<< Пред.           стр. 11 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 церкви. А сама церковь рассматривается в качестве един-
 ственного и никогда не ошибающегося его толкователя.
 Признание исключительного права церкви на интерпре-
 тацию содержания откровения оформляется в признание
 такой формы откровения как Священная Традиция, за-
 крепленная в Священном Предании. Эта тенденция полу-
 чила наибольшее развитие в католической церкви, где в
 качестве Священного Предания начали рассматриваться
 не только сочинения отцов церкви, постановления первых
 семи Вселенских соборов (православие), но и документы
 папы римского. Догмат о непогрешимости папы римского
 явился логическим продолжением и завершением этой
 практики.
 Важный способ передачи Богом своей тайны - непо-
 средственное общение, вхождение Бога в человека через
 мистическую интуицию. Откровение в этом случае пони-
 мается как непосредственное созерцание Бога, усвоение
 "тайны" в силу ее самоочевидности. Этот способ открове-
 76
 ния, согласно ортодоксальным христианским представле-
 ниям, является привилегией святых, а также тех, кто пу-
 тем особых усилий постигает на какой-то момент состоя-
 ния святости.
 Ревеляционизм предполагает отношение христиан-
 ских философов к исходному мыслительному материалу
 не как к результату теоретического исследования челове-
 ка, а как к полученной извне, в готовом виде, вечной и не-
 изменной истине, которую люди должны принять в силу
 авторитета того, от кого она получена - Бога, церкви. Та-
 кой подход неизбежно обусловливает авторитетный, дог-
 матический тип мышления. Характерным моментом отно-
 шения христианских идеологов к содержанию своего мыс-
 лительного материала является отношение веры, которая
 выражает не просто доверие к авторитету или согласие с
 ним, но полное подчинение ему, устранение собственной
 критической мысли, подавление всякой возможности со-
 мнения.
 Теоцентризм, как самая характерная черта христи-
 анского мировоззрения, пронизывает все части философ-
 ской теории: учение о бытии - онтологию, учение о чело-
 веке - антропологию, учение о познании - гносеологию и
 учение об историческом развитии - эсхатологию. В обла-
 сти онтологии теоцентризм раскрывается через принцип
 креационизма, в антропологии - через принцип антропо-
 логизма, в гносеологии - через принцип богоуподобления,
 в философии истории - через принцип провиденциализ-
 ма и эсхатологизма. Дадим краткую характеристику этих
 основных моментов христианского мировоззрения.
 Креационизм. Согласно христианскому вероучению,
 Бог создал мир из "ничего", сотворил его актом своей воли,
 благодаря своему могуществу. Божественное всемогуще-
 ство продолжает каждый миг поддерживать бытие мира.
 Поддерживание бытия мира есть постоянное творение его
 Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась,
 мир тотчас же бы вернулся в небытие.
 В отличие от античных богов, которые были родствен-
 ны природе и нередко отождествлялись с нею, христиан-
 ский Бог стоит над природой, по ту сторону ее, и поэтому яв-
 ляется трансцендентным Богом. Таким образом, в христи-
 анском мировоззрении активное творческое начало как бы
 Средневековая христианская философия 77
 
 изымается из природы, из космоса и передается запредель-
 ной силе - Богу. Бог трактуется как абсолютное творчес-
 кое начало. Ему приписываются все те атрибуты, которыми
 древнегреческие философы наделяли бытие: он вечен, не-
 изменен, самотождествен, ни от чего другого не зависит и
 является источником всего сущего. Однако христианская
 философия, как уже отмечалось раньше, имеет духовно-
 нравственную направленность, ориентирует человека на
 спасение его души. Поэтому христианская онтология стро-
 ится на принципе, что Бог это не только высшее бытие, но и
 высшее Благо, высшая Истина и высшая Красота.
 Антропоцентризм. В контексте религиозного миро-
 воззрения, это совокупность взглядов, утверждающих ис-
 ключительную роль человека среди творения Бога. Со-
 гласно христианскому учению, Бог сотворил человека не
 вместе со всеми существами, а отдельно, для него был вы-
 делен специальный день творения. Христианские филосо-
 фы подчеркивают особое положение человека в мире. Ес-
 ли все другие материальные системы - лишь просто тво-
 рения, то человек - венец творения. Он является центром
 Вселенной и конечной целью творения. Более того, он су-
 щество, господствующее на Земле.
 Высокий статус человеческого бытия определяется
 библейской формулой "человек - образ и подобие Бога".
 Какие же именно свойства Бога составляют сущность че-
 ловеческой природы? Ясно, что человеку нельзя припи-
 сать ни всемогущество, ни бесконечность, ни безначаль-
 ность. Христианское богословие дает ответ на этот вопрос
 однозначно: божественные качества человека - это ра-
 зум и воля. Именно разум и свободная воля делают нравст-
 венным существом человека и представителем Бога в этом
 мире, продолжателем божественных деяний. Человеку,
 как и Богу, дана способность высказывать суждения, раз-
 личать добро и зло. Свобода воли позволяет человеку сде-
 лать выбор в пользу добра и зла. Первые люди - Адам и
 Ева -- сделали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и,
 тем самым, совершили грехопадение. Отныне природа че-
 ловека оказалась испорченной, на него постоянно оказы-
 вает воздействие грехопадение. Поэтому христианские
 мыслители определяют природу человека двойственной.
 Двойственность природы человека - важнейшая черта
 78
 всего христианского мировоззрения. Это раздвоение чело-
 века крупнейший средневековый философ Августин на-
 зывал "болезнью души", неподчинение ее себе самой, то
 есть высшему началу. Согласно христианскому мировоз-
 зрению, человек сам своими силами, не способен преодо-
 левать своих греховных наклонностей. Ему постоянно не-
 обходима божественная помощь, действие божественной
 благодати. Соотношение природы и благодати является
 центральной темой христианской антропологии - учения
 о человеке.
 Провиденциализм и эсхатологизм. В основе христи-
 анской концепции истории лежит представление о постоян-
 ной и необходимой связи человека с Богом. Человек тракту-
 ется как бытие, сотворенное Богом, спасенное Христом и
 предназначенное к сверхъестественной судьбе. Историчес-
 кий процесс при таком подходе предстает как раскрытие
 богочеловеческого отношения, характеризующегося, с од-
 ной стороны, упадком, регрессом, вызванным грехопадени-
 ем и отчуждением человека от Бога, а с другой стороны, -
 восхождением человека к Богу. Основная миссия истории
 характеризуется как спасительная, искупительная, испы-
 тательная и назидательная. При таком подходе историчес-
 кий процесс получает как бы два измерения: горизонталь-
 ное и вертикальное. Горизонтальное характеризует исто-*
 рический процесс с точки зрения его внутреннего развития:
 деятельности людей, их борьбы за власть, за улучшение
 благосостояния и т. д. Вертикальное - характеризует вли-
 яние на исторический процесс действия Бога, его вмеша-
 тельство в ход исторического развития. Христианское ми-
 ровоззрение по своей основе провиденциально. Мир разви-
 вается не сам по себе, а согласно промыслу Божию. Согласно
 этому мировоззрению, промысел Бога распространяется на
 весь окружающий мир и придает природным и обществен-
 ным процессам осмысленный и целенаправленный харак-
 тер. В философии истории провиденциализм утверждает,
 что божественный замысел предопределяет историю лю-
 дей, он пробивается через все события и факты. На долю
 людей остается либо содействовать осуществлению этого
 плана, и, таким образом, работать на спасение мира и чело-
 века, либо противодействовать ему, за что Бог подвергает
 людей всевозможным наказаниям.
 Средневековая христианская философия 79
 
 Провиденциализм неразрывно связан с эсхатологи-
 ей - учением о конце мира. История в христианском ми-
 ровоззрении изображается как целесообразный процесс,
 направляемый Богом к заранее предопределяемой цели -
 царству Эсхатона ("царству Божию"). Христианские мыс-
 лители изображают "царство Божие" как мир истинного,
 прекрасного и совершенного, в котором человек будет на-
 ходиться в полном единении с Богом. Достижение "царст-
 ва Божиего" - это конечная цель и смысл человеческого
 существования. Это положение является основой христи-
 анского мировоззрения и признается всеми направления-
 ми христианской философии и теологии. Расхождения
 между ними начинаются, когда речь заходит об истолко-
 вании этого "царства" и путей, ведущих к нему. В какой
 степени и при каких условиях возможно создание "царст-
 ва Божия" в земных условиях, в историческом бытии. Спо-
 собен ли человек в какой-либо мере своими силами без бо-
 жественного действия подготовить "царство Божие" и т. д.
 ^
 Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика
 Поскольку в христианском мировоззрении цель и смысл
 чюзнания задается не материальными потребностями лю-
 дей и не жаждой самосовершенствования, а потребностью
 " спасения души ", постольку конечной целью познаватель-
 ных усилий человека признается не знание объективного
 мира - природы и истории, а обретение человеком через
 процесс познания своего первоначального "догреховного"
 облика, обретения "образа и подобия Бога". Одним из важ-
 нейших положений христианской философии является
 трактовка процесса познания как богоуподобления. Хрис-
 тианская теория познания основывается на библейском
 представлении о радикальной несамостоятельности и
 ущербности человеческой природы.
 Полноценным субъектом деятельности и познания, с
 точки зрения христианской идеологии, может быть только
 Бог. Человек же производное от Бога существо, и уже по-
 этому он самостоятельно не способен к познанию.
 Согласно христианскому воззрению, даже в своем
 первоначальном, "догреховном" состоянии человек был
 80
 полностью зависим от Бога. Особенность этого "догрехов-
 ного" состояния, по описаниям христианских философов,
 состоит в том, что человек жил не сам по себе, а по-божески,
 находился в единстве с Богом, был сопричастен сверхъес-
 тественному. Сущность же грехопадения, по их мнению,
 как раз и состоит в том, что человек отделился от Бога, за-
 хотел жить по своим принципам и нормам, пожелал стать
 равным Богу, иначе говоря, свободным субъектом деятель-
 ности и познания. Уподобление Богу, обретение человеком
 вновь божественного образа и подобия истолковывается
 ортодоксальной христианской идеологией как отказ чело-
 века от своих претензий, от своей субъективности, от свое-
 го "я". Богоуподобление есть ничто иное, как самоотрече-
 ние человека, полный переход в подчинение человека Богу.
 Формой же такого перехода, по мнению христиан-
 ских мыслителей, является вера. При этом они прибегают
 к довольно расширенной трактовке феномена веры. Вера
 истолковывается ими как универсальное измерение чело-
 веческого сознания, субъективности, духовности, в кото-
 рой выражается рационально непрозрачное отношение к
 действительности. Вера трактуется и как психологичес-
 кая установка, уверенность, приверженность к чему-ли-
 бо, и как вера в сверхъестественное, как религиозная вера.
 Используя первое значение термина "вера ", христианские
 философы рассматривают веру как особую, сверхъесте-
 ственную, познавательно мировоззренческую позицию
 субъекта. Согласно их учению, вера имеет глубинные эмо-
 ционально-волевые основания и является психологически
 первичной по отношению к дискурсивному мышлению.
 " Если не уверуете, то не уразумеете... Познание, посредст-
 вуемоеверой,-наидостовернейшее",-утверждает Кли-
 мент Александрийский. Всякий, ищущий истину, считает
 он, должен исходить из каких-то первоначальных поло-
 жений, определяющих пути развития его поиска, зани-
 мать определенную познавательно-мировоззренческую
 позицию, верить во что-то. Вера, как установка сознания,
 отождествляется христианскими философами с религи-
 озной верой. Она трактуется как форма единения челове-
 ка с Богом, как канал, через который Бог воздействует на
 познавательные способности человека, оздоравливает, оп-
 лодотворяет и совершенствует их.
 Средневековая христианская философия 81
 
 Положение о радикальной несамостоятельности че-
 ловека, как субъекта познания, наивысшие выражения
 получает через введение в познавательный процесс дей-
 ствия божественной благодати. Характеристика Бога в ка-
 честве мистической Любви - благодати в христианских
 системах не менее, а зачастую и более значима, чем опре-
 деление его как Разум. Божественная благодать выступа-
 ет в христианской гносеологии как главное движущее на-
 чало и регулятор познавательной деятельности. Необхо-
 димость использования этого фактора в познавательном
 процессе объясняется христианскими философами тем
 обстоятельством, что человек, в силу "греховности" своей
 природы, сам по себе не может уподобиться Богу.
 Для объяснения механизма божественной интервен-
 ции в познавательный процесс христианские философы
 нередко используют световую символику, которая в кон-
 центрированном виде представлена в так называемой тео-
 рии просветления или озарения. Эта теория заимствована
 христианскими мыслителями из неоплатонизма и в той
 или иной степени разделяется большинством школ хрис-
 тианской философии и теологии.
 Согласно этой теории, разум, в конечном итоге, по-
 знает мир не в силу собственных потенций, а с помощью
 божественного света, мистического излияния божества,
 просветляющего как сами вещи, так и человеческое мыш-
 ление. Без этого света, утверждают идеологи христианст-
 ва, сущность предмета осталась бы невысвеченной, скры-
 той от ума. Божественный свет фигурирует в системах
 христианских философов в определенной степени как об-
 разное представление, символ, но в то же время этому сим-
 волическому образу нередко придается и реальное, физи-
 ческое значение.
 Учение о божественном проникновении в человечес-
 кое познание является основой одного из крупнейших на-
 правлений средневековой философии - мистицизма. Это
 учение берет свое начало в системе крупнейшего предста-
 вителя средневековой философии Августина Аврелия
 (354-430 гг.). По учению Августина, весь мир пронизан ра-
 зумом, логосом, содержащим в себе световую природу, по-
 скольку имеет общую причину своего возникновения - Бо-
 га. Однако, утверждал Августин, ни вещи, ни человеческая
 82
 душа не содержат в самих себе света. Они светятся отра-
 женным светом. Все видимо, все реально только через Бога.
 Бог - это Солнце, которое само не видимо, но делающее все
 остальное видимым. Всякое познание осуществляется че-
 рез лучи божественного света. Свет сотворенный дает воз-
 можность познать телесные вещи, свет разума - интелли-
 гибельные предметы, свет благодати - истины откровения.
 Наиболее яркое выражение мистицизм нашел в пра-
 вославной традиции Иоанна Богослова, Василия Велико-
 го, Григория Нисского; в католической - Бернара Клер-
 восского, Джованни Фиданца (Бонавентуры).
 Мистицизм учит, что до грехопадения человек пред-
 ставлял собой существо духовной, световой субстанции.
 Грехопадение привело к тому, что он лишился своей пер-
 воначальной сущности, был низвергнут в мир чувственно-
 го бытия. Теперь же, в процессе "спасения", человек дол-
 жен отказаться от всего телесного, "мира" и возвратить
 себе прежний световой духовный облик. Этот процесс
 включает в себя три стадии: первую - очищение души от
 чувственных страстей и привязанностей (катарсис); вто-
 рую - просветление души мудростью - интеллигибель-
 ным светом божественных истин; и третью - озарение,
 мистический экстаз, слияние человека с Богом. Все эти три
 ступени неразрывным образом связаны друг с другом.
 Катарсис рассматривается в мистических системах
 как предварительное условие просветления. Для того что-
 бы человек был способен воспринимать божественный
 свет, он должен из падшего состояния вернуться в состоя-

<< Пред.           стр. 11 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу