<< Пред.           стр. 31 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Шел-
 линга и Гегеля эта деятельность рассматривалась прежде
 всего как духовная активность, которая порождала объек-
 ты. У Маркса и Энгельса эта деятельность носила матери-
 ально-чувственный характер, была практической. Субъ-
 ект и объект выступали у Маркса и Энгельса как стороны
 практического отношения, практической деятельности.
 Субъект - носитель материального целенаправленного
 действия, связывающего его с объектом. Объект - пред-
 мет, на который направлено действие. Таким образом, в
 марксизме человеческая деятельность, практика высту-
 пает в качестве важнейшей стороны субъектно-объект-
 ного отношения.
 Каковы же основные качества субъекта, отличаю-
 щего его от объекта. Исходная характеристика субъекта
 - активность, понимаемая как самопроизвольное, внут-
 ренне детерминированное порождение материальной или
 духовной энергии. Объект же - это предмет приложения
 активности. Активность человека носит осознанный ха-
 рактер и, следовательно, она опосредуется целеполагани-
 ем и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее
 проявление активности. На основании всех этих качеств
 можно дать такое определение субъекта и объекта. Субъ-
 ект - это активное, самодеятельное существо, осуществ-
 ляющее целеполагание и преобразование действитель-
 ности. Объект же - это сфера приложения активности
 субъекта.
 Познание, его возможности и средства 221
 
 Различия между субъектом и объектом относитель-
 ны. Субъект и объект - это функциональные категории,
 которые означают роли различных явлений в тех или иных
 ситуациях деятельности. Индивид, например, в одних слу-
 чаях может выступать в роли субъекта, когда он сам ак-
 тивно действует. Когда же на него воздействуют другие,
 когда он служит предметом манипуляции, то он превра-
 щается в объект.
 С точки зрения марксизма, познавательное отноше-
 ние субъекта к объекту производно от материально-чувст-
 венного, деятельного отношения человека к объекту своей
 деятельности. Человек становится субъектом познания
 лишь в той мере, в какой он включен в социальную дея-
 тельность по преобразованию внешнего мира. А это зна-
 чит, что познание никогда не осуществляется отдельным
 изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, ко-
 торый включен в коллективную практическую деятель-
 ность. Объектом познания нее выступает та часть объек-
 тивной реальности, с которой субъект вступил в практи-
 ческое и познавательное взаимодействие и которую
 субъект может выделить из действительности в силу того,
 что обладает на данной стадии развития познания такими
 средствами познавательной деятельности, которые отра-
 жают какие-то характеристики данного объекта. Таким
 образом, марксизм считает, что подлинным гносеологи-
 ческим субъектом является человечество, общество.
 Общество выступает как познающий субъект через
 исторически выраженные способы познавательной дея-
 тельности и систему накопленного знания. Как субъект по-
 знания, общество не может рассматриваться лишь как про-
 стая сумма индивидов, осуществляющих познавательную
 деятельность, а как реально существующая система тео-
 ретической деятельности, выражающая определенный
 этап в развитии познания и выступающее по отношению к
 сознанию каждого отдельного индивида как некая объек-
 тивная сущностная система. Индивид же становится субъ-
 ектом познания в той мере, в какой он сумеет овладеть со-
 зданным обществом миром культуры, превратить дости-
 жения человечества в свои силы и способности. Речь идет
 прежде всего о таких инструментах сознания как язык, ло-
 гические категории, накопленные знания и т. д.
 222
 Итак, изложенный нами выше материал показыва-
 ет, что в философии Нового времени процесс познания ос-
 мысливался как взаимоотношения субъекта и объекта. Ре-
 зультатом этого взаимоотношения являются знания. Од-
 нако в вопросе о характере этого взаимоотношения и
 прежде всего, в вопросе об источнике знания позиции пред-
 ставителей различных направлений существенно расхо-
 дились. Идеалистическое направление Нового времени ис-
 точники знания видело в активной творческой деятельно-
 сти сознания субъекта. Материализм осмысливал процесс
 получения знаний как результат отражения объектом объ-
 екта. Идеалистические концепции познания были нами
 рассмотрены при изложении взглядов Канта, Фихте, Шел-
 линга, Гегеля.
 Остановимся подробнее на материалистической кон-
 цепции познания как отражения действительности. Отра-
 жение - это взаимодействие двух систем, в результате
 которого особенности одной системы воспроизводятся в
 особенностях другой системы. В диалектико-материалис-
 тической философии свойство отражения распространя-
 ется на весь материальный мир. Но на каждом уровне раз-
 вития материи она обладает своими специфическими ха-
 рактеристиками. Нас в данный момент интересуют
 особенности отражения в познавательном процессе, кото-
 рый происходит на уровне человеческого сознания. Про-
 цесс познания при такой постановке вопроса получает
 форму взаимодействия объективного мира и человеческо-
 го сознания. Объективный мир воздействует на сознание
 человека своим особенным, специфическим для него спо-
 собом. Результатом воздействия объективного мира на со-
 знание субъекта являются образы сознания. Эти образы
 являются снимками, копиями реальных вещей. Они объ-
 ективны по своему содержанию, содержательно воспро-
 изводят особенности отражаемого объекта. Но воспроиз-
 ведение особенностей отражаемого объекта в образах со-
 знания происходит в соответствии с особенностями
 отражающей системы, то есть сознания. А это значит, что
 образы сознания, будучи объективны по содержанию,
 субъективны по форме, то есть несут в себе определенные
 характеристики субъекта. Субъективность сознания свя-
 зана с тем, что эти образы представляют собой нечто иде-
 Познание, его возможности и средства 223
 
 альное. К. Маркс следующим образом определяет идеаль-
 ное: "Идеальное - это материальное, пересаженное в че-
 ловеческую голову и преобразованное в ней". Идеальными
 образами называются потому, что они, хотя по содержа-
 нию и соответствуют объективным предметам и явлени-
 ям, но не заключают в себе ни одного материального свой-
 ства, то есть они лишены массы, протяженности и т. д. Иде-
 альное отличается от материального в том плане, как
 мысль о том или ином предмете и сам предмет. Мысль иметь
 миллион рублей и держать его в кармане принципиально
 разные вещи.
 Чувственное и рациональное познание
 Итак, знание человека первоначально существует в виде
 определенных образов сознания. Но эти образы неодина-
 ковы по характеру своего формирования и по способам дви-
 жения, имеют свою специфику. И следовательно возника-
 ет вопрос о том, как складывается структура знания.
 В философских системах Нового времени выделя-
 лось две формы знания: чувственное и рациональное. Эти
 формы знания зачастую рассматривались как два после-
 довательных этапа его формирования. О различной оцен-
 ке роли этих двух форм знания речь шла в темах о рацио-
 нализме и эмпиризме как гносеологических теориях. По-
 этому при изложении данной темы основное внимание
 будет уделено анализу форм чувственного и рационально-
 го познания как взаимодействующих этапов познаватель-
 ного процесса.
 Исторически и логически первой ступенью познава-
 тельного процесса является чувственное познание. Оно не-
 посредственно включено в материально-чувственную де-
 ятельность людей и связано с непосредственными контак-
 тами человека с внешним миром.
 Самой простой, элементарной формой чувственного
 познания является ощущение. Ощущение возникает в моз-
 гу человека в результате воздействия на органы чувств
 каких-либо объектов. Материальное воздействие той или
 иной вещи, порождая материальную реакцию организма,
 одновременно преобразуется в новое, не свойственное са-
 224
 мому предмету качество - его субъективный образ. Та-
 ким образом ощущение является субъективным идеаль-
 ным образом предмета, поскольку отражает, преломляет
 воздействие предмета через призму человеческого созна-
 ния. Именно через ощущение человек получает всю пер-
 вичную информацию об объективном мире.
 Ощущение - это чувственный образ отдельных
 сторон, процессов, явления объективного мира. В силу ак-
 тивной деятельности человеческого сознания образы ощу-
 щения, поступая в человеческий мозг, подвергаются ак-
 тивной обработке и превращаются в образы восприятия.
 Восприятие - это целостный чувственный образ
 предметов, процессов данных посредством наблюдения.
 Восприятие зарождается и существует в сознании как фор-
 ма активного синтеза разнообразных проявлений предме-
 тов и процессов, которая неразрывно связана с другими ак-
 тами познавательной деятельности. Именно поэтому про-
 цесс восприятия носит активный и творческий характер.
 Целостные чувственные образы восприятия в ре-
 зультате интенсивного взаимодействия человека с окру-
 жающей средой накапливаются в его сознании. Накопле-
 ние и сохранение этих образов в сознании человека осуще-
 ствляются через память. Не случайно философы и
 психологи называют память "кладовой образов". Благода-
 ря памяти мы можем удерживать и воспроизводить цело-
 стный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не
 дан. В этом случае функционирует более сложная форма
 чувственного познания - представление. Представление
 - это опосредованный целостный чувственный образ
 действительности, сохраняемый и воспроизводимый в
 сознании посредством памяти.
 Ощущения, восприятия и представления в абстрак-
 ции можно рассматривать как последовательные этапы
 формирования образов чувственного отражения действи-
 тельности. Но в реальном процессе познания они действу-
 ют взаимосвязано, воздействуя друг на друга и испытывая
 воздействия рациональных форм познания, логического
 мышления.
 Рациональное познание, логическое мышление рас-
 сматривается в диалектическом материализме как вто-
 рой, более высокий уровень познания. Мышление - это
 8 и>ш",оф1и Познание, его возможности и средства 225
 
 активный процесс познавательной деятельности созна-
 ния. Оно действует на том уровне, где нет непосредствен-
 ного контакта с объективной действительностью. Мышле-
 ние опирается на результаты чувственного познания и да-
 ет обобщенное знание. Сторонники диалектического
 материализма дают такое определение мышления. Мыш-
 ление - это целенаправленное, опосредованное и обоб-
 щенное отражение в сознании человека существенных
 свойств и отношений действительности.
 Мышление осуществляется в трех основных формах:
 понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это фор-
 ма мысли, в которой отражаются общие, существенные
 свойства, связи и отношения действительности. Понятие и
 представление сближает то, что их содержание носит обоб-
 щенный и опосредованный характер. Но между ними име-
 ются и различия. Представление дает наглядный образ
 действительности. Содержание понятия лишено нагляд-
 ности. В представлении отражены общие признаки объек-
 тов, в понятии же уровень обобщения доведен до выделе-
 ния существенного.
 Понятия возникают и существуют в сознании чело-
 века в определенной связи, в виде суждений. Мыслить о
 чем-то понятиями - это значит судить о нем, выявлять его
 определенные связи и отношения. Суждение - это такая
 форма мысли, в которой посредством связи утверждается
 (или отрицается) что-либо - о чем-либо.
 К тому или иному суждению человек может прийти
 либо путем непосредственного наблюдения какого-либо
 факта или опосредованно с помощью умозаключения.
 Умозаключение - это форма мысли в виде рассужде-
 ния, в ходе которого из одного или нескольких суждений,
 именуемых посылками, выводится новое суждение, ко-
 торое называется заключением или следствием. Напри-
 мер, из двух суждений - "все элементарные частицы
 имеют массу" и "X - вновь открытая элементарная час-
 тица" - логически вытекает вывод, что "X обладает
 массой".
 Диалектический материализм, выделяя чувствен-
 ное и рациональное как две ступени познания, не противо-
 поставляет их друг другу. Его представители утвержда-
 ют, что эти ступени находятся в постоянном взаимодейст-
 226
 вии, образуют неразрывное единство познавательного
 процесса. Рациональные формы познания невозможны без
 форм чувственного познания. Отсюда они черпают исход-
 ный материал. В свою очередь, на уровне человеческого
 сознания чувственное познание находится под воздейст-
 вием рационального познания. Ощущения, восприятия,
 представления человека несут в себе характеристики всей
 духовно-интеллектуальной деятельности сознания.
 <_/
 Диалектика-материалистическая теория истины
 Целью познавательных усилий является достижение ис-
 тины. Истина определяется в марксистской философии
 как соответствие мысли, наших знаний о мире самому ми-
 ру, объективной действительности. Таким образом, чтобы
 отличить истину от заблуждения необходимо выяснить,
 насколько наше знание соответствует действительности.
 Марксистская философия утверждает, что любая ис-
 тина объективна. Но что значит - объективность истины?
 Ведь термин "объективность" означает независимость от
 сознания субъекта. А таким свойством обладают лишь ве-
 щи, предметы, процессы, но истинными или ложными мо-
 гут быть только знания о вещах, а не сами вещи. Объектив-
 ность истины, с точки зрения философии марксизма, озна-
 чает, что содержание знания совпадает с объективной
 действительностью и в этом смысле не зависит от созна-
 ния субъекта, "ни от человека, ни от человечества". Но в то
 же время истина субъективна по форме выражения. Ее
 оформление, то есть способ объективации во внешнем ми-
 ре, в сфере науки зависит от особенностей тех людей, ко-
 торые формируют данную теорию. Таким образом, значе-
 ние объективной истины имеет все достоверные знания
 людей, все положения науки, в которых отражается объ-
 ективная действительность.
 Однако закономерно возникает вопрос: может ли
 объективная истина быть выражена в человеческих зна-
 ниях сразу, целиком, полностью? Или иначе говоря, может
 ли бесконечный мир быть замкнут в конечные формы зна-
 ния? Этот вопрос на философском языке формируется как
 вопрос о достигаемости абсолютной истины. Ответ на этот
 Познание, его возможности и средства 227
 
 вопрос может быть очень прост. Абсолютная истина недо-
 стигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Если
 под абсолютной истиной понимать полное и исчерпываю-
 щее знание о мире в целом, которым человек может распо-
 лагать в какой-то конечный момент времени, то бесспорно
 такая абсолютная истина недостижима. Она существует в
 гегелевской системе под именем Абсолютного духа.
 Но из утверждения о недостижимости абсолютной
 истины может следовать вывод о невозможности для че-
 ловечества получения полного и достоверного знания о ми-
 ре. Следовательно, в каких-то пределах познания мира не-
 возможно. В этих пределах разум наталкивается на не-
 преодолимые препятствия и вступает в противоречия
 (вспомните антиномии разума Канта). Марксистская фи-
 лософия стремится преодолеть эти агностические уста-
 новки. Ф. Энгельс в работе "Диалектика природы" ут-
 верждал, что никакой противоположности между явлени-
 ем и "вещью в себе" не существует, а существует
 противоречие между тем, что мы знаем и чего мы не знаем.
 В теории познания, как и во всех областях науки следует
 рассуждать диалектически, то есть не предполагать гото-

<< Пред.           стр. 31 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу