<< Пред.           стр. 43 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 может быть связана с тем, что в России сталкиваются и
 приходят во взаимодействие два потока мировой истории
 - Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европей-
 ский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть
 света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира.
 И всегда в русской душе боролось два начала "восточное и
 западное" (Н. А. Бердяев. Русская идея. Основные пробле-
 мы русской мысли XIX и начала XX века // О России и
 русской философской культуре: Философы русского по-
 слеоктябрьского зарубежья. - М., 1990. - С. 44).
 Н. А. Бердяев считает, что существует соответствие
 между необъятностью, безграничностью русской земли и
 русской души. В душе русского народа есть такая же не-
 объятность, безграничность, устремленность в бесконеч-
 ность, как и в русской равнине. Русский народ, утвержда-
 ет Бердяев, не был народом культуры, основанной на упо-
 рядоченных рациональных началах. Он был народом
 откровений и вдохновений. Два противоположных начала
 легли в основание русской души: языческая дионистичес-
 кая стихия и аскетически-монашеское православие. Эта
 двойственность пронизывает все основные характеристи-
 ки русского народа: деспотизм, гипертрофию государства
 и анархизм, вольность, жестокость, склонность к насилию
 и доброте, человечность, мягкость, обрядоверие и искание
 правды, индивидуализм, обостренное сознание личности и
 безличии, коллективизм, национализм, самопохвальство
 и универсализм, всечеловечность, эсхатологически-мис-
 сионерская религиозность и внешнее благочестие, иска-
 ние Бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость,
 рабство и бунт. Эти противоречивые черты русского наци-
 Общество и культура как предметы философского анализа 307
 
 опального характера и предопределили, по мнению Бер-
 дяева, сложность и катаклизмы российской истории.
 Несколько иной характер носит решение темы о са-
 мобытных основах российской истории и культуры в ра-
 ботах представителей так называемого евразийского
 движения (П. А. Карсавина, Н. С. Трубецкого, Г. В. Норов-
 ского, П. П. Стучйнского и т. д.). Евразийство существовало
 как общественно-политическое и идейное течение русской
 эмигрантской интеллигенции с начала 20-х до конца 30-х
 годов XX в. Евразийство, как историко-культурная кон-
 цепция, рассматривает РОССИЮ как Евразию - особый эт-
 нографический мир, занимающий срединное пространст-
 во АЗИИ и Европы, приблизительно очерчиваемый тремя
 равнинами - Восточно-Европейской, Западно-Сибирской
 и Туркестанской. Этому миру принадлежит и своя само-
 бытная культура, "равно отличная от европейских и ази-
 атских". Вместе с тем, евразийцы подчеркивали азиатский
 крен русской культуры, включая в эту культуру туранские
 народности, связывая преемством Русь с империей Чин-
 гиз-хана и заявляя, что "русская революция прорубила ок-
 но в Азию". Определенный интерес представляют взгляды
 евразийцев на перспективы России в развитии мировой ци-
 вилизации. Евразийцы считали, что после Октябрьской ре-
 вол"юции старая Россия со всей ее государственностью и
 укладом жизни потерпела крушение и канула в вечность.
 Мировая война и русская революция открывают собой но-
 вую эпоху. И эта эпоха характеризуется не только исчез-
 новением прошлой России, но и разложением Европы, все-
 объемлющим кризисом Запада. А Запад, по мнению евра-
 зийцев, полностью исчерпал свои духовно-исторические
 потенции и должен сойти на вторичную и периферийную
 роль в мировой истории. Будущее же в этой новой эпохе
 принадлежит обновленной России, а вместе с ней и всему
 православному миру. Здесь, как мы видим, евразийцы в
 значительной мере идут вслед за славянофилами.
 Темы, поднятые в дискуссиях западников и славяно-
 филов Н. А. Бердяевым и евразийцами продолжают об-
 суждаться в современной российской философий. Для
 многих современных русских философов ясно, что разви-
 тие западной техногенной культуры и цивилизации при-
 вело человечество к глобальным проблемам и кризисам. В
 308
 связи с этим они ставят вопрос: можем ли мы восприни-
 мать образцы западного опыта как некоторый идеал или
 сами эти образцы должны быть подвергнуты критике?
 Возможно, человечество, для того, чтобы БЫЖЙТЬ, должно
 встать на новый путь цивилизованного развития. А это мо-
 жет означать, что наступивший в РОССИИ глубокий кризис
 всех сфер общественной жизни и есть необходимый мо-
 мент, который может послужить толчком для создания
 этого нового типа цивилизованного развития. В российской
 культуре, в национальной российской традиции есть серь-
 езные основания для выработки такого пути развития, ос-
 новными ценностями которого явилась бы ориентация не
 на всевозрастающее материальное производство и потре-
 бительство, а на аскетическую умеренность, основанную
 на приоритете духовных ценностей. Холодному расчету,
 калькулйрованностй, рационализму должны противосто-
 ять теплота человеческих отношений и христианское са-
 мопожертвование, а индивидуализму - братская взаимо-
 помощь и коллективизм. Наряду с этими глубокими "ме-
 тафизическими" вопросами, стоят и более конкретные,
 связанные с социальной спецификой сегодняшней ситуа-
 ции в бывшем СССР. Каковы пути, каковы судьбы той це-
 лостности, той общности, которая раньше называлась Рос-
 сией, соберется ли она вновь или процесс ее распада нео-
 братим? Этот и другие вопросы предстоит решить как
 теоретически, так и практически не только нам, но и буду-
 щим поколениям народов некогда великой Российской им-
 перии.
 
 Т""1 тема 17
 1лобалъные проблемы
 современности
 1/ Происхождение и сущность глобальных проблем
 2/ Гуманизм как ценностная основа решения глобальных
 проблем современности
 3/ Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем
 человечества - "философия общего дела" Н. Ф. Федорова
 Происхождение и сущность глобальных проблем
 В предыдущей теме были рассмотрены различные подхо-
 ды к проблеме единства развития человечества. Эти под-
 ходы в большей мере касаются анализа исторического про-
 шлого человечества. В отношении настоящего времени все
 большее количество философов, социологов, историков
 склоняется к мысли, что на современном этапе развития
 человечества формируется единая цивилизация на всей
 планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном со-
 знании способствовало осознанию глобализации социаль-
 ных и культурных процессов в современном мире.
 Что следует понимать под термином глобализация со-
 циальных и культурных процессов? Этимологический тер-
 мин "глобализация" связан с латинским термином "глобус"
 - то есть Земля, Земной шар и означает общепланетар-
 ный характер тех или иных процессов. Однако глобализа-
 ция процессов - это не только их повсеместность, не толь-
 ко то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация
 связана, прежде всего, с интернационализацией всей обще-
 ственной деятельности на Земле. Эта интернационализа-
 ция означает, что в современную эпоху все человечество
 входит в единую систему социально-культурно-экономи-
 ческих, политических и иных связей, взаимодействий и от-
 ношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравне-
 нию с прошлыми историческими эпохами, неизмеримо воз-
 росло общепланетарное единство человечества, которое
 представляет собой принципиально новую суперсистему,
 связанную общей судьбой и общей ответственностью. По-
 310
 этому, несмотря на разительные социально-культурные,
 экономические, политические контрасты различных реги-
 онов, государств и народов, ученые и философы считают
 правомерным говорить о становлении единой цивилизации
 и необходимости нового планетарного стиля мышления.
 Такой глобалистский подход ярко обнаруживается в
 концепциях "постиндустриального общества", "технотрон-
 ной эры" американских социологов Д. Белла, 3. Бжезинского,
 А. Тоффлера и др. Эти концепции акцентируют внимание на
 том факте, что всякий технологический переворот приводит
 к глубоким изменениям не только в производительных силах
 общества, но и во всем образе жизни людей. Особенность же
 современного технологического переворота, связанного с ин-
 формацией общества, состоит в том, что он создает принци-
 пиально новые предпосылки для универсализации и глоба-
 лизации человеческого взаимодействия. Благодаря широ-
 кому развитию микроэлектроники, компьютеризации,
 развитию средств массовой информации и коммуникаций,
 углублению разделения труда и специализации, человече-
 ство объединяется в единую социокультурную целостность.
 Существование такого единства диктует свои требования к
 человечеству в целом, и к отдельной личности в частности. В
 этом обществе должна доминировать установка на информа-
 ционное обогащение, приобретение нового знания, овладе-
 вание им в процессе непрерывного образования, а также его
 технологическое и человеческое применение.
 Чем выше уровень технологического производства и
 всей человеческой деятельности, тем выше должна быть
 степень развития самого человека, его взаимодействия с
 окружающей средой. Соответственно должна сформиро-
 ваться новая гуманистическая культура, в которой чело-
 век будет рассматриваться как самоцель общественного
 развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней
 должны гармонически сочетаться высокая квалификация,
 виртуозное овладение техникой, предельная компетенция
 в своей специальности с социальной ответственностью и
 общечеловеческими нравственными ценностями.
 Однако глобализация социальных, культурных, эконо-
 мических и политических процессов в современном мире, на-
 ряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных про-
 блем, которые получили название "глобальных проблем со-
 Глобальные проблемы современности 311
 
 временности": экологических, демографических, политиче-
 ских и т. д. Все эти проблемы очень важны для настоящего и
 будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них
 входит в компетенцию специальных наук: социологии, демо-
 графии и т. д. Философы же, по нашему мнению, концентри-
 руя внимание на мировоззренческих смысложизненных во-
 просах, рассматривают эти проблемы под углом зрения воз-
 можностей и перспектив выживания человечества. И в этом
 аспекте на передний план выходит экологическая проблема.
 В чем сущность экологической проблемы? Обобщенно
 говоря, сущность экологической проблемы состоит в отчет-
 ливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии
 между производительной деятельностью человечества и
 стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал
 основатель международного исследовательского центра
 "Римского клуба", изучающего перспективы человечества
 перед лицом современных глобальных проблем, А. Печчеи:
 "Истинная проблема человеческого вида на данной ступени
 его эволюции состоит в том, что он оказался полностью не-
 способным в культурном отношении идти в ногу и полностью
 приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот
 мир" (Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985. - С. 42).
 Эти изменения являются плодом всей культурно-пре-
 образовательной и, прежде всего, производственной дея-
 тельности человека. Масса всех искусственно созданных че-
 ловеком неодушевленных предметов и живых организмов
 называется техномассой. Расчеты ученых показывают, что
 техномасса, производимая человечеством за один год, со-
 ставляет 10П - 1014, а биомасса, производимая на суше, 1021
 Из этих расчетов следует, что уже сейчас человечество со-
 здало искусственную среду, которая в десять раз продук-
 тивнее естественной среды. Искусственная среда постепен-
 но и неотвратимо наступает на естественную и поглощает ее.
 И это один из важнейших факторов, обусловливающий по-
 становку перед человечеством экологической проблемы.
 В этой связи особую остроту для людей приобретает
 проблема повсеместного распространения в окружающей
 среде производств и продукций, в первую очередь, их опас-
 ных, радиационных и токсичных видов. В год на каждого жи-
 теля Земли приходится более 20 тонн промышленных и дру-
 гих отходов. В атмосферу попадает более 200 миллионов тонн
 312
 окислов серы и азота и миллионы тонн углекислого газа, вы-
 брасываемого в атмосферу. И это уже в обозримом будущем
 может вызвать повышение температуры атмосферы, а вслед
 за этим - повышение уровня морей и затопление значи-
 тельных участков суши. В результате сотни миллионов лю-
 дей рискуют превратиться в "экологических беженцев".
 Описание всех бед, угрожающих человечеству на
 данном этапе его развития, можно было бы продолжить до
 бесконечности. Для этого, к сожалению, накоплен огром-
 ный фактологический материал. Но нам, изучающим фи-
 лософию, необходимо все же не просто оперировать фак-
 тами, а опираться на определенные обобщающие выводы.
 А эти выводы таковы, что всякий биологический вид
 способен выжить в пределах достаточно узкой экологичес-
 кой ниши, то есть совокупности различных условий и фак-
 торов окружающей среды. Человек-это биологический вид,
 хотя и более универсальный, чем любой другой. Его биологи-
 ческая организация позволяет приспособиться к весьма ши-
 рокому кругу условий. Однако и его возможности далеко не
 безграничны. Существуют такие пороговые значения внеш-
 них условий, за пределами которых биологическая организа-
 ция не выдерживает, и человечеству угрожает гибель. В ус-
 ловиях современной техногенной цивилизации возможности
 приспособления человеческого организма к условиям жизни
 в окружающей среде близки к исчерпыванию. При этом сле-
 дует иметь в виду не только физические факторы, связанные
 с загрязнением среды обитания, но и психологические.
 Глобальные проблемы современности и, прежде все-
 го, резкое обострение экологической проблемы, поставило
 перед человечеством задачу поиска новых путей разви-
 тия, перестройки своих отношений с окружающей средой.
 В конкретном социальном и экономическом плане этими
 проблемами занимаются как на национальном уровне, так
 и в рамках крупных международных исследовательских
 центров. Одним из таких ведущих центров является упо-
 минаемый выше "Римский клуб", объединяющий в своих
 рядах видных ученых, политиков, бизнесменов всего мира.
 По заказу "Римского клуба" были проведены широкомас-
 штабные исследования и построены глобальные модели
 развития кризисных тенденций во взаимоотношениях
 между человечеством и средой его обитания: "Мир-2"
 Глобальные проблемы современности 313
 
 Д. Форрестером(1971 г.), "Мир-3" Д. Медоузом(1978 г.),
 "Стратегия выживания" М. Месаровичем и Э. Пестелем
 и т. д. Авторы этих исследований исходят из предпосылки,
 что главной причиной экологического кризиса является
 научно-технический прогресс, ориентированный на безу-
 держный рост потребления. Отсюда следует вывод о том,
 что человечество должно предпринять ряд мер, направ-
 ленных на ограничение технико-экономического разви-
 тия, вплоть до нулевого прироста валового общественного
 богатства. Но из этой рекомендации следуют многие слож-
 ные социальные и демографические проблемы, которые
 неспособно решить современное мировое сообщество. В ча-
 стности, такая концепция неприемлема для "развиваю-
 щихся стран", поскольку прекращение экономического
 роста означает для них усугубление голода и нищеты, а
 значит, и развития социальных катаклизмов.
 В данных исследованиях выражен конкретно-науч-
 ный, социологический и демографический подходы. Эти
 подходы, без сомнения, очень важные. Ибо без принятия
 конкретных мер человечество не может решить глобаль-
 ных проблем и выйти из наступившего кризиса. Однако в
 решении этих проблем нужна какая-то общая идея, мож-
 но сказать "философия преодоления кризиса". И филосо-
 фы ставят вопрос о необходимости изменения пути раз-
 вития современной цивилизации. Как отмечал видный ав-
 стрийский теолог, профессор Ч. Берг в своем докладе
 "Природа, человечество и Бог", прочитанном на конфе-
 ренции Всемирного Совета церквей (Женева, 1979г.) "Зем-
 ля не в состоянии давать пристанище такому типу общест-
 ва, которое мы строим на ее поверхности с помощью науки
 и техники". Мир, сравниваемый Бергом с печально извест-
 ным "Титаником", идет к катастрофе, неотвратимо при-

<< Пред.           стр. 43 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу