<< Пред.           стр. 37 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 допределяемая Мировая Воля. Воля понимается в его сис-
 теме как бесконечное стремление. "Она безосновна", "вне
 причинности, времени и пространства". У А. Бергсона та-
 кие функции выполняют "жизненный порыв" - необуз-
 данный , переливающийся через край хаотичный поток ин-
 стинктов, которому дается то натуралистическая, то соци-
 альная интерпретация. Экзистенциализм сущностной
 характеристикой бытия объявляет пульсирующий про-
 цесс индивидуального переживания - экзистенцию.
 В объективно-идеалистических разновидностях ир-
 рационализма производится онтологизация эмоционально-
 волевых структур человеческого бытия. Так, А. Шопенгау-
 эр наделял Волю универсально-космическими функциями.
 "Воля это внутренняя сущность мира". Все сущее: природа,
 человек, социальные институты и предметные формы куль-
 туры представляют собой лишь ступени объективизации
 Воли. У А. Бергсона "жизненный порыв" проходит через
 различные материальные образования, претерпевает раз-
 личные метаморфозы и завершает свое движение, вопло-
 тившись в человеке. В субъективно-идеалистической раз-
 новидности иррационализма человеческая субъектив-
 ность, индивидуальное сознание рассматривается как
 особый вид бытия. Так, в системе В. Дильтея "жизнь", рас-
 сматриваемая как основа мира, истолковывается как внут-
 ренний опыт переживания человеком своего существова-
 ния в мире, придающее миру смысловые характеристики.
 264
 С отрицанием законообразности и причинной обус-
 ловленности в иррационалистических учениях тесно свя-
 зано отрицание как познавательной, так и деятельно-пре-
 образовательной активности субъекта. Представители
 иррационализма решают проблему субъекта безотноси-
 тельно к тому процессу, в котором человек познает и преоб-
 разовывает мир и в котором силы и возможности природы
 становятся силами и возможностями самого человека. По-
 этому основную задачу философии они видят не в позна-
 нии законов объективности мира, а в определении форм и
 норм построения субъективного мира личности, утверж-
 дении ее внутренней духовно-нравственной жизни. Теоре-
 тико-познавательному и реально-преобразовательному
 отношению к миру, выраженному в системах рационализ-
 ма, иррационализм противопоставляет нравственно-
 практический. Свои усилия иррационалисты направляют,
 прежде всего, на выработку эмоционально-нравственных
 установок, служащих для ориентировки человека в меж-
 личностных ситуациях. На смену субъектно-объектным
 отношениям, характерным для рационализма, иррациона-
 лизм выдвигает субъектно-субъектные отношения. Чело-
 век рассматривается, главным образом, как субъект об-
 щения (коммуникации).
 В философской теории иррационализм противопос-
 тавляет гносеологическому подходу рационализма акси-
 ологический. Поскольку активность субъекта, с точки зре-
 ния иррационализма, проявляется не в познавательной и
 не в реально-преобразовательной, а в нравственно-оце-
 ночной деятельности, поскольку снимается проблема объ-
 ективности познания и заменяется проблемой оценивания
 мира с точки зрения условий бытия в нем личности. Понять
 же истинную ценность того или иного явления, рассужда-
 ют иррационалисты,. может только человек Человека от-
 личает от животного не разум, не способность к понятийно-
 му мышлению, а, прежде всего, способность к нравствен-
 ной оценке. Человек - это не бесстрастно-теоретическое
 существо, а субъективно-заинтересованное в целях и за-
 дачах своей деятельности, поэтому наиболее важными для
 него являются ответы на вопросы не "что это такое? ", а "что
 означает эта вещь?", "какой цели она служит?". Таким об-
 разом, человек становится мерилом всего бытия, а гносео-
 Современный философский иррационализм 265
 
 чогический подход уступает место аксиологическому, в ос-
 нове которого лежат установки антропологизма.
 При решении же гносеологических проблем решаю-
 щее значение в иррационализме придается субъективно-
 психологическим, подсознательным факторам человечес-
 кого познания. Отсюда вытекает главная особенность ир-
 рационалистической гносеологии, которая заключается в
 отрицании способности понятийного мышления адекватно
 отражать действительность и противопоставляющее ему в
 качестве наиболее адекватных средств постижения сущ-
 ности реальности: интуиция, веру и т. д. В результате тако-
 го подхода в наиболее крайних формах иррационализма,
 традиционные онтологические и гносеологические поня-
 тия вытесняются другими или получают новое истолкова-
 ние. На передний план выступают понятия, которые, по са-
 мой своей природе, не МОГУТ дать образов внешнего мира, а
 лишь отражают субъективные переживания личности:
 страх, отчаяние, тоска, забота, любовь, причастность и т. д.
 При построении философской системы рационализму,
 как уже отмечалось выше, свойственно стремление "снять
 все иррациональные остатки", уложить все знания в строго
 определенные логические формы, а все, что в них не уклады-
 вается, отбросить как незнание. Иррационализму не прису-
 ща отрицательная реакция на рационалистически система-
 тические методы философствования: понятийность, дискур-
 сивность, доказательность и другие научно-теоретические
 формы выражения знания. В своей гносеологии иррациона-
 лизм акцентирует внимание именно на "иррациональных
 остатках", заявляя, что только они являются подлинным зна-
 нием, а значит, требуют иных нерациональных форм выра-
 жения: образов, символов, аллегорий, метафор и т. д. Начи-
 ная с С. Кьеркегора, Ф. Ницше, иррационализм приводит
 форму изложения в соответствие с содержанием и начинает
 изъясняться с миром на языке пророчеств.
 "Философия жизни" и ее разновидности
 Мы дали общую характеристику иррационализму как
 философскому направлению. Теперь приступим к рас-
 смотрению конкретных учений этого направления, За-
 266
 метное место в западноевропейской философии второй
 половины XIX - начала XX в. занимает "философия
 жизни". "Философия жизни" - это культурно-логичес-
 кое течение в современной философии. Она старается по-
 стичь сферу культуры, исходя из тех функций, которые
 культура выполняет в жизни человека. Отсюда ее тесная
 связь с литературой и искусством. Она оказала большое
 влияние на творчество австрийского поэта Р. М. Рильке,
 австрийского писателя Гофмансталя, немецкого писате-
 ля Германа Гессе, немецкого композитора Рихарда Ваг-
 нера и др. Во Франции под влиянием этого философского
 направления находился крупнейший писатель Марсель
 Пруст.
 "Философия жизни" выступила за реабилитацию
 жизни, против ее ущемления и обеднения рассудочным,
 политическим, экономическим и иными утилитарными
 подходами. В связи с этим, понятие "жизнь", как цент-
 ральное понятие этого философского течения, призвано
 заменить понятие "бытие". Представители этого тече-
 ния противопоставляют "жизнь" "бытию". Бытие это ста-
 тичное состояние. Жизнь - это движение, становление,
 "Нет бытия, есть только становление", - заявлял Ф. Ниц-
 ше. "Философия жизни" выступала против того, чтобы
 положить в основу становления что-либо устойчивое.
 Становление, по мнению ее сторонников, это первоосно-
 ва, предельное понятие. Вместе с тем, ряд ее представи-
 телей подчеркивали, что жизнь - это и деятельность,
 творческое созидание, самовыражение человека, формы
 объективации человека в культуре, позволяющие ему ре-
 ализовать и познавать самого себя. Следовательно, жизнь
 - это и человеческая жизнь, и основа бытия. Каждый ин-
 дивид ощущает себя в рамках какой-то огромной жизни,
 затрагивающей его и угрожающей ему. Он чувствует се-
 бя подчиненным каким-то потокам, потокам жизш V. Пред-
 ставители этого философского течения нередко при опи-
 сании жизни используют образ реки, атмосферных пото-
 ков и т. п. Жизнь, как поток, неуловима рассудочными
 методами познания. Ее познание осуществляется на ос-
 нове особых познавательных способностей: пережива-
 ния и сопереживания (понимания); интуиции, веры, люб-
 ви и т. д.
 Современный философский иррационализм 267
 
 В "философии жизни" можно выделить три основ-
 ных школы:академическую "философию жизни" (В. Диль-
 тей, Г. Зиммель), "творческую эволюцию" А. Бергсона
 (1859-1941) и его последователей, "философию воли"
 Ф. Ницше (1844-1900) и его последователей.
 Академическая философия жизни. Б. Дильтей и
 Г. Зиммель определяют жизнь как факты воли, побуждений,
 чувств и переживаний. С этой точки зрения, действитель-
 ность - это то, что содержится в опыте самой жизни. Следо-
 вательно, действительность - это чистое переживание, вне
 которого действительности не существует. Очевидный субъ-
 ективизм этой позиции, приводящий к солипсизму, застав-
 ляет их уточнить свою позицию. В. Дильтей говорит о необхо-
 димости веры в реальность внешнего мира, основанную на
 волевом, "практическом" отношении человека к миру.
 Г. Зиммель также видит в "жизни" центр, от которого, с од-
 ной стороны, идет путь к душе, к "Я", а с другой - к идее, Ко-
 смосу, абсолюту. Тем не менее, определяющие характерис-
 тики жизни - это переживание, "жизненный опыт".
 "Жизненный опыт" и выступает объектом позна-
 ния. "Жизненных опыт", подчеркивают Дильтей и Зим-
 мель, не сводим к разуму. Он иррационален. Жизнь - это
 поток, изменение, творчество. Поэтому представители
 "философии жизни" отрицают возможность знания как
 отражения закономерного, всеобщего. Жизнь не может
 быть постигнута только через индивидуальное. И здесь
 мы встречаем родственные неокантианству установки.
 Неокантианцы, как отмечалось ранее, также говорили о
 необходимости индивидуализирующего метода позна-
 ния в истории. Однако неокантианцы, следуя рационали-
 стической традиции, хотя и отвергали понятия "законо-
 мерности" применительно к истории, все же считали не-
 обходимым применение в историческом исследовании
 рационального метода, основанного на отнесении к цен-
 ности. Представители академический "философии жиз-
 ни" провозглашают методом "наук о духе" непосредст-
 венно переживание исторических событий. В их систе-
 мах "науки о духе" принимают форму герменевтики -
 искусства истолкования, искусства "понимания" пись-
 менных текстов, "зафиксированных жизненных откро-
 вений. По Дильтею, историк должен не просто воспроиз-
 268
 вести истинную картину событий, но и "пережить" ее за-
 ново, "истолковать и воспроизвести в ее жизненности".
 Следует отметить, что здесь "философией жизни"
 ставится вполне реальная проблема. Если путем изучения
 памятников материальной культуры можно с объектив-
 ной достоверностью констатировать изменения, происхо-
 дящие в материальных условиях жизни людей - в произ-
 водстве, технике, быту и т. д. - то иначе обстоит дело при
 изучении побудительных мотивов поведения людей. Вы-
 явление этой субъективной стороны исторического про-
 цесса имеет немаловажное значение уже потому, что без
 него невозможно понять ту или иную материальную фор-
 му их выражения. Тем более это важно для изучения исто-
 рии духовной культуры. Это изучение действительно под-
 разумевает "вживание" исследователя в предмет своего
 исследования - в картину, в скульптуру, симфонию и т. д.
 Однако следует иметь в виду, что раскрытие субъек-
 тивных сторон деятельности людей, их побудительных мо-
 тивов, идей и эмоций, оказывается значимым в научном
 отношении лишь в тех случаях, когда субъективные моти-
 вы оцениваются в свете объективных фактов истории.
 Иначе наука превращается в беллетристику.
 "Творческая эволюция" А. Бергсона. В отличие от
 других представителей "философии жизни" А. Бергсон в
 своих работах опирался на естествознание. На основе кон-
 цепции "жизни" он стремился построить картину мира,
 которая по новому бы объяснила эволюцию природы и раз-
 витие человека, обосновала бы их единство. Центральное
 понятие философского учения А. Бергсона - жизненный
 порыв. С точки зрения Бергсона, жизнь - это непрерыв-
 ное творческое становление. Материя-косное начало бы-
 тия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиня-
 ется жизни. Благодаря этому, эволюция мира природы ста -
 новится творческой эволюцией. В результате мир в
 изображении Бергсона предстает как единый, непрерыв-
 но и необратимо развивающийся, спонтанный и непред-
 сказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находит-
 ся в состоянии непрерывного становления.
 Бергсон считал, что человек довольно успешно при-
 способился к миру материи с помощью интеллекта. Ин-
 теллект, по Бергсону - это разумное и рассудочное по-
 Современный философский иррационализм 269
 
 знание, достигшее высших форм в методах физико-мате-
 матических наук. Интеллект разлагает целостность мира
 на тела, тела на элементы и т. д., а затем конструирует из
 них искусственные единые картины мира. Бергсон не от-
 рицает познавательных возможностей интеллекта. Но он
 считает, что мир и его движение "схватываются" интел-
 лектом примерно также, как он "схватывается" в кинема-
 тографе, где естественное течение жизни заменяется ис-
 кусственным с помощью движения кинопленки, состоя-
 щей из отдельных мертвых кадров. Интеллект утверждает
 сходное, повторяющееся, общее ценой утраты уникально-
 го, неповторимого. Он обретает способность предвидеть
 аналогичные процессы в будущем.Однако интеллект сов-
 сем не создан для того, чтобы осмыслить эволюцию, в соб-
 ственном смысле этого слова, то есть непрерывность изме-
 нения.
 Интеллекту принципиально недоступен "жизнен-
 ный порыв". Его познание возможно только на основании
 интуиции. Интуицией, по Бергсону, называется род ин-
 теллектуальной симпатии, посредством которой человек
 переносится внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что
 есть в нем единственного, и следовательно, невыразимого.
 Интуиция позволяет проникнуть в саму суть вещей. Берг-
 сон характеризует интуицию как основу Духа, в извест-
 ном смысле, как самое жизнь. Это тождественное с Духом
 состояние он называет первоначальной интуицией. С гно-
 сеологической точки зрения, эволюция представляет со-
 бой процесс, в ходе которого первоначальная интуиция
 разделяется на инстинкт и интеллект. В первом случае она
 лишается самосознания, во втором - способности прони-
 кать в сущность реальности. У человека интуиция почти
 целиком отдана в жертву интеллекту. Однако, считает
 Бергсон, утрата человечеством первоначальной интуиции
 не была полной. В "пограничных" ситуациях, когда речь
 идет о жизненных интересах первостепенной важности,
 интуиция освещает человеческое "Я", его свободу, судьбу
 и место во Вселенной. К остаткам интуиции Бергсон отно-
 сит так же эстетическую способность, с наибольшей силой
 проявляющуюся у творцов произведений искусства. За-
 дача философии, на его взгляд, состоит в том, чтобы по-
 мочь человеку овладеть рассеивающимися интуициями.
 270
 Наиболее сильное влияние "философии жизни" об-
 наруживается не в онтологии и гносеологии, а в этике. Со-
 здателем этической интерпретации "философии жизни
 "является немецкий философ Ф. Ницше. Он развивал кон-
 цепцию "воли к власти" на основе "воли к жизни".
 Понятие Воли, как основы всего существенного, Ниц-
 ше заимствует у Шопенгауэра. Однако если для Шопенга-
 уэра Воля служит основанием бытия, то Ницше придает
 этому понятию социально-нравственный оттенок. "Жизнь,
 по его словам, стремится к максимуму чувства власти". "Во-
 ля к власти" - это наиболее значимый критерий любого
 типа поведения, любого общественного явления. "Что хо-
 рошо?" - вопрошает Ницше. - Все, что укрепляет созна-
 ние власти, желание власти и саму власть человека. "Что
 дурно?" - Все, что вытекает из слабости. Способствует ли
 познание как рациональная деятельность повышению "во-
 ли к власти?" - Нет, ибо преобладание интеллекта пара-
 лизует волю к власти, подменяя активность, деятельность
 рассуждениями. Общепринятая мораль также подрывает
 "волю к власти", проповедуя любовь к ближнему.
 "Воля к власти" - основа права сильного. Это пре-

<< Пред.           стр. 37 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу