<< Пред. стр. 34 (из 46) След. >>
внимания такие вопросы, которые приверженцы контов-ского учения считали сугубо метафизическими: о природе
242
познания, об отношении субъекта и объекта, о взаимоот-
ношении психического и физического, о характере и исто-
ках "опыта" и т. д. Возникает вторая стадия в развитии по-
зитивизма - эмпириокритицизм (критика опыта) Э. Ма-
хом (1838-1916), Р. Авенариусом (1843-1896) и др.
Эмпириокритицизм сохраняет основную установку
позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его
представители настаивают на необходимости борьбы в на-
уке с засильем метафизических подходов, на изъятие из
науки таких "метафизических" понятий как "субстанция",
"причинность", "материальное", "идеальное" и т. п. Прин-
ципиальное отличие данной стадии развития позитивизма
от предшествующей состоит в том, что основную задачу фи-
лософии ее представители видели не в построении всеобъ-
емлющей системы научного знания, а в создании теории
научного знания. На практике же разработка этой теории
научного знания означала возврат философии к традици-
онной гносеологической проблематике, решаемой с пози-
ций субъективного идеализма Д. Беркли и Д. Юма.
Третий этап в развитии позитивизма - неопозити-
визм - начинается в 20-х гг. XX в. Его родоначальниками
являются австрийский физик-теоретик М. Шлик (1882-
1936), австрийский философ, логик и математик Л. Витген-
штейн (1880-1951), немецкий философ и логик Р. Карнап
(1891-1970), английский философ, логик и математик
Б. Рассел (1872-1970) и др. Как и две предшествующие ста-
дии позитивизма, неопозитивизм начинает свою борьбу за
"подлинную философию" с критики метафизики. Неопози-
тивисты упрекают традиционную философию в неясности
рассуждений, в излишней усложненности языка, в опериро-
вании полумистическйими понятиями типа "чистый разум",
"абсолютная идея" и т. д. Философия, по мнению неопозити-
вистов, должна быть коренным образом преобразована. К ней
необходимо предъявить строгие требования, которые сло-
жились в современном естествознании и математике.
Следует отметить, что неопозитивизм неоднороден:
как философское течение он состоит из ряда философских
школ и прошел в своем развитии ряд последовательных эта-
пов. Исторически первый и основной вариант неопозити-
визма - логический позитивизм. Представитель логичес-
кого позитивизма исходил из предпосылки, что предметом
Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 243
философии не может быть и теория познания, поскольку ее
решения вынуждены выходить на мировоззренческую про-
блематику, а это неизбежно выталкивает философское мы-
шления в сферу "метафизических" проблем. По их мнению,
философия вообще не имеет предмета исследования, пото-
му, что она не является содержательной наукой о какой-то
реальности, а представляет собой род деятельности, осо-
бый способ теоретизирования.
В чем же состоит этот способ теоретизирования, с
точки зрения неопозитивистов? Представители логичес-
кого позитивизма считают, что задача философии сводит-
ся к логическому анализу научных высказываний и обоб-
щений. При этом неопозитивисты исходят из предпосы-
лок, что все знания выражаются с помощью языка, в виде
каких-то высказываний. Центральная задача философии
- разработать принципы проверки этих высказываний на
соответствие их опыту человека, позитивному данному.
Б. Рассел выдвинул положение о том, что все высказывания
делятся на три основных категории: 1) логико-математиче-
ские (аналитические); 2) эмпирические (синтетические);
3) метафизические (научно-неосмысленные). Философия,
по мысли неопозитивистов, должна проанализировать вы-
сказывания, имеющие хождение в науке, на основе анализа
изъять из науки все научно-неосмысленные высказывания,
обеспечить построение идеальных логических моделей ос-
мысленного научного рассуждения.
Естественно встает вопрос: как можно определить,
являются те или иные высказывания научными или нена-
учными? Каков критерий научности? Для этого логичес-
ким позитивизмом была выдвинута "верификационная
концепция знания" или принцип верификаций высказы-
ваний (от лат. уегйаз - истина). Согласно этому принципу,
любое высказывания в науке, практике, философии под-
лежит опытной проверке на истинность. Только те выска-
зывания имеют научный смысл, которые допускают, в ко-
нечном счете, сведение их к высказываниям, фиксирую-
щим непосредственный чувственный опыт индивида, к
"атомарным высказываниям".
Неопозитивизм, как мы видим, истолковывал истину
как совпадение высказываний с непосредственным опы-
том человека. Но он не мог не учитывать специфику науч-
244
ного и философского знания, которое соприкасается с опы-
том не непосредственно, а опосредованно, через целую
цепь рассуждений Эти непосредственно не связанные с
опытом высказывания, неопозитивисты предложили на-
звать "молекулярными высказываниями". И подобно то-
му, как молекулы состоят из атомов, так и молекулярные
высказывания могут быть составлены из "атомарных вы-
сказываний", то есть тех, которые могут напрямую сопос-
тавлены с подтверждающим или опровергающим их опы-
том. При проверке на истинность необходимо пройти весь
путь построения молекулярных предложений и свести их
до "атомарных" или "протокольных высказываний".
Однако в ходе исследований довольно скоро выяви-
лось, что многие высказывания науки невозможно свести
к "эмпирическому данному", к непосредственному опыту.
Особенно наглядно это проявлялось в отношении научных
высказываний о фактах прошлого и высказываний, нося-
щих широкий, обобщающий характер, формулирующих
законы природы. Логический позитивизм встал перед ди-
леммой: либо исключить эти высказывания из науки, либо
дать новое истолкование принципа верификации. Они за-
явили, что требование необходимости осуществления эм-
пирической проверки касается только частных высказы-
ваний. В большинстве же случаев эмпирическая проверя-
емость должна подразумеваться только принципиально.
Ученые должны исходить из установки о том, что верифи-
кация всегда логически возможна, мыслима по отношению
ко всем высказываниям.
Это отступление от принципа верификации сущест-
венно поколебало устои неопозитивизма. Но не только вну-
тренние трудности процесса верификации ставили под со-
мнение учение неопозитивизма. Его критики вскоре весь-
ма аргументированно показали, что сам принцип
верификации не может быть верифицируем и, следова-
тельно, его провозглашение является высказыванием, не
имеющим смысла, то есть относящимся к разряду мета-
физических высказываний. Так обнаружилась глубокая
внутренняя противоречивость исходных установок нео-
позитивизма. Вместе с тем, была выявлена и противоречи-
вость принципа верификаций самой научной теории. Дей-
ствительно шгука, как утверждают неопозитивисты, опи-
Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 245
рается на опыт. Но она не может развиваться только на ос-
нове опыта. Большое значение для развития науки имеет
творческое, конструктивное мышление. Это мышление
поднимается над опытом и создает новый результат, кото-
рый напрямую не содержится в эмпирических данных, чи-
сто экспериментальных действиях. Внутренняя противо-
речивость неопозитивистских установок, критика этих
установок представителями других философских направ-
лений привели к утрате неопозитивизмом своего влияния
в философии науки и разработке проблем методологии на-
учного познания с позиций постпозитивизма
Однако прежде, чем приступить к рассмотрению
постдозитивизма следует отметить, что усилия неопози-
тивистов не были бесплодны для науки и философии. Они
дали определенные положительные результаты. Следует
согласиться с неопозитивизмом в том, что процесс мышле-
ния, процесс познания становится доступным логическо-
му исследованию лишь в языковой форме. Отождествле-
ние форм языка и форм логики открывало новые возмож-
ности для комплексного анализа знания, в частности, для
логико-лингвистического анализа. Движение от языковой
формы к формально-логической, а также от математико-
логической формы к более общему логическому формооб-
разованию открывает возможность, с одной стороны, дви-
жение "восхождение", ко все более широкой формализа-
ции, с другой стороны, нисхождение от более общих
логических форм к более конкретным языковым высказы-
ваниям. На пути "восхождения" возможно построение
множества относительно обособленных или взаимосвязан-
ных языковых, формально-логических, математико-логи-
ческих систем: достаточно взять в качестве отправной точ-
ки какие-либо языковые образования (имена, предложе-
ния, их комплексы), договориться (заключить конвенцию)
и родятся новые системы исчисления высказываний.
Таким образом, неопозитивисты создали новые лег-
ко формализующиеся типы анализа языка. На этой основе
были созданы предпосылки формализации огромной об-
ласти гуманитарного знания, проникновение в это знание
математических методов и аппарата. Эти предпосылки бы-
ли реализованы в структурализме. Структурализм - это
течение на стыке современной науки и философии, выра-
246
жающее стремление придать гуманитарным наукам ста-
тус точных наук. Авангардную роль в этом процессе сыг-
рала лингвистика. Введение лингвистических моделей в
этнографию привело к превращению этой описательной
науки в этнологию.
Концепция науки в критическом рационализме
Постпозитивистскую стадию в разработке проблем мето-
дологии научного познания наиболее ярко представляет
критический рационализм. К. Поппер (1902-1988), Т. Кун
(род 1922 г.). И. Лакатос (1922-1974), П. Фейерабенд (род.
1924 г.). Критический рационализм не просто пересмотрел
исходные принципы неопозитивизма в отношении методо-
логии научного познания, но радикальным образом изме-
нил сам предмет изучения. С точки зрения критического ра-
ционализма предметом изучения являются не высказыва-
ния, а наука как целостная, динамичная, развивающая
система Критические рационалисты считают, что научное
значение является целостным по своей природе. Его нельзя
разбить на отдельные высказывания или на независимые
друг от друга уровни: уровень наблюдений (эмпирический)
и уровень теории (теоретический). Любое эмпирическое вы-
сказывание обусловлено какой-то теорией. В научном зна-
нии философские концепции тесно переплетаются, взаи-
мосвязаны с собственно научными. А это значит, что фило-
софия не только оказывает стимулирующее (негативное
или позитивное) воздействие на науку, философские поло-
жения органически входят в "тело" науки. Наука, как цело-
стное явление, требует к себе разносторонних подходов: ис-
торико-научного, методологического, науковедческого,
психологического, логического и т. д.
Основоположник критического рационализма К. Поп-
пер исходил из предпосылки, что законы науки не выража-
ются аналитическими суждениями и в то же время не сво-
димы к наблюдениям. А это означает, что эти законы не ве-
рифицируемы. Науке, по мнению К. Поппера, нужен другой
принцип - не принцип верификации, а фальсификация,
то есть не подтверждение на истинность, а опровержение
неистинности. Фальсификация, по Попперу, это принци-
Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 247
пиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого
учреждения, относящегося к науке. Принцип фальсифи-
кации используется К. Поппером как разграничительная
линия в отделении научного знания от ненаучного.
Принцип фальсификации, в каком-то смысле, непо-
средственно направлен против принципа верификации.
К. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое
высказывание, которое не опровергнуто опытом. Если най-
дены условия, при которых хотя бы некоторые базисные
"атомарные высказывания" (теории, гипотезы) ложны, то
данная теория, гипотеза опровержима. Когда же опытное
опровержение гипотезы отсутствует, то она может счи-
таться истинной, или, по крайней мере, оправданной. Но
истолкование принципа фальсификации как антиверифи-
кации является неточным. У К. Поппера этот принцип име-
ет гораздо более широкое и принципиально иное значение.
С точки зрения Поппера, научное знание не сводимо к опыт-
ному, эмпирическому. Эмпирическое знание - это только
один уровень научного знания. Наряду с ним, существует и
другой - теоретический. Эмпирический и теоретический
уровни органически связаны между собой. Поэтому прин-
цип фальсификации - это не способ эмпирической про-
верки, а определенная установка науки на критический
анализ содержания научного знания, на постоянную необ-
ходимость критического пересмотра всех его достижений.
Таким образом, К. Поппер утверждает взгляд на науку как
на постоянный динамический процесс, в котором непре-
рывно происходят какие-то изменения. Причем, развитие
научного знания, по Попперу, не следует представлять как
прогрессивный, "кумулятивный" процесс, т. е. процесс до-
бавления, накопления новых истинных знаний. Научные
теории независимы друг от друга. Они в своем развитии не
дополняют, а развивают друг друга. В науке постоянно про-
ходит процесс перестроек теории.
Существенный вклад в разработку идей критическо-
го рационализма внес профессор Принстонского универ-
ситета США Т. Кун. Он считает, что не следует представ-
лять науку как собрание истинных или ложных идей,
высказываний, теорий, развивающихсяпо своим собствен-
ным законам - законам познания. В науке действует че-
ловек-ученый как субъект научной деятельности. При
248
этом Кун подчеркивал, что научное познание осуществля-
ется не учеными-одиночками, а сообществом ученых-про-
фессионалов, действующих по неписаным правилам, ко-
торые регулируют их взаимоотношения друг с другом и
обществом, в целом. Например, таким правилом является
запрет обращаться к властям или широким массам, чтобы
они выступили в качестве арбитров для разрешения науч-
ных споров. Таким арбитром может быть только компе-
тентная профессиональная группа.
Таким образом, Кун исходит из представления о науке
как социальном институте, в котором действуют опреде-
ленные социальные группы и организации. Однако главным,
объединяющим началом сообщества ученых, с точки зрения
Куна, являются не нормы профессиональной этики, а еди-
ный стиль мышления, признание данным сообществом оп-
ределенных фундаментных теорий и методов исследования.
Эти положения, объединяющие сообщество ученых, Кун на-
звал парадигмой. "Под парадигмой, -'• писал Т. Кун, - я под-
разумеваю признанные всеми научные достижения, кото-
рые в течение определенного времени дают научному сооб-
ществу модель постановки проблем и их решения" (Кун Т.
Структура научных революций. - М., 1971. - С. 11). Из
этих моделей, по мнению Куна, возникают конкретные тра-
диции того или иного направления в исследовании.
Парадигмы имеют как познавательную, так и норма-
тивную функции. Они дают ученым основные принципы
их познавательной деятельности и формы реализации
этих принципов. Парадигмы, по словам Куна, являются
источником методов, проблемных ситуаций, стандартов
решения проблем, принятых в тех или иных сообществах
ученых. Более низким уровнем организации научного зна-
ния, по сравнению с парадигмой, является научная тео-
рия. Каждая теория создается в рамках той или иной пара-
дигмы. Теории, существующие в рамках различных пара-
дигм, не сопоставимы. Поэтому одна и та же теория не
может входить в разные парадигмы без предварительного
ее серьезного переосмысления. А это означает, что при сме-
не парадигм невозможно осуществить преемственность
теорий, то есть какие-то теории перенести из старых па-
радигм в новые. В контексте новых парадигм старые тео-
рии получают новое содержание, иную интерпретацию.
Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 249
Позднее Кун называет парадигмы дисциплинарны-
ми матрицами. Они дисциплинарны, потому что принуж-