<< Пред.           стр. 34 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 внимания такие вопросы, которые приверженцы контов-
 ского учения считали сугубо метафизическими: о природе
 242
 познания, об отношении субъекта и объекта, о взаимоот-
 ношении психического и физического, о характере и исто-
 ках "опыта" и т. д. Возникает вторая стадия в развитии по-
 зитивизма - эмпириокритицизм (критика опыта) Э. Ма-
 хом (1838-1916), Р. Авенариусом (1843-1896) и др.
 Эмпириокритицизм сохраняет основную установку
 позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его
 представители настаивают на необходимости борьбы в на-
 уке с засильем метафизических подходов, на изъятие из
 науки таких "метафизических" понятий как "субстанция",
 "причинность", "материальное", "идеальное" и т. п. Прин-
 ципиальное отличие данной стадии развития позитивизма
 от предшествующей состоит в том, что основную задачу фи-
 лософии ее представители видели не в построении всеобъ-
 емлющей системы научного знания, а в создании теории
 научного знания. На практике же разработка этой теории
 научного знания означала возврат философии к традици-
 онной гносеологической проблематике, решаемой с пози-
 ций субъективного идеализма Д. Беркли и Д. Юма.
 Третий этап в развитии позитивизма - неопозити-
 визм - начинается в 20-х гг. XX в. Его родоначальниками
 являются австрийский физик-теоретик М. Шлик (1882-
 1936), австрийский философ, логик и математик Л. Витген-
 штейн (1880-1951), немецкий философ и логик Р. Карнап
 (1891-1970), английский философ, логик и математик
 Б. Рассел (1872-1970) и др. Как и две предшествующие ста-
 дии позитивизма, неопозитивизм начинает свою борьбу за
 "подлинную философию" с критики метафизики. Неопози-
 тивисты упрекают традиционную философию в неясности
 рассуждений, в излишней усложненности языка, в опериро-
 вании полумистическйими понятиями типа "чистый разум",
 "абсолютная идея" и т. д. Философия, по мнению неопозити-
 вистов, должна быть коренным образом преобразована. К ней
 необходимо предъявить строгие требования, которые сло-
 жились в современном естествознании и математике.
 Следует отметить, что неопозитивизм неоднороден:
 как философское течение он состоит из ряда философских
 школ и прошел в своем развитии ряд последовательных эта-
 пов. Исторически первый и основной вариант неопозити-
 визма - логический позитивизм. Представитель логичес-
 кого позитивизма исходил из предпосылки, что предметом
 Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 243
 
 философии не может быть и теория познания, поскольку ее
 решения вынуждены выходить на мировоззренческую про-
 блематику, а это неизбежно выталкивает философское мы-
 шления в сферу "метафизических" проблем. По их мнению,
 философия вообще не имеет предмета исследования, пото-
 му, что она не является содержательной наукой о какой-то
 реальности, а представляет собой род деятельности, осо-
 бый способ теоретизирования.
 В чем же состоит этот способ теоретизирования, с
 точки зрения неопозитивистов? Представители логичес-
 кого позитивизма считают, что задача философии сводит-
 ся к логическому анализу научных высказываний и обоб-
 щений. При этом неопозитивисты исходят из предпосы-
 лок, что все знания выражаются с помощью языка, в виде
 каких-то высказываний. Центральная задача философии
 - разработать принципы проверки этих высказываний на
 соответствие их опыту человека, позитивному данному.
 Б. Рассел выдвинул положение о том, что все высказывания
 делятся на три основных категории: 1) логико-математиче-
 ские (аналитические); 2) эмпирические (синтетические);
 3) метафизические (научно-неосмысленные). Философия,
 по мысли неопозитивистов, должна проанализировать вы-
 сказывания, имеющие хождение в науке, на основе анализа
 изъять из науки все научно-неосмысленные высказывания,
 обеспечить построение идеальных логических моделей ос-
 мысленного научного рассуждения.
 Естественно встает вопрос: как можно определить,
 являются те или иные высказывания научными или нена-
 учными? Каков критерий научности? Для этого логичес-
 ким позитивизмом была выдвинута "верификационная
 концепция знания" или принцип верификаций высказы-
 ваний (от лат. уегйаз - истина). Согласно этому принципу,
 любое высказывания в науке, практике, философии под-
 лежит опытной проверке на истинность. Только те выска-
 зывания имеют научный смысл, которые допускают, в ко-
 нечном счете, сведение их к высказываниям, фиксирую-
 щим непосредственный чувственный опыт индивида, к
 "атомарным высказываниям".
 Неопозитивизм, как мы видим, истолковывал истину
 как совпадение высказываний с непосредственным опы-
 том человека. Но он не мог не учитывать специфику науч-
 244
 ного и философского знания, которое соприкасается с опы-
 том не непосредственно, а опосредованно, через целую
 цепь рассуждений Эти непосредственно не связанные с
 опытом высказывания, неопозитивисты предложили на-
 звать "молекулярными высказываниями". И подобно то-
 му, как молекулы состоят из атомов, так и молекулярные
 высказывания могут быть составлены из "атомарных вы-
 сказываний", то есть тех, которые могут напрямую сопос-
 тавлены с подтверждающим или опровергающим их опы-
 том. При проверке на истинность необходимо пройти весь
 путь построения молекулярных предложений и свести их
 до "атомарных" или "протокольных высказываний".
 Однако в ходе исследований довольно скоро выяви-
 лось, что многие высказывания науки невозможно свести
 к "эмпирическому данному", к непосредственному опыту.
 Особенно наглядно это проявлялось в отношении научных
 высказываний о фактах прошлого и высказываний, нося-
 щих широкий, обобщающий характер, формулирующих
 законы природы. Логический позитивизм встал перед ди-
 леммой: либо исключить эти высказывания из науки, либо
 дать новое истолкование принципа верификации. Они за-
 явили, что требование необходимости осуществления эм-
 пирической проверки касается только частных высказы-
 ваний. В большинстве же случаев эмпирическая проверя-
 емость должна подразумеваться только принципиально.
 Ученые должны исходить из установки о том, что верифи-
 кация всегда логически возможна, мыслима по отношению
 ко всем высказываниям.
 Это отступление от принципа верификации сущест-
 венно поколебало устои неопозитивизма. Но не только вну-
 тренние трудности процесса верификации ставили под со-
 мнение учение неопозитивизма. Его критики вскоре весь-
 ма аргументированно показали, что сам принцип
 верификации не может быть верифицируем и, следова-
 тельно, его провозглашение является высказыванием, не
 имеющим смысла, то есть относящимся к разряду мета-
 физических высказываний. Так обнаружилась глубокая
 внутренняя противоречивость исходных установок нео-
 позитивизма. Вместе с тем, была выявлена и противоречи-
 вость принципа верификаций самой научной теории. Дей-
 ствительно шгука, как утверждают неопозитивисты, опи-
 Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 245
 
 рается на опыт. Но она не может развиваться только на ос-
 нове опыта. Большое значение для развития науки имеет
 творческое, конструктивное мышление. Это мышление
 поднимается над опытом и создает новый результат, кото-
 рый напрямую не содержится в эмпирических данных, чи-
 сто экспериментальных действиях. Внутренняя противо-
 речивость неопозитивистских установок, критика этих
 установок представителями других философских направ-
 лений привели к утрате неопозитивизмом своего влияния
 в философии науки и разработке проблем методологии на-
 учного познания с позиций постпозитивизма
 Однако прежде, чем приступить к рассмотрению
 постдозитивизма следует отметить, что усилия неопози-
 тивистов не были бесплодны для науки и философии. Они
 дали определенные положительные результаты. Следует
 согласиться с неопозитивизмом в том, что процесс мышле-
 ния, процесс познания становится доступным логическо-
 му исследованию лишь в языковой форме. Отождествле-
 ние форм языка и форм логики открывало новые возмож-
 ности для комплексного анализа знания, в частности, для
 логико-лингвистического анализа. Движение от языковой
 формы к формально-логической, а также от математико-
 логической формы к более общему логическому формооб-
 разованию открывает возможность, с одной стороны, дви-
 жение "восхождение", ко все более широкой формализа-
 ции, с другой стороны, нисхождение от более общих
 логических форм к более конкретным языковым высказы-
 ваниям. На пути "восхождения" возможно построение
 множества относительно обособленных или взаимосвязан-
 ных языковых, формально-логических, математико-логи-
 ческих систем: достаточно взять в качестве отправной точ-
 ки какие-либо языковые образования (имена, предложе-
 ния, их комплексы), договориться (заключить конвенцию)
 и родятся новые системы исчисления высказываний.
 Таким образом, неопозитивисты создали новые лег-
 ко формализующиеся типы анализа языка. На этой основе
 были созданы предпосылки формализации огромной об-
 ласти гуманитарного знания, проникновение в это знание
 математических методов и аппарата. Эти предпосылки бы-
 ли реализованы в структурализме. Структурализм - это
 течение на стыке современной науки и философии, выра-
 246
 жающее стремление придать гуманитарным наукам ста-
 тус точных наук. Авангардную роль в этом процессе сыг-
 рала лингвистика. Введение лингвистических моделей в
 этнографию привело к превращению этой описательной
 науки в этнологию.
 Концепция науки в критическом рационализме
 Постпозитивистскую стадию в разработке проблем мето-
 дологии научного познания наиболее ярко представляет
 критический рационализм. К. Поппер (1902-1988), Т. Кун
 (род 1922 г.). И. Лакатос (1922-1974), П. Фейерабенд (род.
 1924 г.). Критический рационализм не просто пересмотрел
 исходные принципы неопозитивизма в отношении методо-
 логии научного познания, но радикальным образом изме-
 нил сам предмет изучения. С точки зрения критического ра-
 ционализма предметом изучения являются не высказыва-
 ния, а наука как целостная, динамичная, развивающая
 система Критические рационалисты считают, что научное
 значение является целостным по своей природе. Его нельзя
 разбить на отдельные высказывания или на независимые
 друг от друга уровни: уровень наблюдений (эмпирический)
 и уровень теории (теоретический). Любое эмпирическое вы-
 сказывание обусловлено какой-то теорией. В научном зна-
 нии философские концепции тесно переплетаются, взаи-
 мосвязаны с собственно научными. А это значит, что фило-
 софия не только оказывает стимулирующее (негативное
 или позитивное) воздействие на науку, философские поло-
 жения органически входят в "тело" науки. Наука, как цело-
 стное явление, требует к себе разносторонних подходов: ис-
 торико-научного, методологического, науковедческого,
 психологического, логического и т. д.
 Основоположник критического рационализма К. Поп-
 пер исходил из предпосылки, что законы науки не выража-
 ются аналитическими суждениями и в то же время не сво-
 димы к наблюдениям. А это означает, что эти законы не ве-
 рифицируемы. Науке, по мнению К. Поппера, нужен другой
 принцип - не принцип верификации, а фальсификация,
 то есть не подтверждение на истинность, а опровержение
 неистинности. Фальсификация, по Попперу, это принци-
 Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 247
 
 пиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого
 учреждения, относящегося к науке. Принцип фальсифи-
 кации используется К. Поппером как разграничительная
 линия в отделении научного знания от ненаучного.
 Принцип фальсификации, в каком-то смысле, непо-
 средственно направлен против принципа верификации.
 К. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое
 высказывание, которое не опровергнуто опытом. Если най-
 дены условия, при которых хотя бы некоторые базисные
 "атомарные высказывания" (теории, гипотезы) ложны, то
 данная теория, гипотеза опровержима. Когда же опытное
 опровержение гипотезы отсутствует, то она может счи-
 таться истинной, или, по крайней мере, оправданной. Но
 истолкование принципа фальсификации как антиверифи-
 кации является неточным. У К. Поппера этот принцип име-
 ет гораздо более широкое и принципиально иное значение.
 С точки зрения Поппера, научное знание не сводимо к опыт-
 ному, эмпирическому. Эмпирическое знание - это только
 один уровень научного знания. Наряду с ним, существует и
 другой - теоретический. Эмпирический и теоретический
 уровни органически связаны между собой. Поэтому прин-
 цип фальсификации - это не способ эмпирической про-
 верки, а определенная установка науки на критический
 анализ содержания научного знания, на постоянную необ-
 ходимость критического пересмотра всех его достижений.
 Таким образом, К. Поппер утверждает взгляд на науку как
 на постоянный динамический процесс, в котором непре-
 рывно происходят какие-то изменения. Причем, развитие
 научного знания, по Попперу, не следует представлять как
 прогрессивный, "кумулятивный" процесс, т. е. процесс до-
 бавления, накопления новых истинных знаний. Научные
 теории независимы друг от друга. Они в своем развитии не
 дополняют, а развивают друг друга. В науке постоянно про-
 ходит процесс перестроек теории.
 Существенный вклад в разработку идей критическо-
 го рационализма внес профессор Принстонского универ-
 ситета США Т. Кун. Он считает, что не следует представ-
 лять науку как собрание истинных или ложных идей,
 высказываний, теорий, развивающихсяпо своим собствен-
 ным законам - законам познания. В науке действует че-
 ловек-ученый как субъект научной деятельности. При
 248
 этом Кун подчеркивал, что научное познание осуществля-
 ется не учеными-одиночками, а сообществом ученых-про-
 фессионалов, действующих по неписаным правилам, ко-
 торые регулируют их взаимоотношения друг с другом и
 обществом, в целом. Например, таким правилом является
 запрет обращаться к властям или широким массам, чтобы
 они выступили в качестве арбитров для разрешения науч-
 ных споров. Таким арбитром может быть только компе-
 тентная профессиональная группа.
 Таким образом, Кун исходит из представления о науке
 как социальном институте, в котором действуют опреде-
 ленные социальные группы и организации. Однако главным,
 объединяющим началом сообщества ученых, с точки зрения
 Куна, являются не нормы профессиональной этики, а еди-
 ный стиль мышления, признание данным сообществом оп-
 ределенных фундаментных теорий и методов исследования.
 Эти положения, объединяющие сообщество ученых, Кун на-
 звал парадигмой. "Под парадигмой, -'• писал Т. Кун, - я под-
 разумеваю признанные всеми научные достижения, кото-
 рые в течение определенного времени дают научному сооб-
 ществу модель постановки проблем и их решения" (Кун Т.
 Структура научных революций. - М., 1971. - С. 11). Из
 этих моделей, по мнению Куна, возникают конкретные тра-
 диции того или иного направления в исследовании.
 Парадигмы имеют как познавательную, так и норма-
 тивную функции. Они дают ученым основные принципы
 их познавательной деятельности и формы реализации
 этих принципов. Парадигмы, по словам Куна, являются
 источником методов, проблемных ситуаций, стандартов
 решения проблем, принятых в тех или иных сообществах
 ученых. Более низким уровнем организации научного зна-
 ния, по сравнению с парадигмой, является научная тео-
 рия. Каждая теория создается в рамках той или иной пара-
 дигмы. Теории, существующие в рамках различных пара-
 дигм, не сопоставимы. Поэтому одна и та же теория не
 может входить в разные парадигмы без предварительного
 ее серьезного переосмысления. А это означает, что при сме-
 не парадигм невозможно осуществить преемственность
 теорий, то есть какие-то теории перенести из старых па-
 радигм в новые. В контексте новых парадигм старые тео-
 рии получают новое содержание, иную интерпретацию.
 Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 249
 
 Позднее Кун называет парадигмы дисциплинарны-
 ми матрицами. Они дисциплинарны, потому что принуж-

<< Пред.           стр. 34 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу