<< Пред.           стр. 27 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 жащий на земле, находится в состоянии покоя по
 отношению к Земле, но он находится в состоянии движе-
 ния вместе с Землей. Поэтому покой относителен, ибо его
 проявление зависит от системы отсчета, в то время как
 движение абсолютно.
 Движение как абсолютный способ существования
 материи существует в бесконечно многообразных видах и
 формах. Эти виды и формы являются объектом изучения
 конкретных естественных и гуманитарных наук. Филосо-
 фия же рассматривает движение как изменение вообще.
 Сказать, что материя находится в постоянном движении,
 значит признать, что материя находится в процессе не-
 прерывного изменения. Следовательно, рассматривая
 движение как способ существования материи, диалекти-
 ческий материализм утверждает, что источник движения
 следует искать не вне материи, а в ней самой. Мир, Вселен-
 ная при таком подходе представляет как самоизменяюща-
 яся, саморазвивающаяся целостность.
 Другими не менее важными атрибутами материи, как
 отмечалось выше, диалектический материализм признает
 пространство и время. Если движение материи выступает
 в качестве способа, то пространство и время рассматрива-
 ются в диалектическом материализме как формы сущест-
 вования материи. В период, когда в науке и философии
 господствовала механистическая картина мира, простран-
 ство и время трактовались как относительно самостоя-
 тельные характеристики материального мира. Диалекти-
 ческий материализм рассматривает пространство и время
 как объективные формы существования материи. "В мире
 нет ничего, кроме движущейся материи и эта материя дви-
 жется не иначе как в формах пространства и времени", -
 писал В. И. Ленин в "Материализме и эмпириокритициз-
 ме" (С. 181). Понятие "Пространство" отражает порядок
 192
 сосуществования материальных образований. Время -
 отражает изменения происходящие в материальных об-
 разованиях.
 Таким образом на основе субстанционального истол-
 кования материи диалектический материализм рассмат-
 ривает все многообразие бытия во всех его проявлениях
 под углом зрения его материального единства. Бытие, Все-
 ленная предстает в этой концепции как бесконечно разви-
 вающееся многообразие единого материального мира. Вы-
 работка конкретного представления о материальном един-
 стве мира не является функцией философии. Это входит в
 компетенцию естественных и гуманитарных наук и осу-
 ществляется в рамках создания научной картины мира.
 Диалектический материализм, как в период своего фор-
 мирования, так и в настоящее время, опирается на опреде-
 ленную научную картину мира. Естественно-научной
 предпосылкой формирования диалектического материа-
 лизма, как отмечали его создатели, послужили три вели-
 ких открытия:
 1) закона сохранения энергии, утверждающего не-
 уничтожимость энергии, ее перехода из одного вида в дру-
 гой;
 2) установление клеточного строения живых тел, ког-
 да было доказано, что клетка является элементарной
 структурной единицей всего живого: растений, животных,
 микроорганизмов;
 3) теория эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего мысль
 о естественном происхождении и эволюции жизни на Зем-
 ле, а также положение о естественном происхождении в
 процессе этой эволюции человека.
 Эти открытия способствовали утверждению идеи о
 материальном единстве мира. Эта идея вскоре получила
 дополнительное естественнонаучное обоснование, когда
 химики синтезировали мочевину, находимую ранее толь-
 ко в животных организмах, показали, то при всей глубине
 различий живого и неживого между ними нет непроходи-
 мой пропасти. Живое может возникать из неживого. Дру-
 гим, не менее важным выводом из этих открытий следова-
 ло признание принципа всеобщности эволюции и разви-
 тия и, следовательно, истолкования единства мира как
 саморазвивающейся системы.
 Человек во Вг пленной Философская, научная и религиозная картина мира 193
 Философия
 
 Энгельс в "Диалектике природы", обобщив дости-
 жения естественных наук, создает свою классификацию
 форм движения материи. Он выделяет пять форм движе-
 ния материи: механическую, физическую, химическую,
 биологическую и социальную. Классификация этих форм
 Ф. Энгельсом производится по трем основным принципам:
 1) Каждая форма движения связана с определенным
 материальным носителем: механическое - движение тел,
 физическое атомов, химическое - молекул, биологичес-
 кое - белков, социальное - индивидов и социальных общ-
 ностей.
 2) Все формы движения материи связаны друг с дру-
 гом, но отличаются по степени сложности. Более сложные
 формы возникают на базе менее сложных, но не являются
 их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, ко-
 торые придают специфику данным формам движения.
 3) При определенных условиях формы движения ма-
 терии переходят друг в друга.
 Дальнейшее развитие естествознания заставляло
 вносить изменения в классификацию форм движения ма-
 терии. Советские ученые-науковеды, сохраняя принципы
 классификации Ф. Энгельса, предпринимали попытки
 привести диалектико-материалистическую картину ми-
 ровоззрения в соответствие с достижениями науки. Наи-
 более серьезную попытку предпринял директор институ-
 та естествознания и техники АН СССР академик Б. М. Ке-
 дров. Ориентируясь на его идеи, мы здесь в сокращенном
 виде рассмотрим схему вариант классификации.
 Как видно из приведенной схемы, Б. М. Кедров ис-
 ключил из ряда форм движения простейшую, механичес-
 кую. Ранее она понималась как перемещение тел в прост-
 ранстве и описывалась законами классической механики.
 Виды Микро-
 движения механическое
 движение
 Макро-
 механическое
 движение
 субатомный уровень супратомный уровень
 физическое поля, ядра, атомы
 химическое реакции
 макротела, галактики
 молекулы
 биологическое популяция, биоценоз
 194
 Теперь стало ясно, что в микромире действуют иные зако-
 ны - квантово-механические. Кроме того, механическое
 движение выражает лишь количественные характерис-
 тики всех форм движения материи. Поэтому микро- и ма-
 кромеханические виды движения стали лишь "фоном"
 других форм. Распалась физическая форма движения на
 субатомную и супратомную, указывающие, соответствен-
 но, на микроуровень и макроуровень физических процес-
 сов. Субатомная характеризуется электронными, внутри-
 ядерными и внутриатомными процессами. Химическая
 включает различные типы реакций. Биологическая пред-
 стает как иерархия процессов жизни: доклеточный уро-
 вень, клетка, многоклеточные организмы, популяции, био-
 ценозы. Супратомная может быть построена также как ие-
 рархия материальных систем: молекулы, макротела,
 плане 1ы, планетные системы, галактики, системы галак-
 тик, мегагалактика. Особый уровень организации материи
 представляет собой человеческое общество. В связи с раз-
 витием науки конкретные картины мироздания могут ме-
 няться. Но для диалектического материализма остается
 неизменным лишь признание принципа материального
 единства мира.
 Религиозно-идеалистическая картина мира:
 эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена
 Диалектико-материалистической картине мира в опреде-
 ленной степени противостоит религиозно-идеалистичес-
 кая интерпретация мироздания. Основные принципы этой
 интерпретации были изложены нами при рассмотрении
 христианского мировоззрения. Однако реализация этих
 принципов в конкретных философско-теологических сис-
 темах существенно разнится. И это различие находится в
 определенной зависимости от личных установок того или
 иного мыслителя, а также от той картины мира, на кото-
 рую он опирается в своих философско-теологических ис-
 следованиях.
 В средневековой картине мироздания Бог рассмат-
 ривается как стоящая над миром абсолютная субстанция.
 Так, например, в томистской философско-теологической
 Человек во Вселенной Философская, научная и религиозная картина мира 195
 
 системе Бог противопоставляется природе и человеку как
 бытие абсолютное бытию обусловленному, как вневремен-
 ное - приходящему и изменчивому. Между Богом и при-
 родой, Богом и человеком устанавливалось непреодоли-
 мое расстояние. И хотя в томизме существует учение "об
 аналогии бытии", которое призвано перекинуть "мост"
 между Богом и миром, Богом и человеком, все нее интер-
 претация этой "аналогии" в томистской философии ис-
 ключает полное их сближение.
 Утверждение в Новое время в европейской культуре
 механической ка ртины мира не приводило к существенно-
 му пересмотру взглядов религиозных мыслителей на эту
 проблему. Бог по-прежнему рассматривался как "творец"
 и "перводвигатель" видимого и невидимого мира, стоящий
 вне его и над ним. Изменения же, связанные с переходом от
 геоцентрической на гелиоцентрическую картину мира, ка-
 сались лишь конкретного наполнения мировоззренческой
 системы. Наиболее серьезные изменения в религиозно-
 философском мышлении произошли в конце XIX - сере-
 дине XX века, когда в европейской культуре утвердилась
 диалектическая картина мироздания, в которой господст-
 вующими принципами являются идея единства мира и его
 саморазвитие. Влияние этой новой картины мира мы мо-
 жем обнаружить во всех конфессиональных направлени-
 ях фило-богословской мысли. В русской православной фи-
 лософии и богословии они нашли свое наиболее яркое вы-
 ражение в работах Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского, в
 протестантской теологии-в концепции "дипо л яркого Бо-
 га" А. Уайтхеда и Ч. Хартшорна, в католической философ-
 ско-теологической мысли в концепции "эволюционно-кос-
 мического христианства" П. Тейяра де Шардена. Идеи рус-
 ского космизма будут рассмотрены в заключительном
 разделе, посвященном решению глобальных проблем со-
 временности. Для уяснения современной религиозно-иде-
 алистической картины мироздания, по нашему мнению,
 наиболее показательной является концепция "эволюци-
 онно-космического христианства" П. Тейяра де Шардена.
 П. Тейяр де Шарден (1881-1953) - француз по про-
 исхождению, католический священник, член ордена иезу-
 итов, закончил Оксфордский университет, где прослушал
 циклы естественнонаучных и теологических дисциплин,
 196
 является видным ученым палеонтологом, археологом, би-
 ологом. Хорошее знание естественных наук, в особенности
 наук биологического цикла, оказало существенное влия-
 ние на его философско-теологическое мышление и способ-
 ствовало формированию концепции "эволюционно-кос-
 мического христианства".
 Концепция "эволюционно-космического христи-
 анства" Тейяра де Шардена базируется на принципах ре-
 лигиозно-идеологического монизма, эволюционизма и
 универсализма. Субстанцией всего мироздания, по мне-
 нию французского мыслителя, является Бог. Бог - это
 средоточие, источник, центр мира, та исходная точка, от
 которой начинаются и к которой сходятся все реальности
 бытия. Каждый элемент этой реальности зарождается VI
 пребывает в Боге. Бог настолько имманентен миру, рас-
 творен в нем, что весь мир представляет собой Божест-
 венную среду.
 Преодоление традиционного для христианства рас-
 кола бытия на две субстанции - духовную и материаль-
 ную, божественную и земную Тейяр осуществляет на ос-
 нове признания всеобщей одушевленности материи. Со-
 гласно взглядам Тейяра, для объяснения возможности
 происхождения всего существующего из единой субстан-
 ции, необходимо допустить, что атомы, электроны и дру-
 гие элементарные частицы должны иметь какую-то об-
 щую основу, "искру духа". Таким образом, по Тейяру, все
 материальные образования имеют духовную компоненту.
 Эту духовную компоненту он называет "радиальной энер-
 гией". По его мнению, радиальная энергия обусловливает
 развитие материи.
 В ходе создания эволюционно-космической картины
 мироздания Тейяр заимствует ряд принципов диалекти-
 ческой методологии, и, прежде всего, главный принцип
 этой методологии - принцип развития. Принцип разви-
 тия конкретизируется в системе Тейяра положениями ди-
 алектической методологии о качественном многообразии
 образующих мир объектов, их подвижности, изменчивос-
 ти, взаимопереходах, взаимосвязи и развитии. В своей ар-
 гументации он часто обращается к естественнонаучным
 данным: черпает материал из астрономии, физики, геоло-
 гии, биологии и других пограничных наук.
 Человек во Вселенной. Философская, научная и религиозная картина мира 197
 
 
 Мир, согласно концепции Тейяра де Шардена, посто-
 янно находится в процессе изменения, развития от про-
 стого к сложному, от низшего к высшему. Он отмечает так-
 же взаимосвязь количественных и качественных измене-
 ний и считает, что появление нового качества нельзя
 объяснить, если не ввести в естественную историю поня-
 тия "скачка" как критической точки изменения состоя-
 ний, через который последующий этап эволюции отрица-
 ет предшествующий. "Во всех областях, - писал Тейяр,
 -когда какая-либо величина достаточно выросла; она рез-
 ко меняет свой вид, состояние или природу. Кривая меня-
 ет направление движения, плоскость переходит в точку,
 устойчивое рушится, жидкость кипит, яйцо делится на сег-
 менты.. " (Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1965.
 - С. 80). Тейяру присуще также понимание развития как
 серии "скачков", "узловой линии мер". "Критические точ-
 ки состояний, ступени на наклонной линии. В общем раз-
 ного рода скачки в ходе развития, по его мнению, - это
 единственный, но зато истинный способ представить себе
 "первый момент" (Тамже. - С. 180)
 Основными критическими точками процесса разви-
 тия мира, космогенеза выступают у Тейяра следующие
 этапы неорганическая природа ("преджизнь"), органиче-
 ская материя ("жизнь"), духовный мир ("мысль", "ноосфе-
 ра") и Бог ("точка Омега") Но внутри первых двух из этих
 этапов также происходят количественные и качественные
 изменения. Так, на этапе "преджизнь" выделяются такие
 качественные состояния, как атомы, неорганические мо-
 лекулы, сначала простые, а затем более сложные и круп-
 ные, переходящие в "мегамолекулы". Совокупность внеш-
 них и внутренних условий на земной поверхности, по мне-
 нию Тейяра, породили из этих молекул живые клетки -
 новую форму существования материи. Жизнь, утвержда-
 ет он, никогда не является аномалией, случайностью, ис-
 ключением.
 Биологическая эволюция играет большую роль в ста-
 новлении Космоса. Однако не она определяет закономер-
 ности его развития. Решающее значение Тейяр придает
 третьему этапу эволюции, связанному со становлением и
 развитием человечества. Человек, согласно его учению,
 есть звено в биологической эволюции, связанное с пред-
 198
 шествующими этапами. Однако он занимает совершенно
 исключительное место в мироздании, потому что на этом
 уровне возникает высшая форма в развитии мира -
 мысль, сознание, духовность "Изменение биологического
 состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто
 соответствующая критическая точка, пройденная инди-
 видом или даже видом. Будучи более обширным, это изме-
 нение затрагивает саму жизнь в ее органической целост-
 ности и, следовательно, оно знаменует собой трансформа-

<< Пред.           стр. 27 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу