<< Пред.           стр. 22 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 мую, а восходящую линию, обязательно включающую в
 себя возврат, "якобы к старому", и переходящую на но-
 вую, более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче
 по своему содержанию, поскольку она включает в себя все
 лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени.
 Этот процесс обозначен в гегелевской философии терми-
 ном "снятие". Таким образом, процесс развития характе-
 ризуется поступательным движением расширяющейся
 спирали.
 Помимо диалектического истолкования категории и
 разработки трех законов, диалектический метод Гегеля
 включает в себя также принципы анализа действительно-
 сти, как восхождение от абстрактного к конкретному, со-
 ответствие исторического и логического, всесторонности и
 другие Это наследие вошло в сокровищницу мировой фи-
 лософской мысли.
 Антропологический материализм Л. Фейербаха
 Первым немецким философом, подвергшим развернутой
 критике систему и метод Гегеля с материалистических по-
 зиций, был Л. Фейербах (1804-1872). Он слушал лекции
 Гегеля и в начале своей творческой деятельности увлекал-
 ся его философией, примыкал к леворадикальной группе
 его сторонников - младогегельянцев. Однако в 1839 г. он
 выпустил работу "К критике философии Гегеля", свиде-
 тельствующую о его разрыве с младогегельянцами и пере-
 ходе на позиции материализма и атеизма. В 1841 г. Л. Фей-
 ербах опубликовал свое самое крупное философское про-
 изведение, в котором содержались развернутая критика
 христианской теологии, обосновывалось материалистиче-
 ское мировоззрение.
 Анализируя исходные посылки гегелевской систе-
 мы, Фейербах делает вывод о ее глубоком родстве с теоло-
 гией. "Учение Гегеля, что природа, реальность положена
 идеей, есть лишь рациональное выражение теологическо-
 156
 го учения, что природа сотворена Богом, что материальное
 существо создано нематериальным, то есть абстрактным
 существом" (Фейербах Л. Избр. философ, произв. Т. 1. -
 М., 1955. - С. 128). Критика Фейербахом философии Геге-
 ля идет, прежде всего, по линии ее идеалистических пред-
 посылок, сближающих философию с религией. По мнению
 Фейербаха, религия и близкая с ней по духу идеалистиче-
 ская философия Гегеля имеют общие корни. Они возника-
 ют в результате отчуждения, объективирования, то есть
 абстрагирования и наделения самостоятельной формой
 существования человеческой сущности, наиболее общих
 свойств человеческого рода. Наиболее общими свойствами
 человеческого рода являются разум, бессмертие, могуще-
 ство, благо. Бог, по Фейербаху, - это объективированная
 абстракция, существующая лишь в головах людей. "Бес-
 конечная или божественная сущность, - пишет он в рабо-
 те "Сущность христианства", - есть духовная сущ-
 ность человека, которая, однако, обособляется от человека
 и представляется как самостоятельное существо" (Фейер-
 бах Л. Избр. философ, произв. Т. 2. - М., 1955. - С. 320).
 Так, в сознании совершается переворачивание действи-
 тельных отношений: подлинный творец Бога - человек
 ставится в зависимость от последнего. Чем больше атрибу-
 тов приписывается Богу, тем беднее становится человек,
 ибо все эти атрибуты он отнимает у себя. Фейербах стре-
 мится возродить у человека чувства самоутверждения и
 достоинства И сделать это, по его мнению, можно только
 на основе материалистического мировоззрения.
 При обосновании материалистического мировоззре-
 ния Фейербах отказывается использовать понятие "мате-
 рия". Этот термин, как и само понятие "материализм", ка-
 жется ему неприемлемым в силу сложившегося в общест-
 венном сознании отрицательного к ним отношения.
 Фейербах вместо понятия "материя" предпочитает ис-
 пользовать понятие "природа" Поэтому может быть более
 целесообразней его мировоззрение называть натурализ-
 мом. Природа, по Фейербаху, существует вечно. Она неза-
 висима ни от Бога, ни от какой-либо философии.
 Натурализм в философских системах может прини-
 мать космический характер. Так было в философии антич-
 ности и эпохи Возрождения. Натурализм в системе Л. Фей-
 Немецкая классическая философия 157
 
 ербаха носит антропологический характер. В центре фи-
 лософии, по его мнению, должен находиться человек как
 высшее существо природы. "Новая философия превраща-
 ет человека, включая в природу как базис человека, в един-
 ственный универсальный и высший предмет философии"
 (Фейербах Л. Избр. философ, произв. Т. 1. - М., 1955. -
 С. 202). Философское учение Л. Фейербаха является по-
 пыткой утверждения самоценности и значимости конкрет-
 ного человеческого индивида во всей полноте его телесного
 и духовного бытия. Фейербах отвергает подход к человеку
 со стороны классиков немецкого идеализма, рассматрива-
 ющих человека, по преимуществу, как духовное существо.
 Фейербах стремится по-новому осмыслить понятие субъ-
 екта. Субъект в системе Л. Фейербаха - это не познающее
 мышление и не "абсолютный дух", "мировой разум", а ре-
 альный целостный человек в единстве его телесных и ду-
 ховных качеств. Фейербах стремится реабилитировать
 природно-биологическое начало в человеке, от которого в
 значительной степени абстрагировался немецкий идеа-
 лизм. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мысля-
 щее начало, а человек обладающий телом и мыслящей го-
 ловой, реальное существо со всеми пространственно-вре-
 менными характеристиками, которое только в качестве
 такового обладает способностью созерцать и мыслить.
 Важнейшей характеристикой субъекта в системе
 Л. Фейербаха является чувственность. Чувственность -
 это синтетическая, обобщающая характеристика антро-
 пологических свойств "природы человека", его телесно-
 сти, разума, воли, "сердца". Однако Фейербах не замыка-
 ется на натуралистическом описании субъекта, он пыта-
 ется преодолеть этот натурализм, вводя в понятие
 субъекта не просто "Я", но и другого человека. "Идеализм
 прав, - писал он, - в своих поисках источников идей в
 человеке, но не прав, когда он хочет вывести эти идеи из
 обособленного, замкнутого существа, из человека взятого
 в виде души, одним словом, когда он хочет вывести их из
 "Я", без чувственного данного "Ты". Идеи возникают толь-
 ко из общения между людьми, только из разговора чело-
 века с человеком" (Фейербах Л. Избр. философ, произв.
 Т. 1. - М., 1955. - С. 190). Таким образом, чувственность в
 его системе рассматривается не как натуральная и непо-
 158
 средственная, а как опосредованная общением с другим
 человеком. Следовательно, отношение человека и приро-
 ды опосредуется отношением человека к человеку. Имен-
 но в сфере межчеловеческого общения и осуществляется,
 по Фейербаху, реализация человеком своей родовой сущ-
 ности. В ходе этого общения и совместной деятельности
 субъективные и частные определения человеческой при-
 роды поднимаются до всеобщих объективных определе-
 ний, и индивидуальная жизнь, соединяясь с родовой,об-
 разует целостность человеческих способностей. Это зна-
 чит, что человек, отправляя "функции рода" превратил
 сущностные силы всего человечества, продукты культу-
 ры в свои собственные жизненные силы, в целостность
 своих способностей.
 Итак, субъект, по замыслам Л. Фейербаха, - это це-
 лостный человек, человек в единстве телесных, духов-
 ных и родовых характеристик. Однако в теории познания
 такая трактовка субъекта остается нереализованной. В
 решении конкретных проблем теории познания Фейер-
 бах стоит на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит
 взгляды французских материалистов. Исходным пунк-
 том познания, по Фейербаху, является ощущение. Источ-
 ник же ощущений заключен в самом объективном мире,
 природе. На базе ощущений у человека возникает мыш-
 ление. По содержанию мышление не дает людям ничего
 нового, по сравнению с тем, что содержалось в чувствен-
 ных данных. Но вместе с тем, мышление надо отличать от
 чувственных данных, мыслить - это значит связно чи-
 тать показания чувств. Фейербах доказывал правиль-
 ность показаний органов чувств, достоверность чувствен-
 ных данных. Он резко выступал против разграничения
 познавательного мира на "мир явлений" и "мир вещей в
 себе". Критерием истины тех или иных научных сужде-
 ний он считал согласие с ними большинства людей. "Ис-
 тинно то, что соответствует сущности рода. Ложно то, что
 ему противоречит" (Фейербах Л. Избр. философ, произв.
 Т. 2. - М., 1955. - С. 192). Разработанная Л. Фейербахом
 материалистическая трактовка субъекта, атеистическое
 мировоззрение оказали серьезное воздействие на после-
 дующих мыслителей, в частности на К. Маркса и Ф. Эн-
 гельса.
 Немецкая классическая философия 159
 
 Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
 Гуманистические тенденции в философии К. Маркса.
 Марксистское учение о практике и истине
 Разрешением идей, сформулированных в немецкой клас-
 сической философии, после Л. Фейербаха занимались
 К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Их фило-
 софское учение, в определенном смысле, можно рассмат-
 ривать как завершающий этап развития немецкой клас-
 сической философии. Тесная связь философии марксизма
 с немецкой классической философией особенно наглядна
 при изучении творческой биографии К. Маркса.
 К. Маркс, еще будучи студентом Берлинского уни-
 верситета, в 1837 г. познакомился с гегелевской филосо-
 фией и примкнул к кружку младогегельянцев, возглавля-
 емому А. Руге и Б. Бауэром. Маркс разделял тогда многие
 установки немецкой классической философии. Как и дру-
 гие гегельянцы, он считал, что философия - это духовная
 квинтэссенция своего времени, призванная вносить в об-
 щество мудрость и разум и, там самым, содействовать об-
 щественно-историческому процессу. Вместе с другими
 младогегельянцами Маркс подчеркивал значительную
 роль активности личности в деле общественного прогрес-
 са, выступал с идеями просвещения масс, надежды на важ-
 ные общественные перемены, связывал их с разоблачени-
 ем религии и проповедью атеизма.
 Включение К. Маркса в активную общественную де-
 ятельность в качестве журналиста и редактора "Рейнской
 газеты", позволило ему ближе познакомиться с реальной
 жизнью, способствовало разочарованию в исходных иде-
 ях гегелевской философии. В 1843-1844 гг. Маркс поры-
 вает с младогегельянцами и переходит на позиции Л. Фей-
 ербаха. В то время Марксу глубоко импонирует гуманис-
 тический пафос фейербаховского материализма, который
 выступал за реабилитацию чувственного начала в челове-
 ке, за полную реализацию человеком своих природных
 способностей, за гуманизацию отношений человека к при-
 роде и человека к человеку.
 Под влиянием Л. Фейербаха написана важнейшая
 работа того времени "Экономическо-философские руко-
 писи 1844 года". В этой работе Маркс выступает в защиту
 160
 гуманизма, основанного на идее свободной, универсальной
 творческой сущности человека. Реализации этой сущнос-
 ти, по Марксу, препятствуют различные виды человечес-
 кого отчуждения: отчуждение человека от природы, от-
 чуждение от своей собственной "родовой" сущности, от-
 чуждение человека от человека и отчуждение человека от
 общества. В основе всех форм отчуждения, по мнению
 Маркса, лежит отчуждение труда, базирующегося на ча-
 стнособственнических отношениях.
 В условиях отчуждения, по словам Маркса, "дея-
 тельность человека оказывается мукой, его собственное
 творение - чуждой ему силой, его богатство - его бедно-
 стью, его сущностная связь, соединяющая его с другим че-
 ловеком - несущественной связью, и напротив, его ото-
 рванность от другого человека оказывается его истинным
 бытием, его жизнь оказывается принесением в жертву его
 жизни, его власть над предметом оказывается властью
 предмета, а сам он властитель своего творения, оказыва-
 ется рабом своего творения" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
 Т. 42. - С. 24). Обратный отчуждению процесс Маркс на-
 зывает процессом присвоения человеком своей подлин-
 ной родовой сущности, в ходе которого коренным образом
 меняется отношение человека к природе и к другим лю-
 дям. На основе концепции присвоения он создает гранди-
 озное по гуманистическому пафосу учение общественно-
 исторической, предметно-практической сущности чело-
 века. В этой концепции он стремится представить
 человеческую деятельность как глобальный процесс оче-
 ловечивания мира, преобразующего природу "по мерке
 каждого вида", то есть в соответствии с самими законами
 природы и, в то же время, налагающего на природу свои/
 характеристики, без чего природа не смогла бы возвысить-
 ся до человека, стать фактором человеческого бытия.
 Маркс не противопоставляет человека природе. На-
 против, он всемерно подчеркивает, что человек это часть
 природы и ее продукт. Вместе с тем, по его мнению, чело-
 век не просто часть природы, а высший продукт ее разви-
 тия, природное существо особого рода. Человек - это уни-
 версально-всеобщая сила природы. Возможность этого за-
 чожена в физиологической конституции человека как
 >рганизма. наделенного такими достоинствами как чело-
 Немецкая классическая философия 16 1
 
 веческме руки, мозг, язык и др. В силу этих качеств чело-
 век способен к любому роду деятельности, к овладению си-
 лами природы, превращением этих сил в свои собственные
 силы и способности. Реализация этой возможности осуще-
 ствляется, по Марксу, в производственной деятельности,
 в труде. Именно в труде проявляется специфичность бы-
 тия человека, принципиальное отличие человека от жи-
 вотного в их отношении к материальному миру, к природе.
 Маркс выделяет в деятельности человека два основ-
 ных момента: опредмечивание и распредмечивание. Рас-
 крывая содержание этих понятий, Маркс отмечает, что
 первейшим определением труда является его предметно-
 чувствительный характер. Преобразование природы про-
 исходит не в силу духовности человека, а прежде всего,
 потому, что человек как материальное, предметное суще-
 ство действует предметным образом. В ходе трудовой дея-
 тельности человек постоянно осуществляет опредмечива-
 ние, то есть переход свойств и характеристик иного про-
 цесса деятельности субъекта в объект, в покоящееся
 свойство предмета, в предметное воплощение.
 Но человеческая деятельность не сводится к матери-
 альному, чувственно-предметному процессу. Этот процесс
 имеет в своей основе духовное, идеальное содержание:
 проект, замысел, идею. Перед Марксом стояла проблема
 материалистического объяснения духовного момента дея-
 тельности человека, истоков и содержания идеального об-
 раза. Такое объяснение, на его взгляд, можно дать, если
 раскрыть социально-исторический характер деятельнос-
 ти на основе концепции распредмечивания. Распредмечи-
 вание - это обратный переход предметности в живой про-
 цесс, в действующую способность, это процесс освоения
 субъектом предметных форм культуры, а посредством их
 - также и природы.
 Человек, по Марксу, в процессе деятельности имеет
 дело не только с предметами природы, он обязательно ис-
 пользует орудия труда, систему знаний и другие продук-
 ты человеческой деятельности. Поскольку эти средства
 созданы предшествующими поколениями или представи-
 телями другого рода деятельности, то в самой трудовой де-
 ятельности человека заключена простейшая социальная
 связь. Уже в форме средств труда человек имеет дело с
 162
 другим человеком. Эта связь актуализируется в процессе
 распредмечивания продуктов труда. Распредмечивание,
 по мнению Маркса, это освоение социального опыта чело-
 вечества, превращение предметных форм в содержание
 внутреннего мира человека, в его собственные силы и спо-
 собности, в момент живого труда.
 Концепция общественно-исторического, предметно-
 практической сущности человека под гуманистическим
 углом зрения изменяет не только взгляд на взаимодейст-
 вие человека с природой, но и на отношение человека к че-
 ловеку. Богатство внутреннего мира личности ставится в

<< Пред.           стр. 22 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу