<< Пред.           стр. 14 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 ского является учение о совпадении противоположностей
 - абсолютного максимума и абсолютного минимума. Аб-
 солютный максимум единствен, потому что он есть все, в
 нем все есть, потому, что он - высший предел. Так как ему
 ничто не противостоит, то с ним в то же время совпадает ми-
 нимум, а максимум тем самым находится во всем. А так как
 он абсолютен, то воздействует в действительности на все
 возможное, не испытывая сам никакого ограничения, но ог-
 раничивает все. Этот абсолютный максимум, по Кузанско-
 му, есть Бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в
 нем, он является развитием всего в том, что сам есть во всем.
 Если рассматривать Бога без вещей, то получается, что он
 существует, а вещи не существуют. Отстранить Бога от тво-
 рений и останется небытие, ничто, - писал Николай Кузан-
 ский в своем знаменитом сочинении "Об ученом незнании".
 Пантеистическое приближение бесконечного Бога к
 природе привело к новому истолкованию происхождения
 Вселенной и устройству Космоса. Не выступая открыто
 против идеи креационизма, Кузанский фактически устра-
 няет принцип творения мира Богом. Он представляет от-
 ношения мира и Бога как отношения целого и части. Бог, с
 точки зрения итальянского философа, - это "бесконеч-
 ный максимум", а бесконечный мир, Вселенная - это
 "ограниченный максимум". Ограниченный максимум про-
 изошел от абсолютного максимума не вследствие сверхъ-
 естественного творения, а посредством ограничения, по-
 скольку все конечные или ограниченные вещи находят
 свое место где-то между абсолютным максимумом и абсо-
 лютным минимумом. Развивая это воззрение в генетичес-
 ком плане, Кузанский прибегает к понятию свертывания и
 развертывания мира. Объявляя божественное существо
 как бы "свертывающим" в себе все вещи и представляя
 природу как результат "развертывания" ее из божествен-
 98
 ных глубин, он, в сущности, возобновляет неоплатоничес-
 кий принцип эманации (истечения). В связи с этим, Нико-
 лай Кузанский вводит неоплатоническое понятие "Душа
 мира", "Дух вселенной". Душа мира должна рассматри-
 ваться как универсальная форма, заключающая в себе все
 формы, что есть в действительности.
 Осуществленное Николаем Кузанским отождеств-
 ление единого с беспредельным абсолютным максимумом
 разрушает ту картину Космоса, на которую опиралось ан-
 тичное и средневековое мировоззрение. Античная и сред-
 невековая космология исходила из признания центра ми-
 ра и тем самым из его конечности. Согласно взглядам Ни-
 колая Кузанского, центр и окружность Космоса - это Бог,
 потому мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и
 конечным, поскольку у него нет пределов, в которых он был
 бы замкнут. Таким образом, вводится идея отсутствия у
 мира стабильного центра, каким в средневековой космоло-
 гии считалась Земля. Так Николай Кузанский подготавли-
 вает коперниковскую революцию в астрономии, устранив-
 шую геоцентрическую систему строения мира.
 Идеи Николая Кузанского и Коперника развил и уг-
 лубил Джордано Бруно (1548-1600 гг.). Единство и беско-
 нечность мира, его несотворимость и неуничтожимость -
 таковы исходные посылки философии итальянского мыс-
 лителя. На этом базируется его космологическое представ-
 ление. Бруно открыто порывает с геоцентрической концеп-
 цией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся
 вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля - лишь ничтож-
 ная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может
 быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни
 центра, ни границы. Понятия "верх", "низ" и им подобные
 применимы лишь к отдельным, ограниченным и времен-
 ным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному. "В
 безмерном лоне бесконечной Вселенной возникают, разви-
 ваются, уничтожаются и снова рождаются бесчисленные
 миры. Наша Солнечная система - лишь одна из бесчис-
 ленного множества других, подобных систем". "Существу-
 ют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые
 кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь
 планет кружатся вокруг нашего Солнца ", - писал Д. Бру- >
 но в книге "О бесконечности, вселенной и мирах".
 
 Т~"\ тема 6
 разработка метода
 научного исследования
 в философии XVII века:
 Ф. Бэкон, Р. Декарт,
 Б. Спиноза
 1/ Бэкон о природе человеческих заблуждений:
 учение об идолахи критика схоластики
 2/ Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила
 индуктивного метода
 3/ Рационализм Р. Декарта. Основные правила
 дедуктивного метода
 4/ Учение Декарта об интеллектуальной интуиции
 5/ Познавательный процесс и учение о субстанции
 в системе Б. Спинозы
 1
 Ф. Бэкон о природе человеческих заблуждений:
 учение об идолах и критика схоластики
 XVII век в Западной Европе характеризуется интенсив-
 ным развитием буржуазных отношений в обществе. По-
 требности капиталистического производства коренным
 образом изменили отношение людей к науке, к целям и
 значению человеческого познания. Если во времена сред-
 невековья главные усилия человеческих умов были на-
 правлены на обоснование существования Бога и доказа-
 тельства величия его творения, то в век нарождающегося
 капиталистического производства наука и ее инструмент
 - разум рассматривается как полезные инструменты со-
 зидания и преобразования мира.
 Родоначальником нового подхода к науке является
 знаменитый английский политический деятель и фило-
 соф Фрэнсис Бэкон (1561--1626). В своей работе "Новый
 Органон" (1620 г.) Бэкон дал философское обоснование но-
 вого взгляда на цель и предназначение науки, разработал
 100
 основные принципы индуктивного метода исследования.
 Бэконовский афоризм "Знание - сила" в течение трех ве-
 ков является символом науки.
 Наука, по мнению Бэкона, не может служить только
 целям обоснования Бога, а также быть знанием ради зна-
 ния. Конечная цель науки - изобретения и открытия. Цель
 же изобретений и открытий - человеческая польза: удов-
 летворение потребностей и улучшение жизни людей, по-
 вышение потенциала ее энергии, умножение власти чело-
 века над природой. Но наука, по Бэкону, в современном ви-
 де не способна решать позитивные задачи, необходимо
 перестроить здание науки. Для этого, по его мнению, следу-
 ет проделать два вида работ: критическую и позитивную.
 Критическая, разрушающая часть философской си-
 стемы Бэкона направлена на выявление причин человече-
 ских заблуждений и на выработку рекомендаций по их
 преодолению. Здесь можно выделить два основных на-
 правления: учение об идолах или призраках и критику
 схоластического метода познания.
 Главным препятствием на пути познания природы
 Бэкон считал засоренность сознания людей так называе-
 мыми идолами - искаженными образами действительно-
 сти, ложными представлениями и понятиями. Он разли-
 чал четыре вида идолов, с которыми человечеству следует
 бороться: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка;
 4) идолы театра.
 Идолами рода Бэкон считал ложные представления
 о мире, которые присущи всему человеческому роду и яв-
 ляются результатом ограниченности человеческого ума
 и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего проявля-
 ется в антропоморфизации вещей, то есть наделении при-
 родных явлений человеческими характеристиками, при-
 мешивание к естественной природе своей собственной че-
 ловеческой природы. Чтобы уменьшить вред, наносимый
 познанию идолами рода, людям необходимо сопоставлять
 показания органов чувств с предметами окружающего ми-
 ра и тем самым проверять их правильность.
 Идолами пещеры Бэкон называл искаженные пред-
 ставления о действительности, связанные с субъективно-
 стью восприятия окружающего мира. У каждого челове-
 ка, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный
 Разработка метода научного исследования в философии XVII века 101
 
 внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его
 суждения о вещах и процессах действительности. Неспо-
 собность человека выйти за пределы своей субъективнос-
 ти и есть причина данного вида заблуждений.
 К идолам рынка или площади Бэкон относит лож-
 ные представления людей, порожденные неправильным
 употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкла-
 дывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплод-
 ным спорам из-за слов, увлечении словопрениями, что в,
 конечном счете, отвлекает людей от изучения явлений
 природы и правильного их понимания. Идолами рынка или
 площади Бэкон их называет потому, что в средневековых
 городах и во времена Бэкона схоластические словопрения
 по поводу таких проблем как, например, сколько чертей
 может разместиться на конце иглы, происходили в местах
 скопления людей - рынках и площадях.
 В категорию идолов театра Бэкон включает ложные
 представления о мире, некритически заимствованные
 людьми из различных философских систем. Каждая фи-
 лософская система, по Бэкону, это сыгранная перед людь-
 ми драма или комедия. Сколько было создано в истории
 философских систем, столько было поставлено и сыграно
 драм и комедий, изображающих вымышленные, искусст-
 венные миры. Люди же эти постановки воспринимали "за
 чистую монету", ссылались на них в рассуждениях, брали
 их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни.
 Идолы рода и пещеры относятся к естественным
 свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути
 самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и теат-
 ра приобретены умом. Они являются следствием господст-
 ва над человеком прошлого опыта: авторитета церкви,
 мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна прохо-
 дить через преобразования общественного сознания.
 В связи с этим важное место в философской системе
 Бэкона занимает критика господствующей в средние ве-
 ка схоластической философии, которую он считал глав-
 ным препятствием на пути изучения природы. Бэкон гово-
 рил, что схоластическая философия плодотворна на сло-
 вах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме
 споров и препирательств. Коренной порок схоластики Бэ-
 кон усматривал в ее абстрактности, выразившейся, по его
 102
 мнению, в сосредоточенности всей мыслительной деятель-
 ности на силлогизмах, на выведении из общих положений
 соответствующих частных следствий. Бэкон доказывал,
 что пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь под-
 линного познания вещей и законов природы. Схоластичес-
 кой теории силлогизма, как основной формы познания, Бэ-
 кон противопоставил индуктивный метод (особенности ко-
 торого мы рассмотрим немного позже).
 Для того, чтобы оторвать философию от бесплодных
 богословских споров и дать философии возможность само-
 стоятельного развития, Бэкон выдвинул теорию двойст-
 венной истины. В этой теории он проводил строгое разгра-
 ничение предмета, функций и способов познания в теоло-
 гии и философии. Теология изучает Бога - богопознание.
 Ее функция - обоснование и защита религиозного веро-
 учения. Предмет философии - природа; цель философии
 - изучение законов природы, разработка метода позна-
 ния природы. Поэтому методы у них различны: теология
 опирается на сверхъестественное откровение - автори-
 тет Священного писания и церкви, а философия - на сов-
 падение мысли с действительностью, на истину.
 Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила
 индуктивного метода
 Центральная часть философии Бэкона - учение о методе.
 Метод для Бэкона имеет глубокое практическое и соци-
 альное значение. Он - величайшая преобразующая сила,
 поскольку правильно ориентирует теоретическую и прак-
 тическую деятельность человека, максимально поднима-
 ет ее эффективность. Указывая кратчайший путь к позна-
 нию, к новым открытиям и изобретениям, метод увеличи-
 вает власть человека над силами природы, содействует
 человеческому счастью.
 Бэкон был родоначальником английского эмпириз-
 ма. Его метод основывался на признании ведущей роли в
 познании опыта. Познание, по Бэкону, является ничем
 иным, как изображением внешнего мира в сознании чело-
 века. Оно начинается с чувственных познаний, с восприя-
 тий внешнего мира, но последние, в свою очередь, нужда-
 Разработка метода научного исследования в философии XVII века 103
 
 ются в экспериментальной проверке, в подтверждении и
 дополнении. "Непосредственному восприятию чувства са-
 мому по себе, писал он, мы не придаем много значения, но
 проводим дело к тому, чтобы чувство судило только об опы-
 те, а опыт о самом предмете" (Бэкон Ф. Новый Органон. -
 М., 1967. - С. 20). "Самое лучшее из доказательств есть
 опыт, если он коренится в эксперименте•-> (Там же. -С. 35),
 - продолжает он ту же мысль.
 Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма.
 Об этом свидетельствует проведенное им разграничение
 опыта на опыт плодоносный и опыт светоносный. Он при-
 дает большое значение плодоносным опытам, практичес-
 кой пользе исследования. "Среди указанных им (то есть
 опытом) признаков нет более верного и заслуживающего
 внимания, чем принесенные плоды. Ибо плоды и практи-
 ческие изобретения суть как бы поручителем и свидете-
 лем истинности философии", - пишет он в "Новом Орга-
 ноне". Бэкон не абсолютизирует роль практической поль-
 зы. В связи с этим он указывает на важность светоносных
 опытов, непосредственных теоретических исследований в
 целях более глубокого познания предмета. "Развитию на-
 уки, - пишет Бэкон, - способствуют только те опыты, ко-
 торые сами по себе не приносят пользы, но содействуют
 открытию причин и аксиом. Следует заботиться о большом
 запасе данных опытов" (Там же. - С. 37).
 Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определен-
 ному методу. Таким методом в философии Бэкона высту-
 пает индукция. Бэкон учил, что индукция - это необходи-
 мая для наук, опирающаяся на показания органов чувств,
 единственно истинная форма доказательства и метод по-
 знания природы. Если в дедукции порядок движения мыс-
 ли от общего к частному, то в индукции - от частного к об-
 щему.
 Предложенный Бэконом метод, предусматривает
 последовательное прохождение пяти этапов исследова-
 ния, каждый из которых фиксируется в соответствующей
 таблице. Таким образом, весь объем эмпирического ин-
 дуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять
 таблиц. Среди них: 1) Таблица присутствия (перечисле-
 ние всех случаев встречающегося явления); 2) Таблица
 отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи
 104
 отсутствия того или иного признака, показателя в пред-
 ставленных предметах); 3).Таблица сравнения или степе-
 ней (сопоставление увеличения или уменьшения данного
 признака в одном и том же предмете); 4) Таблица отбра-
 сывания (исключение отдельных случаев, которые не
 встречаются в данном явлении, не типично для него);
 5) Таблица "сбора плодов" (формирование вывода на ос-
 нове того общего, что имеется во всех таблицах).
 Бэкон иллюстрирует действенность индуктивного
 метода на примере анализа тепла. Но этот метод применим
 ко всему эмпирическому научному исследованию, и с тех
 пор конкретные науки, прежде всего, науки, опирающиеся
 на непосредственные эмпирические исследования, широ-
 ко используют индуктивный метод, разработанный
 Ф. Бэконом.
 Рационализм Р. Декарта.
 Основные правила дедуктивного метода
 Иным, отличным от Бэкона, путем в разработке проблем
 методологии научного исследования пошел великий фран-
 цузский мыслитель, ученый и философ Р. Декарт (1596 -
 1650). Но поскольку Бэкон и Декарт были людьми одной
 эпохи, их философские системы имели и много общего.

<< Пред.           стр. 14 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу