<< Пред.           стр. 6 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 земли. В самом центре всех сфер царствует великая боги-
 ня Правды и необходимости, которая управляет всеми про-
 исходящими в мире явлениями.
 40
 Это противоречие между метафизикой (философи-
 ей) и физикой - (учением о Природе) элеатов отчасти объ-
 ясняет их учение о познании. Элеаты четко разграничива-
 ли истину, основанную на рациональном познании, и мне-
 ние, основанное на чувственных восприятиях. Последние,
 считают они, - знакомят людей лишь с видимостью ве-
 щей. Знание их истинной сущности дает философское уче-
 ние о бытие, а то, как предстает мир нашим чувствам, опи-
 сывается в учении о Природе. Чувственное многообразие
 мира, с точки зрения элеатов, иллюзорно.
 Доказательству иллюзорности многообразия мира и
 движения посвящены трактаты Зенона. Если сущее мно-
 жественно, доказывал Зенон, то оно одновременно должно
 быть и настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины, и
 настолько большим, чтобы иметь бесконечную величину.
 Оно не имеет величины потому, что каждая из многих ве-
 щей сама по себе есть единица, ибо множество есть сово-
 купность единиц, но если она единица, то она неделима,
 стало быть, она есть точка, которая, будучи прилагаема, не
 увеличивает, а будучи отнимаема, не уменьшает, то вся
 она не имеет величины и плотности, есть ничто. Если еди-
 ница ничто, то и сумма единиц - ничто. С другой стороны,
 рассуждаетЗенон, если предположить, чтокаждаяиз мно-
 жества вещей имеет величину, плотность и некоторое рас-
 стояние от другой части и так до бесконечности, стало быть,
 каждая вещь бесконечно велика.
 В этой антиномии (неразрешаемости противоречий)
 Зенон ставит проблему конечного и бесконечного, пробле-
 му бесконечной делимости конечных вещей. Заслуга его
 заключается именно в постановке проблемы, а не в ее ре-
 шении, в котором обе противоположности - конечное и
 бесконечное (у него взаимно) исключают друг друга и пред-
 ставляют нечто внешнее по отношению друг к другу. Зенон
 видит только противоположность конечности и бесконеч-
 ности, но не видит их единства. Он видит, что они являют-
 ся отрицанием друг друга, но не видит, что каждая из них с
 необходимостью предполагает свою противоположность.
 То же самое относится и к проблеме единицы и мно-
 жества. Зенон не видит, что единица есть ничто иное, как
 внутренняя сторона множества, что различие их необхо-
 димо предполагает их взаимное отношение. По существу,
 Античная философия 41
 
 Зенон воспроизводит учение Парменида, противопостав-
 ляющее бытию небытие, ибо Зенон сводит единицу к небы-
 тию. Из своих рассуждений он делает вывод, что множест-
 венное бытие не существует.
 Наиболее известны апории Зенона, ставящие своей
 целью опровергнуть движение (апория - отсутствие вы-
 хода, тупик, непреодолимая трудность): "Дихотомия"
 (разделение надвое), "Ахилл и черепаха", "Стрела" и
 "Движущиеся тела". Рассмотрим вкратце суть апории
 "Дихотомия". Апории состоят в следующем: предмет, дви-
 жущийся к цели, должен сначала пройти половину пути к
 ней, а чтобы пройти эту половину, он должен пройти сна-
 чала ее половину и так до бесконечности. Стало быть, за-
 ключает Зенон, тело никогда не может достигнуть цели,
 ибо путь его бесконечен, и тело вечно должно преодоле-
 вать эти бесконечные половины. Уже Аристотель указы-
 вает, что Зенон бесконечно делимое смешивает с бесконеч-
 но большим, актуальную и потенциальную бесконечность.
 Хотя в возможности, время и пространство бесконечно де-
 лимы, это не означает, однако, что они в действительности
 бесконечно раздельны. Ошибка Зенона состоит в том, что
 непрерывность пространства он абсолютизирует и проти-
 вопоставляет прерывности. В этих апориях Зенон рассма-
 тривает пространство как сумму конечных отрезков и про-
 тивопоставляет ему бесконечную непрерывность време-
 ни. В апории "Ахилл и черепаха" Зенон доказывал
 невозможность движения тем, что нельзя пройти в конеч-
 ное время бесконечное число половинок пути. Ахиллес на-
 ходится позади черепахи. Пока он пробежит разделяющее
 их расстояние, черепаха несколько продвинется вперед.
 Пока Ахиллес пробежит это новое расстояние, черепаха
 опять несколько продвинется вперед и так до бесконечно-
 сти. Хотя расстояние будет все более уменьшаться, но ни-
 когда не исчезнет.
 В чем состоит основной смысл всех этих доказа-
 тельств? В обнаружении противоречия в строго логически
 выведенных следствиях основных понятий, которыми опе-
 рирует античная наука и обыденное сознание. Противоре-
 чие же рассматривается как достаточное основание для
 устранения их из сферы подлинного знания, с "пути исти-
 ны", и перевод его в область "мнений".
 42
 Крупным шагом по пути развития онтологического
 подхода в решении философских проблем является ато-
 мизм Демокрита (460 -370 до н. э.). Демокрит стремился к
 созданию стройного, ясного и логически обоснованного уче-
 ния. Исходная мысль этого учения: "в мире нет ничего, кро-
 ме атомов и пустоты, все существующее разрешается в
 бесконечное множество первоначальных неделимых веч-
 ных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бес-
 конечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг
 с другом".
 Онтология Демокрита. Бытие есть нечто предельно
 простое, далее неделимое, непроницаемое - атом. Атомов
 бесчисленное множество. Демокрит характеризует атомы
 так же, как Парменид бытие. Атомы вечны, неизменны,
 нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничто-
 жаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердос-
 тью и отличаются друг от друга по своему объему и фигу-
 ре. Все тела состоят из атомов, реальные подлинные свой-
 ства вещей суть те, которые присущи атомам. Все
 остальные чувственно воспринимаемые свойства: вкус,
 запах, температура и т. д. существуют не в вещах, а только
 в чувственном восприятии человека.
 Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом
 - бытие, то пустота -- это небытие. С одной стороны, если
 бы не было пустоты, то не было бы и реального множества
 и движения. С другой стороны, - если бы все было делимо
 до бесконечности, то пустота была бы во всем, то есть в ми-
 ре ничего бы не было, не было бы и самого мира. Отсюда
 следует вывод, если бесконечная делимость уничтожала
 бы всякую величину, разрешив ее в ничто, то должны су-
 ществовать твердые тела, иначе не было бы ничего плот-
 ного. Движение Демокрит считал вечным естественным
 состоянием Космоса. При этом движение истолковывалось
 строго однозначно как механическое перемещение атомов
 в пустоте.
 Итак, суть онтологии Демокрита сводилась к двум
 основным положениям:
 1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все мно-
 гообразие мира проистекает из их соединения и разделе-
 ния. А потому вещи различаются лишь по количеству сво-
 их атомов, по их форме, порядку и положению.
 Античная философия 43
 
 2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте:
 по отношению к атому место, занимаемое им, совершенно
 случайно.
 Гегель так выразил суть и основное достижение де-
 мокритовского атомизма. "Главным является единица, для
 себя - бытие, эта определенность представляет собой ве-
 ликое первоначало, которое до сих пор не встречалось. Это
 простое соотношение с самим собой, но соотношение по-
 средством отрицания инобытия".
 Теория Демокрита носит умозрительный характер,
 и сам Демокрит признавал умозрительный характер свое-
 го атомизма, поскольку в чувственном восприятии мы ни-
 когда не находим атомов. Но элеаты поставили серьезную
 проблему существования множественности и движения, и
 Демокрит на теоретическом уровне дал ей определенное
 решение.
 Космология и антропология. Как и другие "мудре-
 цы" Демокрит попытался применять свою теорию для объ-
 яснения происхождения и развития Вселенной. По его мне-
 нию, бесконечное движение атомов приводит их к совпа-
 дению, взаимной встрече и столкновению сначала
 отдельных атомов, а потом и целых комплексов. Под влия-
 нием этого столкновения образуется единый вихрь, в кото-
 ром атомы кружатся, наталкиваются друг на друга, соеди-
 няются и разделяются. При этом подобные отходят к по-
 добным. Имеющие одинаковый вес, вследствие большого
 скопления, больше не в состоянии кружиться и образуют
 различные соединения. Тонкие тельца отступают в наруж-
 ные части пустоты, как бы пролетая к периферии. Прочие
 же остаются в центре и образуют некое шарообразное со-
 единение. Из этой шарообразной массы отделяется нечто
 вроде "оболочки>\ которая в виде неба простирается над
 всем миром. Более плотные и тяжелые тельца собираются
 в середине и образуют землю, занимающую центр миро-
 здания. По Демокриту, Вселенная бесконечна и бесконеч-
 но в ней количество миров.
 Организмы возникли под влиянием тех же механи-
 ческих причин. Человек - то же скопление атомов и отли-
 чается от других существ наличием души. Душа - это ве-
 щество, состоящее из мелких, наиболее подвижных,
 огненных атомов. Демокрит также связывает душу с ды-
 44
 ханием. В воздухе находится большое число мелких, круг-
 лых атомов. Вместе с вдохом в тело входит воздух, а с ним
 и душевные атомы. Это удерживает давление внешнего
 воздуха (атмосферы) и препятствует выходу души нару-
 жу. Поэтому во вдыхании заключены жизнь и смерть. Ду-
 ша смертна, она уничтожается со смертью тела. Душа со-
 стоит из двух частей: она имеет разумную часть, находя-
 щуюся в груди и неразумную часть, рассеянную по всему
 телу.
 Атомистическая теория Демокрита распространя-
 ется и на истолкование познания. Демокрит объясняет по-
 знание мира на основе принципа "истечения". Согласно
 этому принципу, процесс познания состоит в восприятии
 человеком воздействия на него тел через соответствую-
 щие органы чувств. Это воздействие проявляется в форме
 истечения с поверхности всех вещей копий - мельчай-
 ших и тончайших образов этих вещей. Проникая в тело че-
 ловека, образы вещей соприкасаются с атомами души и
 вызывают у него соответствующее ощущение внешнего
 мира. Демокрит не видит связи чувственного уровня по-
 знания с рациональным рассуждением, резко отделяет и
 противопоставляет их друг другу. Истинное познание до-
 стигается только разумом.
 Демокрит является сторонником крайнего детерми-
 низма переходящего в фатализм. Он, по сути дела, отож-
 дествляет причинную обусловленность явлений и необхо-
 димость. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все
 возникает на каком-нибудь основании в силу необходимо-
 сти. Случайность - это лишь неизвестная человеческому
 разуму причина, и древние, в наведении истинных причин
 явлений, приписывали их либо судьбе, либо богам, когда
 эти явления представлялись им особенно грозкыми и ве-
 личественными. На самом деле, в основе всего лежит есте-
 ственное начало. Бесконечная цепь причин и следствий со-
 здает, по Демокриту, неотвратимую необходимость. Так,
 если человек нашел сокровище, то это не случайно, а пото-
 му, что он начал копать в данном месте. Он начал копать
 тоже не случайно, а по какой-то причине и т. д.
 В марксистско-ленинской философии атомизм Де-
 мокрита квалифицируется как вершина античного "сти-
 хийного материализма". В. И. Ленин называет философ-
 Античная философия 45
 
 ский материализм "линией Демокрита ". По моему мнению,
 говорить о материализме древнегреческих философов яв-
 но преждевременно. По крайней мере до Платона, вопрос о
 соотношении бытия и мышления, материи и сознания еще
 не сформировался и не был поставлен. Отсутствует и само
 понятие материи. В философском плане здесь речь идет
 только о субстанции мира и основах его бытия. Демокрит
 лишь продолжает традиции Милетской, Ионийской и Эле-
 атской школ. Поэтому можно говорить только об онтоло-
 гизме, но не материализме Демокрита. Ключевые понятия
 демокритовского учения - это умозрительные конструк-
 ции. Атомы и пустота - не некие материальные структу-
 ры, из которых состоит весь мир, это не природные стихии,
 не философские частицы, а понятия, равноценные элеат-
 скому понятию бытия и сущего. А идеального мира, с кото-
 рым бы хоть в какой-то мере соотносится атомизирован-
 ный мир, у Демокрита не существует. Теория познания как
 теория истечения не приводит даже к образованию идей.
 Поэтому исторически первым формируется не стихийный
 материализм (как выражение здравого смысла), а идеа-
 лизм, так как вопрос о соотношении бытия и мышления в
 более или менее ясной форме впервые ставит и развивает
 Платон.
 Поворот к человеку - философские учения софистов
 и Сократа
 В период своего становления человеческое познание на-
 правлено "вовне", на объективный мир. И впервые гречес-
 кие философы стремятся сконструировать картину мира,
 выявить всеобщие основания бытия этого мира. Накопле-
 ние философией объема знаний, разработка инструмен-
 тария мышления, изменения общественной жизни, под
 влиянием которых формируется человеческая личность,
 формирование новых общественных потребностей обус-
 ловили дальнейший шаг в развитии философской пробле-
 матики. Происходит переход от преимущественного изу-
 чения природы к рассмотрению человека, его жизни во
 всех многообразных проявлениях, возникает субъекти-
 вистско-антропологическая тенденция в философии. Ро-
 46
 доначальниками этой тенденции являются софисты и Со-
 крат. Строго говоря, именно с их деятельностью начинает-
 ся переход от философии как любви к мудрости вообще,
 как "первонауки" к филоесофии в подлинном смысле это-
 го слова. Ибо философия, в буквальном смысле этого сло-
 ва, - это осмысление, переживание мыслителем своего
 места, своей роли, своего предназначения в бытии.
 Итак, начало в исследовании проблемы человека по-
 ложили софисты Протагор (480-410 гг. до н. э.), Горгий
 (480-380 гг. до н. э.) и другие. Слово "софист" (от греческо-
 го "софия" - мудрость), первоначально означавшее "му-
 дрец", "искусственник", "изобретатель", со второй поло-
 вины IV века до н. э. становится кличкой, означавшей осо-
 бый тип философа, философа-профессионала, учителя
 философии. Новый тип философа появляется в период
 расцвета рабовладельческой демократии, благодаря по-
 требности в общем и политическом образовании, порож-
 денной развитием политических и судебных учреждений,
 научной, философской и художественной культуры. В ус-
 ловиях демократии политическая образованность, опыт и
 мастерство в публичных выступлениях, на судах начина-
 ет цениться чрезвычайно высоко. В соответствии с обще-
 ственной потребностью появляются и учителя этого ис-
 кусства. Пользуясь энциклопедическими знаниями и ис-
 кусством красноречия, они опровергали казавшиеся
 непоколебимыми истины и обосновывали порой самые не-
 обычные воззрения. Софисты способствовали развитию
 логического мышления, гибкости понятий, позволяющих
 соединить и даже отождествить как будто бы самые несо-
 вместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у
 них основным свойством истины. Доказать - значило убе-
 дить, уговорить. Софисты считали, что доказать можно
 все, что угодно. Все, что требуется доказать в тех или иных
 обстоятельствах. "Познай самого себя" - этот призыв, по-
 мещенный у входа в храм Аполлона в Дельфах становится
 у софистов и Сократа ведущим содержанием всех их фи-
 лософских размышлений.
 В философии софистов и Сократа человек становит-
 ся единственным бытием. Имея в виду предшествующую
 философию, искавшую бытие вне человека, софист Гор-
 гий доказывает, что, если бы оно существовало, мы не мог-
 Античная философия 47
 
 ли бы иметь о нем никакого знания, а если бы имели тако-

<< Пред.           стр. 6 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу