<< Пред.           стр. 21 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 ний и познаний.
 У Гегеля понятия Абсолютная идея и Абсолютный
 дух нередко употребляются в одном и том же значении.
 "Дух есть всегда идея", - пишет Гегель. Но не следует упу-
 скать и различия у этих понятий Идея - это субстанция,
 чистая всеобщность. Дух - та же идея, но в ее реальном
 выражении в виде различных форм интеллектуальной де-
 ятельности людей, начиная от низших, чувственных форм
 и кончая абсолютным знанием. В Абсолютном духе осуще-
 ствляется полное совпадение идеи мышления и бытия.
 Идея познает бытие во всем многообразии его определений.
 Так Гегель разрешает поставленную Кантом проблему со-
 гласования субъекта и объекта, мышления и бытия.
 Однако, естественно, возникает вопрос, когда же про-
 изошло и почему вообще на каком-то конкретном историче-
 ском этапе могло произойти это событие? И здесь Гегель по-
 падает в зависимость от логики развития системы. Всякая
 система, по его мнению, должна быть завершена, то есть да-
 вать окончательные ответы на поставленные вопросы. Дви-
 жение Абсолютной идеи, а следовательно, и всего предмет-
 ного мира, имеет свое начало и конец, замкнуто в определен-
 ный круг. У Гегеля получается, что высшей формой и концом
 развития Абсолютной идеи, где она осознает самое себя и
 весь пройденный ею путь и становится Абсолютным духом,
 является философская система самого Гегеля. Отныне вос-
 ходящее движение Абсолютной идеи прекращается и даль-
 нейший процесс движения может быть мыслим как замкну-
 тый круг, простое повторение идеей пройденного пути.
 Отсюда неизбежно вытекали социально-политичес-
 кие следствия. Поскольку в философской системе Гегеля
 человечество пришло к познанию абсолютной истины, по-
 скольку и время и место, где творил Гегель - Германия
 времен кайзера Вильгельма, является высшим этапом ис-
 торического развития. Здесь явно присутствует идеологи-
 ческий оттенок, направленный на увековечивание монар-
 хического строя. Но социально-политические следствия
 не ограничиваются этим. Гегель дал аргументы для разви-
 тия немецкого национализма. Он учил, что этому, якобы
 осуществляющемуся в Германии высшему этапу разви-
 Немецкая классическая философия 149
 
 тия идеи, соответствует и наиболее совершенная немец-
 кая система общественного и государственного устройст-
 ва, а немецкий народ является избранным народом. Что лее
 касается всех других народов мира, то они, по Гегелю, или
 уже сыграли свою роль в истории, или вообще не способны
 к самостоятельной исторической роли.
 В определенном противоречии с системой находится
 диалектический метод Гегеля. Диалектический метод
 предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во
 всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и разви-
 тия. Этот метод в философии встречался и до Гегеля. Пер-
 воначально термин "диалектика" означал искусство веде-
 ния спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях
 совершенствования ораторского искусства. Родоначаль-
 никами диалектики можно считать Сократа и софистов.
 Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии
 как метод анализа действительности. Вспомним учение о
 развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и т. д. Однако
 только Гегель придал диалектике наиболее развитую и со-
 вершенную форму.
 Гегель характеризовал диалектику как движущую
 душу истинного познания, как принцип, вносящий в со-
 держание науки внутреннюю связь и необходимость. За-
 слуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками,
 состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важ-
 нейших категорий философии и сформировал три основ-
 ных закона: закон перехода количественных изменений в
 качественные, закон взаимопроникновения противопо-
 ложностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим
 кратко содержание этих законов.
 Закон перехода количественных изменений в каче-
 ственные описывает механизм саморазвития. Гегель дал,
 прежде всего, определение категорий качества, количест-
 ва и меры, считая их тремя формами начальной ступени
 бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождест-
 венную с бытием внутреннюю определенность. Качество
 - это внутренняя определенность предмета, явление, ко-
 торое характеризует предмет или явление в целом. Каче-
 ственное своеобразие предметов, явлений выступает,
 прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповто-
 римость, как то, что отличает данный предмет от другого.
 150
 Качество любого предмета, явления, по Гегелю, оп-
 ределяется через его свойства. Свойства предмета - это
 способность его определенным образом соотноситься, вза-
 имодействовать с другими предметами. То есть свойства
 проявляются в отношении между предметами, явлениями
 и т. д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной ос-
 новой свойств является качество того или иного предмета,
 т. е. свойство - это проявление качества в одном из многих
 отношений данной вещи к другим вещам.
 Качество выступает как внутреннее основание всех
 свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее осно-
 вание проявляется только при взаимодействии данного
 предмета с другими предметами. Число свойств у каждого
 предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универ-
 сального взаимодействия возможно бесконечное количе-
 ство взаимодействий. Различия между свойствами пред-
 мета и его качествами всегда относительны, ибо, то, что
 является свойством в одном отношении, становится каче-
 ством в другом отношении.
 Количество Гегель определял как внешнюю для бы-
 тия определенность, видел в нем нечто относительно без-
 различное для той или иной вещи. Например, дом остается
 тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше
 или меньше и т. д. Вместе с тем, Гегель рассматривал каче-
 ство и количество как взаимопроникающие противопо-
 ложности и считал, что как нет качества без количествен-
 ных характеристик, так нет и не может быть количества,
 абсолютно лишенного качественной определенности.
 Непосредственное конкретное единство качества и
 количества, качественно определенное количество Гегель
 выражал в категории меры. Мера - это не просто указа-
 тель на единство качества и количества .в виде их связи
 друг с другом, но и указание на определенное соответствие
 их друг другу. Мера - это единство качественной и коли-
 чественной определенности предмета, показатель того,
 что одному и тому же качеству может соответствовать оп-
 ределенный диапазон количественных характеристик.
 Следовательно, понятие меры показывает, что качеству
 принадлежат не каждые, а лишь определенные количест-
 венные значения. Предельные количественные значения,
 которые может принимать данное качество, границы ко-
 Немецкая классическая философия 151
 
 личественных интервалов, в рамках которых оно сущест-
 вует, называются границами меры. Гегель писал, что те
 или иные предметы и явления могут изменяться - умень-
 шаться или увеличиваться - в количественном отноше-
 нии, но если эти количественные изменения протекают в
 границах специфической для каждого предмета и явления
 меры, то их качество остается прежним, неизменным. Ес-
 ли же подобное уменьшение или увеличение перейдет гра-
 ницы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо
 приведет к изменению качества: количество перейдет в
 новое качество. Так, например, "степень температуры во-
 ды, - писал Гегель, - сначала не оказывает никакого вли-
 яния на ее капельно-жидкое состояние, но затем, при воз-
 растании или уменьшении температуры достигается точ-
 ка, на которой это состояние сцепления качественно
 изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с
 другой - в лед" (Гегель. Соч. Т. 1. - С. 186).
 Показывая переход количества в качество, Гегель
 обращал внимание на обратный процесс, выраженный
 этим законом, а именно, на переход качества в количество.
 Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконеч-
 ный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что ко-
 личество, переходя в качество, отнюдь не отрицает каче-
 ства вообще, но отрицает лишь данное определение каче-
 ство, место которого одновременно занимает другое
 качество. Это вновь образованное качество означает но-
 вую меру, то есть новое конкретное единство качества и
 количества, которое делает возможным дальнейшее коли-
 чественное изменение нового качества и переход количе-
 ства в качество.
 Гегель показал, что переход от одной меры к другой,
 от одного качества к другому совершается всегда в резуль-
 тате перерыва постепенного количественного изменения,
 в результате скачка. Скачок - это всеобщая форма пере-
 хода от одного качественного состояния к другому. Гегель
 характеризует скачок как сложное диалектическое состо-
 яние. Скачок - это единство бытия и небытия, означаю-
 щее, что старого качества уже нет, а нового качества еще
 нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое
 - уже есть. Скачок - это состояние борьбы нового со ста-
 рым, отмирание прежних качественных определенностей
 152
 и замена их новыми качественными состояниями. Не су-
 ществует другого вида перехода от одного качественного
 состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может
 принимать бесконечное многообразие форм в соответст-
 вии со спецификой той или иной качественной определен-
 ности.
 Второй закон диалектики - закон взаимопроникно-
 вения противоположностей вскрывает в развитии его
 внутренний источник, импульс, побудительную силу. Ос-
 новой всякого развития, с точки зрения этого закона, явля-
 ется борьба противоположных сторон, тенденций того или
 иного процесса, явления. При характеристике действия
 этого закона Гегель оперирует категориями: тождество,
 различие, противоположности, противоречия.
 Тождество - категория выражающая равенство
 объекта самому себе или нескольких объектов друг другу.
 Различие - это категория, выражающая отношение не-
 равенства объекта самому себе или объектов друг другу.
 Противоположность - это категория, отражающая взаи-
 моотношения таких сторон объекта или объектов друг с
 другом, которые коренным образом отличаются друг от
 друга. Противоречие - это процесс взаимопроникнове-
 ния и взаимоотрицания противоположностей.
 Категория противоречия является центральной в
 данном законе. При раскрытии действия этого закона,
 прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и
 взаимодействия между противоположностями. Он дока-
 зывал, что истинные действительные противоположности
 постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения,
 что они представляют собой движущиеся, взаимосвязан-
 ные и взаимодействующие тенденции и моменты. Нераз-
 рывная взаимосвязь и взаимопроникновение противопо-
 ложностей выражаются в том, что каждая из них, в каче-
 стве своей противоположности, имеет не просто некую
 иную, а свою иную противоположность и существует как
 такова я лишь постольку, поскольку существует эта ее про-
 тивоположность. Взаимопроникновение противополож-
 ностей Гегель показывал на примере таких явлений как
 магнетизм и электричество. "Северный полюс в магните,
 - писал он, - не может быть без южного. Если разрежем
 магнит на две половины, то у нас не окажется в одном кус-
 Немецкая классическая философия 153
 
 ке северный полюс, а в другом - южный. Точно также и в
 электричестве положительное и отрицательное электри-
 чество не суть два различных, отдельно существующих
 флюида" (Гегель. Соч. Т.1. -С. 205).
 Другой неотъемлемой стороной диалектического про-
 тиворечия является взаимное отрицание сторон и тенден-
 ций. Именно поэтому, стороны единого целого суть проти-
 воположности, они находятся не только в состоянии взаи-
 мосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания,
 взаимоисключения, взаимоотталкивания. Гегель подчер-
 кивал, что противоположности в любой форме их конкрет-
 ного единства находятся в состоянии непрерывного движе-
 ния и такого взаимодействия между собой, которое ведет к
 их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимо-
 проникающих противоположностей, взаимопредполагаю-
 щих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих
 друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противо-
 положностей Гегель называл противоречиями.
 Противоречия, согласно учению Гегеля, являются
 внутренней основой развития мира. Развитие представ-
 ляет собой процесс становления, обострения и разреше-
 ния противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каж-
 дый предмет первоначально существует как тождество
 самому себе, в котором содержатся определенные разли-
 чия. В начале различия носят несущественный характер,
 затем превращаются в существенные и, наконец, перехо-
 дят в противоположности. Противоположности, в данном
 случае, отражают взаимоотношения таких внутренне
 присущих любому предмету сторон, которые равным об-
 разом отличаются друг от друга, но своими действиями,
 функциями одновременно обусловливают и исключают
 друг друга. Развитие противоположностей достигает ста-
 дии противоречия, которая фиксируется моментом един-
 ства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия ста-
 новления противоречия, которая характеризуется кон-
 фликтом, острым противостоянием сторон, разрешается
 переходом противоположностей не только друг к другу,
 но и в более высокие формы развития данного предмета.
 Разрешение любого конфликта противоречий представ-
 ляет собой скачок, качественное изменение данного объ-
 екта, превращение его в качественно иной объект, отри-
 154
 цание новым объектом старого, возникновение новых,
 иных противоречий, присущих объекту нового качества.
 Третий закон диалектики - закон отрицания отри-
 цания отражает, по Гегелю, общий результат и направ-
 ленность процесса развития.
 Всяческое отрицание означает уничтожение старого
 качества новым, переход из одного качественного состоя-
 нияв другое. Однако, отрицание, по Гегелю, непросто унич-
 тожение старого новым. Оно обладает диалектической
 природой. Эта диалектическая природа проявляется в том,
 что отрицание представляет собой единство трех основ-
 ных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность
 в развитии; 3) утверждение нового.
 Отрицание отрицания в двойном виде включает в се-
 бя эти три момента и характеризует цикличность разви-
 тия. Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с про-
 хождением в процессе развития трех стадий: утверждение
 или положение (тезис), отрицание или противоположение
 этого утверждения - (антитезис) и, наконец, отрицание
 отрицания, снятие противоположностей (синтез). Эту су-
 щественную сторону действия закона - отрицание отри-
 цания - Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне,
 уровне движения чистой мысли, так и на конкретных при-
 мерах. Процесс отрицание отрицания, как чисто логичес-
 кий процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сна-
 чала полагается, затем противополагается самой себе и,
 наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в ко-
 торой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как проти-
 воположностей, является движущей силой дальнейшего
 развития логического процесса. На уровне природы дейст-
 вие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста
 растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в
 землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зер-
 нышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься
 и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более разме-
 ре. Произошло отрицание отрицания.
 Гегель придает значение этому тройственному рит-
 му, но не сводит цикличность в этой "триаде". Главное в
 этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществ-
 ляется повторение прошлого, возвращение к исходному
 состоянию, "якобы к старому", но на принципиально иной
 Немецкая классическая философия 155
 
 качественной основе Поэтому процесс развития носит по-
 ступательный характер. Поступательность и повторяе-
 мость придают цикличности спиралевидную форму. Это
 означает, что процесс развития представляет собой не пря-

<< Пред.           стр. 21 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу