<< Пред.           стр. 44 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 ближается к "айсбергу", верхняя часть которого - это эко-
 логическая ситуация, безудержная экологическая экспан-
 сия, опрометчивая трата невозобновляемых ресурсов, а
 нижняя - социальные, политические и экономические по-
 трясения и духовное смятение относительно целей жизни.
 Из этого следует вывод-изменить курс современной тех-
 ногенной цивилизации, совершить коренной "поворот" в
 развитии современного общества. В чем же видется смысл
 этого поворота? Большинство мыслителей, придержива-
 314
 1
 ющихся различных мировоззренческих ориентации, схо-
 дятся на том, что глобальные проблемы современности -
 это не чисто экономические, политические или научные, а
 прежде всего, проблемы духовно-нравственные. И их ре-
 шение возможно лишь на пути внутреннего преображения
 человечества, переориентации людей с мирских ценнос-
 тей на ценности духовные. Речь идет об изменениях соци-
 альных и нравственных установок личности и общества.
 Духовно-нравственной основой появления глобаль-
 ных проблем современности, с точки зрения этого подхода,
 является широкое распространение идеологии потреби-
 тельства. Современное производство создало материаль-
 ные предпосылки для удовлетворения потребностей насе-
 ления и в определенной степени освободило его от тирании
 плотского начала, зависимости от тех или иных вещей. Од-
 нако, по мере того, как постепенно исчезала рабская зависи-
 мость от необходимости тратить основное время на добыва-
 ние "хлеба насущного", современный человек во все возра-
 стающей степени попадает в зависимость от многообразия
 вещей. Каждое удовлетворение определенной потребности
 рождает у человека новую потребность. Таким образом, че-
 ловек попадает в бесконечный, неисчерпаемый круг.
 Распространение идеологии потребительства нано-
 сит огромный ущерб духовному развитию личности. Оно
 способствует некритическому отношению к окружающей
 действительности, развитию конформизма. Как отмечает
 французский философ-персоналист Ж.-М. Доменак: "По-
 требление, простой индивидуальный акт становится об-
 щественным достоянием. Каждый потребитель, благодаря
 своим покупкам вступает в тесный контакт со всей эконо-
 мической системой. Экономика и создает единообразие в
 поведении всех индивидов и социальных групп. Таким об-
 разом, внешне свободное общество преобразуется в квази-
 тоталитарную систему, которая превращает индивида в
 дисциплинированного производителя-потребителя". В ре-
 зультате широкого распространения идеологии потреби-
 тельства в сознании человека укрепляется опасное за-
 блуждение, что целью и смыслом его жизнедеятельности
 является производство вещей и их потребление. И это, бес-
 спорно, наносит огромный урон духовному миру личности,
 ограничивает возможности ее всестороннего развития.
 Глобальные проблемы современности 315
 
 Выход из этой ситуации многими мыслителями про-
 ставляется в самоограничении производства и потребле-
 ния, принятии идеологии "нового аскетизма". В религиоз-
 ной философии основой принятия такой идеологии должна
 послужить переориентация людей с мирских ценностей на
 ценности духовные, доминирующее положение среди кото-
 рых занимает идея необходимости восстановления связи
 человека с Богом. "Если мы будем обладать всеми вещами и
 потеряем Бога, то мы потеряем все, но если мы потеряем
 все, кроме Бога, то мы не теряем ничего", - утверждают
 религиозные мыслители XX века. Развернутое изложение
 такого подхода к решению глобальных проблем мы можем
 найти у многих, в том числе и русских, религиозных фило-
 софов, например у Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др.
 С близких позиций выступают и светские мыслители.
 Так, уже упоминавшийся известный мыслитель-гуманист
 А. Печчеи считает, что поскольку проблема, возникшая на
 критической стадии развития человечества, находится вну-
 три, а не вне человеческого существа, взятого как на индиви-
 дуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение
 должно исходить изнутри самого человека. Следовательно,
 если мы хотим обуздать техническую революцию и напра-
 вить человечество к достойному его будущему, то нам необ-
 ходимо, прежде всего, подумать об изменении самого чело-
 века, о революции в самом человеке. А. Печчеи имеет в виду,
 изменение социальных установок личности и общества,
 переориентацию человечества с идеологии поступатель-
 ного роста производства и потребительства материальных
 ценностей на духовное самоусовершенствование.
 Гуманизм как ценностная основа решения
 глобальных проблем современности
 Решение глобальных проблем современности - это общее
 дело всего человечества. Человечество должно вырабо-
 тать эффективные формы сотрудничества, которые поз-
 воляли бы всем странам действовать сообща, несмотря на
 различия социально-политических, религиозных, этни-
 ческих и иных мировоззренческих ориентации. А для это-
 го оно должно опираться на определенные базисные цен-
 316
 ностные ориентации. Многие современные философы
 справедливо считают, что такими базисными ориентация-
 ми могут быть ценности гуманизма.
 В философской литературе существуют различные
 интерпретации понятия "гуманизма". Исторически под гу-
 манизмом чаще всего понимали систему ценностных уста-
 новок, направленных на удовлетворение потребностей че-
 ловека. В этом смысле понятие "гуманизм" совпадало по сво-
 ему значению с понятием "человечности", "человеколюбия".
 Гуманизм как определенная система ценностных ори-
 ентациий и установок, доведенная до логического конца, по-
 лучает значение общественного идеала. При таком подходе
 человек рассматривается как высшая цель общественного
 развития, в процессе которого обеспечивается создание не-
 обходимых условий для полной реализации всех его потен-
 ций, достижения гармонии в социально-экономической и ду-
 ховной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной че-
 ловеческой личности. Другими словами, высшая цель
 человечества заключается, очевидно, в достижении полного
 осуществления принципов гуманизма как торжества чело-
 веческого начала. Гуманизм в этом смысле не следует пони-
 мать односторонне, только как полную реализацию челове-
 ческого начала в духовной сфере, морально-нравственных
 отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано
 со всеми сферами жизни людей, в том числе и с обществен-
 ным производством, и с системой производственных отно-
 шений, поскольку без удовлетворения материальных по-
 требностей общества и человека, ни о каком духовно-нрав-
 ственном развитии личности не может быть и речи.
 Наряду с этими подходами, в современной философ-
 ской литературе чаще всего подчеркивается, что реализа-
 ция принципов гуманизма означает проявление общечело-
 веческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подхо-
 дом, определяется как система идей и ценностей,
 утверждающих универсальную значимость человеческого
 бытия в целом и отдельной личности в частности. Общече-
 ловеческое в таком подходе рассматривается как нечто зна-
 чимое не для какого-то ограниченного круга людей (соци-
 альной группы, класса, партии, государства или коалиции
 государств), а как то, что имеет значение для всего челове-
 чества. Это могут быть те или иные конкретные ценности и
 Глобальные проблемы современности 317
 
 т
 материальные объекты, от достаточного количества кото-
 рых зависит существование человечества. Или, наоборот,
 избыток таких объектов, отсутствие должного контроля над
 ними составляет угрозу человечеству. Таким образом, гло-
 бальные проблемы современности - осознание трагичес-
 ких перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы,
 угрозы голодной смерти и экологической катастрофы - вы-
 нуждают человечество преодолевать узкий горизонт ло-
 кальных, партикулярных, относительных ценностей и об-
 ратиться к поиску ценностей общечеловеческих. К этому
 человечество побуждает не только стремление к выжива-
 нию, инстинкт самосохранения, но и глубинная потребность
 человека в органической связи с другими людьми, которая
 стала ныне более осознанной и более настоятельной, что вы-
 ражается в таком, еще очень мало исследованном явлении
 как рост планетарного сознания. На неизменно более высо-
 ком уровне, при сохранении богатства индивидуального са-
 мовыражения, человечество как бы обращается к време-
 нам, когда в индивиде видели не только представителя ро-
 да, племени, общины, а представителя всего рода
 человеческого. Данный круг общечеловеческих ценностей
 является следствием исторической необходимости, он но-
 сит приземленный характер и способствует лишь внешне-
 му объединению людей в борьбе за выживание. Однако на-
 ряду с данным значением термин "общечеловеческие цен-
 ности" имеет более широкий характер. Общечеловеческие
 ценности рассматриваются как трансцендентные ценности.
 Трансцендентные ценности понимаются как пре-
 дельные, исторически не локализуемые. Они в той или иной
 степени принадлежат всем народам, но не у всех выраже-
 ны одинаковым образом. Это выражение зависит от степе-
 ни метафизичности менталитета народа, его устремлен-
 ности к чему-то абсолютному, трансцендентному, вклю-
 чающему в себя непрояснимый элемент и требующий
 особого почтения, пиетета. Эти ценности обусловлены осо-
 бенностями культурно-исторического развития той или
 иной страны, его религиозными традициями, типом циви-
 лизации. Так, например, подспудно присутствующая в со-
 знании россиян метафизичность нашла свое выражение
 во вселенском чувстве, мессианской идее, призванной со-
 единить распавшиеся ветви общечеловеческого прогрес-
 318
 са. Отсюда и притягательность идеи коммунизма, вско-
 лыхнувшее сознание российского народа, и, по сути дела,
 перевернувших всю общественную жизнь России.
 Трансцендентные ценности имеют глубокий внутрен-
 ний, скрытый от внешнего взгляда смысл, который, как пра-
 вило, не улавливается, ибо его постижение предполагает вос-
 хождение к самим истокам фундаментальной традиции, со-
 храняющей свое духовное содержание. Тогда ценности
 предстают не просто в качестве внешних моральных правил,
 а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе
 оказывается, в конечном счете, идея Бога как воплощение до-
 бра, любви, красоты, истины и справедливости. Бог-это мас-
 штаб, посредством которого оцениваются дела человеческие.
 Устремленность человека к некой иной, высшей дея-
 тельности есть важная и неистребимая психологическая по-
 требность, дающая импульс к активности, развития творчест-
 ва, без которой невозможны никакие великие свершения. "Ве-
 личайшая красота, которая достигается в этом мире, - писал
 Н. А. Бердяев, - связана не с тем, что человечество ставило се-
 бе чисто земные цели в этой действительности, а с тем, что оно
 ставило себе цели за пределами этого мира. Тот порыв, кото-
 рый вел человечество в мир иной, в этом мире воплощался в
 единственно возможной, высшей для него красоте, которая
 всегда имеет природу символическую, а не реалистическую"
 (Бердяев Н. А. Смыслистории. - М.,1990. - С. 157-158).
 Общечеловеческие ценности - это идеал, символ, об-
 разец, регулятивная идея и в таком качестве они имеют пра-
 во занимать соответствующее место в нашем сознании, в
 мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности
 не являются просто выдумкой, пустой мечтой, за ними стоит
 опыт человечества, его потенции и устремления. Современ-
 ная эпоха не только высветила важную роль общечеловечес-
 ких ценностей, но и показала их протворечия и динамику,
 причем в разных взаимосвязанных планах. Речь идет о про-
 тиворечиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о
 противоречиях между ними и конкретными историческими
 явлениями по разнородности в системе этих ценностей.
 Понятию общечеловеческих ценностей как регуля-
 тивной идее, идеалу, образцу противостоят представле-
 ния о том, что эти ценности, как таковые, противоречивы
 по своей природе и не могут быть иными, поскольку одно и
 Глобальные проблемы современности 319
 
 то же - всечеловеческое. Один и тот же масштаб приме-
 няется к различным, в том числе взаимоисключающим яв-
 лениям. Так, далее самые высокие побуждения во имя доб-
 ра, блага могут обернуться злом для многих людей и всего
 общества, когда они равным образом, одинаковой мерой
 распространяются и на тех, кто просто глух к ним, а ис-
 пользует призыв к добру в эгоистических целях, для нане-
 сения ущерба конкретным людям и всему обществу.
 И все же противоречивость общечеловеческих ценно-
 стей не привела в истории к отказу от представления их в
 качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к при-
 знанию их относительного характера, релятивизации. Во
 многом этого не произошло потому, что релятивизации цен-
 ностей всегда сопротивлялись различные религии. В рели-
 гиозной интерпретации общечеловеческие ценности - ос-
 мысливаются как ценности, имеющие божественную при-
 роду. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в
 определенной мере акцентировало внимание на существо-
 вании противоречия между ними и земной реальностью.
 Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем
 человечества - "философия общего дела" Н. Ф. Федорова
 Вышеизложенные нами концепции и подходы находятся в
 рамках нового планетарного мышления. Однако в недрах
 философии уже в конце XIX в. начал формироваться но-
 вый взгляд на пути развития современной цивилизации,
 выходящей за рамки планетарного мышления и призыва-
 ющий взглянуть на пути развития и судьбы человечества
 с позиций космического измерения человеческого бытия.
 Наиболее ярко эту тенденцию представляет русский кос-
 мизм (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский).
 Центральная идея этого космоцентрического подхода -
 это единство человека с космосом, космическая природа
 человека и космический масштаб его деятельности. Наи-
 более разработанной идея космизма предстает в "Филосо-
 фии общего дела" Н. Ф. Федорова (1828-1903). Федоров
 пытался синтезировать два методологических подхода к
 человеку: антропологизм и космизм, объединить судьбы
 человека и судьбы вселенского бытия. Человек в его косми-
 320
 ческом проекте получает невиданно широкое поле для сво-
 ей самореализации, становится гарантом сохранения и уве-
 ковечивания жизни. При этом нравственный критерий че-
 ловеческих деяний распространяется не только на отноше-
 ние человека к человеку, но на всю область отношений
 человека к природе, приобретая онтологический статус.
 "Философия общего дела" ориентирована не только на по-
 беду человеческого духа на Земле, но и в русле античной
 традиции - на повсеместное превращение Хаоса в Космос.
 Эту идею Федоров обосновывает с позиций религиоз-
 ного мировоззрения. Однако мыслитель не шел в русле ка-
 кой-то узкоконфессиональной традиции. Он отвергал догма-
 тизированную религию, проповедывающую бездеятель-
 ность человека, покорность судьбе, смирение. У Федорова
 довольно сильно выражены деистическая и пантеистичес-
 кая тенденции. Бог понимается им не как потусторонняя все-
 мирная сила, творящая все из ничего, а как внутренне прису-
 щий бытию верховный Разум, всеобщая мирообъединяющая
 Любовь. Несводимый к природе, но и не отделимый от нее,
 Бог действует через волю и разум людей. Боговоплощение
 понимается им как очеловечивание, то есть внесение в при-
 роду человеческих начал и чувств. "Слово Божие", по Федо-
 рову, - есть сам мир, сама взаимосвязь всего в этом мире.
 Ключевую роль в учении Н. Федорова играла идея пре-
 одоления смерти. Действительным антиподом смерти от счи-
 тал жизневоссоздание, воскрешение умерших. В отличие от
 ортодоксальных христианских верований, воскрешение че-
 ловека, по мнению Федорова, совершается не в потусторон-
 нем мире, а в посюстороннем, и не духовно, а физически, в
 вещественном воскрешении души и тела, в их единстве. Вос-
 крешение, по мнению Федорова, это не единичный акт, не
 удел избранных, а призвание и достояние всех, не только
 всех людей, независимо от звания и сословной принадлеж-
 ности, но и всех народов, т. е. общенародное, всемирное дело.
 Воскрешение не означает ожидание чуда, а предполагает
 активную деятельность всех людей в этом направлении. Сле-
 довательно, Человек является не только объектом, но и субъ-
 ектом воскрешения: одни люди воскрешают других, эти вос-
 кресшие сами могут стать воскресителями.

<< Пред.           стр. 44 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу