<< Пред. стр. 27 (из 46) След. >>
жащий на земле, находится в состоянии покоя поотношению к Земле, но он находится в состоянии движе-
ния вместе с Землей. Поэтому покой относителен, ибо его
проявление зависит от системы отсчета, в то время как
движение абсолютно.
Движение как абсолютный способ существования
материи существует в бесконечно многообразных видах и
формах. Эти виды и формы являются объектом изучения
конкретных естественных и гуманитарных наук. Филосо-
фия же рассматривает движение как изменение вообще.
Сказать, что материя находится в постоянном движении,
значит признать, что материя находится в процессе не-
прерывного изменения. Следовательно, рассматривая
движение как способ существования материи, диалекти-
ческий материализм утверждает, что источник движения
следует искать не вне материи, а в ней самой. Мир, Вселен-
ная при таком подходе представляет как самоизменяюща-
яся, саморазвивающаяся целостность.
Другими не менее важными атрибутами материи, как
отмечалось выше, диалектический материализм признает
пространство и время. Если движение материи выступает
в качестве способа, то пространство и время рассматрива-
ются в диалектическом материализме как формы сущест-
вования материи. В период, когда в науке и философии
господствовала механистическая картина мира, простран-
ство и время трактовались как относительно самостоя-
тельные характеристики материального мира. Диалекти-
ческий материализм рассматривает пространство и время
как объективные формы существования материи. "В мире
нет ничего, кроме движущейся материи и эта материя дви-
жется не иначе как в формах пространства и времени", -
писал В. И. Ленин в "Материализме и эмпириокритициз-
ме" (С. 181). Понятие "Пространство" отражает порядок
192
сосуществования материальных образований. Время -
отражает изменения происходящие в материальных об-
разованиях.
Таким образом на основе субстанционального истол-
кования материи диалектический материализм рассмат-
ривает все многообразие бытия во всех его проявлениях
под углом зрения его материального единства. Бытие, Все-
ленная предстает в этой концепции как бесконечно разви-
вающееся многообразие единого материального мира. Вы-
работка конкретного представления о материальном един-
стве мира не является функцией философии. Это входит в
компетенцию естественных и гуманитарных наук и осу-
ществляется в рамках создания научной картины мира.
Диалектический материализм, как в период своего фор-
мирования, так и в настоящее время, опирается на опреде-
ленную научную картину мира. Естественно-научной
предпосылкой формирования диалектического материа-
лизма, как отмечали его создатели, послужили три вели-
ких открытия:
1) закона сохранения энергии, утверждающего не-
уничтожимость энергии, ее перехода из одного вида в дру-
гой;
2) установление клеточного строения живых тел, ког-
да было доказано, что клетка является элементарной
структурной единицей всего живого: растений, животных,
микроорганизмов;
3) теория эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего мысль
о естественном происхождении и эволюции жизни на Зем-
ле, а также положение о естественном происхождении в
процессе этой эволюции человека.
Эти открытия способствовали утверждению идеи о
материальном единстве мира. Эта идея вскоре получила
дополнительное естественнонаучное обоснование, когда
химики синтезировали мочевину, находимую ранее толь-
ко в животных организмах, показали, то при всей глубине
различий живого и неживого между ними нет непроходи-
мой пропасти. Живое может возникать из неживого. Дру-
гим, не менее важным выводом из этих открытий следова-
ло признание принципа всеобщности эволюции и разви-
тия и, следовательно, истолкования единства мира как
саморазвивающейся системы.
Человек во Вг пленной Философская, научная и религиозная картина мира 193
Философия
Энгельс в "Диалектике природы", обобщив дости-
жения естественных наук, создает свою классификацию
форм движения материи. Он выделяет пять форм движе-
ния материи: механическую, физическую, химическую,
биологическую и социальную. Классификация этих форм
Ф. Энгельсом производится по трем основным принципам:
1) Каждая форма движения связана с определенным
материальным носителем: механическое - движение тел,
физическое атомов, химическое - молекул, биологичес-
кое - белков, социальное - индивидов и социальных общ-
ностей.
2) Все формы движения материи связаны друг с дру-
гом, но отличаются по степени сложности. Более сложные
формы возникают на базе менее сложных, но не являются
их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, ко-
торые придают специфику данным формам движения.
3) При определенных условиях формы движения ма-
терии переходят друг в друга.
Дальнейшее развитие естествознания заставляло
вносить изменения в классификацию форм движения ма-
терии. Советские ученые-науковеды, сохраняя принципы
классификации Ф. Энгельса, предпринимали попытки
привести диалектико-материалистическую картину ми-
ровоззрения в соответствие с достижениями науки. Наи-
более серьезную попытку предпринял директор институ-
та естествознания и техники АН СССР академик Б. М. Ке-
дров. Ориентируясь на его идеи, мы здесь в сокращенном
виде рассмотрим схему вариант классификации.
Как видно из приведенной схемы, Б. М. Кедров ис-
ключил из ряда форм движения простейшую, механичес-
кую. Ранее она понималась как перемещение тел в прост-
ранстве и описывалась законами классической механики.
Виды Микро-
движения механическое
движение
Макро-
механическое
движение
субатомный уровень супратомный уровень
физическое поля, ядра, атомы
химическое реакции
макротела, галактики
молекулы
биологическое популяция, биоценоз
194
Теперь стало ясно, что в микромире действуют иные зако-
ны - квантово-механические. Кроме того, механическое
движение выражает лишь количественные характерис-
тики всех форм движения материи. Поэтому микро- и ма-
кромеханические виды движения стали лишь "фоном"
других форм. Распалась физическая форма движения на
субатомную и супратомную, указывающие, соответствен-
но, на микроуровень и макроуровень физических процес-
сов. Субатомная характеризуется электронными, внутри-
ядерными и внутриатомными процессами. Химическая
включает различные типы реакций. Биологическая пред-
стает как иерархия процессов жизни: доклеточный уро-
вень, клетка, многоклеточные организмы, популяции, био-
ценозы. Супратомная может быть построена также как ие-
рархия материальных систем: молекулы, макротела,
плане 1ы, планетные системы, галактики, системы галак-
тик, мегагалактика. Особый уровень организации материи
представляет собой человеческое общество. В связи с раз-
витием науки конкретные картины мироздания могут ме-
няться. Но для диалектического материализма остается
неизменным лишь признание принципа материального
единства мира.
Религиозно-идеалистическая картина мира:
эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена
Диалектико-материалистической картине мира в опреде-
ленной степени противостоит религиозно-идеалистичес-
кая интерпретация мироздания. Основные принципы этой
интерпретации были изложены нами при рассмотрении
христианского мировоззрения. Однако реализация этих
принципов в конкретных философско-теологических сис-
темах существенно разнится. И это различие находится в
определенной зависимости от личных установок того или
иного мыслителя, а также от той картины мира, на кото-
рую он опирается в своих философско-теологических ис-
следованиях.
В средневековой картине мироздания Бог рассмат-
ривается как стоящая над миром абсолютная субстанция.
Так, например, в томистской философско-теологической
Человек во Вселенной Философская, научная и религиозная картина мира 195
системе Бог противопоставляется природе и человеку как
бытие абсолютное бытию обусловленному, как вневремен-
ное - приходящему и изменчивому. Между Богом и при-
родой, Богом и человеком устанавливалось непреодоли-
мое расстояние. И хотя в томизме существует учение "об
аналогии бытии", которое призвано перекинуть "мост"
между Богом и миром, Богом и человеком, все нее интер-
претация этой "аналогии" в томистской философии ис-
ключает полное их сближение.
Утверждение в Новое время в европейской культуре
механической ка ртины мира не приводило к существенно-
му пересмотру взглядов религиозных мыслителей на эту
проблему. Бог по-прежнему рассматривался как "творец"
и "перводвигатель" видимого и невидимого мира, стоящий
вне его и над ним. Изменения же, связанные с переходом от
геоцентрической на гелиоцентрическую картину мира, ка-
сались лишь конкретного наполнения мировоззренческой
системы. Наиболее серьезные изменения в религиозно-
философском мышлении произошли в конце XIX - сере-
дине XX века, когда в европейской культуре утвердилась
диалектическая картина мироздания, в которой господст-
вующими принципами являются идея единства мира и его
саморазвитие. Влияние этой новой картины мира мы мо-
жем обнаружить во всех конфессиональных направлени-
ях фило-богословской мысли. В русской православной фи-
лософии и богословии они нашли свое наиболее яркое вы-
ражение в работах Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского, в
протестантской теологии-в концепции "дипо л яркого Бо-
га" А. Уайтхеда и Ч. Хартшорна, в католической философ-
ско-теологической мысли в концепции "эволюционно-кос-
мического христианства" П. Тейяра де Шардена. Идеи рус-
ского космизма будут рассмотрены в заключительном
разделе, посвященном решению глобальных проблем со-
временности. Для уяснения современной религиозно-иде-
алистической картины мироздания, по нашему мнению,
наиболее показательной является концепция "эволюци-
онно-космического христианства" П. Тейяра де Шардена.
П. Тейяр де Шарден (1881-1953) - француз по про-
исхождению, католический священник, член ордена иезу-
итов, закончил Оксфордский университет, где прослушал
циклы естественнонаучных и теологических дисциплин,
196
является видным ученым палеонтологом, археологом, би-
ологом. Хорошее знание естественных наук, в особенности
наук биологического цикла, оказало существенное влия-
ние на его философско-теологическое мышление и способ-
ствовало формированию концепции "эволюционно-кос-
мического христианства".
Концепция "эволюционно-космического христи-
анства" Тейяра де Шардена базируется на принципах ре-
лигиозно-идеологического монизма, эволюционизма и
универсализма. Субстанцией всего мироздания, по мне-
нию французского мыслителя, является Бог. Бог - это
средоточие, источник, центр мира, та исходная точка, от
которой начинаются и к которой сходятся все реальности
бытия. Каждый элемент этой реальности зарождается VI
пребывает в Боге. Бог настолько имманентен миру, рас-
творен в нем, что весь мир представляет собой Божест-
венную среду.
Преодоление традиционного для христианства рас-
кола бытия на две субстанции - духовную и материаль-
ную, божественную и земную Тейяр осуществляет на ос-
нове признания всеобщей одушевленности материи. Со-
гласно взглядам Тейяра, для объяснения возможности
происхождения всего существующего из единой субстан-
ции, необходимо допустить, что атомы, электроны и дру-
гие элементарные частицы должны иметь какую-то об-
щую основу, "искру духа". Таким образом, по Тейяру, все
материальные образования имеют духовную компоненту.
Эту духовную компоненту он называет "радиальной энер-
гией". По его мнению, радиальная энергия обусловливает
развитие материи.
В ходе создания эволюционно-космической картины
мироздания Тейяр заимствует ряд принципов диалекти-
ческой методологии, и, прежде всего, главный принцип
этой методологии - принцип развития. Принцип разви-
тия конкретизируется в системе Тейяра положениями ди-
алектической методологии о качественном многообразии
образующих мир объектов, их подвижности, изменчивос-
ти, взаимопереходах, взаимосвязи и развитии. В своей ар-
гументации он часто обращается к естественнонаучным
данным: черпает материал из астрономии, физики, геоло-
гии, биологии и других пограничных наук.
Человек во Вселенной. Философская, научная и религиозная картина мира 197
Мир, согласно концепции Тейяра де Шардена, посто-
янно находится в процессе изменения, развития от про-
стого к сложному, от низшего к высшему. Он отмечает так-
же взаимосвязь количественных и качественных измене-
ний и считает, что появление нового качества нельзя
объяснить, если не ввести в естественную историю поня-
тия "скачка" как критической точки изменения состоя-
ний, через который последующий этап эволюции отрица-
ет предшествующий. "Во всех областях, - писал Тейяр,
-когда какая-либо величина достаточно выросла; она рез-
ко меняет свой вид, состояние или природу. Кривая меня-
ет направление движения, плоскость переходит в точку,
устойчивое рушится, жидкость кипит, яйцо делится на сег-
менты.. " (Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1965.
- С. 80). Тейяру присуще также понимание развития как
серии "скачков", "узловой линии мер". "Критические точ-
ки состояний, ступени на наклонной линии. В общем раз-
ного рода скачки в ходе развития, по его мнению, - это
единственный, но зато истинный способ представить себе
"первый момент" (Тамже. - С. 180)
Основными критическими точками процесса разви-
тия мира, космогенеза выступают у Тейяра следующие
этапы неорганическая природа ("преджизнь"), органиче-
ская материя ("жизнь"), духовный мир ("мысль", "ноосфе-
ра") и Бог ("точка Омега") Но внутри первых двух из этих
этапов также происходят количественные и качественные
изменения. Так, на этапе "преджизнь" выделяются такие
качественные состояния, как атомы, неорганические мо-
лекулы, сначала простые, а затем более сложные и круп-
ные, переходящие в "мегамолекулы". Совокупность внеш-
них и внутренних условий на земной поверхности, по мне-
нию Тейяра, породили из этих молекул живые клетки -
новую форму существования материи. Жизнь, утвержда-
ет он, никогда не является аномалией, случайностью, ис-
ключением.
Биологическая эволюция играет большую роль в ста-
новлении Космоса. Однако не она определяет закономер-
ности его развития. Решающее значение Тейяр придает
третьему этапу эволюции, связанному со становлением и
развитием человечества. Человек, согласно его учению,
есть звено в биологической эволюции, связанное с пред-
198
шествующими этапами. Однако он занимает совершенно
исключительное место в мироздании, потому что на этом
уровне возникает высшая форма в развитии мира -
мысль, сознание, духовность "Изменение биологического
состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто
соответствующая критическая точка, пройденная инди-
видом или даже видом. Будучи более обширным, это изме-
нение затрагивает саму жизнь в ее органической целост-
ности и, следовательно, оно знаменует собой трансформа-