<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
 В РОССИИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Москва
 2004
 
  ВВЕДЕНИЕ. РОССИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 4
  1. ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО 4
  2. РОССИЯ: ТОЧКА ОТСЧЕТА 5
  3. ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ 6
  4. ЭКОНОМИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ 7
  5. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - ОБЩЕСТВУ 8
  6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 9
  7. ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ 10
  8. ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ 11
  РАЗДЕЛ I 13
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ 13
  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 13
  2. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ 15
  3. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ДВИЖЕНИЯ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ 16
  4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ 19
  РАЗДЕЛ II 21
  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 21
  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 21
  2. БАЗОВЫЕ ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 23
  2.1. Общая стратегия экономического развития 24
  2.2. Структурные реформы и промышленная политика 26
  2.3. Территориальная структура экономики и региональное развитие 31
  2.4. Финансовая и кредитно-денежная система и природная рента 34
  3. БАЗОВЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 37
  3.1. Общие положения 39
  3.2. Политика доходов и система оплаты труда 40
  3.3 Социально-демографическая политика 42
  3.4. Пенсионная реформа 47
  3.5. Реформа ЖКХ 48
  4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ В ЭКОНОМИКЕ 49
  4.1. Структура платежеспособного спроса (подпрограмма 1) 49
  4.2. Структура занятости (подпрограмма 2) 51
  4.3. Структура капитала (подпрограмма 3) 52
  4.4. Структура ВВП (подпрограмма 4) 53
  5. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СЕКТОРА 54
  5.1. Модернизация производственно-отраслевой структуры экономики (подпрограмма 5) 55
  5.2. Модернизация денежно-кредитной политики (подпрограмма 6) 57
  5.3. Модернизация инвестиционной политики (подпрограмма 7) 58
  6. РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОГО СЕКТОРА 59
  6.1. Институциональная реформа организаций культуры, науки и образования (подпрограмма 8) 59
  6.2. Модернизация государственной поддержки (подпрограмма 9) 60
  6.3. Формирование ценностных ориентаций и норм поведения и информатизация гуманитарного сектора (подпрограмма 10) 61
  6.4. Формирование социальной политики (подпрограмма 11) 63
  РАЗДЕЛ III 66
  НОВАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ 66
  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 66
  2. ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 69
  2.1. Общие положения 69
  2.2. Роль ИКТ в деятельности федеральных органов государственной власти 71
  2.3. Ключевые проблемы использования ИКТ 72
  2.4. Приоритетные потребности федеральных органов государственной власти и принципы их обеспечения 78
  3. ВНЕДРЕНИЕ ИКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 89
  3.1. Основы единой государственной политики 89
  3.2. Управление процессами информатизации 91
  3.3. Реализация и финансовое обеспечение единой государственной политики 97
  3.4. Интегрированная информационно-технологическая инфраструктура 101
  3.5. Система электронных закупок 110
  РАЗДЕЛ IV 113
  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 113
  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 113
  1.1. Технологическая сфера развития информационного общества 113
  1.2. Технологическая специализация России в глобальном информационном обществе 114
  2. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 118
  2.1. Задачи и направления мониторинга 118
  2.2. Методологические основы построения модели информационного общества 120
  2. ОСВОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 125
  2.1. Основные направления освоения информационных технологий 125
  2.2. Пилотные зоны потребления информационных услуг 128
  2.3. Информатизация малого и среднего бизнеса 131
  3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 133
  4. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 135
  5. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ 138
  5.1. Подпрограмма фундаментальных исследований 138
  5.2. Подпрограмма прикладных исследований 139
  5.3. Подпрограмма пилотных проектов 140
  5.4. Подпрограмма создания пилотных зон 141
  РАЗДЕЛ V 142
  ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 142
  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 142
  1.1. Общие положения 142
  1.2. Система управления информационной безопасностью 147
  1.3. Этапы программных мероприятий 149
  1.4. Подготовка кадров 154
  1.5. Приоритетные направления НИОКР и критические технологии 155
  2. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 157
  2.1. Общие положения 157
  2.2. Международная кооперация 158
  2.3. Создание условий для экспорта продукции ИКТ отрасли 160
  РАЗДЕЛ VI 162
  ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 162
  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 162
  2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 163
  2.1. Формирование эффективной рыночной среды 163
  2.2. Использование ИКТ в социально-экономической сфере 165
  3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 167
  3.1. Использование ИКТ в деятельности органов власти 167
  3.2. Информатизация органов государственной власти 169
  4. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВА 172
  4.1. Интеллектуальная собственность и производство информации 172
  4.2. Распространение и использование информации 174
 
 
 ВВЕДЕНИЕ. РОССИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
 1. Глобальное информационное общество
  Наша страна, в силу своей истории, потенциала, масштаба, может и должна быть одним из лидеров мирового сообщества. Чтобы этого достичь, нужно правильно выбрать курс, уловить и использовать тенденции, определяющие ход развития цивилизации.
  Разрабатывая стратегию прорыва, важно помнить: те пути, которые еще вчера были для нас магистральными, уже в недалеком будущем могут завести в тупик. Мы вошли в новый век, совсем не похожий на индустриальный мир XX столетия, где мощь страны определялась миллионами тонн угля, чугуна и стали, количеством произведенных станков и прокатных станов. Пришли иные времена, перед человечеством открылись невиданные возможности, и ныне мы в полной мере осознаем: кто владеет информацией - владеет миром.
  Главной движущей силой прогресса становятся знания и технологии обмена информацией. Новый мир - это мир компьютеров и Интернета, мир сотовых телефонов и факсов, мир сетей связи и телевидения, мир высоких технологий, от масштабов и эффективности использования которых напрямую зависит благополучие народов и государств. Выигрывают те, кто делает ставку на производство знаний и информации.
  В отличие от прежних времен, знания перестали быть привилегией избранных. Мощь и богатство государства определяются не той суммой знаний, которая "мертвым грузом" лежит где-то в недрах фундаментальной науки. Они определяются возможностями максимально широкого овладения этими знаниями и, следовательно, скоростью их распространения или, иначе говоря, дееспособностью сети коммуникаций. Чем выше темпы производства и распространения знаний, чем быстрее они претворяются в технологии, в полезные изобретения, тем выше темпы экономического роста.
  Новые средства связи и системы коммуникаций сокращают расстояния, разобщающие людей. Более того, они не знают границ, разделяющих страны и народы. Новые знания, рожденные интеллектом одного, буквально в мгновение ока становятся доступны всем. Мир еще никогда не был столь единым. Складывается глобальное информационное общество, единство которого обеспечено современными технологиями.
  Однако это глобальное общество - далеко не новый Эдем. Развитие информационных и коммуникационных технологий не только объединяет мир, - оно же его и заново разделяет. Все отчетливее становится деление на лидеров, уже осуществивших переход к экономике XXI века, и всех остальных, по тем или иным причинам не сумевших этого сделать. Разрыв между этими двумя группами стран неумолимо нарастает; меняется баланс сил в мире; возникают новые очаги напряженности, источники новых конфликтов. Тех, кто опаздывает, плетется в хвосте общественного прогресса, повторяя и заимствуя достижения своих более успешных, более предприимчивых соседей по планете, ждет незавидное будущее.
 2. Россия: точка отсчета
  У России есть необходимые предпосылки, для того чтобы достойно ответить на вызовы времени. Достижения отечественной науки неоспоримы, школы наших ученых и программистов признаны во всем мире. Российскими компаниями, несмотря на их молодость, накоплен опыт производства товаров и услуг, использующих современные технологии. В значительной степени компьютеризированы многие отрасли хозяйства, в частности - банковская сфера и сфера государственного управления. Люди в нашей стране все более глубоко осознают необходимость использования вычислительной техники и информационных технологий в бизнесе и государственном управлении, в здравоохранении и культуре, в науке и образовании.
  Однако речь пока идет только о предпосылках. По уровню технической оснащенности, по степени развития инфрастуктуры и освоения технологий мы пока отстаем от мировых лидеров. Несмотря на достигнутый в последние годы прогресс, недостаточно развита даже обычная телефонная сеть, не говоря уже о сотовой связи, получившей широкое распространение только в Москве, Петербурге и других крупнейших городах России. На низком уровне находится оснащение персональными компьютерами; доступ в Интернет, особенно в отдаленных регионах, остается редкостью. В самой начальной стадии развития находятся системы "электронного правительства" и электронной торговли.
  Опутанный информационными сетями, наш мир стал не только "компактным", но еще и очень неспокойным. В этих условиях безопасность страны практически полностью определяется уровнем ее технологической и технической оснащенности. Речь идет не только о современном вооружении. Через сеть Интернет почти беспрепятственно осуществляется пропаганда насилия, расизма, наркотиков; чудовищно расширились возможности неконтролируемого воздействия на подсознание, ведутся информационные войны.
  Технологическое отставание чревато для нас экономическими потерями: неспособностью бороться с конкурентной разведкой иностранных фирм и государств, с целенаправленным распространением негативной информации, влекущей экономические потери, с хищениями интеллектуальной собственности. А в случае военных действий оно может обернуться разрушением систем связи страны, поражением вычислительных центров и телекоммуникационных сетей.
  У нашей технологической отсталости есть свои исторические причины, но, какими бы они ни были, мы можем и должны быть готовы ответить на вызовы времени. Мы можем и должны быть среди сильных, а не среди слабых, среди лидеров, а не среди отстающих. В XXI веке Россия обязана решить доставшиеся ей в наследство от прошлого столетия экономические и социально-политические проблемы, опираясь на самые передовые достижения человеческой мысли.
 3. Принципы государственной политики
  Чтобы добиться этого, потребуются скоординированные действия общества и власти, направленные на достижение осознанных целей. Иными словами, нам нужна продуманная, целенаправленная государственная политика.
  Стратегической задачей России на данном историческом этапе является полномасштабное вхождение в глобальное информационное общество в качестве его полноправного участника - при сохранении политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций. Именно таким образом мы сможем решить целый ряд краеугольных проблем, над которыми бьемся уже долгое время:
  - обеспечим подъем общественного благосостояния до уровня ведущих стран мира за счет экономического роста и качественного повышения производительности труда, перейдя от экономики с топливно-сырьевой ориентацией к экономике, основанной на знаниях;
  - преодолеем нынешнее экономическое и технологическое отставание от ведущих западных держав и существенно сократим число угроз национальной безопасности;
  - приобщим граждан России ко всем благам информационного общества.
  Для решения этих задач потребуется создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Это обеспечит быстрое расширение круга потребителей информации, опережающие темпы создания, распространения и использования знаний. Повышение социальной и экономической значимости информации в жизни людей - от управляющей элиты до миллионов рядовых граждан, - привлечет инвестиции в информационный сектор экономики. Прямая зависимость социально-экономического роста от обновления и умножения знаний даст новый толчок развитию образования и науки.
  Новые темпы жизни, связанные с ускорением обмена информацией, побудят властные структуры быстрее реагировать на происходящие перемены, создавать все более эффективные и гибкие механизмы управления. Будет ликвидировано неравенство в доступе к информации - как между регионами страны, так и между разными слоями российского общества, что станет важным шагом к преодолению социально-экономического неравенства и в результате - к снижению социальной напряженности.
 4. Экономика, основанная на знаниях
  Информационное общество - это, прежде всего, информационная экономика, экономика, основанная на знаниях. Мы никогда не сможем решить стоящие перед страной задачи, если не совершим прорыв в экономическом развитии, опирающийся на те преимущества, которые предоставляют нам технологические возможности XXI века. Однако ставить перед собой узкую задачу поддержки одного только информационного сектора - значит заранее обрекать себя на неуспех. Требуется общая коррекция экономической политики.
  Для развития новой экономики необходимо обеспечить спрос на информационно-коммуникационные технологии. Но информационные потребности могут быть значимыми лишь в обществе с высоким уровнем благосостояния, где большинство граждан может без ущерба своему материальному положению пользоваться новыми технологиями и продуктами информационного сектора в повседневной жизни. Это выводит на первый план общую реформу политики доходов, задачами которой становятся планомерное повышение уровня оплаты труда в стране и обеспечение роста совокупного денежного спроса. Пока же рыночный спрос на продукты информационного сектора экономики будет оставаться недостаточным, следует дополнять его спросом, предъявляемым государством.
  Мы должны изыскать возможности для первоочередного стимулирования работников интеллектуального труда - непосредственных производителей новых знаний и технологий, ключевого звена новой экономики, - добиться повышения их благосостояния, достойных условий труда.
  Нужно озаботиться и приоритетным ростом инвестиций в информационный сектор экономики: создать самые благоприятные условия как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, снизить административные барьеры для развития бизнеса. Обеспечив таким образом опережающий рост информационного сектора экономики, мы сможем решить наболевшие структурные проблемы нашего национального хозяйства и существенно повысить общие темпы хозяйственного роста.
 5. Информатизация - обществу
  Любое общество должно быть свободным выбором тех, кто его составляет. Чтобы показать людям реальные блага информационного общества, мало одной пропаганды. Информационное общество получит достаточный импульс для развития только при условии быстрого и успешного приобщения сограждан к его преимуществам.
  Современные технологии необходимо сделать более доступными. На базе сетей общеобразовательных школ и почтовых отделений связи - наиболее распространенных и общедоступных - надлежит активно создавать пункты коллективного доступа в Интернет. Параллельно должна идти работа по подключению к сети Интернет жилых домов. Государству следует стимулировать снижение тарифов в этой области.
  Наука и школа - ключевые сферы с точки зрения вхождения в информационное общество. Без сохранения передовых позиций российской науки наша страна не сможет стать одним из лидеров глобального информационного общества и будет вынуждена довольствоваться копированием иноземных образцов. То же можно сказать и о системе образования: высшие достижения научной мысли, самые передовые технологии будут бесполезны, если люди не научатся ими пользоваться.
  Усилия, вложенные в информатизацию российской школы, дадут двойную отдачу. Во-первых, меняющийся мир не будет для людей чужим. Во-вторых, обновится сама система образования. Сетевое обучение расширит возможности для получения непрерывного образования, обеспечит высокое качество обучения на периферии. Ограниченность материальных или физических возможностей перестанет быть преградой на пути к знаниям. Будет облегчен доступ к отечественному образованию для граждан России, проживающих за пределами страны, для русскоязычного населения сопредельных государств, для иностранных граждан, что, несомненно, усилит влияние России в глобальном политическом и культурном пространстве
  Мы обязаны уделить первоочередное внимание стимулированию информатизации социальной сферы. Государство должно оказать финансовую и технологическую поддержку внедрению телемедицинских технологий. Когда пациент районной больницы за тысячи километров от Москвы сможет гарантированно получать консультации лучших столичных специалистов, когда те же специалисты через телемедицинские сети будут руководить сложнейшими операциями, когда врачи по всей России получат доступ к справочным базам данных, смогут непрерывно продолжать обучение и повышать квалификацию, не оставляя своих занятий, - тогда информатизации будет гарантирована общественная поддержка.
  Информатизация - это ключ к решению множества проблем социально незащищенных и уязвимых категорий наших сограждан.
  Для женщин новые технологии открывают путь к реальному равноправию. Для молодежи - это, опять-таки, полноценное образование, независимо от уровня доходов и места жительства, это новые рабочие места, это возможность не замкнуться в микромире семьи, двора, школы или какой-то группы, а включиться в мир большой России, осознать себя как гражданина, причаститься нашей великой культуры и истории.
  Пенсионерам информационные технологии не дадут "выпасть" из общества, заполнят избыток свободного времени, помогут преодолеть трудности в получении медицинской помощи. Для инвалидов и людей с ограниченной мобильностью компьютерная сеть - это гарантия полноценного участия в общественной жизни, путь к получению образования и работы, возможность читать книги в электронных библиотеках и свежие газеты, делать покупки, общаться с близкими и друзьями.
 6. Информационное общество - эффективное государство
  Основная нагрузка в решении перечисленных стратегических задач неизбежно ложится на государство. Именно государство должно стать катализатором происходящих перемен, координировать деятельность участников процесса движения к информационному обществу
  Информационное общество создает качественно новые возможности для повышения эффективности государства и, одновременно, предъявляет к нему новые требования. Речь идет о создании полноценной системы "электронного правительства", позволяющей наладить процесс оказания органами власти публичных услуг населению и бизнесу, расширить участие граждан в процессах управления страной. "Электронное правительство" - это не просто новые технологии, - это новая система государственного управления. Внедрение системы "электронного правительства" повысит осведомленность людей о деятельности органов власти различных уровней, обеспечит более глубокую и надежную обратную связь между властью и обществом.
  Благодаря "электронному правительству" демократические процессы получат мощный импульс. Создание информационной основы развития демократии снизит барьеры между властью и обществом, властью и личностью. Интерактивное взаимодействие органов власти между собой сделает их работу несравнимо более эффективной. По коррупции, поразившей нашу бюрократическую машину, будет нанесен мощнейший удар.
  Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты. При этом основная общественно значимая информация должна предоставляться населению бесплатно.
  В условиях информационного общества по-новому звучат вопросы взаимодействия государства и средств массовой информации. Мы должны предусмотреть систему мер по развитию и обеспечению доступности электронных СМИ, в том числе в Интернете, чтобы поддерживать единство информационного пространства страны. Параллельно должны быть приняты меры, направленные на предотвращение и противодействие монополизации СМИ на любом уровне. Только реальная свобода слова, защищенная от посягательств чиновников и олигархов, только разнообразие СМИ обеспечат всем общественным группам возможность выражать свои взгляды и интересы.
  На государстве лежит и забота об обеспечении просветительской поддержки движения к информационному обществу. Мы обязаны объяснить людям, на каких основаниях будет строиться государственная политика в ближайшие годы, какие задачи стоят перед страной и к каким результатам должны привести наши усилия. Преимущества жизни в информационном обществе должны быть известны и понятны всем и каждому.
  Развитие процессов информатизации требует обновления законодательной базы. Новые законы должны служить обеспечению свободного доступа к общественно значимой информации, развитию электронной коммерции, электронного документооборота, внедрению электронной цифровой подписи, обеспечению защиты персональных данных.
 7. Защита национальных интересов
  В стремлении использовать преимущества информационного общества мы не вправе забывать и о тех угрозах, которые оно несет с собой. Вопросы отстаивания национальных интересов, обеспечения национальной безопасности, а также тесно связанные с ними вопросы международного сотрудничества должны постоянно оставаться в центре внимания государства.
  Чрезвычайная зависимость современного общества от состояния национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры порождает необходимость создания общенациональной системы обеспечения безопасности ее ключевых элементов. Мы должны разработать современные методы и средства защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, прежде всего - технологий, используемых в Вооруженных силах, на экологически опасных и экономически важных производствах. Необходимо совершенствовать государственную систему защиты информации и государственной тайны. Очень важно обеспечить независимость России в области развития технологий, критических с точки зрения национальной безопасности.
  Государственная политика в области обеспечения национальной безопасности должна поддерживаться соответствующими усилиями на международной арене. Здесь нашей стратегической задачей является отстаивание интересов России в процессе международного регулирования принципов информационного общества, а также налаживание международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности. Наши цели здесь - запрещение разработки, распространения и применения "информационного оружия", обеспечение безопасности международного информационного обмена, налаживание международной координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с компьютерными преступлениями.
 8. Программа действий
  На вызовы XXI века мы должны ответить политикой, достойной великой державы. Только обращаясь к новейшим научно-техническим достижениям и используя их как мощный трамплин для вывода России на новые рубежи развития, мы сможем гарантировать согражданам достойную жизнь.
  Стоящие перед нами задачи сложны и масштабны. Вполне очевидно, что для их выполнения потребуются мощные, поддержанные обществом усилия государства. Эффективность этих усилий будет определяться тем, насколько они планомерны, согласованны и стратегически выверены. Для полномасштабного охвата всего спектра стоящих перед страной задач и их комплексного, системного решения создана настоящая Программа действий "Развитие информационного общества в России".
  Программа нацелена на разработку комплекса мер для обеспечения устойчивого, планомерного, безопасного и эффективного движения России к информационному обществу, определение основных политических, социально-экономических, культурных и технико-технологических предпосылок и условий такого движения, положений и приоритетов государственной политики, обеспечивающих его динамизм.
  Исходя из Окинавской "Хартии глобального информационного общества" и итоговых документов Женевского саммита по вопросам информационного общества в Программе обосновывается специфика движения к информационному обществу в конкретных российских социально-экономических, социально-культурных и государственно-политических условиях.
  Программа носит интегрирующий характер, объединяет различные ведомственные и коммерческие проекты. Она не предполагает радикального пересмотра уже осуществляемых федеральных, региональных и ведомственных программ, но допускает возможность их корректировки
  Для реализации Программы ей необходимо придать надведомственный общегосударственный статус, что обеспечит возможность координации усилий всех участников ее реализации.
  Построение Программы предоставляет возможность варьировать темпы ее осуществления в зависимости от текущей политической и финансово-экономической ситуации, от степени приоритетности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в политике государственной власти, от готовности бизнеса соучаствовать в программных мероприятиях.
  Для реализации такой Программы необходимы ясно выраженная политическая воля и консолидация всего общества. Предстоит долгая, упорная, трудная работа. Но альтернативой могут быть только прозябание, аморальное по отношению к нашим детям и внукам проедание природных ресурсов и плавное сползание страны куда-то в "третий", а то и в "четвертый" мир. Мы не можем этого допустить. Мы этого не допустим. Мы поставим информационные технологии на службу людям и сделаем Россию XXI века богатой, справедливой и счастливой страной.
 
 РАЗДЕЛ I
 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
 1. Основные понятия и общие положения
  Под информационным обществом (ИО) в Программе понимается этап развития общества, на котором научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства.
  В последние десятилетия XX века в ряде государств и на международном уровне были приняты программы, непосредственно нацеленные на продвижение к информационному обществу, на включение в него развивающихся стран. Термин "информационное общество" используется в таких программах для обозначения цели, которая может быть достигнута в ходе повсеместного освоения ИКТ. Считается, что таким образом повсюду в мире может быть обеспечен устойчивый экономический рост, повышено общественное благосостояние, укреплено социальное согласие, реализован потенциал большинства стран мира в области развития демократии и, в конечном счете, обеспечены транспарентное и ответственное управление в мировом сообществе, международная стабильность. В "Окинавской Хартии" ИО (равно как и информационная экономика) понимается как общество глобальное, и потому речь может идти об участии (неучастии) отдельных стран в его жизни и об использовании (неиспользовании) ими его преимуществ, но не о построении изолированного информационного общества в отдельно взятой стране.
  1.2. Технологическую основу информационного общества образуют ИКТ:
 * базовые (производство элементной базы - интегральных микросхем, схем памяти, процессоров и т. п.);
 * первичные (устройства и системы, где информация является как исходным, так и конечным продуктом - компьютеры, телевизоры, телефоны, магнитофоны и т. д.);
 * вторичные (вспомогательные информационные устройства, позволяющие резко повысить производительность и качество выпускаемой продукции и услуг - станки с ЧПУ, банкоматы, другие автоматические и полуавтоматические системы, в том числе заменяющие не физический, а умственный труд человека, то есть обеспечивающие принципиально новую ступень автоматизации, и т. д.).
  1.3. Можно выделить следующие фундаментальные экономические, социальные, культурные и политические характеристики (признаки) ИО:
 * значительная часть ВНП создается в отраслях, непосредственно производящих информационные блага и услуги, а также оборудование для передачи и обработки информации;
 * темпы развития информационного сектора экономики (в т. ч. производства средств связи и телекоммуникационного оборудования) превосходят темпы роста экономики в целом; информационный сектор обеспечивает от 50 до 100% чистого прироста занятости;
 * разработка новых ИКТ и услуг становится одним из основных направлений предпринимательской активности;
 * развитие информационного сектора экономики опирается на устойчивый и расширяющийся потребительский спрос, обусловленный высоким образовательным и культурным уровнем расширяющегося круга потребителей информации;
 * в структуре потребления значительной части социально-активного населения знания и информация играют не меньшую роль, чем традиционные потребительские товары;
 * поведенческие стереотипы, связанные с потребностью занятых в производстве людей непрерывно усваивать и перерабатывать информацию, становятся одним из важнейших факторов трансформации индивидуального и общественного сознания;
 * перераспределение общественного богатства в пользу работников информационного сектора повышает экономическую и статусную ценность образования, заинтересованность человека в приобретении новых знаний и навыков;
 * уровень благосостояния большинства граждан позволяет им широко применять ИКТ и продукцию информационного сектора экономики в повседневной жизни;
 * информация (за исключением отдельных случаев) является открытой и общедоступной, в чем проявляется и утверждается демократический характер гражданского общества;
 * действует система правового регулирования отношений, возникающих по поводу производства, распространения и использования информации и ИКТ.
  1.4. Информатизация общества в национальном и в международном масштабах теснейшим образом связана с глобализацией, выступающей в данном аспекте как общий фон, на котором разворачиваются все другие преобразования. Информатизация - важная часть этих преобразований, одна из самых динамичных и действенных.
  1.5. Путь России в информационное общество должен отвечать ее национальным интересам и исходить из ее особенностей. Как отметил Президент РФ в Послании Федеральному Собранию 16 мая 2003 года, "ни одна страна, каких бы размеров и какой бы богатой она ни была, не может развиваться успешно, если она изолирована от остального мира". Россия участвовала в принятии Окинавской "Хартии глобального информационного общества", Женевских "Декларации принципов" и "Плана действий" по созданию информационного общества, поддерживает и разделяет изложенные в этих документах идеи и поставленные цели.
  1.6. Информация и знания как важнейший производственный ресурс ИО имеют принципиально иную природу по сравнению с прежними символами хозяйственной власти: они более "демократичны", чем земля или капитал, однако далеко не каждый человек в состоянии эффективно воспользоваться теми знаниями, доступ к которым открывается перед ним в информационном обществе. Поэтому в социальном и политическом аспектах информационное общество не является и не может быть однородным; напротив, относительное преодоление в индустриальном обществе традиционных отношений господства и подчинения с избытком компенсируется структурированностью социума, принимающей настолько явный характер, что появились аргументированные предупреждения о возможности перехода "от общества эксплуатации к обществу отчуждения", с его новыми формами социального конфликта.
  1.7. Снижение издержек на получение и передачу информации создает технологические предпосылки для постепенного расширения круга людей, имеющих возможность принимать участие в выработке и принятии политически значимых решений, и постепенного уменьшения неравенства граждан в плане их политических возможностей.
  Однако на практике в развитых странах расширение доступа граждан к информации сопровождается нарастанием политической пассивности. Одна из причин отсутствия интереса к политике, особенно на местном уровне, заключается в том, что люди перестают отождествлять себя с какой-либо социальной группой помимо собственной семьи; виртуальный мир Интернета становится для них новым "местом жительства". Между тем сообщества, возникающие в киберпространстве, не способны стать такими же центрами политической жизни, как сообщества "реального мира", что чревато новыми угрозами для демократии.
 2. Предпосылки развития информационного общества в России
  За последние 7-10 лет в России, остающейся одним из центров мировой науки и культуры, сформировались предпосылки для быстрого и масштабного развития ИО.
  2.1. Информация становится общественным ресурсом развития, а масштабы ее использования - сопоставимыми с традиционными ресурсами (энергия, сырье и т. д.).
  Объем продаж только средств вычислительной техники и информатики (в основном ПЭВМ и периферии) превосходит в России 3 млн. штук в год; объем рынка программного обеспечения превысил 900 млн. долларов. Общий объем отечественного рынка ИКТ в 2003 оценивается в 24 млрд. долларов, что позволяет говорить о макроэкономической значимости ресурса "информация".
  2.2. В России сформировался и быстрыми темпами развивается рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг.
  Несмотря на трудности экономического развития, растет парк вычислительной техники, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации, растет количество корпоративных информационных сетей и число абонентов мировых открытых сетей; численность российских пользователей Интернета превысила 8 миллионов человек. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществляется телефонизация страны, быстро растет рынок средств мобильной связи. В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления.
  2.3. Современная Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т. д.
  2.4. Сформирована и функционирует государственная структура, ответственная за создание и развитие информационно-технологического базиса обеспечения процессов перехода.
  Наличие перечисленных предпосылок не является достаточным условием для автоматического вхождения России в ИО. По оценкам ряда экспертов, по различным параметрам развития ИКТ Россия занимает от 50-х по 90-е места в мировом перечне стран, ранжированном по убыванию готовности к ИО. Движение России к информационному обществу требует комплексных целенаправленных усилий со стороны государства.
 3. Общие задачи движения к информационному обществу
  3.1. Задачей осуществления настоящей Программы является полномасштабное вхождение России в глобальное информационное общество в качестве полноправного участника, что позволит:
 * осуществить переход от экономики, основанной на расширяющемся потреблении природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях;
 * обеспечить качественное повышение производительности труда и экономический рост;
 * преодолеть электронно-цифровой разрыв с ведущими западными державами и таким образом сократить число угроз национальной безопасности;
 * поднять уровень общественного благосостояния до уровня ведущих стран мира;
 * повысить эффективность системы государственного управления;
 * стимулировать развитие отечественной науки;
 * обеспечить гражданам страны возможность пользоваться всеми благами ИО;
 * в полной мере использовать потенциал ИКТ для привлечения граждан страны к участию в общественно-политической жизни и выводу демократии на новый уровень.
  3.2. Достижение поставленной цели возможно только на основе опережающего развития информационного сектора экономики России, активно взаимодействующего со всеми прочими ее секторами и тем самым способствующего повышению темпов хозяйственного роста и гармонизации структуры национального хозяйства. Повторяя и заимствуя, догнать, а тем более вырваться вперед, невозможно. Опираясь на науку, на ее фундаментальные достижения, необходимо ставить цели и намечать параметры, превосходящие уже достигнутые где-либо в мире.
  3.3. В ближайшей перспективе опережающее развитие информационного сектора экономики представляет собой:
 * необходимое условие преодоления кризисных явлений в хозяйственной и социальной сферах;
 * фактор консолидации общества вокруг непреходящих гуманистических ценностей и национально-исторических традиций народов России;
 * инструмент укрепления федеративного государства и социально-экономического выравнивания уровня жизни в разных регионах страны.
  3.4. Предусматриваются три варианта реализации Программы: ускоренный, стабильный и медленный. Основными критериями, характеризующими эти варианты, являются:
 * темпы наращивания численности пользователей компьютерных сетей;
 * темпы создания взаимосвязанного множества виртуальных частных сетей;
 * приоритетность финансирования пилотных проектов развития ИКТ;
 * степень целевой поддержки преподавания дисциплин, связанных с развитием и использованием информационных технологий.
  3.5. Государству отводится ведущая роль в обеспечении развития информационного общества, выражающаяся в осуществлении им функций:
 * координации деятельности различных участников этого процесса;
 * укрепления институтов демократии на всей территории страны, обеспечения прав граждан, создания системы общественного контроля за ходом развития ИО;
 * выработки и правового закрепления политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующих "правила игры" для участников этого процесса;
 * создания адекватной новым условиям законодательной и нормативно-правовой базы, форм и методов административного регулирования, способствующих притоку инвестиций и развитию честной конкуренции;
 * обеспечения активного участия в становлении информационного общества частного сектора экономики;
 * предоставления свободы выбора направлений деятельности предпринимательским структурам, заинтересованным в развитии производства и отечественного рынка информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
  3.6. Государство выступает катализатором происходящих перемен в интересах развития общества и личности и с этой целью:
 * осуществляет необходимые преобразования в сферах науки, культуры, образования и здравоохранения, позволяющие наращивать "человеческий капитал";
 * ведет борьбу с монополизмом и осуществляет контроль за концентрацией собственности в СМИ и телекоммуникационном бизнесе;
 * юридически и технологически обеспечивает права на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения, а также охрану персональных данных, гарантирует гражданам предоставление постоянно расширяющегося набора информационных услуг;
 * гарантирует свободу слова независимо от способов распространения информации;
 * вырабатывает государственную политику по развитию российской части Интернета;
 * целенаправленно использует ИКТ для расширения диалога власти и граждан.
  3.7. Государство является гарантом "цифровой солидарности" всех заинтересованных сторон на национальном уровне, которая обеспечит преодоление разрыва в использовании ИКТ различными общественными группами и в различных регионах России.
  3.8. Государство обеспечивает доступ к общественно значимой информации. Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты. Основная общественно значимая информация предоставляется населению бесплатно.
  3.9. Должно быть обеспечено активное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации международных проектов и программ информатизации. Необходимо сотрудничество с международными организациями, прежде всего с Советом Европы, при формировании рынков аудиовизуальной и деловой информации, развитии рынка телекоммуникаций.
  3.10. Государство обязано адекватно отвечать на вызовы международной, национальной, общественной и личной безопасности, порождаемые движением к информационному обществу, обеспечивать защиту общенациональных политических, экономических и общественных интересов.
  Для этого Россия должна активно участвовать в подготовке и принятии масштабных международно-правовых соглашений, ставящих под контроль производство и распространение потенциально опасных для общества информационных технологий; в координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и компьютерными преступлениями; в выработке действенных мер защиты информационных ресурсов, составляющих национальное достояние, интеллектуальной собственности и авторских прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям.
  3.11. Необходимо смещение центра тяжести процессов информатизации из столицы на периферию, широкое привлечение региональных и муниципальных органов власти к участию в этих процессах и созданию на местах условий для развития информационного общества.
  3.12. Серьезное внимание следует уделить проблеме планирования на основе достижений социальной прогностики, начиная с технологий этого процесса и заканчивая широко разветвленной практикой.
  3.13. Программа развития информационного общества требует широкой просветительской поддержки. Основные положения Программы, программные мероприятия, ее социальная направленность должны быть понятны населению.
 4. Основные направления развития информационного общества в России
  Основные направления развития ИО связаны с созданием развитой информационной среды - совокупности технико-технологических, социально-политических, экономических и социально-культурных компонентов, факторов и условий, при которых информация и знания становятся реальным и эффективным ресурсом социально-экономического и духовного развития страны. Программа предлагает следующий комплекс решений:
 * разработку и реализацию политических, социальных, экономических, правовых, организационных и культурных решений, обеспечивающих движение по выбранному пути;
 * создание и развитие соответствующей производственно-технологической базы.
  4.1. В политическое, социально-экономическое и социально-культурное направления входят следующие компоненты:
 * система мер, необходимых для реализации и защиты на всей территории России прав интеллектуальной собственности и смежных с ними прав (см. VI: 2.1);
 * система мер по стимулированию развития информационного сектора экономики:
 * программа финансируемых государством мер по информатизации важнейших отраслей промышленности, сферы науки, систем образования и здравоохранения (см. III: 4);
 * программа привлечения иностранных инвестиций в формирующийся информационный сектор российской экономики и обеспечения благоприятного инвестиционного климата для иностранных компаний (см. III: 3.4);
 * программа мер по экономическому и организационно-административному стимулированию развития информационного сектора экономики (см. III: 3);
 * программа первоочередных мер по повышению уровня жизни работников сферы науки и образования, имеющая конечной целью увязывание уровня доходов работников с их способностями к творчеству и инновациям (см. III: 2.2-2.3);
 * инвестиционные проекты, ориентированные на оптимизацию мировых информационных и транспортных потоков, использование возможностей России в реализации "закрывающих" технологий и т. д. (см. III: 3.5);
 * система мер по совершенствованию демократических институтов и становлению гражданского общества (см. VI: 1);
 * система мер, направленных на реформирование законодательной базы, регулирующей производство, распространение и использование информации (см. VI: 2).
  4.2. В производственно-технологическое направление входят следующие компоненты:
 * создание технико-технологической базы информационного общества (см. IV: 2.1);
 * система мер по созданию конкурентоспособных информационных технологий и благ на основе использования любых доступных источников инвестиций (государственных и частных, российских и зарубежных), в том числе:
 o программа фундаментальных и прикладных исследований (см. IV: 4.2);
 o программа создания технопарков, свободных экономических зон и других эталонных регионов концентрации высокотехнологического производства (см. IV: 3.4);
 o программа взаимодействия с международными институтами и корпорациями, занимающими лидирующие позиции в производстве информации и наукоемкой продукции (см. V: 2.5);
 * создание и развитие новых информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих реализацию процессов сбора, накопления, хранения, передачи и доставки информации, ее целостность, доступность и конфиденциальность (см. IV: 3).
 
 РАЗДЕЛ II
 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
 1. Общие положения
  1.1. Развитие информационного общества напрямую определяется типом и особенностями реализуемой социально-экономической стратегии. Модель экономического роста оказывает исключительное влияние не только на формирование ресурсной базы трансформации сложившихся социально-экономических и технологических укладов в структурные подсистемы новой экономики, характерной для информационного общества, но и на сам процесс данной системной трансформации.
  1.2. Без нормативных устремлений государства, направленных на модернизацию экономики, обеспечение устойчивого роста и повышение благосостояния российского общества невозможно. В условиях современной России следование ультралиберальной экономической доктрине ("чем меньше государства, тем лучше для экономики") ведет к дальнейшим экономическим потерям и социальным потрясениям.
  Это относится как к формированию новой экономики вообще, так и к развитию информационного сектора в частности. В "Декларации принципов" Женевского саммита по информационному обществу четко проговорено, что "органы государственного управления должны принимать в надлежащих случаях меры для компенсации неэффективности рыночных механизмов, поддержания добросовестной конкуренции, привлечения инвестиций, содействия развитию инфраструктуры ИКТ и приложений на базе ИКТ, использования в максимальной степени экономических и социальных выгод и учета национальных приоритетов".
  1.3. Теоретической основой экономической части Программы служит концепция экономической социодинамики.
  Суть данной концепции, ключевым понятием которой является "несводимость потребностей", состоит в том, что помимо предпочтений, выявляемых рынком, существуют общественные преференции, имеющие внерыночную природу. Данное положение, связанное с принципом взаимодополняемости индивидуальных предпочтений и социальных интересов, порождает следующие следствия:
 * государство выступает в роли самостоятельного рыночного игрока, отвечающего за реализацию несводимых интересов общества. Взаимодополняемость частных предпочтений и общественных потребностей трансформируется, таким образом, во взаимодополняемость индивидуальных субъектов рынка и государства;
 * в условиях, когда на рынке одновременно оперируют индивидуальные субъекты с присущими им предпочтениями и государство, стремящееся реализовать не выявляемые рыночным путем общественные преференции, равновесие достигается лишь тогда, когда предельные издержки уравниваются одновременно предельной индивидуальной и предельной социальной полезностью;
 * классический постулат рационального поведения индивидуумов дополняется принципом рационального поведения государства. Будучи самостоятельным рыночным игроком, государство ведет себя рационально, если в рамках имеющихся у него ресурсов стремится к максимальной реализации социального интереса.
  1.4. В контексте рационального поведения государства следует рассматривать любую его активность, начиная от выявления автономных интересов, определения компетенции и функций органов управления (административной системы), и кончая содержанием конкретных целевых программ. Данный подход является методологической основой настоящей Программы.

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу