<< Пред.           стр. 4 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 этими вариантами.
 
 тема 2
 ^илософский
 плюрализм: причины и
 истолкования
 1/ Историко-философский процесс:
 исходные понятия и движущие силы. Гегелевская,
 марксистская и экзистенциалъно-персоналистская
 концепции философии
 2/ Сущность и предназначение философии - попытка
 синтеза всех трех концепций
 Историко-философский процесс: исходные понятия
 и движущие силы. Гегелевская, марксистская
 и экзистенциалъно-персоналистская концепции философии
 На прошлой лекции мы определили наиболее общие ха-
 рактерные черты философии, отличающие ее от других
 форм решения мировоззренческих вопросов. Сегодня мы
 переходим к изучению историко-философского процесса.
 При изучении истории философии бросается в глаза мно-
 гообразие философских учений, школ, течений, направле-
 ний. Прежде, чем приступить к изучению всего этого мно-
 гообразия, необходимо уточнить ряд исходных понятий.
 Первичной, исходной единицей историко-философ-
 ского процесса является философское учение того или ино-
 го мыслителя. Философское учение - это система опре-
 деленных, логически связанных друг с другом воззрений.
 Поскольку то или иное учение, созданное отдельным фи-
 лософом, находит своих продолжателей, постольку фор-
 мируются философские школы. Последователи Платона
 -- платоники, Августина - августинцы, Маркса - марк-
 систы и т. д. Философские школы - это совокупность фи-
 лософских учений, объединенных какими-либо базовыми
 идейными принципами. Совокупность различных моди-
 фикаций одних и тех же идейных принципов, развивае-
 мых различными, нередко конкурирующими школами
 принято называть течениями. Например, в современной
 26
 философии таким течением является неопозитивизм, пер-
 сонализм и т. д. Наиболее крупные и значительные образо-
 вания в историко-философском процессе именуются фи-
 лософскими направлениями. Философское направление
 представляет собой совокупность философских течений
 (а следовательно, учений и школ), которые при всем рас-
 хождении друг с другом, отстаивают некоторые общие,
 имеющие принципиальное значение, положения. Фило-
 софские направления существуют, как правило, в течение
 весьма длительного исторического периода, на протяже-
 нии ряда исторических эпох. В качестве примера фило-
 софских направлений можно назвать материализм и иде-
 ализм, эмпиризм и рационализм, рациокализм и иррацио-
 нализм и т. д.
 Существование множества философских учений,
 школ, течений и направлений характеризует историко-
 философский процесс со стороны его внутренней диффе-
 ренциации и поляризации. Развитие философии предста-
 ет как столкновение философских подходов, борьба идей,
 принципов и личностей. Таким образом, трудность в уяс-
 нении того, что представляет собой философия, в значи-
 тельной мере связана с тем, что философии как таковой
 просто нет. Реально существовало и существует множест-
 во различных учений, школ, течений и направлений, кото-
 рые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то
 противоречат, борются, опровергают друг друга. При этом
 с развитием историко-философского процесса меняется
 предмет философского размышления и способ разреше-
 ния философских проблем. Из этого нередко делаются не-
 обоснованные выводы. Первый - о том, что у философии
 нет единого систематизирующего начала и, следователь-
 но, невозможна ее самотождественность. Второй - о том,
 что поскольку философы обосновывали противоречащие
 друг другу положения, которые в равной мере оказывают-
 ся опровержимыми, постольку философия не способна
 отыскать истину. Отсюда следует вывод о несостоятельно-
 сти любых философских воззрений.
 Подобные взгляды присущи не только неискушенно-
 му в философии обывателю, по и многим философам-про-
 фессионалам. Наиболее ярко их высказывали сторонники
 скептицизма (но не только они). Противники скептицизма,
 Философский плюрализм: причины и истолкования 27
 
 соглашаясь с тем, что предшествующие философские уче-
 ния были ложными, или, по крайней мере, имели серьез-
 ные изъяны, стремились создать "единственно истинную
 философию". Великие философы Платон, Аристотель,
 Августин, Фома Аквинский, Декарт, Кант, Гегель, Шопен-
 гауэр, Маркс, Ницше и другие - объявляли свои фило-
 софские системы вершиной развития философской мыс-
 ли, впитавшей все лучшее, что было у предшествующих
 поколений философов, дающей человечеству абсолютную
 истину и, тем самым, покончившими с гибельной для фи-
 лософии борьбой.
 В течение длительного времени в общественном со-
 знании складывалось упрощенное представление о том,
 что многообразие философских учений есть плод деятель-
 ности несговорчивых философов, пытающихся завладеть
 умами людей в корыстных целях или чтобы потешить свое
 самолюбие. Впервые серьезное исследование историчес-
 кого развития философии провел крупнейший немецкий
 философ Гегель. Он покончил с упрощенным представле-
 нием о причинах философского плюрализма. Гегель
 связал многообразие философии с многообразием дейст-
 вительности, одной из форм постижения которой и высту-
 пает философия. Поскольку действительность многооб-
 разна, постольку и философия многообразна. Однако, по
 мнению Гегеля, это многообразие не исключает, а, напро-
 тив, предполагает единство. Все философские системы, на
 его взгляд, представляют собой моменты развития "Абсо-
 лютной идеи", "Абсолютного Духа". Таким образом, при-
 знается ценность каждой философской системы, но в то
 же время подчеркивается ее относительность. Абсолют-
 ным, непреходящим в философских системах, по Гегелю,
 является ее принцип, представляющий собой момент раз-
 ворачивания "Абсолютной идеи", а временным, преходя-
 щим - абсолютизация этого принципа, которая неправо-
 мерно противопоставляет данную систему всем другим
 философским системам.
 Существенной особенностью учения Гегеля являет-
 ся стремление увязать развитие философии с конкретным
 историческим процессом, с его религиозными, экономиче-
 скими и иными характеристиками. При таком подходе раз-
 витие философии объяснялось не только внутренней ло-
 28
 гикой развития "Абсолютной идеи", но и влиянием соци-
 альной реальности. Философские системы характеризу-
 ются Гегелем как исторические образования, "духовные
 квинтэссенции эпохи". Гегель пишет: "Определенный об-
 раз философии одновременен, следовательно, с опреде-
 ленным образом народов, среди которых она выступает, с
 их государственным устройством и формой правления, с
 их нравственностью, с их общественной жизнью" (Гегель.
 История философии. Соч. Т. XI. - С. 53). Таким образом,
 по Гегелю, каждый философ является сыном своего вре-
 мени. Это означает, что его учение ограничено рамками той
 эпохи, в которой он живет и творит. Но если каждая эпоха
 порождает свой тип философии, то, учитывая качествен-
 ное различие исторических эпох, цивилизаций, культур,
 национальных особенностей, естественно, возникает вы-
 вод о неизбежности философского плюрализма не только
 для прошлой истории человечества, но и для настоящего и
 будущего. Сам Гегель такого вывода не делает. У него име-
 ется внутреннее противоречие между диалектическим ме-
 тодом и консервативной системой. (Об этом речь пойдет
 далее, при рассмотрении его философского учения.) Ге-
 гель акцентировал внимание на непреходящем моменте в
 философских системах, на том, что является обнаружени-
 ем саморазвития "Абсолютной идеи". Поэтому он свою фи-
 лософскую систему представил как высший этап фило-
 софского развития человечества, в которой "Абсолютная
 идея" нашла свое завершение.
 - Гегелевское учение об исторической обусловленнос-
 ти философии восприняли и развили, в соответствии со
 своими взглядами, К. Маркс и Ф. Энгельс, а также их
 последователи - марксисты. В марксизме проблема фи-
 лософского плюрализма приобрела историко-материа-
 листическое решение. Философия рассматривается в
 марксизме как одна из форм общественного сознания, спе-
 цифически, под своим углом зрения, отражающая обще-
 ственное бытие. Следовательно, философия, как духовное
 образование, находится в определенной зависимости от
 особенностей общественного бытия, различных факторов
 общественной жизни. При этом в марксизме большое зна-
 чение придается социально-классовой обусловленности
 философских учений, подчеркивается идеологическая
 Философский плюрализм1 причины и истолкования 29
 
 функция философии. Предполагается, что каждый круп-
 ный философ сознательно или бессознательно отражает
 наиболее важные моменты своей эпохи, своего народа и
 при этом он выражает интересы тех или иных социальных
 классов или слоев общества.
 Однако марксизм не ставит развитие философии в
 жесткую, однозначную зависимость от развития общест-
 венного бытия, материальной и духовной жизни людей. В
 соответствии с положением об относительной самостоя-
 тельности в развитии общественного сознания, признает-
 ся возможность и относительно самостоятельного разви-
 тия философии, отставание от развития форм обществен-
 ной жизни ("консервативные" и "реакционные" учения)
 или же опережение философией непосредственных задач
 общественной жизни ("прогрессивные" и "революцион-
 ные" учения. В марксизме признается также зависимость
 философских учений и от личности создающих их мысли-
 телей.
 Гегелевской и марксистской концепции в определе-
 нии сущности и предназначения философии противостоит
 экзистенциально- персоналистский подход. Представи-
 тели этого направления выступают против истолкования
 философии как отражения и выражения каких-либо сто-
 рон абсолютной идеи или общественного бытия. Филосо-
 фия, по их мнению, специфична не своим предметом, а
 способом отношения человека к бытию. Следовательно,
 сущность философии образует не какой-то особый специ-
 фический предмет рассмотрения, а само философское мы-
 шление, философствование. Философское мышление, да-
 же если его и можно назвать отражением бытия, есть отра-
 жение в форме проблемы, иначе говоря, специфичность
 философии проявляется преобразованием наллчной дей-
 ствительности в проблему: проблематизация действи-
 тельности и одновременно попытка ее депроблематиза-
 ции, то есть разрешение этой проблемы в мышлении.
 В экзистенциально-персоналистской интерпрета-
 ции подчеркивается, что философия - это не наука, а ду-
 ховно-практическая форма освоения действительности. В
 отличие от науки, она представляет собой не просто теоре-
 тическое знание, интеллектуальную конструкцию, а яв-
 ляется выражением основных убеждений человека, его
 30
 нравственной позиции. Философствование - это духов-
 ный акт, в котором действует не только интеллект, но вся
 совокупность духовных сил человека. Это значит, что в ос-
 нове философии лежит опыт человеческого существова-
 ния во всей его полноте.
 Сторонники этого направления настаивают на лич-
 ном, субъективном характере философии, на присутст-
 вии личности философа во всем его учении. Философия -
 это стремление личности установить согласие с самим со-
 бой и с окружающим миром, это форма реализации его соб-
 ственной сущности. Она рождается из чувства неудовле-
 творенности и беспокойства и является результатом уси-
 лий мыслителя снять эти негативные эмоции. Каждая
 личность создает свою философскую систему. Сколько
 личностей, столько может быть и философских систем. На
 каждой значительной философской системе лежит печать
 личности философа. Это проявляется и в выборе пробле-
 матики исследования, и через идеи, выражающие в абст-
 рактных терминах внутреннее состояние личности фило-
 софа, и в стиле (способе изложения материала). В связи с
 этим делается вывод, что каждая философская система
 обладает ценностью только для ее создателя и она не мо-
 жет претендовать на значимость для всех. Поэтому не сле-
 дует сталкивать философские системы друг с другом, объ-
 являть, что одна из них истинна, другая - ложна. Каждая
 из них представляет ценность сама по себе.
 Очевидно, что такой подход приводит философию в
 тупики субъективизма. Она теряет общественную значи-
 мость, какое-либо духовно-нравственное значение для
 других людей. Поэтому представители экзистенциально-
 персоналистского подхода стремятся найти какие-то об-
 щезначимые характеристики философствования. Напри-
 мер, французский персоналист Ж. Лакруа заявляет, что
 это значит универсализировать духовный опыт личности,
 переводя его в термины, доступные для других систем.
 Представители религиозного направления такую воз-
 можность связывают с тем, что духовная жизнь людей
 имеет одну общую основу - Бога. Сторонники нерелиги-
 озного экзистенциализма пытаются вывести общезначи-
 мость из тождества иррационально-волевого начала лич-
 , ности.
 Философский плюрализм: причины и истолкования 31
 
 Итак, мы зафиксировали три точки зрения на причи-
 ны философского плюрализма, вытекающие из опреде-
 ленного понимания специфики философии. По нашему
 мнению, каждая из этих позиций содержит в себе рацио-
 нальное начало. Поэтому их можно увязать друг с другом,
 представив синтетическую целостную концепцию.
 Сущность и предназначение философии -
 попытка синтеза всех трех концепций
 Философский плюрализм появляется вследствие исто-
 ричности человека, всех форм его материальной и духов-
 ной деятельности. Историческая обусловленность фило-
 софской мысли, на которой настаивал Гегель и Маркс, не
 вызывает сомнения. Философия как форма духовной дея-
 тельности необходимо должна нести в себе момент исто-
 ричности. Философия - это ответ человеческого духа на
 вопросы, поставленные исторически обусловленным бы-
 тием человека.
 Проблема исторической обусловленности филосо-
 фиы имеет много аспектов, сторон. Прежде всего, эта исто-
 ричность проявляется в том, что создатели философских
 систем, мыслители, являются детьми своего времени, сво-
 ей цивилизации, своего народа, государства, вероиспове-
 дания и т. д. Следовательно, на многообразие философских
 систем накладывает свой отпечаток историческая эпоха,
 место и время деятельности мыслителя, его национальная
 и вероисповедальная принадлежность и другие моменты,
 которые характеризуются определенными материальны-
 ми и духовными параметрами: развитием производства,
 характером общественных отношений, состоянием науки,
 культуры, искусства, тенденциями в их развитии и т. д. Ве-
 роятно, определенное влияние может оказывать и соци-
 альное положение мыслителя. Хотя исторический опыт
 свидетельствует, что рабу-вольноотпущеннику Эпиктету
 и императору Марку Аврелию это не мешало развивать
 сходные философские идеи стоицизма.
 Таким образом, признавая историческую обуслов-
 ленность многообразия философских учений, школ и те-
 чений, следует иметь в виду, что это признание не отменя-
 32
 ет признания приоритета личностного начала в филосо-
 фии. Философское учение - не просто продукт эпохи. Это
 все продукт размышлений, установок, переживаний кон-
 кретной личности. Эпоха преломляется, реализует свои
 императивы, требования через духовную деятельность
 личности мыслителя. Другое дело, что не все мыслители и
 не все эпохи стремились выразить свое "Я". Для некото-
 рых эпох, в частности для средневековья, вообще не при-
 нято говорить от имени своего "Я". В такую эпоху философ
 хочет, чтобы его мысли воспринимали как голос времени,

<< Пред.           стр. 4 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу