<< Пред.           стр. 9 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 в самом процессе теоретической деятельности, в созерцании.
 Общим мотивом, звучащим в этических предписаниях Ари-
 стотеля, является стремление найти среднюю линию пове-
 дения. "Середина - принадлежность добродетели".
 Так же как и у Платона аристотелевское учение о че-
 ловеке направлено на то, чтобы поставить на службу госу-
 дарству личность. Согласно Аристотелю, человек есть по-
 литическое животное. Человек родился политическим су-
 ществом и носит в себе инстинктивное стремление к
 "совместному сожительству". Поскольку Аристотеля за-
 нимали, прежде всего, добродетели, применяемые и осу-
 ществляемые в общественной жизни, постольку централь-
 ное место он отводил понятию справедливости. Справед-
 ливым можно быть лишь по отношению к другому
 человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть проявле-
 ние заботы об обществе. В справедливости человек обна-
 руживает себя, прежде всего, политическим обществен-
 ным существом. Справедливость рассматривается Арис-
 тотелем в связи с понятием "равенство". Он строго
 различал проявление справедливости среди равных и сре-
 ди неравных. Справедливость, по его мнению, состоит в ра-
 венстве, но не для всех, а для равных, а неравенство также
 представляется ему справедливостью, но опять-таки не
 для всех, а лишь для неравных. Неравенство - это нор-
 мальное состояние людей.
 Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм
 Аристотель завершает классический период в развитии гре-
 ческой философии. В период эллинизма (IV в. до н. э.-V в. н. э.)
 меняется мировоззренческая ориентация философии, ее
 62
 интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного
 человека. Социальная этика Платона и Аристотеля уступа-
 ет место индивидуальной этике эпикурейцев и стоиков. Ес-
 ли Платон и Аристотель главное средство нравственного со-
 вершенствования индивида видели в его включенности в об-
 щественное целое, то теперь, напротив, философы считают
 условием добродетельной и счастливой жизни освобожде-
 ние человека от власти внешнего мира, и, прежде всего, от
 политической сферы. Такова, в частности, установка Эпи-
 кура (341-270 гг. до н. э.) и его последователей - эпикурей-
 цев и стоиков: Сенеки (ок. 5 г. до н. э. - 65 г. н. э.), Эпиктета
 (ок. 50-140 гг.), Марка Аврелия (121-180 гг.).
 Эпикурейцы и стоики возрождают субъективист-
 ско-антропологическую традицию, берущую свое начало
 в философии софистов и Сократа. Для них философия -
 это учение о мудрости. Мудрость же, для представителей
 этих школ, не столько идеал знания, сколько нравствен-
 ный образ жизни. Философия, как учение о мудром усвое-
 нии жизни, истолковывается ими не просто как интеллек-
 туальная теория "Пусты слова того философа, которые не
 врачуют никакого страдания человека, как от медицины
 нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из те-
 ла, так от философии, если она не изгоняет болезни души",
 - пишет Эпикур в "Письмах к Менокею".
 Однако одинаковый подход в понимании предназ-
 начения философии в эпикурействе и стоицизме не озна-
 чает отсутствие различий в решении конкретных проблем.
 Философско-этическая система Эпикура направлена на
 обоснование идеи о возможности и необходимости дости-
 жения индивидом счастливой жизни. Для того чтобы стать
 счастливым, человек должен побороть страх перед бога-
 ми, страх перед смертью, быть уверенным в возможности
 поступать в соответствии со своими желаниями. Иначе го-
 воря, философия должна убедить, что не существует в ми-
 ре такой силы, которая могла бы помешать мудрому жить
 в соответствии со своими идеалами. Методологической
 предпосылкой этики в эпикурействе служит учение о при-
 роде - натурфилософия.
 Эпикур признает вечность и неизбежность бытия.
 Вселенная всегда будет таковой, какова она есть, посколь-
 ку нет ничего, что могло вторгнуться в нее и произвести из-
 Античная философия 63
 
 менения. Конкретное же учение об устройстве бытия Эпи-
 кур развивает на основе демокритовского атомизма. Ос-
 новными слагаемыми бытия у Эпикура, также как и у Де-
 мокрита, являются атомы и пустота. Однако Эпикур вно-
 сит в атомистику одно существенное новшество - идею о
 том, что при образовании вещей атомы движутся не по за-
 данной траектории, а как бы случайно, в сторону от пря-
 мой линии.
 Признание случайности в учении Эпикура направ-
 лено против идеи господства в человеческой судьбе Рока,
 идеи предопределения всего устройства жизни Вселен-
 ной. Оно имело цель освободить людей от чувства обре-
 ченности и привести к одному из важнейших понятий его
 этики - понятию свободы. На достижение этих же целей
 ориентирована и его трактовка религии. Признавая суще-
 ствование богов, Эпикур отрицал их влияние на жизнь лю-
 дей. Боги, по учению Эпикура, живут в межмировых про-
 странствах (интермундиях) и совершенно не интересуют-
 ся жизнью природы и делами людей. "Пребывая в
 блаженном покое они не слышат ни какой мольбы ни о нас,
 ни о мире".
 Человек, с точки зрения Эпикура, это, прежде всего,
 телесное чувственное существо. И всякое благо, и зло в
 жизни человека проистекает от его способности управлять
 своими ощущениями. Высшим благом для человека Эпи-
 кур считал достижение им блаженства, наслаждения. До-
 бродетель нужна не сама по себе, а только потому, что она
 способствует достижению блаженства. Однако не следует
 упрощенно представлять эпикурейство как учение, благо-
 словляющее удовлетворение низменных инстинктов че-
 ловека. "Когда мы говорим, что наслаждение - цель, мы
 говорим не о наслаждении распутников и вкусовых удо-
 вольствиях, как полагают некоторые несведущие, инако-
 мыслящие или дурно к нам расположенные... Наша цель -
 не страдать телом и не смущаться душой. И не беспрерыв-
 но пиршествовать и плясать, не наслаждаться юношами
 или женщинами или же рыбой и всем, что дает роскошный
 стол... не они рождают сладостную жизнь, но рассудок", -
 разъясняет свою позицию Эпикур в "Письмах Менокею".
 В связи с этим, Эпикур разделяет желания человека на ес-
 тественные и необходимые. Желание пищи естественно и
 64
 необходимо. Естественные и необходимые желания нужно
 удовлетворять, от суетных желаний надо избавляться, ибо
 они могут вызвать смятение и беспокойство. Естественные
 и необходимые желания надо удовлетворять умеренно,
 ибо удовольствие имеет свой предел.
 Действительно длительными и прочными, с точки
 зрения Эпикура, могут быть только духовные наслажде-
 ния и блага: дружба, знания. "Мудрец, питаясь хлебом и
 водою, состязается в блаженстве с Зевсом". "Блажен тот,
 кто удаляется от мира без ненависти, прижимает к груди
 друга и наслаждается с ним". Высшая форма блаженст-
 ва, по Эпикуру, - это состояние полного душевного по-
 коя, невозмутимости, отрешенности от всех проблем это-
 го мира - атараксия. Таким образом, идеал мудреца в
 эпикурействе родствен буддийскому идеалу. Эпикурей-
 ская атараксия в какой-то мере родственна буддийской
 нирване.
 Несколько иное решение "мудрой жизни" предлага-
 ет стоицизм. Он также подчеркивает практическую нрав-
 ственную направленность философии, призванную, по их
 мнению, научить человека жить "сообразно природе". Од-
 нако натурфилософия стоицизма коренным образом отли-
 чается от эпикурейской. Стоицизм исходит из представле-
 ния о предопределенности всего существующего. Все со-
 бытия, происходящие в природе и обществе, подчинены
 строжайшей закономерности, которая выступает как не-
 отвратимая необходимость. Все в мире жестко детермини-
 ровано. Бог также подчинен необходимости, точнее, он есть
 сама необходимость. Таким образом, мировоззрению сто-
 иков присущ глубокий фатализм: Человек ничего не мо-
 жет изменить в порядке вещей. Этот фатализм приводит
 их к пассивности, к отказу от борьбы за свое счастье. "Мы
 не можем изменить строя вещей. Пусть человек считает,
 что все случившееся так и должно было случиться, муже-
 ственно перенося удары судьбы", - пишет один из вид-
 ных теоретиков позднего стоицизма Сенека. Итак, жить
 сообразно с природой, а поскольку природа, по мнению сто-
 иков, тождественна с разумом, поступать разумно - та-
 ков главный принцип этики стоицизма. Философ или муд-
 рец и есть человек, постигший неизбежное, сознательно
 подчинившийся ему, отказавшийся от чувственных на-
 ' '^'о""'"1'1 Античная философия 65
 
 слаждений ради того, чтобы наслаждаться добродетелью,
 к которой он приобщается через познание сущности ве-
 щей и благодаря победе разума над страстями.
 Хотя человек и не в состоянии воспрепятствовать хо-
 ду вещей и событий, он может выработать к ним надлежа-
 щее отношение. Оценка вещей и событий, справедливо счи-
 тают стоики, всегда остается в нашей власти, а это самое
 главное. Не вещи смущают людей, но их мнения о вещах. В
 смерти, например, нет ничего страшного - страшно мне-
 ние, потому, что оно представляет смерть страшною.
 Стоики призывают людей не верить сказкам о загроб-
 ной, потусторонней жизни, в которой человека якобы ждут
 прекращение страдания и приобретение счастья. По их
 представлениям, хотя душа - "долговечная пневма" - мо-
 жет существовать и после своего отрешения от тела, она
 все-таки не бессмертна. По прошествии долгого времени ду-
 ша развеивается по миру. Самое главное, чтобы человек вы-
 работал свое отношение к смерти как к чему-то неизбежно-
 му и безропотно ждал смерти как простого разложения тех
 элементов, из которых он состоит. Ведь последнее согласно
 с природой, а то, что согласно с природой, не может быть
 дурным. Счастье человека находится внутри него и не зави-
 сит от внешнего хода событий. Человек должен правильно
 сориентировать себя, закалить свою волю так, чтобы напря-
 жение души противопоставить потоку событий.
 Однако человек находится в зависимости не только
 от внешних вещей и явлений, на него оказывают свое нега-
 тивное воздействие и психологические переживания -
 страсти: страх, печаль, вожделения, удовольствия. Ради
 полной свободы человек, по учению стоиков, должен иско-
 ренить в себе страсти. Сенека в своем первом философ-
 ском сочинении "О гневе" учит необходимости подавления
 гнева и проповедует любовь к ближнему и всепрощение.
 "Не лучше ли, - пишет он, - забывать обиды, чем мстить
 за них, не лучше ли прощать обиды, чем усугублять одно
 зло другим? Сколько мог бы принести добра своим близ-
 ким и родным, если бы занялся ими, вместо того, чтобы
 изыскивать средства, как бы причинить зло твоим врагам".
 Осковная цель жизни мудреца выработать абсолютную
 невозмутимость духа. "Мы, - писал Сенека, - не можем
 изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: об-
 66
 рести высокое мужество, достойное добродетельного че-
 ловека, и с его помощью стойко переносить все, что нам
 судьба приносит, и отдаться воле законов природы".
 Человек, по мнению стоиков, постоянно стремится
 стать свободным. Но от него зависит только духовная свобо-
 да. Остальное не в его власти и не в его силах. Угнетенный
 раб, если он стойко, мужественно переносит невзгоды, отно-
 сится к ним безразлично и равнодушно, может стать духов-
 но свободнее своего господина, являющегося рабом собст-
 венности и своих собственных страстей. Истинная свобода
 заключается лишь во внутренней, духовной независимости
 человека и, чтобы обрести такую свободу, человек не дол-
 жен желать того, что не находится в его власти, в том числе
 и не должен требовать изменения сложившегося порядка
 вещей. "В нашей власти наши мнения, наша воля, наше вле-
 чение, наше уклонение - словом все наши действия. Не в
 нашей власти - наше тело, наше имущество, почет, чины
 - словом все, что не наши дейстия. Все, что в нашей власти,
 от природы свободно, не знает препятствий и стеснений, то,
 что не в нашей власти, является слабым, подчиненным, под-
 твержденным препятствием и чуждым воздействиям. Те-
 перь, подумай, о следующем: если то, что от природы явля-
 ется подчиненным и подверженным чуждым воздействиям,
 ты будешь считать своей собственностью, то ты столкнешь-
 ся с препятствиями, впадешь в заботы и беспокойство и бу-
 дешь недоволен богами и людьми. Если же, напротив, ты бу-
 дешь лишь считать своей собственностью, что действитель-
 но принадлежит тебе, а то, что подвержено чуждым
 воздействиям, будешь считать чуждым себе, то никто ни-
 когда тебя ни к чему не принудит, никто ни в чем не сможет
 тебе воспрепятствовать, ты всеми будешь доволен - ибо
 вообще никто не может принести тебе вреда", - рассужда-
 ет бывший раб, вольноотпущенник Эпиктет.
 Если нас постигнет несчастье, бедность, мы должны
 употребить усилия, чтобы освободиться от них. Но если мы
 не можем достичь этого, то должны безропотно подчинить-
 ся и рассматривать несчастье как благо. Если я смотрю на
 себя как на предмет отдельный и независимый от прочих
 предметов, то следует вывод, чтобы я жил долго, был богат,
 счастлив, здоров, но если я посмотрю на себя как на челове-
 ка, как на часть целого, то может иногда случиться, что по
 Античная философия 67
 
 отношению к этому целому я должен подчиняться болезни,
 нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Ка-
 кое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне
 неизвестно, что жалуясь, я перестаю быть человеком, как
 нога перестает быть органом тела, когда отказывается хо-
 дить. С мнением раба Эпиктета перекликаются мысли рим-
 ского императора Марка Аврелия. "Дух, - утверждает
 Марк Аврелий, - роднит человека с Богом. Смерть для че-
 ловека - это освобождение души от власти тела. Жизнь -
 это быстро проходящий момент между мгновением и вечно-
 стью" "Итак, проведи этот момент времени в согласии с при-
 родой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как пада-
 ет созревшая слива, еловоелавь природу, ее породившую и
 с благодарностью к произведшему ее дереву", - поучает он
 в знаменитом произведении "К самому себе"
 Этические идеи эпикурейцев и стоицизма оказывали ог-
 ромное влияние на дальнейшее развитие философской мыс-
 ли Стоический идеал мудреца, как духовно свободного чело-
 века, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего
 свои страсти и привыкшие к страданиям, способного к любви и
 всепрощению, был полностью воспринят христианством.
 Подводя итог анализу античной философии, следует
 отметить, что в период ее формирования и развития сло-
 жилась основная проблематика философии, обнаружи-
 лись ее основные линии развития. Философия возникает
 как учение о бытие. На начальных этапах бытие отожде-
 ствляется с природой. Отсюда - объективистская, нату-
 ралистическая тенденция в раннегреческой философии
 Позднее, с развитием общественных отношений и форми-
 рованием личности, бытие осмысливается, прежде всего,
 как бытие человека. На смену объективистскому натура-
 лизму приходит субъективистский антропологизм. Одна-
 ко натурализм и антропологизм развиваются в рамках ко-
 смоцентризма. Бытие в античной философии рассматри-
 вается как упорядоченная система - Космос, важной
 составной частью которого является человек Все пробле-
 мы человека рассматриваются и решаются в органической
 связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Данный
 подход можно зафиксировать и у физиков, и у софистов, и
 у эпикурейцев, и у стоиков Но наиболее яркое и полное во-
 площение он нашел в системах Платона и Аристотеля.
 тема 4
 ^редневековая
 христианская философия
 1/ Христианская апологетика: основная проблематика
 и идейные истоки
 2/ Основные принципы религиозно-философского мышления
 и мировоззрения
 3/ Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика
 4/ Религиозный интеллектуализм и религиозный
 антиинтеллектуализм.
 Проблема взаимоотношения разума и веры
 Христианская апологетика: основная проблематика
 и идейные истоки
 В исторической науке период средневековья в Западной
 Европе датируют V-XV вв. Однако по отношению к фи-
 лософии такая датировка не совсем корректна. Средневе-

<< Пред.           стр. 9 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу