<< Пред.           стр. 5 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  Количеством элементов, ответственных за обработку данных, и эффективностью их функционирования, которая в общем случае оценивается временем обработки данных, временем выработки решения и, возможно, мощностью потенциального пространства решений.
  Количеством элементов, ответственных за представление результата, и эффективностью их функционирования. Здесь эффективность функционирования можно попытаться оценить через степень искажения принятого решения при его реализации.
  Количеством и качеством связей между элементами.
  Защищенностью ("жизненной силой") перечисленных выше элементов и связей между ними. При этом надо иметь в виду, что понятие "информационная защищенность элемента" подразумевает защиту этого элемента от информационных воздействий. В том случае, если защищаемый элемент принадлежит системе принятия решения, то наличие подобной защищенности резко понижает эффективность его работы в силу сокращения допущенных до него системой обеспечения безопасности данных, которые могут оказаться необходимыми системе для выработки команд адекватной реакции.
  Считаем, что нанести системе ущерб - это значит:
  а)исказить результат работы системы таким образом, чтобы получить преимущество в материальной сфере, или
  б)привести ее в такое состояние, в котором она не способна выдавать никакого результата.
  В случае, если ущерб заключается в искажении результата работы систем, то такой ущерб назовем локальным.
  Под искажением результата понимается:
  1) искажение результата Rk (0   2) искажение объема результата np, -что приводит к уничтожению части данных и/или добавлению новых;
  3) изменению времени получения результата tp+to+tn.
  Нанести фатальный ущерб- это значит привести систему в такое состояние, в котором она не способна выдавать никакого результата. При этом система самостоятельно не может выйти из этого состояния.
  Теперь представим себе, что две или более информационные системы функционируют в условиях общего ресурса. Тогда в борьбе за ресурс системы класса А, безусловно, будут уступать любьм системам из класса В. Любая информационная война между ними закончится в пользу системы из класса В. Доказательство данного утверждения очевидно.
  Сложнее обстоят дела, когда между собой сталкиваются системы из класса В. Но и в этом случае победитель, как правило, может быть назван заранее - это информационные системы из подкласса 3.
  Что же касается информационного столкновения между собой систем из третьего подкласса, то определение победителя - это не простая проблема.
 
 Глава 8(3). Проблема выигрыша информационной войны в человеческом обществе
  Но гениальный всплеск похож на бред.
  В рожденье смерть проглядывает косо.
  И мы все ставим каверзный ответ
  И не находим нужного вопроса.
  В.Высоцкий
  Человеку, человеческому обществу, отдельно взятому народу, государству присущи все свойства классических информационных самообучающихся систем. Все перечисленные объекты попадают под определение подкласса 3 класса В информационных систем, для моделирования которых можно попробовать использовать самовозрождающиеся и разрушающиеся структуры (СР-сети), описанные в первой части работы.
  Таким образом, информационная война между государствами. коллективами - это информационная война систем подкласса 3 между собой. для моделирования которой может быть использован аппарат СР-сетей.
  Кратко напомним читателю один из основных результатов теории СР-сетей- Теорему о возможностях СР-сетей:
  Проблема обучения информационной самообучающейся системы. построенной на принципах СР-сети. решению любой задачи, даже при условии. что информационная емкость СР-сети ("исходное количество элементов) достаточна для хранения поступающей на вход информации, является алгоритмически неразрешимой.
  Принято считать, что проблема алгоритмически разрешима, если существует алгоритм, осуществляющий отображение множества частных случаев решения проблемы в множество {0,1} (да, нет). В том случае, когда алгоритма, реализующего это отображение, не существует, проблема считается алгоритмически неразрешимой. При этом интересно, что, как отмечают А.Ахо и Дж.Ульман [3 на с. 46.], в практике "очень важную роль играет кодирование частных случаев проблемы. Обычно подразумевается некоторое "стандартное" кодирование (кодирование, для которого существует алгоритм, отображающий коды описаний алгоритмов в эквивалентные программы машин Тьюринга). Если используются не стандартные кодирования, то неразрешимые проблемы могут стать разрешимыми. Но в таких случаях не существует алгоритма, с помощью которого можно перейти от стандартного кодирования к нестандартному". И это очень интересный вывод.
  Действительно, как порой мы понимаем себе подобных? Не всегда возможно найти компромисс и из-за неадекватного представления интересов и устремлений "высоких" договаривающихся сторон. Наши возгласы уподобляются "вопиющему в пустыне". Войны, периодически охватывающие континенты, - прямое доказательство, что проблема человеческого взаимопонимания относится к алгоритмически неразрешимым для человечества проблемам. При этом формируются общества, партии, союзы государств, в рамках которых проблема взаимопонимания как-то решается, возможно, на базе нестандартного "стандартного кодирования" для определенного стиля мышления и множества общих интересов. В то же время переход от одного типа "кодирования" мыслей и интересов к другому превращается в непроходимое болото, на преодоление которого можно положить всю жизнь и так и не добраться до противоположного берега. В научной литературе делаются попытки даже количественного измерения непонимания, в частности, В.В. Налимов пишет [64]: "Непонимание всегда вызывает агрессию. Степень агрессивности, наверное, может быть мерой непонимания". Вся движущая эмоциональная сила европейской культуры - Христианство, отмечает Налимов, возникла из трагичности непонимания, обернувшегося распятием.
  Ив этом ракурсе время, отпущенное на решение той или иной задачи, становится одним из наиболее важных факторов, позволяющих перебираться с кочки на кочку в болоте неразрешимых проблем. Действительно, не всегда с выбранного наблюдательного поста хорошо видно, будет ли решение конкретного частного случая отображено в "Да" или "Нет" и будет ли оно вообще куда-то отображено- вполне возможно, что процесс "уйдет в бесконечность". Для решения таких проблем человечество выработало свой двойной стандарт: один - для вечных проблем с вечной душой, второй - для конечно земного существования. При этом во втором стандарте проблема "бесконечности" решается все время по разному:
  а)в одном случае, если ответа нет к моменту времени t, то - "Да";
  б)в другом случае, если ответа нет к моменту времени t, то - "Нет".
  Атак как выбор субъективен и порой случаен - одно и то же иногда "Да", а иногда "Нет", то именно отсюда, из ограниченности во времени и идут разногласие и непонимание; " да-да, нет-нет, все остальное от лукавого" (Еклезиаст). Это "все остальное" воспринимается "от лукавого" в том смысле, что наша конечная жизнь никогда не позволит нам перевести его в разряд познанного.
  Поэтому, утверждая любой тривиальный факт, надо всегда помнить, что истинность во многом определяется сегодняшним временем. В зависимости от времени переписывается не только такая константа, как фактическая история человечества, но и математические теории, и даже старые избитые истины.
  Поэтому, исследуя стратегию и тактику ведения информационных войн, имеет смысл сменить систему кодирования, доопределив ряд базовых понятий. Но а сейчас можно сделать только следующий вывод.
  Вывод. Перенося полученные результаты на любую популяцию животных или на Человечество в целом можно заключить, что невозможно однозначно утверждать, какое новое знание подобная информационная система способна приобрести, а какое забыть в процессе целенаправленного обучения. Все это означает, что наша классическая логика, базирующаяся на принципах машины Тьюринга, не позволяет со 100% гарантией не только предсказать ожидаемые события, но и с достаточной точностью управлять движением человечества или народа. Для решения этой задачи нужна другая логика, может быть, логика магии или религии, но не логика классической математики.
  Сделанный вывод тесно увязан с вопросом о том, может ли существовать в информационной войне друг с другом у систем подкласса 3 постоянно выигрышная стратегия?
  На первый взгляд ответ однозначен. Такой логически обоснованной стратегии нет. Речь может идти лишь о конкретных локальных победах, в большинстве носящих случайный характер (в том смысле случайный, что причины того или иного результата могли быть совсем иными, чем думают стратеги), при этом ниоткуда не следует, что цепочка локальных побед приведет к полной победе. Для систем подкласса 3 вполне возможна и обратная ситуация. Образно говоря, можно научить систему чему-либо "плохому" для этой самой системы, но при этом нельзя заранее сказать, какое знание система освоит дополнительно в процессе обучения и к чему это приведет в дальнейшем.
  Новое знание не стоит особняком, оно органически вплетается в существующую структуру и модифицирует ее. Обученная система может вести себя совершенно непредсказуемо типа дамы в детском стихотворении:
  Научили даму Есть свою панаму,
  Но дама, сидя за столом,
  Вдруг стала есть металлолом!
  (Г.Расторгуева).
  При этом, возможно, что существует только единственный вид информации, который на первый взгляд безопасен для самого агрессора, - пропаганда достоинств собственного образа жизни. Подробнее об этом будет в одной из следующих глав.
  Все сказанное верно только для случая, когда моделирование можно осуществлять с помощью СР-сетей.
  Но всегда ли, для любого ли промежутка времени верно утверждение об адекватности модели СР-сетей человеческому обществу? Если речь идет о значительных временных интервалах, то аналогия, безусловно, существует. Но а как быть в случае эпидемии или войны, когда процесс гибели значительно превышает процесс рождения элементов системы? В этой ситуации для моделирования больше подходят Р-сети - сети, в которых обучение осуществляется исключительно за счет гибели элементов и возможно лишь при значительной избыточности элементов системы [77].
  Если через ?Xc обозначить число появившихся в системе новых информационных элементов за время ?t, а через ?Xp- число выбывших (погибших) элементов за время ?t, то тогда условия, при которых для моделирования процессов обучения можно использовать Р-сети или С-сети (сети, в которых обучение осуществляется за счет рождения новых элементов [77]), можно записать в виде
  Xp(t)/Xc(t)-> 0 (3.1)
  или
  Xc(t)/Xp(t)-> 0. (3.2)
  В случае, когда реальной системе может быть найден аналог среди Р-сетей, стратегия и тактика информационной войны может претерпеть серьезные изменения.
  Как было отмечено в первой части, информационная самообучающаяся система, построенная на принципах Р-сети. может быть обучена решению любой задачи тогда и только тогда, когда выполняются следующие два
  1) информационная емкость Р-сети (исходное количество элементов и связей) достаточна для хранения поступающей на вход информации;
  2) исходное состояние Р-сети может быть охарактеризовано как состояние с равномерно распределенными связями, т.е. исходное состояние Р-сети - хаос.
  Согласно этой теоремы, названной теоремой о возможностях Р-сетей, в течение времени выполнения для СР-системы одного из приведенных условий (3.1-3.2). над данной системой может быть осуществлен процесс ее целенаправленного программирования.
  Таким образом, информационная война, имеющая конкретную целеустановку, между информационными системами подкласса 3 может быть эффективна и иметь выигрышную стратегию лишь на отдельных временных интервалах, для которых выполняются условия (3.1), (3.2), как, например, в случае с Россией конца XX века, когда ежегодная убыль населения страны стабилизировалась и стала составлять в среднем полтора миллиона человек в год.
 
 Глава 9(4). Обучение как процесс информационного воздействия (толкование теорем о возможностях Р-,СР-сетей )
  Каждому человеку нужны психи, потому что он сам является психом. Психам нужны другие сумасшедшие, потому что только сумасшедшие могут поддерживать ваши иллюзии. Вы поддерживаете их иллюзии, а они поддерживают ваши.
  О. Раджниш
  Предположим, что в качестве модели обучения отдельно взятого человека допустимо использовать Р-сети (нейроны только гибнут), а в качестве модели обучения человечества - СР-сети (люди рождаются и умирают).
  Далее предположим, что перед нами идеализированный вариант, а именно, считаем, будто бы только что рожденный человек (ребенок), как информационная обучающаяся система, полностью соответствует условиям теоремы "О возможностях Р-сети".
  На самом деле это предположение не совсем верно в силу наличия определенной генетической информации, которая безусловно отражена в исходных связях нейронов и которая во многом определяет то множество задач, для решения которых данная информационная система будет более эффективна. Кроме того, в последних публикациях приводятся факты о рождении нейронов наряду с их гибелью. Однако, так как число рождающихся много меньше числа гибнущих в это же самое время, то в исследованиях процессов обучения применительно к живой особи можно опираться на теорему о возможностях Р-сетей.
  В соответствии со сделанным предположением ребенок на начальном этапе может быть обучен любой задаче. Освоение информации неизбежно приведет к уменьшению информационной емкости сети (гибели отдельных элементов) и перестроению структуры сети. Структура сети перестанет быть подобной хаосу и будет отражать те знания, которым обучена. Таким образом, в силу уменьшения информационной емкости (избыточности) и изменения "отношения" к поступающим на вход фактам, данная система перестанет быть способной осваивать "любую" информацию. Какая-то часть фактов станет для нее невидимой.
  Получается, что ребенок потенциально способен видеть все! Нос возрастом, с освоением все новой и новой информации его способность по восприятию уменьшается. Те факты, которые противоречат освоенной или выработанной им самим парадигме, становятся для него первоначально невидимыми, а затем абсолютно невидимыми (строгие формальные определения "невидимости", "абсолютной невидимости" будут даны в четвертой части работы).
  Из модели мира ребенка пропадет все то, что не может быть "приклеено" к появившимся у системы правилам поведения и осмысления. Для кого-то подобная потеря будет означать потерю "летающих тарелок", ведьм и чертей, плавающих в воздухе пузырей, а для кого-то- привычную нам логику причинно-следственных связей. Освоенный в процессе обучения, а значит, упорядоченный "кусочек" первоначального хаоса станет называться сознанием. И у ребенка действительно появится сознание. При этом основная "глыба" необработанного материала, где главенствует хаос, приобретет название подсознание. И в дальнейшем, в течение всей жизни, подсознание будет поставлять части своего пространства для записи новой информации.
  Так в первом приближении выглядит картина освоения подсознания новыми восприятиями с постепенным превращением его в сознание.
  Согласно данной модели бесполезно копаться в человеческом подсознании, выискивая там скрытые воспоминания. Если человек пытается что-то скрыть, то это что-то всегда принадлежит сознанию. Подсознание - это хаос. в котором есть абсолютно все. Поэтому, если в него пристально вглядываться, обязательно проявится то. что хочется увидеть наблюдателю. Именно то, что хочется! Требуется увидеть прошлые жизни? Пожалуйста. Нужно выяснить, как клиент относится к тому, чего он на самом деле никогда и не видел? Пожалуйста. Хаос. как известно, тем и отличается от порядка, что. расшифровывая его. можно удовлетворить все свои потребности в знании, В случае одной гаммы перед нами будет "Война и мир", а в случае другой - "Братья Карамазовы".
  Насколько сказанное соответствует реальности? Попробуем исследовать процесс обучения такой информационной системы, как человек. Любопытно проследить, как происходит процесс кристаллизации окружающего мира у программируемого этим миром биокомпьютера. Дэвид Бом, анализируя работы Пиаже, отмечает ("Специальная теория относительности"):"Восприятие ребенка образует одно неделимое целое. Иными словами, ребенок еще не умеет отличать происходящее внутри него самого от происходящего вне его,ровно как и различать разные стороны как "внешнего", так и "внутреннего" мира.
  Он воспринимает только один единственный мир, в котором непрерывным потоком следуют раздражения, восприятия, ощущения и т.д. и в них ничто не выделяется как неизменное. Но новорожденный наделен определенными врожденными рефлексами. При развитии этих рефлексов в окружающем мире выделяются разные стороны, к которым приспосабливается ребенок. Окружение начинает эффективно дифференцироваться в той мере, в какой в ней проявляются "узнаваемые" черты. Узнавание имеет функциональный характер.
  Следующий этап - "циклический рефлекс". В этом рефлексе участвует спусковой импульс (приводящий, например, в движение руки), который сопровождается некоторым привходящим чувственным импульсом (пример, зрительным, слуховым и т.п.) уже не служащим главным образом удовлетворению прямых потребностей ребенка. Это начало истинного восприятия.
  Ребенок, передвигая объекты и самого себя, перемещается в пространстве и обнаруживает, что во всем калейдоскопе движения существуют определенные вещи, которые он может всегда вернуть себе, и притом множеством разных способов. Тогда понятие обратимой группы движений или операций дает ему основу для того, чтобы воздвигнуть на ней группу неизменных положений, к которым можно вернуться, и группу неизменных объектов, которые всегда можно свести к чему-либо знакомому, использовав соответствующие операции.
  В это же время он учится вызывать в своей памяти образы прошлого.Начинается истинная память. Ион обретает возможность перемещаться во времени как в прошлое, так конструировать мысленные образы ожидаемого будущего.
  Решающий перелом наступает, когда ребенок может вообразить отсутствующий объект, как реально присутствующий. На этом этапе он начинает ясно представлять различие между самим собой и остальным миром. Таким образом формируется общая картина мира."
  При этом даже переживание боли есть продукт научения. Вот что об этом пишет С.Левин ("Кто умирает"): "Порог болевых ощущений, кажется, поднимается, когда ребенок взрослеет. ...Когда ребенок взрослеет, те же самые стимулы требуют более высоких доз болеутоляющего. К примеру, годовалый ребенок может пережить то, что мы условно назовем стимулом номер 3, но это очень мало на него влияет.
  ...Но к тому времени, когда ребенку исполнится два или три года, без аспирина в данном случае уже не обойтись. Когда ему пять или шесть, тот же стимул доставляет еще больше неудобств. Когда же ему десять, появляется сильное сопротивление и поэтому возникает необходимость в применении сильных обезболивающих средств. В юности же боль становится столь невыносимой, что приходится прибегать к опиуму и другим подобным средствам".
  Как художник создает скульптуру из глыбы камня? Он вглядывается в мертвую глыбу, которая многое заключает в себе, ибо она - исходный хаос, который должен под его руками превратиться в произведение искусства - в порядок. Не будь у художника первоначальной идеи, постоянно удерживаемого образа будущего произведения, хаос останется хаосом, даже если от него методично отламывать кусочки, сдувать песчинки. В данной ситуации неизменный идеальный образ в сознании ("неподвижная точка") служит основой разрушения материального хаоса. Такие же неподвижные точки заложены в новорожденном; Пиаже их называет врожденными рефлексами. Они служат направлением кристаллизации окружающего мира, иначе говоря, они задают Направление программирования. Врожденные рефлексы- это вопросы. интерпретируя которые информационная самообучающаяся система в дальнейшем будет задавать их себе и миру. тем самым программируя и перепрограммируя себя.
  Можно ли создать "чистую" самообучающуюся информационную систему, т.е. систему без врожденных рефлексов, систему, которая бы полностью программировалась миром? В том случае, если бы подобное удалось сделать, то суждения этой системы явились бы наиболее объективными из всех возможных, но, наверное, только на первом этапе познания. Таким образом, вопрос об объективном познании мира может быть сведен к вопросу о возможности создания "чистой" самообучающейся системы.
  Важно, что в случае соответствующего начального состояния, согласно теоремы о возможностях Р-сети, Р-сеть может быть обучена любой задаче, при этом в дальнейшем Р-сеть будет "держать" освоенное знание и не воспринимать любое новое знание, отвергающее истинность уже сформированных правил. Это значит, что системы, построенные на принципах Р-сети, можно целенаправленно программировать для решения любых задач. И в этом смысле, грубо говоря, человек ни .чем не отличается от классического робота, работающего по заданной программе. При этом программа может быть откорректирована лишь в рамках оставшейся у системы избыточности. Чем больше избыточности - тем больше возможностей для корректировки.
  Отдельно взятого человека в случае выполнения условий теоремы о возможностях Р-сетей можно обучить решению любой задачи. И объясняется это исключительно неспособностью индивидуума к переучиванию с забыванием. В отличие от индивидуума, помнящего все свои обиды и радости, человеческое общество может себе позволить не помнить. Свое умение забывать общество демонстрирует регулярно, не теряя при этом потенциальных ресурсов. Сколько раз переписывается история и что изменяется для ныне живущих от этого переписывания? Меняется программа и изменяется сразу все:
  настоящее, прошлое и будущее.Элементы системы, исчерпавшие свой ресурс и неспособные к изменению, уничтожаются.
  Проходят тысячелетия, но до сих пор не создана методика, позволяющая усваивать Человечеству любую идею. Что-то из предложенного Человечество сразу "проглатывает", перерабатывает и "отрыгивает" буквально через несколько лет, а что-то остается и гниет, формируя вокруг себя патологические очаги непереработанного знания.
  Поэтому человеческое общество, даже если вздумает пользоваться сегодняшними нравственными законами, так называемыми "общечеловеческими ценностями", что отдельные представители всегда пытаются делать с выгодой для себя, или равняться на научно-технический прогресс, все равно не спасется от нового знания, освоение которого может заставить всех расселиться по пещерам или стать королями испанскими.
  "Бритые гранды, которых я застал в зале государственного совета великое множество, были народ очень умный, и когда я сказал: "Господа, спасем луну, потому что земля хочет сесть на нее", - то все в ту же минуту бросились исполнять мое монаршее желание, и многие полезли на стену, с тем чтобы достать луну; но в это время вошел великий канцлер. Увидевши его, все разбежались. Я, как король, остался один. Но канцлер, к удивлению моему, ударил меня папкою и прогнал в мою комнату. Такую имеют власть в Испании народные обычаи!" (Н.В.Гоголь. "Записки сумасшедшего").
  И критерии здесь очень зыбки. Иван Дмитрич, герой Антона Павловича, возможно догадываясь о существовании приведенной выше теоремы "О возможностях СР-сетей", понимал ее так: "Да, болен. Но ведь десятки, сотни сумасшедших гуляют на свободе, потому что ваше невежество неспособно отличить их от здоровых. Почему же я и вот эти несчастные должны сидеть тут за всех, как козлы отпущения? Вы, фельдшер, смотритель и вся ваша больничная сволочь в нравственном отношении неизмеримо ниже каждого из нас, почему же мы сидим, а вы нет? Где логика?"
  На что Андрей Ефимыч отвечал: "Нравственное отношение и логика тут ни при чем. Все зависит от случая. Кого посадили, тот сидит, а кого не посадили, тот гуляет, вот и все. В том, что я доктор, а вы душевнобольной, нет ни нравственности, ни логики, а одна только пустая случайность".
  Поэтому пытаться человеческой логикой объяснять, почему 'в XX веке в России сменяющие друг друга правители были "лохматыми" и "лысыми" строго через одного и почему "лохматые" должны были умирать на рабочем месте, - довольно неблагодарная работа. Хотя для незначительного временного интервала и определенной группы слушателей здесь можно добиться успеха, т.е. сформулировать и доказать соответствующую теорему которая будет жить столько, сколько мир сегодняшний будет ей соответствовать, сколько продержатся принятые при ее доказательстве аксиомы.
  Если классическая логика, в которой дважды два четыре, не позволяет алгоритмизировать мир - Бог ей судья. Человек будет осваивать новые логики с новыми правилами вывода типа:
  а) если вождь в России не лысый, то он должен умереть на посту;
  б) если черная кошка перешла дорогу, жди неприятностей;
  в) если молодая женщина пришла к тебе на краю дня, то у тебя осталось мало времени и совсем не осталось времени для ерунды" (К.Кастанеда).
  Всегда можно предложить такую логику, которая любые события подгонит под определенные порой конкретные, а порой таинственные схемы. "Записки сумасшедшего" Николая Васильевича Гоголя, "Сказки о силе" Карлоса Кастанеды, логика сытого мещанина или образ жизни больного бомжа - все это в какой-то степени равноправные модели мира, построенные нами, с помощью имеющихся потенций по восприятию.
  И когда встречаешь в художественно-философском произведении К.Кастанеды фразы типа "мир потому и является неизмеримой загадкой, что смерть постоянно выслеживает нас", остается только удивляться, как точно одной фразой определена вся проблема невидимости для человека и человечества. Не будь смерти, не будь гибели элементов мы бы имели дело не с моделями, функционирующими по образу СР-сети, а с расширяющимися моделями С-сети, для которых проблема невидимости уже имела бы свое разрешение. Из конечных элементов, из вычислимых алгоритмов вырастает проблема невычислимости, фундаментом для которой является Время. "Когда чувствуешь и действуешь как бессмертное существо, - ты не безупречен" - утверждал дон Хуан, определяя в качестве ключа к безупречности чувство времени.
  Время- это своего рода темная густая жидкость, в которой человек постоянно находится и перемещается. При этом не видит ничего из того, что осталось за его спиной, и ничего из того, что ожидает впереди. А в нем самом - только тяжелая борьба за каждый шаг в этой густой сдавливающей темноте. И не всегда бывает понятно, что значит идти вперед, а что значит идти назад. Интуитивно ощущается только, что где-то далеко мерцает свет, и там есть "кусочек" чистого прозрачного пространства, где все объяснимо. До той комнатки в густой "жидкости времени" и надо добраться. Причем понятно, что войти внутрь можно не иначе, как только разрушив ее хрупкие стенки. А как только это случится, все вокруг опять начнет погружаться во мрак, сковывая наваливающейся тяжестью любые движения. И опять надо вращать головой в поисках светлого пятна в окружающем мире. Порой приходит понимание того, что в океане времени нет направлений, а есть только вот такие отдельные светлые участки.
  Путь завершится тогда, когда уже не будет сил для того, чтобы сделать следующий шаг, когда окружающая жидкость станет невыносимо тяжелой и раздавит хрупкий панцирь информационной системы.
  Давление времени на любую информационную самообучающуюся систему тем больше, чем больше структура знаний этой системы отличается от структуры знаний окружающего мира.
  А отличия неизбежно будут нарастать, хотя бы по той простой причине, что окружающий мир является довольно беспринципным, способным чуть ли не мгновенно переучиваться, как и положено модели СР-сети, в то время как каждый элемент этого вечно "кипящего" мира программируется достаточно надежно и раз и навсегда. Когда различия станут невыносимыми, хлопок лопнувшей оболочки возвестит о завершении разногласий системы с ее элементом.
 
 Глава 10(5). Приемы информационного воздействия
 Сколько слухов наши уши поражает, Сколько сплетен разъедает, словно моль.
 Ходят слухи, будто все подорожает,
 Абсолютно! А особенно - поваренная соль.
 В.Высоцкий
  В этом разделе попробуем рассмотреть конкретные приемы информационного воздействия, не претендуя на всеобщность.
  В силу того, что в данной работе исследуются исключительно, информационные самообучаемые системы, то, следовательно, информационное воздействие на них- это обучающее воздействие. Выйти победителем в информационной войне - это значит вовремя понять, чему можно обучаться, а чему нельзя, т.е. какие входные данные можно обрабатывать, а какие - ни в коем случае.
  Одинаковость входных данных в большинстве случаев приводит к возникновению одинаковых структур. Это верно для моделей на базе Р-сетей при условии, что программируемое обучение начинается с "ноля". Однако для систем, которые уже чему-то обучены, одинаковые входы не всегда будут нивелировать системы. Как было показано в первой части работы - одни и те же данные в одном случае сделают систему "умнее", а в другом уничтожат.
  Для того чтобы можно было моделировать поведение подобных систем, необходимо ввести меру, позволяющую их сравнивать. Опираться в этом случае на структуру системы или структурные преобразования достаточно сложно, так как порой описать структуру- это по сути воссоздать ее, а кроме того, в процессе обработки входной информации структура постоянно модифицируется. Поэтому предлагается в качестве сравнительных характеристик опираться на введенные в работе [77] такие понятия как: "понимаемость", "похожесть" и "агрессивность". Математическая трактовка этих понятий приведена в первой части данной работы.
  Здесь же дадим неформальные определения типа:
  а) две информационные обучающиеся системы называются "понимающими" друг на друга, если на абсолютное большинство одинаковых входных сообщений, они выдают одинаковые по смыслу результаты;
  б) две информационные обучающиеся системы называются "похожими" друг на друга, если на абсолютное большинство одинаковых входных сообщений, они выдают одинаковые по форме результаты;
  в) две информационные обучающиеся системы называются "агрессивными" друг для друга, если имеет место "похожесть" между ними, но полностью отсутствует "понимание"; более того, "понимание" вообще стремится к нулю.
  "Понимающее", "похожее" или "агрессивное" поведение таких информационных систем, как люди, находит свое отражение как на бытовом уровне, так и на религиозном, и государственном. При одном и том же входном сообщении один человек ложится отдыхать под пальму, другой начинает считать возможные прибыли, третий сочиняет научный трактат.
  Утверждение 1.Для того чтобы информационная самообучающаяся система способна была целенаправленно перепрограммировать другую подобную систему, она должна ее "понимать".
  Следствие 1.1.Перепрограммировать информационную систему - это значит подобрать для нее такие входные данные, которые соответствуют цели программирования.
  Следствие 1.2.Определить цель перепрограммирования - это значит найти в окружающем мире или специально создать информационную систему (эталон), на которую данная система должна стать похожей. При этом перепрограммируемая система и "эталон" должны быть "понимающими" друг друга.
  Как формировалась цель перепрограммирования в мире программного обеспечения для "народа" описывает, А.П.Кулаичев [44, с. 157]: "Многие были свидетелями, но уже мало кто вспоминает о том, что заря windows занялась во второй половине 1992 года с беспрецедентного кругосветного пропагандистского турне руководства Microsoft с массой речей и выступлений на сотнях бизнес-встреч, семинаров и международных выставок. Главной целью этой акции было всколыхнуть мировую общественность, увлечь за собой и привязать к себе ведущих мировых производителей, которые после переориентации своих перспективных разработок (и связанных с этим капиталовложений) уже не смогут Уклониться от магистрального пути. А уж за ними поплетутся массы пользователей, быстро привыкающие считать такой мир единственным. Этот замечательный пример показал всем сообразительным, что затраты "о рекламу значительно эффективнее, чем затраты на корпоративное "долизывание" продуктов. Поэтому с приходом Windows началась резкая деградация качества программного обеспечения и его усложнение. Тем самым несомненной заслугой Б.Гейтса является открытие и наглядная демонстрация сверхмощных механизмов массового порабощения в эру информационной цивилизации".
  Следствие 1.3.Подобрать входные данные для системы в соответствии с заданной целью перепрограммирования- это значит заставить информационную систему "смотреть на мир чужими глазами", глазами той информационной системы, на которую данная система должна стать похожей, т.е. глазами эталона.
  Способна ли информационная система защититься, если враг применит против нее описанный способ перепрограммирования информационных систем?
  Безусловно. Для этого достаточно "закрыть глаза" на те входные данные, которые подаются на вход противной стороной. Причем, что характерно, во многих странах данный способ защиты населения и страны закреплен законодательно. "Даже в 70-е годы, когда Америка увязла в войне во Вьетнаме, американские СМИ, критикуя эту войну, "торпедируя" ее, не позволяли себе использовать съемки телеоператоров, работавших со стороны Вьетнама. Более того, в той же Америке, а также Англии, Франции и еще десятке стран существует строжайший законодательный запрет на использование любых кино-, фото; видео и печатных материалов, снятых или написанных на стороне тех, кто ведет боевые действия против армий этих стран, и даже просто имеющих сочувственные "врагам" интонации или же идеи" (В.Шурыгин [114]).
  В.Шурыгин, анализируя информационный аспект военных действий в Чечне, подробно описывает, как был реализован способ перепрограммирования информационной системы на практике [114]:
  "В среднем чеченская тематика занимала в программах НТВ от 10 до 18 минут на информационный выпуск, в "Вестях" (информационная программа российского телевидения) от 3 до 7 минут. Так вот, у НТВ до 80% всех видеосъемок непосредственно боевых действий велось со стороны чеченских боевиков или использовались пленки, снятые со стороны сепаратистов. В "Вестях" это соотношение достигало 60%. Оставшиеся 20% НТВ обычно делило между съемками разрушений, обычно приписываемых армии, интервьюировании местных жителей-чеченцев, "страдающих от русской агрессии", или же комментариями своих тележурналистов, в лучшем случае на фоне российских позиций, но чаще у сгоревшей российской техники. Так же примерно делили оставшийся эфир и "Вести".
  Анализ публикаций таких газет, как "Московский комсомолец" и "Известий", выявил следующее: лишь в одной из четырех статей упоминалась или раскрывалась точка зрения на происходящие события федерального командования. Три же из четырех публикаций носили или же откровенно прочеченский характер, героизируя боевиков, преувеличивая их возможности, или же жестко критиковали армию и ее действия в Чечне".
  Опросы общественного мнения, проводимые НТВ, возможно, с целью проверки эффективности данного способа перепрограммирования, подтверждали, что для среднестатистического гражданина, регулярно смотрящего телевизор, отношение к собственной армии изменяется в худшую сторону, а цели боевиков становятся "ближе и понятнее".
  Как грустно шутил Л.Шебаршин, в прошлом один из первых руководителей КГБ СССР:"Телевидение- средство общения мошенников с простаками".
  Все виды информационного воздействия на информационную систему можно попробовать классифицировать еще и следующим образом:
  1) входные данные - "сухие" факты;
  2) входные данные - логически обоснованные выводы;
  3) входные данные - эмоционально окрашенные утверждения. Как было показано в первой части работы, эмоции, являясь критерием истинности в процессе познания (речь идет о модели СР-сетей), могут быть присущи только самообучающейся информационной системе класса В, для которой они выступают, как способ внешнего проявления усвоенного знания. При этом эмоциональный заряд для любой входной последовательности повышает скорость ее обработки информационной системой, порой минуя даже обязательные логические проверки. Например, эмоционально насыщенный крик о помощи или об опасности заставляет сразу же совершать определенные действия и уже только потом, если будет возможность, проверять логикой возможность тех или иных утверждений.
  Утверждение 2."Понимающие" информационные системы формируются одинаковыми эмоциональными воздействиями, как правило, минуя средства защиты, основанные на логике.
  Например, диктор телевидения монотонно сообщает факты о поездках по стране кандидатов в президенты. При этом, не искажая факты, говоря об одном из них, он подкрепляет свои слова мимикой, выражающей презрение, а в случае упоминания другого кандидата, наоборот, вся его физиономия сияет от счастья. В результате у зрителей скрытно от них самих начинает формироваться соответствующее отношение к кандидатам. Видно, что в данном случае сама возможность сказать что-то (даже совсем нейтральное) о том или ином кандидате может использоваться для перепрограммирования нечаянных слушателей. Аналогичным образом формируются информационные материалы в прессе. Текст сообщения содержит "голые" факты, к которым не может быть претензий, а название заметки, особенно если речь идет о конкурентах, имеет обязательную эмоциональную окраску. Сообщение прочитают не все, но на заголовок обязательно обратят внимание, а тем самым неявно свяжут возникшее эмоциональное ощущение с объектом газетного материала.
  Следствие 2.1. Для перепрограммирования самообучающихся информационных систем, обладающих эмоциями, наиболее эффективным средством является "эмоционально окрашенная" входная обучающая последовательность.
  Следствие 2.2.В случае быстрого и массового перепрограммирования народа, нации наиболее эффективными являются приемы, имеющие эмоциональную окраску и принадлежащие таким сферам как: массовые культура, искусство, религия. Это значит, что для решения задач по перепрограммированию населения в первую очередь упор должен делаться на деятелей искусства, культуры, религиозных служителей.
  Утверждение 3.Информационная самообучающаяся система, функционирующая на принципах Р-сети, может быть перепрограммирована лишь в рамках оставшейся у нее избыточности хаоса. Чем больше избыточность хаоса - тем больше возможностей для корректировки.
  Следствие 3.1.При любом серьезном информационном воздействии на общество направление главного информационного удара- молодые члены общества, т.е. объекты, имеющие максимальный ресурс для перепрограммирования.
  Утверждение 4.Разрушение устоявшихся структур, приведение их в хаотическое состояние способствуют повышению избыточности хаоса, а тем самым увеличению возможностей для перепрограммирования систем.
  Следствие 4.1.Для эффективного перепрограммирования устоявшихся структур необходимо предварительно привести их в хаотическое состояние путем разрушения устоявшихся связей и уничтожения наиболее значимых базовых элементов.
  Утверждение 5.Для любой информационной системы безопасно оперировать с той информацией, механизмы обработки которой уже существуют у данной системы.
  Сказанное достаточно просто объясняется на уровне здравого смысла. Для технической системы, согласно утверждению 5. безопасными входными данными являются те, которые уже были у нее в прошлом, которые принадлежат множеству допустимых входных/выходных значений. Для социальных и биологических систем - это функционирование в рамках привитых привычек, сложившегося образа жизни, сформированных стереотипов поведения в условиях известного (предсказуемого) системе внешнего окружения.
  Следствие 5.1.В любое время наиболее безопасно транслировать на свое окружение информацию о достоинствах собственного образа жизни.
  Сложившиеся стереотипы поведения - это то пространство действий, в котором конкретная система наиболее эффективно способна противостоять внешним, известным системе угрозам. Естественно, что для каждой системы именно ее собственные привычки и являются ее достоинством. Они во многом определяют данную систему, так как обеспечивали и обеспечивают ее существование. Навязывание собственных стереотипов поведения окружающим системам, особенно уже сформированным неизбежно будет ослаблять последних. Это объяснимо - всегда тяжело играть на чужом поле, да еще по неизвестным правилам.
  Пять утверждений и следствия к ним описывают способ перепрограммирования информационных систем. Наличие в поведении системы приемов, в основе которых лежат приведенные выше утверждения и следствия, является одним из признаков информационного нападения.
 
 Глава 11(6). Проблема начала информационной войны
 В начале было слово...
  Вернемся к проверенной классической логике.
  Одним из ключевых вопросов, выводящих на неразрешимость проблемы выигрыша информационной войны, заключается в следующем: "Способна ли информационная система определить, что против нее начата информационная война?"
  Исследуем эту проблему подробнее.
  Пусть существуют две противоборствующие информационные системы - ИС1 и ИС2 системы защиты у которых функционально похожи и работают по следующему алгоритму:
  1) получение входной информации;
  2) анализ входной информации в течение времени t:
  * определение источника информации;
  * определение целей информатора;
  * оценка правдоподобности, если поступившая информация оценена как факт агрессии, то к п.З;
  иначе к п. 1;
  3) выдача на вход агрессора адекватной информации, что подразумевает ответный удар, т.е. информационную войну.
  Теперь посмотрим, что может произойти при взаимодействии подобных систем. У этого простого алгоритма оказывается достаточное число вариантов развития:
  1) ИС1 оценила неопасную информацию как факт агрессии и применила ответные меры;
  2) ИС1 оценила начало войны как неопасную информацию и соответственно проиграла войну;
  3) ИС1 не успела оценить информацию за время, которого достаточно для адекватного реагирования, и в этом случае она либо не пострадала, если информация действительно неопасная, либо проиграла.
  Предположим, что обе системы не желают выступать в роли агрессора. Тогда для любой из них главной задачей является идентификация сигналов, поступающих на вход, именно от системы защиты противной стороны. И задача сводится к следующему:
  1) если входная информация поступила на вход ИС1 от системы защиты ИС2, то это означает начало войны;
  2) если входная информация поступила на вход ИС2 от системы защиты ИС1 то это означает начало войны.
  По сути дела мы рассматриваем ситуацию о применимости любого из названных алгоритмов к самому себе (в силу их функциональной идентичности). Получилось, что в общем случае задача любой из информационных систем заключается в том. чтобы понять - результат работы какого алгоритма она исследует, т.е. какой алгоритм она исследует, алгоритм ли вообще подан на вход?
  Мы исходим из того, что за любой входной информацией либо стоит умысел (алгоритм), либо ничего не стоит, в этом случае входная информация неопасна с точки зрения начала информационной войны (хотя на самом деле эта информация может иметь еще более разрушительный для системы характер, но это за пределами данного исследования).
  Покажем, что данная проблема относится к алгоритмически неразрешимым.
  По аналогии с исследованием проблемы "Является ли частичный алгоритм всюду определенным алгоритмом"[3] попробуем предложить метод определения начала информационной войны. Но предварительно предположим, что существует некий алгоритм ИСa который позволяет определить, что подано ему для анализа (на его вход) - алгоритм или нет. Понятно, что если подобный ИСa существует, то на его основе можно построить совершенно различные алгоритмы и в том числе алгоритм, позволяющий осуществлять классификацию алгоритмов по их принадлежности тому или иному классу равносильных алгоритмов, в частности к классу алгоритмов, ответственных за выявление начала информационной войны. Например, пусть предложен некий алгоритм ИС.
  Алгоритм ИС:
  Вход:
  защитный алгоритм любой из возможных информационных систем ИСi.
  Выход:
  "0" если ИСi не является алгоритмом системы защиты;
  "1" если ИСi является алгоритмом системы защиты и в том числе ИС(ИС)="1".
  Метод:
  1)если ИСa,(ИСi)=''1" является алгоритмом, то перейти к п.2, в противном случае выдать "0" и остановиться;
  2) если ИСi - алгоритм системы защиты, то его входом может быть алгоритм системы защиты, а выходом- "0" или "1". В этом случае (для проверки) алгоритм ИС применяет алгоритм ИСi к самому себе;
  3)ИС выдает на выход "0" или "1", если ИСi выдает "1" или "0" соответственно.
  Рассмотрим результаты работы этого метода. Предположим, что алгоритм ИС определил, что на вход поступила "опасная" информация, т.е. ИСi - алгоритм. После этого ИС моделирует себя на себе. Но если ИС функционально эквивалентен ИСi, то в этом случае он не может дать непротиворечивый результат. Если результат моделирования "1", то ИС дает на выходе результат "0". Но по определению, в случае применения к самому себе он должен давать ответ "1". Аналогичная ситуация возникает, если ИС обнаруживает, что результат моделирования "0".
  Вывод. Проблема построения алгоритма для определения начала информационной войны в общем случае является алгоритмически неразрешимой, а причина кроется в невозможности создания алгоритма ИСa , положенного в основу предложенного формального метода.
  Данный результат понятен, ненов и полностью определяется результатами исследования классической проблемы: "Является ли частичный алгоритм всюду определенным алгоритмом?"
  В этой ситуации грозить адекватным ответом, например в виде "термоядерной дубины", бессмысленно, так как объективно невозможно доказать факт информационной атаки. Получается, что начало информационной войны определить невозможно, и это дает определенные преимущества агрессору. Но парадокс заключается в том, что если жертва нападения успеет осознать, что против нее ведется информационная война, то полученное агрессором преимущество на начальном этапе в подобного типа войнах совсем не коррелирует с мелодией гимна победителя.
  После того, как информационная война начата, в дело включаются нелинейные функциональные зависимости с обратными связями и факт алгоритмической неразрешимости проблемы в общем виде дает шанс на победу даже самому-самому захудалому противнику.
  Однако алгоритмическая неразрешимость исследуемой проблемы в общем виде не означает, что в конкретном случае не существует решения. Более того, в большинстве ситуаций всегда найдется такой интервал времени или такое состояние информационной системы, когда к системе можно применить конкретный побеждающий алгоритм. Если нельзя в данный момент применить конкретный побеждающий алгоритм. Если нельзя в данный момент применить подготовленную схему действий, то можно подождать, пока придет для нее время!
  Я.А. Пономарев, исследуя психологический механизм принятия решения в условиях творческих задач, отмечал, что в случае, когда логика не подтверждается практикой, задача превращается в творческую. Решение же творческой задачи возможно только с помощью интуиции. А это значит, что решение могут подсказать лишь сами вещи!
  В реальной жизни так оно и бывает. Дождь за окном намекает на необходимость взять зонт, выходя на улицу. Футбольный мяч, закатившийся на тротуар, требует удара по себе. Автобус, неожиданно подъехавший к остановке, когда уже принято решение никуда не ходить и вернуться домой, отменяет это решение.
  Яблоко, упавшее на голову мыслителя в нужное время, заставило проявиться в нашей жизни закон всемирного тяготения.
  Важно, что эти "вещи" заставляют систему выйти из состояния, в котором ее поведение практически не предсказуемо, и перейти к выполнению того сценария, который навязывается "этими вещами". Действительно, как можно не ударить по мячу, когда он выкатился под ноги?
  Хорошо продуманная последовательность подобных "вещей" и образует ту обучающую выборку, с помощью которой осуществляется целенаправленное управление информационной системой.
 
 Глава 12(7). Типовая стратегия информационной войны
 Сложна паутина кармы, связывающая самые разнородные существа, и отдельное справедливое уничтожение может повлечь массовый вред.
 Е.П.Рерих
  Любая информационная обучающаяся система обладает базовым набором смыслов или знаний, который во многом и определяет поведение этой системы. Существование этого базового набора обеспечивается физическими носителями- соответствующими структурами в рамках общей структуры и/или соответствующими отдельными элементами, которые в дальнейшем будем называть базовыми элементами.
  Понятно, что в зависимости от количества базовых элементов и их связей противная сторона (система-агрессор) либо способна, используя собственные научно-технические достижения, в короткие сроки промоделировать поведение базовых элементов, либо нет. В том случае, если моделирование возможно, будем считать, что базовые элементы системы Х моделируются системой Y.
  Отсюда следует, что, так как у каждой информационной системы в зависимости от ее собственной структуры количество базовых элементов и их связей различно, то у одной системы базовые элементы являются моделируемыми ее врагом в ходе подготовки или ведения информационной войны, а у другой нет.
  При этом мощность множества базовых элементов и их связей во многом определяется структурой самой системы.
  Например, если речь идет об иерархически упорядоченных самообучаемых структурах, базовые элементы, определяющие систему, можно пересчитать по пальцам- их немного. Поэтому становится возможным в отпущенное исследователю (или противнику) время проектировать, моделировать и реализовывать любые алгоритмы информационного воздействия.
  При этом, безусловно, определяющими факторами при разработке средств информационного оружия становятся именно индивидуальные особенности элементов. Это понятно. Для того чтобы смоделировать поведение базовых элементов, необходимо знать именно индивидуальные особенности и предпочтения.
  Обратите внимание, временной интервал, на котором системы стараются одержать победу в информационной войне, в данном случае соизмерим со временем жизни элементов, а это значит, что результаты теоремы о возможностях СР-сетей здесь не приложимы в полном объеме, так как речь идет о незначительном с точки зрения смены поколений временном интервале. Поэтому позволительно говорить о побеждающем алгоритме.
  Однако при всем при этом надо помнить, что время жизни системы, время обучения системы чему-нибудь постоянно изменяются. Появляются новые технологии обучения и изменяются характеристики окружающей информационной среды. Сказанное означает, что соизмерять время жизни элементов с временным интервалом активного ведения информационной войны может быть и не совсем корректно. Здесь же хотелось в первую очередь отметить следующее:
  интенсивность модификации окружающего мира часто не оставляет информационной системе возможности выйти из предписанных ей сценариев поведения.
  Опираясь на сказанное о моделируемое(tm) базовых элементов, можно сформулировать соответствующее утверждение.
  Утверждение 6. Чем больше мощность множества базовых элементов и их связей, тем система устойчивее к целенаправленному информационному воздействию.
  В условиях, когда время информационного противодействия между системами мало, например не превышает среднего времени жизни элемента системы, и система-противник обладает моделируемыми базовыми элементами, можно предложить следующий, казалось бы, "всегда побеждающий" алгоритм:
  1) определение базовых элементов информационного пространства системы-противника;
  2) изучение индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей базовых элементов;
  3) моделирование различных вариантов поведения базовых элементов при различных входных воздействиях;
  4) выбор наиболее предпочтительного сценария поведения базовых элементов;
  5) подготовка среды, в которой функционируют базовые элементы (общественного мнения), и их самих;
  6) реализация.
  С учетом приведенных в предыдущих главах теорем и утверждений общая схема информационной войны могла бы выглядеть как на рис.2.2.
 
  Рис. 2.2. Типовая стратегия информационной войны.
  Приведенная схема, безусловно, не отражает всех возможных подходов и приемов к организации и проведению операций по информационному воздействию. Ум человеческий более изощрен, чем любая возможная проекция генерируемых им мыслей в плоскость практических алгоритмов. В типовую стратегию включено лишь то. что вытекает из доказанных ранее теорем. утверждений и следствий. Отсюда следует: если информационная система обнаруживает воздействие против себя комплекса приемов схемы рис.2.2. то это означает, скорее всего, что данная информационная система находится в состоянии информационной войны.
  Что может собой представлять конкретный алгоритм информационной войны с конкретным противником? Очень похожая на приведенный выше побеждающий алгоритм схема действий описана у А. Зиновьева на примере информационной войны Запада с Советским Союзом.
  1. Для изучения индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей "базовых элементов" СССР на Западе была создана целая наука со своими служителями - Кремлинология.
  2. "Кремлинологи самым дотошным образом изучали аппарат ЦК. И не только изучали, а оказывали на партийных руководителей влияние. Как? Через средства массовой информации. Через помощников, советников. Через дипломатов, журналистов, агентов КГБ. ..Можно признать как факт, что Запад в восьмидесятые годы начал во все усиливающейся степени манипулировать высшим советским руководством."
  3 ."Кремлинологи изучили ситуацию в высшем советском руководстве еще при Брежневе...
  Андропов и Черненко были больны, долго протянуть не могли. ...Так что главную роль так или иначе предстояло сыграть кому-то из двух - Романову или Горбачеву. Изучив досконально качества того и другого (а возможно, уже как-то "подцепив на крючок" Горбачева ранее), в соответствующих службах Запада решили устранить Романова и расчистить путь Горбачеву".
  4. "В средствах массовой информации была изобретена и пущена в ход клевета на Романова (будто он на свадьбу дочери приказал принести драгоценный сервиз из Зимнего дворца), и началась его всяческая дискредитация...
  Причем изобретатели клеветы были уверены, что "соратники" Романова его не защитят. Так оно и случилось. Даже Андропов, считавшийся другом Романова, не принял мер, чтобы опровергнуть клевету. Мол, не стоит на такой пустяк реагировать. А между тем это был не пустяк, а начало крупномасштабной операции с далеко идущими последствиями".
  5. "Возьми теперь сами выборы Генсека! В том, что они были явно частью операции соответствующих служб США, даже на Западе многие хорошо понимали. Все было подстроено умышленно так, что выбирало всего 8 человек. Задержали под каким-то предлогом вылет из США члена Политбюро Щербицкого, который проголосовал бы против Горбачева. Не сообщили о выборах другому члену Политбюро, находившемуся в отпуску. Это был сам Романов, который тоже наверняка проголосовал бы против Горбачева. Если бы хотя бы эти двое голосовали, Горбачев не стал бы Генсеком, - он прошел с перевесом в один голос!"
  Причем, что интересно, подобный алгоритм целенаправленного информационного воздействия, можно сказать, в зачаточном прообразе сегодняшней информационной войны был изложен почти сто лет назад в документе под названием "Протоколы собраний Сионских мудрецов" [65]. Не вдаваясь в споры о причинах и источнике данного документа, хотелось бы отметить, что его автора бесспорно следует назвать первым серьезным теоретиком в области построения типовых тактик и стратегий ведения информационных войн.
  В названном документе можно прочитать следующее:
  "Чтобы привести наш план к такому результату, мы будем подстраивать выборы таких президентов, у которых в прошлом есть какое-нибудь нераскрытое темное дело, какая-нибудь "панама" - тогда они будут верными исполнителями наших предписаний из боязни разоблачений и из свойственного всякому человеку, достигшему власти, стремления удержать за собою привилегии, преимущества и почет, связанный со званием президента" (Протокол 10).
  "В руках современных государств имеется великая сила, создающая движение мысли в народе - это пресса" (Протокол 2).
  "Ни одно оповещение не будет проникать в общество без нашего контроля. Это и теперь уже нами достигается тем, что все новости получаются несколькими агентствами, в которых они централизуются со всех концов света. Эти агентства будут тогда уже всецело нашими учреждениями и будут оглашать только то, что мы им предпишем.
  ...Каждый пожелавший быть издателем, библиотекарем или типографщиком будет вынужден добыть на это дело установленный диплом, который, в случае провинности, немедленно же будет отобран" (Протокол 12).
  "Вы говорите, что на нас поднимутся с оружием в руках, если раскусят в чем дело раньше времени; но для этого у нас в запасе есть такой терроризующий маневр, что самые храбрые души дрогнут:метрополитэновые подземные ходы - коридоры будут к тому времени проведены во всех столицах, откуда они будут взорваны со всеми своими организациями и документами стран" (Протокол 9).
  Кратко и точно в "Протоколах ..." сказано практически обо всех аспектах информационной войны:
  - система управления (контроль властных структур);
  -средства перепрограммирования населения (средства массовой информации);
  - терроризм;
  - экономические войны; средства экономического управления;
  - финансовая программа (Протокол 20);
  - всеобщее голосование и т.д.
  Данные протоколы носят методический характер. Они составлены так, что их может использовать любой, понимающий значимость тайной войны, - и совсем не обязательно ограничивать их применение только мудрецами и только тем далеким временем. С точки зрения значимости для теории информационной войны данные протоколы, наверное, в чем то аналогичны первым робким исследования по теории ядерного оружия, кстати, относящимся примерно к тому же времени.
  С.Нилус, кроме того, отмечает в своих раэъяснениях: "Сионские протоколы" поучительны тем, что дают канву и рисунки, по которым действительно вышивается саморазложение христианской культуры".
  В труде [65] нет математических формул и доказанных теорем, но есть простое и доступное обоснование: почему именно должно быть так, а не по другому.
  Оппонент может возразить: А при чем здесь наука? При чем здесь вообще информационная война и западнизация? То, о чем пишет А.Зиновьев, - это обычные методы борьбы, известные со времен царей, королей и шахов; суть их - посадить на трон своего человека. И, как пародировал В.Высоцкий лекцию о международных отношениях для посаженных на 15 суток, все выглядит примерно так:
  "Церковники хлебальники разинули.
  Замешкался маленько Ватикан,
  А мы им папу Римского подкинули
  Из наших, из поляков, из славян.
  В Америке ли, в Азии, в Европе ли
  Тот нездоров, а этот вдруг умрет?
  Вот место Голды Меер мы прохлопали,
  А там на четверть бывший наш народ".
  Что же касается "Протоколов...", управления массами, народных выборов и предварительной психологической обработки избирателей- кто больше платит, за того больше и кричат. Так всегда было. Откройте, к примеру, "Русскую историю в жизнеописаниях ее главнейших деятелей" Н.И.Костомарова на страницах, где речь идет о выборах царя:
  "Пособники Борисовы поехали по городам содействовать, чтобы в Москву съехались такие люди, которые благоприятствуют Борису... Сторонники Бориса стали тотчас восхвалять его добродетели, а патриарх затем объявил: кто захочет искать иного государя, кроме Бориса Федоровича, того предадут проклятию и отдадут на кару градскому суду" [40].
  Теперь о так называемом "побеждающем" алгоритме. Тексты А.Зиновьева ничего не говорят об его универсальности. Возьмите, к примеру, Ирак во главе с Саддамом Хуссейном. Требуемые условия выполняются:
  1)базовых точек всего несколько;
  2) время возможного воздействия в пределах среднего времени продолжительности жизни элемента.
  Но тем не менее враг против Ирака в первую очередь применил самое обычное оружие.
  Оппонент, безусловно, прав. Да, описанный алгоритм существовал века. Что же изменилось?
  Изменились многие методы и приемы, они получили научное обоснование. Возникли целые научные дисциплины о том, как управлять поведением человека, коллектива, общества. К ним относятся: социология, психоанализ, теория рекламы, суггестология, NLP-программирование, дианетика и т.п. Получил свое теоретическое обоснование гипноз и были сделаны попытки перенесения методов гипнотического воздействия с отдельного индивидуума на коллективы и на целые человеческие общества. Всего этого еще не было даже в прошлом веке - не было достаточно эффективных средств массовой информации, не было научно обоснованных алгоритмов управления социумом; а возникнуть эти алгоритмы могли только с появлением теории программирования для сегодняшних средств вычислительной техники. Потому что, еще раз повторим, информационное оружие - это прежде всего алгоритм. Применить информационное оружие - это значит так подобрать входные данные для системы, чтобы активизировать в ней определенные алгоритмы, а в случае их отсутствия активизировать алгоритмы генерации нужных алгоритмов.
  Имеющаяся на сегодняшний день теория алгоритмов позволяет объяснить, каким образом может осуществляться автоматическое написание программ для определенных предметных областей.
  Ниже уважаемому читателю предлагается, взяв за основу работу Ч.Тарта "Состояния сознания", попробовать по аналогии перенести методы гипнотического внушения с индивидуума на коллектив.
  Наведение гипнотического состояния на отдельного индивидуума у Ч.Тарта описывается в виде алгоритма так:
  1) расслабить тело (цель данного действия: организм как целое должен исчезнуть в качестве объекта сознания);
  2) слушать только гипнотизера, не обращая внимания на какие-то иные мысли или ощущения (цель: процесс нагружения сознания и действие формирующих сил ослабляются);
  3) не размышлять над тем, что говорит гипнотизер (цель:
  способствует торможению непрерывного потока мыслей);
  4) сосредоточить внимание на каком-то предмете помимо голоса самого гипнотизера (цель: подсистема сознания, ответственная за обработку чувственной информации, оказывается не в состоянии выполнять свою функцию и как бы расстраивается);
  5) гипнотизер внушает, что вы спите или засыпаете (цель: внушение сна ослабляет память и чувство самоотождествленности, которыми характеризуется состояние бодрствования);
  6) гипнотизер убеждает человека, что этот сои не совсем настоящий сон (цель: создание пассивного, подобного сну состояния сознания, в котором сохраняется возможность контакта с гипнотизером).
  По аналогии процесс наведения гипнотического состояния на отдельное общество мог бы, наверное, выглядеть следующим образом:
  1) расслабить общество - внушать через средства массовой информации, что врагов нет, при этом обсуждать отдельные исторические периоды и интересы отдельных народностей (цель: общество как целое должно исчезнуть в качестве объекта сознания общества);
  2) заставить общество слушать только противника, не обращая внимания на какие-то иные мысли или ощущения, например акцентировать средства массовой информации исключительно на какой-то одной парадигме общественного развития, например западной, исключив любой другой опыт:
  Китай, Японию, мусульманский мир (цель: процесс нагружения общественного сознания и действие формирующих сил ослабляются);
  3) заставить общество не размышлять над тем, что говорит противник, для этого исключить из средств массовой информации серьезные аналитические исследования проблем (цель: способствовать торможению непрерывного потока мыслей);
  4) сосредоточить внимание общества на каком-то предмете помимо входного информационного потока, например внутренние катаклизмы, войны, акты террора (цель: подсистема защиты, ответственная за обработку входной информации, оказывается не в состоянии выполнять свою функцию и как бы расстраивается);
  5) постоянно внушать, что само общество становится лучше и лучше, что все окружающие относятся к нему лучше и лучше (цель: подобное внушение ослабляет историческую память и чувство самоотождествленности, которыми характеризуется нормальное состояние общества);
  6) средства массовой информации одновременно должны убеждать членов общества, что возникшее состояние- это не совсем то, что должно быть (цель: создание пассивного состояния сознания, в котором сохраняется возможность зависимости от информационного воздействия противника).
  Приведенный алгоритм в общих чертах отражает работу средств массовой информации в России времен 1990-1997 IT.
  В заключении главы напомним, что для точной и своевременной обработки входной информации элементы любой информационной системы должны "питаться", а связи между ними поддерживаться в работоспособном состоянии. Отсюда естественным образом следует, что эффективность целенаправленного информационного воздействия резко увеличивается, если оно сочетается с другими видами воздействия на информационную самообучающуюся систему.
  Что же собой представляют эти "другие виды воздействия"?
  Любая система, ответственная за обработку входных данных, должна "питаться", т.е. должна потреблять энергию для того, чтобы приводить в действие заложенные в ней алгоритмы обработки входных данных и генерировать новые. Базовые элементы каждой системы имеют определенную физическую природу, которая во многом определяет время реакции, а значит, и выбор того или иного алгоритма решения конкретной задачи.
  Понятно, что если речь идет о такой информационной самообучающейся системе, как человек, то системы питания йога, созерцающего собственный пуп в условиях вечного лета, и жителя крайнего севера должны быть различны. И эти различия должны касаться не только количества энергии, заключенного в потребляемой пище, но и ее микроэлементного состава. Системы "Йог" и "Эскимос" обрабатывают разные входные данные, требующие от подсистемы принятия решения в большинстве своем различных выходных результатов.
  Сказанное косвенно означает, что для того, чтобы возможности Йога по перепрограммированию Эскимоса на эталон, которым является собственное подобие, возросли, того надо кормить той же самой пищей.
  Интересное и оригинальное исследование воздействия пищи и различных наркотических приправ на возможность превращения обезьяны в человека и на поведение современного человечества приведено в работе Теренса Маккенна "Пища богов". Он, в частности, считает, что уровень развития и достижения современных цивилизаций во многом определился и определяется практикой их питания.
  В случае рассмотрения в качестве информационных самообучающихся систем государств под "другими видами воздействия" в свете вышесказанного следует понимать в первую очередь экономическую войну. Но не в узком плане, связанном исключительно с экономическими санкциями типа "это нельзя и это нельзя", а в более широком, включающем в себя "экономические интервенции" в виде товаров и продуктов по демпинговым ценам.
  Время информационных и экономических войн пришло еще и потому, что сегодняшнему миру уже не свойственен дефицит информации и промышленных товаров, наоборот, его отличает именно их избыток. А это значит, что как и в случае информационной войны, когда система больше должна думать не о защите информации, а о защите от информации и продвижении своего видения мира, так и в условиях экономической войны речь должна идти о защите от чужих товаров и навязывании своих.
  Грамотное сочетание всех допустимых видов воздействия на противника представляет собой комплексную стратегию воздействия.
  Под допустимыми видами воздействия здесь понимаются такие воздействия, которые "грубо" не нарушают принятые в обществе на текущее время нормы и правила поведения.
  Следование принципу комплексности при формировании общей стратегии воздействия на противника позволяет усилить эффект от применения информационного оружия и тем самым может являться еще одним признаком информационной войны.
 
 Глава 13(8). Последствия информационной войны
  Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?
 Иеремии гл. 7.
  Прежде чем перейти к исследованию последствий информационной войны, желательно ответить на один принципиальный вопрос: Существуют ли признаки, на основании которых можно судить о степени поражения системы в информационной войне?
  Если исходить из того, что информационная война ничем от обычной войны, кроме применяемого оружия, не отличается, то и признаки поражения должны быть точно такими же.
  А чем характеризуется система, потерпевшая поражение в обычной войне? Пусть эта система- обычное государство. Тогда для потерпевшей поражение страны в той или иной степени характерно, как показывает практика первой и второй мировых войн:
  1) гибель и эмиграция части населения;
  2) разрушение промышленности и выплата контрибуции;
  3) потеря части территории;
  4) политическая зависимость от победителя;
  5) уничтожение (резкое сокращение) армии или запрет на собственную армию;
  6) вывоз из страны наиболее перспективных и наукоемких технологий. Обобщение сказанного для информационных самообучающихся систем может означать:
  1) стабильное сокращение информационной емкости системы, гибель элементов и подструктур; подобное упрощение системы делает ее безопасной для агрессора;
  2) решение ранее несвойственных задач, т.е. задач в интересах победителя. Потенция информационной системы направлена на отработку тех входных данных, которые поставляет на вход победитель;

<< Пред.           стр. 5 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу