<< Пред. стр. 14 (из 46) След. >>
ского является учение о совпадении противоположностей- абсолютного максимума и абсолютного минимума. Аб-
солютный максимум единствен, потому что он есть все, в
нем все есть, потому, что он - высший предел. Так как ему
ничто не противостоит, то с ним в то же время совпадает ми-
нимум, а максимум тем самым находится во всем. А так как
он абсолютен, то воздействует в действительности на все
возможное, не испытывая сам никакого ограничения, но ог-
раничивает все. Этот абсолютный максимум, по Кузанско-
му, есть Бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в
нем, он является развитием всего в том, что сам есть во всем.
Если рассматривать Бога без вещей, то получается, что он
существует, а вещи не существуют. Отстранить Бога от тво-
рений и останется небытие, ничто, - писал Николай Кузан-
ский в своем знаменитом сочинении "Об ученом незнании".
Пантеистическое приближение бесконечного Бога к
природе привело к новому истолкованию происхождения
Вселенной и устройству Космоса. Не выступая открыто
против идеи креационизма, Кузанский фактически устра-
няет принцип творения мира Богом. Он представляет от-
ношения мира и Бога как отношения целого и части. Бог, с
точки зрения итальянского философа, - это "бесконеч-
ный максимум", а бесконечный мир, Вселенная - это
"ограниченный максимум". Ограниченный максимум про-
изошел от абсолютного максимума не вследствие сверхъ-
естественного творения, а посредством ограничения, по-
скольку все конечные или ограниченные вещи находят
свое место где-то между абсолютным максимумом и абсо-
лютным минимумом. Развивая это воззрение в генетичес-
ком плане, Кузанский прибегает к понятию свертывания и
развертывания мира. Объявляя божественное существо
как бы "свертывающим" в себе все вещи и представляя
природу как результат "развертывания" ее из божествен-
98
ных глубин, он, в сущности, возобновляет неоплатоничес-
кий принцип эманации (истечения). В связи с этим, Нико-
лай Кузанский вводит неоплатоническое понятие "Душа
мира", "Дух вселенной". Душа мира должна рассматри-
ваться как универсальная форма, заключающая в себе все
формы, что есть в действительности.
Осуществленное Николаем Кузанским отождеств-
ление единого с беспредельным абсолютным максимумом
разрушает ту картину Космоса, на которую опиралось ан-
тичное и средневековое мировоззрение. Античная и сред-
невековая космология исходила из признания центра ми-
ра и тем самым из его конечности. Согласно взглядам Ни-
колая Кузанского, центр и окружность Космоса - это Бог,
потому мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и
конечным, поскольку у него нет пределов, в которых он был
бы замкнут. Таким образом, вводится идея отсутствия у
мира стабильного центра, каким в средневековой космоло-
гии считалась Земля. Так Николай Кузанский подготавли-
вает коперниковскую революцию в астрономии, устранив-
шую геоцентрическую систему строения мира.
Идеи Николая Кузанского и Коперника развил и уг-
лубил Джордано Бруно (1548-1600 гг.). Единство и беско-
нечность мира, его несотворимость и неуничтожимость -
таковы исходные посылки философии итальянского мыс-
лителя. На этом базируется его космологическое представ-
ление. Бруно открыто порывает с геоцентрической концеп-
цией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся
вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля - лишь ничтож-
ная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может
быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни
центра, ни границы. Понятия "верх", "низ" и им подобные
применимы лишь к отдельным, ограниченным и времен-
ным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному. "В
безмерном лоне бесконечной Вселенной возникают, разви-
ваются, уничтожаются и снова рождаются бесчисленные
миры. Наша Солнечная система - лишь одна из бесчис-
ленного множества других, подобных систем". "Существу-
ют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые
кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь
планет кружатся вокруг нашего Солнца ", - писал Д. Бру- >
но в книге "О бесконечности, вселенной и мирах".
Т~"\ тема 6
разработка метода
научного исследования
в философии XVII века:
Ф. Бэкон, Р. Декарт,
Б. Спиноза
1/ Бэкон о природе человеческих заблуждений:
учение об идолахи критика схоластики
2/ Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила
индуктивного метода
3/ Рационализм Р. Декарта. Основные правила
дедуктивного метода
4/ Учение Декарта об интеллектуальной интуиции
5/ Познавательный процесс и учение о субстанции
в системе Б. Спинозы
1
Ф. Бэкон о природе человеческих заблуждений:
учение об идолах и критика схоластики
XVII век в Западной Европе характеризуется интенсив-
ным развитием буржуазных отношений в обществе. По-
требности капиталистического производства коренным
образом изменили отношение людей к науке, к целям и
значению человеческого познания. Если во времена сред-
невековья главные усилия человеческих умов были на-
правлены на обоснование существования Бога и доказа-
тельства величия его творения, то в век нарождающегося
капиталистического производства наука и ее инструмент
- разум рассматривается как полезные инструменты со-
зидания и преобразования мира.
Родоначальником нового подхода к науке является
знаменитый английский политический деятель и фило-
соф Фрэнсис Бэкон (1561--1626). В своей работе "Новый
Органон" (1620 г.) Бэкон дал философское обоснование но-
вого взгляда на цель и предназначение науки, разработал
100
основные принципы индуктивного метода исследования.
Бэконовский афоризм "Знание - сила" в течение трех ве-
ков является символом науки.
Наука, по мнению Бэкона, не может служить только
целям обоснования Бога, а также быть знанием ради зна-
ния. Конечная цель науки - изобретения и открытия. Цель
же изобретений и открытий - человеческая польза: удов-
летворение потребностей и улучшение жизни людей, по-
вышение потенциала ее энергии, умножение власти чело-
века над природой. Но наука, по Бэкону, в современном ви-
де не способна решать позитивные задачи, необходимо
перестроить здание науки. Для этого, по его мнению, следу-
ет проделать два вида работ: критическую и позитивную.
Критическая, разрушающая часть философской си-
стемы Бэкона направлена на выявление причин человече-
ских заблуждений и на выработку рекомендаций по их
преодолению. Здесь можно выделить два основных на-
правления: учение об идолах или призраках и критику
схоластического метода познания.
Главным препятствием на пути познания природы
Бэкон считал засоренность сознания людей так называе-
мыми идолами - искаженными образами действительно-
сти, ложными представлениями и понятиями. Он разли-
чал четыре вида идолов, с которыми человечеству следует
бороться: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка;
4) идолы театра.
Идолами рода Бэкон считал ложные представления
о мире, которые присущи всему человеческому роду и яв-
ляются результатом ограниченности человеческого ума
и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего проявля-
ется в антропоморфизации вещей, то есть наделении при-
родных явлений человеческими характеристиками, при-
мешивание к естественной природе своей собственной че-
ловеческой природы. Чтобы уменьшить вред, наносимый
познанию идолами рода, людям необходимо сопоставлять
показания органов чувств с предметами окружающего ми-
ра и тем самым проверять их правильность.
Идолами пещеры Бэкон называл искаженные пред-
ставления о действительности, связанные с субъективно-
стью восприятия окружающего мира. У каждого челове-
ка, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный
Разработка метода научного исследования в философии XVII века 101
внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его
суждения о вещах и процессах действительности. Неспо-
собность человека выйти за пределы своей субъективнос-
ти и есть причина данного вида заблуждений.
К идолам рынка или площади Бэкон относит лож-
ные представления людей, порожденные неправильным
употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкла-
дывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплод-
ным спорам из-за слов, увлечении словопрениями, что в,
конечном счете, отвлекает людей от изучения явлений
природы и правильного их понимания. Идолами рынка или
площади Бэкон их называет потому, что в средневековых
городах и во времена Бэкона схоластические словопрения
по поводу таких проблем как, например, сколько чертей
может разместиться на конце иглы, происходили в местах
скопления людей - рынках и площадях.
В категорию идолов театра Бэкон включает ложные
представления о мире, некритически заимствованные
людьми из различных философских систем. Каждая фи-
лософская система, по Бэкону, это сыгранная перед людь-
ми драма или комедия. Сколько было создано в истории
философских систем, столько было поставлено и сыграно
драм и комедий, изображающих вымышленные, искусст-
венные миры. Люди же эти постановки воспринимали "за
чистую монету", ссылались на них в рассуждениях, брали
их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни.
Идолы рода и пещеры относятся к естественным
свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути
самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и теат-
ра приобретены умом. Они являются следствием господст-
ва над человеком прошлого опыта: авторитета церкви,
мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна прохо-
дить через преобразования общественного сознания.
В связи с этим важное место в философской системе
Бэкона занимает критика господствующей в средние ве-
ка схоластической философии, которую он считал глав-
ным препятствием на пути изучения природы. Бэкон гово-
рил, что схоластическая философия плодотворна на сло-
вах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме
споров и препирательств. Коренной порок схоластики Бэ-
кон усматривал в ее абстрактности, выразившейся, по его
102
мнению, в сосредоточенности всей мыслительной деятель-
ности на силлогизмах, на выведении из общих положений
соответствующих частных следствий. Бэкон доказывал,
что пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь под-
линного познания вещей и законов природы. Схоластичес-
кой теории силлогизма, как основной формы познания, Бэ-
кон противопоставил индуктивный метод (особенности ко-
торого мы рассмотрим немного позже).
Для того, чтобы оторвать философию от бесплодных
богословских споров и дать философии возможность само-
стоятельного развития, Бэкон выдвинул теорию двойст-
венной истины. В этой теории он проводил строгое разгра-
ничение предмета, функций и способов познания в теоло-
гии и философии. Теология изучает Бога - богопознание.
Ее функция - обоснование и защита религиозного веро-
учения. Предмет философии - природа; цель философии
- изучение законов природы, разработка метода позна-
ния природы. Поэтому методы у них различны: теология
опирается на сверхъестественное откровение - автори-
тет Священного писания и церкви, а философия - на сов-
падение мысли с действительностью, на истину.
Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила
индуктивного метода
Центральная часть философии Бэкона - учение о методе.
Метод для Бэкона имеет глубокое практическое и соци-
альное значение. Он - величайшая преобразующая сила,
поскольку правильно ориентирует теоретическую и прак-
тическую деятельность человека, максимально поднима-
ет ее эффективность. Указывая кратчайший путь к позна-
нию, к новым открытиям и изобретениям, метод увеличи-
вает власть человека над силами природы, содействует
человеческому счастью.
Бэкон был родоначальником английского эмпириз-
ма. Его метод основывался на признании ведущей роли в
познании опыта. Познание, по Бэкону, является ничем
иным, как изображением внешнего мира в сознании чело-
века. Оно начинается с чувственных познаний, с восприя-
тий внешнего мира, но последние, в свою очередь, нужда-
Разработка метода научного исследования в философии XVII века 103
ются в экспериментальной проверке, в подтверждении и
дополнении. "Непосредственному восприятию чувства са-
мому по себе, писал он, мы не придаем много значения, но
проводим дело к тому, чтобы чувство судило только об опы-
те, а опыт о самом предмете" (Бэкон Ф. Новый Органон. -
М., 1967. - С. 20). "Самое лучшее из доказательств есть
опыт, если он коренится в эксперименте•-> (Там же. -С. 35),
- продолжает он ту же мысль.
Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма.
Об этом свидетельствует проведенное им разграничение
опыта на опыт плодоносный и опыт светоносный. Он при-
дает большое значение плодоносным опытам, практичес-
кой пользе исследования. "Среди указанных им (то есть
опытом) признаков нет более верного и заслуживающего
внимания, чем принесенные плоды. Ибо плоды и практи-
ческие изобретения суть как бы поручителем и свидете-
лем истинности философии", - пишет он в "Новом Орга-
ноне". Бэкон не абсолютизирует роль практической поль-
зы. В связи с этим он указывает на важность светоносных
опытов, непосредственных теоретических исследований в
целях более глубокого познания предмета. "Развитию на-
уки, - пишет Бэкон, - способствуют только те опыты, ко-
торые сами по себе не приносят пользы, но содействуют
открытию причин и аксиом. Следует заботиться о большом
запасе данных опытов" (Там же. - С. 37).
Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определен-
ному методу. Таким методом в философии Бэкона высту-
пает индукция. Бэкон учил, что индукция - это необходи-
мая для наук, опирающаяся на показания органов чувств,
единственно истинная форма доказательства и метод по-
знания природы. Если в дедукции порядок движения мыс-
ли от общего к частному, то в индукции - от частного к об-
щему.
Предложенный Бэконом метод, предусматривает
последовательное прохождение пяти этапов исследова-
ния, каждый из которых фиксируется в соответствующей
таблице. Таким образом, весь объем эмпирического ин-
дуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять
таблиц. Среди них: 1) Таблица присутствия (перечисле-
ние всех случаев встречающегося явления); 2) Таблица
отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи
104
отсутствия того или иного признака, показателя в пред-
ставленных предметах); 3).Таблица сравнения или степе-
ней (сопоставление увеличения или уменьшения данного
признака в одном и том же предмете); 4) Таблица отбра-
сывания (исключение отдельных случаев, которые не
встречаются в данном явлении, не типично для него);
5) Таблица "сбора плодов" (формирование вывода на ос-
нове того общего, что имеется во всех таблицах).
Бэкон иллюстрирует действенность индуктивного
метода на примере анализа тепла. Но этот метод применим
ко всему эмпирическому научному исследованию, и с тех
пор конкретные науки, прежде всего, науки, опирающиеся
на непосредственные эмпирические исследования, широ-
ко используют индуктивный метод, разработанный
Ф. Бэконом.
Рационализм Р. Декарта.
Основные правила дедуктивного метода
Иным, отличным от Бэкона, путем в разработке проблем
методологии научного исследования пошел великий фран-
цузский мыслитель, ученый и философ Р. Декарт (1596 -
1650). Но поскольку Бэкон и Декарт были людьми одной
эпохи, их философские системы имели и много общего.