<< Пред.           стр. 28 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 цию, затрагивающую состояние всей планеты" (Тейяр де
 Шарден. Феномен человека. - С. 80). До появления челове-
 ка с его уникальной способностью к мышлению все в мире
 было разобщено, и это разобщение постоянно усиливалось.
 Человек же через свою деятельность постоянно осуществ-
 ляет высший синтез всего существующего, создает новую
 сферу - сферу духа. Эту сферу Тейяр, по аналогии со ста-
 диями геохимического развития земли - барисферой, ли-
 тосферой, биосферой, называет Ноосферой - мыслящим
 пластом Земли.
 Тейяр представляет Ноосферу в качестве продукта
 процесса гоминизации. Гоминизация, по его словам, пред-
 ставляет собой фантастическое зрелище коллективной ре-
 флексии. "Каждое Эго (авт) перерастает в некое мистиче-
 ское Суперэго". В результате этого процесса образуется
 "мыслящий, коллективный и постоянный организм",
 "мыслящий пласт земли". "Земля не только покрывается
 миллиардами крупинок мысли, но опутывается единой
 мыслящей оболочкой, образующей функционально суще-
 ствующую обширную крупинку мысли в космическом мас-
 штабе" (Тейяр де Шарден. Феномен человека. - С. 247).
 Свое завершение Ноосфера находит в некоем синтезе цен-
 тров человеческого сознания, духовном центре универсу-
 ма - "точке Омеге" - Боге. "По своей структуре, - пи-
 шет Тейяр, - Ноосфера и вообще мир представляют со-
 бой совокупность не только замкнутую, но и имеющую
 центр. Пространство и время необходимо конвергентны
 по своей природе, следовательно, его безмерные поверх-
 ности в соответствующем направлении, должны снова со-
 мкнуться где-то впереди в одном пункте, назовем его Оме-
 гой, который и сольет их полностью и поглотит в себя "С Там
 же -С. 294).
 Человек во Вселенной Философская, научная и религиозная картина мира 199
 
 С раскрытием Омеги как органического центра Все-
 ленной, ее перводвигателя и целевой причины, по замыс-
 лам Тейяра, завершается первая часть его философско-
 теологической системы, в которой произошло рациональ-
 ное обоснование монотеизма (единобожия). Во второй
 части Тейяр ставит перед собой задачу придать монотеиз-
 му христианский характер. Образ Бога - Омеги в этой ча-
 сти системы уступает место образу Христа-универсаль-
 ного, Христа- эволюционера. Здесь Тейяр стремится обос-
 новать положение, что богочеловек - Иисус Христос в
 силу механизма Воплощения обладает з'ниверсальными и
 космическими атрибутами, благодаря которым он высту-
 пает как личностный центр всего Универсума, от которого
 начинаются и к которому сходятся все пути эволюции.
 Христос, по утверждению Тейяра, есть внутреннее содер-
 жание мира, укорененное в него по самое сердце наиболее
 маленького из атомов. Вокруг Христа происходит все есте-
 ственное развитие не только Земли и человечества, но и
 звезд, и других планет: Сириуса, Андромеды и т. д. - всех
 реальностей, от которых мы зависим физически.
 Христос представляется Тейяром как неисчерпае-
 мый синтез элементов и системы, единства и множествен-
 ности, духа и материи, бесконечного и личного. Таким об-
 разом, Христос предстает как органический центр гармо-
 низации всего универсума. Он накладывает решающий
 отпечаток на все свойства универсума. Универсум опреде-
 ляется его выбором, воодушевляется его формой. В нем
 сходятся все линии мира, созидается целостно материя и
 дух. Он придает всем свою консистенцию и, следователь-
 но, в нем находится вершина творения, завершающая и
 достигающая наивысшей точки в универсальных измере-
 ниях, в сверхъестественных глубинах. Вся Вселенная
 представляет собой, по Тейяру, ничто иное как тело Иису-
 са Христа - Божественную среду. Все члены этого тела
 находятся в определенной связи друг с другом, взаимо-
 обусловливают друг друга.
 Тейяровские концепции Космо- и Христогенеза, по
 сути дела, означали его переход на позиции пантеизма,
 растворения Бога в мире. Но пантеизм осужден церковью.
 И Тейяр поэтому стремится отмежеваться от пантеизма. В
 своих главных работах "Феномен человека", "Божествен-
 200
 пая среда", он неоднократно подчеркивает, что конпет(tm)*
 эволюционного христианства по основному принт(tm) ппо
 тиворечит основным установкам пантеизма "Панте(tm)
 лишьсоблазняетнассовершеннымиуниверсальнымедин
 ством, но, по сути дела, не дает его. У него элементы мипа"
 на границе мира, на границе эволюции рассматриваются
 им в сотворении их Богом, и Бог вбирает их в себя Наш Кпг
 наоборот дает толчок к дифференциации концентрирую
 щихся в нем творений", - пишет он в "Божественно!^
 де". Основное отличие своей системы от классических
 форм пантеизма Тейяр видит прежде всего в том что пяГ
 теизм культивирует целое, в котором теряются индивидV"
 альные различия. В его же системе осуществляется диТ
 ференцированное единство, объединение без потепи "Г
 дивидуа льности. ри ин~
 Следует отметить внутреннее противоречие в уста
 новках христианского эволюционизма. Христианский эво"
 люционизм, как отмечалось выше, стремится построить
 картину мира на основе использования диалектической
 методологии.Однакодиалектическийподходтребуетппи
 знания ненаправленного бесконечного саморазвития с?б"
 станции. В концепции же Тейяра процесс эволюции носит
 замкнутый характер. Он начинается в определенной точке
 - точке "Альфа" и завершается в точке "Омега" - (tm),
 тогенезе.ТакимобразомконцепцияТейяраостаетсявГм"
 ках основных установок христианского мировоззрения-
 креационизма, антропоцентризма, провиденциализма и
 эсхатологизма. "-ии^ма и
 Подводя итог в изложении данной темы следует кон
 стажировать, что все три типа картины мирозданиГфило"
 софскии, научный и религиозный имеют свои специфике
 ские черты, но вместе с тем, на каждом конкретном истТ
 рическомэтаперазвитиякультурыувязаныдругсдру(tm)"
 Особенно наглядно это демонстрирует современная наукГ
 философия и теология. наука,
 
 I I тема 12
 11рирода человека
 и смысл
 его существования
 1/ Решение проблемы специфики человеческого бытия
 в "философской антропологии"
 2/ Марксистская философия о соотношении биологического
 и социального в человеке. Проблемы человеческого начала
 3/ Человек, индивид, личность. Смысл и назначение
 человеческого бытия
 А
 Решение проблемы специфики человеческого бытия
 в "философской антропологии"
 Историко-философские концепции человека в самом об-
 щем виде можно разделить на две группы: объективист-
 ские и субъективистские. Объективистские - такие, где
 человек и окружающий его мир, смысл всякого бытия по-
 знаетсяиз самого объекта, мира, а человек понимается как
 существо, находящееся во всецелой или определяющей
 зависимости от объективных сфер, принципов и норм кос-
 моса, мировой разумности, вечных идей и сущностей, бо-
 жественного провидения, природы, абсолютного духа, фа-
 талистически понимаемой исторической необходимости.
 Субъективистские - такие, где бытие человека и мира по-
 знается из самого человека, из субъективного "Я", через
 него, а человек понимается как существо, полностью или в
 основном автономное и свободное от объективных сфер и
 установлений. Субъективисты ищут основания общечело-
 веческого, индивидуального, а в конечном счете, и всякого
 другого бытия, в глубинных сферах внутренней индиви-
 дуальной жизни человека: в спонтанно-разумной деятель-
 ности, в духовно-нравственных, подсознательно-ирраци-
 ональных силах, волевых импульсах и стремлениях. Пре-
 тензии на преодоление крайности объективистского и
 субъективистского подходов, создание синтетической кон-
 цепции человека в современной философии высказывают
 202 .
 две философские школы: "философская антропология" и
 марксистская философия. Рассмотрим более вниматель-
 но, как разрешается в данных философских школах про-
 блема человека.
 Термин "философская антропология" употребля-
 ется в двух основных смыслах. Часто философской антро-
 пологией называют раздел философского знания, посвя-
 щенный всестороннему рассмотрению проблемы челове-
 ка. Вместе с тем, термин "философская антропология"
 закреплен и за конкретной современной философской
 школой, основными представителями которой были не-
 мецкие философы М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер, Э. Рот-
 такер, Г.-Э. Херстенберг и др. В данном разделе лекции
 речь пойдет о взглядах на природу человека, сформулиро-
 ванную представителями этой философской школы.
 Представители "философской антропологии" вы-
 двинули программу философского познания человека во
 всей полноте его бытия. Они предложили соединить онто-
 логическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение
 различных сфер человеческого бытия с целостным фило-
 софским постижением. Реализация этой программы долж-
 на быть осуществлена на базе специально созданной
 науки-философской антропологии. И поскольку они объ-
 явили себя создателями этой науки, постольку представи-
 тели этой науки стали именоваться "философской антро-
 пологией". Принципиальной задачей философской антро-
 пологии является разработка проблемы сущности
 человека. По мнению основателя этой школы М. Шелера
 (1874-1928), философская антропология - это "базисная
 наука о сущности и сущностном строении человека; о его
 отношении к различным сферам природы и основы всех
 вещей; о его сущностном происхождении и его физичес-
 ком, психическом и духовном начале в мире, о силах, кото-
 рые движут им и которые движет он, об основных направ-
 лениях его биологического, психического, духовно-исто-
 рического и социального развития, а также о сущностных
 возможностях этого развития и о действительности этих
 возможностей"(г|ит. по: КимелевЮ.А. "Совремгниаябур-
 жуазная философско-религиозная антропология". - М.,
 1985. - С. 31). Последователь М. Шелера, Г.-Э. Херстен-
 берг уточняет: "Философская антропология - это учение
 Природа человека и смысл его существования 203
 
 о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем са-
 мым она в корне отличается от всех наук, которые также
 изучают человека, но делает это с региональных точек зре-
 ния: философической, биологической, психологической,
 лингвистической и т. д." (Там же. - С. 78).
 В чем конкретно "философские антропологи" усмат-
 ривают сущность человека? В решении этого вопроса их
 взгляды расходятся. М. Шелер, полагал, что такой сущно-
 стной идеей человека является антропологический дуа-
 лизм духа и жизни. Сущностное определение человека, с
 точки зрения немецкого мыслителя, есть одновременно
 определение его особого положения в порядке бытия. Со-
 ответственно принцип антропологического дуализма бу-
 дет обоснован в качестве сущностной характеристики че-
 ловека, если будет доказано на основе этого принципа осо-
 бое положение человека в бытии. И поскольку жизнь как
 один из способов антропологического дуализма в представ-
 лении М. Шелера является чем-то общим для человека и
 остального органического мира, то человек может претен-
 довать на особое положение в бытии, если только дух пред-
 станет как нечто принципиальное для жизни.
 В наиболее концентрированной форме обоснование
 идей философской антропологии изложены М. Шелером в
 работе "Положение человека в космосе". В этой работе ста-
 тус человеческого бытия выявляется в космологической
 перспективе через соотнесение человека с другими фор-
 мами органического мира в плане становления и эволюции
 психического начала: чувственного порыва, инстинкта, ас-
 социативной памяти и практического интеллекта. Жизнь
 человека содержит в себе эти формы отношения с миром и
 в этом смысле человек в принципе не отличается от живот-
 ного. И М. Шелер убежден, "человек - естественный че-
 ловек есть животное. Он не развился из животного царст-
 ва, а был, есть и всегда останется животным". Однако меж-
 ду человеком и остальным животным миром, по мнению
 М. Шелера, имеется сущностное различие. Это различие
 обусловлено наличием у человека духа. М. Шелер не огра-
 ничивается простой ссылкой на наличие у человека духа, а
 стремится дать развернутую характеристику человеку
 "как духовному бытию". Наиболее важной базисной ха-
 рактеристикой человеческого духа объявляется его "от-
 204
 крытость миру". Животные ограничены средой обитания,
 дух же человека преодолевает ограничения среды и выхо-
 дит в открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким
 образом, сущностная особенность человека связывается
 М. Шелером с его онтологической свободой. В силу этой
 свободы дух способен постичь качественное бытие пред-
 метов в их объективном бытии. В силу этого человеческий
 дух предстает как объективность. Из этих базовых ка-
 честв человеческого духа вырастают такие его составляю-
 щие, как способность к интеллектуальному познанию (" ап-
 риорное видение") и эмоционально-чувственное отноше-
 ние к миру (любовь).
 Всякий дух необходимо носит личностный характер.
 Личность, - подчеркивает М. Шелер, - это сущностно-
 необходимая и единственная форма существования духа.
 Только на личностной основе существует возможность
 творческой самореализации духа. Таким образом, благо-
 даря своей дуалистической природе человек к концепции
 М. Шелера предстает как определенная целостность -
 микрокосм, находящийся в определенном отношении с
 "макрокосмосом - запредельным миром".
 Идеи М. Шелера о сущности человека несколько в
 иной плоскости развивает его последователь А. Гелен
 (1904-1976). А. Гелен, каки М. Шелер, отвергает рассмо-
 трение человека по аналогии с животным. Он критикует
 те теории, в которых низшие ступени человеческого раз-
 вития расцениваются как близкие к животному образу
 жизни и лишь последующие, высшие ступени как под-
 линно человеческие. Вместе с тем он, так же как и М. Ше-
 лер, специфику и сущность человека выводит и опреде-
 ляет лишь в ходе сравнения с животным. Более того, эту
 специфику А. Гелен связывает с особой исключительнос-
 тью биологической организации человека. По мнению
 А. Гелена, "человек - это существо, открытое миру".
 Эта "открытость" определяется его биологическим недо-
 развитием и недостаточностью, то есть неприспособлен-
 ностью, неспециализированностью, примитивизмом. У
 человека отсутствует волосяной покров, и тем самым он
 не защищен от непогоды. Его тело не приспособлено к бег-
 ству, острота его чувств значительно уступает остроте
 чувству животных и т. д.
 Природа человека и смысл его существования 205
 
 Человек как биологически "недостаточное", "негото-
 вое", "неустановившееся" существо должен сам решать
 задачу своего выживания, своего жизнеобеспечения. В си-
 лу этого человек является действующим существом.
 Действие-это форма человеческого овладения при-
 родой в целях обеспечения его жизнедеятельности. "От-
 крытость миру" и действенность человека обусловливают
 главный принцип его существования - "принцип осво-
 бождения от бремени". Суть этого принципа состоит в том,
 что совокупные недостатки человеческой конструкции,
 которые в естественных, животных условиях представля-
 ют собой тяжкое бремя для его жизнеспособности, человек
 самодеятельно превращает в условия своего существова-
 ния. Весь процесс онтогенетического и филогенетического
 развития человека, его психофизического совершенство-
 вания и социализации А. Гелен представляет как процесс
 по преодолению обремененности. Результатом этого про-
 цесса является становление человека как культурного су-
 щества.
 С точки зрения А. Гелена, культура является опре-
 деляющей сущностью человека. Не существует какого-то
 "естественного человека". Отсутствие готовых средств и
 ресурсов физической организации человека восполняет-

<< Пред.           стр. 28 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу