<< Пред.           стр. 10 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 ковая философия в Западной Европе - это христианская
 философия Христианская же философия начала склады-
 ваться гораздо раньше. Первые христианские философы
 - Афиногор, Теофил, Йриней, Юстин, Татиан и другие
 разрабатывали и пропагандировали свои идеи во II в. н. э.
 Философия раннего христианства называлась апо-
 логетикой, а ее представители - апологетами. Это назва-
 ние они получили потому, что их сочинения нередко носи-
 ли наименование и характер апологий, то есть сочинений,
 направленных на защиту и оправдание христианского ве-
 роучения и деятельности христиан. Ранние христиане ре-
 шали две взаимосвязанные между собой задачи: непосред-
 ственно-практическую и идейно-теоретическую. Суть
 первой состояла в необходимости защитить христианские
 общины от преследований, отстоять право на исповедова-
 ние новой религии, укрепить их организационное единст-
 1 во, не допустить отхода от христианства его привержен-
 цев, привлечь к нему широкие слои населения. Решение
 этой задачи предполагало выяснение отношений сторон-
 ников новой религии к государству и обществу, а их рели-
 69
 
 гиозных убеждений к государственной религии и требова-
 ниям гражданских обязанностей, к общественной нравст-
 венности, к борьбе с распространяемыми о христианах слу-
 хами как о безбожниках, святотатцах, аморальных людях,
 совершающих каннибальские обряды, к доказательству
 преимущества христианства перед другими религиями и
 т. д. В сочинениях, адресованных, прежде всего, предста-
 вителям власти - римским императорам, наместникам,
 христианские апологеты убеждают их в лояльности при-
 верженцев новой религии.
 В условиях постоянных преследований идеологи
 первоначального христианства выискивали юридические
 аргументы, чтобы отстоять для своей религии право на
 гражданское существование. В то время они апеллирова-
 ли к естественному и гражданскому праву, ратовали за
 единообразное применение законов ко всем гражданам им-
 перии, независимо от их вероисповедания, требовали при-
 менения принципа свободы совести. Обращаясь же к при-
 верженцам христианства, апологеты стремились ободрить
 их, внушить идею исключительности, богоизбранничест-
 ва. Нередко, идеологи первоначального христианства со-
 знательно толкали своих "братьев по вере" на мучениче-
 ство. Страдания и фанатичную самопожертвованность,
 как проявление высоких морально-волевых качеств при-
 верженцев новой религии, они использовали в качестве
 аргумента в миссионерской деятельности.
 Наряду с решением непосредственно-практических
 задач, связанных с обеспечением нормального функцио-
 нирования христианских организаций и ведением миссио-
 нерской деятельности, христианские апологеты много вни-
 мания уделяли разработке и теоретическому обоснованию
 своего вероучения. Дело в том, что христианская апологе-
 тика появилась и начала функционировать в момент ста-
 новления церкви. В то время христианство еще существо-
 вало в форме разрозненных общин или епископальных
 церквей, не имевших единого, общепринятого вероучения.
 Предстояло только создать это вероучение.
 Откуда же брался необходимый мыслительный ма-
 териал? Прежде всего, объектом осмысления христиан-
 ских апологетов являлись многочисленные мифологичес-
 кие образы и представления эмпирического религиозного
 70
 сознания, частично заимствованные из ближневосточных,
 греческой и римской религий, частично заново сформиро-
 вавшиеся в христианском сознании под влиянием новых
 социальных и духовных факторов. Большой материал для
 философских размышлений давала также эллинистичес-
 кая философия поздней античности. Христианским апо-
 логетам предстояло упорядочить весь этот разнородный
 материал, привести его в какую-то систему, по возможно-
 сти, разъяснить наиболее важные положения, сделать их
 доступными восприятию своих приверженцев и оградить
 от нападок противников христианства.
 При разработке основ вероучения христианским фи-
 лософам не требовалось заново изобретать понятийный
 аппарат и методологию оперирования этими понятиями,
 они могли воспользоваться, и воспользовались, понятий-
 ным языком древнегреческой и древнеримской филосо-
 фии. Исследователи истории христианства отмечают, что
 непосредственными теоретическими истоками раннехри-
 стианской философии была эллинистическая философия
 I-II вв., прежде всего, система иудейско-эллинистичес-
 кого философа из Александрии Филона и вульгаризован-
 ная греческая, в особенности, стоическая философия.
 Философия Филона базировалась на представле-
 нии о Боге как высшем существе, стоящем вне времени и
 пространства, трансцендентном миру (находящемся за
 пределами мира). В силу своей трансцендентности Бог не
 мог вступить в непосредственный контакт с миром, для
 этого нужен посредник. На мифологическом уровне эта
 проблема была разрешена в христианстве через образ
 агнца - Иисуса Христа, принявшего жертвенную смерть
 за грехи человечества во имя его спасения. Однако для за-
 рождающейся христианской философии требовалось дать
 решение этой проблемы на теоретическом уровне. На этой
 основе сформировалась так называемая христологичес-
 кая проблема, которая с особой силой стимулировала бого-
 словские поиски, открывала широкое поле для философ-
 ских размышлений.
 В античной философии уже были выработаны опре-
 деленные подходы в решении проблемы преодоления дуа-
 лизма мира и его сущности. Пифагорейцы, Платон и его
 последователи заложили основные методологические
 Средневековая христианская философия 71
 
 принципы учения о духовном единстве мира. Но ни клас-
 сики античной философии, ни неоплатоники не создали
 концепции бога - личности. Они трактовали Единое, как
 некое первоначальное, произведшее из себя все бытие, как
 абсолютную абстрактно-безличную индивидуальность.
 Личностное понимание Бога впервые дано Филоном
 Александрийским.
 То, что лично, неповторимо и неразрушимо - не со-
 ставлено из чего-то внеличного, рассуждал Филон. Попыт-
 ка объяснить личность причинно-генетически приводит к
 переходу от одного элемента к другому, вплоть до беско-
 нечности. При этом дроблении теряется личность. Следо-
 вательно, чтобы сохранить личность во всей индивидуаль-
 ности, своеобразии и единстве, необходимо допустить, что
 она может быть сотворена из ничего, без всяких предпосы-
 лок. Личность, так же как и Бог, - беспредпосылочна. Ес-
 ли Бог - абсолютное начало, то Он не может не быть лич-
 ностью, ибо если Он не личность, то Ему что-то предшест-
 вовало, а следовательно, Он не абсолютное начало. Таким
 образом, Бог - это личность, и требует личностного отно-
 шения и понимания.
 Характеристика Бога как личности была существен-
 ным шагом вперед в направлении христианского миро-
 воззрения, но она не давала полного преодоления пропас-
 ти между Богом и миром. Для преодоления этой пропасти
 необходимо было ввести опосредующие силы. Для этой
 цели Филон использует одно из центральных понятий ан-
 тичной философии - понятие Логоса. Так же, как и в ан-
 тичной философии, Логос у Филона наделяется рацио-
 нально-логической и структурно-упорядочивающей
 функцией. Логос - это мировой порядок, красота и гармо-
 ния. Это закон, приводящий все разнообразие вещей к
 единству. От него всякая форма, всякая устойчивость и
 определекнность. Взятый сам по себе, в абстракции от те-
 лесных вещей, Логос есть царство вечных умопостигае-
 мых идей, тождественных с божественными мыслями.
 Мир создается Богом по модели этих идей и служит их
 отображением.
 Но в отличие от античной философии, Логос у Фи-
 лона выступает как сотворенный Богом дух, который
 первоначально есть божественный разум. После сотво-
 72
 рения реального мира божественный разум сделался
 имманентным миру. Соответственно, идеи и логосы, как
 божественные составляющие, также становятся имма-
 нентными миру. В представлении Филона о Логосе не
 доставало лишь отождествления его с мессией - Хрис-
 том. Логос, отождествленный с Христом, появится вско-
 ре после смерти Филона, в Евангелии от Иоанна: "Вна-
 чале было Слово [в греческом подлиннике - Логос] и
 Слово было у Бога и Слово было Бог" (Иоанн. 1,1). И да-
 лее автор сочинения сближает Иисуса Христа с Богом
 через Логос. "Слово стало плотью и обитало в нем" (Ио-
 анн. 1,4). Таким образом, возникает версия, что извечно
 существовавший Логос воплотился в Иисуса Христа.
 Иисус Христос интерпретируется как Бог, но понятие
 -<Бог" - не тождественно понятию "Христос". Между
 ними существует известное различие, ибо иначе трудно
 понять смысл земного существования Логоса, его цель и
 назначение в мире. Бог-отец невидим, а Логос-сын дол-
 жен воплотиться среди людей, чтобы они через него уз-
 нали об отце.
 Учение о божественном Логосе развивали и предста-
 вители стоицизма. Однако, главный вклад стоицизма в
 формировании христианского мировоззрения состоит в
 том, что он представлял христианству систему нравствен-
 ных ценностей. Для стоицизма характерна проповедь апо-
 литизма, пренебрежения к реалиям конкретной социаль-
 ной жизни, отрицание ценностей предметно-телесного и
 противопоставление телесного духовному, как более вы-
 сокой сфере жизненных интересов. Одной из важнейших
 задач философии является, по мнению Сенеки, задача ут-
 верждать между людьми особое содружество, проникну-
 тое невидимой, но самой прочной связью, общину святых
 праведников, соединяющую в себе мир божественный и
 мир человеческий. Такую общину, как он думал, способны
 создать люди, воплотившие в себе идеалы мудреца - сто-
 ики. Эти люди, свободные от всевозможных страстей и по-
 требностей, настоящие хозяева самих себя, обладающие
 всеми добродетелями, всегда поступающие правильно и
 достигшие всех этих качеств отношением непротивления
 и религиозной покорности к провиденциальному устрой-
 ству мира.
 Средневековая христианская философия 73
 
 2
 Основпые принципы религиозно-философского мышления
 и мировоззрения
 Основные положение христианского вероучения принима-
 ют в религиозной философии и теологии форму руководя-
 щих установок, которые определяют способ восприятия,
 осмысления и переработки мыслительного материала, то
 есть форму основных принципов религиозно-философ-
 ского теоретизирования и мировоззрения.
 Главенствующей идеей христианского мировоззре-
 ния является идея Бога. Если античное мировоззрение, по
 своей сущности, космоцентрично, то средневековое - те-
 оцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в ми-
 ре для христианства, является не природа, космос, а
 сверхъестественное начало - Бог. Представление о ре-
 альном существовании сверхъестественного и возмож-
 ность установления с ним определенных отношений явля-
 ется одним из существенных моментов всех развитых
 религий, в том числе и христианства. Христианские мыс-
 лители придают сверхъестественному роль определяю-
 щего начала во всех происходящих в мире процессах, ста-
 вят в зависимость от него существование и природы, и че-
 ловека, и общества.
 Представление о реальном существовании сверхъе-
 стественного заставляет смотреть под особым углом зре-
 ния на развитие, смысл истории и мироздания, человечес-
 кие цели и ценности, придает им свой особый, как бы над-
 мировой ракурс, возвышающийся над конечными
 житейскими и историческими ситуациями, укоренения в
 чем-то непреходящем, абсолютном, вечном, находящемся
 за пределами всего земного, относительного, временного,
 переходящего. Такая точка зрения на все происходящее в
 мире, закрепленная в вероучении и культовой практике
 религиозных институтов, принимает в теологии и религи-
 озной философии форму руководящей установки, кото-
 рая определяет способ восприятия, осмысления и перера-
 ботки всего мыслительного материала, обретает статус
 главного принципа религиозно-философского теоретизи-
 рования - супранатурализма (от лат. зирег - сверх и
 па^ига - природа). Принцип супранатурализма прово-
 дится в теологии и религиозной философии через всю сис-
 74
 тему понятий, мировоззренческих схем и более частных
 установок: креационизм, теизм, провиденциализм и т. д.
 Действуя как важнейшая установка, основополага-
 ющий элемент религиозного философского стиля мышле-
 ния, супранатурализм конкретизируется в христианской
 теологии рядом других принципов. Среди этих принципов
 следует особо выделить сотериологизм (от лат. зо1ег -
 спаситель) - ориентация всей жизнедеятельности чело-
 века на "спасение души". Иисус Христос рассматривается
 как спаситель мира и человечества, своей мученической
 смертью на кресте искупивший грехи человечества. Само
 же спасение интерпретируется как процесс обожествле-
 ния, соединения человека с Богом в так называемом "бо-
 жьем царстве".
 В христианской теологии в соответствии с сотерио-
 логизмом происходит редукция человека как субъекта де-
 ятельности, познания и общения до объекта и субъекта
 "спасения". Смысл человеческого бытия, с точки зрения
 теоретиков христианства, состоит не в познании и преоб-
 разовании природы и общества, а в соединении с Богом в
 так называемом "божьем царстве". Все стороны жизнеде-
 ятельности человека при таком подходе рассматриваются
 через призму религиозных ценностей, как факторы, бла-
 гоприятствующие или препятствующие "спасению". В ре-
 зультате, жизнь человека в религиозных концепциях по-
 лучает как бы два измерения: первое - отношение чело-
 века к Богу, второе - отношение человека к природе и
 другим людям.
 Конечно, нельзя категорично утверждать, что соци-
 альная активность человека, его познание и преобразова-
 ние мира теряют в полной мере для религиозных мыслите-
 лей свой собственный смысл. В различных философско-те-
 ологических системах этим сторонам жизнедеятельности
 человека придается неодинаковое значение. Но главное,
 определяющее в них, отводится первому отношению, по-
 скольку именно в нем раскрывается смысл человеческой
 жизни, именно здесь приобретается все доброе, нравствен-
 ное. Второе отношение приобретает значение для человека
 лишь постольку, поскольку способствует формированию
 его духовного мира, выступает в качестве средства духов-
 ного восхождения к Богу.
 Средневековая христианская философия 75
 
 С супранатурализмом и сотериологизмом тесно свя-
 зан и другой важный принцип осмысления и переработки
 мыслительного материала в христианской теологии - ре-
 веляционизм, или принцип богооткровенности (от лат.
 геуе!а!;ю - откровение). Трансцендентность и непостижи-
 мость бога, конечность и греховность человека таковы ус-
 тановки христианской философии, на основе которых
 функционирует ревеляционизм.
 Принцип откровения предполагает, прежде всего,
 существование некоего "таинственного", которое необхо-
 димо знать людям для спасения. Но своим умом они не спо-
 собны получить эти знания. Именно потому, что содержа-
 ние откровения представляет собой трансцендентное бы-
 тие, которое бесконечно превосходит возможности
 естественного познания и возникает необходимость такой
 формы общения Бога с человеком. Само же общение пони-
 мается в христианской философии как процесс передачи
 Богом людям своей "тайны", как акт божественного само-
 раскрытия через пророков и апостолов в Священном писа-
 нии (Библии).
 Христианская апологетика, предусматривающая
 развертывание откровения во времени, признает возмож-
 ность и право интерпретации его содержания со стороны

<< Пред.           стр. 10 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу