<< Пред. стр. 21 (из 46) След. >>
ний и познаний.У Гегеля понятия Абсолютная идея и Абсолютный
дух нередко употребляются в одном и том же значении.
"Дух есть всегда идея", - пишет Гегель. Но не следует упу-
скать и различия у этих понятий Идея - это субстанция,
чистая всеобщность. Дух - та же идея, но в ее реальном
выражении в виде различных форм интеллектуальной де-
ятельности людей, начиная от низших, чувственных форм
и кончая абсолютным знанием. В Абсолютном духе осуще-
ствляется полное совпадение идеи мышления и бытия.
Идея познает бытие во всем многообразии его определений.
Так Гегель разрешает поставленную Кантом проблему со-
гласования субъекта и объекта, мышления и бытия.
Однако, естественно, возникает вопрос, когда же про-
изошло и почему вообще на каком-то конкретном историче-
ском этапе могло произойти это событие? И здесь Гегель по-
падает в зависимость от логики развития системы. Всякая
система, по его мнению, должна быть завершена, то есть да-
вать окончательные ответы на поставленные вопросы. Дви-
жение Абсолютной идеи, а следовательно, и всего предмет-
ного мира, имеет свое начало и конец, замкнуто в определен-
ный круг. У Гегеля получается, что высшей формой и концом
развития Абсолютной идеи, где она осознает самое себя и
весь пройденный ею путь и становится Абсолютным духом,
является философская система самого Гегеля. Отныне вос-
ходящее движение Абсолютной идеи прекращается и даль-
нейший процесс движения может быть мыслим как замкну-
тый круг, простое повторение идеей пройденного пути.
Отсюда неизбежно вытекали социально-политичес-
кие следствия. Поскольку в философской системе Гегеля
человечество пришло к познанию абсолютной истины, по-
скольку и время и место, где творил Гегель - Германия
времен кайзера Вильгельма, является высшим этапом ис-
торического развития. Здесь явно присутствует идеологи-
ческий оттенок, направленный на увековечивание монар-
хического строя. Но социально-политические следствия
не ограничиваются этим. Гегель дал аргументы для разви-
тия немецкого национализма. Он учил, что этому, якобы
осуществляющемуся в Германии высшему этапу разви-
Немецкая классическая философия 149
тия идеи, соответствует и наиболее совершенная немец-
кая система общественного и государственного устройст-
ва, а немецкий народ является избранным народом. Что лее
касается всех других народов мира, то они, по Гегелю, или
уже сыграли свою роль в истории, или вообще не способны
к самостоятельной исторической роли.
В определенном противоречии с системой находится
диалектический метод Гегеля. Диалектический метод
предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во
всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и разви-
тия. Этот метод в философии встречался и до Гегеля. Пер-
воначально термин "диалектика" означал искусство веде-
ния спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях
совершенствования ораторского искусства. Родоначаль-
никами диалектики можно считать Сократа и софистов.
Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии
как метод анализа действительности. Вспомним учение о
развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и т. д. Однако
только Гегель придал диалектике наиболее развитую и со-
вершенную форму.
Гегель характеризовал диалектику как движущую
душу истинного познания, как принцип, вносящий в со-
держание науки внутреннюю связь и необходимость. За-
слуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками,
состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важ-
нейших категорий философии и сформировал три основ-
ных закона: закон перехода количественных изменений в
качественные, закон взаимопроникновения противопо-
ложностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим
кратко содержание этих законов.
Закон перехода количественных изменений в каче-
ственные описывает механизм саморазвития. Гегель дал,
прежде всего, определение категорий качества, количест-
ва и меры, считая их тремя формами начальной ступени
бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождест-
венную с бытием внутреннюю определенность. Качество
- это внутренняя определенность предмета, явление, ко-
торое характеризует предмет или явление в целом. Каче-
ственное своеобразие предметов, явлений выступает,
прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповто-
римость, как то, что отличает данный предмет от другого.
150
Качество любого предмета, явления, по Гегелю, оп-
ределяется через его свойства. Свойства предмета - это
способность его определенным образом соотноситься, вза-
имодействовать с другими предметами. То есть свойства
проявляются в отношении между предметами, явлениями
и т. д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной ос-
новой свойств является качество того или иного предмета,
т. е. свойство - это проявление качества в одном из многих
отношений данной вещи к другим вещам.
Качество выступает как внутреннее основание всех
свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее осно-
вание проявляется только при взаимодействии данного
предмета с другими предметами. Число свойств у каждого
предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универ-
сального взаимодействия возможно бесконечное количе-
ство взаимодействий. Различия между свойствами пред-
мета и его качествами всегда относительны, ибо, то, что
является свойством в одном отношении, становится каче-
ством в другом отношении.
Количество Гегель определял как внешнюю для бы-
тия определенность, видел в нем нечто относительно без-
различное для той или иной вещи. Например, дом остается
тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше
или меньше и т. д. Вместе с тем, Гегель рассматривал каче-
ство и количество как взаимопроникающие противопо-
ложности и считал, что как нет качества без количествен-
ных характеристик, так нет и не может быть количества,
абсолютно лишенного качественной определенности.
Непосредственное конкретное единство качества и
количества, качественно определенное количество Гегель
выражал в категории меры. Мера - это не просто указа-
тель на единство качества и количества .в виде их связи
друг с другом, но и указание на определенное соответствие
их друг другу. Мера - это единство качественной и коли-
чественной определенности предмета, показатель того,
что одному и тому же качеству может соответствовать оп-
ределенный диапазон количественных характеристик.
Следовательно, понятие меры показывает, что качеству
принадлежат не каждые, а лишь определенные количест-
венные значения. Предельные количественные значения,
которые может принимать данное качество, границы ко-
Немецкая классическая философия 151
личественных интервалов, в рамках которых оно сущест-
вует, называются границами меры. Гегель писал, что те
или иные предметы и явления могут изменяться - умень-
шаться или увеличиваться - в количественном отноше-
нии, но если эти количественные изменения протекают в
границах специфической для каждого предмета и явления
меры, то их качество остается прежним, неизменным. Ес-
ли же подобное уменьшение или увеличение перейдет гра-
ницы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо
приведет к изменению качества: количество перейдет в
новое качество. Так, например, "степень температуры во-
ды, - писал Гегель, - сначала не оказывает никакого вли-
яния на ее капельно-жидкое состояние, но затем, при воз-
растании или уменьшении температуры достигается точ-
ка, на которой это состояние сцепления качественно
изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с
другой - в лед" (Гегель. Соч. Т. 1. - С. 186).
Показывая переход количества в качество, Гегель
обращал внимание на обратный процесс, выраженный
этим законом, а именно, на переход качества в количество.
Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконеч-
ный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что ко-
личество, переходя в качество, отнюдь не отрицает каче-
ства вообще, но отрицает лишь данное определение каче-
ство, место которого одновременно занимает другое
качество. Это вновь образованное качество означает но-
вую меру, то есть новое конкретное единство качества и
количества, которое делает возможным дальнейшее коли-
чественное изменение нового качества и переход количе-
ства в качество.
Гегель показал, что переход от одной меры к другой,
от одного качества к другому совершается всегда в резуль-
тате перерыва постепенного количественного изменения,
в результате скачка. Скачок - это всеобщая форма пере-
хода от одного качественного состояния к другому. Гегель
характеризует скачок как сложное диалектическое состо-
яние. Скачок - это единство бытия и небытия, означаю-
щее, что старого качества уже нет, а нового качества еще
нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое
- уже есть. Скачок - это состояние борьбы нового со ста-
рым, отмирание прежних качественных определенностей
152
и замена их новыми качественными состояниями. Не су-
ществует другого вида перехода от одного качественного
состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может
принимать бесконечное многообразие форм в соответст-
вии со спецификой той или иной качественной определен-
ности.
Второй закон диалектики - закон взаимопроникно-
вения противоположностей вскрывает в развитии его
внутренний источник, импульс, побудительную силу. Ос-
новой всякого развития, с точки зрения этого закона, явля-
ется борьба противоположных сторон, тенденций того или
иного процесса, явления. При характеристике действия
этого закона Гегель оперирует категориями: тождество,
различие, противоположности, противоречия.
Тождество - категория выражающая равенство
объекта самому себе или нескольких объектов друг другу.
Различие - это категория, выражающая отношение не-
равенства объекта самому себе или объектов друг другу.
Противоположность - это категория, отражающая взаи-
моотношения таких сторон объекта или объектов друг с
другом, которые коренным образом отличаются друг от
друга. Противоречие - это процесс взаимопроникнове-
ния и взаимоотрицания противоположностей.
Категория противоречия является центральной в
данном законе. При раскрытии действия этого закона,
прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и
взаимодействия между противоположностями. Он дока-
зывал, что истинные действительные противоположности
постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения,
что они представляют собой движущиеся, взаимосвязан-
ные и взаимодействующие тенденции и моменты. Нераз-
рывная взаимосвязь и взаимопроникновение противопо-
ложностей выражаются в том, что каждая из них, в каче-
стве своей противоположности, имеет не просто некую
иную, а свою иную противоположность и существует как
такова я лишь постольку, поскольку существует эта ее про-
тивоположность. Взаимопроникновение противополож-
ностей Гегель показывал на примере таких явлений как
магнетизм и электричество. "Северный полюс в магните,
- писал он, - не может быть без южного. Если разрежем
магнит на две половины, то у нас не окажется в одном кус-
Немецкая классическая философия 153
ке северный полюс, а в другом - южный. Точно также и в
электричестве положительное и отрицательное электри-
чество не суть два различных, отдельно существующих
флюида" (Гегель. Соч. Т.1. -С. 205).
Другой неотъемлемой стороной диалектического про-
тиворечия является взаимное отрицание сторон и тенден-
ций. Именно поэтому, стороны единого целого суть проти-
воположности, они находятся не только в состоянии взаи-
мосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания,
взаимоисключения, взаимоотталкивания. Гегель подчер-
кивал, что противоположности в любой форме их конкрет-
ного единства находятся в состоянии непрерывного движе-
ния и такого взаимодействия между собой, которое ведет к
их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимо-
проникающих противоположностей, взаимопредполагаю-
щих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих
друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противо-
положностей Гегель называл противоречиями.
Противоречия, согласно учению Гегеля, являются
внутренней основой развития мира. Развитие представ-
ляет собой процесс становления, обострения и разреше-
ния противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каж-
дый предмет первоначально существует как тождество
самому себе, в котором содержатся определенные разли-
чия. В начале различия носят несущественный характер,
затем превращаются в существенные и, наконец, перехо-
дят в противоположности. Противоположности, в данном
случае, отражают взаимоотношения таких внутренне
присущих любому предмету сторон, которые равным об-
разом отличаются друг от друга, но своими действиями,
функциями одновременно обусловливают и исключают
друг друга. Развитие противоположностей достигает ста-
дии противоречия, которая фиксируется моментом един-
ства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия ста-
новления противоречия, которая характеризуется кон-
фликтом, острым противостоянием сторон, разрешается
переходом противоположностей не только друг к другу,
но и в более высокие формы развития данного предмета.
Разрешение любого конфликта противоречий представ-
ляет собой скачок, качественное изменение данного объ-
екта, превращение его в качественно иной объект, отри-
154
цание новым объектом старого, возникновение новых,
иных противоречий, присущих объекту нового качества.
Третий закон диалектики - закон отрицания отри-
цания отражает, по Гегелю, общий результат и направ-
ленность процесса развития.
Всяческое отрицание означает уничтожение старого
качества новым, переход из одного качественного состоя-
нияв другое. Однако, отрицание, по Гегелю, непросто унич-
тожение старого новым. Оно обладает диалектической
природой. Эта диалектическая природа проявляется в том,
что отрицание представляет собой единство трех основ-
ных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность
в развитии; 3) утверждение нового.
Отрицание отрицания в двойном виде включает в се-
бя эти три момента и характеризует цикличность разви-
тия. Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с про-
хождением в процессе развития трех стадий: утверждение
или положение (тезис), отрицание или противоположение
этого утверждения - (антитезис) и, наконец, отрицание
отрицания, снятие противоположностей (синтез). Эту су-
щественную сторону действия закона - отрицание отри-
цания - Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне,
уровне движения чистой мысли, так и на конкретных при-
мерах. Процесс отрицание отрицания, как чисто логичес-
кий процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сна-
чала полагается, затем противополагается самой себе и,
наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в ко-
торой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как проти-
воположностей, является движущей силой дальнейшего
развития логического процесса. На уровне природы дейст-
вие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста
растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в
землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зер-
нышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься
и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более разме-
ре. Произошло отрицание отрицания.
Гегель придает значение этому тройственному рит-
му, но не сводит цикличность в этой "триаде". Главное в
этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществ-
ляется повторение прошлого, возвращение к исходному
состоянию, "якобы к старому", но на принципиально иной
Немецкая классическая философия 155
качественной основе Поэтому процесс развития носит по-
ступательный характер. Поступательность и повторяе-
мость придают цикличности спиралевидную форму. Это
означает, что процесс развития представляет собой не пря-