<< Пред. стр. 31 (из 46) След. >>
состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Шел-линга и Гегеля эта деятельность рассматривалась прежде
всего как духовная активность, которая порождала объек-
ты. У Маркса и Энгельса эта деятельность носила матери-
ально-чувственный характер, была практической. Субъ-
ект и объект выступали у Маркса и Энгельса как стороны
практического отношения, практической деятельности.
Субъект - носитель материального целенаправленного
действия, связывающего его с объектом. Объект - пред-
мет, на который направлено действие. Таким образом, в
марксизме человеческая деятельность, практика высту-
пает в качестве важнейшей стороны субъектно-объект-
ного отношения.
Каковы же основные качества субъекта, отличаю-
щего его от объекта. Исходная характеристика субъекта
- активность, понимаемая как самопроизвольное, внут-
ренне детерминированное порождение материальной или
духовной энергии. Объект же - это предмет приложения
активности. Активность человека носит осознанный ха-
рактер и, следовательно, она опосредуется целеполагани-
ем и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее
проявление активности. На основании всех этих качеств
можно дать такое определение субъекта и объекта. Субъ-
ект - это активное, самодеятельное существо, осуществ-
ляющее целеполагание и преобразование действитель-
ности. Объект же - это сфера приложения активности
субъекта.
Познание, его возможности и средства 221
Различия между субъектом и объектом относитель-
ны. Субъект и объект - это функциональные категории,
которые означают роли различных явлений в тех или иных
ситуациях деятельности. Индивид, например, в одних слу-
чаях может выступать в роли субъекта, когда он сам ак-
тивно действует. Когда же на него воздействуют другие,
когда он служит предметом манипуляции, то он превра-
щается в объект.
С точки зрения марксизма, познавательное отноше-
ние субъекта к объекту производно от материально-чувст-
венного, деятельного отношения человека к объекту своей
деятельности. Человек становится субъектом познания
лишь в той мере, в какой он включен в социальную дея-
тельность по преобразованию внешнего мира. А это зна-
чит, что познание никогда не осуществляется отдельным
изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, ко-
торый включен в коллективную практическую деятель-
ность. Объектом познания нее выступает та часть объек-
тивной реальности, с которой субъект вступил в практи-
ческое и познавательное взаимодействие и которую
субъект может выделить из действительности в силу того,
что обладает на данной стадии развития познания такими
средствами познавательной деятельности, которые отра-
жают какие-то характеристики данного объекта. Таким
образом, марксизм считает, что подлинным гносеологи-
ческим субъектом является человечество, общество.
Общество выступает как познающий субъект через
исторически выраженные способы познавательной дея-
тельности и систему накопленного знания. Как субъект по-
знания, общество не может рассматриваться лишь как про-
стая сумма индивидов, осуществляющих познавательную
деятельность, а как реально существующая система тео-
ретической деятельности, выражающая определенный
этап в развитии познания и выступающее по отношению к
сознанию каждого отдельного индивида как некая объек-
тивная сущностная система. Индивид же становится субъ-
ектом познания в той мере, в какой он сумеет овладеть со-
зданным обществом миром культуры, превратить дости-
жения человечества в свои силы и способности. Речь идет
прежде всего о таких инструментах сознания как язык, ло-
гические категории, накопленные знания и т. д.
222
Итак, изложенный нами выше материал показыва-
ет, что в философии Нового времени процесс познания ос-
мысливался как взаимоотношения субъекта и объекта. Ре-
зультатом этого взаимоотношения являются знания. Од-
нако в вопросе о характере этого взаимоотношения и
прежде всего, в вопросе об источнике знания позиции пред-
ставителей различных направлений существенно расхо-
дились. Идеалистическое направление Нового времени ис-
точники знания видело в активной творческой деятельно-
сти сознания субъекта. Материализм осмысливал процесс
получения знаний как результат отражения объектом объ-
екта. Идеалистические концепции познания были нами
рассмотрены при изложении взглядов Канта, Фихте, Шел-
линга, Гегеля.
Остановимся подробнее на материалистической кон-
цепции познания как отражения действительности. Отра-
жение - это взаимодействие двух систем, в результате
которого особенности одной системы воспроизводятся в
особенностях другой системы. В диалектико-материалис-
тической философии свойство отражения распространя-
ется на весь материальный мир. Но на каждом уровне раз-
вития материи она обладает своими специфическими ха-
рактеристиками. Нас в данный момент интересуют
особенности отражения в познавательном процессе, кото-
рый происходит на уровне человеческого сознания. Про-
цесс познания при такой постановке вопроса получает
форму взаимодействия объективного мира и человеческо-
го сознания. Объективный мир воздействует на сознание
человека своим особенным, специфическим для него спо-
собом. Результатом воздействия объективного мира на со-
знание субъекта являются образы сознания. Эти образы
являются снимками, копиями реальных вещей. Они объ-
ективны по своему содержанию, содержательно воспро-
изводят особенности отражаемого объекта. Но воспроиз-
ведение особенностей отражаемого объекта в образах со-
знания происходит в соответствии с особенностями
отражающей системы, то есть сознания. А это значит, что
образы сознания, будучи объективны по содержанию,
субъективны по форме, то есть несут в себе определенные
характеристики субъекта. Субъективность сознания свя-
зана с тем, что эти образы представляют собой нечто иде-
Познание, его возможности и средства 223
альное. К. Маркс следующим образом определяет идеаль-
ное: "Идеальное - это материальное, пересаженное в че-
ловеческую голову и преобразованное в ней". Идеальными
образами называются потому, что они, хотя по содержа-
нию и соответствуют объективным предметам и явлени-
ям, но не заключают в себе ни одного материального свой-
ства, то есть они лишены массы, протяженности и т. д. Иде-
альное отличается от материального в том плане, как
мысль о том или ином предмете и сам предмет. Мысль иметь
миллион рублей и держать его в кармане принципиально
разные вещи.
Чувственное и рациональное познание
Итак, знание человека первоначально существует в виде
определенных образов сознания. Но эти образы неодина-
ковы по характеру своего формирования и по способам дви-
жения, имеют свою специфику. И следовательно возника-
ет вопрос о том, как складывается структура знания.
В философских системах Нового времени выделя-
лось две формы знания: чувственное и рациональное. Эти
формы знания зачастую рассматривались как два после-
довательных этапа его формирования. О различной оцен-
ке роли этих двух форм знания речь шла в темах о рацио-
нализме и эмпиризме как гносеологических теориях. По-
этому при изложении данной темы основное внимание
будет уделено анализу форм чувственного и рационально-
го познания как взаимодействующих этапов познаватель-
ного процесса.
Исторически и логически первой ступенью познава-
тельного процесса является чувственное познание. Оно не-
посредственно включено в материально-чувственную де-
ятельность людей и связано с непосредственными контак-
тами человека с внешним миром.
Самой простой, элементарной формой чувственного
познания является ощущение. Ощущение возникает в моз-
гу человека в результате воздействия на органы чувств
каких-либо объектов. Материальное воздействие той или
иной вещи, порождая материальную реакцию организма,
одновременно преобразуется в новое, не свойственное са-
224
мому предмету качество - его субъективный образ. Та-
ким образом ощущение является субъективным идеаль-
ным образом предмета, поскольку отражает, преломляет
воздействие предмета через призму человеческого созна-
ния. Именно через ощущение человек получает всю пер-
вичную информацию об объективном мире.
Ощущение - это чувственный образ отдельных
сторон, процессов, явления объективного мира. В силу ак-
тивной деятельности человеческого сознания образы ощу-
щения, поступая в человеческий мозг, подвергаются ак-
тивной обработке и превращаются в образы восприятия.
Восприятие - это целостный чувственный образ
предметов, процессов данных посредством наблюдения.
Восприятие зарождается и существует в сознании как фор-
ма активного синтеза разнообразных проявлений предме-
тов и процессов, которая неразрывно связана с другими ак-
тами познавательной деятельности. Именно поэтому про-
цесс восприятия носит активный и творческий характер.
Целостные чувственные образы восприятия в ре-
зультате интенсивного взаимодействия человека с окру-
жающей средой накапливаются в его сознании. Накопле-
ние и сохранение этих образов в сознании человека осуще-
ствляются через память. Не случайно философы и
психологи называют память "кладовой образов". Благода-
ря памяти мы можем удерживать и воспроизводить цело-
стный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не
дан. В этом случае функционирует более сложная форма
чувственного познания - представление. Представление
- это опосредованный целостный чувственный образ
действительности, сохраняемый и воспроизводимый в
сознании посредством памяти.
Ощущения, восприятия и представления в абстрак-
ции можно рассматривать как последовательные этапы
формирования образов чувственного отражения действи-
тельности. Но в реальном процессе познания они действу-
ют взаимосвязано, воздействуя друг на друга и испытывая
воздействия рациональных форм познания, логического
мышления.
Рациональное познание, логическое мышление рас-
сматривается в диалектическом материализме как вто-
рой, более высокий уровень познания. Мышление - это
8 и>ш",оф1и Познание, его возможности и средства 225
активный процесс познавательной деятельности созна-
ния. Оно действует на том уровне, где нет непосредствен-
ного контакта с объективной действительностью. Мышле-
ние опирается на результаты чувственного познания и да-
ет обобщенное знание. Сторонники диалектического
материализма дают такое определение мышления. Мыш-
ление - это целенаправленное, опосредованное и обоб-
щенное отражение в сознании человека существенных
свойств и отношений действительности.
Мышление осуществляется в трех основных формах:
понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это фор-
ма мысли, в которой отражаются общие, существенные
свойства, связи и отношения действительности. Понятие и
представление сближает то, что их содержание носит обоб-
щенный и опосредованный характер. Но между ними име-
ются и различия. Представление дает наглядный образ
действительности. Содержание понятия лишено нагляд-
ности. В представлении отражены общие признаки объек-
тов, в понятии же уровень обобщения доведен до выделе-
ния существенного.
Понятия возникают и существуют в сознании чело-
века в определенной связи, в виде суждений. Мыслить о
чем-то понятиями - это значит судить о нем, выявлять его
определенные связи и отношения. Суждение - это такая
форма мысли, в которой посредством связи утверждается
(или отрицается) что-либо - о чем-либо.
К тому или иному суждению человек может прийти
либо путем непосредственного наблюдения какого-либо
факта или опосредованно с помощью умозаключения.
Умозаключение - это форма мысли в виде рассужде-
ния, в ходе которого из одного или нескольких суждений,
именуемых посылками, выводится новое суждение, ко-
торое называется заключением или следствием. Напри-
мер, из двух суждений - "все элементарные частицы
имеют массу" и "X - вновь открытая элементарная час-
тица" - логически вытекает вывод, что "X обладает
массой".
Диалектический материализм, выделяя чувствен-
ное и рациональное как две ступени познания, не противо-
поставляет их друг другу. Его представители утвержда-
ют, что эти ступени находятся в постоянном взаимодейст-
226
вии, образуют неразрывное единство познавательного
процесса. Рациональные формы познания невозможны без
форм чувственного познания. Отсюда они черпают исход-
ный материал. В свою очередь, на уровне человеческого
сознания чувственное познание находится под воздейст-
вием рационального познания. Ощущения, восприятия,
представления человека несут в себе характеристики всей
духовно-интеллектуальной деятельности сознания.
<_/
Диалектика-материалистическая теория истины
Целью познавательных усилий является достижение ис-
тины. Истина определяется в марксистской философии
как соответствие мысли, наших знаний о мире самому ми-
ру, объективной действительности. Таким образом, чтобы
отличить истину от заблуждения необходимо выяснить,
насколько наше знание соответствует действительности.
Марксистская философия утверждает, что любая ис-
тина объективна. Но что значит - объективность истины?
Ведь термин "объективность" означает независимость от
сознания субъекта. А таким свойством обладают лишь ве-
щи, предметы, процессы, но истинными или ложными мо-
гут быть только знания о вещах, а не сами вещи. Объектив-
ность истины, с точки зрения философии марксизма, озна-
чает, что содержание знания совпадает с объективной
действительностью и в этом смысле не зависит от созна-
ния субъекта, "ни от человека, ни от человечества". Но в то
же время истина субъективна по форме выражения. Ее
оформление, то есть способ объективации во внешнем ми-
ре, в сфере науки зависит от особенностей тех людей, ко-
торые формируют данную теорию. Таким образом, значе-
ние объективной истины имеет все достоверные знания
людей, все положения науки, в которых отражается объ-
ективная действительность.
Однако закономерно возникает вопрос: может ли
объективная истина быть выражена в человеческих зна-
ниях сразу, целиком, полностью? Или иначе говоря, может
ли бесконечный мир быть замкнут в конечные формы зна-
ния? Этот вопрос на философском языке формируется как
вопрос о достигаемости абсолютной истины. Ответ на этот
Познание, его возможности и средства 227
вопрос может быть очень прост. Абсолютная истина недо-
стигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Если
под абсолютной истиной понимать полное и исчерпываю-
щее знание о мире в целом, которым человек может распо-
лагать в какой-то конечный момент времени, то бесспорно
такая абсолютная истина недостижима. Она существует в
гегелевской системе под именем Абсолютного духа.
Но из утверждения о недостижимости абсолютной
истины может следовать вывод о невозможности для че-
ловечества получения полного и достоверного знания о ми-
ре. Следовательно, в каких-то пределах познания мира не-
возможно. В этих пределах разум наталкивается на не-
преодолимые препятствия и вступает в противоречия
(вспомните антиномии разума Канта). Марксистская фи-
лософия стремится преодолеть эти агностические уста-
новки. Ф. Энгельс в работе "Диалектика природы" ут-
верждал, что никакой противоположности между явлени-
ем и "вещью в себе" не существует, а существует
противоречие между тем, что мы знаем и чего мы не знаем.
В теории познания, как и во всех областях науки следует
рассуждать диалектически, то есть не предполагать гото-