<< Пред.           стр. 23 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 прямую зависимость от богатства внутреннего мира дру-
 гих людей. Обмен этим богатством является главной целью
 межчеловеческого общения. Под влиянием такого типа об-
 щения внутренняя природа личности существенно преоб-
 разуется. Вместо однобоких, ущербных индивидов долж-
 ны появляться всесторонне развитые личности. Универ-
 сально-развитый, живущий в единстве и гармонии с
 внешней и внутренней природой человек - таков гумани-
 стический идеал, который рисует К. Маркс в ранний пери-
 од своего творчества. Достижение же этого идеала он свя-
 зывает с ликвидацией частнособственнических отноше-
 ний, преодолением социального закрепления ролей
 человека в системе разделения труда, формированием от-
 ношений нового типа - коммунистических отношений.
 Так с самого начала творчества К. Маркса начала про-
 являться социальная ориентация его философии, которая
 в дальнейшем получила все более глубокое и всестороннее
 развитие. В результате Маркс значительно расширил сфе-
 ру действия материализма. Материалистический подход
 был распространен на область общественных явлений. Од-
 ним из важнейших открытий, сделанных К. Марксом,
 Ф. Энгельсом и другими марксистами называют материа-
 листическое понимание истории.
 С точки зрения Маркса и Энгельса, это понимание ис-
 тории заключается в том, чтобы, исходя из материального
 производства непосредственных средств для жизни, сна-
 чала объяснить систему производственных отношений
 между людьми, а затем на этой основе - и политическое
 устройство общества, право, мораль, религиозные и дру-
 гие духовные явления. Установление зависимости созна-
 Немецкая классическая философия 163
 
 ния людей от их общественного бытия и его главного вида
 - материального производства - позволило Марксу пе-
 реосмыслить роль духовной деятельности человека. По
 мнению Маркса, идеи и теории пусть даже самые ради-
 кальные и благожелательные не могут служить причина-
 ми исторических изменений реальности. Они лишь отра-
 жают объективную реальность и могут быть применены
 лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благопри-
 ятные возможности. "Сознание с самого начала есть обще-
 ственный продукт и остается им пока существуют люди,
 - писали К. Маркс и Ф. Энгельс в "Немецкой идеологии"
 (Соч. Т. 3. - С. 29). Таким образом, по Марксу и Энгельсу,
 сознание есть ничто иное как отражение и осознание людь-
 ми своего общественного бытия, способа производства ма-
 териальных благ, деятельности и межчеловеческого об-
 щения.
 На основе материалистической концепции истории
 Маркс и Энгельс сформировали свое учение об идеологии.
 С точки зрения Маркса и Энгельса, характерными для иде-
 ологии представления о самодетерминации, автономной
 форме существования сознания, в результате чего созда-
 ются ложные, предвзятые схемы самодетерминации, под
 которые подгоняется действительность. Идеология - это,
 прежде всего, "ложное сознание". Источник "ложного со-
 знания" Маркс и Энгельс видели не в случайных заблуж-
 дениях и ошибках людей, не в сфере самого сознания, а вне
 ее-в социальной действительности. Идеология, по Марк-
 су и Энгельсу, как процесс формирования "ложного созна-
 ния" протекает в том случае, когда сама действительность
 существует в извращенном виде. Таким образом, идеоло-
 гия отражает действительные противоречия историчес-
 кого процесса, но в тех их проявлениях, когда господству-
 ет отчуждение, когда действительные отношения перево-
 рачиваются с ног на голову.
 К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали социально-клас-
 совую сущность идеологии. Идеология - это плод соци-
 ального расслоения общества. Она возникла, когда возник-
 ли классы, имеющие свои специфические интересы и це-
 ли. Теоретической формой отражения и выражения этих
 интересов и целей является идеология. Классовый харак-
 тер обусловливает односторонний, субъективный харак-
 164
 тер идеологических конструкций. В этих конструкциях
 происходит сознательный отбор материала, поскольку оп-
 ределенные социальные установки не позволяют вклю-
 чить в идеологические системы противоречащие социаль-
 ной установке факты, то есть такие факты, осмысление
 которых вело бы к выводам, противоречащим социальным
 интересам. При этом идеология стремится свой однообраз-
 ный образ действительности выдать за целое, за наиболее
 полную картину действительности.
 Концепция общественно-исторической, предметно-
 практической деятельности человека и материалистичес-
 кое понимание истории позволили К. Марксу и Ф. Энгельсу
 коренным образом преобразовать материализм. Главным
 фундаментным принципом их философской системы ста-
 новится принцип практики. С позиций этого принципа
 Маркс и Энгельс анализируют и оценивают всю предшест-
 вующую философию, дают позитивное решение многих
 проблем, поставленных немецкой классической филосо-
 фией. "Вся общественная жизнь является по существу
 практической. Все мистерии, которые уводят теорию в ми-
 стицизм, находят свое рациональное разрешение в челове-
 ческой практике и в понимании этой практики", - писал
 Маркс в знаменитых "Тезисах о Фейербахе" (Соч. Т. 42. -
 С. 263). Практика исходна и первична по отношению ко все-
 му духовному миру, из нее можно объяснить все самые
 сложные социальные процессы и духовные явления.
 Понятие "практика" в марксистском представлении,
 прежде всего противостоит широко используемому поня-
 тию "опыт". В понятии "опыт", по мнению основоположни-
 ков диалектического материализма, заложена пассивная
 позиция человека. Мир воздействует на человека - чело-
 век отражает этот мир. Опыт истолковывается как сово-
 купность взаимосвязи человека с внешним миром, это
 нечеткое двусмысленное понятие. Маркс и Энгельс стре-
 мились подчеркнуть активную, деятельную, преобразова-
 тельную позицию человека в этом мире. Понятие "труд",
 "производство" в какой-то мере достигали этой цели, но не
 могли служить в качестве основополагающего философ-
 ского принципа. Понятие "практика" выражает бесконеч-
 но многообразные формы взаимодействия людей с приро-
 дой и друг с другом в процессе материального и духовного
 Немецкая классическая философия 165
 
 
 производства. Практика - это совокупная деятельность
 человечества по преобразованию природы, формирова-
 ния социальных отношений, взаимосвязи и взаимодей-
 ствия всех людей. Таким образом, практика это процесс
 труда в единстве социально-исторических условий его
 функционирование. Практика всегда носит общественный
 характер. Она невозможна вне связей и общения между
 людьми. Практика исторична. Она стоит в непрерывном
 преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих
 себя. В практической деятельности человек выступает и
 как универсально-всеобщая сила природы и как олице-
 творение всеобщности культурно-исторического процес-
 са. Бытие людей, практика выступают в марксистской фи-
 лософии как всемирно-историческое явление.
 Практика - это объективное основание целостности
 человеческого отношения к миру, в котором взаимодейству-
 ют различные аспекты: материальный и духовный, природ-
 ный и исторический, моральный и эстетический. Это един-
 ство проявляется в производительной, преобразовательной,
 общественно-преобразовательной и в теоретико-познава-
 тельной деятельности. Социальные аспекты практики в про-
 изводстве и общественных отношениях рассматриваются
 Марксом и Энгельсом в политэкономии и социологии. Фило-
 софский же аспект практического отношения к миру рас-
 крывается преимущественно в гносеологии.
 В теории познания принцип практики получает
 конкретное и более узкое толкование. Здесь практика
 выступает как материально-чувственная деятельность
 по преобразованию предметов природы и общественных
 отношений. В этом смысле понятие практики противо-
 стоит понятию теории как духовкой, научно-теоретиче-
 ской деятельности. Но это совсем не исключает их тесно-
 го взаимодействия. С точки зрения философии марксиз-
 ма, практика является основной и движущей силой
 познания, всей научно-теоретической деятельности.
 Главным стимулом для развития знания служат прак-
 тические потребности людей. Они оказывают решающее
 влияние и на выбор предмета исследования, и на направ-
 ление, и на темпы развития знания, и на характер их ис-
 пользования. Например, появление геометрии объясня-
 ется потребностями измерения земли в Древнем Египте
 166
 при проведении ирригационных работ. Появление астро-
 номии объясняется потребностями в мореплавании и т. д.
 Практика является так же сферой приложения зна-
 ния. Познание мира, в конечном счете, служит целям его
 преобразования. Но практика - это не только стимул для
 развития познания и средство его применения, но также и
 первоначальная форма его получения. На ранних этапах
 люди узнали о тех или иных свойствах предметов в про-
 цессе производственной трудовой деятельности. Напри-
 мер, представление о пластичности металлов появилось
 тогда, когда люди воздействовали металлическими пред-
 метами друг на друга. Позднее формой получения нового
 знания стала такая форма практического взаимодействия
 как эксперимент. Эксперимент - это такая форма мате-
 риального взаимодействия вещей, при котором они искус-
 ственно ставятся человеком в определенные взаимоотно-
 шения, и на основе этих взаимоотношений выявляются те
 или иные их свойства.
 Целью познавательных усилий является достиже-
 ние истины. Истина определяется в марксистской филосо-
 фии как соответствие мысли, наших знаний о мире самому
 миру, объективной действительности. Таким образом, что-
 бы отличить истину от заблуждения, необходимо выяс-
 нить, насколько наше знание соответствует объективной
 действительности.
 Маркс и Энгельс учили, что любая истина объективна.
 Но, что значит объективность, истина? Ведь термин "объ-
 ективность" означает независимость от сознания субъекта.
 А таким свойством обладают лишь вещи, предметы, про-
 цессы. Истинными или ложными могут быть только знания
 о вещах, а не сами вещи. Объективность истины, с точки зре-
 ния философии марксизма, означает, что содержание зна-
 ния совпадает с объективной действительностью и в этом
 смысле не зависит от сознания субъекта, "ни от человека,
 ни от человечества". Но в то же время истина субъективна
 по форме выражения. Ее оформление, то есть способ объек-
 тивизации во внешнем мире, в сфере науки, зависит от осо-
 бенностей тех людей, которые формируют данную теорию.
 Таким образом, значение объективной истины имеют все
 достоверные знания людей, все положения науки, в кото-
 рых отражается объективная действительность.
 Немецкая классическая философия 167
 
 Однако закономерно возникает вопрос: может ли
 объективная истина быть выражена в человеческих зна-
 ниях сразу, целиком, полностью? Или, иначе говоря, мо-
 жет ли бесконечный мир быть замкнут в конечные формы
 знания? Этот вопрос может быть очень прост. Абсолютная
 истина недостигаема, поскольку мир бесконечен и неис-
 черпаем. Если под абсолютной истиной понимать полное и
 исчерпывающее знание о мире в целом, которым человек
 может располагать в какой-то конечный момент времени,
 то бесспорно такая абсолютная истина недостижима. Она
 существует в гегелевской системе под именем "Абсолют-
 ного духа"
 Но из утверждения о недостижимости абсолютной
 истины может следовать вывод о невозможности для че-
 ловечества получения полного и достоверного знания о ми-
 ре. Следовательно, в каких-то пределах познание мира не-
 возможно. В этих пределах разум наталкивается на не-
 преодолимые препятствия и вступает в противоречия
 (вспомните антиномии разума Канта). Марксистская фи-
 лософия стремится преодолеть эти агностические уста-
 новки. Ф. Энгельс в работе "Диалектика природы" утверж-
 дал, что никакой противоположности между явлением и
 вещью в себе не существует, а существует противоречие
 между тем, что мы знаем и чего мы не знаем. В теории по-
 знания, как и во всех областях науки, следует рассуждать
 диалектически, то есть не предполагать готовым и неиз-
 менным наше знание, а рассматривать конкретно, как из
 незнания является знание, каким образом неистинное, не-
 полное знание становится более полным и более точным.
 Эта проблема в марксистской философии решается
 на основе диалектики абсолютной и относительной исти-
 ны. В этим случае термин "абсолютная истина" употреб-
 ляется в значении, близком к знанию термина "объектив-
 ная истина". Поскольку в каждой научной теории имеется
 момент объективного содержания, совпадения мыслей с
 действительностью, постольку в нем имеется момент абсо-
 лютной истины. Но сами теории или другие формы знания
 носят относительный характер. Они формируют истину в
 каких-то исторически конкретных, преходящих форму-
 лах, высказываниях, теориях. Развитие познания, с этой
 точки зрения, можно представить как длительный, непре-
 168
 кращающийся процесс движения относительных истин,
 который приводит к накоплению и обогащению человечес-
 кого знания. Абсолютная истина предстает в таком случае
 как бесконечная сумма относительных истин, которые
 формулируют человечество на протяжении всей истории
 своего развития. Этот процесс никогда не может завер-
 шиться
 Следующий вопрос теории познания состоит в сле-
 дующем: а как же мы можем узнать, что в нашем знании, в
 теориях содержится момент совпадения с объективной
 действительностью или, выражаясь языком Канта, что да-
 ет нам возможность сопоставить явления и вещи сами по
 себе7 Марксистская философия отвечает на этот вопрос
 однозначно - практика! Именно она является критерием
 истины. Только те результаты познания, которые прошли
 проверку практикой, могут претендовать на знаки объек-
 тивной истины. Практика является критерием истины по-
 тому, что она - как материально-чувственная деятель-
 ность людей имеет качество непосредственной действи-
 тельности. Она соединяет и соотносит объект и действие,
 производимое в соответствие с мыслью о нем. Именно в та-
 ком действии и проявляется истинность мысли.
 Практическая проверка истинности знаний, теорий
 может носить многообразные формы в соответствии с осо-
 бенностями тех сфер знания, которые требуют данной про-
 верки Такой формой может быть непосредственная реа-
 лизация замысла в природной и социальной реальности. В
 науке формой практической проверки является экспери-
 мент. Для сложных, абстрактных областей познания объ-
 ективной формой проверки может служить построение
 модели, моделирование.
 Итак, введение принципа практики в познаватель-
 ный процесс позволило Марксу и Энгельсу решить вопрос
 о тождестве мышления и бытия, соединить теоретический
 и практический разум, построить "мост" между явления-
 ми и вещью в себе и, таким образом, в определенной форме
 разрешить основные проблемы немецкой классической
 философии
 
 Т""Ч тема 10
 гусская религиозная
 философия XIX - XX вв.
 1/ Формирование русской религиозной философии:
 славянофильское учение о мессианской роли русского народа
 и соборности
 2/ Философия всеединства В. С. Соловьева:
 онтология и гносеология
 3/ Проблемы веры и разума в православном религиозном
 антиинтеллектуализме
 (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)
 Философская мысль в России начинает зарождаться в XI
 в. под влиянием процесса христианизации. В это время Ки-
 евский митрополит Илларион создает знаменитое "Слово
 о законе и благодати", в котором развивает богословско-
 историческую концепцию, обосновывающую включен-

<< Пред.           стр. 23 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу