<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 Как, пишет в своей работе "Основные правовые системы современности (сравнительное право)" Р.Давид: "...пытаться ограничить юридическую науку пределами одного государства и излагать или развивать эту науку без учета идей и опыта науки других стран - это значит ограничить свои возможности познания и деятельности". Он настаивает, что юридическая наука, как и любая иная общественная наука, не может изучаться "надлежащим образом только в чисто национальном плане" и что "юридический национализм - это провинциализм" .
 От себя, опираясь уже на опыт государственно-правового строительства в постсоветском пространстве, добавим, что не только формирование юриспруденции, но и государственно-правовое строительство, основанное только на собственном менталитете это не что иное, как типичный провинциализм, ведущий также к обеднению системы знаний о государстве и праве.
 Поэтому как можно скорее государственно-правовое строительство и в Российской Федерации необходимо поставить на научную основу.
 Не углубляясь дальше в причины появления откровенно неправильных представлений о государстве и праве и их месте в обществе, хотелось бы сказать, что, пока мы не будем иметь такую власть, которая умеет создавать (на опыте ли других стран, или на основе собственных научных изысканий и т.д.) правила жизни в обществе, ведущие к обеспечению прав и свобод человека, так и не сумеем построить нормальное общество.
 Чтобы выправить сложившееся положение в области государственно-правового строительства в Российской Федерации, по нашему мнению, необходимо проделать значительную научно-исследовательскую работу по нескольким направлениям реформирования существующей правовой системы.
 ' Давид Рене. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967. С.3$.
 
 44
 Прежде всего необходимо осмыслить всю глубину потребности в дальнейшем совершенствовании Конституции и законов Российской Федерации.
 Внимательное изучение Конституции Российской Федерации показывает, что она еще полностью не соответствует научным требованиям, а также мировому опыту. Речь идет о положениях, определяющих статус Президента страны в системе разделения властей. Нуждается в совершенствовании и механизм взаимодействия различных уровней государственной власти, на практике до сих пор остаются не выясненными такие конституционные положения, как: "совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов"; "собственное правовое регулирование субъектов Российской Федерации" и т.д. Есть и другие изъяны в Конституции Российской Федерации, на что уже было обращено внимание в юридической литературе.
 Второе направление правовой реформы связано с необходимостью всестороннего осмысления параметров оптимального правового обеспечения проводимых экономических реформ. Правовая реформа должна стать важнейшим инструментом осуществления назревших экономических реформ.
 Правовая реформа должна способствовать созданию конкурентоспособной экономики. Необходимо переосмыслить экономические функции государства, нацелив их на всестороннее правовое обеспечение оптимального функционирования гражданского общества. Во главу угла в деятельности государства выходит защита предпринимательской инициативы и деятельности.
 Для субъектов Российской Федерации очень важно сосредоточиться на особенностях правового регулирования имущественных, земельных, аграрных, природоохранных отношений республиканским законодательством. Важно не столько опережать федеральное законодательство в этих областях общественной жизни, а важно оптимальнее учесть особенности, присущие региону, усилить внимание именно на их правовое опосредование.
 В сфере правового обеспечения экономических реформ важное значение приобретают вопросы, связанные с определением правовых основ приватизации государственных и муниципальных пред-
 45
 приятии, совершенствования республиканских и местных программ в области приватизации государственных и муниципальных предприятий, анализ деятельности акционерных форм предприятий, образованных в результате реализации программ приватизации.
 Особо хотелось бы подчеркнуть необходимость совершенствования как законодательства, так и деятельности по обеспечению проводимых экономических реформ.
 Здесь нам необходимо учесть, что на сегодня мы имеем достаточно богатый опыт проб и ошибок, оправданную осторожность в осуществлении первого этапа реформ. Все это позволяет нам более смело и последовательно переходить на новый более сложный рубеж преобразований. Характерные моменты нового этапа реформ заключаются в следующем:
 во-первых, необходимо законодательно обеспечить системный подход к рыночным преобразованиям. Как показывает мировой, да и наш собственный опыт, рынок не может нормально функционировать, если нарушается системность, отстают в развитии даже отдельные его структуры. Сегодня ощутимо сказывается на весь ход реформ отсутствие рынка земли, капиталов, недвижимости, фондового рынка, неразвитость банковской системы. Нам надо решительно и вдумчиво пересмотреть наше новое отношение к отстающим звеньям рынка;
 во-вторых, отказавшись от крайне радикальных мер в осуществлении реформ на начальном этапе, который тогда себя возможно и оправдал, сегодня мы ощущаем негативные последствия замедления темпов преобразований. Нельзя дальше мириться с тем, что у нас огромное количество убыточных, недееспособных государственных предприятий, колхозов и совхозов. Необходимо более взвешенно, но активно и грамотно продолжить приватизацию государственных предприятий.
 Надо смелее вводить в жизнь механизм банкротства по отношению к убыточным предприятиям, активнее применять санкции к злостным нарушителям налоговой дисциплины, проводить активную антимонопольную политику. Для этого у нас имеется определенная правовая база, но она еще должна быть усовершенствована.
 Весь наш государственно-правовой механизм должен быть сегодня сориентирован на оптимальное обеспечение рыночной экономики.
 Третье направление связано с содержанием проводимой в Российской Федерации правовой реформы: она должна способство-
 46
 вать совершенствованию государственной деятельности и местного самоуправления. Особенно речь идет об активизации деятельности местного самоуправления. Ведь основной принцип Конституции, -народовластие, - не может реализоваться без организации дееспособного местного самоуправления, соединяющего два статуса людей: граждан, с одной стороны, и жителей - с другой.
 Относительно местного самоуправления у нас уже принят ряд законов. Однако они еще не работают в полную силу, и на практике состояние дел с активизацией местного самоуправления остается неудовлетворительным. Правовая база местного самоуправления все еще не совершенна, она не содержит необходимых механизмов, позволяющих широкому слою населения активно включаться в разрешение жизненных проблем на местах.
 Основная цель совершенствования местного самоуправления -это оживление реального участия широкого слоя населения в создании новой государственности в Российской Федерации. Ведь не зря в ст.З Конституции Российской Федерации записано, что носителем суверенитета и единственным источником государственной власти является ее многонациональный народ. Сегодня мы должны: во-первых, найти новые организационно-правовые формы функционирования органов местного самоуправления и, во-вторых, решить проблемы финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
 Четвертое направление развития правовой реформы - это организация процесса правотворчества. Здесь также должна быть разработана научно обоснованная концепция правотворческой деятельности. Основными элементами такой концепции должны являться: определение предмета и пределов законотворческой и иной нормативной деятельности; требование тщательной юридической, экономической, финансовой и иной взаимоувязки подготавливаемых законопроектов; независимая правовая (технико-юридическая, международно-правовая криминологическая и иная) экспертиза законопроектов; объективная экономическая, экологическая, социально-демографическая экспертиза; формирование
 широкодоступного федерального банка правовой информации; непрерывная кодификация и унификация российского права.
 Пристального внимания требует также ведомственное нормотворчество, увязка их с требованиями законов.
 47
 Пятое направление проводимых преобразований в Российской Федерации касается судебной реформы.
 Обязательным в деятельности судов должно стать непосредственное применение норм Конституции Российской Федерации при разрешении конкретных вопросов, особенно при отсутствии иного законодательства, или при внутренней его противоречивости.
 Должна быть завершена институционализация судебной власти. Необходимо кардинально преобразовать институт прокуратуры, создать новую концепцию о следствии. Нуждаются в скорейшем обновлении, на основе конституционных положений, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданско-процессуальное законодательство. Законодательное обеспечение необходимо для развития системы третейских судов.
 Шестое направление правовой реформы связано с тем, что успешное ее осуществление во многом зависит от гражданской и правовой активности лиц, реализующих права и свободы как в качестве независимых, полноправных членов общества, так и в качестве членов парламентов, судей или государственных служащих. Исходя из этого, должны быть определены основные направления правовой реформы в сфере юридического образования, правового воспитания и правовой пропаганды.
 Формирование современной концепции юридического образования должно осуществляться совместно с коллективами ведущих юридических учебных заведений, крупных правовых научно-исследовательских центров, государственных органов при широком участии юристов-практиков. Юридическое образование в России должно быть ориентировано на воспитание грамотного, квалифицированного, независимого в суждениях специалиста, способного после окончания учебного заведения осуществлять самостоятельную юридическую практику.
 Создание концепции правового воспитания населения также потребует усилий различных юридических ведомств. Осуществляемое спонтанно, без должной координации и, что самое важное, на низком научно-теоретическом уровне, правовое воспитание способно лишь укрепить имеющий место правовой нигилизм.
 Граждане на сегодня остаются пассивными и в сфере реализации собственных прав. Ориентация на активное правомерное пове-
 дение формируется сегодня, к сожалению, лишь у незначительной части населения. Изменить баланс общественного мнения способны лишь тщательно продуманные меры, организация системной правовой пропаганды в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой информации, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность российского государства.
 Конечно, мы понимаем, что реализация всех этих направлений правовой реформы потребует существенных финансовых затрат как со стороны федерального бюджета, так и со стороны субъектов Российской Федерации. В этой связи необходимо создание организационных структур, могущих обеспечить подсчет необходимых размеров финансирования работ по правовому реформированию российского общества, выявлению потенциальных источников их финансирования, а также эффективное взаимодействие по этим направлениям Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации с соответствующими органами государственной власти в субъектах Российской Федерации.
 В то же время важно подчеркнуть, что не проводить такую последовательную правовую реформу также нельзя. Иначе Российской Федерации еще долгое время придется пребывать на таком неблагоприятном переходном этапе с неустойчивым положением, способным еще больше усугубить ее реальное положение. Поэтому альтернативы правовой реформе нет ни для федерального уровня, ни для субъектов Российской Федерации.
 Российская Федерация в целом, как единое федеративное государство, должна, наконец-то, стать в ряды цивилизованных стран, где на высоком уровне уважаются и гарантируются самые широкие права и свободы граждан.
 48
 49
 Глава 2. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА ЮРИСПРУДЕНЦИИ
 1. Объект и предмет юриспруденции
 Под объектом научной дисциплины принято понимать то реальное явление, которое необходимо всесторонне осмыслить, изучить, выяснить и т.д.
 В реальной жизни существует государство как организация политической власти и его обязательные предписания, адресованные людям и их объединениям, оформленные в виде законов и иных нормативных актов. Все это реальность, и она требует изучения, исследования, разъяснения и т.д. Вот эта реальность в виде государства и создаваемая им юридическая система управления общественными процессами и представляет собой объект юриспруденции.
 Проблема более детального выяснения объекта научной и учебной дисциплины "Юриспруденция" (хотелось подчеркнуть, что здесь речь идет именно об объекте "Юриспруденции", а не об объекте дисциплины "Теория юриспруденции") в большей мере возникает в связи с тем, что в юридической литературе (вопреки логически обоснованным ожиданиям) юриспруденцию уже объявили наукой о свободе.
 "Юриспруденция - это наука о свободе" однозначно утверждает В.С.Нерсесянц в своих последних работах1.
 Однако определение "Юриспруденция- это наука о свободе" еще ни о чем конкретно не свидетельствует. Здесь сразу же возникает масса вопросов, связанных с выяснением того, что мы понимаем под словом "наука", что понимаем под словом "свобода" и т.д. К тому же, если внимательно изучить технологию, с помощью которой В.С.Нерсесянц пришел к такому выводу, то, используя эту технологию, можно сказать о том, что юриспруденция - это наука о демократии, о правах человека и т.д. С другой стороны, по этой технологии на роль науки о свободе вполне могут претендовать и философия, и политология и даже социология.
 1 См., например, Нерсесянц B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М.: Норма, 1999. С.1, 61.
 50
 Дело в том, что В.С.Нерсесянц, как уже отмечалось, отправляется на поиски понятия "юриспруденция" с позиции своего либер-тарного типа понимания права. Он так и пишет: "...в основе той или иной концепции юриспруденции лежит определенная типология пра-вопонимания"1. Вряд ли можно и нужно соглашаться с таким утверждением. В реальной жизни, в первую очередь, появляются потребности в наиболее оптимальном использовании в общественной жизни юридических знаний, т.е. юриспруденции. Они побуждают к активизации юридической науки по исследованию различных сторон государственно-правового строительства общества, включая и проблемы, связанные с понятием права.
 По нашему мнению, юриспруденция - это все же система знаний о государстве и праве, а не сама наука. Науку здесь лучше назвать привычным для нас понятием "юридическая наука", которая и занимается добыванием юридических знаний. Юриспруденция - это совокупность правовых дисциплин, читаемых при подготовке юристов, специалистов в области создания и применения законодательства в широком смысле этого слова. Юриспруденция включает в себя всю теорию, то есть систему знаний, необходимых для успешного осуществления юридической работы, начиная с создания юридических норм, применения их и кончая использованием ответственности за нарушение правовых требований.
 В практическом плане юристов, да и граждан государства прежде всего интересует юридическое право, то есть законы, действующие в том или ином государстве. Поэтому юриспруденция вообще и конкретного государства, в частности, сводится к всесторонним знаниям о законах государства, содержащих нормы, регулирующие различные виды общественных отношений. Юриспруденция по сути - это наука об оптимальном для общества законодательстве. Объектом изучения, исследования и интересов юриспруденции являются юридические законы и их роль в общественной жизни. Без законов государства нет и юриспруденции, и наоборот, юриспруденция - это знания о законах и их роли в жизни общества. Поэтому объектом юриспруденции являются законы государства, технология их создания и механизм реализации.
 1 Нерсесянц B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М.: Норма, 1999. С. 156.
 51
 В отличие от объекта научной дисциплины под предметом ее понимают те, складывающиеся закономерности, которые раскрывают сущностные свойства интересующего нас объекта.
 Если государство и право могут интересовать представителей различных общественных наук, то науку юриспруденции государство интересует как организация политической власти, осуществляющей управление делами общества с помощью правовых средств. Юридические средства (правотворчество, правовые нормы, реализация права, юридическая ответственность и т.д.) и их роль в жизни общества -все это является исключительным предметом юриспруденции.
 Предметом юриспруденции выступают также закономерности формирования и отличительные признаки различных норм права, закрепленных в законодательстве. При этом юриспруденция имеет дело не только с нормами права, регулирующими исполнительно-распорядительные отношения (административное право), имущественные и связанные с ним личные неимущественные отношения (гражданское право), нормами, определяющими преступность и наказуемость деяний (уголовное право) и т.д., но и изучает общие закономерности, присущие всем этим нормам, выясняет историю и теорию возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений в целом.
 Изучение государственно-правовых явлений в их органическом единстве и взаимном влиянии - главная тема юриспруденции и отдельных ее отраслей.
 2. Система юриспруденции
 Юриспруденция - общее название специальности, охватывающей широкую сферу юридической деятельности. Человек, обладающий этой специальностью может работать судьей, прокурором, адвокатом, а также быть профессором, академиком. Но кем бы он конкретно не работал, прежде всего, он юрист - специалист в области правовых знаний.
 Рассмотрение вопроса о системе юриспруденции неразрывно связано с выяснением ее внутренней структуры.
 Уясняя понятие "система юриспруденции", следует иметь в виду, что все нормы права в совокупности делятся на различные со-
 52
 ставные части. В превую очередь, речь, конечно, идет о правовых нормах, регулирующих поведение людей в обществе. С другой же стороны, есть и правила поведения, определяющие порядок создания самих правил поведения и порядок их применения. С этой точки зрения все правовые нормы, составляющие предмет юриспруденции условно можно подразделить на нормы материального права и на нормы процедурно-процессуального права. Нормы материального права устанавливают правила поведения людей в обществе, а нормы процедурно-процессуального права - правила создания правил поведения и порядок их применения различными юрисдикционными органами.
 В зависимости от того, чьи интересы заложены в правилах поведения, все нормы права можно подразделить на публичные и частные. Если нормы права нацелены на охрану общественных интересов, то есть интересов множества людей одновременно - это нормы публичного права, а если же в нормах права выделяются интересы отдельных частных лиц и их объединений, то мы имеем дело с нормами частного права.
 Для облегчения процесса обучения и ведения научных исследований в юриспруденции выделяются отдельные учебные дисциплины, которым соответствуют и названия научных дисциплин.
 Схематично система юриспруденции современной Российской Федерации, по нашему мнению, выглядит следующим образом:
 /. Теоретические
 и исторические
 научные дисциплины
 II. Отраслевые научные дисциплины
 III. Специальные научные дисциплины
 1 .Теория юриспруденции
 2.История отечественной юриспруденции 3.История юриспруденции зарубежных стран 4.История юридической мысли
 5.Римское право 6.Международное право
 I .Конституционное право
 2.Конституционное право зарубежных стран
 3.Гражданское право 4.Гражданское процессуальное право
 5.Административное право 6.Трудовое право 7.Уголовное право 8.Уголовно-процессуальное право 9.Экологическое право 10.Аграрное право
 I1 .Финансовое право 12.Семейное право
 13.Муниципальное право
 14.Предпринимательское право
 15.Земельное право______________
 1.Криминалистика
 2 Криминология
 3.Правоохранительные органы
 4.Юридическая психология
 5.Уголовно-исполнительное
 право
 6.Прокурорский надзор
 53
 Следует заметить, что подразделение всех дисциплин, входящих в систему "Юриспруденция", на три части имеет свою длительную историю. Так, в дореволюционной России юриспруденция делилась на науки: пропедевтические (энциклопедия права; римское право; всеобщая история права; история римского права); политические (история русского права; государственное право с включением административного; политическая экономия и наука о финансах; церковное законоведение); юридические (международное публичное право и частное; гражданское право; гражданское судопроизводство; торговое право; уголовное право; уголовное судопроизводство) .
 Конечно, система юриспруденции разных времен и разных стран отличается и будет отличаться как по количеству дисциплин, так и по их названию. Это естественное отражение уровня развития стран и человеческого общества одновременно. Однако неизменным в системе юриспруденции остается ее содержание, которое нацелено на изучение правовой системы того или иного государства. Отсюда и обязательное присутствие в ней вопросов, связанных с представлениями о государстве и праве.
 В дореволюционной России (впрочем, так же, как и в современных зарубежных странах) в системе юриспруденции не было дисциплины под названием "Теория государства и права". Предмет этой дисциплины охватывался (охватывается сегодня в зарубежных странах) дисциплиной "Энциклопедия права". К тому же в современном мире идет интенсивный процесс сближения правовых систем различных стран, а отсюда и наблюдается сближение содержания системы юриспруденции.
 Содержание современной юриспруденции складывается из системы знаний о государстве, о правовом регулировании. Сюда же включается правовая доктрина, которая сводится к системе знаний о том, как надлежит толковать и применять действующие юридические нормы. Важной частью юриспруденции является правовая культура, то есть выработанное в обществе отношение людей к праву, его роли.
 Система юриспруденции в своем строении подчиняется и тому, что перед юриспруденцией стоит двоякая задача: теоретическая и
 1 Скрипилев Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII-XX в.в.)//Государство и право. 2000. № 9. С. 81-89.
 54
 практическая. В теоретической части она должна изучать основные понятия (понятие о государстве, о праве, о правоотношениях, о преступлении и наказании и т.д.) и соединить все отраслевые юридические науки в одно целостное начало. Если не будет теории юриспруденции, то не будет единого представления о праве, о государстве, о правах человека, о разделении власти и т.д., и каждая отрасль юридической науки вынуждена будет исследовать эти понятия. Между тем эти понятия являются общими для всех отраслевых юридических наук, поэтому разработкой их и занимается такая дисциплина, как "Теория юриспруденции".
 Практическая же задача юриспруденции - это построение единого правового порядка в обществе.
 В целом, система юриспруденции дает представление об уровне, способах правовой организации общественной жизни. Конечно, сама система юриспруденции постоянно меняется, пополняется. Но в то же время существует и некая постоянная схема системы юриспруденции, которая присутствует во все времена и во всех странах. Это сам каркас юриспруденции, который неминуемо присутствует там, где есть государство и право.
 Проблема социального назначения юриспруденции, по существу, сводится к выяснению роли и места государства и его законов в обществе. Известно, что каково государство, таковы и его юридические законы, юриспруденция в целом.
 Вопрос о социальном назначении государства волнует людей издревле. Речь идет о том, для чего нужно государство? Думается, что вопрос о том, зачем нужно людям государство, да и нужно ли оно им вообще, сегодня вряд ли является чисто риторическим. После преодоления марксистско-ленинского учения об отмирании государства и с началом формирования правового (справедливого) государства, мы должны значительно активизировать свои поиски в направлении того, чтобы выяснить истинное назначение государства в обществе.
 Именно в этом ключе следует понимать и то, что в последние годы довольно много пишут и говорят о национальной идее, об основах устойчивости российского государства. На мой взгляд, в этом направлении как раз и необходимо вести речь о политической философии современной государственности, то есть о том, как после преодоления марксистско-ленинского учения об отмирании государства,
 55
 ученые должны теоретически и практически оправдывать необходимость и ценность государства.
 Выяснение политической философии государственности вообще и государственности Российской Федерации в частности сегодня, на мой взгляд, сводится к поиску ответа на вопрос: "зачем нам нужно государство вообще и государство Российской Федерации, в том числе." Другими словами, стоит ли нам жить и трудиться только ради строительства единого и неделимого государства Российской Федерации? Ведь один раз в истории мы уже крепко обожглись на том, что захотели построить у себя коммунизм, и ради этого погубили жизнь миллионов, возможно, самых свободолюбивых людей! Тогда ведь тоже целью движения нашего общества (многонационального народа) объявлялся коммунизм, а люди при этом оказались средствами его достижения. Что из этого вышло уже известно. Да и зарубежного опыта на счет подобных целей движения общества и средств их обеспечения немало. Только жаль, что мы не привыкли учиться на
 чужих ошибках.
 Однако, так или иначе, мы сегодня, наконец-то, должны усвоить, что коммунизм, государственность, ее целостность, суверенитет и прочие подобные явления не могут быть сами по себе целью нашего движения. Напротив, они могут рассматриваться лишь как средство в сложном механизме общественного движения.
 Что же тогда является целью общественного развития, обеспечиваемой в том числе и с помощью государства, с использованием его суверенитета? Ответ на этот вопрос как раз и должна дать политическая философия.
 Рассуждая в этом направлении, нам думается, необходимо обратиться к государственной практике других стран, кстати сказать, имеющих значительно больший опыт в этом деле, чем мы. Ведь проблема социального назначения государства волнует человечество давно, и на этот счет уже выработаны определенные представления и многие из них апробированы на практике. К тому же, по большому историческому счету, сегодня в России происходит, по существу, то же самое, что скажем, происходило во Франции, в США в конце XVIII века (а в некоторых других странах в несколько иное время), то есть попытка создания новой государственности во имя подлинных интересов людей. И ведь тогда, в этих странах, также были различ-
 ные представления о будущности государства как по сущности, так и по форме (например, конфедерация или федерация в США).
 Я не согласен с теми, кто больше нажимает на наш менталитет, а поэтому считает неприемлемым опыт других стран. В вопросах стремления к свободе, к счастью, равноправию, а отсюда и к видению социального назначения государства, права, думается, что все люди мира одинаковы. Вряд ли русский или башкир в вопросах государст-воведения менее свободолюбив, чем француз или американец. Поэтому опыт, накопленный в строительстве государства в США или во Франции, не может быть проигнорирован. Поэтому не останавливаясь подробно здесь на том, как все было в свое время в этих странах, хотелось бы лишь подчеркнуть, что спокойствие, согласие и процветание у них наступило после того, когда были найдены удовлетворяющие большинство населения разумные и самоочевидные факторы, объединяющие людей в единое самозащищающее гражданское общество. Таковыми были идеи равенства людей, неотъемлемости у них естественных прав на жизнь, на свободу, на стремление к счастью. Именно эти, а не какие-нибудь другие идеи вдохновляли большинство людей на новое созидание, на мир и согласие. Обеспечение этих естественных прав недвусмысленно рассматривалось не только целью движения, но главной задачей, верховной функцией государства, создаваемого людьми. Именно самоочевидность и разумность того, что люди сотворены равными, что они независимо от государства имеют права на жизнь, на свободу, на стремление к счастью, а государственность создается этими же людьми для обеспечения этих прав, объективно не могли противопоставлять этих людей друг против друга. Сознание того, что государственная власть создается в целях обеспечения прав граждан, а если она отойдет от этой цели, то народ может заменить ее, глубоко оправдывало и само государство, делало его уважаемым и ценным. Причем эти самоочевидные истины были расписаны в Конституции и других законах этих стран, что значительно повышало заинтересованность людей в обеспечении соблюдения их. Так была найдена политическая философия государственности, и передовое человечество постепенно вышло на рельсы правового(справедливого)государства.
 Конечно, и в этих странах совершаются преступления, а по-РОЮ даже чудовищные, и от них человечество не застраховано. Одна-
 56
 57
 ко то, что у них общегражданское согласие намного крепче и там, в целом, созданы нормальные условия для жизни людей, также очевидно.
 Я здесь не хотел бы еще раз подробно обосновывать то, что мы также в государственном строительстве будем блуждать до тех пор, пока не выйдем на рельсы этих самоочевидных истин. Выйти мы должны обязательно, поскольку эти истины не являются выдумкой кого-то, это - универсальная находка человеческой цивилизации в области обществоведения.
 Но, к сожалению, сегодня у нас во многих государствах руководят не Т.Джефферсоны и А.Гамильтоны со своими идеями о самоочевидных истинах, сплачивающих людей на созидательный труд, а люди, настроенные на всевозможные противостояния. Не мир, не общегражданское согласие, не обеспечение людям их естественных прав на жизнь, на свободу и счастье вдохновляет многих государственных и политических деятелей. Поэтому они организуют войну законов, войну Конституций, которые кое-где переходят и в настоящую войну, с большими человеческими жертвами. Наше же гражданское общество, которое и содержит всю эту чиновничью верхушку, остается маловлиятельной силой, способной по-настоящему спросить у своих правителей об истинных целях государственной власти. Государственная власть в России все еще остается ради государственной власти, а поэтому социальное назначение ее как легально, так и фактически - неопределенным.
 Однако все это сегодня. Люди достойны лучшего, и у них есть надежды на то, чтобы сделать государство гуманным, справедливым и служащим их интересам. Тогда повысится роль государства в глазах людей, они начнут больше доверять власти, поймут ее ценность, необходимость для общества.
 В правовом (справедливом) государстве должен полностью преодолеваться психологический страх перед государством и правом, насажденный в то время, когда государство и право рассматривались как орудие (инструмент) насилия. Ведь в нормальном обществе люди живут, работают, смеются, отдыхают, и государство и право им, по сути, не мешает. Можно прожить всю жизнь, а с государственно-правовой ответственностью и не столкнуться. Юридическое право, законы рассчитаны в основном на тех, кто их не соблюдает. Поэтому
 58
 для условий правового государства самое главное - это осознанное понимание необходимости права, государства на случаи, когда нарушаются права и свободы людей, и освободиться от такой болезни, как боязнь государства и права.
 Нам необходимо преодолеть государственный нигилизм, насажденный учением об отмирании государства и права. Историческая судьба государства и права в современном цивилизованном мире решается совсем по-другому. Нам сегодня, осознанно, с помощью формирующегося гражданского общества, необходимо совершенствовать государственно-правовые институты, сделать их подлинными институтами общественных интересов и орудием защиты прав граждан. Поэтому нам не надо ждать, когда государство, право отомрут как ненужные для общества институты, а необходимо научиться постоянно жить с ними, ясно сознавая, что они объективно присущи обществу. Государство и право - это не чуждое обществу, как болезнь, явление, а естественный его продукт. Современное сложное и плюралистическое общество без государства и права нормально функционировать не может.
 Государство и право, как бы они не были производны от общества, по отношению к индивидуальному сознанию, поведению личности - объективная реальность. С этим нужно считаться всем, кто с ходу там и тут пытается принять законы. Особенно такая болезнь присуща кандидатам в депутаты и другим претендующим на высокие посты в государстве. В период предвыборной кампании, а также сразу после победы на выборах многие из среды этих людей предлагают принять множество новых законов, зачастую не имея представления о системе права, о механизме правового регулирования общественных отношений.
 Конечно, новые законы нужно принимать. Иначе мы можем затормозить развитие общества. Однако это нужно делать со знанием дела. Ведь каждый новый закон должен быть всесторонне вписан в уже существующую систему права. Если этого не сделать, то можно вызвать хаос и большие затруднения для органов правоприменения.
 Государственно-правовые болезни, которые сводятся, в одних случаях к игнорированию роли права в организации общественной жизни, а в других случаях, к преувеличению его возможностей, должны быть преодолены с помощью юридической науки. В право-
 59
 вом государстве должен быть выработан научный подход к использованию законов в организации общественной жизни. Условия правового государства требуют строго научного подхода как к правотворчеству, так и к организации правоприменительной работы государственных органов.
 В разрешении проблемы социального назначения государства и права большая роль принадлежит юристам. О правовом (справедливом) государстве граждане, главным образом, будут судить по результатам деятельности юрисдикционных органов, то есть юристов. Поэтому о правовом государстве без высококвалифицированной армии юристов мечтать не приходится: во-первых, гражданское общество должно быть готово к тому, чтобы иметь достаточное количество высококвалифицированных юристов для реализации во всех сферах общественной жизни идей и принципов правового государства.
 Юрист - это специалист в области правотворчества и правоприменения. Без представителей этой профессии о формировании правового государства речи быть не может. Во-вторых, сам наличный отряд юристов, хотя и на сегодня еще не воспитан в духе правового государства, должен всерьез вникать в проблемы формирования правового государства и приложить максимум усилий в разрешение этих проблем на практике. Ведь правовое государство не может вводиться каким-то разовым декретом или законом, его идеи и принципы будут реализовываться постепенно, шаг за шагом, практическими делами. В принципе, мы сегодня можем принимать и принимаем правовые решения, что и является важнейшим условием правового государства. Однако эти правовые (подлинно справедливые) решения еще не произрастают из природы и сущности нашего общества и государства, а выступают чуть ли не исключением из правила. Здесь, конечно, винить только юристов нельзя. Сама наша общественная жизнь, законы, действующие в обществе в большинстве своем еще не соответствуют требованиям правового государства. Поэтому и правовые решения еще далеко не составляют устоявшуюся систему, объективную потребность самого общества. А юристы - это, в основном, специалисты в области применения действующего законодательства. К тому же наша правовая система еще не признает юридических прецедентов, позволяющих в цивилизованных странах проявить творческий подход в процессе правоприменения.
 60
 Общественная потребность в юристах в последнее время у нас значительно возросла. Это объясняется, главным образом, ослаблением административно-командной системы управления общественными делами, особенно в сфере экономики. Сегодня все чаще приходится встречаться с объявлениями, приглашающими на работу юристов. Особенно возросла потребность в квалифицированных, знающих юридический материал специалистах. Штат юристов сегодня никто сверху не навязывает, сама жизнь заставляет постоянно обращаться за их помощью.
 В этих условиях бывшие юридические институты и факультеты явно не справляются с потоком желающих получить юридическое образование. Конкурсы для поступающих в юридические вузы очень резко возросли и поставили проблему расширения сети юридических вузов. Этого следовало и ожидать. Подготовка юристов в нашей стране до сих пор велась главным образом для органов прокуратуры, суда и милиции. Юристов для народного хозяйства СССР в восьмидесятые годы готовил столько же, сколько маленькая Венгрия готовила для обслуживания своей экономики. Командная экономика, которая больше всего процветала в СССР, не нуждалась в юристах. Переход к рыночным отношениям естественно вызвал бум на юристов, поставил проблемы не только расширения юридических вузов, но и коренного изменения содержания подготовки юристов. Так что нам сегодня необходимо: во-первых, думать о путях расширения государственных юридических вузов и открытия коммерческих и частных форм подготовки юристов; во-вторых, и это также немаловажно, необходимо существенно переустроить учебные планы, государственные стандарты юридического образования. Готовить юристов так, как мы готовили их в советское время, просто нельзя, и фактический переход на новые учебные планы и стандарты должен быть ускорен.
 В условиях правового государства значительно возрастает роль юридической науки. Она тоже у нас в советское время была обделена вниманием партийных и государственных структур. Достаточно сказать, что в огромной Российской Федерации научно-исследовательских учреждений юридического профиля буквально несколько. Кроме г. Москвы их в других регионах вовсе нет. Каких только у нас нет научных подразделений!? А вот юридические исследования, несмотря на то, что мы намерены строить правовое государ-
 61
 ство, должного внимания еще не "заслужили". Это положение также должно быть исправлено.
 В целом, юридическую работу следует поставить на научную основу. Она должна найти доверие у народа, люди должны с уважением относиться к практической работе юристов. Иначе о правовом государстве- остается лишь разглагольствовать. Что здесь имеется в
 виду?
 Во-первых, нам необходимо четко обозначить сферу деятельности юристов-специалистов в области применения права. Эта сфера и есть юридическая или же, что одно и то же, правовая работа. Юридическая работа - это не любая работа по реализации требований правовых норм. Реализацией требований правовых норм занимаются все субъекты права. Все, к кому относятся требования правовых норм, обязаны их соблюдать, исполнять. Юридическая работа - это работа юристов и она направлена на обеспечение правильного применения, соблюдения, исполнения и использования требований правовых норм. Если все, кому адресованы юридические требования, обязаны исполнять, соблюдать их, то предметом деятельности юристов, то есть предметом юридической работы, является обеспечение правильного применения и использования требований правовых норм. Юридическая работа так же, как и врачебная, ветеринарная, агрономическая и другая работа является специальной, требующей профессиональных знаний. Используя специальные знания, юрист в различных формах (в зависимости от места и занимаемой должности или работы) подключается к тому, чтобы правовые требования были реализованы правильно и точно. Таким образом, юридическая работа - это работа юристов, а поэтому иные формы реализации права, кем бы то они ни были осуществлены, не охватываются понятием юридическая работа. Наподобие того, что врачебная работа осуществляется врачами-специалистами (хотя любой разумный человек самостоятельно может применять какие-то лекарства), настоящая юридическая работа также требует специальных знаний. Поэтому должна быть организована соответствующая подготовка юристов-специалистов в области юридической работы.
 Во-вторых, юридическая работа сегодня осуществляется в различных формах. Мы еще никак не можем освободиться от прежних стереотипов, когда вопрос быть или не быть юристу, выполняю-
 62
 щему юридическую работу, решался тем, кто утверждал штаты сугубо по государственной линии. Однако настоящая юридическая работа в нашей стране, так же как и во многих цивилизованных странах, думается, развернется лишь тогда, когда получат действительное развитие рыночные отношения, когда появятся многочисленные частные адвокатские фирмы, открывающие здоровую конкуренцию за лучшее юридическое обслуживание. Только тогда появится потребность у юристов к подлинным знаниям, только тогда наши люди получат более дешевую и более квалифицированную юридическую помощь. Юридическая работа в целом должна подняться на новый уровень. Это также важное требование правового государства, и тогда возрастает у людей и доверие к государству, к его законам.
 В современных условиях формирования новой государственности Российской Федерации нам необходимо еще раз основательно переосмыслить социальное назначение юриспруденции и исходя из этого принять соответствующие меры, направленные на повышение роли и значения ее в общественной жизни.
 3. Юриспруденция и юридическая наука
 Юриспруденция и юридическая наука - близкие по смыслу и содержанию понятия. Поэтому, как уже отмечалось, во многих случаях эти понятия у нас употребляются в качестве синонимов.
 Однако при более внимательном подходе к этим понятиям -они все же различаются. Здесь происходит, примерно, то же самое, что мы наблюдаем при характеристике других предметов и опосредующих их наук. Так, под экономикой прежде всего понимают совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции, а лишь затем экономическую науку, изучающую эти отношения. То же самое и с историей, которая превона-чально представляет собой процесс развития природы и общества, а лишь потом - науку, изучающую прошлое человечества. Или же взять понятие "искусство". Искусство представляет собой художественное творчество, объективно возникающее в процессе общественной жизни. На определенном этапе развития искусства возникает необходимость всестороннего его осмысления, которым занимаются определенные специалисты. Наступает этап исторического осмысле-
 63
 ния всего того, что связано с художественным творчеством, то есть возникает искусство как наука.
 Юриспруденция также, в первую очередь, представляет собой область создания и использования правовых (юридических) средств для оптимизации управления общественными процессами. Юриспруденция - это обладание знаниями о государстве и праве и использование их в процессе правотворческой деятельности. Юридическая же наука - это деятельность по добыче, производству этих знаний.
 Конечно, несмотря на эти различия, в практическом плане юриспруденция и юридическая наука ассоциируются как тождественные понятия. Объединяет их юрист как практический деятель в области права, который одновременно опирается как на знания законов, других источников права, так и на данные научного осмысления их (на уровне знаний комментарий, монографий и т.д.). Поэтому в практическом плане задачи, стоящие как перед юриспруденцией, так и перед юридической наукой почти одни и те же. Но в практическом плане сами юристы больше всего говорят о задачах юридической науки как деятельности, влияющей на совершенствование создания и использования юридических средств управления общественными процессами.
 Юридическая наука в сфере организации общественной жизни еще не заняла подобающего места в нашей стране. Поэтому представителям юридической науки необходимо еще многое сделать, чтобы ее в российском обществе признали в качестве самостоятельной и объективно необходимой для государственно-правовой практики наукой.
 Если кто-то думает, что здесь нет никаких проблем, то он по меньшей мере ошибается: юридическую науку, как значимую для практики, в российском обществе признают еще далеко не все. Сказывается и тот общий исторически сложившийся правовой нигилизм в России, а также и то, что отдельные представители "от юридической науки" в советское время показали себя службистами антинародного политического режима.
 Но как бы там ни было, сегодня юридическая наука в России должна проявить свою объективную необходимость для практического государственно-правового строительства. Объект исследования юридической науки - проблемы, возникающие в процессе организа-
 64
 ции и деятельности государственно-правовых институтов, - сегодня в России приобретает исключительное значение. Мы, наконец-то, должны понять, что в практическом государственно-правовом строительстве нельзя игнорировать данные юридической науки. Подобно тому, как нельзя строить дом с нарушением строительных правил, нельзя формировать и государственно-правовые институты без учета рекомендаций юридической науки. Игнорирование данных юридической науки все равно затем скажется на практике, и предложения, противоречащие общепринятым выводам юридической науки, окажутся бесперспективными.
 На сегодня же положения юридической науки (имеется в виду и международно признанные положения) в Российской Федерации остаются невостребованными не только в практическом государственно-правовом строительстве, но и общественным сознанием. Поэтому мы и сегодня сплошь и рядом наблюдаем: преобладание политики над правом, экономикой; невосприятие институтов демократии; непонимание значения власти права в обществе и т.д.
 Одним словом, если мы действительно хотим строить правовое государство, то юридическая наука, как никакая другая отрасль науки, сегодня должна утвердиться в российском обществе как важнейший институт гражданского общества.
 Известно, что общество и гражданское общество - это не одно и то же. Общество - это как бы вся общность людей, включающая и государство со всеми его атрибутами, а гражданское общество - это часть общества, которая создает материальную основу жизнедеятельности всего общества. Гражданское общество появляется и оформляется позже общества, а точнее с появлением государства. Гражданское общество функционирует во взаимодействии с государством. Нет государства - нет и гражданского общества. Гражданское общество выступает учредителем государства как организации политической власти общества. Только в связке - "учредитель и учреждаемая политическая власть" - приобретает значение взаимодействия гражданского общества и государства.
 Применительно к потребностям гражданского общества юридическая наука должна выработать соответствующие рекомендации по оптимизации взаимодействия гражданского общества и государства, выступать представителем гражданского общества, помогать ему
 65
 обрести цивилизованные рычаги для оценки и влияния на деятельность органов власти.
 С помощью юридической науки и в целях защиты прав человека необходимо наладить информационную, просветительскую работу, направленную на ознакомление граждан с их правами и свободами. В системе образовательных учебных заведений следует организовать специальное изучение прав человека. Одна из важных задач научно-правового обучения - научить каждого гражданина самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами.
 Применительно к условиям правового государства юридическая наука должна организовать исследования в области повышения эффективности деятельности правоохранительных органов. Особое значение, в условиях вхождения в рамки правового государства, приобретает совершенствование практики правореализации и контроля за исполнением законов. В правовом государстве речь должна идти о повышении уровня конституционной законности, поэтому повышается и ответственность за неисполнение предписаний Конституции, за принятие законов и ведомственных актов, противоречащих положениям Конституции.
 Юридическая наука России сегодня должна способствовать также выработке роли и места государственно-правовых реформ и изменений в общественном устройстве. Сегодня государственно-правовые реформы выходят на первый план и приобретают исключительное значение. Это и понятно. Ведь только оптимальное государство со своей совершенной правовой системой может успешно вести экономическую политику, а вслед за этим и за счет этого решать социальные проблемы, а также вопросы развития науки, культуры и искусства.
 Юридическая наука далее должна вооружить представителей гражданского общества современными понятиями, категориями, используемыми во всем цивилизованном мире в области государственно-правового строительства. Нам, в Российской Федерации, нельзя трактовать, утвердившиеся в мировой государственно-правовой практике понятия и термины по-своему. Юридическая наука, впрочем, так же, как и математика, физика и другие науки, оперирует общими, понятными для всего цивилизованного мира, понятиями и ка-
 66
 тегориями. Если, например, во всем мире однозначно утвердилось понятие "разделение властей", и весь цивилизованный мир вкладывает в это понятие как бы принятый, понятный классический смысл, то нам нельзя говорить, что разделение властей мы понимаем по-иному.
 Понятия "гражданское общество", "государство", "демократия", "суверенитет", "права человека", "правопорядок", "власть права" и т.д. являются общечеловеческими, и нельзя их переделывать на свой лад. Короче говоря, необходимо освоить также общечеловеческий язык государствоведения, и вести разговор в этой области на одном и том же языке со всем цивилизованным миром.
 В целом, юридическая наука Российской Федерации в условиях формирования гражданского общества и правового государства получает качественно новые основы для собственного развития. Впервые в истории России ей представляется возможность стать важнейшим институтом гражданского общества. Задача же ученых-юристов - способствовать ей (юридической науке) реализовать эту миссию. Лишь дееспособная юридическая наука может создать оптимальные основы для развития юриспруденции, способной успешно выполнять возлагаемые на нее надежды.
 67
 Раздел II
 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
 Глава 1. ТЕОРИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ -НА УКА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
 1. Государство и право как объект научных исследований
 Начиная исследование вопросов, относящихся к сфере теории юриспруденции, следует еще раз подчеркнуть, что теория юриспруденции - эта та же теория государства и права, которая преподается сегодня в юридических вузах. Разность этих понятий относится не к существу, а к распространенности их в различных странах. Понятием "юриспруденция" больше оперируют в странах англосаксонской правовой системы, а понятие "теория права" (включая и теорию государства) больше употребляется в юридической науке континентальной Западной Европы, включая и Россию. Однако и в континентальной Европе, впрочем, так же, как и в дореволюционной России, больше говорят о юриспруденции и совсем не говорят о теории государства и права. Это объясняется тем, что сама сложившаяся у нас теория государства и права на западе называется юриспруденцией или же теорией юриспруденции.
 Нам же в этой работе придется употреблять как понятие "теория юриспруденции", так и понятие "теория государства и права" поскольку последнее понятие в России продолжает оставаться официальным названием одной из учебных дисциплин по специальности "Юриспруденция". Думается, что пока дисциплина "Теория юриспруденции" не займет место "Теории государства и права" в государственных образовательных стандартах, вполне допустимо их тождественное употребление.
 "Теория юриспруденции" относится к числу общественных наук, то есть наук, изучающих строение общественной жизни и механизмы ее функционирования. Общественная жизнь бесконечно разнообразна. Однако она нуждается в определенной упорядоченности. Юридические средства отлаживания общественной жизни, их постоянное совершенствование в соответствии с требованиями времени -
 68
 вот основные задачи теории юриспруденции как научной дисциплины.
 Государство и право в современном мире выступают объектом всесторонних научных поисков и исследований. Для юриспруденции вопросы, связанные с понятием и сущностью государства и права, являются основными, предметными. Юриспруденция - специализированная дисциплина, сосредоточенная на вопросах государства и права.
 Она представляет собой систему знаний о государстве и праве.
 По своей сути "Теория юриспруденции" - наука о государстве и праве вообще. Как и любая другая наука, она представляет собой общечеловеческую ценность, опирается на знания, добытые учеными всех стран мира. Мы говорим об этом потому, что до недавнего времени в СССР и других социалистических странах юриспруденция могла развиваться лишь в рамках марксистско-ленинского учения и полностью основывалась на господствующей идеологии. По существу, она перестала быть научной дисциплиной, потому что односторонне была подчинена интересам социалистического и коммунистического строительства.
 Сегодня юриспруденция деидеологизируется, становится действительно научной дисциплиной, беспристрастно и объективно изучающей свой предмет. Объектом ее изучения выступают не конкретное государство и его система, а государство и право как таковые. Подобно тому как нет ни буржуазной, ни социалистической математики, географии, философии, так и нет ни буржуазной, ни социалистической юриспруденции. В этом смысле она является научной дисциплиной и в США, и в Германии, и в России. Специалисты, работающие в любой стране мира, должны хорошо понимать и дополнять друг друга, с тем чтобы дальше развивать ее в направлении еще большего служения интересам человека.
 Юриспруденции в целом не очень-то везло в советское время. Дело не только в том, что по марксистско-ленинским воззрениям, государство и право должны были со временем отмереть, и, следовательно, этим институтам общества придавалось преходящее значение. Советское государство по своей сущности было авторитарным (тоталитарным), в нем преобладали представления о государстве,
 69
 главным образом, как об аппарате принуждения. В этих условиях юристы ассоциировались в сознании людей преимущественно со следователями, прокурорами, судьями. Да и юридические вузы СССР в основном готовили специалистов для работы в органах милиции, прокуратуры и суда. Поэтому юридическая сфера также ассоциировалась со сферой применения уголовных законов. Отсюда и юридическая наука была представлена в основном специалистами уголовного права. Что же касается теории государства и права, то она также была ориентирована на изучение государства как инструмента строительства коммунистического общества, где не должно было быть ни государства, ни преступников.
 Сегодня не только расширяются потребности в юристах различного профиля, но и все больше актуализируются проблемы формирования нового типа государства (правового государства), и вопросы самого государственного строительства выходят на первый план. Мы сегодня должны думать не столько о том, какое нам нужно право - уголовное, гражданское или иное, - сколько о том, в каком государстве будем жить. На первый план выдвигается проблема самой сущности государства, вопросы о его форме, функциях и т.п. Соответственно этому повышается и значение теории юриспруденции как отправной, основополагающей науки государствоведения и правоведения.
 Осмысливающему вопросы государства и права на первый взгляд может показаться, что имеются отраслевые науки права (государственное, гражданское, уголовное, административное и т.п.), которые в совокупности охватывают все области государственно-правового строительства. Что же остается на долю "Теории юриспруденции"?
 Всестороннее рассмотрение этой проблемы показывает, что "Теория юриспруденции" - вводная наука в область всей юриспруденции. Именно она, как специальная теоретическая наука, вырабатывает основные понятия и категории юриспруденции, которые являются отправными для отраслевых наук. С нашей точки зрения, "Теория юриспруденции" должна раскрывать и формулировать суть порядка 120 основных понятий и категорий. Причем, пока эти понятия и категории не опровергнуты научным путем, они должны выступать аксиомой для отраслевых юридических наук. Без такой стро-
 70
 гости в использовании научных понятий мы внесем в юриспруденцию хаос и неразбериху, что отрицательно отразится на подготовке юридических кадров.
 Для иллюстрации сошлемся лишь на один пример. В журнале "Государство и право" С.А. Иванов пишет, что разъяснения высших судебных органов Российской Федерации при обнаружении пробелов в праве, становятся источниками права, а следовательно, суд может заниматься нормотворчеством1. Думается, что подобным разъяснением С.А.Иванов, представитель трудового права, вносит некоторую путаницу в такие понятия, как источники права, правотворчество, разделение власти, толкование права, законность и др. Между тем, чтобы избежать путаницы в "Теории государства и права", аналогичные разъяснения высших судебных органов принято обозначать специальным понятием правоположение. Нетрудно представить возникшую ситуацию, когда студенту по предмету "Теория государства и права" объяснили, что разъяснения высших судебных властей не являются источниками права, поскольку суд не является правотворческим органом, и что для обозначения таких разъяснений, как и для обозначения иных актов толкования права, используется специальное понятие - правоположение, а через некоторое время, без какого-либо опровержения первого утверждения, студентам излагают совсем другие версии об этих юридических явлениях. Этот и другие подобные примеры показывают, что основные положения науки "Теории юриспруденции" необходимо знать не только представителям юридических наук, но также других, особенно смежных (экономической теории, философии и т.п.).
 Являясь вводной дисциплиной для отраслевых юридических наук, "Теория юриспруденции" должна следить за их развитием и использовать их достижения. Поэтому она выступает также в роли научной дисциплины, которая, обобщая все новое и ценное в смежных отраслях знания, развивается сама. Происходит деловая взаимосвязь между отраслевыми юридическими науками и "Теорией юриспруденции", необходимая для их последующего взаимообогащения.
 Теория юриспруденции взаимодействует также с политологией, философией, экономической теорией, социологией и др. науками.
 1 См. Государство и право. 1996. № 1. С. 43.
 71
 Но при всем этом она является единственной специализированной наукой, всесторонне изучающей вопросы государства и права. Поэтому с ее данными должны считаться и философы, и экономисты, и представители других наук. Здесь также должно происходить взаимовлияние, способствующее целостному научному познанию общественного развития и выяснению роли государства в нем.
 В целом предметом исследования и изучения "Теории юриспруденции" как специальной научной дисциплины являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, а также разработка путей дальнейшего их развития. Для этого она обобщает весь мировой опыт государственно-правового строительства, оценивает существующие типы и формы государства и права, вырабатывает научные критерии определения главного в их функциях, дает людям знания о том, какими должны быть современные государства и правовые системы. В этом заложено большое мировоззренческое и практическое значение "Теории юриспруденции".
 2. Теория юриспруденции как учебная и научная дисциплина
 Представляет определенный познавательный интерес характеристика "Теории юриспруденции" как в качестве учебной, так и научной дисциплины. Несмотря на значительную общность в структуре "Теории юриспруденции" как учебной дисциплины и "Теории юриспруденции" как научной дисциплины, между ними есть и различия.
 "Теория юриспруденции" как учебная дисциплина базируется на данных юридической науки и представляет собой определенную систему изучения знаний, которые накоплены этой наукой.
 Эта учебная дисциплина изучается в юридических высших учебных заведениях. Конечно, можно отдельно изучать теорию государства и теорию права, писать монографии, посвященные отдельным проблемам государства и права. Однако в любом цивилизованном государстве разрабатываются и утверждаются государственные образовательные стандарты, на основе которых создаются учебные планы юридических вузов, составляются рабочие программы, пишутся учебники. С ориентацией на образовательные стандарты и учеб-
 72
 ные планы формируются кафедры. В соответствии с этими официальными документами проблемы государства и права в юридических вузах специализировано и более обобщенно изучаются в курсе "Теория государства и права". Эта дисциплина в России сложилась исторически, и ее система более или менее четко определилась. Правда, в последние годы в Российской Федерации появились книги, претендующие на роль учебника для студентов юридических вузов, но не соответствующие учебным планам и нарушающие общепринятую систематизацию курса "Теория государства и права". Так, некоторые представители этой науки пытаются учредить учебную дисциплину под названием "Теория права и государства", появился учебник "Общая теория права и государства". Между тем такие названия не только не вписываются в существующие образовательные стандарты, но и вносят изрядную путаницу в содержание этой учебной дисциплины. Как будет показано, в дисциплине "Теория государства и права" речь идет о праве как предмете деятельности юристов. А творцом такого права, по существу, является государственная власть. Другими словами, каково государство - таково и его право. Поэтому нельзя начинать изучение права, являющегося результатом правотворческой деятельности государства, без выяснения понятия и сущности самого государства. Конечно, взаимосвязь государства и права не такая простая, и на этом мы еще остановимся. Но в любом случае, на наш взгляд, сначала нужно вести речь о государстве, а лишь затем о его праве, правовой системе. Название учебной дисциплины должно быть сформулировано не произвольно, а в соответствии с данными науки о государстве и праве, с теми реальными отношениями, которые складываются между государством и его правом.
 Поэтому введение понятия "Теория юриспруденции" вместо "Теория права и государства" или "теория государства и права" позволяет сразу же акцентировать внимание на юридическое право. Когда же речь идет о теории права вообще, то здесь не всегда право понимается в юридическом смысле. Более того, увлеченность проблемой теории права вообще может привести и приводит в науке к излишне расширительному толкованию понятия права, включение в его сферу метаюридических или же околоюридических явлений. Ярким примером в этом отношении является включение мусульманского права в ряд юридических правовых систем. Между тем, как мы попы-
 73
 таемся доказать в соответствующих разделах этой работы, мусульманское право вообще не является юридическим правом, а наряду с христианским, индусским и т.д. правом является сводом религиозных правил и распространяется только в отношении верующих в ислам.
 В отличие от общей теории права юриспруденция имеет дело только с юридическим правом, реально действующим на момент его исследования, изучения. Общая теория права обычно выходит далеко за пределы действующих (действовавших) юридических норм, охватывает своим влиянием внеправовые регуляторы и явления. К их числу нередко относятся нормы канонического, мусульманского, индусского и т.п. права, а также такие понятия, как свобода, равенство, справедливость и др.
 Теория юриспруденции (также как действующая ныне Теория государства и права) как учебная дисциплина имеет свою систему, то есть внутреннее строение, структуру.
 Система курса (направление изучения дисциплины) Теории юриспруденции представляет собой логически последовательное внутреннее строение тем и вопросов, рассчитанных на усвоение знаний о государстве и праве.
 Система курса "Теории юриспруденции" - это не произвольное рассредоточение различных вопросов, посвященных проблемам государства и права, а - еще раз отметим - их логически последовательное и взаимоувязанное строение.
 Следует также отметить, что последовательность расположения тем и вопросов в курсе не всегда в литературе выдерживается. Сплошь и рядом можно встретить издания, претендующие на статус учебника или учебного пособия, в которых внутренняя структура расположения тем и вопросов не способствует последовательному раскрытию механизма функционирования государственной власти и системы права. Так, в учебнике В.В.Лазарева, который назван "Общая теория права и государства", материал изложен непоследовательно: вначале речь идет о праве, а затем о государстве. Но когда в учебнике речь идет о правотворчестве государства, авторы не могут уйти от утверждения, что право является результатом специальной правотворческой деятельности государства. В курсе лекций "Теория права и государства" (Уфа, 1994) непоследовательность изложения материала явно затрудняет усвоение механизма правового регулиро-
 74
 вания. Так, о правовой норме речь идет в главе 19-й, а о правотворчестве - лишь в 22-й. Становится не ясно, откуда берется правовая норма, и что является результатом правотворчества. Система курса "Теория юриспруденции", на наш взгляд, должна отвечать следующим основным требованиям:
 1. Все темы курса составляют системную (последовательную, взаимосвязанную, логически выдержанную) целостность, дающую необходимые знания о государстве и праве;
 2. Темы располагаются так, чтобы можно было разобраться в их содержании и последовательности изучения. Если, к примеру, вначале речь идет о правоотношениях, а затем о юридических фактах и правовых нормах, то вряд ли можно разобраться в механизме правового регулирования. Между тем главное в изучении права как раз и сводится к усвоению механизма правового регулирования, то есть того, как с помощью права можно влиять на общественную жизнь;
 3. Содержание курса "Теория юриспруденции" должно быть таким, чтобы каждый изучающий этот предмет мог всесторонне осознать весь правовой механизм государства, необходимый для оценки конкретных государственно-правовых систем. В современных условиях этот курс призван дать знания не только о прошлом и настоящем государства и права, но и сформулировать оценочные критерии для формирования наиболее оптимальных государственно-правовых структур.
 Современная система курса "Теория юриспруденции", на наш взгляд, может быть построена по следующей блочно-тематической схеме;
 I. Научно-тематический блок. Теория юриспруденции как наука. Предмет и метод теории юриспруденции в современных условиях.
 П. Учения о происхождении государства и права. Исторические школы и концепции о происхождении государства. Исторические школы о происхождении права. Научное учение о происхождении государства и права.
 III. Государство и общество. Соотношение общества и государства. Гражданское общество и государство. Государство и личность. Права человека в современном мире. Демократия и современные демократические государства.
 75
 IV. Учение о государстве. Понятие и признаки государства. Многообразие понятия государства. Сущность государства. Типы государства. Формы государства. Функции государства. Механизм государства. Учение о государственной власти. Государственная
 служба.
 V. Учение о праве. Множество подходов к понятию права. Определение и признаки юридического права. Сущность права. Типы права. Формы (источники) права. Функции права. Правотворчество. Нормы права. Юридические факты. Правоотношение. Реализация права. Толкование права. Пробелы в праве и пути их восполнения.
 VI. Правовая система. Понятие и значение правовой системы. Семейство правовых систем. Система права и система законодательства. Юридическая техника. Юридическая работа. Юридическая практика. Правомерное поведение. Законность и правопорядок.
 VI. Правовая культура и государственность. Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм и пути его преодоления. Государственность. Историческая судьба государства и права.
 В современных условиях, когда правовое государство только строится, формируется, целесообразно выделить отдельно вопросы правового государства. Конечно, в принципе вопросы правового государства - суть, составная часть проблем, связанных с государством и правом вообще, их, по существу, нельзя выделить в отдельную тему. Но это дело будущего, когда, действительно, вопросы правового государства и государства вообще не будут для нас иметь различий. Сегодня же, к сожалению, тему правового государства не только можно, но и нужно выделить как специальную.
 Теория юриспруденции как научная дисциплина имеет почти ту же систему, что и система учебного курса "Теория юриспруденции". Различие между ними заключается в том, что "Теория юриспруденции" как научная дисциплина несколько шире учебной дисциплины. Научная дисциплина "Теория юриспруденции" охватывает своим исследованием и вопросы, в определенной мере выходящие за пределы собственно предмета в связи с необходимостью выяснения степени взаимовлияния различных наук.
 Теория юриспруденции является междисциплинарной наукой. Междисциплинарной она является не только потому, что вырабатывает методологию, понятийные, категориальные инструменты для
 76
 отраслевых юридических наук, но и потому, что широко опирается на результаты неюридических наук. Многие неюридические дисциплины также затрагивают проблемы, связанные с правом. Они воспринимают право с исторической, философской, логической, социологической, антропологической и т.д. позиций. Соответственно этому складываются такие дисциплины, как история права, философия права, социология права и т.д. В отличие от них юриспруденция изучает право с юридической позиции. Поэтому юриспруденция четко отграничивается от философии права, от социологии права, которые некоторые представители теории права предлагают включить в науку общей теории права.
 Конечно, если будет доказана необходимость формирования науки "Общая теория права", то она, видимо, будет включать в свой состав такие дисциплины, как философия права, социология права, психология права и т.д. Такая наука могла бы включить в свой состав и такие явления, как теория канонического права, теория мусульманского права, а также теории естественного права, позитивного права и некоторых других. Однако и при этом нужно различать "Общую теорию права" и "Теорию юриспруденции".
 Науку "Теория юриспруденции" как раз и необходимо сформулировать для того, чтобы отмежеваться от безбрежной общей теории права и сосредоточиться в пределах юридического права. Предметом исследования и изучения "Теории юриспруденции" должно стать возникновение, развитие и совершенствование юридических норм и обобщенная практика их применения. Поскольку ни возникновение юридических норм, ни их практическое применение (реализация в целом) не могут осуществляться без участия государства.
 Развитие науки "Теория юриспруденции" приведет и к дальнейшему применению, совершенствованию "Теории юриспруденции" как учебной дисциплины.
 Осмысливая основные категории и понятия, с помощью которых "Теория юриспруденции" раскрывает свой предмет изучения, необходимо отграничить некоторые устоявшиеся в классической го-сударствоведческой науке представления от тех, которые получены современными исследованиями. Так, например, многие понятия в области государствоведения, введенные еще во времена Платона и Аристотеля, по существу, сегодня утратили свое былое значение и не
 77
 могут использоваться в прежнем смысле для раскрытия характерных черт государства. К таким понятиям относятся: государство, демократия, глава государства, равенство граждан, свобода личности, взаимоотношения государства и личности и др. Поэтому современная юриспруденции осмысливает их заново и объясняет уже применительно к сегодняшним реалиям. В то же время, те классические понятия, которые многократно апробированы на практике, включая и современную практику, и адекватность которых не подвергается сомнению, остаются в силе и в полной мере будут использоваться и сегодня. К таким, например, следует отнести понятия: государственный суверенитет, народный суверенитет, разделение власти и др.
 Естественно, что современная "Теория юриспруденции" вводит новые понятия, неизвестные ранней государствоведческой науке. К таким относятся понятия: мононорма, микронорма, макронорма, правоположение, цивилизационнный подход к типологии государства и права, президентская республика, правомерное поведение, усмотрение правоприменителя и т.д.
 Перед российской школой теории юриспруденции стоят сегодня некоторые специфические задачи, связанные с одновременным освобождением от остатков марксистско-ленинских представлений о государстве и праве и принятием на вооружение достижений общемировой политико-правовой мысли. Эта наука в Российской Федерации становится действительно научной дисциплиной, способствующей формированию гражданского общества и подлинной государственности.
 В каких направлениях российская школа науки "Теории юриспруденции" сегодня могла бы развиваться?
 Во-первых, в направлении полного преодоления узости марксизма-ленинизма в части политического господства рабочего класса, об объективной необходимости уничтожения частной собственности, невозможности сотрудничества противоположных классов, социальных групп. В то же время нельзя увлекаться и впадать в другую крайность - выводить все государственно-правовые явления из теории естественного права, юридического позитивизма, свободного права и
 др.
 Через обобщение всего положительного и отрицательного в истории государственно-правовой мысли цивилизованный мир уже
 78
 вышел на параметры правового государства. Поэтому российской школе теории юриспруденции необходимо усиленно заниматься поиском наиболее оптимальных путей формирования правового государства. Что оно из себя представляет, какими характерными чертами отличается и как его можно построить в конкретном российском обществе - именно эти проблемы являются главными в области учения о государстве.
 Во-вторых, в области учения о праве современная задача "Теории юриспруденции" заключается не только в том, чтобы найти оптимальные пути установления в российском обществе власти права, но еще и в том, чтобы совершенствовать правовой механизм государства с учетом мирового опыта, накопленного в области государст-воведения.
 В-третьих, в рамках совершенствования правового механизма государства необходимо углубиться в понятие и сущность системы права. Вопрос о системе права у нас изрядно запутан. В частности, он должен быть осмыслен с позиций полиструктурного строения системных образований. В системе права выделяются публичное и частное право, появляются новые отрасли (например, коммерческое, аграрное, экологическое право и др.), а некоторые отрасли права исчезают или могут исчезнуть, как, например, традиционное колхозное, земельное, хозяйственное право и др.
 В-четвертых, наука "Теория юриспруденции" вплотную занимается выработкой концепции правовой реформы в российском обществе. Особенно актуальными в этом плане для российской действительности являются: совершенствование практического законодательства, с тем чтобы оно соответствовало уровню демократического правового государства; создание подлинно самостоятельной ветви судебной власти, способной решать юридические дела на основе справедливости; создание такой ветви исполнительной власти, которая функционировала бы только на основе законов и стала бы эффективным инструментом исполнения и обеспечения соблюдения законов; организация правопросветительской работы со всем населением в целях обучения граждан свободно пользоваться своими правами и защищать свои интересы.
 79
 Глава 2. ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
 1. Понятие общества и государствообразующего общества
 Чтобы выяснить место государства и права в обществе, необходимо разобраться в понятиях, без которых трудно усвоить сущность и социальное назначение государства. Среди них на первом месте находится понятие общество. По большому счету, общество представляет собой определенную исторически сложившуюся форму общности людей.
 Л.И.Спиридонов в учебнике "Теория государства и права" пытается уйти от такого определения и пишет: "Освобождаясь от обыденных представлений, общество следует определить не как множество людей, а как совокупность общественных отношений" . Однако представление общества только как совокупности общественных отношений вряд ли является правильным. Да, действительно, общество - это не просто множество людей, но оно и не есть то, что можно было бы представить без множества людей.
 Общество, по нашему мнению, - это все же множество людей, соединенных между собой определенными отношениями (связями), основанными на интересе.
 Поэтому более правильное понятие общества, на наш взгляд, дается в учебнике "Теория государства и права", написанным профессорами из Уральской государственной юридической академии. Здесь общество рассматривается как "продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями" .
 Любому сообществу людей присущи различия между ними и определенная степень организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Разделение труда в экономике объективно ведет к формированию различных слоев, классов людей. Отсюда и различия в их сознании, мировоззрении.
 1 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М, 1996. С. 25.
 2 Теория государства и права. Екатеринбург. 1996. С. 27.
 80
 Социальный плюрализм лежит в основе формирования и политических идей, учений. Политическое устройство общества, по логике вещей, отражает его социальное разнообразие. Поэтому в любом обществе одновременно функционируют силы, стремящиеся к тому, чтобы превратить его в более или менее целостный организм. Иначе сообщество людей не есть общество.
 В историческом аспекте обществом нельзя было назвать, пожалуй, лишь орду, которая в обиходном смысле означает многочисленное и неорганизованное скопище людей. Да и то у тюркских и монгольских народов ордой называли военно-административную организацию, которую нельзя не называть обществом. Род, племя, фратрия, курия - это уже определенная форма общности людей. С возникновением государства общество превращается в более организованное государствообра-зующее общество. Теория юриспруденции как наука имеет дело главным образом с государствообразующим обществом.
 Государствообразующее общество - это такое исторически сложившееся общество, которое для ведения своих повседневных дел учреждает специальную политическую власть, называемую государством.
 Основу современного государствообразующего общества составляет народ (нация) - социально-экономическая общность людей, объединенных в государство. Он представляет собой в первую очередь политическую общность. Народ объединяет в себе всех, какой бы национальности ни был человек, проживающий в государстве. Понятие народ (чаще всего понятия народ и нация употребляются как синонимы) охватывает людей разных национальностей, особенно в многонациональных государствах: оно позволяет не выделять на первый план в государстве ни одной нации как этнической общности. Таким образом, понятие народ в смысле политической общности в современном государствообразующем обществе используется для преодоления понятия нация, понимаемого как совокупность людей, принадлежащих к одной национальности и образующих этническую общность. Государство формируется на основе политической общности людей. Народ, организованный в политическую общность, образует Государствообразующее общество.
 Что же организует общество в целостный организм? Здесь, по нашему мнению, необходимо выделить внутреннюю и внешнюю
 81
 (обособляющуюся от общества) силы. Внутренняя сила, сплачивающая общество, - самая главная, сущностная, изначальная сила, которая и формирует множество людей в единую целостность. Внешняя сила является производной от внутренней, ею обусловленной силой.
 Внутренней силой объединения людей в общество служит определенная идея, часто возводимая в идеологию. При внимательном изучении в любом государствообразующем обществе можно усмотреть господствующее влияние на людей по крайней мере одной из следующих идеологий: социальной, национальной, либеральной. Под их влиянием происходит социальное движение в целом. Чтобы разобраться в механизме социального движения, необходимо вникнуть в суть таких понятий, как социальное взаимодействие, социальные интересы, социальные институты, социальная интеграция, социальные конфликты, общественное настроение, социальные приоритеты, социальная свобода и др.
 Подробное рассмотрение и обоснование процесса формирования и функционирования отмеченных нами идеологий и механизмов социального движения не входит в задачу настоящего исследования. Этим должны предметно заниматься философия, социология, политология. Нас же больше интересуют вопросы, связанные с государством и правом, соотношением общества и государства.
 Государство, по нашему мнению, как раз и выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере от общества) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государство- это публично учреждаемая власть, оно не есть общество: оно до некоторой степени отделяется от него и образует силу, призванную организовать общественную жизнь, управлять ею.
 В истории были времена (да и сегодня кое-где имеет место), когда государство и общество сливались вместе. Это при сословно-кастовом обществе, когда государственная власть не избиралась, не формировалась с участием народа, а состояла из представителей привилегированного сословия. Такое же слияние общества и государства в одно целое можно наблюдать в тоталитарных режимах.
 Сословная или кастовая власти сложились более или менее естественным развитием общества, и на их формирование как-то влияло разделение труда. Поэтому такую форму власти можно, видимо, назвать исторически необходимой формой организации произ-
 водства, распределения его результатов, а отсюда и формирования власти. Что же касается тоталитаризма, то он является искусственно созданной системой управления общественными делами, порожденным в периоды кризиса гражданского общества, потери им способности формирования государственной власти.
 Таким образом, характеризуя соотношение общества и государства следует сказать, что в историческом плане с появлением государства общество как бы раскалывается на две части - на государство и остальную, негосударственную часть, которую, по нашему мнению, как раз и следует называть гражданским обществом. Когда в государствообразующем обществе четко выделяются, с одной стороны, государство, а с другой - гражданское общество, то вопрос о соотношении государства и общества, по существу, превращается в проблему соотношения гражданского общества и его политической власти. Поэтому необходимо более подробно остановиться на понятии и сущности гражданского общества.
 2. Понятие гражданского общества
 Выяснение понятия "гражданское общество" необходимо не только в познавательных целях. Когда вся наша общественная жизнь, экономика были огосударствленными, и мы жили в условиях тоталитарного государства, тогда необходимости в изучении сути и природы гражданского общества просто не было. Теперь же, когда мы избрали путь на разгосударствление и приватизацию, когда стали возрождаться институты гражданского общества, возникла и потребность в осмыслении соотношения между государством и гражданским обществом, в выяснении самого понятия гражданское общество. Осмысливая это понятие, на наш взгляд, следует обратить внимание на следующие моменты:
 I. Гражданское общество и общество вообще - это не одно и то же. Общество составляет вся общность людей, включая и государство со всеми его атрибутами. Гражданское же общество - часть общества за исключением государства как организации его политической власти.
 Это утверждение противоречит взглядам московского представителя науки теории государства и права О.Э.Лейста, который в
 82
 83
 пособии под названием "Гражданское общество, государство и право" пишет, что "общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было "гражданским обществом". Последнее возникает лишь в процессе отделения государства и социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно "разгосударствления" ряда общественных отношений". Далее он пишет, что "категория гражданское общество, отличная от понятия государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей стала предметом изучения в новое время и первоначально разработана в философии права Гегеля"1.
 Во-первых, если, как утверждает О.Э.Лейст, общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда было гражданским, то как же все-таки оно называлось? Какое еще общество, отличное от государства, может существовать в государствообра-зующем обществе? Думается, что это общество может быть, по существу, только гражданским, хотя, возможно, оно не всегда так называлось.
 Гражданское общество - это государствообразующее общество. Как та часть общества, которая занималась его воспроизводством, созданием материальной основы жизни, оно существовало всегда и выделялось по отношению к государству, которое в отличие от него специализировалось на управленческой сфере. В связи с этим, во-вторых, нельзя признать правильным утверждение О.Э.Лейста о том, что гражданское общество появилось лишь в новое время, и теоретические истоки его упираются в произведения Гегеля. Хотя Гегель, действительно, гражданское общество представлял как объединение частных лиц, но он не говорил, что его раньше не было.
 Между тем довольно развитое гражданское общество наблюдалось еще в Древней Греции - в государствах-полисах. В Древнем Риме сильное развитие получили торговля, ремесло, а отсюда и гражданское право как юридическая основа функционирования гражданского общества. Достаточно вспомнить выражение: "Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил", чтобы убедиться в силе гражданского общества в древнеримском государстве. По существу, на идее гражданского общества построена теория общественного до-
 ' Лейст О.Э. Гражданское общество, государство и право. М., 1994. С. 6.
 84
 говора происхождения государства. Конечно, в прошлом в их соотношении были периоды, когда государство полностью преобладало в организации общественной жизни, и дееспособность гражданского общества сводилась к нулю. Но это уже другой вопрос.
 2. Гражданское общество, на наш взгляд, появляется и оформляется позже общества как такового, но оно появляется непременно с появлением государства, функционирует во взаимодействии с ним. Нет государства - нет и гражданского общества. Это утверждение с точностью до наоборот: без гражданского общества нет и государства. Гражданское общество выступает учредителем государства как организации политической власти общества. Только в связке "учредитель" и учреждаемая "политическая власть" приобретает значение проблема соотношения гражданского общества и государства.
 3. Несмотря на то, что понятие гражданское общество соотносится с понятием государство, гражданское общество остается естественным продолжением общества, условием его жизнедеятельности, включая и государство. Это понятие необходимо для того, чтобы различать и показывать ту часть всего общества, которая формирует государство для обслуживания интересов общества.
 4. Гражданское общество и государство объективно "обречены" на постоянное взаимодействие. В их взаимоотношениях при правильном общественном и государственном устройстве (то есть при светском, цивилизованном, демократическом правовом обществе и государстве) примат принадлежит гражданскому обществу. Оно формирует государство для реализации своих интересов, определяет направления его деятельности, контролирует деятельность его органов.
 5. Гражданское общество нормально функционирует лишь тогда, когда в деятельности государственной власти общечеловеческие ценности и интересы общества находятся на первом плане. Если государство отрывается от интересов гражданского общества, то оно деградирует, теряет свое естественно-историческое, социальное назначение. Такое государство исторически обречено и рано или поздно гражданское общество должно формировать контролируемое им государство.
 6. Чтобы верно понять гражданское общество, недостаточно видеть только разделенность общества на гражданское и политиче-
 85
 ское, но и само гражданское общество надо рассматривать как множество групповых интересов, а не как простую совокупность граждан. Это - общество граждан, имеющих различные групповые интересы. Отсюда и потребность в политической власти для оптимального юридического отлаживания противоречий, основанных на различных интересах.
 Таким образом, гражданское общество - это форма жизни и деятельности свободных, равноправных, творчески активных людей, создающих для управления общими делами организацию политической власти (государство). Гражданское общество идет на смену не только кровно-племенной организации людей, но и соборности, об-щинности и т.д. Гражданское общество - это общество "незнакомых" людей, имеющих свои интересы и желающих их удовлетворить в том числе и возможностями деятельности государства.

<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу