<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

  РАЗДЕЛ 1: ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
  1.1 Основные положения теории систем и системного анализа
  Система и ее среда
  Особенностью современной деятельности человека является рассмотрение объектов исследования и проектирования как систем. Первоначально "систему" определяли как комплекс элементов, находящихся во взаимодействии (Людвиг фон Берталанфи, основоположник общей теории систем, 1950г.), или как множество объектов вместе с отношениями между объектами и их атрибутами (А.Хоол и Р.-Ф. Фейджин). Современное определение термина "система" связано с развитием общей теории систем и принятым уровнем абстрагирования при построении математической модели реальной системы. А поскольку моделей может быть сколь угодно много, то нет и единой формулировки понятия "система" [2]. Под системой будем понимать подмножество взаимосвязанных элементов, выделенных из множества элементов любой природы в соответствии с требованиями решаемой задачи. Система имеет определенную структуру и взаимодействует с внешней средой.
  Субъективное содержание понятия системы состоит в том, что исследователь, приступая к изучению определенного объекта или группы объектов, выделяет для рассмотрения те элементы или явления, которые, с одной стороны, отвечают цели исследования, с другой - легче и естественней поддаются анализу или синтезу (проектированию). Объективное содержание понятия системы связано с тем, что систему, как правило, выделяют по пространственному или функциональному признаку [3,4].
  Таким образом, при определении некоторого объекта как системы предполагается наличие:
  объекта (системы), состоящего из множества элементов и их свойств, которые могут рассматриваться как единое целое благодаря связям между ними и их свойствами;
  исследователя, выполняющего целенаправленную деятельность;
  задачи, с точки зрения решения которой некоторый объект выделяется исследователем как система;
  языка, на котором исследователь может описать объект, свойства его элементов и связи.
  Когда система задается по пространственным признакам, в большинстве случаев одновременно производят структуризацию системы. Под структуризацией понимают [3] выделение в системе двух типов объектов - множества элементов и множества связей - и установление соотношений этих множеств друг с другом. Так, в промышленном предприятии элементами могут быть отдельные цехи, а связями - материальные и информационные потоки между ними. Кроме того, то, что в одном случае выступает как вид связи, в другом - может считаться видом элемента. Расчленение системы на элементы является одним из первых шагов при построении ее формального описания, то есть математической модели.
  Элементы - это части или компоненты системы, условно принятые неделимыми.
  Свойства - качества, позволяющие описывать систему и выделять ее среди других систем. Свойства могут иметь количественную меру или выражаться лишь качественно.
  Связи - это то, что соединяет элементы и их свойства. Предполагается, что каждый из элементов системы соединен связями прямо или косвенно с любым другим элементом.
  Состояние системы в данный момент времени характеризуется значениями существенных с точки зрения решаемой задачи параметров системы.
  Структура системы - понятие, характеризующее способ организации элементов в систему с определенными свойствами путем установления между ними взаимосвязей.
  Структура и свойства элементов определяют индивидуальные характеристики системы и позволяют рассматривать ее как целостное образование. Элемент принадлежит системе потому, что он связан с другими ее элементами, объединенными в систему (в одно целое) для достижения определенной цели. Удаление из системы элемента или совокупности элементов непременно изменяет ее свойства в направлении, отличном от цели. Целостность системы проявляется в том, что ее свойства могут качественно отличаться от свойств составляющих элементов.
  Таким образом, система - это не сумма составляющих ее частей, а целостное образование с новыми свойствами, которыми не обладает ее элементы.
  Система считается простой, если она состоит из малого количества элементов и ее модель можно отнести к разряду простых моделей.
  Сложная система представляет собой множество взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов и подсистем различной физической природы, составляющих нераздельное целое, обеспечивающих выполнение системой некоторой сложной функции и описываемых достаточно сложной математической моделью.
  Система, согласно определению, ограничивает некоторое множество элементов. При этом предполагается, что может существовать множество элементов за пределами системы.
  Множество элементов за пределами системы, с которыми она взаимодействует, принято называть внешней средой. Элементы, не взаимосвязанные с системой, не являются частями ее среды.
  Система, не имеющая внешней среды, называется изолированной. В реальном мире не существует изолированных систем.
  Систему, у которой есть внешняя среда, называют открытой. Если элементы представить кружочками (вершинами), а связи между ними стрелками (дугами), то структуру системы и связи ее с внешней средой можно изобразит!) схемой, приведенной на рис. 1.1.
  Универсальных правил для решения вопроса, какие элементы включить в открытую систему, а какие отнести к внешней среде, не существует. Хотя конкретные системы по своему характеру объективны, структура и количество элементов системы обусловлены требованиями поставленной задачи, формулировку и решение которой осуществляет исследователь, накладывая субъективный отпечаток.
  Следовательно, определяя объект как систему, исследователь в зависимости от решаемой проблемы выделяет систему из внешней среды, очерчивает границы системы, указывает входные и выходные связи, устанавливает факторы, которыми должны описываться состояния системы.
  Относительность систем проявляется также в том, что одну и ту же совокупность элементов можно рассматривать либо как систему, либо как часть некоторой более крупной системы, множество элементов которой можно разделить на ряд подмножеств.
  Часть системы, образованную из элементов подмножества, называют подсистемой.
  Пусть система (рис. 1.2) образована из 12-ти элементов , связанных между собой некоторым образом. Система может быть разбита на три подсистемы, например - и . Подмножество элементов , образующих подсистему , можно рассматривать как систему, тогда элементы подмножеств и будут элементами внешней среды. Если нас не интересуют свойства элементов и структура подсистем , и , то систему можно упростить и рассматривать подсистемы и как элементы системы (рис. 1.2).
 
  Рисунок 1.2 - Разделение системы на подсистемы
  Таким образом, каждая система может рассматриваться либо как подсистема или как элемент некоторой, более крупной системы, либо как совокупность элементов, каждый из которых допустимо определить как систему.
  Отсюда вытекает иерархия систем, в которой элементами системы -го уровня являются системы -го уровня. Например, предприятие можно представить как систему, элементами которой являются цехи. Цех может быть представлен совокупностью производственных участков, участок - как система станков и т. д. Выбрав в качестве исходного уровня рассмотрения предприятие, можно расширить представление о системе не только "вниз", но и "вверх", предопределяя выделенную систему (предприятие) как подсистему или элемент более крупной системы (объединения или отрасли промышленности).
  На основании изложенного можно прийти к следующим выводам:
  Под системой следует понимать совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов.
  Элемент всегда является структурообразующей частью системы. Основные признаки элемента: структурная автономность, функциональная специфичность, способность взаимодействовать с другими элементами системы.
  Основные системные принципы: целостность, структурность, взаимосвязь структуры и среды, иерархичность, множественность описания каждой системы.
  В практике системного анализа применяются следующие уровни абстрактного описания систем [2]: символический или лингвистический, теоретико-множественный, абстрактно-алгебраический, топологический, логико-математический, теоретико-информационный, динамический, эвристический.
  Сложная система
  Понятие сложной системы неоднозначно. Это собирательное название систем, состоящих из большого числа взаимосвязанных элементов. Такая система характеризуется неоднозначностью элементов и связей, структурным разнообразием. Часто сложными называют системы, которые не поддаются корректному математическому описанию либо ввиду высокого уровня разнообразия, либо из-за неопознанности явлений, протекающих в системе.
  Характеристики "сложности" систем многообразны и сопровождаются одновременно многими специфическими чертами, такими как:
  многокомпонентность системы (большое число элементов, связей, большие объемы циркулирующей информации и др.);
  многообразие возможных форм связей элементов (разновидность структур - древовидных, иерархических и др.);
  многокритериалъностъ, то есть наличие ряда противоречивых критериев;
  многообразие природы элементов, составляющих систему;
  высокий динамизм поведения системы и структурных характеристик.
  Первой и основной чертой сложных систем считается целостность, или единство системы, холизм, проявляющийся в наличии у всей системы общей цели, назначения. Полное значение и формулировка принципа органической целостности были осознаны лишь с появлением концепций общей теории систем и формированием методологии кибернетики.
  Целостность систем характеризуется рядом свойств и особенностей, ее многогранность выражается понятиями: дифференциация, интеграция, симметрия, полярность и др. Дифференциация отражает свойство расчлененности целого, проявление разнокачественности ее частей. Противоположное понятие интеграция связано с объединением совокупности соподчиненных элементов и единое образование. Симметрия и асимметрия выражают степень соразмерности в пространственных и временных связях системы.
  Необходимость учета фактора времени при описании сложной системы, а также рассмотрения поведенческих аспектов в движении и развитии систем приводит к необходимости исследования динамической системы.
  Динамической системой называется сложное математическое понятие:
 
  определяемое следующими аксиомами [2]:
  1. Заданы : множество моментов времени , макрофункция системы , множество входных воздействий , множество возмущений , множество состояний , множество значений выходных величин , структура системы и отношение эмерджентности , которое отражает влияние макрофункции системы на ее структуру .
  2. Множество есть некоторое упорядоченное подмножество множества вещественных чисел.
  3. Макрофункция системы определяется с помощью двух функций:
  и ,
  где - функциональная модель объекта,
  - функция качества, или оценочная функция,
  - множество оценок.
  Макрофункция системы определяется парой .
  4. Множество возмущений , или множество неопределенностей представляет собой множество всевозможных воздействий, которые сказываются на поведении системы. Если (множество не пустое), функциональная модель объекта принимает вид , а оценочная функция - .
  5. Существует переходная функция состояния
  ,
  значениями которой служат состояния
  ,
  в которых оказывается система в момент времени , если в начальный момент она находилась в состоянии и в течение отрезка на нее действовали входные воздействия .
  6. Задано выходное отображение
  ,
  определяющее выходные величины .
  Пару , где называют событием системы , а множество - пространством состояний системы.
  Конечный набор состояний системы, задаваемый переходной функцией и определенный на некотором временном отрезке , называется траекторией поведения системы на интервале .
  Говоря о движении системы, имеют в виду траекторию поведения системы.
  7. Структура системы определяется в терминах теории графов:
  ,
  где - вершины, - дуги графа.
  8. Отношение эмерджентности
  .
  Данное понятие динамической системы позволяет выработать общую терминологию и обеспечить единый подход к исследованию сложных динамических систем, позволяет грамотно и корректно ставить и решать задачи, связанные с управлением экономическими системами.
  Английский кибернетик Ст. Бир подразделяет все системы на три группы - простые, сложные и очень сложные.
  Известны следующие основные классы систем: дискретные и непрерывные, статические и динамические, детерминированные и вероятностные, линейные и нелинейные, открытые и замкнутые, управляемые и неуправляемые.
  Если поведение системы рассматривать как цепь последовательных конечных изменений ее состояний, то параметры системы, изменяясь во времени, в каждый данный момент будут характеризоваться некоторыми значениями. Если какое-то определенное значение переменной в момент времени превращается в следующее значение в момент , то считается, что произошел переход из в . Фактор, под действием которого происходит переход, называется оператором. Переменная, испытавшая воздействие оператора, называется операндом. Результат перехода - называется образом. Если рассматривать некоторое множество всех переходов системы из состояния в состояние , состояния в состояние и т. д., то такое множество переходов для некоторого множества операндов называется преобразованием. Преобразование может быть представлено в матричной форме или описано с привлечением аппарата математической логики.
  Состояние равновесия, системы может рассматриваться как некоторая тождественность происходящих в ней преобразований, определяющих одинаковое состояние системы на любом шаге ее развития. Под состоянием устойчивости (в отличие от состояния равновесия) понимается сохранение системой состояния независимо от внешних возмущений. Устойчивость с точки зрения управления не всегда положительное свойство, так как такая система не способна гибко реагировать на управление.
  Понятия устойчивости и равновесия в поведении систем, весьма полезны при изучении экономических систем, и, прежде всего, производственных систем. Рассмотрение состояния и поведения системы дает возможность решать вопросы анализа экономических систем и обеспечить предпосылки их функционирования в оптимальном режиме.
  Экономическая система. Основные характеристики
  Экономическая система может быть представлена следующим образом (рис. 1.3.) [2].
  Пространство и время для экономической системы конкретизируют ее пространственное и временное существование и ограниченность.
  Природная среда находится в непрерывном взаимодействии с экономической системой, которая эксплуатирует природные ресурсы: земли, запасы минералов, воды, древесины, - и оказывает воздействие на природу, изменяя ее.
 
  Рисунок 1.3 - Экономическая система (Э) и ее среды:
  общество (О), природа (П), пространство и время
  Экономика является функциональной подсистемой социальной системы, выполняя требования удовлетворения потребностей общества и используя человеческие ресурсы.
  Принцип неограниченности потребностей общества заключается в ориентации экономики на максимальное удовлетворение человеческих потребностей. Эта цель - создание полного изобилия никогда не может быть достигнута в силу действия закона опережающего роста потребностей.
  Эффективность функционирования экономической системы характеризуется экономическими показателями: прибылью, рентабельностью, себестоимостью, производительностью и др. Экономическая система является сложной системой. Изменения, возникшие в одной части системы, вызывают изменения в других ее частях. Так, появление нового продукта в одной из отраслей промышленности приводит не только к изменениям в этой отрасли, но и оказывает воздействие на структуру спроса и потребления, что в свою очередь, определяет новые изменения в производящих отраслях.
  Экономическая система находится в непрерывном движении: она растет и развивается. Понятие роста отражает количественный аспект динамики: увеличение числа элементов, связей, размеров экономической системы. Принцип развития связан с понятием качества, совершенствования системы, возрастания ее потенциала. Макроэкономическая система наращивает потенциал для скорейшего достижения цели-улучшения качества и уровня жизни населения (развитие) и характеризуется реальными показателями повышения уровня жизни (рост).
  Среда экономической системы также является сложной системой. При выделении экономической системы исходят из наличия более жестких связей внутри системы по сравнению со связями между системой и внешней средой. Система и среда характеризуются различными интересами, целями и критериями. Совокупность факторов внешней среды характеризуется:
  сложностью - разнообразием факторов, воздействующих на систему;
  силой воздействия факторов (более существенные и менее значимые);
  динамичностью - скоростью изменений, происходящих в окружении системы;
  неопределенностью - количеством информации, которую имеет система относительно конкретного фактора.
  Сложная экономическая система обладает набором следующих основных характеристик:
  целостность - все части системы (подсистемы) и элементы подчинены единой цели, стоящей перед всей системой. Цель может быть задана системе извне или сформулирована самой системой. Цель может быть сформулирована на качественном уровне или по конкретным количественным экономическим показателям;
  эмерджентность несводимость свойств системы в целом к свойствам её отдельных частей;
  холизм - формализация целостности системы: цели экономической системы должны быть формализуемы, координируемы;
  пространственная и временная определенность и ограниченность означают, что для экономической системы, локализованной и функционирующей н реальном времени, можно построить модель решения задач трёх классов: наблюдения, идентификации и прогнозирования;
  динамичность - экономическая система функционирует и развивается во времени, она имеет предысторию и будущее, характеризуется определенным жизненным циклом, в котором могут быть выделены фазы: возникновение, рост, развитие, стабилизация, деградация, ликвидация или стимул к изменению;
  сложность - экономическая система характеризуется большим числом неоднородных элементов и связей, многофункциональностью, многоструктурностью, многовариантностью развития и другими свойствами сложных систем;
  относительная автономность функционирования экономических систем означает, что в результате действия обратной связи каждая из составляющих выходного сигнала может быть изменена за счет изменения входного сигнала , причём другие составляющие , остаются неизменными;
  функциональная управляемость экономической системы означает, что соответствующим выбором входного воздействия можно добиться получения любого выходного сигнала . Здесь - функциональная управляемая система;
  причинность экономической системы означает возможность предсказывать последствия некоторых событий в будущем. Причинность во времени предполагает такое описание эволюции системы, при котором значения выходных величин в любой момент времени зависит исключительно от предыстории развития системы;
  неопределённость в функционировании экономической системы представляет собой множество возмущающих воздействий , которые сказываются на поведении системы и на исходе принятого решения . Элементы включают как параметрическую, так и структурную неопределенность;
  гомеостатичность системы отражают ее свойство к самосохранению, противодействие разрушающим воздействиям среды. Гомеостатичность - способность осуществлять простейшие формы управления через устойчивость;
  устойчивость системы зависит от уровня и вида экономического объекта, а также от степени "инертности" системы. Система признается устойчивой, если при достаточно малых изменениях условий функционирования экономической системы поведение системы существенно не изменяется;
  инерционность экономической системы сказывается в возникновении запаздываний в системе, реагирующей на возмущающие и управляющие воздействия;
  адаптивность экономической системы определяется двумя видами адаптации: пассивной и активной адаптацией. Пассивная адаптация является внутренне присущей характеристикой экономической системы, которая располагает определенными возможностями саморегулирования (эффект антисипации). Активная адаптация представляет механизм адаптивного управления и организацию эффективного управления экономической системой.
  Описанные характеристики в той или иной мере присущи любой экономической системе: макроэкономической - экономике в целом, крупным секторам экономики, модели которых оперируют синтетическими показателями (общественный продукт, национальный доход, инвестиции и т. п.), - или микроэкономической, изучающей поведение отдельных объектов - предприятий, фирм, потребителей и взаимодействий между ними.
  Исследование экономических систем любого уровня производится с позиций системного подхода, который является научной и прикладной методологией решения крупных проблем.
  Системный подход
  Системный подход - основной принцип построения, функционирования и развития любых систем. Это методология рассмотрения разного рода объектов, процессов, явлений позволяющая осмыслить их сущность - структуру, организацию и другие особенности, закономерности их развития - и, следовательно, оптимальные пути и методы управления ими. Системный подход - это методология научного познания и социальной практики.
  Основные принципы системного подхода:
  процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
  всю проблему необходимо рассматривать как целое, как единую систем и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
  необходимо выявить и провести анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
  цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
  восхождение от абстрактного к конкретному;
  единство анализа и синтеза, логического и исторического;
  выявление в объекте связей и их взаимодействия и пр.
  Системный подход предполагает всесторонний комплексный учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а значит и организацию. Каждая система имеет свои, только ей присущие особенности, свою реакцию на управление, свои формы возможного отклонения от программы, свои виды "помех" и "возмущений" и, наконец, - свою способность реагировать на различного рода воздействия.
  Системный подход отличается от традиционного, предусматривающего расчленение изучаемого объекта на составные элементы и определение поведения сложного объекта как результата объединения свойств входящих в него подсистем. Системный подход основывается на принципе целостности объекта исследования, которыми не обладает ни одна из его частей. Такое свойство целостностной системы называют эмерджентностью.
  Системный подход опирается на диалектический закон взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в мире и в обществе и требует рассмотрения изучаемого явления или процесса не только как самостоятельной системы, но и как подсистемы некоторой суперсистемы более высокого уровня. Системный подход требует прослеживания как можно большего числа связей, не только внутренних, но и внешних - с тем, чтобы ни упустить действительно существенные связи и оценить их эффекты. Практически системный подход - это системная организация исследований.
  Системный подход, основанный на принципе целостности, требует непрерывной интеграции представлений о системе на каждом этапе исследования - системного анализа, системного проектирования, системной оптимизации. Такой подход проявляется в действии ряда следующих общих принципов исследования:
  принцип максимума эффективности проектируемой и функционирующей системы;
  принцип субоптимизации - согласования локальных критериев между собой и с общим глобальным критерием функционирования системы;
  принцип декомпозиции, осуществляемый с учетом требования максимума эффективности. В результате декомпозиции получают многоуровневую структуру системы или процесса ее исследования.
  Системный подход к исследованию объекта на определенном уровне абстракции позволяет решать вполне определенный, ограниченный круг задач, а для расширения (сужения) класса решаемых задач необходимо проводить исследования уже на другом уровне абстракции. Каждый из уровней представления системы располагает определенными возможностями и имеет свои ограничения. Системный подход сам системен. Теория систем органически развивает систему теорий.
  Применение системного подхода для целей исследования объекта носит дедуктивный характер. Выберем в качестве объекта исследований систему . Если является функцией
  ,
  где - входной, - выходной объект,
 то соответствующая система называется функциональной. Иначе такая система называется "вход - выход".
  В кибернетике ее называют "черным ящиком". Этот термин предложен английским ученым У. Р. Эшби. В качестве "черного ящика" принимаются объекты исследования, внутренняя структура (устройство) которых неизвестно. Внешнему наблюдателю таких объектов доступны только воздействия на их входы и реакция на воздействия, проявляющаяся в изменении поведения объектов на выходе. Концепция "черного ящика" дает возможности для объективного изучения систем, устройство которых недоступно исследователю [4].
  Наблюдая достаточно долго за поведением такой системы можно предсказать ее выходные данные при любом заданном изменении на входе. Однако возможности "черного ящика" достаточно ограничены. Системы, характеризующиеся одинаковыми наборами входных и выходных величин и одинаково реагирующие на внешние, возмущения, являются изоморфными. Концепция "черного ящика" плодотворна на стадии исследовании эмерджентных свойств, поскольку именно "черный ящик" олицетворяет систему как нечто целое, чье поведение необъяснимо со структурных позиций. Предсказание поведения целого, основанное на иной платформе (так называемый "белый ящик", "серый ящик"), часто не бывает исчерпывающим, так как сверх предсказанных свойств могут эмерджировать или внезапно появляться новые свойства. Порождаемые свойства в полной мере присущи экономическим системам.
  Любую систему преобразования входов в выходы можно представить как функциональную. Такой уровень исследования называется системно-ориентированным. Исчерпав возможности исследования функциональной системы на этом уровне абстракции, переходят к рассмотрению системы с позиций структурно-функционального подхода. Необходимость учета фактора времени при описании сложной системы, а также рассмотрения поведенческих аспектов в движении и развитии систем приводит к необходимости исследования динамической системы.
  Основные системные понятия вводятся с помощью формализации. Исходя из проблемного анализа ситуации формируется интуитивное, эвристическое описание предметной области исследования, определяются цели исследования и на основе словесного описания экономической системы дается вербальное определение этого понятия, имеющее минимальную математическую структуру, например - минимум аксиом, допускающих основную интерпретацию. Опираясь на результаты первичной формализации, добавляются новые математические структуры, необходимые для исследования функциональных свойств экономической системы.
  Для экономической системы соответствующие множества имеют конкретный экономический смысл, например: множество ресурсов и множество продуктов. Основная функция системы определяется ее назначением - преобразователя множества входных воздействий в выходные. Начинает проясняться структура системы: система должна осуществлять собственно "производство" (или другую деятельность, связанную с конечным результатом, с "миссией" системы) и выполнять управление этой деятельностью. Формируется функциональная структура обеих подсистем: управляющей и осуществляющей производственно-технологическую функцию.
  В рамках системного подхода задачи анализа и синтеза взаимосвязаны и характеризуют две стороны единого цикла процесса исследования.
  1.2 Системы управления в экономике
  Необходимость исследования систем и процессов управления достаточно остро проявилась сразу в нескольких областях. Во-первых, возникла потребность исследования орудий труда с целью автоматизации управления ими. Во-вторых, назрела необходимость в осуществлении оптимального синтеза человеко-машинных систем. В-третьих, появилось научное направление, изучающее структуры и функции биологических систем и имеющее целью как их копирование в технике, так и управление ими. И, наконец, возникла необходимость исследования сложных социально-экономических систем: управления промышленностью, наукой, финансами, государством и др.
  Однако, до настоящего времени, когда речь заходит об управлении, воцаряется странное молчание [2], или - наоборот, возникают оживленные споры и дискуссии. Нет ни общего соглашения о существовании такого предмета, как наука управления (хотя имеется в вузах дисциплина "Теория управления"), ни единодушного мнения, что умению управлять, вообще говоря, можно обучиться. Не следует отрицать возможность овладеть существующими систематизированными знаниями об управлении, с другой стороны - отвергать способность и талант некоторых руководителей интуитивно и быстро принимать верные решения в условиях отсутствия достаточной информации о проблеме. Так, что же такое управление? Это наука или искусство?
  Эволюция управленческой мысли
  Практика осуществления управленческих функций известна с глубокой древности. Египетские пирамиды не могли быть построены без управления, координации и четкой организации работ. Древние греки большое значение придавали искусству управления кораблем, позже - искусству управления государством и др. В XX веке на управленческую мысль начинают оказывать существенное влияние достижения многих наук. Преследуется конечная цель управления, - как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы?
  Положение о том, что управлять можно "научно" в начале XX века (1910г.) нашло наиболее четкое выражение в концепциях "научного управления" Ф. Тейлора, затем в "идеальной бюрократии" М. Вебера, "науки администрирования" Г.Файоля. На базе эмпирических наблюдений Фредерик В. Тейлор создал теорию, в которой отделил функции планирования производственной деятельности от функций реализации планов и отнес первые к области профессионального управления. Теория нашла своих сторонников и противников и способствовала быстрому прогрессу в области управления производством. Генри Файоль в развитие теории управления предложил рассматривать управление как процесс, который подразделяется на стадии: планирование, организация, координация, руководство, мотивация. Файоль сформулировал концепцию строгой вертикальной субординации. Теорию и практику управления, сложившиеся в США в период с 1880 г. по 1920 г., Луис Брейндейс назвал "движением за научное управление". В годы Второй Мировой войны "наука управления" по Тейлору была применена в военной области.
  В 30-х годах в качестве реакции на ограниченность жесткого управленческого рационализма утвердилось другое направление - поведенческое, основанное на привлечении достижений психологии, социологии, культурной антропологии для углубления понимания реальной сути управления в организациях и в более крупных социальных системах. Многие специалисты этого направления выдвигают мысль о том, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Сторонники поведенческого направления считают, что управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу - организацию. Субъектом управления являются члены коллектива или коллектив, объектом управления - организации, предприятия, отдельные службы и пр. Теория управления при этом рассматривается как инструмент, который помогает руководителю принимать решения более целесообразно избегая ненужных ошибок.
  Эти два направления - рационалистическое и поведенческое - развивались параллельно, часто конфликтуя между собой.
  В послевоенные годы развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления, сделавшая с изобретением персональных компьютеров мощный качественный скачек, способствовали началу широкого применения в управлении в 60-е годы системного подхода.
  На рубеже 70-х годов широкую популярность завоевали идеи "ситуационного подхода", который примирил тех, кто делал ставку на рациональные системы, и тех, кто видел главный источник эффективности в людях. В начале 80-х годов маятник вновь качнулся от технократизма к гуманизму в управлении. Сущность изменений в системе управления производством к началу 90-х годов - это, прежде всего, - изменение характера экономического развития, влияние перемен в технологии и уровне подготовки рабочей силы, условий хозяйственной деятельности.
  Последнее десятилетие XX пека предопределило необходимость формирования новых подходов к управлению производством, так как традиционные (валовые объемы продукции и др.) себя уже не оправдывали. В период резкого обострения конкуренции, расширения масштабов и частоты технологических, организационных и прочих нововведений идет ломка существующих стереотипов управленческого мышления.
  "Рационалистические", "механистические" и "тейлористические" подходы к управлению устаревают. Несмотря на это, рационалистическая модель по-прежнему остается основой формирования организационных структур, планирования и проведения экономических расчетов.
  Рост, усложнение и динамизм производственных связей, многовариантность решений при высоких темпах технологических и структурных сдвигов вызывают необходимость быстрой и гибкой переориентации производства и сбыта в условиях неопределенности, постоянной изменчивости, конъюнктуры. В этих условиях основной задачей руководителей становится создание адаптивных, быстрореагирующих управленческих механизмов, реализация "органичных" подходов. Там, где надо экспериментировать, искать, налаживать связи между партнерами в условиях повышенного хозяйственного риска, жесткие административные рычаги становятся неэффективными требуется новое, более гибкое, органичное управление. В практике управления последних лет отчетливо просматривается сочетание "научного управления" с поведенческим (бихевиористическим) и тесное переплетение различных моделей систем.
  Понятие об управлении
  Повсюду в окружающем нас мире (человеческом обществе, природе, технике) протекают те или иные процессы, характер которых зависит от множества сопутствующих им условий и факторов. Изменяя условия протекания процессов, человек может влиять на их характер, изменять их , приспосабливать к своим целям. Такое вмешательство в естественный ход процесса, изменение его и представляет собой сущность управления. Таким образом, можно сказать, что управление представляет собой такую организацию того или иного процесса, которая обеспечивает достижение определенных целей.
  Для лучшего понимания существа процесса управления принято [8] рассматривать пример собаки, преследующей зайца. Для того, чтобы настичь зайца, собака должна определенным образом организовать свои действия, управлять ими. Следовательно, процесс преследования является процессом управления. Началу преследования должно предшествовать появление зайца, то есть создание такой ситуации, когда возникает определенная цель. Однако, прежде чем начать преследование, собака должна оценить сложившуюся ситуацию и сопоставить ее со своими желаниями и возможностями. Оценка ситуации завершается принятием решения о том, следует пытаться догнать зайца или нет. Только после принятия решения о преследовании, собака приступает к организации своего движения, ставя цель догнать зайца за кратчайшее время или при меньшей затрате сил (то есть решить задачу оптимизации).
  Для любого процесса управления характерны следующие этапы:
  1) появление цели, которая ставится только человеком;
  2) сбор и обработка информации;
  3) анализ и оценка сложившейся ситуации;
  4) принятие решения о целесообразных действиях;
  5) исполнение принятого решения;
  6) контроль исполнения решения (при необходимости).
  Таким образом, процесс, управления состоит в принятии решений о наиболее целесообразных действиях в той или иной ситуации на основе собранной информации. Различные виды задач управления отличаются друг от друга способом и последовательностью выполнения этих этапов.
  Имеется много задач, в которых механизмы сбора информации и исполнения принятого решения отработаны настолько, что рассмотрение процесса управления сводится по существу к рассмотрению только четвертого этапа принятия решения. Подобные задачи называют одноэтапными или одношаговыми задачами принятия решения. В действительности все этапы процесса принятия решения находятся в тесной взаимосвязи.
  Иногда процесс управления разбивают на несколько последовательных шагов, причем решение, принимаемое па каком-либо шаге, зависит от результатов выполнения решения предыдущего шага. Такие процессы называют многошаговыми процессами принятия решения. Однако, во многих случаях, разбиение сложного процесса управления на шаги, с четким выделением всех этапов управления на каждом шаге, оказывается весьма трудной задачей. Так, в процессе преследования собакой зайца, стремящегося спастись, непрерывно меняется ситуация. Собака должна постоянно оценивать эту ситуацию и принимать все новые и новые решения, не ожидая результатов выполнения предыдущих решений. В подобных задачах имеют место динамические процессы управления.
  Процессы управления протекают, как правило, в сложной окружающей обстановке. На процесс управления оказывают влияние разнообразные внешние факторы, совокупность которых называют состоянием природы.
  Таким образом, в зависимости от вида решаемой задачи, физической природы объекта или области исследования, или целей управления предложены и встречаются в литературе различные формулировки понятия "управление". В частности:
  под управлением предприятием понимают управление непрерывными параллельными потоками или говорят, что управление - это "защита предприятия от наваливающихся проблем";
  с позиции руководителя организации: управление - это умение правильно определять, формулировать и анализировать проблемы, возникающие в процессе управления организацией, разрабатывать программы (планы), ставить конкретные задачи, принимать правильные решения;
  в науке о человеческом поведении (социологии): управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей;
  или в экономике, где план развития какой-либо системы представляет собой документ, содержащий информацию о воздействиях (в виде капиталовложений, инвестиций, преобразований объектов и т. п.), приводящих к требуемому изменению во времени ее функций и структуры. Здесь управление -это воздействие на объект, выбранное из множества возможных воздействий, на основании имеющейся информации, улучшающее функционирование или развитие данного объекта.
  С позиций кибернетики: управление - это целенаправленное информационное воздействие одной подсистемы на другую с целью изменения ее поведения: (состояния) в определенном направлении в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды.
  Система управления
  Рассмотрим понятие системы управления на примере производственного предприятия. Производство - это целенаправленная деятельность по созданию Чего-либо полезного (товаров, работ, услуг). Производственная система есть сложная динамическая система, в которой осуществляется целенаправленный Процесс преобразования отдельных факторов производства в полезную продукцию.
  Предприятие представляет собой сложную систему управления. Ее сложность обусловлена наличием многих единиц разнообразного оборудования, связанного между собой материальными, энергетическими и информационными потоками, а также тем, что элементами производственной системы являются люди - производственный и управленческий персонал. Попытки полностью описать производственное предприятие и его систему управления единой схемой часто не удаются, либо схема оказывается настолько сложной, что практическое ее использование невозможно. Одним из методов преодоления сложности решения такой задачи является декомпозиция. Применительно к сложной системе управления декомпозиция заключается в разбиении сложного объекта управления на подсистемы.
  Любой целенаправленный процесс, происходящий на производстве, в цехе, в машине, в живом организме или выполняемый человеком, представляет собой организованную совокупность действий - операций, которые условно принято делить на две группы: рабочие операции и операции управления.
  Рабочие операции - это действия, необходимые непосредственно для выполнения процесса в соответствии с природой и законами, определяющими ход процесса.
  Замену труда человека машиной в рабочих операциях называют механизацией. Цель механизации - освободить человека от тяжелых рабочих операций, требующих больших затрат физической энергии (подъем грузов), вредных операций (термические, радиоактивные, химические процессы), однообразных, утомительных для нервной системы человека операций (завинчивание болтом при сборке, выполнение стандартных вычислений, заполнение большого количества типовых документов и пр.).
  Для достижения цели процесса рабочие операции должны организовываться и направляться действиями другого рода - операциями управления. Совокупность операций управления образует процесс управления.
  В соответствии с этим выделим по функциональному назначению в системе - производственное предприятие, две подсистемы: объект управления (ОУ) и управляющий орган (УО). Обобщенная структура предприятия, состоящая из подсистем ОУ и УО, приведена на рис. 1.4. Объект управления можно представить себе как преобразователь ресурсов, на вход которого поступают сырье, материалы, заготовки, полуфабрикаты, рабочая сила и т.п., а выход представляет собой поток готовых изделий.
  На один из внешних входных информационных каналов поступают директивы вышестоящих организаций, государственных структур и т.н. Совокупность этих сведений определяет цель управления. Влияние внешней среды на ОУ, как правило, носит неконтролируемый характер и выражается в случайном изменении его состояния.
  Воздействие окружающей среды на ОУ называют возмущающим воздействием. Примерами возмущающего воздействия внешней среды могут быть такие факторы, как нарушение сроков поставок или снижение качества сырья, материалов, заготовок, изменение условий сбыта продукции, нарушение договорных обязательств смежников и др. Возмущающие воздействия могут возникать и внутри производственной системы. Например, поломки оборудования, случайные нарушения технологических режимов или снижение качества продукции.
  Информационный выход производственной системы представляет собой канал для передачи отчетов о выполнении планов и других видов отчетной информации во внешние управляющие организации более высокого ранга, например объединение или министерство, в состав которого входит данное предприятие. Управляющая (УО) и управляемая (ОУ) подсистемы связаны информационными каналами, по которым передаются управляющие воздействия и сведения о состоянии объекта управления.
  Представленная схема производственной системы и формальная постановка задачи управления весьма обобщены и условны. Они не раскрывают внутреннего строения системы, а лишь иллюстрируют ее внешние и некоторые внутренние связи.
  В качестве УО можно рассматривать техническое устройство или человека, управляющих станком, агрегатом, механизмом; бригадира, осуществляющего руководство бригадой; управленческий персонал цеха или завода. УО должна быть известна цель управления. Он воздействует на ОУ так, чтобы достигнуть поставленной цели. Система управления и любой ее УО производят преобразование входного сигнала в выходной сигнал (рис. 1.4). С математической точки зрения УО осуществляет отображение , согласно которому каждому элементу из множества входных сигналов ставится в соответствие единственный, вполне определенный элемент из множества выходных сигналов . В этом соотношении называется оператором. Задать оператор системы - значит задать правило определения выходного сигнала этой системы по ее входному сигналу.
  Операции управления, также как и рабочие операции, частично или полностью могут выполнять технические устройства. Замену труда человека в операциях управления называют автоматизацией, а технические устройства, выполняющие операции управления - автоматическими устройствами.
  Систему, в которой все рабочие и управляющие операции выполняют автоматические устройства, называют автоматической системой.
  Управляемые процессы имеют место в живых организмах, экономических и организационных человеко-машинных системах. В таких сложных системах функции управления не могут быть полностью переложены на автоматические устройства. Принятие наиболее ответственных решений остается за человеком.
  Систему, в которой автоматизирована только часть операций управления, а другая их часть (обычно наиболее ответственная) сохраняется за человеком, называют автоматизированной системой управления (АСУ). АСУ создаются на нескольких уровнях: технологических процессов (АСУ ТП), предприятия (АСУП), отрасли и т. д. В АСУ широко используется вычислительная техника.
  Виды связей в системах управления
  Свойства систем управления существенно зависят от способа формирования управляющих воздействий.
  Системы, в которых для формирования управляющих воздействий не используется информация о значении управляемых величин, принимаемых ими в процессе управления, называются разомкнутыми системами управления.
  Схема системы имеет вид разомкнутой цепочки, в которой основное воздействие передается от входного элемента к выходному. Операции преобразования информации в технических устройствах выполняются с помощью различных логических элементов ("И", "ИЛИ", "НЕ" и др.).
  Преимущество разомкнутых систем управления состоит в том, что управляющие воздействия изменяются в соответствии с изменением возмущающих воздействий сразу, еще до того, как возмущения успевают существенно изменить значение управляемой величины.
  Системы, в которых для формирования управляющих воздействий используется информация о значении управляемых величин, называются замкнутыми системами управления. Достоинство замкнутых систем управления состоит в том, что в них можно обеспечить достижение цели управления в условиях, когда возмущающих действий много и не все они могут быть измерены, а также в случаях, когда неизвестно наперед влияние возмущений на управляемые величины.
  Совмещение преимуществ разомкнутых и замкнутых систем управления достигается в комбинирован ной системе управления. Здесь в формировании сигналов управления участвуют как информация об основных возмущающих воздействиях, так и информация о значении управляемых величин.
  Вид соединения элементов, при котором выходное воздействие одного элемента передается на вход другого элемента, называется прямой связью. Прямая связь между двумя элементами системы может осуществляться непосредственно или через другие ее элементы. Выходной сигнал одного элемента поступает на вход другого с передаточным коэффициентом промежуточного элемента.
  Вид соединения элементов, при котором выходное воздействие одного элемента передается на вход того же самого элемента, называется обратной связью. Связь называется обратной потому, что передача воздействий в этом случае направлена в сторону, противоположную направлению передачи воздействий в этом элементе. Обратная связь является одним из важнейших понятий кибернетики, она помогает понять многие явления, происходящие в управляемых системах различной природы: экономических структурах, в живых организмах, системах автоматического регулирования.
  Обратная связь бывает внешняя и внутренняя. Внешней, или главной, называется такая связь, посредством которой осуществляется передача части выходного сигнала всей системы управления на ее вход. Внутренние, или местные, обратные связи соединяют выход отдельных элементов или групп последовательно соединенных элементов с их входом.
  Обратная связь, увеличивающая влияние входного воздействия на выходную величину элемента системы, называется положительной, а уменьшающая это влияние - отрицательной. Положительная обратная связь усиливает действие входного сигнала, отрицательная - ослабляет. В экономике на принципе положительной обратной связи основаны системы материального стимулирования, в технике - увеличение коэффициента передачи. Положительными являются обратные связи в схеме межотраслевого баланса. Отрицательная обратная связь способствует восстановлению равновесия в системе. Поэтому системы с отрицательной обратной связью являются относительно устойчивыми.
  Если сигнал обратной связи пропорционален установившемуся значению входной величины и не зависит от времени и скорости ее изменения, то такая обратная связь называется жесткой. Сигналы гибкой обратной связи пропорциональны скорости изменения входной величины. Мерой величины обратной связи служит коэффициент обратной связи.
  Обратная связь играет важную роль в распознавании образов и принятии решений. Положительную обратную связь используют в системах обучения. В организационных системах обратные связи применяют для выработки управляющих сигналов, критерия эффективности управления и оценки качества управления. В экономических системах обратная связь играет важную роль в обеспечении эффективного управления.
  Ознакомившись с видами связей в системах управления можно сформулировать следующее определение системы управления.
  Системой управления называется организованная динамическая система с обратной связью, в которой реализуются причинно-следственные связи с помощью, по крайней мере, двух каналов (рис. 1.5).
  Пусть характеризует вход, определяющий цель функционирования системы управления . Подсистема (УО) вырабатывает управляющие воздействия , передаваемые на вход управляемой подсистемы . На систему оказывают влияние возмущающие воздействия . Результаты работы системы по каналу обратной связи поступают на вход , анализируются и используются для выработки последующих управляющих воздействий.
 
  Рисунок 1.5 - Схема организации системы управления
  Типы задач и координация в системах управления
  Объект управления и присоединенное к нему управляющее устройство образуют систему управления. В системах управления решаются четыре основных типа задач управления: стабилизация, выполнение программы, слежение и оптимизация.
  Задачами стабилизации системы являются задачи поддержания некоторых ее выходных величин - управляемых выходных величин вблизи некоторых неизменных заданных значений , несмотря на действие возмущений , влияющих на значения .
  Задача выполнения программы возникает в случаях, когда заданные значения управляемых величин изменяются во времени заранее известным образом. Подобные задачи возникают на производстве при выполнении работ согласно заранее намеченному графику.
  В тех случаях, когда изменение заданных значений управляемых величин заранее неизвестно, возникает задача слежения, то есть как можно более точного соблюдения соответствия между текущим состоянием системы и значением . Необходимость в слежении возникает, например, при управлении производством товара в условиях непредвиденных изменений спроса.
  Задача оптимизации - установление оптимального, в определенном смысле, режима работы управляемого объекта. Например, управление экономической системой с целью максимальной прибыли, управление технологическими процессами с целью минимизации потерь сырья и полуфабрикатов, и многие другие.
  Комплексную проблему (задачу) сложной системы управления можно разложить на подпроблемы (локальные задачи). Например, комплекс факторов внешней среды организации можно разделить на семь областей: экономика, политика, рынок, социум, технология, конкуренция, международное положение. То есть, для решения задачи управления системой можно составить систему из формально более простых задач, каждая из которых предназначена для изучения объекта в определенном аспекте. Разложение глобальной проблемы на локальные задачи называют декомпозицией, и выполнять ее можно различными способами. Различают: дизъюнктивный тип декомпозиции и конъюнктивный тип декомпозиции.
  В первом случае подсистемы не пересекаются, а локальные задачи не имеют общих переменных. Во втором случае задачи пересекаются и задачи содержат общие показатели. Конъюнктивный тип декомпозиции более сложен, но способен дать новые результаты в случаях, когда речь идет о согласовании конкретных целей (региональных и отраслевых и др.).
  Чтобы комплекс локальных задач, был связан в единую систему, используется принцип координации.
  Для определения уровней локальные задачи подразделяют на: задачи управления и задачи координации.
  Первые содержат независимые переменные исходной глобальной задачи, а задачи координации - не содержат. Связи между локальными задачами разных уровней называются вертикальными, а между локальными задачами одного уровня - горизонтальными (рис. 1.6).
  Системы, где координирующая задача отсутствует, содержат только горизонтальные связи, являются одноуровневыми и называются децентрализованными.
  Многоуровневые системы могут быть иерархическими или пирамидальными. В пирамидальных системах имеются только вертикальные связи, они называются централизовано координированными системами. В иерархических системах есть как вертикальные, так и горизонтальные связи, они называются системами с централизованно децентрализованной координацией. Существуют понятия обратной иерархии и обратной пирамиды. Последние структуры складываются тогда, когда на низшем уровне имеется только одна частная задача.
  Иерархические системы управления (ИСУ) - это системы произвольной природы (экономические, социальные, технические, биологические) и назначения, имеющие многоуровневую структуру в организационном, функциональном или каком-либо ином плане.
  Всем ИСУ присущи следующие особенности:
  вертикальная декомпозиция, или многоуровневая иерархия;
  приоритет действий верхнего уровня, или подчиненность действий (субординация) нижних уровней решениям, принимаемым на верхнем уровне;
  зависимость решений, принимаемых на верхних уровнях иерархии, от результатов, полученных на нижних уровнях, то есть наличие обратных связей в ИСУ (рис. 1.6).
  Широкое распространение ИСУ и их универсальный характер обусловлены рядом преимуществ, которыми они обладают по сравнению с другими системами управления: универсальность, гибкость, надежность, экономичность, способность к адаптации, обобщениям и конкретизации.
  Виды управления в экономике
  Система управления в экономике состоит из "жесткой" и "мягкой" частей, а также сочетания анализа на макро и микроуровнях, взаимного, а не раздельного влияния на производство этих двух частей.
  Как известно, средства производства, в отличие от предметов потребления, переносят свою стоимость постепенно, со временем они обесцениваются, падает их производительность. Сложность состоит в том, что отдача, эффективность средств производства находится в сложной и малопонятной зависимости не только от технического уровня производства, но и от рабочей силы.
  "Мягкая" подсистема в системе управления производством может быть определена как система правил, инструкций и типовых методов выполнении работ и поведения людей. В "мягкую" подсистему управления входят используемые методы управления, система отношений в организации производства, деление на рабочих и управляющих, методы принятия решений, порядок найма, строгий учет времени, самообучение, а также проектирование оргструктур. Сущность "мягкой" подсистемы управления выражается в системе личных отношений, ценностных установок и социального взаимодействия в организации. "Мягкая" подсистема включает в себя также, кроме норм и ценностей культуры, социальный и интеллектуальный потенциал, формирующийся в сфере образования и в обществе в целом. В частности, механизм консультаций между бизнесом и правительством формирует специфический капитал знаний, включающий в себя информацию о рыночных тенденциях, конкурентных отношениях и планах на перспективу.
  Под "жестким" управлением понимается воздействие на систему или процесс, направленное на достижение заданного типа поведения. Процесс управления характеризуется наличием разомкнутого контура, особенность которого состоит в том, что достижение результата не сообщается в устройство управления. "Жесткое" управление реализуется в предположении о полной определенности условий внешней среды. Алгоритмическое и техническое решение системы жесткого управления относительно простое, но область его применения на практике весьма ограничена: простейшие автоматические технические устройства, жесткое администрирование.
  "Жесткая" подсистема в системе управления формируется макрофакторами создающими общие условия, в которых уже действуют микросилы. Эти силы включают государственную, налоговую и инвестиционную, научно-техническую и энергетическую политики, которые влияют на типы и характер предприятий, оборудование, производственные процессы на уровне отрасли или объединения.
  "Мягкая" и "жесткая" подсистемы оказывают существенное влияние на экономику. Общим фактором здесь является влияние технологии. Технология - это больше, чем изготовление орудий груда. Это сознательно организованные средства воздействия на природную или социальную среду и чья эффективность не зависит от характера или способности людей, вовлеченных в процесс производства.
  Макроуровень Микроуровень Подсистемы Жесткая Налоговая политика
 Инвестиционная политика
 Политика научных исследований
 Энергетическая политика Автоматизация
 Заводы и оборудование
 Компьютеризация
 Использование энергии Мягкая Отношения:
 бизнес-государство;
 управление-труд
 Идеология
 Ценностные установки Порядок найма
 Принятие решений
 Распространение информации
 Социальные нововведения
  Экономическая система является сложной системой управления, причем разнообразие структур управления определяется разнообразием экономических систем и процессов, а также разнообразием их характеристик.
  С точки зрения внешней среды экономика выступает:
 o в роли производственной системы, производящей материальные блага, удовлетворяющие определенную потребность;
 o как система целенаправленного преобразования ресурсов;
 o как объект приложения живого и общественного труда;
 o как преобразователь инвестиций во вновь созданный капитал;
 o как информационная система управления процессами функционирования и развития объекта, реализующая функции организации, контроля, анализа, регулирования, координации, планирования и проектирования с помощью соответствующих структур - организационно-хозяйственной и социально-экономической.
  Выделение в экономической системе производственно - технического уровня преобразования ресурсов и информационно - управляющих уровней преобразования информации определяет два типа моделей: 1) моделей объектов управления и 2) моделей процессов управления. Используемые модели, методы, цели и объекты управления существенно различны.
  Подводя итоги рассмотрения концепции управления можно отметить, что сущность управления близка его содержанию и характеризуется целенаправленностью, присущей любым видам систем и процессов управления. Управление реализуется в системах различной природы, в специфических условиях, что создает сложности в процессе их исследования. Методологической базой исследования систем и процессов управления является комплекс принципов, учет которых обеспечивает многообразие, актуальность и эффективность их применения (таблица 1.1).
  Таблица 1.1- Принципы и законы управления
 Принципы и законы исследования систем управления Принципы и законы исследования процессов управления целостность
 системный подход
 организованность
 динамичность
 управляемость
 оптимальность
 многокритериальность
 многофункциональность необходимое разнообразие
 внешнее дополнение
 иерархичность управления
 адаптивность управления
 обязательность обратной связи
 управление воздействием на главный фактор
 принятие решений на основе отбора и преобразования информации
  Любую систему управления можно представить как систему принятия решений. Принятие решений производится на основе отбора и преобразования информации.
  1.3 Экономическая информация в системах управления
  Информация - это необычный ресурс, потребление которого не уменьшает его количества. Информация представляет собой совокупность сведений о фактах, объектах, действиях и идеях, которые имеют достоверное значение. Ее можно создавать, передавать, хранить, искать, принимать, размножать, обрабатывать, уничтожать. Важность информации как экономической категории составляет одну из характеристик современного периода. Как ресурс информация имеет все признаки товара: ее можно продавать, транспортировать, покупать и т.д. Информационный ресурс практически неисчерпаем; с развитием общества и ростом объема использования знаний его запасы не уменьшаются, а наоборот - растут.
  Информация (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - неотъемлемый элемент любого процесса управления в экономических, технических системах, обществе, живом организме. Информация - такое же неотъемлемое свойство материи как масса и энергия. Информация - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных сообщений и т.п. Другими словами, под информацией понимается сообщение устраняющее неопределенность в той области, к которой оно относится.
  Информация выступает необходимым условием трудовой деятельности человека, средством коммуникации между людьми. Без информации невозможно определить цели управления, оценить ситуацию, сформулировать проблему, принять решение и планировать его исполнение. Рассмотрение информации позволяет выделить ряд ее важнейших свойств: полезность, наличие в ней смысла для данной системы, возможность знакового воплощения. Знак, какова бы ни была его природа, является материальным носителем информации. Знаковые преобразования трактуются как переработка информации.
  Состояние системы в определенный момент времени называется событием. Событием является каждая фиксируемая наблюдением количественная или качественная определенность динамической системы или ее состояния.
  Физический процесс, представляющий собой материальное воплощение сообщения о событиях, называется сигналом. Сигнал имеет самостоятельную физическую сущность и существует независимо от содержания происходящего события, и всегда связан с каким-либо материальным объектом или процессом. Сигнал может иметь непрерывную или дискретную характеристику и быть статическим или динамическим. Сигналы можно запоминать и передавать их на расстояние или во времени. Система или среда, в которой осуществляется передача сигнала, называется каналом связи, информационным каналам или каналом передачи сообщений. Множество различных для получателя сведение называется сообщением.
  Применение дискретных сообщений позволяет передавать данные о состоянии, выбранном из сколь угодно большого числа возможных состояний посредством использования немногих различных символов, входящих в алфавит. Оказывается, что любое сложное сообщение можно передать при помощи последовательности, построенной лишь из двух различных символов, например 0 и 1, которые могут соответствовать: 0 - отсутствие сигнала, 1 - наличие сигнала. Таким образом, сообщение о любом событии может быть записано в виде слова в двухбуквенном алфавите.
  Классификация информации
  Классификация информации необходима для комплексного, системного подхода к управлению, для формирования и совершенствования информационной системы, для анализа информационного обеспечения процесса управления.
  Информацию классифицируют по различным признакам, каждый из которых определяет характер использования информации в процессе управления. По аспектам управления информацию разделяют на: экономическую, организационную, социальную, техническую. По характеру предоставления различают информацию: визуальную, аудиоинформационную и аудиовизуальную. Визуальная информация может быть представлена в виде графиков, таблиц, табло и пр. Аудиоинформация - это информация, воспринимающаяся на слух. Аудиовизуальная форма совмещает в себе информацию в виде изображения и звука (киноустановки, телеаппаратура и др.).
  По форме информация может быть цифровая, буквенная и кодированная. По источникам информацию подразделяют на: внешнюю и внутреннюю, входящую и исходящую. По времени активного использования различают информацию:
  постоянную (нормативные акты, долгосрочные задания);
  условно-постоянную (технология, цены, номенклатура продукции);
  переменную - для оперативного (операционного) управления и регулирования хода производства;
  промежуточную, которая накапливается на носителях;
  производную (результаты расчетов и пр.).
  По возможности продуктивного использования выделяют информацию: полезную, ложную и избыточную. Кроме того информацию разделяют по уровням управления и систематизируют по функциям управления.
  Экономическую информацию классифицируют по различным признакам с точки зрения класса задач экономического управления. Экономическую информацию подразделяют на: первичную, вторичную и производную. Первичной информацией является информация, поступившая в систему из внешней среды и возникающая в системе, а вторичной - переработанная внутри системы. Первичная экономическая информация в народном хозяйстве имеет единый источник - процессы материального производства, распределения и потребления, рассматриваемые на уровне технологических операций.
  По признаку отображаемых объектов экономическая информация (ЭИ) классифицируется:
  по фазам воспроизводства: информация о производстве, распределении, обмене, потреблении;
  по факторам воспроизводства: информация о природных ресурсах и средствах производства (основных и оборотных фондах), населении и трудовых ресурсах, продукции и услугах;
  по отраслям экономики: информация о промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле и т. д.

<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу