<< Пред.           стр. 30 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 яние на возможности удовлетворения его потребностей, вы-
 нуждает к определенному характеру и виду деятельности,
 поэтому отражение объективной действительности в со-
 знании людей осуществляется не зеркально, через призму
 их интересов, и как осознание своего отношения к ним.
 Осознание людьми отношения к природным и соци-
 альным условиям жизни через призму интересов находит
 свое выражение в целях, которые становятся-идеальными
 побудительными импульсами активной деятельности че-
 ловека. Целеполагание и реализация целей приобретают
 значение относительно самостоятельной сферы жизне-
 деятельности.
 Природа человека и смысл его существования 213
 
 На основе всего изложенного выше можно сформу-
 лировать такую синтетическую характеристику челове-
 ка. Человек - это живое, телесное существо, жизнедея-
 тельность которого представляет собой основанный на
 материальном производстве, осуществляющийся в сис-
 теме общественных отношений, процесс сознательного,
 целенаправленного, преобразующего воздействия на мир
 и на самого человека для обеспечения его существования,
 функционирования, развития.
 Человек, индивид, личность.
 Смысл и назначение человеческого бытия
 Итак, марксистская философия утверждает существова-
 ние человека как уникальной материальной реальности.
 Но вместе с тем, в марксистской философии отмечается,
 что человечества как такового не существует. Живут и дей-
 ствуют конкретные люди. Существование отдельных
 представителей человечества фиксируется понятием "ин-
 дивид ". Индивид - это единичный представитель челове-
 ческого рода, конкретный носитель всех психофизиологи-
 ческих и социальных черт человечества: разума, воли, по-
 требностей, интересов и т. д.
 Понятие"индивид" в этом случае употребляется в
 значении "конкретный человек". При таком подходе мы
 абстрагируемся как от особенностей действия различных
 физико-психологических факторов (возрастных особен-
 ностей, пола, темперамента и т. д.), так и от различия соци-
 альных условий жизнедеятельности человека. Однако
 полностью игнорировать действие этих факторов невоз-
 можно. Очевидно, что существуют большие отличия меж-
 ду жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, че-
 ловека первобытного общества и человека более развитых
 исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-историче-
 ские особенности развития человека на различных уров-
 нях его индивидуального и исторического развития в марк-
 систской философии наряду с понятием "индивид" ис-
 пользуется и понятие "личность". Индивид в данном
 случае рассматривается как отправной момент для фор-
 мирования личности. Он - исходное состояние для онто-
 214
 генетического и филогенетического развития человека.
 Личность же - итог развития индивида, наиболее полное
 воплощение человеческих качеств.
 Использование понятий "индивид" и "личность" в
 таком контексте позволяет марксистской антропологии
 применить исторический подход к изучению человека,
 рассматривать как отдельного человека, так и человечест-
 во в целом, в процессе становления и развития. Каждый
 индивид, поскольку он является носителем всех биологи-
 ческих, психологических и социальных черт человека, вы-
 ступает как субъект познавательной и общественно-пре-
 образовательной деятельности. Процесс формирования
 индивида - это процесс перехода человечества со стадии
 антропогенеза, когда определяющими в жизнедеятельно-
 сти человека являлись природно-биологические факторы,
 на стадию социогенеза, когда человек начинает развивать-
 ся на основе социальной деятельности и отношений.
 Исторически человек первоначально существует как
 стадное животное, племенное существо. По мере разви-
 тия, включения социальных факторов происходит обособ-
 ление индивидов, нанинают формироваться личности. В
 индивидуальном развитии человека происходит анало-
 гичный процесс. Первоначально ребенок это просто биоло-
 гическое существо, сгусток биомассы, инстинктов и ре-
 флексов. Но по мере развития, усвоения социального опы-
 та, опыта человечества, он постепенно превращается в
 человеческую личность.
 Но марксистская философия проводит различие
 между индивидом и личностью не только в плане их раз-
 личного места в онтогенетическом и филогенетическом
 развитии человека. Она различает индивида и личность
 как особые типы социальности человека. Индивид харак-
 теризуется как доличностное существо, носитель пред-
 метно-традиционного действия и слитного родового созна-
 ния. Этот тип является доминирующим на заре формиро-
 вания человечества, но имеет и широкое распространение
 в современном обществе. Индивид - это массовидное су-
 щество, то есть человек, который является носителем сте-
 реотипов массового сознания, массовой культуры. Чело-
 век который не хочет и не может выцеляться из общей мас-
 сы людей, который не имеет своего мнения, своей
 Природа человека и смысл его существования 215
 
 
 собственной позиции, который предпочитает в любых ус-
 ловиях действовать как все. Таких людей в избытке фор-
 мирует тоталитарное общество, хотя и в демократических
 обществах существует достаточно предпосылок для фор-
 мирования данного социального типа.
 Понятие "личность" как особый социальный тип упо-
 требляется чаще всего как соотносительное с понятием
 "индивид", противоположное ему по своим основным ха-
 рактеристикам. В качестве первоначального качества лич-
 ности называется ее автономность. Личность - это авто-
 номный человек, то есть человек в определенной степени
 выступающий независимо от общества, способный проти-
 вопоставить себя обществу. Личная независимость сопря-
 жена с умением властвовать над собой, а это, в свою оче-
 редь, предполагает наличие у личности не просто созна-
 ния, то есть мышления и воли, а самосознания, то есть
 самоанализа, самооценки, самоконтроля за своим поведе-
 нием. Самосознание личности по мере своего развития
 трансформируется в жизненную позицию. Жизненная по-
 зиция представляет собой основанную на мировоззренче-
 ских установках и жизненном опыте готовность к дейст-
 вию, которая выступает прежде всего как готовность к по-
 ниманию личностью целей и смысла жизни.
 Однако жизненная позиция сама по себе не реализу-
 ется в практику. Между жизненной позицией и практиче-
 ской деятельностью лежит воля. Поэтому воспитание воли
 - одно из важнейших условий формирования личности.
 Способ реализации жизненной позиции - социальная
 активность, которая представляет собой процесс и способ
 самореализации личностью своей сущности. Социальная ак-
 тивность - показатель того, что представляет собой чело-
 век как субъект социальной деятельности, какого его отно-
 шение к окружающей действительности, к другим людям.
 Различие между человеком как индивидом и челове-
 ком как личностью определяется мерой реализации ими
 их человеческой сущности. Личность - это полноценный
 субъект предметно-преобразовательной икультурно-ис-
 торической деятельности. Фундаментальное качество че-
 ловеческой личности - свобода. Для личности обладание
 свободой является главным, непременным условием ее
 функционирования и развития. Именно благодаря свободе
 216
 личности человек приобретает способность не просто при-
 спосабливаться к окружающей действительности, но и
 преобразовывать ее в соответствии со своими целями.
 Вместе с тем, в марксистской философии подчерки-
 вается, что абсолютной свободы личности нет и не может
 быть ни в каком обществе. Условия природного и социаль-
 ного бытия навязывают личности определенные рамки по-
 ведения. Личность может обрести относительную свободу,
 когда она" познает условия своего бытия, и овладеть ими.
 Поэтому в марксистской философии очень популярной бы-
 ла гегелевская формула: "Свобода - это познанная необ-
 ходимость".
 Со свободой марксистская философия теснейшим об-
 разом связывает ответственность личности. Без свободы
 нет ответственности. Если человек не свободен, если он по-
 стоянно в своих действиях детерминирован, предопреде-
 лен какими-либо материальными и духовными фактора-
 ми, то он не отвечает за свои действия.
 Сопоставление понятий "человек", "индивид" и "лич-
 ность" позволило нам подойти к одному из фундаменталь-
 нейших вопросов философской антропологии - вопросу о
 смысле человеческого существования. Человек - теле-
 сное существо. Природно-биологическая организация че-
 ловека обусловливает с неизбежностью признания того оче-
 видного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Но
 смертен не человек как таковой, не человечество в целом.
 Вопрос о смертности человека как особого биологического
 вида может решаться только гипотетически в контексте
 рассмотрения глобальных проблем современности. Бес-
 спорным является факт смертности конкретного человека,
 человеческого индивида. Продолжительность жизни инди-
 вида в зависимости от разных условий его существования
 колеблется, но находится в среднем в рамках 70-80 лет.
 Усилия ученых направлены на максимальное про-
 должение человеческой жизни на основе трансплантации,
 технологии бионики, криобиологии, генной инженерии и
 т. д. И все же наука не снимает вопроса о смертности чело-
 веческого бытия.
 Человек - единственное существо, которое осознает
 свою смертность. И это осознание неизбежности смерти
 ставит перед каждым человеком ряд важных мировоз-
 Природа человека и смысл его существования 217
 
 зренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть
 не неизбежны? Может быть существует иной пласт суще-
 ствования? Может быть существует возможность воскре-
 шения из мертвых? Возможность перерождения в иные
 формы существования? и т. д. Религии мира дают положи-
 тельный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются
 большой популярностью у людей.
 Марксистская философия, последовательно прово-
 дя установки философского материализма, отрицает ка-
 кую бы то ни было возможность личного физического бес-
 смертия, не оста в ляет ему надежды на "загробную жизнь ".
 Но не смотря на противоположные исходные уста-
 новки, религиозное и материалистическое мировоззрение
 признает неизбежность прекращения земной формы су-
 ществования человека. Реальная ограниченность челове-
 ческого существования во времени, осознание своей смерт-
 ности способны претвориться в позицию ответственности
 за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени.
 На этой основе формируется ценностная позиция че-
 ловека. А это означает, что из признания смертности чело-
 века органично вытекает проблема смысла и цели жизни.
 Если каждый индивид смертен, ради чего он живет? Ради
 чего вообще стоит жить? Есть ли какой-нибудь смысл че-
 ловеческой жизни? Религиозныя учения утверждают, что
 жизнь на Земле - очень важный этап бытия индивида.
 Она для индивида имеет собственную жизнь, ценность и
 значение. Но главный смысл земного бытия индивида со-
 стоит в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэто-
 му каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы
 обеспечить себе достойное место в "иной жизни". В хрис-
 тианстве, например, земная жизнь истолковывается как
 время "спасения души", преодоление наследственного
 греха, способ соединения человека с Богом.
 Атеистические концепции утверждают, что смысл
 человеческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы, как от-
 мечалось ранее, учили: живи, то есть удовлетворяй свои
 потребности, обеспечивай биологическое и духовное су-
 ществование и радуйся. Перестанешь это делать, значит
 тебя не будет, не будет никаких переживаний, ни каких
 страстей. Будет - ничто или, иначе говоря, для тебя боль-
 ше ничего не будет. Такая философская позиция имеет
 218
 свои положительные черты, ориентируя человека на са-
 моценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены со-
 держательные ориентиры жизненной позиции, духовно-
 нравственный критерии человеческой жизни. Человеку,
 как правило, мало просто жить. Ему хочется жить "для ко-
 го-то" и "во имя чего-то". Безрелигиозный выбор застав-
 ляет человека глубоко и серьезно задуматься о своем мес-
 те в мире, в обществе, среди людей. Марксистский подход
 к человеческой жизни связан с признанием ее самоценно-
 сти и самоцельности. Но в отличие от эпикурейской кон-
 цепции он утверждает общественную значимость челове-
 ческого бытия. Он подчеркивает тот факт, что человек жи-
 вет в обществе, среди людей: окружающих, близких и
 далеких. И в связи с этими людьми заключен его реальный
 шанс на бессмертие и стимул надежды. В их кругу индиви-
 ду дана возможность самоосуществиться, обрести призна-
 тельность, благодарность, память о себе. Вечно живут в на-
 шей жизни великие ученые, композиторы, писатели, по-
 эты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о
 них вечна. Но память о себе оставляют не только великие
 люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал чело-
 век, остается с ближними, не пропадает. Мы продолжаем
 жить в наших детях, внуках, более дальних потомках.
 Человек как личность, реализуя в своих деяниях свой
 творческий потенциал, продолжает жизнь в жизни чело-
 вечества.
 
 Яс
 тема 13
 юзнание,
 его возможности
 и средства
 1/ Субъект и объект познания.
 Познание как отражение действительности
 2/ Чувственное и рациональное познание
 3/ Диалектика-материалистическая теория истины
 4/ Персоналистская концепция познания. Знание и вера
 Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые
 на протяжении всей своей истории решала философия,
 одно из центральных мест занимали проблемы познания.
 Человеку всегда важно знать, какими познавательными
 возможностями он располагает, способен ли он вырабо-
 тать адекватное знание, позволяющее ему жить и дейст-
 вовать в реальном мире? Существуют ли какие-то препят-
 ствия для получения такого адекватного знания? Каковы
 границы познавательной деятельности или же процесс по-
 знания безграничен? Какими средствами осуществляется
 познавательный процесс? Эти и другие вопросы познава-
 тельной деятельности решаются в рамках составной части
 философии - гносеологии или теории познания.
 Субъект и объект познания.
 Познание как отражение действительности
 В рационалистической философии проблемы теории по-
 знания рассматривались под углом зрения взаимодейст-
 вия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рациона-
 листической традиции трактовка субъекта и объекта су-
 щественно менялась. В докантовской философии под
 субъектом познания понимали единично-оформленное
 бытие, человеческого индивида, под объектом же - то, на
 что направлена его познавательная деятельность и что су-
 ществует в его сознании в виде идеальных мыслительных
 220
 конструкций. Кант, как мы уже ранее отмечали, перевер-
 нул отношения субъекта и объекта и в связи с этим дал им
 другую интерпретацию. Кантовский трансцендентальный
 субъект - это духовное образование, то, что лежит в осно-
 ве предметного мира. Объект же - продукт деятельности
 этого субъекта. Трансцендентальный субъект Канта пер-
 вичен по отношению к объекту.
 В системе Канта была осознана многогранность взаи-
 модействия субъекта и объекта. Представители немецкой
 классической философии раскрыли онтологические, гно-
 сеологические, ценностные, материально-практические
 стороны этого взаимодействия. В связи с этим в немецкой
 классической философии субъект предстает как надын-
 дивидуальная развивающаяся система, сущность которой

<< Пред.           стр. 30 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу