<< Пред. стр. 4 (из 7) След. >>
* создание системы сбора бюджетных заявок и формирования проектов бюджета;* создание системы учета доходов в рамках исполнения федерального бюджета;
* создание системы учета расходов в рамках исполнения федерального бюджета;
* создание системы сбора отчетности об исполнении федерального бюджета и бюджета федеральных целевых программы;
* создание системы анализа основных показателей и контроля исполнения бюджета федерального бюджета;
* доступ граждан, организаций и органов власти к информации о результатах исполнения федерального бюджета и др.
2.4.13. В целях обеспечения стабильного поступления налогов и сборов, сокращения размеров потерь, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей, улучшения обслуживания налогоплательщиков, расширения сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязанностей и повышения эффективности функционирования налоговой системы в целом на основе современных информационных технологий необходимо обеспечить:
* развитие системы учета налогоплательщиков, обеспечивающей оперативный контроль за деятельностью всех субъектов налогообложения;
* развитие системы выявления основных схем ухода от налогообложения и сокрытия налоговой базы за счет создания единого банка данных налоговых органов, его интеграции с информационными ресурсами других ведомств;
* развитие системы автоматизированной камеральной проверки, отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, а также оценки потенциальных сумм доначислений;
* создание системы сопровождения выездных налоговых проверок;
* совершенствование системы учета налоговых платежей в бюджеты всех уровней;
* развитие и внедрение системы формирования в электронном виде и представления в налоговые органы деклараций и других документов, а также системы их приема и обработки, накопления данных о доходах и имуществе граждан;
* разработка системы ведения электронного учета, обработки, накопления и передачи данных о выписанных и полученных налогоплательщиками счетах-фактурах;
* создание системы прогнозирования объемов налоговых поступлений и оптимальной налоговой нагрузки крупнейших налогоплательщиков с учетом социально-экономических факторов и региональной конъюнктуры рынка;
* повышение эффективности работы по взысканию недоимки в части развития процессов персонифицированного уведомления налогоплательщиков об образовавшейся задолженности;
* развитие системы определения налогового потенциала субъектов Российской Федерации и распределения доходов бюджетов по субъектам Российской Федерации на основе внедрения налогового паспорта субъекта Российской Федерации;
* повышение правовой грамотности, информированности налогоплательщиков за счет создания интернет-ресурсов налоговых органов, а также сети телефонного консультирования.
2.4.14. В целях повышения собираемости таможенных платежей, сокращения времени, необходимого для таможенного оформления и контроля, повышения эффективности таможенного контроля и результативности борьбы с таможенными правонарушениями, а также повышения качества и оперативности принятия решений на всей вертикали таможенного оформления на основе современных информационных технологий необходимо обеспечить:
* развитие системы комплексного учета участников внешнеэкономической деятельности, а также результатов их деятельности;
* создание единой системы предварительного и электронного декларирования товаров и грузов, перемещаемых через таможенную границу;
* доступ в оперативном режиме к информационным ресурсам других ведомств;
* организацию информационного обмена и взаимодействия на межведомственном уровне с заинтересованными органами власти;
* создание системы таможенного оформления и контроля на основе технологий единого электронного документооборота и процедур управления рисками;
* создание системы обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов, выявления нарушений таможенных правил, административных правонарушений;
* создание системы ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, а также предоставление доступа к ней заинтересованных органов власти;
* создание системы ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
* совершенствование системы анализа эффективности ставок таможенных пошлин;
* обеспечение справочно-методической, правовой поддержки участников внешнеэкономической деятельности.
2.4.15. В целях обеспечения перехода к модели управления федеральной собственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества необходимым функциям государства, повышения эффективности управления федеральной собственностью и увеличения доходов от использования имущества, утратившего значение для обеспечения выполнения государственных функций, на основе современных информационных технологий необходимо обеспечить:
* создание единой системы учета всех категорий объектов федеральной собственности, а также контроля ее использования;
* создание системы мониторинга и анализа эффективности использования федеральной собственности;
* создание системы планирования программ приватизации, прогнозирования и контроля поступлений средств от использования федеральной собственности;
* доступ к информации о приватизируемом имуществе, об имуществе, которое может быть передано в аренду, доверительное управление или по договорам концессии, включая как объекты казны, так и имущество, находящиеся в ведении государственных предприятий и учреждений (в том числе объектов незавершенного строительства).
2.4.16. В целях повышения эффективности управления природными ресурсами и охраной окружающей среды, обеспечения рационального природопользования и устойчивого воспроизводства природных ресурсов на основе современных информационных технологий необходимо обеспечить:
* развитие единой системы учета природных ресурсов на основе кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, водного кадастра, лесного кадастра, кадастра особо охраняемых природных территорий и др.;
* ведение реестра выдаваемых лицензий на пользование всеми категориями природных ресурсов;
* развитие системы ведения государственного баланса полезных ископаемых;
* развитие государственного регистра гидротехнических сооружений;
* создание реестра работ по экологическому и природно-ресурсному аудиту, системы мониторинга и контроля результатов их выполнения;
* развитие комплексной системы мониторинга и анализа состояния окружающей среды и использования природных ресурсов, состояния недр, водных объектов, лесов, животного и растительного мира, экологической обстановки, а также оценки лимитов использования и стоимости природных ресурсов, а также нормативов загрязняющих выбросов их использования;
* создание системы ведения статистики использования природных ресурсов и состояния окружающей среды, а также предоставление доступа к ней заинтересованных органов власти и граждан;
* доступ граждан к информации о состоянии окружающей среды, а также информации об условиях и результатах проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами, в том числе на условиях раздела продукции.
2.4.17. В целях создания среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов, реализации эффективной антимонопольной политики и упрощению процедур обращений участников рынка по нарушениям антимонопольного законодательства на основе современных информационных технологий необходимо обеспечить:
* создание системы информирования участников рынка о возможностях использования антимонопольного законодательства для защиты собственных прав и правоприменительной практике в этой области;
* создание единой системы учета обращений участников рынка по поводу антиконкурентных действий и их последующего рассмотрения;
* создание системы мониторинга деятельности субъектов естественных монополий;
* создание системы мониторинга соблюдения антимонопольных требований к проведению конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления;
* создание системы мониторинга развития малого предпринимательства и Фонда поддержки малого предпринимательства;
* создание системы анализа соблюдения антимонопольного законодательства органами федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
* создание системы ведения статистики антимонопольной деятельности, а также предоставление доступа к ней заинтересованных органов власти.
2.4.18. В целях модернизации транспортной инфраструктуры, создания резервов транспортных мощностей, исключающих возникновение ограничений в наращивании экспорта, импорта, внутренней торговли и транзита на основе современных информационных технологий необходимо обеспечить:
* ведение реестра выдаваемых лицензий субъектам рынка транспортных услуг, осуществляющим перевозочную и другую деятельность, связанную с обеспечением транспортного процесса, а также удостоверений о допуске транспортных средств к международным перевозкам;
* создание системы учета сооружений транспортной инфраструктуры, мониторинга состояния инфраструктуры, а также планирования ее развития;
* создание системы мониторинга и координации работ по строительству портовых и аэропортовых комплексов, грузовых терминалов и других объектов транспортного комплекса;
* создание системы бюджетирования и распределения средств государственной поддержки развития транспортного комплекса;
* создание системы оперативного учета производственной деятельности по видам транспорта и перевозок;
* создание систем формирования маршрутов и расписаний, букирования и оформления грузов в морских портах и терминалах, бронирования и продажи билетов;
* создание системы ведения транспортной статистики, а также предоставления доступа к ней заинтересованных органов власти;
* повышение государственного контроля, проводимого на пунктах пропуска.
2.4.19. В целях эффективного развития системы здравоохранения, а также повышения доступности качественной медицинской помощи информационные технологии целесообразно использовать по следующим направлениям:
* развитие системы учета инфекционных и других заболеваний;
* ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;
* развитие системы регистрации продукции, представляющей потенциальную опасность для человека;
* развитие системы регистрации лекарственных средств, а также результатов их экспертизы, применения, побочных действий;
* ведение реестра выданных разрешений на ввоз незарегистрированных лекарственных средств для проведения их клинических испытаний;
* развитие системы регистрации изделий медицинского назначения и медицинской помощи; разрешенных к применению в медицинской практике;
* ведение реестра выдаваемых лицензий на производство лекарственных средств, а также мониторинга соответствия производства экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям;
* создание системы мониторинга и анализа существующих и перспективных потребностей населения страны в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения;
* создание системы социально-гигиенического мониторинга Российской Федерации;
* создание системы планирования и бюджетирования деятельности подведомственных организаций, мониторинга эффективности и контроля использования выделяемых средств;
* ведение статистического учета и государственной статистической отчетности в сфере здравоохранения в соответствии с стандартами ВОЗ;
* информирование органов государственной власти и населения о тенденциях развития медико-демографических процессов и системы здравоохранения;
* создание общегосударственной информационной системы научной медицинской информации;
* разработка и внедрение системы взаимодействия с АСУ СЭС на государственном уровне;
* создание системы информационного обеспечения управления службой медицины катастроф.
2.4.20. В целях совершенствования системы повышения доступности и качества общего и высшего образования, удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда использование информационных технологий целесообразно по следующим направлениям:
* ведение перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется профессиональное образование и профессиональная подготовка специалистов в образовательных учреждений;
* развитие системы учета детей, оставшихся без попечения родителей;
* ведение реестра лицензий и государственных аккредитаций, выданных образовательным учреждениям;
* ведение реестра присвоенных ученых званий профессоров и доцентов;
* ведение реестра государственных образовательных стандартов, соответствующих им требований, учебной и учебно-методической литературы;
* создание системы мониторинга рынка труда и прогнозирования подготовки специалистов;
* создание системы мониторинга объемов и структуры подготовки специалистов;
* создание системы мониторинга и контроля за соблюдением государственными образовательными учреждениями нормативов по материально-техническому обеспечению;
* создание системы мониторинга и контроля качества образования;
* развитие системы планирования, бюджетирования, мониторинга деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Минобразования;
* создание системы учета результатов аттестации научных работников и специалистов научных организаций и научных подразделений высших учебных заведений;
* ведение государственной статистики в сфере образования и предоставление доступа к ней заинтересованным органам власти и населения;
* информирование граждан о состоянии сферы образования.
2.4.21. В целях повышения эффективности существующей системы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения финансовой стабилизации предприятий жилищно-коммунального комплекса, формирования рыночных механизмов его функционирования, а также обеспечения устойчивости функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения использование информационных технологий целесообразно по следующим направлениям:
* формирование единого реестра основных фондов в сфере жилищно-коммунального комплекса;
* создание системы мониторинга деятельности предприятий в сфере жилищно-коммунального комплекса, качества и надежности оказываемых ими услуг;
* создание системы контроля предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг для низкодоходных групп населения;
* создание единой системы государственного технического учета и инвентаризации зданий;
* координация аварийно-восстановительных работ;
* создание системы планирования и мониторинга реализуемых мероприятий по модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации;
* ведение государственной статистики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
2.4.22. В целях повышения эффективности социальных пособий и предоставления других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности, улучшения положения и качества жизни граждан из так называемых групп риска, расширения рынка и повышения качества предоставляемых социальных услуг использование информационных технологий целесообразно по следующим направлениям:
* создание единого банка вакансий, объединяющего информацию о наличии рабочих мест на всей территории Российской Федерации;
* создание системы анализа занятости населения и рынка труда на федеральном и региональном уровнях;
* ведение реестра социальных льгот и социальных программ для населения;
* создание системы учета граждан, имеющих права на получение социальной помощи, и присвоения единого социального регистрационного номера для получателей социальных льгот и социальных услуг;
* создание системы мониторинга и контроля качества оказываемых населению социальных услуг;
* развитие системы конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг;
* информирование граждан об условиях социальной защиты.
2.4.23. Электронные административные регламенты должны разрабатываться для всех министерств и ведомств в соответствии с единой методологией, учитывающей необходимость их использования как при разработке систем электронного документооборота, так и при публикации в официальных информационных источниках.
Электронные административные регламенты - это формализованные описания правил и процедур деятельности органов государственной власти, включая внутриведомственное и межведомственное взаимодействие, которые представлены в электронной форме, служат основой функционирования систем электронного документооборота и обеспечивают прозрачность деятельности органов государственной власти при публикации их в открытом доступе, в том числе в сети Интернет.
2.4.24. Информационно-технологическая поддержка обеспечивающих процессов деятельности государственных организаций - таких, как финансово-экономическое и административно-хозяйственное управление, материально-техническое обеспечение, управление кадрами, организация делопроизводства, управление внешними связями и правовое обеспечение деятельности, осуществляется на основе внедрения стандартных прикладных систем, обладающих необходимыми функциональными возможностями.
Отбор соответствующих систем должен проводиться в рамках стандартных конкурсных процедур в соответствии с общими устанавливаемыми стандартами.
3. Внедрение ИКТ в деятельность органов государственной власти
3.1. Основы единой государственной политики
3.1.1. В основу единой государственной политики информатизации федеральных органов государственной власти должны быть заложены следующие принципы:
* подчинение процессов информатизации решению перечисленных в разделе 5 настоящей Концепции приоритетных задач модернизации системы государственного управления и социально-экономического развития страны;
* усиление роли государственного органа, ответственного за осуществление эффективной координации процесса информатизации;
* стандартизация процессов информатизации федеральных органов государственной власти;
* консолидация финансовых средств по всем источникам финансирования на решении приоритетных задач информатизации федеральных органов государственной власти;
* повышение эффективности расходования бюджетных средств на информатизацию;
* согласованность и сбалансированность темпов информатизации отдельных ведомств;
* взаимосвязанность и доступность на межведомственном уровне государственных информационных ресурсов;
* целостность и единство информационно-коммуникационной инфраструктуры;
* единство и взаимная согласованность общегосударственной и ведомственной нормативно-правовой базы информатизации;
* открытость и прозрачность процесса информатизации для общества в целом.
3.1.2. Приоритетными направлениями реализации единой государственной политики в сфере информатизации федеральных органов государственной власти является:
* совершенствование организационных механизмов управления процессом информатизации;
* совершенствование механизмов финансирования процесса информатизации;
* совершенствование системы организации закупок для государственных нужд в сфере информационных технологий;
* формирование общих и типовых элементов федеральной информационно-технической инфраструктуры;
* повышение квалификации госслужащих в сфере информационных технологий;
* совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы внедрения и использования современных информационных технологий.
3.1.3. В целях обеспечения эффективной координации программ и проектов информатизации федеральных органов государственной власти необходимо обеспечить:
* создание эффективной организационной структуры управления процессами информатизации федеральных органов государственной власти на межведомственном и ведомственном уровнях;
* унификацию и совершенствование процедур управления информатизацией на межведомственном и ведомственном уровне.
* разработку общего руководства по внедрению и последующему использованию информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти - единой архитектуры информационно-технологического обеспечения деятельности федеральных органов власти.
3.1.4. Необходимым условием успешной реализации единой государственной политики в сфере информатизации федеральных органов государственной власти является создание единой организационной структуры управления, включающей уполномоченные органы по координации процессов информатизации на межведомственном уровне и подразделения, обеспечивающие оперативное управление внедрением информационных технологий, в составе каждого из федеральных органов государственной власти.
При этом функции регламентации и стандартизации процессов информатизации органов власти, функции координации расходов и контроля их эффективности должны быть сконцентрированы в рамках одного органа на межведомственном уровне. На уровне ведомства за координацию и контроль эффективности выполнения программы по внедрению информационных технологий традиционно отвечают службы информатизации.
3.2. Управление процессами информатизации
3.2.1. В целях эффективного управления процессами информатизации федеральных органов государственной власти необходимо обеспечить:
* создание эффективной организационной структуры, обеспечивающей координацию процесса информатизации федеральных органов государственной власти на межведомственном уровне, формирования общегосударственных информационных ресурсов;
* совершенствование и унификацию организационных структур, ответственных за внедрение современных информационных технологий, на уровне отдельных федеральных органов государственной власти.
3.2.2. Организационная структура управления процессами информатизации включает:
* федеральные органы государственной власти в составе:
o Минсвязи России осуществляет реализацию единой государственной политики информатизации федеральных органов, а также координацию деятельности в этой области федеральных органов исполнительной власти;
o Минэкономразвития России осуществляет рассмотрение предложений по внесению изменению и дополнений в ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" и вносит проект соответствующего постановления в Правительство Российской Федерации.
o Другие органы государственной власти, участвующие в управлении процессом информатизации в рамках своей компетенции.
* координационные и совещательные органы:
o Межведомственная комиссия по программам, содержащим мероприятия по разработке и использованию информационно-коммуникационных технологий (МВК), ответственную за формирование государственной политики в области информатизации федеральных органов государственной власти и определение приоритетов ее реализации;
o Государственная комиссия по информатизации при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации (ГКИ), ответственную за координацию процесса информатизации на межведомственном уровне;
o Совет руководителей служб информатизации федеральных органов государственной власти при Минсвязи России;
o Совет по региональной информатизации;
o Совещательные органы при федеральных органах государственной власти по вопросам их информатизации.
3.2.3. Основными задачами Минсвязи России в области управления процессами информатизации являются:
* мониторинг цен на закупаемые товары и услуги в сфере информационных технологий для нужд федеральных органов государственной власти;
* координация в рамках реализации ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" проектов по разработке необходимого методического обеспечения и технических стандартов, регламентирующих порядок внедрения и использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, а также порядок создания типовых элементов ИТ-инфраструктуры федеральных органов государственной власти;
* координация в рамках реализации ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" проектов по созданию общих для всех федеральных органов государственной власти компонент информационно-технологической инфраструктуры;
* координация в рамках реализации ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" проектов по созданию информационных ресурсов и систем, имеющих межведомственный характер;
* разработка предложений по корректировке ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)";
* подготовка проекта бюджета ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" на планируемый год;
* подготовка проектов нормативно-правовых актов в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти;
* составление и актуализация на ежегодной основе сводного реестра ведомственных проектов по внедрению современных информационных технологий;
* составление и актуализация на ежегодной основе единого реестра поставщиков для государственных нужд в сфере информационных технологий;
* освещение процесса информатизации федеральных органов государственной власти и хода реализации ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" в средствах массовой информации;
* разработка нормативно-методического обеспечения ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы);
* организация разработки проектов нормативно-правовых актов и внесение предложений в Правительство Российской Федерации о совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере информатизации федеральных органов государственной власти.
3.2.4. Основными задачами МВК в области управления процессами информатизации должны стать должны стать:
* определение и корректировка на ежегодной основе стратегических приоритетов информатизации системы государственного управления с учетом результатов реализации отдельных программ и проектов информатизации и актуальных задач социально-экономического развития;
* прогнозирование общего и ежегодного объема целевого финансирования, необходимого для реализации плана информатизации федеральных органов государственной власти;
* определение по результатам технико-экономической экспертизы представленных проектов, проводимой ГКИ, приоритетов реализации отдельных проектов в сфере информатизации федеральных органов государственной власти;
* рассмотрение и подготовка предложений по объединению закупок в сфере информационных технологий в целях получения эффекта экономии на масштабе;
* рассмотрение и подготовка предложений о включении проектов в состав ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)";
* рассмотрение ежегодных результатов реализации программ и проектов по внедрению информационных технологий в деятельность федеральных органов, а также целевого использования бюджетных средств, выделяемых на их информатизацию;
* определение и корректировка основных характеристик проектов, подлежащих экономической и технической экспертизе в ГКИ.
3.2.5. Основными задачами Государственной комиссии по информатизации при Минсвязи в области управления процессами информатизации должны стать:
* рассмотрение вопросов соблюдения единых методических и технических стандартов, регламентирующих вопросы применения информационных технологий и создание типовых элементов ведомственной информационно-технологической инфраструктуры;
* рассмотрение и утверждение ведомственных программ информатизации;
* рассмотрение предложений о внесении изменений и дополнений в ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)";
* организация проведения технической и экономической экспертизы представляемых обоснований целесообразности финансирования отдельных проектов по внедрению информационных технологий в деятельность федеральных органов государственной власти, в соответствии с параметрами, утвержденных МВК;
* составление единого реестра закупок для нужд федеральных органов государственной власти в сфере информационных технологий;
* подготовка предложений по объединению закупок для нужд федеральных органов государственной власти в сфере информационных технологий;
* рассмотрение хода реализации ведомственных проектов на основе внедрения единых процедур и сбора отчетности и подготовка на ежегодной основе для представления на МВК отчета по итогам их выполнения;
3.2.6. Основными задачами Совета руководителей служб информатизации являются:
* определение и согласование структуры межведомственных проектов, подготовка предложений Минсвязи России о включении проектов в состав ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)";
* рассмотрение проектов методических и технических стандартов и подготовка предложений по их совершенствованию и изменению;
* формализация передовых практик и успешного опыта применения информационных технологий;
* подготовка предложений по совершенствованию системы управления процессом информатизации федеральных органов государственной власти и их представление в ГКИ;
* разработка рекомендаций по подготовке и реализации программы повышения квалификации госслужащих в сфере информационных технологий.
3.2.7. Основными задачами Совета по региональной информатизации должны стать:
* рассмотрение предложений по формированию единой государственной политики в сфере информатизации регионов, повышению эффективности использования задействованных в сфере информатизации ресурсов и обеспечению финансирования важнейших мероприятий региональной информатизации за счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов и внебюджетных источников;
* выработка рекомендаций для принятия решений Правительством Российской Федерации, федеральными и региональными органами государственной власти по вопросам концепции, методов и инструментов государственного регулирования в сфере региональной информатизации;
* рассмотрение вопросов согласования региональных, федеральных и ведомственных программ и проектов информатизации на уровне регионов, обеспечения их взаимоувязки с мероприятиями ФЦП "Электронная Россия", а также совместной реализации этих программ и проектов, в том числе за счет софинансирования, и подготовка предложений для органов государственной власти по решению этих вопросов;
* подготовка предложений по организации взаимодействия создаваемых в федеральных округах координационных советов по информатизации с Советом по региональной информатизации и другими координационными и совещательными органами в сфере информатизации регионов.
3.2.8. В структуре федеральных органов государственной власти необходимо обеспечить усиление роли службы информатизации как проводника единой политики модернизации и повышения эффективности деятельности соответствующих ведомств на основе:
* возложение на одного из заместителей руководителя федерального органа государственной власти вопросов информатизации на ведомственном уровне;
* повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников служб информатизации;
* включения в сферу ответственности служб информатизации вопросов повышения эффективности деятельности федерального органа государственной власти на основе современных информационных технологий.
3.2.9. В целях совершенствования координационных и совещательных органов в сфере информатизации федеральных органов власти необходимо:
* внести изменения в организационную структуру и штатное расписание федеральных органов государственной власти;
* внести изменения и дополнения в положения о деятельности МВК и ГКИ;
* разработать положения о Совете руководителей служб информатизации и Совете по региональной информатизации;
* разработать типовую организационную структуру службы информатизации и набор типовых должностных инструкций;
* внести изменения в положения о структурных подразделениях федеральных органов государственной власти, отражающие задачи, полномочия и функции службы информатизации.
3.2.10. В целях унификации и совершенствования процедур управления информатизацией на межведомственном и ведомственном уровнях необходимо обеспечить формирование единой нормативно-методической базы, регламентирующей:
* на фазе определения стратегических приоритетов информатизации:
o разработку и актуализацию стратегии информатизации федеральных органов государственной власти;
o разработку и актуализацию ведомственных программ информатизации, определяющих основные цели и направления использования современных информационных технологий в деятельности органов власти в соответствии со стратегическими и актуальными задачами совершенствования основных функций государственного управления;
* на фазе подготовки проектов:
o анализ функциональных потребностей в использовании информационных технологий, а также оценка возможностей и потенциала совершенствования на их основе административных процессов и предоставляемых услуг;
o выбор проектов, подлежащих обоснованию;
o подготовку на уровне органов власти технико-экономического обоснования программ и проектов информатизации, включая описание структуры и целей проекта, оценку расходов на его реализацию и ожидаемой социально-экономической отдачи;
* на фазе оценки и отбора проектов:
o проведение оценки соответствия проектов заданным стратегическим приоритетам и техническим стандартам, а также социально-экономической значимости их реализации;
o идентификация межведомственных проектов;
o согласование целесообразности реализации проекта;
o ранжирование проектов в соответствии с приоритетами и утверждение перечня финансируемых проектов;
o выбор формы и принципов координации проекта в зависимости от масштаба его реализации;
* на этапе реализации проектов:
o управление на уровне федеральных органов государственной власти реализацией всего портфеля проектов и обеспечение контроля их эффективности;
* на этапе контроля проектов:
o проведение мониторинга эффективности хода реализации проектов, обеспечение контроля их соответствия целям и задачам, соблюдения сроков, запланированных объемов расходов, соответствия техническим стандартам;
o управление возникающими рисками и ключевыми показателями эффективности реализуемых программ и проектов информатизации.
3.2.11. В целях реализации единого подхода в области совершенствования деятельности федеральных органов государственной власти на основе информационных технологий, получения наибольшей отдачи от их использования и достижения согласованного развития и совместимости государственных информационных систем и ресурсов необходимо обеспечить разработку общего методического руководства по использованию информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти - единой архитектуры информационно-технологического обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти (ЕФАИТО). ЕФАИТО позволяет определять приоритеты информатизации через оценку возможностей совершенствования административных процессов в деятельности федеральных органов государственной власти.
3.2.12. Разработку ЕФАИТО необходимо вести в следующих основных направлениях:
* создание общей классификации направлений деятельности федеральных органов власти, выполняемых ими функций, независимой от их текущего ведомственного распределения, что позволит выделить и описывать общие функции и административные процессы в деятельности отдельных федеральных органов государственной власти, устранить их дублирование, а также создать основу для реализации межведомственных проектов по их совершенствованию;
* создание системы общих показателей эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, которая должна использоваться для обоснования органами власти и оценки целесообразности расходов на выполнение ИТ-проектов, их последующему ранжированию по достигаемой отдаче и приоритетам;
* создание общей для всех федеральных органов власти классификации и топологии типовых приложений, используемых в деятельности федеральных органов власти для обеспечения выполнения и совершенствования определенных процессов, что позволит федеральным органам власти в структурированном виде описывать свои потребности в современных информационных технологиях;
* создание классификации и описания информационных потоков и данных, используемых в деятельности федеральных органов государственной власти, что позволит устранить дублирование в создании информационных ресурсов, а также эффективно организовать доступ к данным на межведомственном уровне, информационное взаимодействие и обмен между отдельными ведомствами;
* определение требований к технологическому и инфраструктурному обеспечению отдельных сервисов или используемых приложений позволит обеспечить стандартизацию и совместимость используемых информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти.
3.3. Реализация и финансовое обеспечение единой государственной политики
3.3.1. В целях реализации единой государственной политики в сфере информатизации необходимо в приоритетном порядке обеспечить актуализацию и усиление интегрирующей роли ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Для этого необходимо внести изменения и дополнения в программу, включив мероприятия по:
* созданию методической базы, регламентирующей процессы управления процессом информатизации федеральных органов государственной власти;
* развитию и гармонизации нормативно-правовой базы в сфере информатизации федеральных органов государственной власти;
* разработке и актуализации технических требований и стандартов на создание и последующую эксплуатацию типовых элементов ведомственной информационно-технической инфраструктуры;
* созданию общих для всех федеральных органов государственной власти элементов информационно-технической инфраструктуры;
* повышению квалификации и переподготовке государственных служащих в сфере информационных технологий;
* реализации межведомственных проектов, выполняемых в интересах группы федеральных органов государственной власти.
ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" должна стать инструментом интеграции, выполняющим системообразующую роль в процессах информатизации федеральных органов государственной власти.
3.3.2. Реализацию ведомственных проектов необходимо осуществлять в рамках отдельных ведомственных программ информатизации.
3.3.3. В целях повышения прозрачности и эффективности финансирования процесса информатизации, оптимизации бюджетных расходов необходимо обеспечить:
* создание единой бюджетной классификации расходов на информатизацию;
* внедрение прозрачных механизмов планирования и исполнения бюджета, а также контроля результативности и эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий;
* создание эффективных механизмов привлечения средств на информатизацию федеральных органов государственной власти из внебюджетных источников.
3.3.4. Осуществляемые в настоящее время работы по созданию, развитию и обеспечению функционирования информационных систем федеральных органов исполнительной власти финансируются за счет множества различных бюджетных и внебюджетных источников, включая иностранные займы и кредиты, требуют четкой взаимоувязки. Для получения интегрированной оценки расходов на внедрение информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти за счет всех бюджетных источников в первоочередном порядке в ведомственной классификации расходов необходимо выделить единую статью "Информатизация" и определить порядок отнесения к ней расходов. В целях создания системы учета бюджетных расходов на информатизацию и внесения необходимых изменений требуется подготовить проект соответствующего нормативно-правового акта.
3.3.5. Планирование бюджета на информатизацию федеральных органов государственной власти должно осуществляться в соответствии с основными приоритетами государственной политики в сфере информатизации федеральных органов государственной власти и направлениями ее реализации. Основой для принятия решения о финансировании должен стать механизм проведения технико-экономической экспертизы соответствующих проектов. Приоритеты и порядок финансирования проектов должны определяться по результатам проведения экспертизы и оценки возможного экономического эффекта и социальной значимости их реализации.
3.3.6. В целях совершенствования механизмов планирования и контроля расходов на информатизацию федеральных органов государственной власти необходимо обеспечить:
* разработку системы прогнозирования предельных объемов финансирования процессов информатизации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, включая средства бюджетных и внебюджетных источников;
* утверждение единых требований и методологии планирования ведомственных расходов на информатизацию в годовом и среднесрочном периоде;
* создание системы нормативов для расчета сметы реализации проектов информатизации;
* разработку методов оценки целесообразности создания отдельных элементов информационно-технологической инфраструктуры;
* разработку требований по формированию и предоставлению отчетности по результатам расходования выделяемых бюджетных средств на информатизацию и методика контроля целевого их использования;
* выделение в рамках бюджета на создание информационных систем и ресурсов средств на проведение независимой экспертизы результатов соответствующих проектов;
* разработку нормативно-методического обеспечения в сфере проведения независимой экспертизы программ и проектов информатизации.
3.3.7. В целях привлечения средств из внебюджетных источников на решение задач информатизации федеральных органов государственной власти необходимо обеспечить:
* разработку возможной модели и определение путей возврата инвестиций на решение задач информатизации федеральных органов государственной власти;
* включение в процедуру технико-экономической экспертизы проектов оценки возможности привлечения средств из внебюджетных источников;
* определение перечня проектов, финансирование которых целесообразно проводить из средств внебюджетных источников;
* развитие отношений со стратегическими инвесторами на рынке информационно-коммуникационных технологий для определения их интересов и отработки основных моделей взаимодействия.
3.3.8. В целях стимулирования добросовестной конкуренции, увеличения экономии бюджетных средств, а также устранения возможностей злоупотреблений при проведении закупок для государственных нужд в сфере информационных технологий необходимо обеспечить:
* централизацию закупок товаров и услуг для обеспечения экономии на масштабе закупок;
* совершенствование конкурсных процедур проведения закупок, включая разработку механизмов проведения централизованных конкурсов на закупку однотипной продукции, в том числе стандартного и типового аппаратного и программного обеспечения, имеющего соответствующие лицензии;
* прозрачность механизмов проведения закупок.
Международный опыт показывает экономическую эффективность и целесообразность расширения практики централизации государственных закупок. Пилотные проекты по объединению конкурсов на поставку однотипной продукции в сфере информационных технологий, проведенные рядом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации также подтверждают эффективность данного подхода.
3.3.9. По результатам проведения объединенных конкурсов и выбора исполнителя необходимо рассмотреть возможность заключения долгосрочных рамочных контрактов на определенный период времени, регламентирующих специальные условия на приобретение федеральными органами власти однотипного аппаратного и лицензионного программного обеспечения.
3.3.10. Децентрализовано должны осуществляться закупки в области приобретения специализированного оборудования и программного обеспечения, а также услуг и различных видов НИОКР в сфере информационных технологий.
3.3.11. В целях определения возможностей объединения конкурсов на проведение закупок для нужд федеральных органов власти необходимо обеспечить:
* разработку перечня однотипной продукции, конкурсные закупки которой целесообразно проводить на централизованной основе;
* разработку стандартов и базовых спецификаций на закупку соответствующей продукции;
* разработку порядка проведения объединенных конкурсов на поставку однотипной продукции в сфере информационных технологий;
* разработку и утверждение предложений для объединения закупок в рамках проектов, реализуемых отдельными ведомствами.
3.3.12. В целях эффективного обеспечения нужд федеральных органов государственной власти в сфере информационных технологий целесообразно организовать проведение конкурсов на выбор исполнителей по следующим направлениям:
* разработка проектов нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы использования информационных технологий;
* разработка и актуализация технических требований и стандартов на создание типовых элементов ведомственной информационно-технологической инфраструктуры;
* разработка организационно-методических документов, регламентирующих порядок и процедуры управления процессом информатизации на межведомственном и ведомственном уровнях;
* разработка методических материалов, а также программ обучения и повышения квалификации государственных служащих в области проведения конкурсов, в том числе с использованием механизмов электронной торговли и других информационных технологий;
* выбор головного исполнителя (системного интегратора), ответственного за координацию работ на всех этапах создания, обеспечения функционирования и развития информационных систем.
3.3.13. В целях повышения качества реализации информационных систем для нужд федеральных органов власти необходимо в обязательном порядке установить следующую очередность проведения конкурсов:
* проведение на первом этапе конкурса на выбор головного исполнителя и/или техническое проектирование и разработку соответствующей проектно-сметной и технической документации, а также формирование спецификаций на аппаратно-программное обеспечение и требований к исполнителям;
* проведение на втором этапе конкурса на выбор поставщика необходимого аппаратного и программного обеспечения;
* проведение на третьем этапе конкурса на выбор непосредственных исполнителей, ответственных за разработку и внедрение соответствующих технических решений.
3.3.14. В целях повышения эффективности выбора подрядчиков необходимо в рамках проведения конкурсного отбора учитывать фактический опыт и возможности поставщиков в решении комплексных задач информатизации.
3.3.15. В целях повышения эффективности закупок, проводимых для нужд федеральных органов государственной власти, не имеющих квалифицированных специалистов в области закупок и соответствующего опыта, необходимо создать специализированную структуру, ответственную за предоставление пакета услуг по подготовке, организации и проведению конкурса.
3.3.16. Для обеспечения преемственности выполняемых работ по результатам проведения конкурсов и минимизации рисков отсутствия финансирования необходимо обеспечить:
* формирование единого плана реализации проекта по созданию информационных систем и ресурсов, а также контроль его выполнения;
* последовательное выполнение и взаимная увязка проектных работ по итогам проведения отдельных конкурсов;
* единого функционального заказчика и конкурсной комиссии внутри ведомства на конкурсы, проводимые в рамках одного проекта;
* создание единой системы контроля качества проектных решений.
3.3.17. В целях совершенствования конкурсных процедур проведения закупок для нужд федеральных органов власти, упорядочения деятельности государственных заказчиков по заключению и оплате долгосрочных контрактов в сфере информационных технологий необходимо обеспечить:
* создание единой специализированной структуры проведения закупок;
* планирование закупок продукции и конкурсное размещение заказов в течение года в соответствии с лимитами бюджетных обязательств (предварительное проведение конкурсного отбора поставщиков на основании гарантированного государством выделения бюджетных средств);
* разработку единого классификатора и номенклатуры товаров и услуг в сфере информационных технологий;
* ведение единого реестра закупок, поставщиков и решений для нужд федеральных органов власти в сфере информационных технологий;
* проведение мониторинга цен на закупаемые товары и услуги в сфере информационных технологий для нужд федеральных органов власти;
* определение критериев и процедуры отбора поставщиков по отдельным категориям продукции и услуг;
* разработка методики оценки эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставку продукции и услуг в сфере информационных технологий для государственных нужд;
* разработку типовых требований конкурсной документации для категории классификации товаров и услуг в сфере информационных технологий;
* внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части авансирования оплаты продукции и услуг в сфере информационных технологий, поставляемых по долгосрочным контрактам.
3.4. Интегрированная информационно-технологическая инфраструктура
3.4.1. В целях устранения основных противоречий и стимулирования дальнейшего согласованного развития ИТ-инфраструктур отдельных ведомств, обеспечения совместимости и доступности на межведомственном уровне создаваемых государственных информационных ресурсов и систем необходимо решить задачу формирования интегрированной информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти на основе централизованного создания:
* критически важных общих элементов информационно-технологической инфраструктуры для совместного использования федеральными органами государственной власти;
* общих технологических стандартов на создание, внедрение и последующее использование типовых элементов ведомственной информационно-технологической инфраструктуры.
3.4.2. К приоритетам реализации общих элементов информационно-технологической инфраструктуры необходимо отнести: