<< Пред.           стр. 7 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 вое, то не могли бы его выразить. Иначе говоря, человек
 только в себе самом может найти истину. Эта идея очень
 четко была сформулирована другим известным софистом
 Протагором: "Человек есть мера всех вещей существую-
 щих, что они существуют, и несуществующих, что они не
 существуют". Таким образом, следует констатировать, что
 со времен софистов и Сократа проблема человека, челове-
 ческой личности становится одной из важнейших проблем
 философии.
 Перенос акцента в философском размышлении с
 природы на человека означал не просто более широкое и
 всестороннее развитие второй важнейшей составляющей
 мировоззренческого комплекса, а коренной поворот в раз-
 работке мировоззренческой проблематики. С этого време-
 ни на передний план выходит проблема отношения чело-
 века к миру. Как видно из приведенного выше высказыва-
 ния Протагора, уже софисты подчеркивали субъективный
 характер человеческого бытия, его влияние на восприятие
 и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная с со-
 фистов и Сократа, философия впервые формулирует ос-
 новной мировоззренческий вопрос как вопрос об отноше-
 нии субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бы-
 тию. И здесь мы должны подчеркнуть, что для философии
 специфическим является не раздельное рассмотрение
 человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философ-
 ское восприятие мира всегда субьективно, личностно ок-
 рашено, в нем нельзя абстрагироваться от присутствия
 познающего, оценивающего и эмоционально переживаю-
 щего человека. Философия - это самосознающее мышле-
 ние.
 Эта особенность позволила Ф. Энгельсу сделать вы-
 вод, что отношение мышления к бытию является основ-
 ным вопросом философии. Насколько правомерен такой
 вывод можно оценить лишь после того, когда будет уясне-
 но, что имел в виду Ф. Энгельс под понятием "основной во-
 прос философии". Ф. Энгельс выделяет две тесным обра-
 зом взаимосвязанные стороны основного вопроса филосо-
 фии. Первая сторона - это ответ философов на вопрос:
 что первично, а что вторично - бытие или мышление,
 природа или дух. В зависимости от решения этого вопроса
 48
 все философы разделились на два лагеря: материалистов
 и идеалистов. Материалисты утверждают первичность,
 самодостаточность материи. Весь мир, бытие объясняется
 ими как продукт саморазвития материи. Идеалисты же в
 качестве первоначала всего сущего называют духовное
 начало'- личностное или безличностное. Те из идеалис-
 тов, которые в качестве первичного начала называют лич-
 ностное, индивидуальное сознание, мышление, именуют-
 ся субъективными идеалистами, а те, кто понимает ду-
 ховное начало как надличностное, -: объективными
 идеалистами.
 Вторая сторона основного вопроса философии фор-
 мируется Ф. Энгельсом как вопрос о познаваемости мира,
 то есть может ли дух, мышление, сознание без остатка, без
 границ постичь материю, природу бытия, отразить в поня-
 тиях все многообразие универсума. Большинство филосо-
 фов отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной
 форме признавая возможность познания бытия. Те лее из
 философов, которые отрицают принципиальную возмож-
 ность познания бытия, называются агностиками.
 Изучение истории философии свидетельствует, что
 попытка уложить все философские течения, школы и уче-
 ния в "прокрустово ложе" приводит к значительному уп-
 рощению и даже искажению историко-философского про-
 цесса. Во-первых, как показано ранее, этот вопрос не все-
 гда стоял перед философами, а во-вторых, для многих
 философских учений ответ на этот вопрос в таком виде не
 имел существенного значения.
 Однако если признать, что вопрос об отношении мы-
 шления к бытию, духа к природе не сводится только к этим
 двум сторонам, а в своей наиболее общей формулировке
 принимает форму вопроса об отношении субъекта к объ-
 екту, субъективного и объективного, что, в свою очередь,
 предполагает нравственное, эстетическое, религиозное,
 экономическое, политическое и иные отношения, то можко
 признать, что этот вопрос имеет для философии универ-
 сальное значение и присутствует в том или ином модифи-
 цированном виде при решении множества иных философ-
 ских проблем.
 Тем не менее, если применить к софистам энгельсов-
 ские критерии решения основного вопроса философии, то
 Античная философия 49
 
 их следует квалифицировать, во-первых, как субъектив-
 ных идеалистов, а во-вторых, как агностиков. Субъектив-
 ный идеализм их позиции ярко проявляется в установке,
 что человек есть мера всех вещей, а агностицизм - в реля-
 тивизме, учении об относительности всех наших сужде-
 ний и знаний. "О всякой вещи есть два мнения, противопо-
 ложных друг другу", - учил Протагор. И можно с успехом
 отстаивать любое из этих мнений. И, следовательно, кри-
 терием, мерой истинности утверждения следует считать
 интересы конкретного человека или какого-то сообщества.
 "Какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и
 есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь, для тебя.
 Так, поскольку на ветру одному холодно, а другому нет,
 нельзя сказать, что ветер сам по себе холоден или нет, но
 для мерзнущего он холоден, а для немерзнущего нет". Од-
 нако релятивизм софистов ограничен. Он не доходит до
 полного отрицания возможностей общезначимого знания.
 Более того Протагор утверждает, что ощущение не может
 ошибаться. Если одетому в отрепья холодно, а хорошо оде-
 тому тепло, то это вовсе не значит, что один из них прав, а
 другой неправ. Просто надо изменить худшее состояние на
 лучшее. Таким образом, проблема истины переносится в
 практическую сферу - согреть мерзнущего, дать ему теп-
 лую одежду и т. п. Здесь Протагор выдвигает очень важ-
 ную мысль, что истина должна изменяться чем-то иным,
 отличным от нее. Он еще далек от утверждения, что прак-
 тика - критерий истины, хотя его постановка проблемы
 толкает их на этот путь.
 Из рассуждений Протагора также следует, что раз-
 личия и даже противоречия во мнениях не могут, сами по
 себе, быть критерием истинности или ложности одного из
 этих мнений. А значит, дело не в абстрактной истинности
 или ложности того или иного мнения о том, что может быть
 принято данным объектом за истину в данный момент, при
 данных обстоятельствах. Иначе говоря, абстрактной исти-
 ны нет, истина всегда конкретна.
 Релятивизм в теории познания служит обосновани-
 ем и правового, и нравственного релятивизма. Софисты
 подчеркивали условность правовых норм, государствен-
 ных законов и моральных оценок. "Каждая власть уста-
 навливает законы, полезные для нее самой: демократия -
 50
 демократические, тирания - тиранические" и т. д. "То,
 что представляется каждому государству справедливым
 и прекрасным, то и является таковым для него, пока оно
 таковым считается", - утверждал Протагор.
 Учеником софистов в начальный период своего твор-
 чества, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ
 (470-399 гг. до н. э.). Прогрессивное значение софистики
 заключается в том, что она выдвинула на передний план
 субъективный момент в отношении человека к миру, вы-
 разившийся в требовании: все, что ценное для личности,
 должно быть оправдано перед ее сознанием. Однако это
 оправдание в софистике было поставлено в зависимость от
 случайного хотения и мнения отдельного индивида. Сократ
 же выступил против релятивизма софистов. Мерилом всех
 вещей для Сократа является не субъективно-произволь-
 ный единичный человек, а человек как разумное, мысля-
 щее существо, поскольку в мышлении находят свое выра-
 жение общие законы. Сократ выступил с требованием вы-
 работать такие истины, которые имели бы общее и
 объективное значение. Итак, основополагающая способ-
 ность человека, по Сократу, - это разум, мышление.
 Именно разум способен дать высшее, общеобязательное
 знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Че-
 ловек должен затратить значительные усилия, чтобы об-
 рести его. Отсюда вытекает метод Сократа - майевтика
 - (повивальное искусство). Этот метод помогает рожде-
 нию человеческой мысли, а философ, работающий по это-
 му методу, уподобляется "бабке-повитухе".
 В чем же состоит сущность этого метода и на какие
 философские предпосылки он опирается? Исходным на-
 чалом метода Сократа является ирония. Благодаря ирони-
 ческому отношению к окружающему, Сократ пробуждает
 у людей сомнения в общепринятых истинах ("Я знаю, что я
 ничего не знаю", - заявил он) и, тем самым, приглашал их
 к рассуждению, к выработке своей собственной позиции,
 которая основывалась бы на логических аргументах, была
 бы достаточно обоснованной.
 А достигал он этой цели путем точной постановки во-
 просов. При этом Сократ исходил из установки, что все зна-
 ния уже имеются у человека. Человек обладает полнотой
 знания. Сознание черпает из самого себя все понимание
 Античная философия 51
 
 истины и лишь оттуда оно должно черпать это понимание.
 Задача философа помочь человеку родиться к новой жиз-
 ни, к обретению подлинных и истинных моральных норм
 "Я поставил своей жизненной целью оказывать каждому в
 его индивидуальной духовной жизни посильную помощь,
 стремясь наметить пути, по которым каждый из вас мог бы
 стать лучшим и более разумным", - говорил в "Аполо-
 гии" Сократ. Основное содержание сократовских рассуж-
 дений посвящено проблемам морали: что такое добро и зло,
 справедливость и несправедливость. Философия, с точки
 зрения Сократа, - это и есть способ познания добра и зла.
 Это познание Сократ осуществляет в процессе бесед. Так
 что по форме метод Сократа - это беседы, диалоги. В этих
 беседах Сократ исходит из фактов частной жизни, из кон-
 кретных явлений окружающей действительности. Он
 сравнивает отдельные моральные поступки, выделяет в
 них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить
 предшествующие их объяснению противоречивые момен-
 ты и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на
 основе вычленения каких-то существенных признаков.
 Таким путем он достигает общего понятия о добре, зле,
 справедливости, красоте и т. д. Целью критической работы
 ума, по Сократу, должно быть получение понятия, осно-
 ванного на строго научном определении предмета.
 Сократ учил, что философия - любовь к мудрости,
 любовь к знанию - может рассматриваться как нравст-
 венная деятельность в том случае, если знание само по се-
 бе есть добро. И это положение является движущей пру-
 жиной всей его деятельности. Сократ верил, что, если че-
 ловек знает что именно хорошо, а что плохо, то он никогда
 не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания,
 значит, знание это источник нравственного совершенства.
 Истина и нравственность, для Сократа, - совпадающие
 понятия Можно утверждать, что существует истинная
 нравственность. По Сократу, это знание того, что такое хо-
 рошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует
 его блаженству, жизненному счастью. Сократ называл три
 основных человеческих добродетели: 1) умеренность (зна-
 ние как обуздывать страсть); 2) храбрость (знание как пре-
 одолевать опасности); 3) справедливость (знание как со-
 блюдать законы божественные и человеческие).
 52
 Таким образом, Сократ пытался найти в сознании,
 мышлении человека такую прочную и твердую опору, на
 которой могло бы стоять здание нравственности и всей об-
 щественной жизни, в том числе и государства. Но Сократа
 не поняли и не приняли его сограждане. Он был обвинен в
 том, что развращает своими рассуждениями молодежь, не
 признает богов и священных обычаев, и потому был аресто-
 ван. По сохранившимся свидетельствам, основной задачей
 обвинителей было "попугать" Сократа, принудить его эми-
 грировать из Афин и тем самым прекратить свою деятель-
 ность. Друзья Сократа подготовили все для успешного по-
 бега его из тюрьмы. Но он отказался, ибо считал, что побег
 может означать его отказ от своих идей, от моральных прин-
 ципов, которые он исповедовал и которым учил других лю-
 дей. По приговору суда Сократ выпил смертельный яд ци-
 куту. Тем самым, он хотел доказать, что истинный фило-
 соф должен жить и умереть в согласии со своим учением.
 Платон и Аристотель -
 систематизаторы древнегреческой философии
 Большую работу по систематизации всей предшествую-
 щей философии проделали Платон (427-347 гг. до н. э.) и
 Аристотель (384-322 гг. до н. э.). В их системах философ-
 ское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний
 характер. Платон и Аристотель подводят итог классичес-
 кому периоду в развитии древнегреческой философии.
 В философской системе Платона уже четко можно
 выделить все четыре составные части философского зна-
 ния того времени: онтологию, космологию, гносеологию и
 этику. Рассмотрим же последовательно каждую из них.
 Онтология. Платон, также как и элеаты, характери-
 зует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождест-
 венное, неделимое, недоступное чувственному восприя-
 тию и постигаемое только разумом. Но в отличие от элеа-
 тов. бытие у Платона множественно. И здесь он близок
 Демокрит}*-. Но, в отличие от Демокрита, это множество бы-
 тии Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущно-
 стями. Вид, идея, сущность часто з'потребляются Плато-
 ном как тождественные понятия.
 Античная философия 53
 
 Итак, бытие у Платона есть вид, идея, сущность. Пла-
 тон впервые в истории философии проводит четкое разли-
 чие между сущностью и явлением, между тем, что сущест-
 вует поистине и тем, что существует, но не имеет истинно-
 го бытия. "Прежде всего надо различать: что всегда
 существует и никогда не становится, и, что всегда стано-
 вится, но никогда не существует", - пишет Платон в диа-
 логе "Тимей". Одно из важных положений платоновской
 онтологии состоит в разделении действительности на два
 мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первр1чным "ис-
 тинно существующим" Платон называл мир вечных, неиз-
 менных, самостоятельно существующих сущностей -
 идей. Вторичным, производным от них, он называл все мно-
 гообразие чувственно воспринимаемого мира. По его уче-
 нию, отдельные предметы создаются, разрушаются и вос-
 производятся потому, что в умопостигаемом мире имеется
 причина, которая делает вещь именно этой вещью. Напри-
 мер, деревья существуют потому, что есть идея дерева,
 стол - потому, что существует идея стола. Предметы ис-
 кусства создаются потому, что имеется идея прекрасного.
 Противопоставляя идею (сущность) вещам (явлени-
 ям), Платон должен был как-то объяснить наличие связи
 между ними. Однако, Платон не дал однозначного объяс-
 нения характера этой связи. Иногда он рассматривал чув-
 ственные вещи как сходные с идеями и возникшие в силу
 подражания им, иногда как "причастные" идеям. В ряде
 высказываний он говорит, что идеи - это образцы, а про-
 чие вещи подходят к ним и становятся подобиями, так, что
 сама их причастность к идеям есть ничто иное, как уподоб-
 ление им. Идеи, с точки зрения Платона, можно рассмат-
 ривать как цели вещей. Для объяснения многообразия чув-
 ственного мира Платон вводит понятие материи. Материя,
 по Платону, это первичный материал, то, из чего делают
 все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что
 материя может принять любую форму потому, что она со-
 вершенно бесформенна, неопределенна ("апейрон"), как
 бы только возможность, а не действительность.
 Этот подход к объяснению чувственного мира заим-
 ствовал у Платона Аристотель. Для него материя - это
 также первичный материал, потенция вещей. Придает же
 материи актуальное состояние, то есть превращает ее из
 54
 возможности в действительность, форма. Таким образом,
 Аристотель заменяет понятие идеи на понятие формы. Со-
 гласно Аристотелю, форма - это активное начало, начало
 жизни и деятельности. Аристотель дает понятию сущнос-
 ти другое истолкование. Сущность - это единичное, обла-
 дающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на во-
 прос "что есть вещь?" и представляет собой субстанцию

<< Пред.           стр. 7 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу