<< Пред.           стр. 33 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 в значительной мере заменила веру в Бога. Наука для этих
 людей стала играть роль религии, способной дать оконча-
 тельные ответы на все коренные проблемы устройства ми-
 ра и человеческого бытия. Вместе с тем, отчетливо выявив-
 шиеся в наше время антигуманные последствия научно-
 технической цивилизации порождают и активную
 оппозицию культа научной рациональности. Наука неред-
 ко объявляется ответственной за все пороки и грехи совре-
 менной цивилизации.
 235
 
 В современной философии сформировалось течение,
 поставившее перед собой задачу определить особенности
 научного познания и его специфику для разных областей
 действительности, выявить строение и динамику научно-
 го знания, закономерности развития науки. Данное тече-
 ние получило название "философия науки". В рамках фи-
 лософии науки можно выделить ряд крупных школ: нео-
 кантианство, позитивизм и неопозитивизм, критический
 рационализм, "философию и методологию научного по-
 знания".
 Неокантианские концепции методов научного познания
 (Марбургская и Баденская школы)
 Одним из направлений "философии науки" является нео-
 кантианство. Неокантианство стремилось возродить неко-
 торые важные принципы философии Канта. Неокантиан-
 ство зародилось в 60-х гг. XIX столетия в Германии. Пик
 его популярности приходится на конец XIX - начало XX
 века. Однако и по сей день оно продолжает оказывать до-
 вольно сильное влияние на всю европейскую философию.
 В неокантианстве отчетливо выделяется две философские
 школы, получившие свое название от имени университет-
 ских центров, где работали их представители: Марбург-
 ская и Баденская (Фрейбургская). Этим школам присущи
 ряд общих установок: 1) положительная оценка ими на-
 следия Канта как учения, опираясь на принципы фило-
 софствования которого, можно в современных условиях
 решить насущные проблемы науки и общественной прак-
 тики; 2) ориентация на исследование методов научного по-
 знания, понимание философии как критической теории
 науки; 3) приверженность трансцендентальному методу
 истолкования действительности, в соответствии с кото-
 рым познание понимается не как отражение действитель -
 ности и не как описание реальности, а как деятельность по
 созданию предмета познания вообще, и науки, в частности.
 Истолкование же этих общих принципов подхода в раз-
 личных школах неокантианства имеет довольно сущест-
 венные различия. Рассмотрим же конкретно учение Мар-
 бургской и Баденской школ.
 236
 В Марбургской школе Г. Коген (1842-1918), П. На-
 торп (1854-1924), Э. Кассирер (1874-1945) основные уси-
 лия были направлены на разработку трансцендентально-
 го метода познания. При разработке основных положений
 кантовской теории они выступили против истолкования
 "вещи в себе" как объективной реальности, которая, дей-
 ствуя на органы чувств человека, производит ощущения.
 "Вещь в себе", по их мнению, не может быть дана позна-
 нию. Однако она "задана", как задаются математической
 функцией числовой ряд и каждый из его членов. Следова-
 тельно, "вещь в себе" не объект, а цель, регулятивный
 принцип познания, его идея. Вместе с тем, неокантианцы
 отвергают субъективизм, сводящий все к односторонней
 активности мышления. В ортодоксальном субъективизме
 они видят угрозу сведения познания, мышления к психо-
 логическим процессам.
 Трансцендентальный метод в трактовке Марбург-
 ской школы сводится к освобождению научного познания
 от психологизма, то есть от антропологического обоснова-
 ния единства научного знания. Источником научного зна-
 ния, по их мнению, является не структура сознания позна-
 ющего субъекта, а логическая структура науки. Природа
 естествознания вытекает из самих естественных наук.
 Следовательно, место, где природа обладает реальностью,
 и есть естест венные науки. В результате, теория познания
 превращается в логику чистого познания, то есть исследо-
 вание логической структуры познания независимо от ее
 связей не только с действительностью, но и чувственным
 познанием.
 Однако, в отличие от неопозитивизма, неокантианцы
 искали пути развития логики научного познания не в фор-
 мально-аналитической сфере, а в содержательной. Поэто-
 му в их изысканиях присутствует довольно сильный налет
 гносеологизма. Отсюда вытекают внутренние противоре-
 чия неокантианцев. В чем же состоят эти противоречия?
 Конечной целью философии объявляется исследование
 логических основ точных наук. При этом утверждается,
 что логика исследует лишь правильность, закономерность,
 всеобщность и необходимость знания, но не истинность.
 Однако в неокантианстве постоянно возникает проблема
 соотношения знания с действительностью, необходимость
 Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 237
 
 ответа на вопрос об объективной основе знания. "Антиме-
 тафизическая" направленность их философии исключала
 возможность идти по пути Гегеля и восстановить Абсолют
 как основу всего бытия, а том числе бытия культуры, одна-
 ко марбурщы прибегают к допущению Бога (Коген) или
 Логоса (Наторп) как объективной основы бытия, мышле-
 ния и нравственности.
 Баденская школа: В. Виндельбанд (1848-1915),
 Г. Риккерт (1863-1936). Разделяя с представителями
 Марбургской школы общие установки неокантианства,
 философы Баденской школы сконцентрировали свое вни-
 мание на разработке методологии научного познания и вы-
 текающего из этого переосмысления роли и назначения
 философии. Они утверждали, что существует принципи-
 альное различие между естествознанием (науками о при-
 роде) и обществознанием (науками о культуре или о "ду-
 хе"). По их мнению, это различие обусловлено не предме-
 том познания, не онтологической основой, а методологией
 наук. Основную установку Баденской школы сформули-
 ровал В. Винделъбанд в своей речи "История и естест-
 вознание": "Опытные науки ищут в познании реального
 мира либо общее, в форме закона природы, либо единич-
 ное, в его исторической обусловленности. Одни из них -
 суть науки о законах, другие - науки о событиях, первые
 учат тому, что всегда имеет место, последние тому - что
 однажды было. Научное мышление в первом случае есть
 номотетическое [законополагающее. - А. Р.] мышление,
 во-втором - мышление идеографическое [описывающее
 особенное. - А. Р.]". Отправным моментом для этого деле-
 ния наук служит убеждение, что ни одна наука не может
 отобразить действительность. Науки только по-разному
 преобразуют ее. Естествознание преодолевает многообра-
 зие действительности путем отвлечения (абстрагирова-
 ния) от частного и особенного, на основе упрощения дейст-
 вительности, формулирования общего, а, точнее, всеоб-
 щего закона Естествознанию не под силу знание
 индивидуального. Впрочем, оно его и не интересует. Одна-
 ко для человеческой истории индивидуальное является
 главным. Поэтому исторические науки, науки о культуре
 занимаются исследованием единичных, неповторимых яв-
 лений и событий.
 238
 Итак, с точки зрения философов Баденской школы,
 естественные науки изучают общее, повторяющееся, за-
 кономерное в явлениях, руководствуясь генерализирую-
 щим (обобщающим) или номотетическим (законополага-
 ющим) методом, а науки о культуре - индивидуализиру-
 ющим, идеографическим (описывающим) методом.
 Главная проблема, которую предстояло решить этим
 философам, заключалась в следующем: как возможна на-
 ука об индивидуальном, а не об общем. Г. Риккерт предло-
 жил такое решение: индивидуальное следует осмысливать
 через соотнесение с ценностями. Многообразие событий по-
 лучает свое единство через ценностное восприятие. Однако,
 по Риккерту, ценности не следует путать с оценкой. Оценка
 - это субъективное отношение, не выходящее за пределы
 установленных фактов. Ценности же - это независящая от
 субъекта реальность. Они действуют сами по себе Ценности
 априорны, трансцендентальны, общезначимы.
 В каком-то смысле Риккерт прав. Ценности - это ха-
 рактеристика не индивидуального, а общественного созна-
 ния - идеальные социальные формы, функционирующие
 в социальном взаимодействии, но через индивидуальное
 сознание, личность. И здесь требуется тщательно разо-
 браться, как процесс соотношения индивидуального и об-
 щественного сознания реализуется в исторических науках,
 науках о культуре. Неокантианцы такой проработки не сде-
 лали. Они лишь констатировали отнесение к ценностям как
 важнейшее условие индивидуализирующего метода. Вме-
 сте с тем, Риккерт признает, что, конечно, и история упро-
 щает и преобразует действительность, но она делает это
 иначе, чем естествознание. Она относит ее к общезначимой
 культурной ценности. При такой переработке действитель-
 ности индивидуальность не утрачивается.
 Руководствуясь проведенным Кантом различием тео-
 ретического и практического разума, неокантианцы уста-
 навливают различие между наукой и философией. Науки
 опираются на теоретические суждения и эмпирические дан-
 ные о сущем. Философия - это нормативное учение, учение
 о ценностях - аксиология. Ее предмет - изучение отноше-
 ния субъекта и ценности. Ценности, по Риккерту, образуют
 совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторо-
 ну субъекта и объекта - "мир трансцендентального смыс-
 Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 239
 
 ла". Неокантианцы устанавливают определенную иерархию
 ценностей, символизирующую, по их мнению, прогрессивное
 развитие в процессе самоопределения человека. Риккерт вы-
 числяет шесть сфер духовной жизни: логику, эстетику, мис-
 тику, этику, эротику, религию и устанавливает соответству-
 ющие им типы ценностей: истину, красоту, надличностную
 святость, нравственность, счастье, личную святость.
 Неокантианство положило начало разработке новой
 отрасли философского знания - науки о ценностях - акси-
 ологии. Сформулированные в Баденской школе принципы
 методологии научного познания активно используются в со-
 временном обществознании, прежде всего, в истории и соци-
 ологии. На этих принципах в значительной мере базируется
 течение "понимающей социологии", связанное с творчест-
 вом Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Дильтея и их последователей.
 Разработка методологии научного познания
 в позитивизме и неопозитивизме
 Видное место в разработке методологии научного позна-
 ния принадлежит позитивизму. Понятие "позитивизм"
 (производное от лат. розйхуиз - положительный) обозна-
 чает призыв к философам отказаться от метафизических
 абстракций и обратиться к исследованию позитивного зна-
 ния. Позитивисты считают, что философия увлеклась ни-
 кому не нужными, оторванными от реальной жизни мета-
 физическими изысканиями и спорами. Сейчас, в век рас-
 цвета позитивной науки, возрастающей роли во всех
 сферах жизнедеятельности человека точных и конкрет-
 ных знаний, необходимо сосредоточить свое внимание на
 "позитивном" в человеческом знании и познании.
 Позитивизм исходит из признания существования
 некой реальности, которая со всей очевидностью непосред-
 ственно дана человеку. Понятия позитивное и данное тож-
 дественны. Данное - это то, что поддается проверке эмпи-
 рическими или логико-математическими средствами. Эта
 проверка должна носить общезначимый характер.
 Позитивизм возникает в 30-40 годах XIX в. во Фран-
 ции. Родоначальником этого философского течения явля-
 ется Огюст Конт (1798-1857). Идеи Конта заимствовали и
 240
 развили в Англии Герберт Спенсер и Джон Стюарт Милль,
 в России - П. Л. Лавров, Н. К Михайловский и др. О. Конт,
 в определенной мере, является продолжателем идей
 французского Просвещения. Вслед за Сен-Симоном и Да-
 ламбером, он сформулировал закон о трех последователь-
 ных стадиях интеллектуальной эволюции человека, ко-
 торые свойственны ему как в филогенетическом, так и в
 онтогенетическом развитии: теологической, метафизиче-
 ской и позитивной (научной). Первая, теологическая, ста-
 дия все явления объясняет на основе религиозных пред-
 ставлений, вторая - метафизическая, заменяет сверхъе-
 стественные факторы в объяснении природы сущностями,
 причинами. Задача этой стадии критическая: разрушая
 прежние представления, она подготавливает третью ста-
 дию - позитивную, научную. Позитивизм понимает свое
 предназначение как критику ненаучного знания, основное
 острие этой критики направлено против метафизического
 подхода. В данном случае под словом метафизика понима-
 ется традиционный, философский подход ("Метафизи-
 ка" Аристотеля). История "тяжбы" философии с наукой,
 считает Конт, показала, что всякие попытки приспособить
 метафизическую проблематику к духу научности заведо-
 мо обречены на провал. Поэтому следует отказаться от ме-
 тафизики. Наука больше не нуждается в стоящей над ней
 философии, а должна опираться сама на себя.
 Позитивистский подход предполагает два коренных
 преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от ме-
 тафизических наслоений. К таким наслоениям Конт отно-
 сил претензии науки на раскрытие причин явлений и про-
 никновения в их сущность. Он утверждал, что наука не
 объясняет действительность, а лишь описывает явления.
 Она не отвечает на вопрос "почему?", а отвечает на вопрос
 "как? ". Последовательное проведение данного тезиса Кон-
 та означало бы отказ науки от принципа причинности, от-
 рицание возможности раскрытия объективных, законо-
 мерных связей. Конт не делает таких крайних выводов, он
 пытается сохранить эти бесспорные составные элементы,
 научного подхода, что создает внутренние противоречия
 в позитивистском подходе к науке и философии.
 Отрицая прежнюю "метафизическую" философию,
 Конт не отказывается от философии как таковой. Он пола-
 Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 241
 
 I
 гает, что для адекватного познания действительности от-
 дельных частных наук недостаточно. Существует объек-
 тивная потребность разработки общенаучных методов по-
 знания, а так нее раскрытия связи между отдельными на-
 уками, создания системы научного знания. Решение этих
 задач и является прерогативой "новой философии". А для
 этого "старая философия" должна быть коренным обра-
 зом переосмыслена, "очищена от всех метафизических пе-
 режитков". Таким образом, позитивизм претендует на
 роль "философии науки". По замыслам Конта, конкрет-
 ные науки должны выявлять частные закономерности раз-
 личных предметных областей знания, философия же
 должна направить свои усилия на познание наиболее об-
 щих закономерностей, на систематизацию научного зна-
 ния. При этом в своей систематизаторской деятельности
 философия должна ориентироваться на строгие образцы
 естественнонаучного знания, философские системы
 О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля носили характер эн-
 циклопедических классификаций имеющегося научного
 знания. Большое количество томов говорило о богатой эру-
 диции их авторов, но не давало ничего нового для науки, не
 носило характер творческих изысканий.
 Позитивистские системы Конта, Спенсера, Милля
 создавали определенную научную картину мира, опираю-
 щуюся на принцип механистического истолкования дей-
 ствительности. Процесс естественнонаучного знания на
 рубеже XIX-XX вв. связанный с развитием квантовой
 физики, поставил под вопрос механистическую методоло-
 гию, основанную на принципах ньютоновской физики и
 разрушил прежнюю картину мира. Вместе с этим, под во-
 просом оказалась и эмпирическая методология научного
 познания, поскольку в ходе исследований выявилась за-
 висимость результатов научных опытов от приборов и ор-
 ганов чувств человека. Интенсивное развитие психологи-
 ческих исследований поставило на повестку дня вопрос о
 связи этой науки с другими науками, изучающими челове-
 ка и окружающий его мир. В этих условиях философия,
 опирающаяся на принципы позитивизма, переживает се-
 рьезный кризис. Она вынуждена поставить в центр своего

<< Пред.           стр. 33 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу