<< Пред. стр. 6 (из 46) След. >>
земли. В самом центре всех сфер царствует великая боги-ня Правды и необходимости, которая управляет всеми про-
исходящими в мире явлениями.
40
Это противоречие между метафизикой (философи-
ей) и физикой - (учением о Природе) элеатов отчасти объ-
ясняет их учение о познании. Элеаты четко разграничива-
ли истину, основанную на рациональном познании, и мне-
ние, основанное на чувственных восприятиях. Последние,
считают они, - знакомят людей лишь с видимостью ве-
щей. Знание их истинной сущности дает философское уче-
ние о бытие, а то, как предстает мир нашим чувствам, опи-
сывается в учении о Природе. Чувственное многообразие
мира, с точки зрения элеатов, иллюзорно.
Доказательству иллюзорности многообразия мира и
движения посвящены трактаты Зенона. Если сущее мно-
жественно, доказывал Зенон, то оно одновременно должно
быть и настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины, и
настолько большим, чтобы иметь бесконечную величину.
Оно не имеет величины потому, что каждая из многих ве-
щей сама по себе есть единица, ибо множество есть сово-
купность единиц, но если она единица, то она неделима,
стало быть, она есть точка, которая, будучи прилагаема, не
увеличивает, а будучи отнимаема, не уменьшает, то вся
она не имеет величины и плотности, есть ничто. Если еди-
ница ничто, то и сумма единиц - ничто. С другой стороны,
рассуждаетЗенон, если предположить, чтокаждаяиз мно-
жества вещей имеет величину, плотность и некоторое рас-
стояние от другой части и так до бесконечности, стало быть,
каждая вещь бесконечно велика.
В этой антиномии (неразрешаемости противоречий)
Зенон ставит проблему конечного и бесконечного, пробле-
му бесконечной делимости конечных вещей. Заслуга его
заключается именно в постановке проблемы, а не в ее ре-
шении, в котором обе противоположности - конечное и
бесконечное (у него взаимно) исключают друг друга и пред-
ставляют нечто внешнее по отношению друг к другу. Зенон
видит только противоположность конечности и бесконеч-
ности, но не видит их единства. Он видит, что они являют-
ся отрицанием друг друга, но не видит, что каждая из них с
необходимостью предполагает свою противоположность.
То же самое относится и к проблеме единицы и мно-
жества. Зенон не видит, что единица есть ничто иное, как
внутренняя сторона множества, что различие их необхо-
димо предполагает их взаимное отношение. По существу,
Античная философия 41
Зенон воспроизводит учение Парменида, противопостав-
ляющее бытию небытие, ибо Зенон сводит единицу к небы-
тию. Из своих рассуждений он делает вывод, что множест-
венное бытие не существует.
Наиболее известны апории Зенона, ставящие своей
целью опровергнуть движение (апория - отсутствие вы-
хода, тупик, непреодолимая трудность): "Дихотомия"
(разделение надвое), "Ахилл и черепаха", "Стрела" и
"Движущиеся тела". Рассмотрим вкратце суть апории
"Дихотомия". Апории состоят в следующем: предмет, дви-
жущийся к цели, должен сначала пройти половину пути к
ней, а чтобы пройти эту половину, он должен пройти сна-
чала ее половину и так до бесконечности. Стало быть, за-
ключает Зенон, тело никогда не может достигнуть цели,
ибо путь его бесконечен, и тело вечно должно преодоле-
вать эти бесконечные половины. Уже Аристотель указы-
вает, что Зенон бесконечно делимое смешивает с бесконеч-
но большим, актуальную и потенциальную бесконечность.
Хотя в возможности, время и пространство бесконечно де-
лимы, это не означает, однако, что они в действительности
бесконечно раздельны. Ошибка Зенона состоит в том, что
непрерывность пространства он абсолютизирует и проти-
вопоставляет прерывности. В этих апориях Зенон рассма-
тривает пространство как сумму конечных отрезков и про-
тивопоставляет ему бесконечную непрерывность време-
ни. В апории "Ахилл и черепаха" Зенон доказывал
невозможность движения тем, что нельзя пройти в конеч-
ное время бесконечное число половинок пути. Ахиллес на-
ходится позади черепахи. Пока он пробежит разделяющее
их расстояние, черепаха несколько продвинется вперед.
Пока Ахиллес пробежит это новое расстояние, черепаха
опять несколько продвинется вперед и так до бесконечно-
сти. Хотя расстояние будет все более уменьшаться, но ни-
когда не исчезнет.
В чем состоит основной смысл всех этих доказа-
тельств? В обнаружении противоречия в строго логически
выведенных следствиях основных понятий, которыми опе-
рирует античная наука и обыденное сознание. Противоре-
чие же рассматривается как достаточное основание для
устранения их из сферы подлинного знания, с "пути исти-
ны", и перевод его в область "мнений".
42
Крупным шагом по пути развития онтологического
подхода в решении философских проблем является ато-
мизм Демокрита (460 -370 до н. э.). Демокрит стремился к
созданию стройного, ясного и логически обоснованного уче-
ния. Исходная мысль этого учения: "в мире нет ничего, кро-
ме атомов и пустоты, все существующее разрешается в
бесконечное множество первоначальных неделимых веч-
ных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бес-
конечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг
с другом".
Онтология Демокрита. Бытие есть нечто предельно
простое, далее неделимое, непроницаемое - атом. Атомов
бесчисленное множество. Демокрит характеризует атомы
так же, как Парменид бытие. Атомы вечны, неизменны,
нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничто-
жаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердос-
тью и отличаются друг от друга по своему объему и фигу-
ре. Все тела состоят из атомов, реальные подлинные свой-
ства вещей суть те, которые присущи атомам. Все
остальные чувственно воспринимаемые свойства: вкус,
запах, температура и т. д. существуют не в вещах, а только
в чувственном восприятии человека.
Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом
- бытие, то пустота -- это небытие. С одной стороны, если
бы не было пустоты, то не было бы и реального множества
и движения. С другой стороны, - если бы все было делимо
до бесконечности, то пустота была бы во всем, то есть в ми-
ре ничего бы не было, не было бы и самого мира. Отсюда
следует вывод, если бесконечная делимость уничтожала
бы всякую величину, разрешив ее в ничто, то должны су-
ществовать твердые тела, иначе не было бы ничего плот-
ного. Движение Демокрит считал вечным естественным
состоянием Космоса. При этом движение истолковывалось
строго однозначно как механическое перемещение атомов
в пустоте.
Итак, суть онтологии Демокрита сводилась к двум
основным положениям:
1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все мно-
гообразие мира проистекает из их соединения и разделе-
ния. А потому вещи различаются лишь по количеству сво-
их атомов, по их форме, порядку и положению.
Античная философия 43
2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте:
по отношению к атому место, занимаемое им, совершенно
случайно.
Гегель так выразил суть и основное достижение де-
мокритовского атомизма. "Главным является единица, для
себя - бытие, эта определенность представляет собой ве-
ликое первоначало, которое до сих пор не встречалось. Это
простое соотношение с самим собой, но соотношение по-
средством отрицания инобытия".
Теория Демокрита носит умозрительный характер,
и сам Демокрит признавал умозрительный характер свое-
го атомизма, поскольку в чувственном восприятии мы ни-
когда не находим атомов. Но элеаты поставили серьезную
проблему существования множественности и движения, и
Демокрит на теоретическом уровне дал ей определенное
решение.
Космология и антропология. Как и другие "мудре-
цы" Демокрит попытался применять свою теорию для объ-
яснения происхождения и развития Вселенной. По его мне-
нию, бесконечное движение атомов приводит их к совпа-
дению, взаимной встрече и столкновению сначала
отдельных атомов, а потом и целых комплексов. Под влия-
нием этого столкновения образуется единый вихрь, в кото-
ром атомы кружатся, наталкиваются друг на друга, соеди-
няются и разделяются. При этом подобные отходят к по-
добным. Имеющие одинаковый вес, вследствие большого
скопления, больше не в состоянии кружиться и образуют
различные соединения. Тонкие тельца отступают в наруж-
ные части пустоты, как бы пролетая к периферии. Прочие
же остаются в центре и образуют некое шарообразное со-
единение. Из этой шарообразной массы отделяется нечто
вроде "оболочки>\ которая в виде неба простирается над
всем миром. Более плотные и тяжелые тельца собираются
в середине и образуют землю, занимающую центр миро-
здания. По Демокриту, Вселенная бесконечна и бесконеч-
но в ней количество миров.
Организмы возникли под влиянием тех же механи-
ческих причин. Человек - то же скопление атомов и отли-
чается от других существ наличием души. Душа - это ве-
щество, состоящее из мелких, наиболее подвижных,
огненных атомов. Демокрит также связывает душу с ды-
44
ханием. В воздухе находится большое число мелких, круг-
лых атомов. Вместе с вдохом в тело входит воздух, а с ним
и душевные атомы. Это удерживает давление внешнего
воздуха (атмосферы) и препятствует выходу души нару-
жу. Поэтому во вдыхании заключены жизнь и смерть. Ду-
ша смертна, она уничтожается со смертью тела. Душа со-
стоит из двух частей: она имеет разумную часть, находя-
щуюся в груди и неразумную часть, рассеянную по всему
телу.
Атомистическая теория Демокрита распространя-
ется и на истолкование познания. Демокрит объясняет по-
знание мира на основе принципа "истечения". Согласно
этому принципу, процесс познания состоит в восприятии
человеком воздействия на него тел через соответствую-
щие органы чувств. Это воздействие проявляется в форме
истечения с поверхности всех вещей копий - мельчай-
ших и тончайших образов этих вещей. Проникая в тело че-
ловека, образы вещей соприкасаются с атомами души и
вызывают у него соответствующее ощущение внешнего
мира. Демокрит не видит связи чувственного уровня по-
знания с рациональным рассуждением, резко отделяет и
противопоставляет их друг другу. Истинное познание до-
стигается только разумом.
Демокрит является сторонником крайнего детерми-
низма переходящего в фатализм. Он, по сути дела, отож-
дествляет причинную обусловленность явлений и необхо-
димость. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все
возникает на каком-нибудь основании в силу необходимо-
сти. Случайность - это лишь неизвестная человеческому
разуму причина, и древние, в наведении истинных причин
явлений, приписывали их либо судьбе, либо богам, когда
эти явления представлялись им особенно грозкыми и ве-
личественными. На самом деле, в основе всего лежит есте-
ственное начало. Бесконечная цепь причин и следствий со-
здает, по Демокриту, неотвратимую необходимость. Так,
если человек нашел сокровище, то это не случайно, а пото-
му, что он начал копать в данном месте. Он начал копать
тоже не случайно, а по какой-то причине и т. д.
В марксистско-ленинской философии атомизм Де-
мокрита квалифицируется как вершина античного "сти-
хийного материализма". В. И. Ленин называет философ-
Античная философия 45
ский материализм "линией Демокрита ". По моему мнению,
говорить о материализме древнегреческих философов яв-
но преждевременно. По крайней мере до Платона, вопрос о
соотношении бытия и мышления, материи и сознания еще
не сформировался и не был поставлен. Отсутствует и само
понятие материи. В философском плане здесь речь идет
только о субстанции мира и основах его бытия. Демокрит
лишь продолжает традиции Милетской, Ионийской и Эле-
атской школ. Поэтому можно говорить только об онтоло-
гизме, но не материализме Демокрита. Ключевые понятия
демокритовского учения - это умозрительные конструк-
ции. Атомы и пустота - не некие материальные структу-
ры, из которых состоит весь мир, это не природные стихии,
не философские частицы, а понятия, равноценные элеат-
скому понятию бытия и сущего. А идеального мира, с кото-
рым бы хоть в какой-то мере соотносится атомизирован-
ный мир, у Демокрита не существует. Теория познания как
теория истечения не приводит даже к образованию идей.
Поэтому исторически первым формируется не стихийный
материализм (как выражение здравого смысла), а идеа-
лизм, так как вопрос о соотношении бытия и мышления в
более или менее ясной форме впервые ставит и развивает
Платон.
Поворот к человеку - философские учения софистов
и Сократа
В период своего становления человеческое познание на-
правлено "вовне", на объективный мир. И впервые гречес-
кие философы стремятся сконструировать картину мира,
выявить всеобщие основания бытия этого мира. Накопле-
ние философией объема знаний, разработка инструмен-
тария мышления, изменения общественной жизни, под
влиянием которых формируется человеческая личность,
формирование новых общественных потребностей обус-
ловили дальнейший шаг в развитии философской пробле-
матики. Происходит переход от преимущественного изу-
чения природы к рассмотрению человека, его жизни во
всех многообразных проявлениях, возникает субъекти-
вистско-антропологическая тенденция в философии. Ро-
46
доначальниками этой тенденции являются софисты и Со-
крат. Строго говоря, именно с их деятельностью начинает-
ся переход от философии как любви к мудрости вообще,
как "первонауки" к филоесофии в подлинном смысле это-
го слова. Ибо философия, в буквальном смысле этого сло-
ва, - это осмысление, переживание мыслителем своего
места, своей роли, своего предназначения в бытии.
Итак, начало в исследовании проблемы человека по-
ложили софисты Протагор (480-410 гг. до н. э.), Горгий
(480-380 гг. до н. э.) и другие. Слово "софист" (от греческо-
го "софия" - мудрость), первоначально означавшее "му-
дрец", "искусственник", "изобретатель", со второй поло-
вины IV века до н. э. становится кличкой, означавшей осо-
бый тип философа, философа-профессионала, учителя
философии. Новый тип философа появляется в период
расцвета рабовладельческой демократии, благодаря по-
требности в общем и политическом образовании, порож-
денной развитием политических и судебных учреждений,
научной, философской и художественной культуры. В ус-
ловиях демократии политическая образованность, опыт и
мастерство в публичных выступлениях, на судах начина-
ет цениться чрезвычайно высоко. В соответствии с обще-
ственной потребностью появляются и учителя этого ис-
кусства. Пользуясь энциклопедическими знаниями и ис-
кусством красноречия, они опровергали казавшиеся
непоколебимыми истины и обосновывали порой самые не-
обычные воззрения. Софисты способствовали развитию
логического мышления, гибкости понятий, позволяющих
соединить и даже отождествить как будто бы самые несо-
вместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у
них основным свойством истины. Доказать - значило убе-
дить, уговорить. Софисты считали, что доказать можно
все, что угодно. Все, что требуется доказать в тех или иных
обстоятельствах. "Познай самого себя" - этот призыв, по-
мещенный у входа в храм Аполлона в Дельфах становится
у софистов и Сократа ведущим содержанием всех их фи-
лософских размышлений.
В философии софистов и Сократа человек становит-
ся единственным бытием. Имея в виду предшествующую
философию, искавшую бытие вне человека, софист Гор-
гий доказывает, что, если бы оно существовало, мы не мог-
Античная философия 47
ли бы иметь о нем никакого знания, а если бы имели тако-