<< Пред.           стр. 24 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 ность "русской земли" в общемировой процесс торжества
 божественного света. Дальнейшее развитие русской фи-
 лософской мысли проходило в русле развития нравствен-
 но-практических наставлений и обоснования особого пре д-
 назначения православия Руси для развития мировой
 цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле явля-
 ется созданное во времена правления Василия III учение
 игумена Елиазаровского монастыря Филофея о "Москве
 как третьем Риме".
 Оригинальные поиски русской философской мысли
 продолжались на протяжении XVI-XVIII вв. Эти поис-
 ки проходили в атмосфере противоборства двух тенден-
 ций. Первая акцентировала внимание на самобытности
 русской мысли и связывала эту самобытность с неповто-
 римым своеобразием русской духовной жизни. Вторая
 лее тенденция выражала стремление вписать Россию в
 процесс развития европейской культуры. Представите-
 ли этой тенденции считали, что поскольку Россия встала
 на путь развития позже других стран Европы, то она
 должна учиться у Запада и пройти тот же исторический
 путь.
 170
 Наиболее четкое теоретическое и общественно-по-
 литическое оформление эти две тенденции получили в
 40-60-х годах XIX в. Первую тенденцию представляли
 славянофилы, а вторую - западники. Идеологию запад-
 ников поддерживали такие авторитетные мыслители и об-
 щественные деятели как В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышев-
 ский, А. И. Герцен. Все они были крупными литераторами,
 критиками, писали философские произведения. И если бы
 мы имели достаточное время, то было бы неплохо познако-
 миться с их философскими трудами. Но мы не имеем воз-
 можности это оригинальной философской мыслью России.
 Работы же "западников", в большей мере, воспроизводят
 уже известные нам идеи крупных западноевропейских
 философов: Белинский - Гегеля, Чернышевский - Фей-
 ербаха, Герцен - французских материалистов и т. д.
 1
 Формирование русской религиозной философии: славянофильское
 учение о мессианской роли русского народа и соборности
 Оригинальным русским философско-идеологическим те-
 чением является славянофильство А. С. Хомяков (1804 -
 1860), Ю. Ф. Самарин (1819-1876). Славянофилы опира-
 лись на "самобытников", на православно-русское направ-
 ление в общественной мысли России. В основе их
 философского учения лежала идея о мессианской роли
 русского народа, о его религиозной и культурной самобыт-
 ности и даже исключительности. Исходный тезис учения
 славянофилов состоит в утверждении решающей роли
 православия для развития всей мировой цивилизации. По
 мнению А. С. Хомякова, именно православие сформирова-
 ло "то исконно русские начала, тот "русский дух", кото-
 рый создал русскую землю в ее бесконечном объеме".
 Какие же качества православия дают ему преиму-
 щество перед другими религиями? Для ответа на этот во-
 прос А. С. Хомяков проводит исследования, в которых оце-
 нивает роль различных религий в мировой истории. Он де-
 лит все религии на две основные группы: кушитскую и
 иранскую. Коренное различие между этими двумя груп-
 пами религий, по его мышлению, определяется не количе-
 ством богов или особенностями культовых обрядов, а соот-
 Русская религиозная философия XIX - XX вв 171
 
 ношением в них свободы и необходимости. Кушитство
 строится на началах необходимости, обрекая его последо-
 вателей на бездумное подчинение, превращает людей в
 исполнителей чуждой им воли. Напротив, иранство - это
 религия свободы, она обращается к внутреннему миру че-
 ловека, требует от него сознательного выбора между доб-
 ром и злом.
 Наиболее полно сущность иранства выразило, по
 мнению А. С. Хомякова, христианство. Но христианство
 раскололось на три крупных направления: католицизм,
 православие и протестантизм. После раскола христианст-
 ва "начало свободы" уже не принадлежит всей церкви. В
 различных направлениях христианства сочетание свобо-
 ды и необходимости представлено по-разному. Католи-
 цизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной
 свободы, поскольку там существует догмат о непогреши-
 мости папы римского. Протестантизм же впадает в другую
 крайность - в абсолютизацию человеческой свободы, ин-
 дивидуального начала, которое разрушает церковность.
 Только православие, считает А. С. Хомяков, гармонически
 сочетает свободу и необходимость, индивидуальную рели-
 гиозность с церковной организацией.
 Решение проблемы сочетания свободы и необходи-
 мости, индивидуального и церковного начала служит у
 славянофилов важным методологическим принципом
 для разработки ключевого понятия их религиозно-фи-
 лософских воззрений - понятия соборности. Опреде-
 ляющим признаком соборности служит принцип "един-
 ство во множественности". Понятие "соборный*- раскры-
 вает не только внешнее, видимое соединение людей в
 каком-либо месте, но и постоянную возможность такого
 соединения на основе духовной общности. Соборность
 проявляется на основе духовной общности. Соборность
 проявляется во всех сферах жизнедеятельности чело-
 века: в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между
 государствами и т. д. Она есть следствие, итог взаимо-
 действия свободного человеческого начала ("свободы во-
 ли человека ") и божественного начала ("благодати"). Со-
 борность основывается на "безусловных", не зависящих
 от внешних форм выражения истинах, обеспечивающих
 существование церкви на протяжении всей истории ее
 172
 развития. Эти истины - не плод рациональных позна-
 вательных усилий человека, а плод духовных исканий
 людей.
 Стержнем всего соборного сознания является Никео-
 царьградский символ веры, лежащий в основе вероучения
 Русской православной церкви (12 догматов и 7 таинств).
 Никео-царьградский символ веры был принят на первых
 семи Вселенских соборах и, следовательно, считают славя-
 нофилы, выработан соборным сознанием и является внеш-
 ним выражением этого сознания, его "свидетельством".
 Славянофилы подчеркивают, что соборность может быть
 понята и усвоена только тем, кто живет в православной
 "церковной ограде", то есть членами православных общин,
 а для "чуждых и непризнанных" она недоступна. Главным
 же признаком жизни в церкви они считают участие в цер-
 ковных обрядах, культовых действиях. В православном
 культе, по их мнению, воспитываются наиболее важные
 "чувства сердца". Культ не может быть заменен теоретиче-
 ским, умозрительным изучением веры. Православное бого-
 служение, утверждают славянофилы, на практике обеспе-
 чивает реализацию принципа "единства во множественно-
 сти". Приобщаясь к Богу через таинства крещения,
 причащения, миропомазания, исповеди и брака, верующий
 осознает, что только в церкви он может в полной мере всту-
 пить в общение с Богом и получить "спасение". Отсюда вы-
 текает стремление к "живому общению" с другими членами
 православной общины, тяга к единству с ними. Вместе с тем,
 каждый член церкви, находясь в ее "ограде", может по сво-
 ему переживать и чувствовать религиозные действия, в си-
 лу чего имеет место и "множественность".
 Одной из важных тем размышлений славянофилов
 была тема гармоничного сочетания соборных истин и рас-
 судочных положений, религиозной жизни и светской фи-
 лософии. Славянофилы подвергли резкой критике рас-
 пространенный в русском православии тезис о существо-
 вании непримиримого противоречия между религией и
 философией. Они признавали важную роль в жизни лю-
 дей рассудочного начала, философских исканий и призы-
 вали к созданию самобытной русской философии как об-
 щего основания всех наук и духовного опыта русского
 народа, ратовали за соединение соборных истин с совре-
 Русская религиозная философия XIX - XX вв 173
 
 менным просвещением. Однако, по их мнению, философ-
 ские размышления полезны лишь постольку, поскольку
 не стремятся господствовать над религиозной жизнью. В
 тех же случаях, когда происходит выдвижение филосо-
 фии на первый план, соборное сознание подменяется рас-
 судочным: философия призвана служить углублению со-
 борного начала.
 Исходя из тезиса о решающей роли соборного нача-
 ла, славянофилы рассматривали и деятельность народа, и
 великих личностей. Славянофилы, как бы отстраняясь от
 исторических реалий, рассматривают народ как некий по-
 стоянный набор идеальных качеств, выделяя в нем некую
 неизменную "духовную сущность", субстанцией которой
 выступает православие и общинность. Предназначение
 великих личностей - быть представителями этого народ-
 ного духа. Их величие, прежде всего, зависит от того, на-
 сколько они сумели выразить чаяния и стремления наро-
 да. Такое понимание роли личности приводит славянофи-
 лов к своеобразной оценке самодержавия. Они считали,
 что монархия - лучшая форма правления для России. В
 то же время, по их мнению, царь получил свою власть не от
 Бога, а от народа путем избрания его на царство (Михаил
 Романов). Поэтому для того, чтобы оправдать свое пред-
 назначение, самодержец должен действовать в интересах
 всей земли русской.
 Славянофилы отстаивают тезис о принципиальном
 отличии развития России от всей западной цивилизации.
 И здесь на передний план выходит религиозное начало.
 Западные народы, извратив символ веры, тем самым пре-
 дали забвению соборное начало. А это, в свою очередь, по-
 родило недостатки европейской культуры и прежде всего,
 распад общества на эгоистических индивидов, преследу-
 ющих свои меркантильные интересы. Россия же, опира-
 ясь на православную духовную основу, идет своим особым
 путем, который должен привести ее к мировому лидерст-
 ву. Это высокое предназначение России необходимо осо-
 знавать ее гражданам, ибо "право, данное историей наро-
 ду, есть обязанность, налагаемая на каждого из его чле-
 нов". Обращаясь к отечественной истории, славянофилы
 пытались доказать "всесторонность и полноту начал", на
 которых строилось русское общество. Западные государ-
 174
 
 ства, по их мнению, являются искусственными создания-
 ми. Напротив, Россия сформировалась органически, она
 "не построена", а "выросла".
 Это естественное органическое развитие России объ-
 ясняется славянофилами, тем, что православие породило
 специфическую социальную организацию - сельскую об-
 щину, "мир". Общинное устройство русской жизни, по мне-
 нию славянофилов, является вторым, наиболее важным,
 признаком русского народа, определяющего его особый путь
 в историческом развитии. С точки зрения славянофилов,
 сельская община сочетает в себе два начала: хозяйственное
 и нравственное. В хозяйственной области община или "мир"
 выступает главным организатором сельскохозяйственного
 труда, решает вопросы вознаграждения за работу, заклю-
 чает сделки с помещиками, несет ответственность за испол-
 нение государственных повинностей и т. д.
 В описании сельскохозяйственной общины славяно-
 филами явственно проступает ее идеализация, приукра-
 шивание. Экономическая деятельность общины представ-
 ляется как гармоническое сочетание личностных и обще-
 ственных интересов, а все члены общины выступают по
 отношению друг к другу как "товарищи и пайщики". Вме-
 сте с тем, они все же признавали, что в современном их ус-
 тройстве общины имеются негативные моменты, порож-
 денные наличием крепостного права. Славянофилы осуж-
 дали крепостное право и выступали за его отмену.
 Однако главное достоинство сельской общины сла-
 вянофилы видели в тех духовно-нравственных принци-
 пах, которые она воспитывает у своих членов: готовность
 постоять за общие интересы, честность, патриотизм и т. д.
 По их мнению, возникновение этих качеств у членов общи-
 ны происходит несознательно, а инстинктивно, путем сле-
 дования древним религиозным обычаям и традициям.
 Основываясь на принципиальной установке, что об-
 щина является лучшей формой социальной организации
 жизни, славянофилы требовали сделать общинный прин-
 цип всеобъемлющим, то есть перенести его в сферу город-
 ской жизни, в промышленность. Общинное устройство
 должно быть также положено в основу государственной и
 способно, по их словам, заменить собой "мерзость админи-
 стративное(tm) в России".
 Русская религиозная философия XIX - XX вв 175
 
 Славянофилы верили, что, по мере распространения
 "общинного принципа", в российском обществе будет все
 более укрепляться "дух соборности". Ведущим принци-
 пом социальных отношений станет "самоотречение каж-
 дого в пользу всех". Благодаря этому, в единый поток со-
 льются религиозные и социальные устремления людей. В
 результате, будет выполнена задача нашей внутренней
 истории, определяемая ими как "просветление народного
 общинного начала началом общинным, церковным".
 Философия всеединства В. С. Соловьева:
 онтология и гносеология
 В. С. Соловьев (1853-1900) - крупнейший русский фило-
 соф, заложивший основы русской религиозной филосо-
 фии. В. С. Соловьев попытался создать целостную миро-
 воззренческую систему, которая связала бы воедино за-
 просы религиозной и социальной жизни человека. Основой
 такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно
 стать христианство. Религиозные мыслители и до, и после
 Соловьева не раз высказывали эту идею, но они, как пра-
 вило, говоря о христианстве, как основе мировоззрения,
 подразумевали какую-то одну христианскую конфессию:
 православие, католицизмили протестантизм. Особенность
 подхода Соловьева заключается в том, что он ратовал за
 объединение всех христианских конфессий. Поэтому его
 учение носит межконфессиональный, экуменический ха-
 рактер. Другой важной особенностью философии В. С. Со-
 ловьева является то, что он попытался включить в христи-
 анское мировоззрение новейшее достижение естествозна-
 ния, истории и философии, создать синтез религии и науки.
 Центральная идея философии Соловьева - идея
 всеединства. При разработке этой идеи Соловьев отталки-
 вается от славянофильской идеи соборности, но придает
 этой идее онтологическую окраску, всеохватывающее, ко-
 смическое значение. По его учению, сущее есть единое,
 всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимо-
 связаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к
 высшему, а каждое высшее "вбирает в себя" низшее. Он-
 тологической основой всеединства выступает у Соловьева
 176
 божественная Троица в ее связи со всеми божественными
 творениямии, главное, с человеком. Основнойпринципвсе-
 единства - "Все едино в Боге". Всеединство - это, преж-
 де всего, единство творца и творения. Бог у Соловьева ли-
 шен антропоморфных черт. Философ характеризует Бога
 как "космический разум", "существо сверхличное", "осо-%
 бую организующую силу, действующую в мире".
 Окружающий нас мир, по мнению В. С. Соловьева, не
 может рассматриваться как совершенное создание, непо-
 средственно исходящее из творческой воли одного боже-
 ственного художника. Для правильного понимания Бога
 мало еще признавать абсолютное существо. Необходимо
 принять его внутреннюю противоречивость. "Абсолютное,
 чтобы быть всем, требует многого". Поэтому Соловьев, сле-
 дуя неоплатонической традиции, вводит в свою систему
 понятие "идеи" и "мировой души". "Божественный ум",
 "органическая сила", по умению Соловьева, распадается
 на множество элементарных сущностей или вечных и не-
 изменных причин, которые лежат в основании всякого
 предмета или явления. Эти элементарные сущности он на-
 зывает атомами, которые своими движениями и колебани-
 ями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трак-
 тует как особые эманации Божества, "живые элементар-
 ные существа" или идеи. Каждая идея обладает
 определенной силой, что превращает ее в деятельное су-
 щество.
 Соловьев был сторонником диалектического подхода

<< Пред.           стр. 24 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу