<< Пред.           стр. 13 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 рия переносит проблему соотношения веры и разума, ре-
 лигии и знания в сферу взаимоотношений теологии и фи-
 лософии. Главный смысл теории "двух истин" утвердить
 независимость науки и философии от вероисповедных
 догм теологии.
 В средневековой мысли существовали различные ва-
 рианты теории "двух истин". Один из них, представлен-
 ный Шартрской школой, сводился к утверждению разли-
 90
 чий предмета и методов теологии, с одной стороны, науки и
 философии, с другой. Теологии отдавалась область
 сверхъестественного, науке и философии - область зна-
 ния, относящаяся к естественному миру. Истина сверхъе-
 стественного откровения в силу авторитета "Священного
 писания" и церкви должна быть принята на веру. Филосо-
 фия же в своем исследовании опирается на разум и опыт.
 Основные усилия представителей Шартрской школы бы-
 ли направлены на то, чтобы доказать положение об отсут-
 ствии противоречий между теологией и философией в си-
 лу различия их предметных областей и методов, хотя не-
 сомненный примат отдавался теологии.
 Более радикальным выглядит вариант теории "двух
 истин", представленный латинскими аввероистами Сиге-
 ром Брабантским и Боэцием Даккийским. Представители
 данного направления свободомыслия действуют в новых
 исторических условиях. К этому времени были переведе-
 ны на латинский язык произведения Авиценны, Альфара-
 би, Мамоннида, Ибн-Геброля, ряд произведений арабо-
 язычной науки - медицины, астрономии, математики, оп-
 тики. Еще большую роль сыграли переводы античных
 философов Платона, Плотина, Прокла. Особое значение
 имел перевод "Метафизики" Аристотеля.
 В отличие от представителей Шартрской школы, Си-
 гер Брабантский и Боэций Даккийский уже борются, по
 возможности, за полную автономию научно-философско-
 го знания и доходят до признания возможности полной
 противоположности теологии и философии по ряду важ-
 ных вопросов. В своем учении о нуметрическом единстве
 разума Сигер Брабантский выдвинул идею вечности мира
 и вечности разума как природного качества человека. Со-
 гласно учению Сигера всеобщий и вечный разум обеспечи-
 вает адекватное познание мира каждому человеку, по-
 скольку он причастен этому разуму. Отдельный человек
 может ошибиться, разум же, как таковой, никогда не оши-
 бается. В сущности, здесь высказывается уверенность в
 объективной ценности человеческого знания, накопленно-
 го веками и проверенного опытом людей. Данные науки и
 исследования человеческого разума, по Сигеру, находятся
 как бы вне сферы веры, основываясь на законах мышле-
 ния и природы. Важным средством обоснования автоно-
 Средневековая христианская философия 91
 
 мии понятийно-рациональной сферы было подчеркивание
 латинскими аввероистами иррационального ха рактера ре-
 лигиозной догматики, невозможности обоснования ее
 средствами разума, противоположности самим началам
 науки.
 Перед католическими теологами руководством церк-
 ви была поставлена задача выработать средства противо-
 действия влиянию свободомыслия, и в то же время учесть
 возросший авторитет науки и философии. Наилучшим об-
 разом, с точки зрения церкви, эту задачу решил Фома Ак-
 винский (1225-1274 гг.). Учение Фомы Аквинского вскоре
 после его смерти было признано в качестве официального
 учения католицизма. Краеугольным камнем всей громад-
 ной философско-теологической системы Фомы Аквинско-
 го является новая, по сравнению с Августином, версия те-
 ории о гармонии веры и разума. Аквинский провозгласил,
 что вера не должна противоречить разуму, что некоторые
 принципиальные положения вероучения могут быть ра-
 ционально обоснованы. Например, разум способен дока-
 зать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о
 бессмертии души и др. В конечном счете, разум и вера на-
 правлены к познанию одной и той же Истины - Бога, но
 делают они это разными путями. Разум опирается на на-
 уку и философию, вера - на теологию. Возможность гар-
 монии разума и веры базируется на том факте, что Бог от-
 крывается человеку двумя путями: естественным - че-
 рез сотворенный мир и сверхъестественным - через
 откровение. Наука и философия средствами разума, по-
 знавая сотворенный мир, приходят к мысли о существова-
 нии Бога и управлении Богом всеми процессами в этом ми-
 ре. Теология на основании сверхъестественного открове-
 ния, содержащегося в Библии и решениях церкви,
 позволяет человеку принять наиболее важные истины ве-
 роучения.
 Признавая возможность совпадения выводов, к ко-
 торым человек приходит на основании разума и веры, Фо-
 ма Аквинский в тоже время подчеркивал, что они не могут
 и не должны противоречить друг другу. Разум и вера -
 это принципиально различные пути к Истине. Основанием
 для принятия истин разума служит их внутренняя убеди-
 тельность, доказательность всех исходных положений, ос-
 92
 нованием же для принятия истин веры служит авторитет
 возвестившего их Бога. Итогом деятельности разума яв-
 ляется знание. Итогом же деятельности веры является ве-
 роучение. Знание это область очевидных и доказуемых ис-
 тин, а вера - неочевидных и недоказуемых.
 Одну и ту же истину нельзя одновременно знать и ве-
 рить в нее. Человек о чем-то либо достоверно знает, либо он
 принимает это за веру. Согласие с истинами разума явля-
 ется следствием логической необходимости, согласие же с
 истинами веры является актом свободной воли. Проведя
 четкое различие между разумом и верой, Фома Аквинский
 отделял науку и философию от теологии и обосновал тем
 самым их относительную самостоятельность. Но относи-
 тельная самостоятельность, по Аквинскому, отнюдь не оз-
 начала, полного обособления веры от знания и знания от
 веры. Фома Аквинский исключает возможность призна-
 ния теории двух истин. Согласно его учению, в науке и фи-
 лософии не может быть признано истинным то, что явля-
 ется ложным, с точки зрения теологии. В случае конфлик-
 та между ними решающим является критерий истин
 откровения, которые превосходят своей истинностью и
 ценностью любые рациональные доказательства. Таким
 образом, Фома Аквинский признавал ценность научного
 знания, рациональных доказательств и в то же время со-
 хранил контроль теологии над наукой и философией.
 Итак, средневековая христианская философия, со-
 храняя приверженность основным принципам религиоз-
 ного философского стиля мышления и мировоззрения,
 прошла длительный путь развития. Начав с небольших по
 объему и довольно простых по содержанию "Апологий",
 она закончила созданием грандиозных философско-тео-
 логических систем, в которых получили свое отражение и
 развитие все стороны философской теории: онтология,
 гносеология, философия истории, этика и эстетика.
 
 ф
 тема 5
 илософия эпохи
 Возрождения
 1/ Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
 2/ Философские и космологические умения
 Николая Кузанского и Джордано Бруно
 Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
 Эпоха Возрождения XV-XVIII вв. - период ранней ста-
 дии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отно-
 шений. Термин "Возрождение" употребляется для того,
 чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого
 времени, возродить ценности и идеалы античности. Одна-
 ко в этом значении термин "Возрождение" следует трак-
 товать весьма условно. Возрождение на деле означало по-
 иск нового, а не реставрацию старого. В истории невозмож-
 но повернуть назад, возвратиться в какую-либо прошлую
 эпоху. Пережитое, накопленный опыт и культурный по-
 тенциал, не выбросишь и не преодолеешь. Он все равно бу-
 дет оказывать свое воздействие, поскольку именно этот
 капитал является той экономической и культурной сре-
 дой, в которой приходится действовать людям, ориенти-
 рованным на его преодоление.
 Таким капиталом, наследием для мыслителей и дея-
 телей Возрождения было средневековье. Хотя, Возрожде-
 ние и противопоставляет себя христианству, но оно воз-
 никло как итог развития средневековой культуры, а пото-
 му несет на себе отпечаток многих ее черт. Объективно
 эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как
 эпоху перехода, потому, что она является мостом к систе-
 ме общественных отношений и культуре Нового времени.
 Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных
 общественных отношений, прежде всего, в сфере эконо-
 мики, именно в этот период получают развитие науки, ме-
 няются отношения церкви и государства, формируется
 идеология секуляризма и гуманизма.
 94
 Важнейшей отличительной чертой мировоззренчес-
 кой эпохи Возрождения является ориентация на челове-
 ка. Если в центре внимания философии античности была
 природно-космическая жизнь, а в средние века - религи-
 озная жизнь - проблема "спасения", то в эпоху Возрож-
 дения на передний план выходит светская жизнь, деятель-
 ность человека в этом мире, ради этого мира, для достиже-
 ния счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия
 понимается как наука, обязанная помочь человеку найти
 свое место в жизни.
 Философское мышление этого периода можно охарак-
 теризовать как антропоцентрическое. Центральная фигу-
 ра не Бог, а человек. Бог - начало всех вещей, а человек -
 центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а ре-
 зультат деятельности людей. Человек в своей деятельности
 и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по пле-
 чу, он может все. Эпоха Возрождения характеризуется но-
 вым уровнем самосознания человека: гордость и самоут-
 верждение, сознание собственной силы и таланта, жизне-
 радостность и свободомыслие становятся отличительными
 качествами передового человека того времени. Поэтому
 именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся ин-
 дивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, все-
 сторонней образованностью, выделявшихся среди людей
 своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.
 Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит яр-
 ко выраженный гуманистический характер. Человек в
 этом мировоззрении истолковывается как свободное су-
 щество, творец самого себя и окружающего мира. Мысли-
 тели эпохи Возрождения, естественно, не могли быть ате-
 истами или материалистами. Они верили в Бога, призна-
 вали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и
 человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную во-
 лю, и теперь человек должен действовать сам, определять
 всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В фило-
 софии этой эпохи значительно ослаблены мотивы грехов-
 ной сущности человека, "испорченности его природы". Ос-
 новная ставка делается не на помощь Божию - "благо-
 дать", а на собственные силы человека. Оптимизм, вера и
 безграничные возможности человека присущи филосо-
 фии этой эпохи.
 Философия эпохи Возрождения 95
 
 Важным элементом мировоззрения является также
 культ творческой деятельности. В эпоху Возрождения вся-
 кая деятельность воспринималась иначе, чем в античности
 или в средние века. У древних греков физический труд и да-
 же искусство ценились невысоко. Господствовал элитар-
 ный подход к человеческой деятельности, высшей формой
 которой объявлялись теоретические искания - размыш-
 ления и созерцания, потому, что именно они приобщали че-
 ловека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то
 время как материальная деятельность погружает в перехо-
 дящий мир мнений. Христианство высшей формой деятель-
 ности считало ту, которая ведет к "спасению" души - мо-
 литву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Свя-
 щенного писания. В целом, все эти виды деятельности
 носили пассивный характер, характер созерцания.
 В эпоху же Возрождения материально-чувственная
 деятельность, в том числе и творческая, приобретает свое-
 го рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто
 удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир,
 красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого
 себя. Именно тогда появляется в философии идея проме-
 тсизма - человек как сотворец мира, сотрудник Бога. В
 мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабили-
 тация человеческой плоти. В человеке имеет значение не
 только его духовная жизнь. Человек - это телесное суще-
 ство. И тело - это не " оковы души ", которые тянут ее вниз,
 обусловливают греховные помыслы и побуждения. Теле-
 сная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко
 распространенный в эпоху Возрождения культ Красоты.
 Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и
 человеческое тело. Таковы общие характеристики миро-
 воззрения человека эпохи Возрождения. Теперь перейдем
 к рассмотрению собственно философских учений.
 Философские и космологические учения Николая Кузанского
 и Джордано Бруно
 В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изу-
 чению природы. Это обусловлено развитием производства
 и науки. Изобретения книгопечатания, компаса, самопрял-
 96
 ки, парохода, доменно-металлургического процесса, во-
 зобновление интереса к астрономии, физике, анатомии,
 физиологии, развитие экспериментального естествозна-
 ния - все это расширяло человеческий кругозор, укреп-
 ляло власть человека над природой. Изменяется средне-
 вековая картина мира. Математическое обоснование ге-
 лиоцентрической системы мира, данное польским ученым
 Н. Коперником, нанесло существенный удар средневеко-
 вой геоцентрической системе. Открытие Коперника, опро-
 вергшее представление об исключительном характере
 Земли и человечества, позволяли предложить существо-
 вание бесконечного количества других небесных тел, по-
 добных Земле и Солнцу.
 Итак, философия в эпоху Возрождения восприни-
 малась, прежде всего, как натурфилософия, философия
 природы. На первый взгляд, может показаться, что проис-
 ходит возврат к античному космоцентризму эпохи "физи-
 ков", "досократиков". Однако философия природы эпохи
 Возрождения в большей мере связана со средневековой
 философией. Для нее центральным остается трактовка во-
 проса о взаимоотношении Бога и мира. Но в этой трактов-
 ке, да и во всей методологии, философия эпохи Возрожде-
 ния имеет свою специфику. Характерной для нее является
 антисхоластическая, а, следовательно,и антиаристотелев-
 ская направленность. Происходит возврат к идеям плато-
 низма и неоплатонизма. Взаимоотношения Бога и мира ут-
 рачивают откровенно теистический характер. На смену
 теизму приходит пантеизм ("Бог во всем"). Христианский
 Бог здесь утрачивает трансцендентный, надприродный
 характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем
 самым обожествляется.
 Одним из характерных представителей философии
 эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464).
 Как и большинство философов его времени, он ориентиро-
 вался на традицию неоплатоников. Однако он не слепо сле-
 довал этой традиции, а внес в нее существенные измене-
 ния. Как мы уже отмечали, центральное понятие неопла-
 тонизма - понятие "Единого". У платоников единое
 характеризуется через свою противоположность "иному ",
 не единому. Николай Кузанский отвергает античный дуа-
 лизм и заявляет, что единому ничто не противоположно -
 4 Фшккофш ^ _ п~7
 Философия эпохи Возрождения У /
 
 Единое есть все. Это философская установка служит ос-
 новой для пантеистического мировоззрения. Из утверж-
 дения, что единое не имеет противоположности, Кузан-
 ский делает вывод, что единое тождественно беспредель-
 ному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего
 ничего быть не может. Поэтому Кузанский называет его
 максимумом, единое же - это минимум.
 Центральным пунктом философии Николая Кузан-

<< Пред.           стр. 13 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу