает в форме знания и носит
 систематизированный, упорядоченный характер. И этот
 момент существенно сближает философию и науку. Как
 отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало филосо-
 фии составляет начало науки вообще. Это подтверждает-
 ся историей. Философия - мать науки. Первые естество-
 испытатели были одновременно и философами. С наукой
 философию сближает стремление опереться на теорети-
 ческие методы исследования, использовать логический
 инструментарий для обоснования своих положений, вы-
 работать достоверные, общезначимые принципы и поло-
 жения.
 Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 21
 
 История свидетельствует, что теоретическая форма
 обоснования действительности, область знания формиру-
 ется именно в рамках философии. Точнее, именно такое
 отношение к действительности на ранних этапах развития
 цивилизации называлось философией. Но по мере того,
 как накапливался эмпирический материал и совершенст-
 вовались методы научного исследования, происходила
 дифференциация форм теоретического освоения дейст-
 вительности. Иногда этот процесс описывают как отпочко-
 вание от философии конкретных наук. Нам представляет-
 ся, что слово "отпочкование" не совсем точно характери-
 зует суть этого процесса, поскольку в этот момент
 происходило не только становление новых форм теорети-
 ческого освоения знания - конкретных наук, но и обрете-
 ние философией своего нового облика, изменение предме-
 та, метода и функций философии.
 В европейской культуре этот процесс проходил в два
 основных этапа, имеющих между собой некоторую опо-
 средованную связь.
 Первый этап связан с дифференциацией теоретичес-
 кой формы освоения действительности в древнегреческой
 культуре. Этот период был наиболее четко зафиксирован в
 системе Аристотеля. Древнегреческий философ и ученый
 выделял: логику - науку о правильном мышлении, психо-
 логию - науку о душе, физику - науку о природе, мета-
 физику (собственно философию) - учение о первопричи-
 нах, самых общих началах бытия. При этом он называл
 философию "госпожой наук". И Аристотель не преувели-
 чивал, так как он просто констатировал существовавшее в
 его время глубокое различие по степени теоретической зре-
 лости между философией и другими науками.
 В античном и средневековом обществах не было до-
 статочных стимулов для развития науки. Поэтому наука
 как самостоятельный социальный институт формируется
 в Европе в XVI-XVII вв. С этого времени частные науки
 осваивают отдельные области природы и общества. При
 этом они опираются на опытные, эмпирические методы ис-
 следования. Философия же, базируясь на конкретно-на-
 учном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных
 человеческих знаний, в формировании единой научной
 картины мира.
 22
 Таким образом, после того как сформировались са-
 мостоятельные отрасли научного знания - математика,
 физика, биология, химия и т. д., философия утратила
 функцию быть единственной формой теоретического ос-
 воения действительности. Но в этих условиях более четко
 обнаружилась специфика философии как формы универ-
 сального теоретического познания. Философия - это
 форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих ос-
 нований бытия.
 Философское обобщение имеет гораздо более широ-
 кий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение.
 Науки, по своей сущности, должны исходить из повсед-
 невного житейского опыта и специальных экспериментов.
 Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли при-
 суще рассмотрение мира за пределами человеческого опы-
 та. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целост-
 ную, беспредельную в пространстве и непреходящую во
 времени, бесконечно превосходящую человеческие силы,
 не зависящую от индивида и человечества в целом объек-
 тивную реальность, с которой люди должны постоянно
 считаться. Целостное понимание мира дает мировоззрен-
 ческую опору конкретным научным исследованиям, поз-
 воляет им двигаться вперед, правильно ставить и решать
 свои проблемы. Итак, универсализм - характерный при-
 знак философского способа освоения действительности.
 На протяжении всей истории культуры философия пре-
 тендовала на выработку универсального знания или уни-
 версальных принципов духовно-нравственной жизни. И
 это нашло свое отражение в таких образах философии, как
 "мать наук", "наука наук", "царица наук".
 Другой важной особенностью философского способа
 освоения действительности является субстанционализм
 (от латинского слова "субстанция", то есть сущность, ле-
 жащая в основе). Субстанция - это предельное основа-
 ние, позволяющее сводить чувственное многообразие ве-
 щей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному,
 относительно устойчивому и самостоятельно существую-
 щему. Субстанционализм проявляется в стремлении
 философов объяснить происходящее, внутреннее устрой-
 ство и развитие мира не генетически, а через единое ус-
 тойчивое начало. Позднее, рассматривая различные фи-
 Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 23
 
 лософские учения, мы всегда будем фиксировать такое на-
 чало. Сейчас же следует подчеркнуть, что универсализм и
 субстанционализм - это не два разных, а единый харак-
 терный признак философии, ибо предельные обобщения в
 философии всегда простираются до выявления субстан-
 ции всех вещей. С того момента, когда начались такого ро-
 да обобщения, мы можем говорить, что появилась филосо-
 фия.
 Универсализм и субстанционализм характеризуют
 особенность философии как теоретической формы освое-
 ния действительности. Но это совсем не означает, что фи-
 лософия, в отличие от мифологии и религии, с самого нача-
 ла оперирует сложным логическим аппаратом. Последую-
 щее наше знакомство с историей философии убеждает,
 что философы зачастую используют образы и символы,
 следовательно, находятся под глубоким влиянием мифо-
 логического и религиозного мировоззрения. Специфика
 философии на самых ранних этапах ее развития проявля-
 ется не в особых средствах выражения своих идей, а в осо-
 бой установке, в особом стиле мышления, который, помимо
 универсализма и субстанционализма, проявляется в со-
 мнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обы-
 чаев, традиций. Таким образом, одной из характерных черт
 философского размышления является сомнение. Именно с
 сомнения и началась философия. Великие мыслители
 древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и
 другие задались вопросом: что такое бытие? А это сразу
 же необходимо предполагает ответ на вопрос: что означа-
 ет "быть"? Для обыденного, жизненно-практического ми-
 ровоззрения такая проблема просто не существует. Оно
 воспринимает бытие как должное: "Живу себе, и все жи-
 вет, существует и никаких проблем".
 Начать же размышлять над тем, что в повседневной
 жизни кажется само собой разумеющимся, - значит усом-
 ниться в правомерности и достаточности повседневного,
 "житейского" подхода к явлениям. А это, в свою очередь,
 означает сомнение в общепринятом и традиционном типе
 знания и поведения.
 В вводной части курса нет возможности анализиро-
 вать те исторические предпосылки, которые создали воз-
 можность и необходимость подобной установки. Об этом
 24
 речь пойдет далее. Здесь же следует подчеркнуть, что фи-
 лософия с самого начала выступает как критика обычаев,
 обыденного сознания, традиционных ценностей и норм
 нравственности. Первые древнегреческие философы в ка-
 честве одной из важнейших проблем рассматривали про-
 блему различения того, что общепринято (мнение), и того,
 что именно на самом деле (знание).
 Философ все ставит под сомнение. Но это не означа-
 ет, что он стремится разрушить коллективные верования,
 нравственные устои и т. д. Философы ставят все под сомне-
 ние для того, чтобы проверить, насколько прочны эти че-
 ловеческие установления, и отбросить те из них, которые
 отжили свой век, а также те, которые выдержали провер-
 ку, поставить на более прочный фундамент знания. Таким
 образом, философия с самого начала своего существова-
 ния имеет духовно-практическую направленность. Вопро-
 сы - что такое "быть", что значит "быть"? - ставятся не
 отвлеченно, всегда ориентируют читателя и слушателя на
 уяснение места человека в этом бытии. Одна из важных
 граней, сторон этого вопроса: что значит быть человечест-
 ву в целом и мне, конкретному человеку в частности; что
 значит для человека жить; каков смысл и оправдание че-
 ловеческой деятельности? Постановка главного вопроса о
 бытии означает, что в философии определяющее значе-
 ние имеет решение так называемых смысложизненных
 вопросов. В соответствии с особенностями той или иной ис-
 торической эпохи, культуры народов философия предло-
 жила человечеству множество вариантов решения этих
 вопросов. Дальнейшее рассмотрение истории развития
 философии позволит нам более детально ознакомиться с

<< Пред.           стр. 3 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу