<< Пред. стр. 5 (из 7) След. >>
* создание общегосударственных информационных регистров, обеспечивающих ввод, обработку, хранение, накопление достоверной и непротиворечивой информации о ключевых объектах государственного управления, а также доступ к ней на межведомственном уровне;* создание федерального координационного центра управления информационными ресурсами, обеспечивающего централизованное управление созданием и ведением ключевых информационных ресурсов, экономическую эффективность их эксплуатации, безопасность и контроль использования соответствующих данных, организационно-технологическую поддержку межведомственного информационного взаимодействия и обмена;
* создание интегрированной информационно-коммуникационной сети передачи данных, обеспечивающей федеральным органам государственной власти гарантированный уровень коммуникационных сервисов;
* создание сети удостоверяющих центров, обеспечивающих реализацию основных положений Федерального закона "Об электронно-цифровой подписи" и информационно-технологическую поддержку процедур внедрения единых электронных административных регламентов;
* создание единой среды электронного межведомственного взаимодействия;
* создание правительственного портала;
* создание электронной системы закупок для государственных нужд.
3.4.3. Общегосударственным информационным регистром является государственный информационный ресурс, обеспечивающий сохранность и возможность актуализации ключевых информационных объектов, используемых на межведомственном уровне в оперативном режиме для целей государственного управления. Регистр является информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, хранение, накопление и предоставление авторизованного доступа к целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об указанных объектах.
Регистры интегрированы на базе единых стандартов, методики сбора, обработки и использования информации и обеспечивают одновременный совместный доступ к данным на межведомственном уровне.
Регистры выступают в качестве основного источника информации об объектах государственного управления, совместно используемых заинтересованными органами государственной власти.
3.4.4. Регистры должны обеспечить решение следующих задач:
* изменение существующей организационной модели информационного обмена и взаимодействия как на межведомственном уровне, так и органов государственной власти с гражданами и организациями с целью осуществления прямого доступа к информационным услугам и снятию излишних административных барьеров;
* построение информационных ресурсов различных органов государственной власти на основе единых требований к организации учета и хранения данных, за счет создания общих классификаторов, каталогов, справочников, словарей и систем кодификации данных;
* внедрение электронных средств сбора, хранения, аналитической и статистической обработки данных обязательной отчетности, а также электронных средств межведомственного обмена данными.
3.4.5. В целях обеспечения необходимого уровня полноты и непротиворечивости данных, используемых различными ведомствами, необходимо организовать информационный обмен и взаимодействие различных регистров между собой. В качестве основного решения для ключевых объектов государственного управления предлагается использовать уникальные идентификаторы, а для совокупности реестров необходимо предусмотреть разработку единой модели данных.
3.4.6. В первую очередь должны быть сформированы и введены в эксплуатацию следующие ключевые регистры:
* Единый государственный регистр предприятий и организаций, содержащий информацию о коммерческих и государственных предприятиях, сфере их деятельности, принадлежности, и, возможно, предоставляемых услугах и производимых товарах;
* Единый государственный регистр индивидуальных предпринимателей содержит информацию об индивидуальных предпринимателях;
* Единый государственный регистр субъектов естественных монополий;
* Государственный регистр населения содержит информацию о различных аспектах, касающихся каждого конкретного человека (данные о рождении, семейном положении, паспортные данные, данные налогового учета и т.д.);
* Комплекс регистров государственной собственности содержит информацию обо всех аспектах, касающихся государственной собственности на федеральном и региональном (местном) уровнях.
* Кадастр объектов градостроительной деятельности содержит информацию о характеристиках недвижимости, ее владельцах, способах ее использования.
* Государственный земельный кадастр содержит информацию о характеристиках земельных участков, владельцах, способах их использования.
* Регистр движимого имущества содержит информацию о характеристиках движимого имущества, владельцах, способах его использования (прим. Реестр транспортных средств).
* Государственный кадастр природных ресурсов содержит информацию обо всех аспектах, характеризующих природные ресурсы, владельцев лицензий на использование, а также фиксирует способы их использования.
* Государственный регистр лицензий и разрешений содержит информацию обо всех лицензиях и разрешениях, выданных на федеральном и региональном уровнях.
* Регистр государственных информационных ресурсов содержит информацию обо всех государственных информационных ресурсах, используемых на федеральном и региональном уровнях (в частности, в рамках межведомственного взаимодействия);
* Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
* Общероссийский классификатор внешнеэкономической деятельности.
В целях устранения дублирования и упорядочения организации создания и ведения государственных информационных ресурсов необходимо провести работу по их систематизации и описанию.
3.4.7. Формирование единой системы управления общегосударственными информационными ресурсами на межведомственном уровне должно базироваться на создании федерального координационного центра управления информационными ресурсами. Федеральный координационный центр создается как организационная структура, обеспечивающая интеграцию государственных информационных ресурсов и приложений, доступ к которым должен быть реализован на межведомственном уровне.
3.4.8. Федеральный координационный центр обеспечивает на постоянной основе:
* развитие общесистемных и типовых решений по созданию интегрированной информационно-технологической инфраструктуры, предназначенной для интеграции государственных информационных ресурсов, решения вопросов комплексирования информации и оперативного доступа к ней;
* создание средств обеспечения информационной безопасности функционирования государственных информационных ресурсов и систем;
* размещение, обслуживание и поддержку межведомственных информационных систем и общегосударственных информационных регистров, которые не могут быть отнесены к компетенции отдельных федеральных органов государственной власти;
* резервирование и хранение данных из ведомственных информационных систем и ресурсов;
* поддержание целостности общего информационного пространства федеральных органов государственной власти и защищенной информационной среды при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия и обмена, а также информационных услуг, оказываемых государством гражданам и организациям;
* размещение и хостинг по согласованию с ведомствами в случае экономической целесообразности отдельных ведомственных систем и приложений;
* предоставление вычислительных мощностей для нужд отдельных федеральных органов государственной власти;
* приоритетное использование отечественного научно-технического и производственного потенциала при решении проблем информатизации.
Резервирование всех информационных ресурсов Федерального центра обеспечивается созданием Резервного центра.
3.4.9. Создание Федерального координационного центра управления информационными ресурсами обеспечит сохранность и доступность всей совокупности формируемых государственных информационных ресурсов на межведомственном уровне, а также эффективную поддержку межведомственных транзакций и информационного обмена и позволит:
* обеспечить централизацию управления ключевыми информационными ресурсами;
* сократить расходы на разработку, приобретение, внедрение и эксплуатацию отдельных межведомственных систем и приложений.
* обеспечить преемственность деятельности отдельных органов государственной власти в случае изменения их структуры;
* организовать на высоком уровне поддержку размещаемых информационных ресурсов и систем;
* исключить многократное дублирование расходов на создание отдельных информационных ресурсов и систем;
* обеспечить возможность тестирования новых версий информационных систем, разрабатываемых для нужд федеральных органов государственной власти, на аппаратном обеспечении центра;
* организовать безопасность размещаемых в центре информационных систем и ресурсов на необходимом уровне и обеспечить централизованный и эффективный контроль за доступом к данным;
* формировать единые, достоверные источники информации, в тот числе, нормативно-справочной.
3.4.10. Интегрированная федеральная сеть передачи данных должна покрывать всю территорию России и обеспечивать предоставление необходимого набора услуг по передаче данных для нужд органов государственной власти и организации их доступа в сети Интернет.
3.4.11. Целью реализации единой федеральной коммуникационной сети является создание необходимых условий для эффективного функционирования федеральных органов государственной власти на основе предоставления им соответствующих информационно-телекоммуникационных услуг, включая обеспечение доступа ко всей совокупности имеющихся государственных информационных ресурсов.
На данном этапе развития телекоммуникационных технологий с учетом уровня развития уже созданной инфраструктуры целесообразно отказаться от создания собственной обособленной сети передачи данных для нужд федеральных органов государственной власти и использовать каналы и услуги операторов связи при условии ограниченного использования обособленных каналов в случае, если того требует информационная безопасность.
Данный подход позволяет обеспечить эффективное использование существующей инфраструктуры операторов связи, минимизировать значительную долю капитальных вложений и направить основные средства в развитие сетей операторов, выбранных на конкурсной основе в качестве базовых для создания интегрированной федеральной сети.
3.4.12. В рамках централизованного управления необходимо обеспечить проектирование сети и реализацию ее основных узлов, стандартизацию и типизацию используемых при ее построении программно-аппаратных решений, недопущение использования программно-аппаратных средств, не имеющих соответствующих лицензий.
3.4.13. Роль современных средств обеспечения информационной безопасности в связи развитием систем электронного документооборота значительно возрастает. Одной из важнейших технологий обеспечения защищенности электронного обмена является использование электронной цифровой подписи (ЭЦП). В целях ее скорейшего распространения и внедрения в практику деятельности федеральных органов государственной власти необходимо в срочном порядке обеспечить формирование необходимой инфраструктуры удостоверяющих центров. Создание такой инфраструктуры позволит обеспечить управление цифровыми сертификатами ключей ЭЦП и решение следующих задач:
* создание необходимых условий для признания юридической равнозначности ЭЦП в электронном документе собственноручной подписи на бумажном носителе;
* создание единой системы юридически значимой электронной идентификации субъектов (объектов) информационного взаимодействия;
* обеспечение безопасности и разграничения доступа при информационном взаимодействии субъектов (объектов);
* создание единой иерархической системы управления ключами ЭЦП субъектов информационного взаимодействия;
* создание средств электронного нотариата;
* создания средств поддержки электронной коммерции и электронного ведения бизнеса.
Формирование соответствующей инфраструктуры не должно препятствовать созданию новых корпоративных центров, обеспечивающих электронный документооборот в ведомственных или коммерческих сетях.
3.4.14. Основным элементом соответствующей инфраструктуры станет удостоверяющий центр, выполняющий функции по управлению цифровыми сертификатами. Использование иерархической модели формирования инфраструктуры удостоверяющих центров в соответствии с существующей структурой органов государственной власти предполагает создание единого федерального удостоверяющего центра, центров на уровне федеральных органов государственной власти и федеральных округов, а также центров на уровне субъектов Российской Федерации.
3.4.15. Федеральный удостоверяющий центр должен стать высшим уполномоченным органом, гарантирующим подлинность ЭЦП на территории России. Согласно Федеральному закону "Об электронной цифровой подписи" в полномочия центра также должна входить сертификация криптографических ключей, используемых независимыми удостоверяющими центрами.
3.4.16. В целях обеспечения эффективного информационного обмена и взаимодействия на межведомственном уровне, расширения функциональных возможностей ведомственных информационных систем, а также создания единой методологической основы для обеспечения их совместимости необходимо осуществить:
* разработку единых процедур и правил информационного взаимодействия, включающих стандарты взаимодействия на уровне данных на базе XML, стандарты метаданных ("данных о данных"), описывающих структуру и регламенты использования данных, а также систему внедрения таких стандартов;
* разработку архитектуры и информационной модели межведомственного взаимодействия, с учетом возможностей и перспектив развития ведомственных информационных систем;
* формирование и последующую актуализацию специализированного хранилища данных о государственных информационных ресурсах (мета-реестр).
Необходимо обеспечить формирование интегрированной среды электронного взаимодействия на базе Федерального координационного центра управления информационными ресурсами.
3.4.17. Правительственный Портал Российской Федерации является системообразующим элементом инфраструктуры электронного взаимодействия органов исполнительной власти и поддерживает процессы и процедуры функциональной деятельности органов исполнительной власти, определенные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
3.4.18. Портал Правительства Российской Федерации является:
* центральной точкой доступа для всех пользователей сети Интернет к консолидированной правительственной информации и ведомственным услугам. С помощью Правительственного Портала осуществляется оптимизация информационного оборота в системе государственного обслуживания граждан и организаций. Правительственный Портал - это одна из основных "точек входа" в пространство интегрированных государственных информационных ресурсов. Правительственный Портал решает задачу обеспечения полноты и целостности информационного восприятия гражданами действий Правительства в целом. В этом контексте Правительственный Портал решает задачу обеспечения доступа пользователей к информации об исполнительной власти и результатах ее повседневной деятельности.
* универсальным средством навигации по всей совокупности государственных информационных ресурсов и сервисов, представленных в сети интернет. Правительственный Портал выступает как единая система навигации, обеспечивающая пользователю возможность с наименьшими издержками времени ориентироваться в системе информационных ресурсов и сервисов органов исполнительной власти. Обеспечение перехода пользователя к соответствующим его потребностям информационным ресурсам предполагает наличие на Правительственном Портале различных видов информации "вводного" характера, предваряющего полноценные информационные ресурсы и сервисы ведомственных порталов, отнесенные к сфере их компетенции и функциональной деятельности.
* средой электронного взаимодействия органов власти и целевых групп потребителей правительственной информации и услуг. Для системы исполнительной власти Правительственный Портал является ключевым системообразующим элементом инфрастуктуры взаимодействия электронного правительства, обеспечивающим электронное взаимодействие с гражданами и организациями. Через Правительственный Портал граждане осуществляют реализацию своего конституционного права на доступ к информации о деятельности и решениях Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов власти Субъектов Федерации, а также к другой информации, находящейся в распоряжении государственных органов. Правительственный Портал - это одна из площадок расширенного электронного взаимодействия между государством и гражданами, способствующая росту информационной культуры общества, развитию демократических процедур и гражданского контроля над властью.
* каналом информационной и экспертной поддержки граждан и бизнеса по различным аспектам взаимодействия с органами власти;
* организационно-технологической платформой, определяющей и регулирующей развитие интернет-ресурсов органов власти;
* средой поддержки коллективной работы межведомственных рабочих и проектных групп.
3.4.19. Создание Правительственного портала является практической мерой по реализации положений (требований) постановления Правительства Российской Федерации "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" от 12 февраля 2003 года №98, предполагающей:
* создание в российском сегменте сети Интернет общедоступных информационных ресурсов, содержащих сведения о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в соответствии с перечнем, утвержденным указанным постановлением, включая сведения о деятельности органов при Правительстве Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации;
* создание дополнительных справочно-информационных ресурсов и соответствующих интерактивных пользовательских информационных сервисов, обеспечивающих реализацию конституционных прав, обязанностей и законных интересов граждан и организаций;
* создание дополнительных возможностей для граждан и организаций по участию в обсуждении проектов решений Правительства Российской Федерации, в том числе проектов законов, программ, концепций и иных документов;
* создание механизмов по информационному взаимодействию со средствами массовой информации, в том числе региональными, а также научными, экспертно-аналитическими и иными организациями;
* создание возможностей для оперативного формирования сетевой инфраструктуры и информационных ресурсов в соответствии с текущими и перспективными задачами и планами Правительства Российской Федерации;
* создание действующих моделей информационной поддержки межведомственного взаимодействия по реализации конституционных задач, функций и полномочий Правительства Российской Федерации, в том числе взаимодействия органов исполнительной власти федерального и регионального уровней;
* создание программно-технологической, коммуникационной и организационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие Аппарата Правительства и федеральных органов исполнительной власти по формированию информационных ресурсов, управлению интерактивными сервисами, а также подсистемами Правительственного портала;
3.4.20. Целью создания Правительственного Портала является:
* повышение информационной открытости и прозрачности деятельности органов исполнительной власти и Правительства Российской Федерации в целом;
* повышение осведомленности граждан о деятельности Правительства Российской Федерации;
* повышение эффективности процедур общественной экспертизы решений, разрабатываемых и принимаемых органами исполнительной власти и Правительством Российской Федерации;
* упрощение предоставления органами власти услуг населению и организациям;
* повышение эффективности межведомственного информационного обмена и взаимодействия в части обеспечения доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти и предоставлению интерактивных сервисов;
* повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и Аппарата Правительства Российской Федерации, совершенствование системы управления, повышение оперативности и эффективности принимаемых решений, повышение производительности работы сотрудников.
3.4.21. В целях унификации и обеспечения интеграции ведомственных инфраструктур необходимо осуществить разработку технологического стандарта, определяющего специфические требования по его реализации и внедрению, а также учитывающего специфику деятельности федеральных органов государственной власти для следующих категорий информационных систем:
* системы межведомственного взаимодействия и информационного обмена;
* системы взаимодействия с населением, обеспечивающие предоставление через Интернет или другие каналы связи органами государственной власти информации и услуг гражданам и организациям (порталы и центры телефонного обслуживания);
* транзакционные и учетные системы, обеспечивающие поддержку выполнения федеральным органом государственной власти своих основных задач и функций;
* системы управления ресурсами, обеспечивающие поддержку деловых процессов и административных регламентов деятельности федеральных органов государственной власти;
* офисные системы, используемые сотрудниками федеральных органов государственной власти в своей повседневной деятельности для подготовки документов и обмена информацией;
* информационно-аналитические центры и системы, обеспечивающие сбор, обработку, хранение и анализ данных о результатах выполнения федеральным органом государственной власти своих основных задач и функций;
* системы управления электронными архивами документов;
* системы управления проектами;
* системы информационной безопасности;
* системы управления эксплуатацией (включая системы управления инфраструктурными компонентами).
3.4.22. В целях обеспечения уровня квалификации государственных служащих в сфере информационных технологий необходимо организовать единую систему подготовки и переподготовки кадров на основе:
* определения квалификационных требований к различным категориям государственных служащих в сфере использования ИТ;
* внедрения единых унифицированных процедур оценки квалификационных навыков сотрудников в области применения современных информационных технологий;
* создания и развитие инфраструктуры региональных центров по подготовке и повышению квалификации государственных служащих в области информационных технологий;
* разработки и финансирования программ обучения для различных категорий государственных служащих.
3.5. Система электронных закупок
3.5.1. Система электронных закупок продукции для государственных нужд должна сформировать единое информационное пространство, объединяющее автоматизированные системы для обслуживания федеральных государственных закупок, а также системы региональных государственных закупок.
Создание электронной системы федеральных государственных закупок требует решения большого числа нормативных, правовых, методологических, методических, организационных и технологических вопросов. Так, действующим законодательством в сфере государственных закупок не предусмотрены нормы, непосредственно относящиеся к применению средств электронной торговли при проведении процедур закупок продукции для государственных нужд. Отсутствие инфраструктуры Удостоверяющих центров и практическое бездействие закона об электронной цифровой подписи препятствуют переходу к использованию электронных документов при совершении закупок.
Согласно зарубежному опыту, применение средств и методов электронной торговли в государственных закупках может снизить затраты на их осуществление на 20 -40%.
3.5.2. Для внедрения системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для государственных нужд необходимо разработать единый кодификатор товаров, работ и услуг. Разрабатываемый Госстандартом России Единый кодификатор предметов снабжения способен решить данную задачу по товарам по мере наполнения его кодами всех групп товаров. Но, кроме товарных групп, в кодификаторе необходимо предусмотреть также и работы и услуги. Единый кодификатор необходим и для работы обслуживающих подсистем системы электронной торговли: ведения реестров закупок, мониторинга цен на закупаемую продукцию, составления статистической отчетности, планирования и прогнозирования объемов закупок и других.
Решение всего комплекса нормативных, правовых и организационных задач требует длительных и скоординированных усилий ряда федеральных ведомств. Чтобы получить скорейшую отдачу от средств, вложенных в создание федеральной электронной системы государственных закупок, планируется поэтапный ввод в действие отдельных ее элементов.
3.5.3. На первом этапе будет введен в действие портал государственных закупок, задачей которого является сбор и централизованная публикация сведений о проводимых закупках в объемах, установленных статьями 12 и 21 часть 5 Федерального закона от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", а также п.39 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти". Создание портала государственных закупок позволит повысить открытость и прозрачность закупочных процедур, предоставит информационную основу для сопоставления результатов конкурсов, практического применения критериев оценки эффективности проведенных закупочных процедур, оперативного выявления некоторых видов нарушений правил и процедур проведения конкурсов. Размещение на портале типовых форм документов, методических рекомендаций и учебных материалов будет способствовать росту квалификации специалистов и повышению качества проведения конкурсов.
3.5.4. На втором этапе, по мере накопления информации в базах данных портала государственных закупок появится возможность формирования сводной отчетности и проведения аналитических исследований, будет сформирована база данных по ценам и номенклатуре предлагаемых и закупаемых товаров (работ, услуг) с учетом региональных и других различий. Получат развитие обеспечивающие подсистемы - ведения архива государственных закупок, мониторинга цен на закупаемую продукцию, составления и представления статистической отчетности, планирования и прогнозирования объемов закупок. Возможность представлять сведения в электронной форме позволит начать переход к электронному документообороту, при сохранении представления юридически значимых документов в традиционной бумажной форме.
3.5.5. На третьем этапе станет возможным полноценное использование технологий электронной торговли при проведении конкурсных и внеконкурсных закупочных процедур.
3.5.6. Внедрение инструментов электронной торговли в систему федеральных государственных закупок будет способствовать и развитию электронной торговли в России. Наличие стройной системы управления государственными закупками, широкое использование государственными заказчиками конкурсных технологий при размещении заказов, широчайший ассортимент и большие объемы закупок позволяют предполагать, что решения, успешно апробированные в системе государственных закупок, будут также использоваться и на иных рынках. Развитие электронных технологий государственных закупок будет способствовать широкомасштабному использованию аналогичных технологий другими субъектами рыночных отношений, в том числе, субъектами естественных монополий, информационно-маркетинговыми центрами и коммерческими электронными торговыми площадками.
РАЗДЕЛ IV
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
1. Общие положения
1.1. Технологическая сфера развития информационного общества
1.1.1. Успехи в создании технической базы, освоении, использовании и развитии информационных технологий обеспечивают конструкционную основу построения информационного общества. Среди сформировавшихся в России предпосылок перехода к информационному обществу технико-технологические предпосылки (постоянно и стабильно растущий парк вычислительной техники, увеличение объемов продаж программного обеспечения, значительные темпы развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, быстрый рост числа пользователей Интернета, электронной почты, средств доступа к данным и т. д. - см. Раздел I: 2) являются особенно значимыми.
1.1.2. Цель настоящего раздела Программы - определение государственных приоритетов в области развития ИКТ, ориентированных на устойчивый, равномерный и эффективный переход России к информационному обществу, обеспечивающих общенациональные политические, экономические и общественные интересы.
1.1.3. Ведущую роль в процессе информатизации страны - создании технической базы и освоении, использовании и развитии информационных технологий - играют бизнес-структуры. Но их позитивная роль ограничивается естественной ориентацией в первую очередь на создание новых и расширение существующих рынков и, в конечном итоге, на получение дополнительной прибыли. Потому основным направлением государственной политики в производственно-технологической области является проведение ориентированных на обеспечение государственных и общественных интересов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также реализация пилотных проектов, не имеющих очевидных перспектив с точки зрения извлечения прибыли.
1.1.4. В качестве основной методической установки в Программе используется сочетание анализа и прогностики взаимозависимых процессов освоения, применения и развития ИКТ. Необходимо обеспечить должную степень системной увязки при определении подходов к решению долгосрочных задач развития ИКТ и отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, а также при определении подходов к решению краткосрочных и среднесрочных задач освоения и использования ИКТ для роста экономики и развития личности.
1.1.5. При рассмотрении технико-технологических аспектов построения информационного общества целесообразно разделить сферы информатизации следующим образом:
* государственная сфера - к ней относятся все органы власти, а также организации, финансирование которых осуществляется из средств бюджетов всех уровней.
* частный бизнес. Данная сфера в свою очередь разделяется на две:
o крупный бизнес - компании, которые самостоятельно в состоянии решить все возникающие у них проблемы информатизации и влияние на которые со стороны государства может быть лишь косвенным;
o средний и мелкий бизнес - компании, которым может потребоваться внешняя поддержка при решении проблем информатизации;
* население - к этой сфере относится общество как совокупность всех граждан России.
1.2. Технологическая специализация России в глобальном информационном обществе
1.2.1. Важным аспектом технологического раздела Программы является выделение в качестве приоритетных тех областей развития информационного общества, в которых Россия имеет опережающий задел по сравнению с другими странами и в состоянии разработать и вывести на рынок конкурентоспособные решения. Такие области должны стать основой технологической специализации страны в будущем международном разделении труда.
Типичная картина современного международного разделения труда выглядит следующим образом: более богатая и развитая страна определяет решаемую задачу и собственными силами находит пути ее решения. После этого задача передается для программной и аппаратной реализации решения менее богатому партнеру, располагающему достаточно квалифицированными и при этом недорогими кадрами программистов и технологов.
1.2.2. Наиболее очевидным направлением выхода России на международные информационные рынки и включения в описанную схему является разработка системного и прикладного программного обеспечения.
В России представлены практически все основные направления разработки прикладных информационных систем. В настоящее время в стране действует более тысячи компаний, работающих в области информационных технологий. Превращение производства программного обеспечения в одно из приоритетных направлений экономической и инвестиционной политики требует относительно небольших капиталовложений и представляется рациональной стратегией, обещающей быструю отдачу. Неотложными мерами, способствующими повышению конкурентоспособности российских компаний, работающих в области информационных технологий, являются содействие созданию компаний для поиска и размещения заказов зарубежных фирм на разработку программного обеспечения и создание системы информационной и юридической поддержи малых предприятий в сфере прикладных информационных систем.
Такой путь опробован некоторыми странами и вполне оправдан в краткосрочной перспективе, однако ориентация исключительно на него фактически ставит Россию в положение бедного партнера и уже поэтому не может быть стратегическим путем выхода на международные рынки.
1.2.3. В долгосрочной перспективе у России имеются альтернативные возможности, основанные на использовании высокого интеллектуального и образовательного уровня общества и сулящие значительно большие выгоды как с экономической точки зрения, так и в плане ускорения научно-технического прогресса страны. Одной из сфер деятельности, в которой Россия занимает передовые позиции, является сфера фундаментальных исследований в области теоретической информатики. Необходимо создание механизмов использования опережающих отечественных информационных технологий в интересах информатизации страны.
В стране имеется ряд крупнейших научных школ, коллективы которых получили крайне важные результаты в различных областях информатики (получив значительный опыт совместных работ с зарубежными партнерами) - в интеллектуальной обработке данных, математическом моделировании, вычислительной математике. Во многих областях работы отечественных ученых превосходят мировой уровень. Эти исследования могут служить базой для определения места России в международном разделении труда при переходе к информационному обществу.
В рамках описанной выше схемы международного сотрудничества российские ученые могут брать задачу на начальной стадии ее исследования и находить принципиальные пути ее решения. После этого программная реализация осуществляется либо силами собственных программистов и технологов, либо силами программистов и технологов из менее развитых стран, традиционно занятых такой деятельностью. Первый путь вполне пригоден и для экономически выгодного решения собственных научно-технических проблем. Второй путь может оказаться более предпочтительным в тех случаях, когда можно найти экономически выгодного партнера для исполнения менее квалифицированной работы.
Используя описанную выше стратегию, Россия не просто органично войдет в круг развитых информационных держав, но и займет в нем одно из ведущих мест - место производителя интеллектуального обеспечения.
1.2.4. Традиционно под сферой информатизации понимают создание аппаратного обеспечения (hardware) и программного обеспечения (software). Относительно новым является понимание того факта, что для эффективной информатизации требуется разработка интеллектуального обеспечения (brainware).
Под аппаратным обеспечением в широком смысле понимается весь парк технических средств, необходимых для реализации информационных технологий. Сюда входят ЭВМ, линии связи, системы спутниковой связи и т.п.
Программное обеспечение делится на две относительно самостоятельные части: системное программное обеспечение и прикладное программное обеспечение. К области системного программного обеспечения относятся средства обеспечения функционирования аппаратного обеспечения - операционные системы, драйверы, маршрутизаторы, системы управления базами данных и т. д. К области прикладного программного обеспечения относятся программы, предназначенные для решения задач пользователя. Системное программное обеспечение служит для реализации прикладного программного обеспечения. В свою очередь, прикладное программное обеспечение позволяет использовать системное в решении конкретных задач.
1.2.5. Еще несколько лет назад основное внимание уделялось разработке аппаратного обеспечения, стоимость которого составляла основную долю в бюджетах проектов новых систем. В настоящее время эта доля существенно снизилась. По мере появления средств аппаратного обеспечения, обладающего техническими характеристиками, вполне достаточными для современных потребностей, и насыщения рынка этими средствами было осознано, что без соответствующего уровня развития программного обеспечения новая аппаратура остается практически бесполезной, и акцент сместился на разработку программного обеспечения, реализуемого на готовом аппаратном обеспечении. Начался второй этап развития информационного общества. Затраты на разработку программного обеспечения стали составлять большую часть расходов на новые проекты. Ведущее место заняли крупные фирмы, занятые разработкой нового программного обеспечения. Разработка аппаратного обеспечения переместилась из высокоразвитых стран в менее развитые.
1.2.6. На первой стадии этого этапа основное внимание разработчиков было сосредоточено на создании системного программного обеспечения. Именно тогда были созданы основные операционные системы, СУБД и т. п., используемые в настоящее время. После того, как был достигнут уровень развития системного программного обеспечения, соответствующий имеющимся техническим средствам, стало ясно, что созданные программно-аппаратные комплексы способны решать значительно более широкий класс задач, чем автоматизация простых рутинных операций, для которой они разрабатывались. Узким местом стала адаптация систем к конкретным приложениям.
1.2.7. В настоящее время происходит переход ко второй стадии, которая характеризуется переносом основного внимания на разработку прикладного программного обеспечения, направленного именно на решение конкретных прикладных задач. Вторая стадия этапа характеризуется более пристальным интересом разработчиков к анализу задач пользователя и алгоритмов их решения; на основании результатов этого анализа определяются требования к используемому программному обеспечению.
Именно эта область наиболее активно развивается в настоящее время. Доля стоимости разработки системного программного обеспечения в проектах снижается, а доля стоимости разработки прикладного программного обеспечения растет. Аналогично тому, как это имело место при переходе от первого этапа ко второму, одновременно со снижением стоимости происходит перемещение основных центров разработки системного программного обеспечения из передовых стран в менее развитые ("оффшорное программирование").
В настоящее время международный рынок насыщен масштабными программными системами, и очень часто заказчик может выбрать готовую систему для решения своих задач. В этих условиях обнаружилось, что для повышения эффективности информатизации необходимо адаптировать приобретаемую систему к характеру решаемых задач, поскольку большие универсальные программные системы обладают массой возможностей, не нужных каждому индивидуальному заказчику. Из-за этого не только возрастает цена систем, но и осложняется их эксплуатация.
В последние годы, однако, стало заметно, что большая часть разрабатываемого прикладного программного обеспечения тоже не до конца использует возможности современных информационных технологий. Принципиальные возможности систем аппаратного и программного обеспечения существенно выше, чем нужно для типичных современных прикладных программ. Как правило, задачи современных прикладных программ малоинтеллектуальны и обеспечивают автоматизацию более или менее рутинных операций. С практической точки зрения, они просто сокращают время решения задач, которые в принципе можно решить и без них.
1.2.8. Разработка аппаратного обеспечения и системного программного обеспечения к настоящему времени превратилась в сферу массового промышленного производства, эффективность которого определяется в первую очередь организацией работ. В значительной степени то же самое относится и к разработке прикладного программного обеспечения. Выход России на передовые позиции на международном рынке в этих областях представляется малореальным, поскольку Россия традиционно преуспевала не в массовом производстве высококачественных, но стандартных продуктов, а в создании уникальных передовых продуктов.
Третий этап развития информационного общества характеризуется повышенным вниманием к разработке интеллектуальных прикладных программ, предназначенных для решения задач, которые в принципе не могут быть решены без современной вычислительной техники, так как связаны с анализом огромных объемов информации и использованием достаточно изощренных алгоритмов.
Разработка интеллектуального обеспечения становится объектом реальных крупных инвестиций. Этот процесс особенно ускорился после недавнего кризиса высоких технологий в их традиционном понимании. Складывается новое понимание области высоких технологий; центральное место занимает именно создание интеллектуальных методов. В настоящее время этот процесс находится на начальной стадии, поэтому быстрое включение России в активную разработку интеллектуальных технологий и занятие места ведущего производителя на мировом рынке позволит эффективно использовать накопленный научный потенциал в интересах развития страны.
1.2.9. Программа определяет приоритетные области развития информационного общества, где Россия имеет опережающий по сравнению с другими странами задел и где она в состоянии разрабатывать и выводить на рынок конкурентоспособные решения. Такие области рассматриваются как основа технологической специализации России в будущем международном разделении труда. Прикладные исследования в области ИКТ целесообразно ориентировать на решение насущных задач информатизации, на превентивное научно-технологическое обеспечение процесса закрепления России в качестве ведущего производителя перспективных информационных технологий.
Выделяются следующие блоки технико-технологических задач в области развития информационного общества:
* задачи в области освоения информационных технологий;
* задачи в области использования информационных технологий;
* задачи в области развития информационных технологий.
1.2.10. Реализация Программы должна обеспечить необходимый и достаточный уровень технической самостоятельности России в разработке базовых информационных технологий и производстве микроэлектроники.
Возможность достижения этой цели определена высоким интеллектуальным уровнем российского общества, наличием большого числа высококлассных специалистов, высоким качеством образования и благоприятной инвестиционной обстановкой. Россия располагает существенным научным заделом для разработки передовых информационных технологий, в том числе и опережающих мировой уровень.
1.2.11. Стратегическая цель Программы - сохранение лидирующего положения России в этих областях и интенсивное развитие передовых разработок. Достижение этой цели требует сохранения научно-технического потенциала и обеспечение притока молодых кадров в перспективные области исследований и разработок.
2. Мониторинг развития информационного общества
2.1. Задачи и направления мониторинга
2.1.1. В условиях новой экономики значительно изменилась роль государства в модернизации общества. Государство не может руководить действиями всех непосредственных исполнителей; оно может лишь создавать благоприятную обстановку для тех мероприятий, которые представляются уместными. Для того чтобы действия, способствующие реализации Программы, были разумными и своевременными, необходимо наличие полной оперативной информации о ходе ее выполнения и последствиях информатизации. В связи с этим особое значение приобретает проблема мониторинга развития информационного общества.
2.1.2. Задачей мониторинга является объективная, очищенная от эмоций оценка сложившейся ситуации в каждой сфере информатизации на каждом ее этапе. Формирование системы мониторинга развития информационного общества предполагает создание:
* средств сбора, транспортировки и хранения данных;
* средств верификации, выявления закономерностей и прогнозирования;
* средств структуризации и анализа данных.
2.1.3. Любая система мониторинга включает две основные подсистемы:
* сбора, транспортировки и хранения первичных данных;
* обработки данных, обеспечивающую решение задач верификации данных, анализа и прогнозирования.
Подсистемы первого вида являются более или менее стандартными и широко используются в различных областях. Пользователи таких подсистем собирают огромные объемы информации, как правило, плохо используемой ввиду невозможности их анализа за приемлемое время без использования средств автоматизации. Собираемая информация может быть противоречивой и неполной, кроме того, она достаточно быстро устаревает. Подсистемы второго вида предназначены для определения пропусков и противоречий, а по возможности, - их устранения за счет анализа контекста. Еще одной задачей, решаемой системами интеллектуального анализа данных, является выделение из этой информации простых и ясных правил, обрисовывающих сложившуюся ситуацию и дающих обоснованные рекомендации по исправлению и восполнению информации.
2.1.4. Развитие систем обработки и интеллектуального анализа информации является тем направлением, в котором у России есть все возможности занять лидирующее положение в мире. Разработанные российскими учеными методы анализа информации, распознавания образов и прогнозирования позволяют выделять в реальном режиме времени наиболее важные особенности сложившейся ситуации, определять узкие места и вырабатывать оптимальную стратегию развития.
2.1.5. Основными источниками данных для системы мониторинга развития информационного общества могут быть данные статистических исследований и результаты специальных социологических опросов. При этом создание средств импорта статистических данных из разнородных источников и результатов социологических опросов потребует проведения комплекса целенаправленных междисциплинарных работ. Транспортировка и хранение данных будут реализованы с помощью стандартных средств.
2.1.6. Развитие информационного общества представляет собой совокупность большого числа взаимосвязанных процессов. Данные о развитии информационного общества неизбежно будут разнородными, часто неполными или недостоверными, внутренне противоречивыми. Для полноценной обработки данных такого рода необходимо применение специально разработанных средств верификации, позволяющих как выявлять ошибки, неточности и противоречия, так и осуществлять их коррекцию. Для получения адекватной картины заведомо недостаточно использования только статистических характеристик. Большую ценность представляет информация о наличии и виде скрытых закономерностей и взаимосвязей в данных. Эта же информация необходима и для высококачественного решения задач прогнозирования и других задач интеллектуального анализа данных.
Темпы развития средств интеллектуального анализа данных в настоящее время существенно выше, чем средств вычислительной техники, телекоммуникаций, системного программного обеспечения. Поэтому использование представленных на рынке решений в данной области в самом ближайшем будущем неизбежно приведет к необходимости их замены. Выходом является ориентация на уникальные отечественные разработки, существенно опережающие в данной области зарубежные аналоги.
Здесь следует выделить подход, основанный на анализе прецедентов и применении алгоритмов распознавания образов. Он хорошо зарекомендовал себя в ситуациях, где построение физических моделей не дает удовлетворительных результатов, но в то же время анализируемая система является структурно стабильной, то есть общие закономерности ее функционирования со временем изменяются не слишком резко.
2.2. Методологические основы построения модели информационного общества
2.2.1. В качестве совокупности объективных и характерных критериев вступления в информационное общество рассматриваются:
* демассификация и разукрупнение производства;
* утверждение разнообразия в типах техники, товарном ассортименте и видах услуг;
* отход от централизованных и директивных методов управления;
* отказ от глобальных проектов, интегрирующих огромные массы людей и подчиняющих их универсальным идеям;
* дефрагментация социальной структуры общества, проявляющаяся в стирании ярко выраженных граней между классами, расами и национальностями;
* вхождение "культурного измерения" в производственно-экономическую сферу, выражающееся в приоритете эстетических, символических и психологических составляющих товара и др.;
* экспоненциальный рост объема информационных потоков, быстрое сокращение времени удвоения объема знаний (если с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, то второе удвоение произошло уже в 1900 году, а третье - к 1950-му. Сегодня объем информации удваивается уже ежегодно, что определяется как "информационный взрыв");
* превращение информации в одну из главных социальных ценностей, объединяющих общество, в главный продукт производства и основной товар;
* реконструкция содержания информационных потоков;
* глобализация мирового рынка информационных услуг и технологий бизнеса;
* ориентация на человеческие ресурсы, штатный персонал (в противоположность ситуации в индустриальном обществе, характеризующемся, в первую очередь, повышением эффективности производства за счет эксплуатации техники для механизации рабочих процессов);
* формирование единого информационно-коммуникативного пространства как части мирового информационного пространства;
* создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;
* возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства, становление и доминирование в экономике новых ИКТ, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
* смена приоритетов от непосредственного материального производства в пользу деятельности, связанной с производством, потреблением, трансляцией и хранением информации (затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы, например, в области энергетики и других ранее доминировавших отраслях);
* опережающий рост отраслей, связанных с производством информации, знаний, информационных услуг (телекоммуникационной, компьютерной, телевизионной). Они становятся главным источником новых рабочих мест, доминируют в экономическом развитии;
* занятость более половины работоспособного населения в информационном секторе экономики;
* повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях;
* создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.
2.2.2. Технические и технологические факторы оказывают существенное влияние на социальные, культурные, политические явления на всех уровнях общества (иногда даже "техносфера" и "инфосфера" рассматриваются как синонимы).
На сегодняшний день технологическая составляющая общественного развития является едва ли не самой существенной, а обновление технологий и изменения, происходящие под ее влиянием, проходят на глазах одного поколения несколько циклов. Ядром современного технологического уклада являются микроэлектроника, компьютерная техника и телекоммуникации. Технические проблемы - это, прежде всего, проблемы коммуникации, так как техника выступает как необходимое условие, средство и результат взаимодействия человека с человеком, как средство общения, включающее в себя все артефакты культуры. Техника - это объективированные средства коммуникации. Наиболее наглядно это проявилось в эпоху информационных технологий, основная функция которых состоит в удовлетворении коммуникационных потребностей и создании новых коммуникационных возможностей. "Цифровизация" дала информационному потоку возможность циркулировать по всем коммуникационным средствам (компьютерным, телекоммуникационным, средствам вещания). Происходит размывание технологических различий и, следовательно, нормативов регулирования различных секторов информационной индустрии.
2.2.3. Своим определяющим свойством - коммуникативностью - информационная сфера противостоит другим (производственной, экономической, политической, военной и т. д.). Главное назначение человеческой деятельности в этой сфере - осуществление или недопущение передачи информации в пространстве, во времени (хранение), по кругу лиц (распространение), а также обработка информации для повышения эффективности указанных действий. Коммуникативной можно назвать только ту информацию, которая подвергается передаче, хранению и обработке. Таким образом, возникают необходимые критерии - показатели степени эффективности данного процесса существования информации (наличие отправителя, получателя, канала связи и общепринятого языка) и его соответствия требованиям информационного общества:
* надежность и быстродействие передающих устройств, каналов связи;
* длительность и надежность хранения информации;
* потребность в получении информации, то есть наличие отправителя и получателя, на количество которых влияют степень свободы доступа информации, материальная доступность технических средств и возможность опознавания получателем воспринятых знаков (что определяется русификацией Интернет-технологий, образовательным уровнем получателя и т. д.).
2.2.4. Информатизация общества обусловливается прежде всего развитием программно-технических средств. Решение коммуникационных проблем требует соответствующего логического аппарата и увеличения технической оснащенности. Современная техника, и, прежде всего, техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки и образования, иначе высококачественные информационные технологии оказываются доступны только очень небольшому количеству людей и обрабатывают некачественную, неадекватную социальным процессам информацию. Поэтому серьезное внимание должно уделяться различным социальным средствам, методам и структурам, способствующим воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры и информационной гигиены (правил безопасного потребления информации) общества, его интеллектуального потенциала.
2.2.5. Сложность объекта предполагает несколько основных подходов к его анализу и несколько методологических принципов, которые необходимо заложить в основу модели информационного общества для адекватности ее характеристик действительному состоянию социальной системы:
* дискриптивно-нормативный подход, выявляющий объективные свойства системы, имеющие нормативный характер;
* системный подход, предполагающий четкое определение зависимости основных социальных подсистем от информационных технологий: изменения, происходящие в основных структурных элементах общества должны быть проанализированы в отдельности и в совокупности, чтобы представить контуры и масштаб перехода к новому состоянию социальной системы. Главная задача в параметризации основных элементов, таким образом, заключается в том, чтобы сохранить обозримость перемен в целом (то есть в минимализации индикаторов);
* кибернетический подход, с рассмотрением прямых и обратных связей между структурными элементами;
* использование качественных методов анализа наряду с количественными ввиду недостаточности эмпирических знаний, путем реализации различных познавательных стратегий: использования дедуктивной и индуктивной логики (последовательные децентрации, анализ через синтез), подтверждения сконструированных абстракций и восхождения от конкретных фактов к теоретическим построениям, выявления общих тенденций и анализа индивидуальных вариаций. (Чем сложнее изучаемый объект, тем настоятельнее потребность в совмещении обеих стратегий для логической полноты цикла исследования);
* использование концептуальных методов проектирования системы в условиях отсутствия способов прямого регулирования рассматриваемых процессов.
2.2.6. Для того чтобы выявить основные закономерности и принципы формирования системы информации в современных российских условиях в основу анализа необходимо положить комплексное представление всех важнейших элементов социально-экономической системы постиндустриального типа, исследуемых в динамическом взаимодействии. Принципиально важными уровнями и объектами взаимодействия такой системы являются:
* инвариантные сферы деятельности человека (сферы материального и духовного производства, обслуживания, управления, бытовая);
* социальные подсистемы (экономическая, политико-правовая, технологическая, социальная, духовная);
* отдельные структурные элементы, являющиеся социообразующими признаками информационного общества:
o информационные технологии (базы и банки данных, электронные коммуникации, электронные операции);
o информационные ресурсы общества (деловая информация, информация для специалистов, массовая информация).
Декомпозиция проблемы позволит обоснованно выделить в каждом структурообразующем слое информационного пространства доминирующие элементы и синтезировать их в динамическую систему, адекватную конкретному этапу развития информационного общества. Это позволит выявить приоритетные направления, что обеспечит сбалансированность инвестиций и максимальное использование уже существующих информационных ресурсов.
2.2.7. Вырабатывая критерии оценки информатизации общества необходимо иметь в виду его системность и структурность. При этом необходимо учитывать, что:
* во-первых, все разнообразие явлений общественной жизни сводится к какой-либо разновидности совместной деятельности людей в материальной, духовной, регулятивной сферах или сфере услуг;
* во-вторых, каждой сфере соответствует множество факторов - подсистем, из которых можно выделить экономическую, политическую, правовую, духовную, социальную, технологическую как играющие решающую роль в становлении информационного общества;
* в-третьих, состояние социальных учреждений, институтов, входящих в выделенные для анализа подсистемы являются необходимыми характеристиками уровня информатизации (государственная программа информатизации, правовая база, информатизация экономики, степень развития научно-технологической базы, уровень образования, здравоохранения и т. д.).
2.2.8. На основе выше перечисленных элементов формируются группы факторов для анализа различных аспектов внешней и внутренней среды явления, характеристики внешнего и внутреннего состояния общества, определения его положения в координатах новой информационной ступени развития (например, факторы, характеризующие степень информатизации экономики, финансирование развития ИКТ, степень распространения ИКТ в обществе, состояние и качество образования, степень оснащенности ИКТ образовательных учреждений, законодательную базу и т. п.). Далее необходимо установить и обосновать взаимодействие между группами, так как анализ каждой из них должен проводиться с учетом их взаимной детерминации.
2.2.9. Объективным показателем перехода общества в новую стадию своего развития являются изменения:
* социального пространственно-временного континуума;
* демографической ситуации;
* технологий производства;
* социально-экономических отношений;
* стратификации общества;
* государственной системы.
2.2.10. Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые обусловливают экономический рост, являются условием существования свободного демократического государства, определяют уровень НТП, преобразуют социокультурную ситуацию и порождают, в конечном счете, сущностную трансформацию общества в целом.
Целый ряд признаков свидетельствует об изменениях в сторону информатизации общества и вступления его на постиндустриальную (информационную) ступень. Основную роль здесь играет степень развития, распространения, качества, доступности информационно-коммуникационных технологий. Поэтому программа, направленная на разрешение технико-технологических проблем является наиважнейшей, так как все критерии соответствия уровня информации требованиям информационного общества связаны со степенью совершенства ИКТ.
2.2.11. В свою очередь, ИКТ должны отвечать следующим условиям:
* функциональная полнота информационно-технологической среды;
* соответствие информационно-технологической среды целям и задачам информатизации данного процесса, производства;
* управляемость и координируемость процессов информатизации;
* стандартизация элементов ИКТ и унификация проектных решений по созданию компонентов инфраструктуры информации;
* интеграция информационных ресурсов;
* сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования, коммерческих инвестиций в мероприятия по созданию информационных секторов экономического роста;
* иерархия структуры;
* сочетание централизованной и децентрализованной составляющих на каждом уровне структуры;
* возможность доступа к информационным ресурсам зарубежных клиентов и взаимодействия с ними.
2. Освоение информационных технологий
2.1. Основные направления освоения информационных технологий
2.1.1. Программой предусматривается реализация комплекса мер, направленных на создание технико-технологической основы ИО, в том числе:
* поддержка формирования и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей процессы создания, хранения, распространения и использования информации и широкий доступ к ней (национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей и систем, российских звеньев мировых открытых сетей, сетей связи, центров обработки информации различного назначения и т. д.);
* создание средств деперсонификации для защиты граждан, государства и бизнеса от злоупотреблений, связанных с анализом их действий в информационных системах (см. );
* создание средств индивидуализации общения пользователей с информационными системами, позволяющих настраиваться на информационные потребности и возможности конкретных пользователей и способствующих активному втягиванию населения в информационное общество;
* совершенствование и развитие телекоммуникационных ресурсов (линии и каналы связи всех видов, коммутационная техника, комплексы приемо-передающих систем и устройств, компьютерная телефония и т. п.);
* совершенствование и развитие вычислительных ресурсов (модернизация парка СВТ в целом и по типам ЭВМ, ПК, системное и прикладное программное обеспечение, система сервисного обслуживания и т. п.).
2.1.2. К области освоения информационных технологий относится весь спектр предлагаемых в России услуг в области образования и приобретения навыков, начиная от детских садов и начальных школ и заканчивая высшими и специальными учебными заведениями, послевузовским образованием, курсами повышения квалификации и мероприятиями по привлечению отдельных социальных групп к использованию информационных благ. Очевидным технико-технологическим направлением информатизации в данной области является обеспечение информационно-коммуникационной поддержки процесса приобретения знаний и получения навыков.
2.1.3. В дополнение к обозначенным в Окинавской Хартии проблемам электронно-цифрового разрыва, связанным с неравенством доступа в глобальное информационное пространство, необходимо решить проблему разработки методов и средств для преодоления неравенства между людьми в навыках пользования благами информационного общества. Это потребует:
* обеспечения всех учебных заведений парком вычислительной техники и коммуникационной инфраструктурой;
* разработки учебных программ, методик и специализированных приложений для эффективного приобретения обучающимися практических навыков жизни в информационном обществе;
* выработки мер по контролю и лицензированию учебных заведений с учетом "информационной составляющей";
* разработки и внедрения эффективных программ дистанционного обучения, ориентированных на различные слои и группы населения;
* создания информационных технологий, облегчающих адаптацию различных групп населения и отдельных людей к жизни в условиях информационного общества.
Необходимость разработки учебных программ, методик и специализированных приложений обусловлена тем, что подавляющее большинство существующих средств обеспечения учебного процесса в информационной области либо устарели, либо являются узкоспециализированными и предназначены для специалистов.
2.1.4. В области развития технологий дистанционного обучения особой поддержки заслуживают проекты, направленные на создание автоматических средств индивидуализации процесса обучения. Это необходимо для обеспечения возможности обучения широких слоев населения на основе опыта лучших преподавателей. Важность этой задачи существенно возрастает в информационном обществе, в котором каждый его член должен постоянно обучаться на протяжении всей трудовой деятельности.
Дистанционное обучение предоставляет возможность обучаться у лучших преподавателей всем жителям, независимо от их места жительства, социального положения, уровня доходов и т. д. При этом, однако, в его традиционной форме либо утрачивается обратная связь учителя с учеником и дистанционное обучение превращается в электронный учебник, либо значительно сокращается число обучаемых и сеанс обучения превращается в своеобразную телеконференцию. В обоих случаях дистанционное обучение утрачивает главное преимущество обучения в классах - возможность живого общения учителя и ученика. Происходит это из-за того, что фактически в электронной форме реализуются традиционные формы обучения.
Для того чтобы более полно использовать преимущества современных информационных технологий, необходимо отойти от старых форм. Для этого следует использовать технологию построения индивидуальных информационных профилей учащихся. Общая схема такого подхода выглядит следующим образом:
Высококлассный преподаватель проводит занятия (обычные или дистанционные с обратной связью) с относительно небольшой группой учеников. Проводится анализ типичных узких мест в восприятии учебного материала и распространенных вопросов к учителю. На основании результатов этого анализа производится кластеризация учеников и строятся информационные профили типичных групп учеников. Для каждого класса создаются образцы учебных занятий, действий учителя в случае непонимания материала учениками, ответов на вопросы, контроля полученных знаний и т. п. Эти образцы используются для построения виртуального учителя, то есть тиражирования опыта лучших учителей. В ходе сеансов обучения ученик имеет возможность задавать вопросы виртуальному учителю.
Для построения курсов обучения на основе опыта небольших групп учеников можно использовать программы автоматизированного обучения, позволяющие обобщать этот опыт. В этой области у российских ученых есть существенные наработки, опережающие зарубежный уровень.
2.1.5. Основой решения проблемы облегчения адаптация отдельных людей к жизни в условиях информационного общества должно стать использование опыта приобретения навыков, накопленного в ходе такой адаптации другими людьми.
В информационном обществе сохраняется вся информация о действиях его членов, а каждый член информационного общества порождает знания, соответствующие принимаемым им решениям, полезные для совершенствования этого общества. Анализ такой информации позволяет создать информационный профиль пользователя, содержащий сведения о характере информационных потребностей пользователя, его готовности к работе со средствами информатизации и т. д. После соответствующей обработки информация о действиях отдельных членов общества может быть использована для создания типичных информационных профилей пользователей. Типичные информационные профили, в свою очередь, могут использоваться в качестве прецедентов для настройки систем на новых пользователей.
2.1.6. В связи с этим возникают как технологические, так и юридические и организационные проблемы. Поскольку информационный профиль пользователя является частной информацией, его анализ связан с возможностью злоупотреблений. Чтобы их избежать, необходима реализация средств деперсонификации, обеспечивающих хранение информационных профилей в обезличенной форме.
Аналогичная ситуация - в медицине, где никакой прогресс был бы невозможен без анализа конкретных пациентов, но при этом информация о состоянии здоровья пациента является закрытой от посторонних. В ходе работы каждый врач накапливает информацию о заболеваниях конкретных пациентов, использованных методах лечения и полученных результатах. Эту информацию врач использует не только для построения собственных знаний, но и для обучения своих коллег. При этом описания прецедентов приводится без указания пациента.
Средства деперсонификации выполняют в системах сбора знаний ту же самую функцию: защиту от вторжения в частную жизнь. Они должны быть построены таким образом, чтобы абсолютно исключить возможность злоупотреблений со стороны администрации автоматизированных систем.
Аналогия с медициной может оказаться очень полезной, поскольку позволяет руководствоваться опытом, накопленным в медицине, при разработке юридических и организационных мер, регулирующих анализ сбора данных и построения знаний об информационных потребностях общества.
2.1.7. Для использования базы информационных профилей должны быть разработаны методы интеллектуального анализа данных, позволяющие выделять признаки, характеризующие информационный профиль и строить правила для определения информационного профиля нового пользователя. Реализация программы индивидуализации пользовательских систем будет опираться на опережающие отечественные информационные технологии в области интеллектуального анализа данных.
2.1.8. Программой предусматривается решение задачи накопления и деперсонификации данных о действиях участников ИО (в перспективе - всех граждан и юридических лиц). Это облегчит адаптацию граждан к жизни в ИО и заложит основу для создания индивидуальных средств навигации и активного консалтинга в глобальном информационном пространстве. Одновременно предусматривается создание правовых норм, гарантирующих защиту личности от незаконных информационных вторжений в частную жизнь.
2.1.9. Решение проблемы информационного неравенства требует согласованных действий государства, бизнеса и общественных организаций. Система необходимых мер по преодолению информационного неравенства должна включать:
* проведение исследований готовности жителей к жизни и работе в информационном обществе,
* постоянное исследование общественного мнения и потребности граждан в информационных услугах;
* развитие деперсонифицированных средств анализа информационных потребностей граждан для построения типичных информационных профилей пользователей;
* развитие информационных систем и служб, обеспечивающих жителей информацией, необходимой для повседневной жизни;
* разработку интеллектуальных интерфейсов, рассчитанных на пользователей с определенным информационным профилем;
* разработку средств индивидуализации общения пользователей с информационными системами, основанных на анализе информационного профиля пользователя, определении его информационных потребностей и уровня подготовки;
* создание условий для активного приобщения социально незащищенных групп населения к условиям жизни в информационном обществе;
* создание системы подготовки кадров, обеспечивающей возможность повышения готовности населения к жизни в информационном обществе.
В организации требуемых мер крайне полезными окажутся пилотные зоны потребления информационных услуг.
2.2. Пилотные зоны потребления информационных услуг
2.2.1. Становление и развитие информационного общества как в России, так и во всем мире происходит крайне неравномерно. Это объективный процесс, обусловленный, в первую очередь, ограниченностью ресурсов. Неизбежно будут существовать регионы, слои общества, отрасли хозяйства, опережающие других по уровню развития и освоения информационных технологий. В то же время, в общественных интересах обеспечение повсеместного и равномерного развития информационно-коммуникационных технологий, расширения рынка информационных услуг, формирования платежеспособного спроса на данные услуги.
Отдельным государственным структурам, общественным институтам, малому и среднему бизнесу, малообеспеченным слоям населения, всем тем, кто не может самостоятельно использовать информационные технологии, требуется поддержка государства и крупного бизнеса. При этом многие меры, которые принципиально может предпринимать государство для такой поддержки, носят рисковый характер. Заранее нельзя определить, какие из этих мер окажутся приемлемыми, какие нет; какие информационные технологии можно быстро и эффективно внедрить, какие нельзя; какими информационными услугами будут пользоваться широко, а какие будут востребованы лишь узкими категориями лиц. Риск того, что определенное решение окажется непригодным, слишком велик, чтобы пытаться внедрить это решение в масштабах страны или даже целого субъекта федерации. Тем не менее, существует возможность испытать одно или несколько таких рисковых решений в рамках достаточно небольшого территориального образования.
2.2.2. Эффективным инструментом освоения населением и бизнесом возможностей информационных технологий является создание пилотных зон потребления информационных услуг. Пилотная зона - это выделенный по территориальному признаку полигон для тестового внедрения новых информационных технологий, услуг, решений. Пилотная зона не должна быть слишком большой. Оптимальное количество населения в пилотной зоне - 10-20 тысяч человек, максимальное - 50 тысяч.
Возможность и целесообразность создания пилотных зон в России основываются на том, что в Российской Федерации существуют регионы с практически любым уровнем освоения информационных технологий - от Москвы и Санкт-Петербурга, где реализуются высокие мировые стандарты, до практически нулевого - вдали от областных центров.
2.2.3. Главной целью программы создания и развития пилотных зон потребления информационных услуг должен стать поиск тиражируемых социально значимых информационно-телекоммуникационных решений. Целью создания конкретной пилотной зоны может быть отработка всех или некоторых аспектов освоения новых информационных технологий населением и бизнес-средой. Возникновение пилотных зон должно происходить по инициативе государственных и общественных институтов, по возможности поддержанной частным бизнесом, сторонними инвесторами. Безусловно, необходима государственная поддержка существования пилотных зон на начальном этапе, когда число и платежеспособность участников недостаточны для покрытия издержек разработки и эксплуатации достаточно дорогих современных информационных технологий. Пилотные зоны должны поддерживаться государством до выхода на самоокупаемость, после чего накопленный опыт в виде отлаженных технологий и решений подлежит тиражированию и свободному распространению.
2.2.4. Создание пилотных зон должно обеспечить решение следующих задач:
* освоение навыков жизни в информационном обществе широкими слоями населения и бизнес-среды;
* отладка и адаптация к конкретным условиям новых информационных технологий;
* естественный отбор информационных технологий, пригодных для дальнейшего продвижения;
* разработка технологий внедрения информационных технологий;
* популяризация внедряемых и существующих информационных технологий.
2.2.5. В итоге создания и развития каждой пилотной зоны должны быть получены две группы результатов:
* во-первых, локальные результаты - то, что приобретает сама пилотная зона:
o сложившаяся культура использования населением и бизнес-средой информационных технологий, социальная вовлеченность населения в современные информационные технологии;
o развитый рынок потребления информационных услуг;