<< Пред. стр. 33 (из 46) След. >>
в значительной мере заменила веру в Бога. Наука для этихлюдей стала играть роль религии, способной дать оконча-
тельные ответы на все коренные проблемы устройства ми-
ра и человеческого бытия. Вместе с тем, отчетливо выявив-
шиеся в наше время антигуманные последствия научно-
технической цивилизации порождают и активную
оппозицию культа научной рациональности. Наука неред-
ко объявляется ответственной за все пороки и грехи совре-
менной цивилизации.
235
В современной философии сформировалось течение,
поставившее перед собой задачу определить особенности
научного познания и его специфику для разных областей
действительности, выявить строение и динамику научно-
го знания, закономерности развития науки. Данное тече-
ние получило название "философия науки". В рамках фи-
лософии науки можно выделить ряд крупных школ: нео-
кантианство, позитивизм и неопозитивизм, критический
рационализм, "философию и методологию научного по-
знания".
Неокантианские концепции методов научного познания
(Марбургская и Баденская школы)
Одним из направлений "философии науки" является нео-
кантианство. Неокантианство стремилось возродить неко-
торые важные принципы философии Канта. Неокантиан-
ство зародилось в 60-х гг. XIX столетия в Германии. Пик
его популярности приходится на конец XIX - начало XX
века. Однако и по сей день оно продолжает оказывать до-
вольно сильное влияние на всю европейскую философию.
В неокантианстве отчетливо выделяется две философские
школы, получившие свое название от имени университет-
ских центров, где работали их представители: Марбург-
ская и Баденская (Фрейбургская). Этим школам присущи
ряд общих установок: 1) положительная оценка ими на-
следия Канта как учения, опираясь на принципы фило-
софствования которого, можно в современных условиях
решить насущные проблемы науки и общественной прак-
тики; 2) ориентация на исследование методов научного по-
знания, понимание философии как критической теории
науки; 3) приверженность трансцендентальному методу
истолкования действительности, в соответствии с кото-
рым познание понимается не как отражение действитель -
ности и не как описание реальности, а как деятельность по
созданию предмета познания вообще, и науки, в частности.
Истолкование же этих общих принципов подхода в раз-
личных школах неокантианства имеет довольно сущест-
венные различия. Рассмотрим же конкретно учение Мар-
бургской и Баденской школ.
236
В Марбургской школе Г. Коген (1842-1918), П. На-
торп (1854-1924), Э. Кассирер (1874-1945) основные уси-
лия были направлены на разработку трансцендентально-
го метода познания. При разработке основных положений
кантовской теории они выступили против истолкования
"вещи в себе" как объективной реальности, которая, дей-
ствуя на органы чувств человека, производит ощущения.
"Вещь в себе", по их мнению, не может быть дана позна-
нию. Однако она "задана", как задаются математической
функцией числовой ряд и каждый из его членов. Следова-
тельно, "вещь в себе" не объект, а цель, регулятивный
принцип познания, его идея. Вместе с тем, неокантианцы
отвергают субъективизм, сводящий все к односторонней
активности мышления. В ортодоксальном субъективизме
они видят угрозу сведения познания, мышления к психо-
логическим процессам.
Трансцендентальный метод в трактовке Марбург-
ской школы сводится к освобождению научного познания
от психологизма, то есть от антропологического обоснова-
ния единства научного знания. Источником научного зна-
ния, по их мнению, является не структура сознания позна-
ющего субъекта, а логическая структура науки. Природа
естествознания вытекает из самих естественных наук.
Следовательно, место, где природа обладает реальностью,
и есть естест венные науки. В результате, теория познания
превращается в логику чистого познания, то есть исследо-
вание логической структуры познания независимо от ее
связей не только с действительностью, но и чувственным
познанием.
Однако, в отличие от неопозитивизма, неокантианцы
искали пути развития логики научного познания не в фор-
мально-аналитической сфере, а в содержательной. Поэто-
му в их изысканиях присутствует довольно сильный налет
гносеологизма. Отсюда вытекают внутренние противоре-
чия неокантианцев. В чем же состоят эти противоречия?
Конечной целью философии объявляется исследование
логических основ точных наук. При этом утверждается,
что логика исследует лишь правильность, закономерность,
всеобщность и необходимость знания, но не истинность.
Однако в неокантианстве постоянно возникает проблема
соотношения знания с действительностью, необходимость
Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 237
ответа на вопрос об объективной основе знания. "Антиме-
тафизическая" направленность их философии исключала
возможность идти по пути Гегеля и восстановить Абсолют
как основу всего бытия, а том числе бытия культуры, одна-
ко марбурщы прибегают к допущению Бога (Коген) или
Логоса (Наторп) как объективной основы бытия, мышле-
ния и нравственности.
Баденская школа: В. Виндельбанд (1848-1915),
Г. Риккерт (1863-1936). Разделяя с представителями
Марбургской школы общие установки неокантианства,
философы Баденской школы сконцентрировали свое вни-
мание на разработке методологии научного познания и вы-
текающего из этого переосмысления роли и назначения
философии. Они утверждали, что существует принципи-
альное различие между естествознанием (науками о при-
роде) и обществознанием (науками о культуре или о "ду-
хе"). По их мнению, это различие обусловлено не предме-
том познания, не онтологической основой, а методологией
наук. Основную установку Баденской школы сформули-
ровал В. Винделъбанд в своей речи "История и естест-
вознание": "Опытные науки ищут в познании реального
мира либо общее, в форме закона природы, либо единич-
ное, в его исторической обусловленности. Одни из них -
суть науки о законах, другие - науки о событиях, первые
учат тому, что всегда имеет место, последние тому - что
однажды было. Научное мышление в первом случае есть
номотетическое [законополагающее. - А. Р.] мышление,
во-втором - мышление идеографическое [описывающее
особенное. - А. Р.]". Отправным моментом для этого деле-
ния наук служит убеждение, что ни одна наука не может
отобразить действительность. Науки только по-разному
преобразуют ее. Естествознание преодолевает многообра-
зие действительности путем отвлечения (абстрагирова-
ния) от частного и особенного, на основе упрощения дейст-
вительности, формулирования общего, а, точнее, всеоб-
щего закона Естествознанию не под силу знание
индивидуального. Впрочем, оно его и не интересует. Одна-
ко для человеческой истории индивидуальное является
главным. Поэтому исторические науки, науки о культуре
занимаются исследованием единичных, неповторимых яв-
лений и событий.
238
Итак, с точки зрения философов Баденской школы,
естественные науки изучают общее, повторяющееся, за-
кономерное в явлениях, руководствуясь генерализирую-
щим (обобщающим) или номотетическим (законополага-
ющим) методом, а науки о культуре - индивидуализиру-
ющим, идеографическим (описывающим) методом.
Главная проблема, которую предстояло решить этим
философам, заключалась в следующем: как возможна на-
ука об индивидуальном, а не об общем. Г. Риккерт предло-
жил такое решение: индивидуальное следует осмысливать
через соотнесение с ценностями. Многообразие событий по-
лучает свое единство через ценностное восприятие. Однако,
по Риккерту, ценности не следует путать с оценкой. Оценка
- это субъективное отношение, не выходящее за пределы
установленных фактов. Ценности же - это независящая от
субъекта реальность. Они действуют сами по себе Ценности
априорны, трансцендентальны, общезначимы.
В каком-то смысле Риккерт прав. Ценности - это ха-
рактеристика не индивидуального, а общественного созна-
ния - идеальные социальные формы, функционирующие
в социальном взаимодействии, но через индивидуальное
сознание, личность. И здесь требуется тщательно разо-
браться, как процесс соотношения индивидуального и об-
щественного сознания реализуется в исторических науках,
науках о культуре. Неокантианцы такой проработки не сде-
лали. Они лишь констатировали отнесение к ценностям как
важнейшее условие индивидуализирующего метода. Вме-
сте с тем, Риккерт признает, что, конечно, и история упро-
щает и преобразует действительность, но она делает это
иначе, чем естествознание. Она относит ее к общезначимой
культурной ценности. При такой переработке действитель-
ности индивидуальность не утрачивается.
Руководствуясь проведенным Кантом различием тео-
ретического и практического разума, неокантианцы уста-
навливают различие между наукой и философией. Науки
опираются на теоретические суждения и эмпирические дан-
ные о сущем. Философия - это нормативное учение, учение
о ценностях - аксиология. Ее предмет - изучение отноше-
ния субъекта и ценности. Ценности, по Риккерту, образуют
совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторо-
ну субъекта и объекта - "мир трансцендентального смыс-
Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 239
ла". Неокантианцы устанавливают определенную иерархию
ценностей, символизирующую, по их мнению, прогрессивное
развитие в процессе самоопределения человека. Риккерт вы-
числяет шесть сфер духовной жизни: логику, эстетику, мис-
тику, этику, эротику, религию и устанавливает соответству-
ющие им типы ценностей: истину, красоту, надличностную
святость, нравственность, счастье, личную святость.
Неокантианство положило начало разработке новой
отрасли философского знания - науки о ценностях - акси-
ологии. Сформулированные в Баденской школе принципы
методологии научного познания активно используются в со-
временном обществознании, прежде всего, в истории и соци-
ологии. На этих принципах в значительной мере базируется
течение "понимающей социологии", связанное с творчест-
вом Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Дильтея и их последователей.
Разработка методологии научного познания
в позитивизме и неопозитивизме
Видное место в разработке методологии научного позна-
ния принадлежит позитивизму. Понятие "позитивизм"
(производное от лат. розйхуиз - положительный) обозна-
чает призыв к философам отказаться от метафизических
абстракций и обратиться к исследованию позитивного зна-
ния. Позитивисты считают, что философия увлеклась ни-
кому не нужными, оторванными от реальной жизни мета-
физическими изысканиями и спорами. Сейчас, в век рас-
цвета позитивной науки, возрастающей роли во всех
сферах жизнедеятельности человека точных и конкрет-
ных знаний, необходимо сосредоточить свое внимание на
"позитивном" в человеческом знании и познании.
Позитивизм исходит из признания существования
некой реальности, которая со всей очевидностью непосред-
ственно дана человеку. Понятия позитивное и данное тож-
дественны. Данное - это то, что поддается проверке эмпи-
рическими или логико-математическими средствами. Эта
проверка должна носить общезначимый характер.
Позитивизм возникает в 30-40 годах XIX в. во Фран-
ции. Родоначальником этого философского течения явля-
ется Огюст Конт (1798-1857). Идеи Конта заимствовали и
240
развили в Англии Герберт Спенсер и Джон Стюарт Милль,
в России - П. Л. Лавров, Н. К Михайловский и др. О. Конт,
в определенной мере, является продолжателем идей
французского Просвещения. Вслед за Сен-Симоном и Да-
ламбером, он сформулировал закон о трех последователь-
ных стадиях интеллектуальной эволюции человека, ко-
торые свойственны ему как в филогенетическом, так и в
онтогенетическом развитии: теологической, метафизиче-
ской и позитивной (научной). Первая, теологическая, ста-
дия все явления объясняет на основе религиозных пред-
ставлений, вторая - метафизическая, заменяет сверхъе-
стественные факторы в объяснении природы сущностями,
причинами. Задача этой стадии критическая: разрушая
прежние представления, она подготавливает третью ста-
дию - позитивную, научную. Позитивизм понимает свое
предназначение как критику ненаучного знания, основное
острие этой критики направлено против метафизического
подхода. В данном случае под словом метафизика понима-
ется традиционный, философский подход ("Метафизи-
ка" Аристотеля). История "тяжбы" философии с наукой,
считает Конт, показала, что всякие попытки приспособить
метафизическую проблематику к духу научности заведо-
мо обречены на провал. Поэтому следует отказаться от ме-
тафизики. Наука больше не нуждается в стоящей над ней
философии, а должна опираться сама на себя.
Позитивистский подход предполагает два коренных
преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от ме-
тафизических наслоений. К таким наслоениям Конт отно-
сил претензии науки на раскрытие причин явлений и про-
никновения в их сущность. Он утверждал, что наука не
объясняет действительность, а лишь описывает явления.
Она не отвечает на вопрос "почему?", а отвечает на вопрос
"как? ". Последовательное проведение данного тезиса Кон-
та означало бы отказ науки от принципа причинности, от-
рицание возможности раскрытия объективных, законо-
мерных связей. Конт не делает таких крайних выводов, он
пытается сохранить эти бесспорные составные элементы,
научного подхода, что создает внутренние противоречия
в позитивистском подходе к науке и философии.
Отрицая прежнюю "метафизическую" философию,
Конт не отказывается от философии как таковой. Он пола-
Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 241
I
гает, что для адекватного познания действительности от-
дельных частных наук недостаточно. Существует объек-
тивная потребность разработки общенаучных методов по-
знания, а так нее раскрытия связи между отдельными на-
уками, создания системы научного знания. Решение этих
задач и является прерогативой "новой философии". А для
этого "старая философия" должна быть коренным обра-
зом переосмыслена, "очищена от всех метафизических пе-
режитков". Таким образом, позитивизм претендует на
роль "философии науки". По замыслам Конта, конкрет-
ные науки должны выявлять частные закономерности раз-
личных предметных областей знания, философия же
должна направить свои усилия на познание наиболее об-
щих закономерностей, на систематизацию научного зна-
ния. При этом в своей систематизаторской деятельности
философия должна ориентироваться на строгие образцы
естественнонаучного знания, философские системы
О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля носили характер эн-
циклопедических классификаций имеющегося научного
знания. Большое количество томов говорило о богатой эру-
диции их авторов, но не давало ничего нового для науки, не
носило характер творческих изысканий.
Позитивистские системы Конта, Спенсера, Милля
создавали определенную научную картину мира, опираю-
щуюся на принцип механистического истолкования дей-
ствительности. Процесс естественнонаучного знания на
рубеже XIX-XX вв. связанный с развитием квантовой
физики, поставил под вопрос механистическую методоло-
гию, основанную на принципах ньютоновской физики и
разрушил прежнюю картину мира. Вместе с этим, под во-
просом оказалась и эмпирическая методология научного
познания, поскольку в ходе исследований выявилась за-
висимость результатов научных опытов от приборов и ор-
ганов чувств человека. Интенсивное развитие психологи-
ческих исследований поставило на повестку дня вопрос о
связи этой науки с другими науками, изучающими челове-
ка и окружающий его мир. В этих условиях философия,
опирающаяся на принципы позитивизма, переживает се-
рьезный кризис. Она вынуждена поставить в центр своего