<< Пред.           стр. 20 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 зума является не мышление, а воля. Кант называет чело-
 Немецкая классическая философия 141
 .1
 
 веческую волю автономной. Автономия воли состоит в том,
 что она определяется не внешними причинами - природ-
 ной необходимостью или божественной волей, а своим соб-
 ственным законом, который она ставит над собой. Законы
 практического разума это нравственные законы. "Знания"
 умопостигаемого мира - это определенные требования к
 человеку, как ему вести себя в этом мире. Главное требова-
 ние, категорический императив (предписание) гласит:
 "Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же
 время иметь силу принципа всеобщего законодательства"
 (Кант И. Соч. В 6-ти тт. Т. 4. - С. 347). Это значит: по-
 ступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы
 они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими по-
 ступками ты формируешь образ действия других и созда-
 ешь форму, характер взаимных отношений.
 Итак, Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На
 основе этой концепции он провел разделение бытия на мир
 природы и мир человека, в которых действуют свои воз-
 можности и законы, и между которыми существуют глу-
 бокие противоречия. Кант ограничил познавательные воз-
 можности субъекта "миром явлений", оставив нерешен-
 ной проблему связи явлений с "вещами самими по себе".
 Субъективный идеализм И. Г. Фихте
 и объективный идеализм Ф. Шеллинга
 Поставленные И. Кантом проблемы первым в немецкой
 классической философии попытался решить И. Г. Фихте
 (1762-1814). Фихте ставит перед собой задачу преодолеть
 кантовский дуализм теоретического и практического ра-
 зума, "вещей в себе" и явлений. Кантовский принцип авто-
 номии воли, согласно которому практический разум сам
 дает себе закон, превращается у Фихте в универсальное
 начало всей его системы. Из принципа практического ра-
 зума - свободы он стремится вывести и теоретический
 разум - познание природы. Познание в системе Фихте
 представляет собой лишь подчиненный момент единого
 практически-нравственного действия. Таким образом, фи-
 лософская система Фихте строится, прежде всего, на при-
 знании активной практически-деятельной сущности че-
 .142
 ловека. "Все мое мышление должно иметь отношение к мо-
 ей деятельности, оно должно признавать себя средством,
 хотя и отдаленным для этой цели, без этого оно - пустая
 бесцельная игра, трата сил и времени...", - писал он в ра-
 боте "Назначение человека" (СПб., 1905. - С. 72).
 Исходное понятие системы Фихте-"Я". "Я" утверж-
 дает себя в качестве такового в акте самосознания. "Я" есть
 - это самоочевидное суждение. Точно также поступал и
 Декарт, когда он стремился найти исходное самоочевидное
 начало. Но, в отличие от Декарта, самоочевидность "Я" у
 Фихте основывается не на акте мышления, а на волевом
 усилии, действии. "Я" есть волевое, действующее сущест-
 во. В своем стремлении преодолеть дуализм Канта, Фихте
 делает шаг в направлении идеи тождества мышления и бы-
 тия. Он стремится найти общее основание для духовного
 мира "Я" и окружающего человека внешнего мира. Такая
 постановка вопроса поставила перед ним задачу вывести
 из "Я" существования и все определения "не - Я".
 Фихте осознает противоречивость понятия "вещи в
 себе", с одной стороны, предусматривающей существова-
 ние независимого от сознания объективного мира, а с дру-
 гой - предполагающего отражение этого мира в сознании
 субъекта. Поэтому он отказывается от этого понятия. В ре-
 зультате, философская система Фихте получает форму
 последовательного субъективного идеализма. По учению
 Фихте, из "чистого Я", трансцендентальной апперцепции
 должна быть выведена не только форма знания, но и все
 его содержание, т. е. естественный мир. А это значит, что
 кантовский трансцендентальный субъект превращается в
 абсолютное начало всего существующего, в "абсолютное
 Я", из деятельности которого, по Фихте, должна быть объ-
 явлена вся полнота реальности; весь окружающий чело-
 века мир - "не - Я".
 Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъ-
 ективно-деятельностного начала над природой. Природа,
 по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то дру-
 гого, а именно для того, чтобы создать возможность само-
 реализации "Я". Деятельный субъект "Я", преодолевая
 сопротивление природы, развертывает все свои определе-
 ния, то есть наделяет ее своими характеристиками. Тем
 самым предметная сфера человека отказывается продук-
 Немецкая классическая философия 143
 
 том его деятельности. В конечном счете "Я" осваивает "не
 - Я" и достигает тождества с самим собой. Однако такое
 тождество не может быть достигнуто на протяжении ко-
 нечного времени. Оно является идеалом, к которому на про-
 тяжении всего исторического развития стремится челове-
 чество.
 Такая постановка вопроса потребовала от Фихте кон-
 кретизировать понятия "Я". С одной стороны, "Я" - это
 конкретный индивид, с присущей ему волей и мышлени-
 ем, а с другой стороны - "Я" -- это человечество в целом,
 т. е. "абсолютное Я". Взаимоотношения индивидуального
 "Я" и "абсолютного Я" характеризует, по Фихте, процесс
 освоения человеком окружающей среды. Индивидуальное
 и абсолютное "Я" Фихте, то совпадают и отождествляют-
 ся, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпа-
 дений - расхождений составляет основное ядро диалекти-
 ки Фихте, движущей принцип его системы. Идеал всего
 движения, развития состоит в достижении совпадения ин-
 дивидуального и абсолютного " Я ". Однако достижение это-
 го идеала полностью невозможно, ибо привело бы к пре-
 кращению деятельности, которая, по Фихте, абсолютна.
 Поэтому вся человеческая история - лишь приближение
 к идеалу.
 Перед Фихте также встала проблема, откуда берут-
 ся другие "Я". И он ее решает на основе правового принци-
 па признания "Я", как гражданин государства признает
 существование других "Я". Наличие множества свобод-
 ных индивидов служит, по Фихте, условием возможности
 самого "Я" как разумного свободного существа.
 Идеи Фихте развил дальше его младший современ-
 ник Ф. Шеллинг (1775-1854) В учении Шеллинга преодо-
 левается противопоставление мира природы как мира яв-
 лений, и мира свободы как субъективного деятельностного
 "Я" на основе учения об их тождестве, т. е. тождества субъ-
 екта и объекта, точке "безразличия" их обоих. Однако ос-
 тается задача, как из этого первоначального тождества
 вывести все многообразие определений этого мира. Шел-
 линг рассматривал возникновение таких определений как
 "творческий акт", который, будучи непознаваемым для
 разума, является предметом особого рода иррационально-
 го познания - интеллектуальной интуиции, представля-
 144
 
 *
 ющей собой единство сознательной и бессознательной де-
 ятельности. Такая интуиция, по Шеллингу, недоступна
 всем смертным, а дана только особо одаренным людям, ге-
 ниям. Интеллектуальная интуиция, по Шеллингу, - выс-
 шая форма философского творчества и служит тем инст-
 рументом, на основе которого возможно саморазверты-
 вание тождества.
 о
 Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики
 Учение о тождестве субъекта и объекта лежит также в осно-
 ве философской системы Гегеля (1770-1831). В своей первой
 наиболее значительной работе "Феноменология Духа" Ге-
 гель в какой-то мере возвращается к проблемам, зафиксиро-
 ванным Фихте, и пытается разрешить проблему тождества
 субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обоснова-
 ния тождества индивидуального и "абсолютного Я". Первым
 шагом на пути преодоления противоположности субъекта и
 объекта, по мнению Гегеля, является движение индивиду-
 ального сознания к отождествлению с "абсолютным Я", т. е.
 с общечеловеческим сознанием, духовным миром всего чело-
 вечества. Это возможно лишь путем поступательного разви-
 тия сознания, в ходе которого индивидуальное сознание про-
 ходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человече-
 ство на протяжении всей своей истории. Феноменология духа
 - это одновременный процесс развития всемирной культу-
 ры, накопления духовного опыта человечества и освоение
 этого опыта конкретным индивидом, или, выражаясь совре-
 менным языком, процесса "социализации индивида", пре-
 вращение его в личность, овладевшую богатством человече-
 ской культуры, всеми достижениями человечества. По окон-
 чании этого процесса воспитания и образования каждый
 человек, по мнению Гегеля, становится способен посмотреть
 на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой ис-
 тории, "мирового духа". И, таким образом, снимается проти-
 воположность субъекта и объекта, и достигается абсолютное
 тождество, тождество мышления и бытия.
 Движение сознания, по Гегелю, - это восхождение
 от абстрактного к конкретному. Каждая последующая сту-
 пень заключает в себе все предыдущие, воспроизведя их
 Немецкая классическая философия 145
 
 на новом, более высоком уровне, в то же время последую-
 щие ступени предвосхищаются на более ранних этапах ди-
 алектического пути развития.
 Первая ступень - сознание. На ступени "сознания"
 предмет противостоит человеческому "Я", как внешняя
 данность, и определяет его: сознание оказывается "тео-
 ретическим" или созерцающим (чувственные восприя-
 тия формы рассудка). Следующая ступень - самосозна-
 ние. На ступени "самосознания" предмет и сознание тож-
 дественны, сознание определяет свой предмет, самое себя
 и поэтому выступает, прежде всего, как практически дей-
 ствующее, желающее, стремящееся. Когда самосознание
 постигает свою всеобщность, осматриваете себе абсолют-
 ную полноту реальности, оно выступает как "разум".
 Высшей ступенью в развитии индивидуальности являет-
 ся ступень "духа". На этой ступени сознание постигает
 духовную реальность мира и себя, как выражение этой
 реальности.
 С каждой из этих ступеней развития индивидуаль-
 ного сознания соотносятся определенные ступени и фор-
 мы развития человеческой культуры, духовной жизни:
 мораль, наука, право, религия и др. Вершиной всего этого
 движения в историческом и индивидуальном плане явля-
 ется освоение языка философии - понятий. Дойти до выс-
 шей точки развития по Гегелю, это значит "дойти до поня-
 тия ", стать способным формировать и выражать свои мыс-
 ли в системе понятий и категорий Логики. До Гегеля в
 понятии видели некое субъективное образование. Гегель
 же считал, что Понятие (с большой буквы) это и есть абсо-
 лютное тождество субъекта и объекта, то самое тождест-
 во, которое для Фихте является никогда неосуществимым,
 но желанным идеалом.
 Гегель называл свою философскую систему "абсо-
 лютным идеализмом". Абсолютный идеализм философии
 Гегеля связан с его стремлением охватить весь универсум,
 весь природный и духовный мир единым понятием. Таким
 исходным понятием гегелевской системы является "Абсо-
 лютная идея". Что такое "Абсолютная идея"? Первое и ос-
 новное определение "Абсолютной идеи", по Гегелю, есть
 разум. "Абсолютная идея" - это разум, мышление, ра-
 зумное мышление. В обыденном понимании термина
 146
 "идея" есть определяющее понятие, лежащее в основе те-
 оретической системы, плана, замысла или главная мысль
 художественного, научного или политического произведе-
 ния. Гегель так и понимает "Абсолютную идею". У Гегеля
 "Абсолютная идея" есть субстанция, которая составляет
 сущность и первооснову всех вещей. "Разум есть субстан-
 ция, а именно то, благодаря чему и в чем вся действитель-
 ность имеет свое бытие, разум есть бесконечная мощь, по-
 тому, что разум не настолько бессилен, чтобы ограничи-
 ваться идеалом долженствования и существовать как
 нечто особенное лишь вне действительности, неведомо где,
 в головах некоторых людей. Разум есть бесконечное со-
 держание, вся суть и истина, и он является для себя само-
 го тем предметом, на обработку которого направлена его
 деятельность, потому, что он не нуждается подобно конеч-
 ной деятельности в условиях внешнего материала: данных
 средств, из которых он извлекал бы содержание и объект
 своей деятельности" (Гегель Г. В. Ф. Соч. В 14-ти тт. Т. 8.
 - М., 1929-1959. - С. 10). Таким образом, "Абсолютная
 идея" Гегеля есть первоначало или субстанция всего су-
 ществующего.
 Универсальная схема творческой деятельности "ми-
 рового духа" раскрывается у Гегеля на основе процесса са-
 моразвития "Абсолютной идеи". "Абсолютная идея", по
 учению Гегеля, представляет собой субстанцию мира, уни-
 версум во всей его полноте. Она существует вечно и содер-
 жит в скрытом, "свернутом" виде все возможные опреде-
 ления природных, общественных и духовных явлений. В
 процессе саморазвития "Абсолютная идея" проходит раз-
 личные стадии в виде последовательного движения от аб-
 страктного - общих определений к определениям, обога-
 щенным конкретным содержанием.
 Первым этапом самораскрытия "Абсолютной идеи"
 является логика. Логика, по Гегелю, - это научно-теоре-
 тическое осознание " Абсолютной идеи ". Через логику " Аб-
 солютная идея" раскрывается в ее всеобщем содержании
 в виде системы категорий, начиная от самых бедных - бы-
 тия, небытия, наличного бытия, качества, количества и
 т. д., и кончая конкретными, многообразно определяемыми
 понятиями - химизма, биологизма, познания и т. д. Гегель
 характеризовал категории как текущие, находящиеся в
 Немецкая классическая философия 147
 
 состоянии непрерывного самопроизвольного движения
 чистые мысли. Как по форме, так и по содержанию катего-
 рии не нуждаются в чувственно-воспринимаемом матери-
 але. Как чистые мысли и ступени развития идеи они, сами
 по себе, содержательны и поэтому составляют сущность
 вещей.
 Следующий этап саморазвития - природа - наибо-
 лее слабая часть его системы. Гегель плохо знал естество-
 знание и поэтому в философии природы можно встретить
 много неточностей, ошибок. Гегель очень низко оценивает
 природу. Природа, по Гегелю, это необходимое в процессе
 развития "Абсолютной идеи", но все же вспомогательное
 средство. Создавая природу, или, точнее, превращаясь в
 природу, "Абсолютная идея" опредмечивает себя, и, тем са-
 мым, отчуждается от своей истинной сущности и предстает
 в виде конечных чувственных, телесных единичностей.
 По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из
 природы возник человек и вместе с ним человеческий дух.
 Первой стадией развития человеческого духа является, по
 Гегелю, субъективный дух. Субъективный дух рассмат-
 ривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноме-
 нологии и психологии. Антропология раскрывает душу как
 чувствующую субстанцию, феноменология исследует
 превращение души в сознание по ступеням: сознание -
 самосознание - разум; психология показывает теорети-
 ческие и практические способности духа.
 Второй стадией развития человеческого духа явля-
 ется объективный дух. Объективный дух охватывает у
 Гегеля сферу социальной жизни и понимается как свер-
 хиндивидуальная целостность, возвышающаяся над от-
 дельными людьми и проявляющаяся через их различные
 связи и отношения. Объективный дух разворачивается в
 праве, морали, нравственности, государстве, религии, ис-
 кусстве. Высшей формой самореализации Абсолютной
 идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом
 Гегель разумеет совокупную духовную деятельность че-
 ловечества на протяжении тысячелетий развития все-
 мирной истории. Иначе говоря, - это духовная деятель-
 ность, сменяющих друг друга человеческих поколений.
 Таким образом, Абсолютный дух - это та же Абсолютная
 идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в
 148
 деятельности всех человеческих поколений, это их внут-
 ренняя идеальная сущность, скрытая причина всех дея-

<< Пред.           стр. 20 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу