<< Пред.           стр. 38 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 вышение всех моральных, религиозных и иных норматив-
 ных установлений. Именно таким правом должен руковод-
 ствоваться подлинный человек во всех сферах своей жиз-
 недеятельности. В том числе, право сильного - основа
 власти мужчины над женщиной. Известен афоризм Ниц-
 ше: "Идешь к женщине - бери плетку". Всякое стремле-
 ние к уравнению прав мужчины и женщины - показатель
 упадка и разложения власти. Такая же характеристика
 распространяется Ницше и на другие демократические
 институты, и на демократию, как институт в целом, по-
 скольку, по его мнению, в условиях демократии масса со-
 ставляет оппозицию праву сильного.
 Из права сильного, "воли к власти" Ницше выводит
 все основания морали. Он утверждает, что мораль, опреде-
 ляющими понятиями которой являются понятия добра и
 зла, возникает как следствие чувства превосходства одних
 людей над другими: аристократов (лучших) над рабами
 (худшими). На протяжении всей истории рабы в виде ду-
 ховной мести пытались навязать свою мораль господам. На-
 чало этому процессу положили евреи в Ветхом Завете. На-
 Современный философский иррационализм 271
 
 ивысшее развитие этот процесс получил в христианстве,
 прежде всего, в Нагорной проповеди Иисуса Христа. По сло-
 вам Ницше, аристократическое уравнение ценностей (хо-
 роший = знатный = могучий = прекрасный = счастливый =
 любимый Богом).евреи сумели с ужасающей последова-
 тельностью вывернуть наизнанку и держались за это зуба-
 ми безграничной ненависти, ненависти бессилия. По их ло-
 гике, только одни несчастные, бедные, бессильные, низкие
 - хорошие, только страждущие, терпящие лишения, боль-
 ные, уродливые - благочестивы, блаженны. Только им
 предназначено вечное блаженство, а знатные, могущест-
 венные - злые, жестокие и похотливые - отвергнуты Бо-
 гом, и им навсегда быть проклятыми и отверженными.
 Ницше считал, что иудео-христианская мораль пре-
 пятствует полному самовыражению человека и. поэтому
 необходимо провести переоценку ценностей. Смысл этой
 переоценки состоит в упразднении результатов "восста-
 ния рабов в морали" и возрождении "морали господ". В ос-
 нове "морали господ", с точки зрения Ницше, должны ле-
 жать следующие принципы: 1) "ценность жизни" есть
 единственная безусловная ценность; 2) существует при-
 родное неравенство людей, обусловленное различием их
 жизненных сил и уровнем "воли к власти"; 3) сильный че-
 ловек свободен от моральных обязательств, он не связан
 никакими моральными нормами.
 Всем этим требованиям, по Ницше, удовлетворяет
 субъект морали господ - сверхчеловек. Сверхчеловек -
 "белокурая бестия" - центральное и наиболее спорное по-
 нятие в этике Ницше. Это понятие, наряду со многими ан-
 тисемитскими и антихристианскими идеями, было заим-
 ствовано у Ницше идеологами фашизма. Учение Ницше
 было объявлено чуть ли не официальным философским
 учением фашизма. И для этого, как мы видим, были опре-
 деленные основания. Наряду с генетической характерис-
 тикой сверхчеловека, как Человека арийской расы, с оп-
 ределенными фенотипическими признаками ("нордичес-
 кий тип"), Ницше пропагандировал двойную мораль
 сверхчеловека. По отношению друг к другу - это снисхо-
 дительные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные
 люди. Но по отношению к "чужим" они немногим лучше
 необузданных зверей. Здесь они свободны от моральных
 272
 тормозов и руководствуются в своих действиях инстинк-
 тами. Внешней особенностью сверхчеловека Ницше счи-
 тал "врожденное благородство", "аристократичность". Он
 презирал современных господ - буржуа - за их проис-
 хождение или занятие, а прежде всего, за недостаток у них
 этих качеств, способных, по его мнению, автоматически
 обеспечивать власть над людьми. Ницше считал, что массы
 готовы повиноваться, если господин доказывает право по-
 велевать уже своей внешностью, манерой держаться. Если
 же аристократический облик отсутствует, то массу легко
 навести на мысль, что только случай и нечаянное счастье
 возвышает одного над другим. А коли так, попытаем и мы
 однажды счастье и случай, бросим и мы жребий - отберем
 богатство, построим социализм. Обладатель власти, сверх-
 человек становится не в силу рождения членом определен-
 ного сословия или класса, а предназначен к этому самой
 природой. И эта антибуржуазная направленность учения
 Ницше, конечно, находилась в полном противоречии с иде-
 ологией и практикой фашизма. Ницше был категоричес-
 ким противником любых форм господства массового созна-
 ния, которое наивысшим образом проявилось в фашист-
 ской Германии. Его сверхчеловек - это гармонический
 человек, в котором сочетаются физическое совершенство,
 высокие моральные и интеллектуальные качества.
 Ницше нередко заявляет, что в действительности
 сверхчеловека еще не было, его необходимо вырастить. И в
 этом состоит цель человечества. Заратустра - это не
 сверхчеловек, а "мост" к сверхчеловеку. Обычные люди
 нашего времени - это исходный материал, "навоз", необ-
 ходимый для того, чтобы создать плодородную почву. для
 выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек, по сути дела,
 занимает у Ницше место Бога. Бог умер, мы его убили -
 возвещает Ницше устами Заратустры, и на его место долж-
 ны прийти сверхчеловеки.
 V V
 Эволюция психоаналитической философии.
 Структура человеческой личности. Сознание и бессознательное
 Иррационалистические тенденции "философии жизни"
 продолжает и углубляет психоаналитическая филосо-
 I Фшос1.фия Современный философский иррационализм 273
 
 фия. Эмпирической базой психоаналитической филосо-
 фии являет психоанализ. Он возник в рамках психиатрии
 как своеобразный подход к лечению неврозов методом ка-
 тарсиса или самоочищения Постепенно из медицинской
 методики он вырос до уровня философского течения, стре-
 мящегося объяснить личностные, культурные и социаль-
 ные явления.
 Основоположник психоанализа австрийский врач -
 психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Ос-
 новные идеи психоанализа изложены в его работах: "По
 ту сторону принципа удовольствия" (1920 г.), "Массовая
 психология и анализ человеческого "Я"" (1921 г.), ""Я" и
 "Оно" " (1923 г.) и др. Классическая психология до Фрейда
 изучала явления сознания, как они проявлялись у здоро-
 вого человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя харак-
 тер и причины неврозов, натолкнулся на ту область чело-
 веческой психики, которая раньше никак не изучалась, но
 которая имела большое значение для жизнедеятельности
 человека - это бессознательное.
 Открытие бессознательного, исследование его
 структуры, влияния на индивидуальную и общественную
 жизнь было главной заслугой 3. Фрейда. Бессознательны,
 по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Доволь-
 но часто прорывается бессознательное наружу в гипноти-
 ческих состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах на-
 шего поведения: оговорках, описках, неправильных дви-
 жениях и т. д. Согласно Фрейду, психика человека
 представляет собой взаимодействие трех уровней: бес-
 сознательного, предсозна-тельного и сознательного. Бес-
 сознательное он считал центральным компонентом, соот-
 ветствующим сути человеческой психики, а сознательное
 - лишь особой интуицией, надстраивающейся над бес-
 сознательным. Созданная Фрейдом модель личности
 предстает как комбинация трех элементов. "Оно" - глу-
 бинный слой бессознательного влечения - психическая
 самость, основа деятельности индивидов, "Я" - сфера со-
 знательного, посредник между "Оно" и "внешним миром",
 в том числе, природными и социальными институтами.
 "Сверх-Я" (зирег - е§о) внутриличностная совесть, ко-
 торая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу
 постоянно возникающего конфликта между ними." Сверх-
 274
 Я" является как бы высшим существом в человеке Это
 внутренне усвоенные интериоризированные индивидом
 социально значимые нормы и заповеди, социальные за-
 преты власти родителей и авторитетов.
 Глубинный слой человеческой психики, по мысли
 Фрейда, функционирует на основе природных инстинк-
 тов, "первичных влечений" с целью получения наиболь-
 шего удовольствия. В качестве основы первичных влече-
 ний Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные вле-
 чения. Позднее он заменяет их более общим понятием
 "либидо", которое охватывает уже всю сферу человечес-
 кой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже
 любовь к Родине. В конечном счете, он выдвигает гипотезу,
 что деятельность человека обусловлена наличием как би-
 ологических, так и социальных влечений, где доминирую-
 щую роль играют так называемые "инстинкт жизни" -
 эрос и "инстинкт смерти" - танатос.
 Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид
 сталкивается с внешней реальностью, которая противосто-
 ит в виде "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуз-
 дать бессознательные влечения и направить их в русло со-
 циально одобренного поведения при помощи "сверх-Я".
 Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он счи-
 тал, что человек может овладеть своими инстинктами и стра-
 стями и сознательно управлять ими в реальной жизни. За-
 дача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит в том,
 чтобы бессознательный материал человеческой психики пе-
 ревести в область сознания и подчинить своим целям.
 Фрейд считал, что психоанализ может быть исполь-
 зован и для объяснения и регулирования общественных
 процессов. Человек не существует изолированно от дру-
 гих людей, в его психической жизни всегда присутствует
 "Другой", с которым он вступает в контакт. Механизмы
 психического взаимодействия между различными инстан-
 циями в личности находят свой аналог в культурных про-
 цессах общества. Люди, подчеркивал он, постоянно нахо-
 дятся в состоянии страха и беспокойства от достижений
 цивилизации, поскольку таковые могут быть использова-
 ны против человека. Чувство страха и беспокойство уси-
 ливаются от того, что социальные инструменты, регули-
 рующие отношение между людьми в семье, обществе и го-
 Современный философский иррационализм 275
 
 сударстве, противостоят им как чуждые и непонятные си-
 лы. Однако при объяснении этих явлений Фрейд концент-
 рирует внимание не на социальной организации общества,
 а на природной склонности человекак агрессии и разру-
 шению. Развитие культуры - это выработанная челове-
 чеством форма обуздания человеческой агрессивности и
 деструктивности. Но в тех случаях, когда культуре это уда-
 ется сделать, агрессия вытесняется в сфере бессознатель-
 ного и становится внутренней пружиной человеческого
 действия. Противоречие между культурой и внутренними
 устремлениями человека ведут к неврозам. Поскольку
 культура является достоянием не одного человека, а всей
 массы людей, то возникает проблема коллективного не-
 вроза. В этой связи Фрейд ставил вопрос о том, не являют-
 ся ли многие культуры, или даже культурные эпохи "не-
 вротическими", не становится ли все человечество под
 влиянием культурных устремлений "невротическим"?
 Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а впос-
 ледствии один из его критиков Карл Густав Юнг (1875-
 1961). Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось
 к пониманию природы и формам проявления бессозна-
 тельного. Юнг считал, что Фрейд неоправданно свел всю
 человеческую деятельность к биологически унаследован-
 ным инстинктам, тогда как инстинкты имеют не биологи-
 ческую, а чисто символическую природу. Он предполо-
 жил, что символика является составной частью самой пси-
 хики и что бессознательное вырабатывает формы или
 идеи, носящие схематический характер и составляющие
 основу всех представлений человека. Эти формы не имеют
 внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга,
 формальными элементами, способными оформиться в кон-
 кретное представление только тогда, когда они проникают
 на сознательный уровень психики. Этим формальным эле-
 ментам, неотъемлемо присущим всему человеческому
 роду, Юнг даетназвание "архетипы". Архетипы представ-
 ляют собой формальные образцы поведения или символи-
 ческие образы, на основе которых оформляются конкрет-
 ные, наполненные содержанием, образы, соответствую-
 щие в реальной жизни стереотипам сознательной
 деятельности человека. Архетипы действуют в человеке
 инстинктивно. В своей знаменитой работе "Архетип и сим-
 276
 вол" Юнг следующим образом разъясняет суть этого по-
 нятия: "Под архетипами я понимаю коллективные по сво-
 ей природе формы и образцы, встречающиеся практичес-
 ки по всей земле как составные элементы мифов и в то же
 время являющиеся автохтонными индивидуальными про-
 дуктами бессознательного происхождения. Архетипичес-
 кие мотивы берут свое начало от архетипических образов
 в человеческом уме, которые передаются не только по-
 средством традиции и миграции, но также с помощью на-
 следственности. Эта гипотеза необходима, так как даже
 самые сложные архетипические образцы могут спонтанно
 воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или
 архетип является сформулированным итогом огромного
 технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так
 сказать, психический остаток бесчисленных пережива-
 ний одного и того же типа"
 Понятие "архетипы" Юнг разъясняет на основе уче-
 ния о коллективном бессознательном. Юнг проводит чет-
 кое разделение между индивидуальным и коллективным
 бессознательным. Индивидуальное бессознательное от-
 ражает личностный опыт отдельного человека и состоит
 из переживаний, которые когда-то были сознательными,
 но утратили свои сознательный характер в силу забвения
 или подавления. Коллективное бессознательное - это об-
 щечеловеческий опыт, характерный для всех рас и наро-
 дов. Оно представляет собой скрытые следы памяти чело-
 веческого прошлого, а также дочеловече-ское животное
 состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпо-
 се, религиозных верованиях и проявляется, то есть выхо-
 дит на поверхность у современных людей через сновиде-
 ния. Поэтому для Юнга главным показателем действия
 бессознательного являются сновидения, и его психологи-
 ческая деятельность, в том числе и как врача-психоневро-
 лога, концентрировалась на основе сновидений.
 Основоположники психоаналитической философии
 Фрейд и Юнг ставили перед собой задачу прояснить инди-
 видуальные поступки человека. Их последователи нео-
 фрейдисты А. Адлер (1870-1937), К. Хорни (1885-1952),
 Э. Фромм (1900-1980) на основе базовых идей этой фило-
 софии стремились объяснить социальное устройство жиз-
 ни людей. Так, если Фрейд в объяснении мотивов поведе-
 Современиый философский иррационализм 277
 
 ния личности сосредоточивал свое внимание на выявле-
 нии причины действия человека, то А. Адлер считал, что
 для этого необходимо знать конечную цель его устремле-
 ний, "бессознательный жизненный план", при помощи ко-
 торого он старается преодолеть напряжение жизни и свою
 неуверенность. Согласно учения Адлера, индивид из-за
 дефектов в развитие своих телесных органов (несовер-
 шенства человеческой природы) испытывает чувство не-
 полноценности или малоценности. Стремясь преодолеть
 это чувство и самоутвердиться среди других, он актуали-
 зирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Ад-
 лер, используя понятийный аппарат психоанализа, назы-
 вает компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхком-
 пенсация - это особая социальная форма реакции на
 чувство неполноценности. На ее основе вырастают круп-
 ные личности, "великие люди", отличающиеся исключи-
 тельными способностями. Так,замечательная карьера На-
 полеона Бонапарта на основе этой теории объясняется по-
 пыткой человека за счет своих успехов компенсировать
 физический недостаток - низкий рост.
 На творчество Карен Хорни оказала серьезное влия-
 ние ситуация социальных потрясений, в которые вошел
 мир в период второй мировой войны, связанных с установ-
 лением фашистского господства в Германии и фашистской
 оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда,

<< Пред.           стр. 38 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу