<< Пред.           стр. 8 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 вещи. Аристотель делит сущности на низшие, те что со-
 стоят из материи и формы (таковы все существа чувствен-
 ного мира), и высшие, чистые формы. Наивысшей сущнос-
 тью Аристотель считает чистую, лишенную материи фор-
 му, перводвигатель, который служит источником
 движения всего Космоса.
 Внесенное Платоном новшество о множественности
 бытия идей поставило перед ним задачу объяснения связи
 между ними, объяснения единства самого мира идей. Что-
 бы решить этот вопрос, Платон обращается к понятию еди-
 ного , но истолковывает это понятие иначе, чем элеаты. Еди-
 ное, по Платону, само по себе не есть бытие. Оно выше бы-
 тия и составляет условие возможности бытия, то есть идей.
 Единое выше всякого с* ществования и всякой множест-
 венности. Но без его объясняющей силы невозможны и са-
 ми идеи, ибо невозможна даже и множественность. Ведь
 каждое из многих тоже есть нечто единое, а, значит, оно,
 тем самым причастно единому. Это единое отождествля-
 ется с высшим благом, к которому все стремится и, благо-
 даря которому, все имеет свое бытие. Само же высшее бла-
 горасполагается по ту сторону всякого бытия, трансцен-
 дентно, следовательно, недоступно разуму. О нем самом
 нельзя ничего сказать, кроме отрицания, указывающего
 только на то, чем оно не является.
 У последователей Платона - неоплатоников Плоти-
 на, Порфирия - понятие Единого приобретает централь-
 ное значение: Единое характеризуется ими как божест-
 венное начало, первопричина всего сущего, высшая исти-
 на, высшее благо и высшая красота. Бытие целиком
 зависит от божественного первоначала. Плотин устанав-
 ливает целую лестницу постепенного снижения первона-
 чала: божественное первоначало, божественный ум, бо-
 жественная душа и, наконец, природа. Природа создается
 из материи путем проникновения в нее обожествленного
 Античная философия 55
 
 первоначала. Сравнивая это первоначало со светом, Пло-
 тин уподобляет материю тьме. На вершине лестницы сто-
 ит божественное первоначало, наиболее яркий свет, внут-
 ри материи - тьма. Мир образуется из материи благодаря
 проникновению в нее света, путем эманации (истечения,
 излучения) божества. Единое первоначало в божествен-
 ном уме дробится, теряет свое единство, переходит в мно-
 жественность умов. Эти умы Плотин истолковывает как
 идеи, формы. Следующей стадией эманации божественно-
 го света является мировая душа, в свою очередь, подраз-
 деляющаяся на отдельные души. И, наконец, последняя
 стадия дробления света - это природа. Это схема в после-
 дующем была заимствована христианской философией и
 получила свое развитие в системе Августина Аврелия.
 Космология. С учением о бытии в системе Платона
 тесно связана космология. Здесь Платон развивает учение
 о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса.
 Творца мира Платон называет божественным демиургом,
 устроителем мира. Согласно Платону, божественный де-
 миург был добр и пожелал устроить все так, чтобы было
 хорошо. Застав все в нестройном и беспорядочном движе-
 нии, он из беспорядка привел в порядок, полагая, что по-
 следний всячески лучше первого. Далее он пришел к мне-
 нию, что неразумное творение не будет прекрасно, вселил
 ум в душу Космоса, а душу в тело. Таким образом, Космос,
 промышлением божьим, получил бытие как одушевлен-
 ное и поистине одаренное умом (рассказывает Платон в
 "Тимее"). Кроме мировой души Платон признавал суще-
 ствование звезд, человеческих душ, душ животных и рас-
 тений. Он был убежден, что небесные тела - это видимые
 боги, обладающие телом и душой.
 Теория познания. Теория познания Платона опира-
 ется на его учение и о душе. Платон считал, что человек,
 как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна.
 Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает,
 а лишь освобождается от телесного покрова как своей тем-
 ницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной
 сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с
 миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса позна-
 ния, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей,
 которые она уже когда-то созерцала. Истинное знание да-
 56
 ет только мышление. Мышление же - это независимый от
 чувственных восприятий абсолютно самостоятельный
 процесс припоминания. Только мышление дает знание
 идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о
 вещах. В связи с этим процесс познания определяется Пла-
 тоном как диалектика, то есть искусство вести устную
 речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, про-
 буждая воспоминания. На этом принципе была построена
 работа созданной Платоном Академии.
 Представления Платона о процессе познания наибо-
 лее развернуто изложены в мифе о "Пещере". Человечес-
 кое познание, говорится в этом мифе, подобно тому, что ви-
 дят узники, сидящие в пещере спиной к истинной прекрас-
 ной жизни. Тени, пробегающие перед ними - это жалкие
 проекции людей, вещей. Участь большинства людей, при-
 держивающихся установившегося житейского опыта, -
 пещерное знание теней. Подлинным знанием могут обла-
 дать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них
 чувственных вещей, избавить свою душу от телесного гне-
 та и воспарить в мир вечных идей. По учению Платона, та-
 кой подход по силам только мудрецам - философам. За-
 дача философии направить духовную деятельность чело-
 века на абсолютные ценности, на запредельное идеальное
 бытие. Философия стремится постигнуть самое сущест-
 венное, наиболее общее во всем, что существует, самое
 важное в человеческой и для человеческой жизни. Муд-
 рость заключается в постижении непреходящей транс-
 цендентной действительности, царства идей, в рассмотре-
 нии с этих сверхчувственных позиций всех природных ве-
 щей и человеческих дел. Таким образом, теория познания
 Платона проникнута интеллектуальным аристократиз-
 мом. Философия же в связи с этим трактуется как свойст-
 венная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради
 нее самой.
 Этика. Онтология, космология и теория познания в
 учении Платона носят подчиненный вспомогательный ха-
 рактер. Они выступают в качестве методологической и ми-
 ровоззренческой базы для обоснования главной части это-
 го учения - нравственно-этической. Платон считает, что
 условием нравственных поступков является истинное зна-
 ние. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа.
 Античная философия 57
 
 По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1) ра-
 зумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувствен-
 ной). Разумная часть - основа добродетели мужества,
 преодоления чувственности - это добродетель умеренно-
 сти, благополучия. Гармоническое сочетание всех этих
 трех частей души, под руководством разума, дает начало
 добродетели и справедливости.
 Платоновская этика ориентирована на самосовершен-
 ствование личности, на создание совершенного общества -
 государства. Платон общественное, государственное начало
 ставит над индивидуальным, личным. Поэтому этика Плато-
 на органически сочетается с концепцией государства. В соот-
 , ветствии с тремя частями души, Платон делит людей на три
 типа: носители добродетели мудрости - философы должны
 стоять во главе государства, управлять им. Мужество - доб-
 родетель стражей, задача которых защита государства от
 внешних и внутренних врагов. Добродетелью третьего сосло-
 вия должно быть благоразумие, т. е. добросовестное выполне-
 ние своих производственных функций. Справедливость не
 относится Платоном к какому-то одному из сословий, а ха-
 рактеризуется им как некая общегосударственная доброде-
 тель. Помимо этих четырех добродетелей Платон особо под-
 черкивает значение благочестия - религиозности, почита-
 ния божеств. Идеальное государство Платона должно
 всемерно покровительствовать религии, воспитывать в граж-
 данах благочестие, бороться против неверия и безбожия.
 Укреплению идеального государства, по Платону,
 должна служить строгая система воспитания и образова-
 ния. Платон предложил такую систему образования и вос-
 питания, которая, по его мнению, обеспечивала бы доста-
 точную профессиональную и физическую подготовку всех
 сословий. Каждому сословию соответствует свой уровень
 образования. Например, совокупность гимнастики, музы-
 ки и математики - это обязательный круг образования,
 достаточный для стражей. Наиболее способные могли, кро-
 ме того, обучиться диалектике. Но после овладения диа-
 лектикой они переходят в другую профессиональную
 группу - философов-правителей.
 Изучение онтологии и гносеологии Платона позво-
 ляет нам сделать вывод, что в его учении впервые ставит-
 ся вопрос об отношении бытия и мышления, материально-
 58
 чувственного и идеально-существенного мира. И Платон
 решает этот вопрос однозначно, утверждая приоритет
 идей над чувственно-воспринимаемыми вещами. Поэто-
 му следует признать, что им была положена основа идеа-
 листической линии в философии, которая в античной фи-
 лософии получила свое дальнейшее развитие у Аристо-
 теля и неоплатоников, а наиболее ярко представлена в
 средневековой философии. Материализму же, как фило-
 софскому течению, предстояло сформироваться лишь в
 философии Нового времени, в XVII-XVIII вв. Завершает
 объективистско-онтологическую традицию Аристотель
 (384-322 гг. до н. э.). Аристотель в молодости входил в кру-
 жок Платона. Несколько лет (с 343 по 340 гг. до н. э.) был
 воспитателем и учителем Александра Македонского.
 В 340 г. до н. э. основывает свою философскую школу в ро-
 ще Ликея (ликей - лицей). Обучал на ходу. Учителя и уче-
 ники ходили кругами по аллее - перипатетики. Аристо-
 тель - мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по
 всем важным областям знания.
 Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести
 разграничение наук, выделив для каждой из них специаль-
 ные области исследований, и установить различие между
 теоретическими, практическими и творческими науками.
 Теоретические: метафизика - изучает первопричи-
 ны всех вещей, первоначала всего сущего; физика - изу-
 чает состояние тел и определенные "материи"; математи-
 ка - абстрактные свойства реальных вещей.
 Практические: этика - наука о норме поведения лю-
 дей; экономика; политика.
 Творческие науки, связанные с деятельностью твор-
 цов: поэтика - теория стихосложения; риторика - тео-
 рия ораторского искусства и искусства ремесла.
 Онтология. Основное содержание философского
 учения Аристотеля изложено им в "Метафизике". Арис-
 тотель сохраняет характерное для элеатов и Платона по-
 нимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, не-
 подвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие
 с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал
 идеям самостоятельное существование, обособив и отде-
 лив их от чувственного мира. В результате Аристотель да-
 ет понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность
 Античная философия 59
 
 - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие.
 Она отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" и представляет
 собой то, что делает предметы именно этим, не позволили
 ему слиться с другими.
 Аристотель делит сущности на низшие и высшие.
 Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у
 Аристотеля, также как и у Платона, - это первичный ма-
 териал, потенция вещей. Придает же материи актуальное
 состояние, то есть превращает ее из возможности в дейст-
 вительность форма. Таким образом, Аристотель понятие
 идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Аристо-
 телю, - это активное начало, начало жизни и деятельнос-
 ти. Высшие сущности он называет чистыми формами. По
 сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные
 сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чи-
 стую, лишенную материи форму - Перводвигатель, кото-
 рый служит источником жизни и движения всего Космоса.
 В соответствии с учением о сущности, Аристотель
 проводит классификацию причин бытия. Аристотель вы-
 деляет четыре вида причин.
 1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
 2. Формальные, в которых форма проявляет себя, об-
 разуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то,
 что она есть.
 3. Действующие или производящие - рассматриваю-
 щие источник движения и превращения возможности в дей-
 ствительность, энергетическая база формирования вещей.
 4. Целевая или конечная причина, отвечающая на во-
 просы "Почему?" и "Для чего?".
 Аристотель всегда связывал движение с соответству-
 ющей энергией, без которой не может произойти превра-
 щение потенциального в актуальное. Понятие энергии впер-
 вые было сформулировано Аристотелем. Завершение раз-
 вития, воплощение энергии у Аристотеля носит название
 энтелехии. Под энтелехией Аристотель понимает достиг-
 нутый результат, цель движения, завершение процесса.
 Каждое бытие, по Аристот елю, содержит в себе внутренние
 цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат
 находится в бытии до его осуществления, когда процесс за-
 кончился и движение достигло своего завершения, цели
 развития. Таким образом, понятие энтелехии вносит в дви-
 60
 жение телеологический характер. Телеологизм Аристоте-
 ля находит свое высшее развитие в его учении о перводви-
 гателе, вечном двигателе. Указав, что движение вечно, Ари-
 стотель предполагал, что должно существовать нечто, что
 приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель.
 Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следова-
 ло бы предположить наличие еще одного двигателя. "Пер-
 вый двигатель" для своей деятельности не нуждается в су-
 ществовании других тел, он сам есть энергия, чистая дея-
 тельность. Будучи энергией, первый двигатель не обладает
 материей, в нем нет косного, он есть чистая форма - цель.
 Учение о душе. Душа является формой по отноше-
 нию к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь жи-
 вому существу. Душа - это проявление активности живи-
 тельной силы. Ею обладают только растения, животное и
 человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобраз-
 ный характер. "Растительная душа" ведает функциями
 питания, роста и размножения, общими для живых су-
 ществ. У животных к функциям души прибавляется спо-
 собность желания, то есть стремление к приятному и избе-
 ганию неприятного.
 Разумной же душой обладает только человек. Арис-
 тотель определяет разумную душу как такую часть души,
 которая познает и думает. Разум составляет основное на-
 чало этой души. Он не зависит от тела. Он бессмертен и на-
 ходится в тесной связи с вселенским разумом. Будучи веч-
 ным и неизменным, он один способен к постижению вечно-
 го бытия и состав ляет сущность первого двигателя, который
 есть чистое мышление и которым живет все в мире.
 Учение о человеке. Главное отличие человека от жи-
 вотного, по Аристотелю, основывается на способности че-
 ловека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная лее
 жизнь предполагает нравственную позицию, следование
 определенным нравственным правилам и нормам. Только
 человек способен к восприятию таких понятий как добро и
 зло, справедливость и несправедливость, писал Аристо-
 тель в своей работе " Политика ". Центральное понятие ари-
 стотелевской этики - добродетель. Аристотель разделял
 добродетель на два главных вида: дианоэтические (интел-
 лектуальные) и этические (волевые). Дианоэтические воз-
 никают преимущественно путем обучения, этические
 Античная философия 61
 
 складываются благодаря привычки. Решающее значение
 для Аристотеля имеют дианоэтические добродетели: муд-
 рость, разумная деятельность, благоразумие.
 Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот,
 кто сумел ее активно обнаружить, тот, кто действует. Выс-
 шей формой деятельности является познавательная, теоре-
 тическая. Человек получает высшее наслаждение не в по-
 треблении материальных благ, не в почестях, не в деятельно-
 сти, направленной на достижение каких-то целей, пользы, а

<< Пред.           стр. 8 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу