<< Пред. стр. 45 (из 46) След. >>
Федоровская концепция воскрешения охватывает двааспекта. Первый - оживление в прямом смысле этого слова.
Глобальные проблемы современности 321
Второе - отчасти в метафизическом, как пробуждение к
подлинной жизни, которая включает в себя и способность
природы к самовоссозданию, и идею "оживления" живых,
то есть раскрытия и использования их творческого потенци-
ала, воодушевление их на "общее дело" жизнеутверждения
и жизнетворчества. В комплекс идей, охваченных пробле-
мой воскрешения, входит и "санитарный вопрос": экологи-
ческие мероприятия, направленные на оздоровление Зем-
ли, сохранение существующей нашей жизни: преодолева-
ние заболеваний, эпидемий, голода, старческого одряхления.
Наибольшее внимание русский ученый-самоучка уде-
лял разработке проекта воскрешения предков. И здесь наи-
более фантастическая и утопическая часть его системы, хо-
тя он и стремился обосновать эту идею наиболее наукообраз-
но. Основная задача, по его мнению, состоит в том, чтобы
выявить и собрать все атомы и молекулы, входившие неког-
да в состав умерших организмов. Поскольку эти частицы пре-
терпели огромные изменения, Федоров предлагает создать
специальные научные центры, с привлечением физиков, хи-
миков, астрологов, физиологов, археологов. Особую роль, как
он полагал, призвана сыграть наука о бесконечно малых мо-
лекулярных движениях. Волны, возникающие в результате
вибрации молекул и несущие в себе лучевое изображение
предков, найдут, считал Федоров, созвучный отклик в со-
дрогании частиц, происходящих в живых существах, родст-
венно связанных с умершими; химические могут соединить
сродное в прахе и отделить чужое. Федоров назвал этот про-
цесс теллуро-солярным и теллуро-космическим.
Эта концепция, по сути дела, отрицала наличие грани
между живым и неживым, она отрицала специфику жизни
как особого качественного состояния материи. Этот подход
Федоров распространял и на трактовку духовного мира. Он
не видит качественного различия между душой и телом.
Следуя вульгарным материалистам, Федоров рассматри-
вает мысль как разновидность вещества. Организм, с его
точки зрения, - это машина, и сознание относится к нему
также, как желчь к печени. "Соберите машину и сознание
возвратится к ней", - утверждал он в своей знаменитой
работе "Философия общего дела". Поэтому задача полного
и телесного воскрешения, в конечном счете, сводится к со-
биранию всех составных частей организма человека.
322
Федоров особо настаивал на буквальном, натуралис-
тическом понимании воскрешения. Однако не следует за-
мыкать эту идею в чисто технические рамки, ибо основная
направленность его учения состоит в идее глобального жиз-
неутверждения, преодоления деструктивных сил, препят-
ствующих бессмертию человечества. Эта идея логически
связывалась Федоровым с признанием спонтанной актив-
ности бытия и возможностью овладения пространством и
временем. Всеобщее воскрешение представлялось ему по-
бедой над временем и пространством. Воскрешение, по его
учению, имеет космические параметры. Федоров уже в кон-
це XIX в. обосновывает идею о необходимости выхода чело-
века за пределы Земли в открытый космос. И это обоснова-
ние вытекает у него из предвидения тех глобальных про-
блем, с которыми столкнулось человечество в конце XX в.
Связь между проектом воскрешения и проектом вы-
хода в космос вытекает у Федорова из того, что в результа-
те воскрешения возрастет перенаселенность Земли, вос-
крешенным поколениям негде будет жить и нечем будет
питаться. С другой стороны, по мысли Федорова, эти поко-
ления призваны быть неисчерпаемым источником заселе-
ния космоса. Воскрешение трактуется им как одно из важ-
ных условий гармонизации Вселенной.
Концепция "общего дела" не сводится Федоровым к
воскрешению предков. Общее дело - это прежде всего, ре-
гуляция природы, управление ее силами. Воскрешение не-
отделимо от регулирования, происходит через него, на его
основе. Неустройства нашей жизни коренятся по Федоро-
ву, в дисгармоничных отношениях природы и человека.
Природа выступает как враждебная нам сила, но не по злой
воле, а из-за своей бессознательности. Раскол мироздания
на природу и человека, как противоборствующие факторы,
обрекает природу на слепоту, бездумность и проистекшую
отсюда разрушительность, а людей - на созерцание этого
зла и неподвластность ему. Отвергая такое разделение и не
признавая его фатальной необходимости, Федоров отстаи-
вал принцип единства человека и природы. Человек должен
быть не рабом и не деспотическим господином природы, а ее
разумом и волей. Космос нуждается в разуме для того, что-
бы быть космосом, а не хаосом, каковым он пока является, а
разумные существа нуждаются в его силе. По убеждению
Глобальные проблемы современности 323
Федорова, задача человека приводить мир в порядок, вно-
сить в него лад, мир, гармонию, - рассуждает русский мыс-
литель. В результате этого, эволюция природы поднимает-
ся со степени стихийности на качественно новый уровень
сознательного нравственно-разумного движения.
Всеобщая регуляция, считал Федоров, - это про-
цесс, имеющий внутренний и внешний аспекты. Под внут-
ренним он имел в виду психофизиологическую регуляцию,
предусматривающую управление слепыми силами в че-
ловеке. Внешняя регуляция развертывается от Земли ко
всему целостному миру-Космосу и охватывает собой сле-
дующие ступени: 1) метеорическую регуляцию, объектом
которой является Земля как целое (управление атмосфе-
рами и сейсмическими процессами, рациональное исполь-
зование земных недр, солнечной энергии и т. д.); 2) плане-
тарную астрорегуляцию, объектом которой является сол-
нечная система; 3) всеобщую космическую регуляцию,
объектом которой является бесконечная Вселенная. В рус-
ле этой последней ступени регуляции Федоров выдвигает
оригинальную идею превращения Земли в космический
корабль - "Земноход". Иначе говоря, Федоров считает
возможным на какой-то ступени добиться схода Земли с ее
постоянной орбиты и уход в космические просторы по со-
знательно прокладываемому курсу. В результате разви-
тия регуляции вся природа, по мнению Федорова, станет
сферой человеческого обитания, объектом разума и труда,
единой космохозяйственной-системой. Человек, проник-
нув в звездные пределы, объединит все миры Вселенной и
из "Земнохода" станет "Планетоходом".
Конечно, для современного человека путь выхода из
решения глобальных проблем, предлагаемый русским
мыслителем, кажется весьма фантастическим, утопичным.
Однако общий пафос федоровской философии "общего де-
ла", состоящей в стремлении восстановить нарушенное
единство мироздания, распавшейся связи времени, цен-
ность человеческой души, преодолеть разрыв между чело-
веком и природой, поднять ее стихийное развитие на уро-
вень управляемой эволюции, оживить умерших и пробу-
дить к подлинной жизни погрузившихся в духовную спячку
живых, представляется плодотворным и требует осмысле-
ния, исходя из реалий современной цивилизации.
Рекомендуемая
литература
по всем темам
Антология мировой философии. Т. 1-3. М., 1969.
Введение в философию: В2-хтт. - М., 1990.
Краткий очерк истории философии. - М., 1981.
Краткая философская энциклопедия. - М.,1991.
Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1 и 2. - М., 1983.
Современная западноевропейская философия.
Словарь. -М., 1992.
Философский словарь. - М., 1990.
Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.
Б. Рассел. История западной философии. - М., 1959.
Философия как мировоззренческая система:
ее смысл и предназначение
Бибихин В.В. Философия и религия
,// Вопросы философии. - 1992. - № 7.
Библер В. С. Что есть философия
// Вопросы философии. - 1995. - № 1.
Кессиди К. X. От мифа к Логосу. - М., 1972.
Лосев А. Ф. Дерзания духа. - М., 1988.
Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному
познанию // Вопросы философии. - 1992. - № 7.
Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию.- М., 1980.
Хайдеггер М. Что такое философия?
// Во?гросы философии. - 1993. - №7.
Чанышев А. Н. Начало философии. - М., 1982.
325
Философский плюрализм:
причины и истолкования
Гегель Г. Ф. Лекция по истории философии
// Соч. в 14-титт. Т. 9. - М., 1932.
Зотов А. Феномен философии: О чем говорит плюрализм
философских учений // Вопросы философии. - 1991. - № 12.
Ойзерман Т. И. Исторические судьбы плюрализма
философских учений
// Вопросы философии. - 1991. -№ 12.
Ойзерман Т. И. Проблемы историко-философской
науки. - 2-е изд. - М., 1982.
Античная философия
Аристотель. Метафизика // Соч. в 4-хтт. - М., 1975.
Асмус В. Ф. Античная философия. - М., 1976.
Богомолов В. С. Античная философия. - М., 1988.
Луций Анней Сенека. Нравственные письма
к Луцилию. - Кемерово, 1986.
Платон. Сочинения: в 3-х тт. - М., 1971.
Фрагменты ранних греческих философов.
Ч. 1 и 2. - М., 1989.
Средневековая христианская философия
Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.
Виндельбанд В. История древней философии. - СПб., 1893.
Гараджа В. И. Неотомизм - Разум - Науки
(Критика католической концепции познания). - М., 1969.
Долгов К. М. Диалектика и схоластика. - М., 1983.
326
I
Майоров Г. Т. Формирование средневековой
философии: Латинская патристика. - М., 1979.
Соколов В. В. Средневековая философия:
Учебное пособие для студентов и аспирантов
философских факультетов. - М., 1979.
Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой
философии. - М., 1991.
Философия эпохи Возрождения
Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.
Бруно Дж. О причинах, начале и едином. - М., 1934.
Кузанский Н. Сочинения: в 2-х тт. - М., 1979.
Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1976.
Соколов В. В. Европейская философия XV-XVIII веков.
-М., 1984.
Разработка метода научного исследования
в философии XVII века:
Ф. Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза
Асмус В. Ф. Декарт. - М., 1956.
Бэкон Ф. Новый Органон
// Сочинения в 2-х тт. Т. 2. - М., 1972.
Декарт Р. Сочинения: в 2-х тт. -М., 1989.
Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков.
- М.,1985.
Соколов В. В. Спиноза. - М., 1977.
Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х тт. - М., 1957.
Нарский М. С. Западноевропейская философия XVII в.
- М., 1974.
327
Рационализм эпохи Просвещения
и метафизический материализм XVIII века
Гельвеции. Сочинения. Т. 1. - М., 1973.
Гольбах П. А. Избранные философские произведения:
в 2-х тт. -М., 1983.
Дидро Д. Избранные философские произведения. - М.,1941.
Кузнецов В. Н., Мировский Б. В., Грязное А. Ф.
Западноевропейская философия XVIII века. - М., 1986.
Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII в. - М.,1981.
Момджян X. Н. Французское Просвещение XVIII века.
-М.,1983.
Философия эпохи ранних буржуазных революций
/ Под ред. Т. И. Ойзермана. - М., 1983.
Эволюция британского эмпиризма
конца XVII - середины XVIII века:
Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм
Беркли Д. Сочинения. - М., 1978.
Быховский Б. Э. Джордж Беркли. - М., 1970.
Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А.Ф.
Западноевропейская философия XVIII века. - М., 1988.
Локк Д. Избранные философские произведения:
в 2-х тт. - М., 1960.
Шашкевич П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии
Нового времени. - М., 1976.
Юм Д. Сочинения: в 2-х тт. - М., 1966.
Немецкая классическая философия
Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. - М., 197 9.
Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1-3.
-М.,1974.
328
Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6-ти тт. Т. 3.
-М.,1964.
Гулыга А. Немецкая классическая философия. - М., 1986.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Соч. 2-е изд. - Т. 42.
Шеллинг Ф. Сочинения: в 2-х тт. -М., 1987.
Русская религиозная философия Х1Х-ХХ вв.
Бердяев Н. А. Философия свободы: Смысл творчества.
-М., 1989.
Булгаков С. Н. Сочинения. - М., 1990.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М., 1991.
Кувакин В. Н. Религиозная философия в России:
Начало XX в. - М., 1980.
Лосский Н. О. Избранное. - М.,1991.
Соловьев В. С. Сочинения: в 2-х тт. -М., 1988.
Трубецкой Е. Н. Свет Фаворский и преображение ума
// Вопросы философии. - 1989. - № 12.
Франк С. Л. Смысл жизни
// Вопросы философии. - 1990. - № 6.
Франк С. Л. Сочинения. - М., 1990.
Флоренский П. А. Столп и утверждение истины.
Т. 1-2. - М., 1990.
Человек во Вселенной. Философская,
научная и религиозная картина мира
Бибихин В. В. Философия и религия
// Вопросы философии. - 1992. - № 7.
Игумен Вениамин (Новоик). О православном
миропонимании// Вопросы философии. - 1993. - №4.
Габричевский А. Г. Пространство и время
// Вопросы философии. - 1994. - № 3.
329
Гайденко В. П. Природа в религиозном мировоззрении
// Вопросы философии. - 1995. - №3.
Кедров Б. М. Классификация наук. - М., 1985.
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // ПСС. Т. 18.
Мамилев Ю. В. Судьбы бытия // Вопросы философии.
-1993.-№10.
Раджабов У. А. От мифов к современным космологическим
концепциям
// Философские науки. - 1991. - № 7.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.,1987.
Человек и мир: проблема антропоцентризма
// Философские науки. - 1992. - № 3.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Соч. Т. 20.
Энгельс Ф. Диалектика природы // Соч. Т. 20.
Природа человека и смысл его
существования
Бережной Н. М. К проблеме комплексного изучения
человека// Философские науки. - 1991. - № 1.
Григорьян Б. Т. Философская антропология. Опыт
систематики.// Вопросы философии. - 1995. - №2.
Какабидзе 3. М. Природа человеческого бытия.
- Тбилиси,- 1985.
Кимелев Ю. А. Современная буржуазная философско-