<< Пред. стр. 43 (из 46) След. >>
может быть связана с тем, что в России сталкиваются иприходят во взаимодействие два потока мировой истории
- Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европей-
ский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть
света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира.
И всегда в русской душе боролось два начала "восточное и
западное" (Н. А. Бердяев. Русская идея. Основные пробле-
мы русской мысли XIX и начала XX века // О России и
русской философской культуре: Философы русского по-
слеоктябрьского зарубежья. - М., 1990. - С. 44).
Н. А. Бердяев считает, что существует соответствие
между необъятностью, безграничностью русской земли и
русской души. В душе русского народа есть такая же не-
объятность, безграничность, устремленность в бесконеч-
ность, как и в русской равнине. Русский народ, утвержда-
ет Бердяев, не был народом культуры, основанной на упо-
рядоченных рациональных началах. Он был народом
откровений и вдохновений. Два противоположных начала
легли в основание русской души: языческая дионистичес-
кая стихия и аскетически-монашеское православие. Эта
двойственность пронизывает все основные характеристи-
ки русского народа: деспотизм, гипертрофию государства
и анархизм, вольность, жестокость, склонность к насилию
и доброте, человечность, мягкость, обрядоверие и искание
правды, индивидуализм, обостренное сознание личности и
безличии, коллективизм, национализм, самопохвальство
и универсализм, всечеловечность, эсхатологически-мис-
сионерская религиозность и внешнее благочестие, иска-
ние Бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость,
рабство и бунт. Эти противоречивые черты русского наци-
Общество и культура как предметы философского анализа 307
опального характера и предопределили, по мнению Бер-
дяева, сложность и катаклизмы российской истории.
Несколько иной характер носит решение темы о са-
мобытных основах российской истории и культуры в ра-
ботах представителей так называемого евразийского
движения (П. А. Карсавина, Н. С. Трубецкого, Г. В. Норов-
ского, П. П. Стучйнского и т. д.). Евразийство существовало
как общественно-политическое и идейное течение русской
эмигрантской интеллигенции с начала 20-х до конца 30-х
годов XX в. Евразийство, как историко-культурная кон-
цепция, рассматривает РОССИЮ как Евразию - особый эт-
нографический мир, занимающий срединное пространст-
во АЗИИ и Европы, приблизительно очерчиваемый тремя
равнинами - Восточно-Европейской, Западно-Сибирской
и Туркестанской. Этому миру принадлежит и своя само-
бытная культура, "равно отличная от европейских и ази-
атских". Вместе с тем, евразийцы подчеркивали азиатский
крен русской культуры, включая в эту культуру туранские
народности, связывая преемством Русь с империей Чин-
гиз-хана и заявляя, что "русская революция прорубила ок-
но в Азию". Определенный интерес представляют взгляды
евразийцев на перспективы России в развитии мировой ци-
вилизации. Евразийцы считали, что после Октябрьской ре-
вол"юции старая Россия со всей ее государственностью и
укладом жизни потерпела крушение и канула в вечность.
Мировая война и русская революция открывают собой но-
вую эпоху. И эта эпоха характеризуется не только исчез-
новением прошлой России, но и разложением Европы, все-
объемлющим кризисом Запада. А Запад, по мнению евра-
зийцев, полностью исчерпал свои духовно-исторические
потенции и должен сойти на вторичную и периферийную
роль в мировой истории. Будущее же в этой новой эпохе
принадлежит обновленной России, а вместе с ней и всему
православному миру. Здесь, как мы видим, евразийцы в
значительной мере идут вслед за славянофилами.
Темы, поднятые в дискуссиях западников и славяно-
филов Н. А. Бердяевым и евразийцами продолжают об-
суждаться в современной российской философий. Для
многих современных русских философов ясно, что разви-
тие западной техногенной культуры и цивилизации при-
вело человечество к глобальным проблемам и кризисам. В
308
связи с этим они ставят вопрос: можем ли мы восприни-
мать образцы западного опыта как некоторый идеал или
сами эти образцы должны быть подвергнуты критике?
Возможно, человечество, для того, чтобы БЫЖЙТЬ, должно
встать на новый путь цивилизованного развития. А это мо-
жет означать, что наступивший в РОССИИ глубокий кризис
всех сфер общественной жизни и есть необходимый мо-
мент, который может послужить толчком для создания
этого нового типа цивилизованного развития. В российской
культуре, в национальной российской традиции есть серь-
езные основания для выработки такого пути развития, ос-
новными ценностями которого явилась бы ориентация не
на всевозрастающее материальное производство и потре-
бительство, а на аскетическую умеренность, основанную
на приоритете духовных ценностей. Холодному расчету,
калькулйрованностй, рационализму должны противосто-
ять теплота человеческих отношений и христианское са-
мопожертвование, а индивидуализму - братская взаимо-
помощь и коллективизм. Наряду с этими глубокими "ме-
тафизическими" вопросами, стоят и более конкретные,
связанные с социальной спецификой сегодняшней ситуа-
ции в бывшем СССР. Каковы пути, каковы судьбы той це-
лостности, той общности, которая раньше называлась Рос-
сией, соберется ли она вновь или процесс ее распада нео-
братим? Этот и другие вопросы предстоит решить как
теоретически, так и практически не только нам, но и буду-
щим поколениям народов некогда великой Российской им-
перии.
Т""1 тема 17
1лобалъные проблемы
современности
1/ Происхождение и сущность глобальных проблем
2/ Гуманизм как ценностная основа решения глобальных
проблем современности
3/ Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем
человечества - "философия общего дела" Н. Ф. Федорова
Происхождение и сущность глобальных проблем
В предыдущей теме были рассмотрены различные подхо-
ды к проблеме единства развития человечества. Эти под-
ходы в большей мере касаются анализа исторического про-
шлого человечества. В отношении настоящего времени все
большее количество философов, социологов, историков
склоняется к мысли, что на современном этапе развития
человечества формируется единая цивилизация на всей
планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном со-
знании способствовало осознанию глобализации социаль-
ных и культурных процессов в современном мире.
Что следует понимать под термином глобализация со-
циальных и культурных процессов? Этимологический тер-
мин "глобализация" связан с латинским термином "глобус"
- то есть Земля, Земной шар и означает общепланетар-
ный характер тех или иных процессов. Однако глобализа-
ция процессов - это не только их повсеместность, не толь-
ко то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация
связана, прежде всего, с интернационализацией всей обще-
ственной деятельности на Земле. Эта интернационализа-
ция означает, что в современную эпоху все человечество
входит в единую систему социально-культурно-экономи-
ческих, политических и иных связей, взаимодействий и от-
ношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравне-
нию с прошлыми историческими эпохами, неизмеримо воз-
росло общепланетарное единство человечества, которое
представляет собой принципиально новую суперсистему,
связанную общей судьбой и общей ответственностью. По-
310
этому, несмотря на разительные социально-культурные,
экономические, политические контрасты различных реги-
онов, государств и народов, ученые и философы считают
правомерным говорить о становлении единой цивилизации
и необходимости нового планетарного стиля мышления.
Такой глобалистский подход ярко обнаруживается в
концепциях "постиндустриального общества", "технотрон-
ной эры" американских социологов Д. Белла, 3. Бжезинского,
А. Тоффлера и др. Эти концепции акцентируют внимание на
том факте, что всякий технологический переворот приводит
к глубоким изменениям не только в производительных силах
общества, но и во всем образе жизни людей. Особенность же
современного технологического переворота, связанного с ин-
формацией общества, состоит в том, что он создает принци-
пиально новые предпосылки для универсализации и глоба-
лизации человеческого взаимодействия. Благодаря широ-
кому развитию микроэлектроники, компьютеризации,
развитию средств массовой информации и коммуникаций,
углублению разделения труда и специализации, человече-
ство объединяется в единую социокультурную целостность.
Существование такого единства диктует свои требования к
человечеству в целом, и к отдельной личности в частности. В
этом обществе должна доминировать установка на информа-
ционное обогащение, приобретение нового знания, овладе-
вание им в процессе непрерывного образования, а также его
технологическое и человеческое применение.
Чем выше уровень технологического производства и
всей человеческой деятельности, тем выше должна быть
степень развития самого человека, его взаимодействия с
окружающей средой. Соответственно должна сформиро-
ваться новая гуманистическая культура, в которой чело-
век будет рассматриваться как самоцель общественного
развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней
должны гармонически сочетаться высокая квалификация,
виртуозное овладение техникой, предельная компетенция
в своей специальности с социальной ответственностью и
общечеловеческими нравственными ценностями.
Однако глобализация социальных, культурных, эконо-
мических и политических процессов в современном мире, на-
ряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных про-
блем, которые получили название "глобальных проблем со-
Глобальные проблемы современности 311
временности": экологических, демографических, политиче-
ских и т. д. Все эти проблемы очень важны для настоящего и
будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них
входит в компетенцию специальных наук: социологии, демо-
графии и т. д. Философы же, по нашему мнению, концентри-
руя внимание на мировоззренческих смысложизненных во-
просах, рассматривают эти проблемы под углом зрения воз-
можностей и перспектив выживания человечества. И в этом
аспекте на передний план выходит экологическая проблема.
В чем сущность экологической проблемы? Обобщенно
говоря, сущность экологической проблемы состоит в отчет-
ливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии
между производительной деятельностью человечества и
стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал
основатель международного исследовательского центра
"Римского клуба", изучающего перспективы человечества
перед лицом современных глобальных проблем, А. Печчеи:
"Истинная проблема человеческого вида на данной ступени
его эволюции состоит в том, что он оказался полностью не-
способным в культурном отношении идти в ногу и полностью
приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот
мир" (Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985. - С. 42).
Эти изменения являются плодом всей культурно-пре-
образовательной и, прежде всего, производственной дея-
тельности человека. Масса всех искусственно созданных че-
ловеком неодушевленных предметов и живых организмов
называется техномассой. Расчеты ученых показывают, что
техномасса, производимая человечеством за один год, со-
ставляет 10П - 1014, а биомасса, производимая на суше, 1021
Из этих расчетов следует, что уже сейчас человечество со-
здало искусственную среду, которая в десять раз продук-
тивнее естественной среды. Искусственная среда постепен-
но и неотвратимо наступает на естественную и поглощает ее.
И это один из важнейших факторов, обусловливающий по-
становку перед человечеством экологической проблемы.
В этой связи особую остроту для людей приобретает
проблема повсеместного распространения в окружающей
среде производств и продукций, в первую очередь, их опас-
ных, радиационных и токсичных видов. В год на каждого жи-
теля Земли приходится более 20 тонн промышленных и дру-
гих отходов. В атмосферу попадает более 200 миллионов тонн
312
окислов серы и азота и миллионы тонн углекислого газа, вы-
брасываемого в атмосферу. И это уже в обозримом будущем
может вызвать повышение температуры атмосферы, а вслед
за этим - повышение уровня морей и затопление значи-
тельных участков суши. В результате сотни миллионов лю-
дей рискуют превратиться в "экологических беженцев".
Описание всех бед, угрожающих человечеству на
данном этапе его развития, можно было бы продолжить до
бесконечности. Для этого, к сожалению, накоплен огром-
ный фактологический материал. Но нам, изучающим фи-
лософию, необходимо все же не просто оперировать фак-
тами, а опираться на определенные обобщающие выводы.
А эти выводы таковы, что всякий биологический вид
способен выжить в пределах достаточно узкой экологичес-
кой ниши, то есть совокупности различных условий и фак-
торов окружающей среды. Человек-это биологический вид,
хотя и более универсальный, чем любой другой. Его биологи-
ческая организация позволяет приспособиться к весьма ши-
рокому кругу условий. Однако и его возможности далеко не
безграничны. Существуют такие пороговые значения внеш-
них условий, за пределами которых биологическая организа-
ция не выдерживает, и человечеству угрожает гибель. В ус-
ловиях современной техногенной цивилизации возможности
приспособления человеческого организма к условиям жизни
в окружающей среде близки к исчерпыванию. При этом сле-
дует иметь в виду не только физические факторы, связанные
с загрязнением среды обитания, но и психологические.
Глобальные проблемы современности и, прежде все-
го, резкое обострение экологической проблемы, поставило
перед человечеством задачу поиска новых путей разви-
тия, перестройки своих отношений с окружающей средой.
В конкретном социальном и экономическом плане этими
проблемами занимаются как на национальном уровне, так
и в рамках крупных международных исследовательских
центров. Одним из таких ведущих центров является упо-
минаемый выше "Римский клуб", объединяющий в своих
рядах видных ученых, политиков, бизнесменов всего мира.
По заказу "Римского клуба" были проведены широкомас-
штабные исследования и построены глобальные модели
развития кризисных тенденций во взаимоотношениях
между человечеством и средой его обитания: "Мир-2"
Глобальные проблемы современности 313
Д. Форрестером(1971 г.), "Мир-3" Д. Медоузом(1978 г.),
"Стратегия выживания" М. Месаровичем и Э. Пестелем
и т. д. Авторы этих исследований исходят из предпосылки,
что главной причиной экологического кризиса является
научно-технический прогресс, ориентированный на безу-
держный рост потребления. Отсюда следует вывод о том,
что человечество должно предпринять ряд мер, направ-
ленных на ограничение технико-экономического разви-
тия, вплоть до нулевого прироста валового общественного
богатства. Но из этой рекомендации следуют многие слож-
ные социальные и демографические проблемы, которые
неспособно решить современное мировое сообщество. В ча-
стности, такая концепция неприемлема для "развиваю-
щихся стран", поскольку прекращение экономического
роста означает для них усугубление голода и нищеты, а
значит, и развития социальных катаклизмов.
В данных исследованиях выражен конкретно-науч-
ный, социологический и демографический подходы. Эти
подходы, без сомнения, очень важные. Ибо без принятия
конкретных мер человечество не может решить глобаль-
ных проблем и выйти из наступившего кризиса. Однако в
решении этих проблем нужна какая-то общая идея, мож-
но сказать "философия преодоления кризиса". И филосо-
фы ставят вопрос о необходимости изменения пути раз-
вития современной цивилизации. Как отмечал видный ав-
стрийский теолог, профессор Ч. Берг в своем докладе
"Природа, человечество и Бог", прочитанном на конфе-
ренции Всемирного Совета церквей (Женева, 1979г.) "Зем-
ля не в состоянии давать пристанище такому типу общест-
ва, которое мы строим на ее поверхности с помощью науки
и техники". Мир, сравниваемый Бергом с печально извест-
ным "Титаником", идет к катастрофе, неотвратимо при-