<< Пред. стр. 3 (из 7) След. >>
6.1.2. Основу данной программы составляет система мер по увеличению многообразия правового статуса и форм собственности организаций культуры, науки и образования.6.1.3. Важнейшие программные мероприятия предусматривают:
* введение института соучредительства;
* создание дифференцированных правовых режимов передачи имущества и денежных средств организации их соучредителями;
* контракты между организацией и ее учредителями, фиксирующие ответственность организации за выполнение уставных целей и соответствующие, включая имущественные, обязательства соучредителей.
6.1.4. Это предполагает, в первую очередь, совершенствование законодательной базы и инструментария правового регулирования деятельности в гуманитарном секторе. В том числе, внесение изменений и дополнений в действующее законодательство и правоприменительную практику, включая административные процедуры, а также разработке и принятии новых нормативных документов, особенно подзаконных актов, стимулирующих и облегчающих перечисленные институциональные преобразования в сфере науки, культуры и образования.
Особенно существенно, как и в отношении модернизации инвестиционной политики (см. подпрограмму 7), устранение искусственных ведомственных и административных барьеров, препятствующих или затрудняющих эти преобразования. (Подробнее см. Раздел VI.)
6.1.5. Первый этап реализации подпрограммы. В среднесрочной перспективе приоритет следует отдать мероприятиям по преобразованию значительной части учреждений гуманитарного сектора экономики в автономные некоммерческие партнерства и/или государственные специализированные некоммерческие организации, обладающие более высоким уровнем хозяйственной самостоятельности. В связи с этим предусматривается разработка и реализация Подпрограммы 8.1 "Реструктуризация бюджетных учреждений в сфере культуры, науки и образования".
6.2. Модернизация государственной поддержки (подпрограмма 9)
6.2.1. Целевой задачей данной программы является повышение эффективности государственной поддержки, использования общественных средств в гуманитарном секторе экономики.
6.2.2. Основу данной программы, наряду с государственными гарантиями и бюджетными обязательствами (прежде всего по повышению оплаты труда - см. Программу 2), составляет система мер, направленных на демократизацию и обеспечение прозрачности процессов распределения общественных средств, на появление дополнительных источников финансирования, а также на либерализацию хозяйственной деятельности организаций культуры, науки и образования.
6.2.3. Важнейшие программные мероприятия предусматривают:
* реализацию принципа "вытянутой руки", предполагающего создание самоуправляемых (независимых от правительства) фондов поддержки отдельных проектов в сфере культуры, науки и образования, обеспечивающих конкурсное финансирование инновационных проектов и программ;
* развитие политики встречных дотаций (субсидий вызова), развивающей методы финансового партнерства и стимулирующей поиски новых источников инвестиций.
6.2.4. К другой группе программных мероприятий относятся меры налогового протекционизма, включая восстановление неоправданно отмененных налоговых льгот и введение маркированных налогов в пользу отраслей гуманитарного сектора экономики, в том числе в виде отчислений от доходов государственной лотереи и игорного бизнеса. Эти меры призваны дополнять политику протекционизма в отношении тех хозяйствующих субъектов реального сектора, которые создают высокодоходные, наукоемкие рабочие места, ведут самостоятельные программы переобучения и повышения квалификации кадров (см. подпрограммы 2, 5).
6.2.5. К этой же группе относится комплекс практических мер, направленных на поэтапный отказ от сметного финансирования, не создающего стимулов к рациональному использованию ресурсов и воспроизводящего затратный тип хозяйствования. При этом нужно признать исключительность положения государства как единственного крупного инвестора в развитие качество человеческого потенциала нации и сохранить за федеральным бюджетом финансирование в полном объеме обеспечения законодательно установленных стандартов в области науки, культуры и образования (см. подпрограмму 10), что позволило бы одновременно смягчить проблему бюджетного федерализма и на деле уйти от противопоставления центра и регионов.
6.2.6. Первый этап программы. В среднесрочной перспективе приоритет в модернизации государственной поддержки гуманитарного сектора экономики целесообразно отдать реформированию бюджетного процесса. Для этого необходимо определить и законодательно закрепить нормативы расходов на науку, культуру и образование, рассчитанные как доля от общей величины расходов государственного бюджета. В свою очередь, эти нормативы должны исходить из установленных государственных стандартов в гуманитарном секторе экономики (см. подпрограмму 10). В связи с этим предусматривается разработка и реализация Подпрограммы 9.1 "Реформирование бюджетной системы финансирования науки, культуры и образования", которая дополняет Подпрограмму 2.1 "Увеличения оплаты труда в сфере науки, культуры и образования".
6.3. Формирование ценностных ориентаций и норм поведения и информатизация гуманитарного сектора (подпрограмма 10)
6.3.1. Целевой задачей данной подпрограммы является изменение существующей системы общественных норм и ценностей в сторону повышения значимости интеллектуального труда, ценности образования и научных знаний, престижности высокого уровня культуры человека. Это представляет собой одновременно необходимое условие и основное содержания развития информационного общества.
6.3.2. Основой данной программы является система мер, предусматривающих развитие как базовых институтов, подчеркивающих и укрепляющих особую ценность науки, образования и культуры, так и процесса их информатизации, прежде всего широкого использования информационно-коммуникационных технологий в данных отраслях гуманитарного сектора экономики.
6.3.3. К важнейшим программным мероприятиям относятся, прежде всего, развитие государственных стандартов в сфере науки, культуры и образования, включая их использование как части (подсистемы) системы социальных индикаторов, которую необходимо ввести в практику государственного управления. Изменение динамики таких индикаторов (например, в сфере образования, количество учащихся, получивших среднее образование и продолжившее обучение в вузах) в сравнении с указанными стандартами гуманитарного сектора экономики должно быть предметом общественного контроля и основой принятия решений в отношении руководителей соответствующих ведомств и регионов.
6.3.4. Другие значимые мероприятия предусматривают обеспечение необходимого уровня информатизации и применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в производственных процессах гуманитарного сектора экономики, и повышение удельного веса информационной и виртуальной составляющей в конечном продукте организаций культуры, образования и науки.
6.3.5. Соответствующие меры охватывают:
* информатизацию системы научных учреждений и стимулирование научных исследований в области ИКТ;
* информатизацию системы образования (с опережающим подключением к сети Интернет школ, колледжей и вузов);
* информатизацию системы здравоохранения (в том числе создание системы телемедицины);
* обеспечение информационно-технологической составляющей существования культурного достояния страны (памятников искусства и культуры, музеев, библиотек и т. д.);
* повышение информационной культуры сограждан (в том числе за счет подключения к информационным сетям значительных контингентов населения).
6.3.6. Первый этап программы. В среднесрочной перспективе приоритет в реализации этой программы целесообразно отдать комплексу мероприятий, направленных на повышение информационной культуры населения и расширение возможностей для свободного пользования компьютерными, информационными и коммуникационными технологиями с целью получения справочной, научной, образовательной, культурной и развлекательной информации, обеспечение доступности продуктов культуры, науки и образования для абсолютного большинства граждан. В связи с этим предусматривается разработка и реализация Подпрограммы 10.1 "Повышение информационной культуры населения".
6.4. Формирование социальной политики (подпрограмма 11)
6.4.1. Целевой задачей данной программы является создание условий для максимально полной реализации положительного социального потенциала информационного общества и минимизацию влияния на общество отрицательных социальных последствий его формирования. Это в свою очередь будет способствовать созданию социальной базы информационного общества. Люди должны получить возможность сделать осознанный выбор в пользу информационного общества.
6.4.2. Основой программы является реформа социальной политики государства, которая должна способствовать тому, чтобы все члены общества могли воспользоваться преимуществами использования информационных технологий. Только в том случае, если государство поставит социальные цели в числе приоритетных, можно обеспечить получение населением выгоды от формирования информационного общества и предупредить возможные проявления его отрицательных социальных сторон. Положительный социальный потенциал информационного общества связан с:
* повышением качества жизни, в том числе за счет увеличения свободного времени;
* возможности выбора товаров и услуг;
* преодолением неравенства в доступе и получении социальных услуг, особенно между жителями городов и сельской местности;
* преодолением гендерного неравенства;
* изменением характера и качества труда;
* развитием социальной активности граждан и их участия в политической жизни.
6.4.3. Необходимо признать определенный отрицательный социальный потенциал информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Это - унификация общества и человека, стандартизация жизненного стиля при кажущейся его индивидуальности, централизация и концентрация производства массовой культуры, стандартизация массового сознания, нарушение прав личности, расслоение общества по фактору доступности ИКТ. Эти черты ИКТ должны быть смягчены или устранены за счет ряда мер, обеспечивающих социально полезный эффект ИКТ для развития информационного общества.
6.4.4. Программа включает мероприятия, направленные как на общие процессы социального развития общества и его социальной структуры, так и собственно на социальную сферу, где происходит непосредственное удовлетворение социальных потребностей населения. Развитие информационного общества на данном этапе связывается в основном с расширением сферы применения электронных средств обработки, передачи и распространения информации, с расширением возможности быстрой обработки больших объемов информации. Однако не следует забывать, что оно представляет собой, прежде всего, социальную систему, которая в значительной степени зависит от информационных технологий для производства и распределения всех видов товаров и услуг.
6.4.5. Основные принципы формирования и реализации программы - всеобщность (охват всего общества и учет социальных интересов всех категорий населения) и доступность (возможность получения необходимой информации и социальных услуг и наличие соответствующих технических средств).
6.4.6. Критерии реализации данной программы:
* удовлетворение большинства социальных потребностей через информационные системы или с помощью информационных технологий;
* изменение социальной структуры общества в пользу повышения роли занятых в информационном секторе;
* распространение положительного эффекта информационного общества на большинство населения.
6.4.7. Важнейшие мероприятия программы должны быть направлены на стимулирование применения современных методов социального обслуживания населения, основанных на информационных технологиях, новых способах организации труда и общения. Здесь необходимо выделить как отдельные отрасли социальной сферы (рынок труда и занятость, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальное обслуживание), так и основные группы социального риска - инвалиды, престарелые, дети и молодежь, женщины, многодетные семьи.
6.4.8. В основу мероприятий рекомендовано положить четыре подпрограммы:
* "Компьютеризация всей страны" - обеспечение как населения страны, так и учреждений социальной сферы компьютерами с целью преодоления неравенства доступа к ИКТ и возможности использования социальных технологий информационного общества;
* "Социальный мониторинг" - разработка принципов и системы социального мониторинга, позволяющих ускорить процесс сбора, обработки и анализа информации по социальной проблематике;
* "Компьютерная грамотность населения" - повышение компьютерной грамотности как одного из важнейших факторов формирования занятости и обеспечения возможности использования населением социальных технологий информационного общества;
* "Информационные технологии для социальной сферы" - включает две группы мероприятий:
o обеспечение доступа населения и специалистов к информации социального характера путем формирования информационных сетей и порталов, позволяющих осуществлять интерактивную связь, легко и быстро выходить на нужные электронные ресурсы;
o оказание непосредственной помощи нуждающимся путем внедрение в практику деятельности учреждений социальной сферы современных методов обслуживания населения, основанных на применении ИТ, прежде всего телемедицина и теле-социальное обслуживание, дистанционное обучение, пластиковые социальные карты.
6.4.9. Первый этап программы. На первоначальном этапе встает задача управления социальными процессами в условиях перехода к информационному обществу. В связи с этим представляется целесообразным:
* проведение информационного аудита различных отраслей социальной сферы с целью выявления возможностей эффективного использования ИКТ, включая как техническое обеспечение, так и содержательный компонент;
* оценка социальных потребностей отдельных категорий граждан с точки зрения возможности их удовлетворения с помощью ИКТ (обеспечение доступа к информации, получению консультации и услуги);
* разработка демонстрационных проектов в тех областях, где можно добиться наглядных результатов. Например, программы "Телемедицина", включающей проведение научных конференций, дистанционные консультации и наблюдение больных ведущими специалистами, распространение передового опыта, дистанционное обучение местных специалистов новейшим технологиям в области медицины. Кроме того; программы "Информационные технологии и занятость инвалидов", направленной на более активное включение инвалидов в рынок труда, в том числе путем развития надомного труда;
* разработка специальной системы стимулов для учреждений социальной сферы к использованию и организации обмена информацией с помощью ИКТ;
* обеспечение конфиденциальности баз данных учреждений социальной сферы, содержащих информацию о гражданах;
* включение в программу подготовки специалистов социальной сферы соответствующих предметов;
* проведение исследований, направленных на выявление как преимуществ, так и негативных социальных последствий применения ИТ с учетом их взаимодействия с культурным и институциональным контекстом для накопления знаний, которые бы помогли людям эффективно их использовать для улучшение условий своей жизни и работы. Анализ информационного общества должен включить характеристику его социального и политического облика и уровня развития, оценку возможных рисков для социальной сферы.
6.4.10. Механизмы реализации программы предусматривают:
* выделение целевых бюджетных средств;
* поощрение взаимодействия государственных учреждений с неправительственными некоммерческими и частными организациями, занимающимися оказанием социальных услуг населению;
* поощрение регионов к разработке и реализации на своей территории пилотных проектов в различных областях социальной сферы;
* пропаганду среди специалистов и населения, передового опыта применения ИКТ в социальной сфере.
РАЗДЕЛ III
НОВАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ
1. Общие положения
1.1. Формирование эффективной рыночной экономики, необходимой для развития информационного общества, невозможно без дееспособной политической системы. Сложившаяся в России политическая система нуждается в изменениях двоякого рода:
* последовательном укреплении единой соподчиненной вертикали исполнительной власти;
* усилении действенности демократического контроля за исполнительной властью со стороны представительных органов власти.
1.2. При сохранении за Президентом РФ функций главы государства, гаранта Конституции и Верховного главнокомандующего основной объем функций исполнительной власти на общегосударственном уровне должен перейти к полномочному и подотчетному Государственной думе федеральному Правительству, которое должно стать правительством парламентского большинства, что обеспечит ответственность политических сил за свою деятельность. Соответственно, существенным образом возрастет и роль Председателя Правительства. Предлагаемые меры позволяют создать более эффективный механизм формирования и реализации общественных интересов, формой реализации которых выступает развитие информационного общества.
1.3. Вопрос о создании дееспособной и эффективной политической системы, обеспечивающей условия и одновременно являющейся фактором развития информационного общества, неразрывно связан с решением принципиальной проблемы определения границ компетенции государства, его полномочий и функций. Выработка и реализация такого решения - центральная задача административной реформы.
1.4. Наиболее целесообразным подходом к определению границ компетенции государства является подход, базирующий на концепции экономической социодинамики (см. Раздел II). Одним из ее важнейших положений является необходимость увязки основных функций государственных органов с потребностями общества, в структуре которых выделяются пять архетипов, в соответствии с которыми и должна быть выстроена оптимальная модель административной системы:
* базовые потребности общества;
* мериторные потребности общества;
* регулятивные потребности общества;
* структурокорректирующие потребности общества;
* компенсаторные потребности общества.
1.5. Непрерывное совершенствование системы управления является необходимой и естественной реакцией государства на эволюцию общества и глобального международного контекста, и связанное с ней изменение функций государства в обществе. Более того, оно выступает необходимой предпосылкой как обеспечения конкурентоспособности национальной экономики и устойчивого экономического развития в условиях глобализации, так и поддержания легитимности существующей политической системы. Актуальными задачами развития российского государства становятся:
* изменение структуры и содержания деятельности госаппарата, освобождение его от ставших ненужными функций;
* переход от императивного регулирования к диспозитивному, советующему и предоставляющему хозяйствующим субъектам право и возможность выбора.
1.6. Важнейшие задачи государства в сфере создания нормальной рыночной среды, необходимой для эффективной экономики и развития информационного общества, помимо совершенствования правовой базы включают решительную борьбу с коррупцией, что должно реально обеспечить равенство всех граждан перед законом в современных условиях. Криминализация экономики и коррумпированность государственного сектора - это две стороны медали. Для того чтобы высшая государственная власть смогла начать борьбу с коррупцией, чтобы в эту борьбу начало верить общество, следует:
* отстранить от власти лиц и организации, ассоциируемые с коррупцией, особенно на высшем уровне. Необходимо восстановление норм деловой этики, без чего никакое повышение уровня материального обеспечения и социальной защищенности работников государственного аппарата не даст желаемых результатов;
* принять закон о лоббировании (см. раздел VI);
* провести масштабную реформу государственной службы. Ее составными частями должны стать значительное сокращение численности госслужащих при резком повышении оплаты и престижа их труда и усилении ответственности за выполнение должностных обязанностей, широкое внедрение в российскую практику достаточно хорошо отработанных в мире методов управления "на расстоянии вытянутой руки", резко уменьшающих возможности коррупции. Контуры таких масштабных преобразований уже прослеживаются в разрабатываемых ныне правительством и бизнес-сообществом вариантах административной реформы, предусматривающих резкое сокращение количества федеральных министерств и ведомств и выполняемых ими функций и перенесение их существенной части на региональный и муниципальный уровни управления и сами хозяйствующие субъекты. В то же время, упомянутые варианты реформы не снимают опасности превращения ее в очередную кампанию, что недопустимо;
* неуклонно сводить находящийся в распоряжении органов власти арсенал управления хозяйством страны к методам экономического регулирования, а не прямого вмешательства в хозяйственную деятельность.
В этом отношении полезен опыт стран Центральной и Восточной Европы. Ни в одной из этих стран государственные субсидии предприятиям не превышают сегодня 5%; там произошел сдвиг в функциях государственных органов от подмены рынка к его дополнению, поддержке и стимулированию работы; административные методы государственного воздействия на экономическую жизнь по преимуществу ограничены сферой гражданского права и правоохранительной деятельности. Помимо этого осуществляется административный контроль за соблюдением качественных экологических и технических стандартов, за ценами (правда, по все сокращающемуся кругу товаров), внешней торговлей и валютными операциями, деятельностью монопольных образований, хотя и в этих областях центр тяжести все более смещается к косвенным, рыночным методам.
1.7. Решение поставленных задач в области экономики (см. Раздел II) повлечет за собой усложнение контроля за деятельностью субъектов хозяйствования, что потребует реформирования организации и деятельности контрольных служб государства. Во избежание ситуации, когда внимание контрольных служб концентрируется на тех секторах экономики, где легче всего осуществлять измерения и контроль (в результате такие важные области, как финансово-кредитная сфера, внешнеэкономические связи и т.д. оказываются наименее контролируемыми), необходимо обеспечить подготовку принципиально новых высококвалифицированных кадров для контрольных служб.
1.8. Инновационные процессы, связанные с задачей вхождения России в глобальное информационное общество, должны стать частью административной реформы и регулироваться комплексно. Программой предлагается внедрение функционального профиля организации государственного управления, широко применяемого на Западе. Модульные технологии информационного обеспечения функций органов государственной власти - особенно исполнительной - лежат в основе решения многих проблем информатизации управления. Одна из рекомендуемых мер - нормативное закрепление классификаторов функций органов государственной власти.
1.9. Задача обеспечения социального согласия требует вовлечения всех социальных групп в ответственный диалог граждан с органами власти. Для решения этой проблемы должны быть разработаны технико-технологические средства (включая телекоммуникационные ресурсы и специальные приложения), необходимые для поддержания такого диалога (см. Раздел IV: 5).
1.10. В процессе вхождения страны в глобальное информационное общество максимальное развитие должно получить гуманитарное направление использования ИКТ, охватывающее наиболее чувствительные сферы социальной и культурной жизни страны в целом, население отдельных регионов и категорий, что позволит:
* расширить возможности участия граждан в общественно-политической жизни;
* минимизировать провоцируемый развитием ИКТ эффект социального отчуждения.
1.11. В информационном обществе гражданину должны быть предоставлены все доступные средства для участия в решении вопросов общественного значения, в том числе механизмы участия
* в обсуждении важнейших вопросов жизни страны в онлайновом режиме;
* в общественном самоуправлении по месту проживания и работы;
* в социальных опросах, массовых мероприятиях и т. п.;
* в охране окружающей среды, воспитании подрастающих поколений и т. д.
1.12. ИКТ необходимо использовать для формирования у граждан духа ответственности за реализацию интересов общества и государства. Информационный потенциал должен быть задействован для развития демократических институтов на основе активного участия граждан в общественной жизни.
Речь идет о создании информационной основы развития демократии (так называемая электронная демократия или e-демократия), позволяющей увеличить потенциал саморазвития социума, снижающего порог между такими институтами, как "власть" и "общество", "власть" и "личность".
2. Задачи информатизации органов государственной власти
2.1. Общие положения
2.1.1. Развитие ИКТ создает качественно новые возможности для повышения эффективности государства и, одновременно, предъявляет к нему новые требования, связанные с особенностями его положения:
* государство и его правовые регуляторы выступают в качестве объектов модернизации, претерпевая существенные изменения под влиянием процессов глобализации и, в частности, развития ИКТ;
* государство и право выступают как субъекты процесса информатизации, оставаясь основными регуляторами отношений в информационной среде и в инфраструктуре информатизации.
2.1.2. Программа базируется на результатах анализа функциональных потребностей федеральных органов власти в современных информационных технологиях, учитывает мировой опыт и практику их применения в деятельности государственного аппарата, а также текущий уровень развития информационно-коммуникационных технологий.
2.1.3. Программа определяет основные положения, приоритетные направления и первоочередные задачи единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, а также целевой уровень развития информационно-технологического обеспечения их деятельности на период до 2010 года и основные механизмы его достижения.
2.1.4. Суть предложений Программы в области информатизации органов государственной власти заключается во внедрении корпоративной информационной системы национального масштаба (так называемое электронное правительство).
Для реализации данного проекта потребуется переориентация деятельности государства от ведомственных интересов к нуждам граждан и общества, а успешность его осуществления будет зависеть как от решения технических вопросов, так и от общих темпов рационализации и дебюрократизации государственного аппарата. В настоящее время рынок интеллектуальных услуг создает возможности для вывода за пределы госаппарата целого ряда экспертно-аналитических и обслуживающих функций. В перспективе это позволит сократить численность госслужащих на 25-30% и обеспечит относительную экономию бюджетных средств в размере 15%.
2.1.5. "Электронное правительство" рассматривается в Программе в прагматическом плане - как комплекс инновационных процессов в сфере государственной деятельности и использования информационных технологий в реализации функций государственных структур:
* информационное взаимодействие всех ветвей государственной власти;
* информационное взаимодействие федерального и регионального уровней власти;
* рационализация работы органов исполнительной власти;
* применение ИКТ в практике государственного управления (электронная цифровая подпись, безбумажные технологии в документообороте и т. п.);
* применение ИКТ в системе двусторонней связи государственных органов с гражданами.
2.1.6. Задача повышения эффективности использования ИКТ в государственной сфере решается с помощью системы мер, предусматривающих
* информатизацию государственных учреждений и интеграцию информационных систем отдельных учреждений в общую информационную систему;
* разработку стандартов и систем информационного обмена между государственными учреждениями и физическими и юридическими лицами;
* постоянную корректировку процесса информатизации на основе данных мониторинга развития информационного общества.
2.1.7. Достижение согласованности действий федеральных органов власти по внедрению и использованию современных ИКТ в своей деятельности позволит в среднесрочной перспективе обеспечить:
* повышение роли государства в информатизации страны и ее постиндустриальной модернизации;
* создание единой интегрированной системы информационно-технологического обеспечения процессов государственного управления;
* повышение качества функционирования государственного аппарата и улучшение взаимодействия органов государственной власти с гражданами на основе технологий "электронного правительства";
* информационно-технологическое обеспечение государственных программ социально-экономического развития страны, административной реформы, реформы системы образования и других структурных преобразований;
* стимулирование развития информационно-коммуникационного потенциала России;
* повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение современных информационных технологий в деятельность федеральных органов государственной власти;
* опережающее развитие России и ликвидацию сложившегося отставания в сфере использования информационных технологий от развитых стран.
2.1.8. Ведущим направлением информатизации являются отношения органов государственной власти с гражданами в части информирования, консультирования и разрешения индивидуальных проблем.
2.2. Роль ИКТ в деятельности федеральных органов государственной власти
2.2.1. Использование современных информационных технологий в деятельности федеральных органов власти является важным условием модернизации и совершенствования всей системы государственного управления, повышения информационной открытости государственной власти и дебюрократизации экономики. Внедрение информационных технологий в деятельность федеральных органов государственной власти имеет особое значение для успешного проведения институциональных преобразований, административной реформы и модернизации всей системы государственной службы.
2.2.2. Широкое применение информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти позволяет:
* повысить оперативность и качество управленческих решений;
* упростить процесс взаимодействия органов власти с гражданами и организациями и сократить время на их информационное обеспечение;
* обеспечить прозрачность и информационную открытость государственной власти для населения;
* повысить эффективность существующих механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти;
* повысить престиж государственной службы и авторитет государственных служащих;
* снизить операционные расходы на содержание государственного аппарата, оптимизировать численность государственных служащих.
2.2.3. Основой достижения соответствующих эффектов являются следующие факторы информатизации:
* обеспечение принципиально новых возможностей своевременного доступа государственных служащих к информации, необходимой для принятия решений;
* повышение объемов и качества используемых информационных ресурсов, а также расширение возможностей их аналитической обработки с помощью современных программно-технических средств;
* автоматизация рутинных административно-хозяйственных функций;
* сокращение объема бумажного документооборота, его перевод в электронный вид.
2.2.4. В настоящее время в России сложились благоприятные условия для ускоренного и масштабного внедрения современных информационных технологий в деятельность федеральных органов государственной власти:
* проведение административной реформы, создание политических и организационно-административных условий для эффективной информатизации в рамках реструктуризации и кадрового обновления системы государственной службы;
* усиление общественной потребности в модернизации и совершенствовании деятельности государственного аппарата и политическая поддержка соответствующих программ со стороны высших должностных лиц государства;
* объективный рост информационных потребностей населения и общества в целом;
* развитие функциональных возможностей и доступность современных информационных технологий;
* формирование современной инфраструктуры предоставления населению информационных и коммуникационных услуг, а также развитие конкурентного рынка;
* рост объемов выделяемого финансирования для решения задач информатизации федеральных органов государственной власти;
* развитие опыта успешного внедрения информационных технологий в отдельных ведомствах;
* возможность использования опыта информатизации системы государственного управления развитых стран.
2.3. Ключевые проблемы использования ИКТ
2.3.1. Результаты анализа текущего уровня и основных направлений использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти позволяют выделить ряд ключевых проблем, на решение которых должна быть направлена единая государственная политика.
2.3.2. Результаты анализа текущего уровня информационно-технологического обеспечения федеральных органов государственной власти позволяют сделать следующие выводы:
* отсутствует единый классификатор, а также стандарты в области создания ключевых государственных информационных ресурсов и организации доступа к ним заинтересованных федеральных органов государственной власти на межведомственном уровне;
* крайне медленно и бессистемно ведется построение единой защищенной федеральной сети передачи данных, обеспечивающей межведомственное взаимодействие, и информационный обмен федеральных органов государственной власти и их территориальных подразделений;
* создаваемая сеть передачи данных с пакетной коммутацией "Атлас", обеспечивающая передачу документальной информации между федеральными органами государственной власти, не получила достаточного и своевременного технологического развития, ее возможности не соответствуют потребностям органов власти и ведущим мировым стандартам и могут найти лишь ограниченное применение;
* в интересах отдельных органов власти создаются дублирующие друг друга автономные распределенные коммуникационные сети;
* между отдельными ведомствами сохраняются значительные различия в уровне обеспеченности средствами вычислительной техники и информационно-технологической инфраструктуры;
* переход на электронный документооборот ведется медленными темпами, носит неорганизованный характер и не осуществляется по единым стандартам;
* не созданы в достаточном количестве прикладные информационные системы, обеспечивающие приоритетные информационные потребности федеральных органов государственной власти, а функциональность существующих систем требует существенного расширения;
* информационные системы отдельных ведомств фрагментарны и не интегрированы на федеральном уровне;
* крайне затруднены интеграция разрозненных информационных систем и использование на межведомственном уровне информационных ресурсов;
* внедрение комплексных информационно-аналитических систем сдерживается отсутствием первичных информационных ресурсов, невозможностью организации оперативного доступа к базам данных на ведомственном и межведомственном уровне, отсутствием общих стандартов на внедрение аналитических приложений;
* отсутствуют центры координации и управления государственными информационными ресурсами;
* значительная доля программного обеспечения, используемого в деятельности федеральных органов власти, не имеет соответствующих лицензий;
* отсутствуют механизмы проведения межведомственных транзакций и общегосударственной интеграции ведомственных информационных систем;
* в начальной стадии находится создание системы информационно-коммуникационного взаимодействия федеральных органов государственной власти с гражданами и организациями;
* принятые и введенные в действие в России международные стандарты в области защиты информации не составляют целостной основы для решения проблем информационной безопасности;
* отсутствуют единые стандарты на цифровые сертификаты ключей электронной цифровой подписи на базе отечественных криптографических алгоритмов, утвержденные требования и инфраструктура удостоверяющих центров.
2.3.3. Существующая модель управления процессами информатизации федеральных органов государственной власти имеет существенные недостатки:
* на общефедеральном уровне:
o отсутствуют прозрачные для всех федеральных органов государственной власти стратегические приоритеты информатизации системы государственного управления;
o отсутствует единый согласованный план совершенствования деятельности федеральных органов государственной власти на основе современных информационных технологий;
o отсутствует система мониторинга текущих и перспективных потребностей федеральных органов государственной власти в использовании информационных технологий;
o отсутствует единый реестр ведомственных проектов и система сбора информации о статусе их реализации;
o недостаточно четко определены роль и место ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" в процессах информатизации федеральных органов государственной власти;
o недостаточно четко определены и разграничены роли, полномочия и ответственность всех субъектов, участвующих в управлении процессом информатизации федеральных органов государственной власти;
o существует очевидное противоречие между объемом полномочий Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ по координации расходов на информатизацию в рамках бюджетного процесса, при формальном отсутствии прямой ответственности данных ведомств за проведение политики информатизации федеральных органов государственной власти, и Министерством РФ по связи и информатизации, отвечающим за ее реализацию;
o не закончено формирование единой системы управления процессом информатизации федеральных органов государственной власти, обеспечивающей эффективную координацию реализуемых проектов на межведомственном уровне;
o существующие органы межведомственной координации не обладают реальными полномочиями и способны только обеспечивать содействие Министерству финансов РФ и Министерству экономического развития и торговли РФ эффективной координации финансирования программ и проектов информатизации;
o не разработаны правила и процедуры определения приоритетов и отбора проектов информатизации федеральных органов государственной власти, а также координации и контроля их выполнения;
o недостаточное внимание уделяется институту независимой экспертизы проектов;
o не создана институционально определенная система оценки и распространения передового опыта в сфере информатизации органов государственной власти;
* на уровне отдельных ведомств:
o крайне ограничено используется практика формализованного анализа функциональных потребностей органов государственной власти в современных информационных технологиях;
o внедрение информационных технологий часто не сопровождается оптимизацией организационной структуры, пересмотром административных процессов и регламентов деятельности подразделений, формированием новой организационно-управленческой и информационной культурой государственных служащих;
o отсутствуют или недостаточно четко сформулированы на уровне федеральных органов государственной власти программы внедрения информационных технологий, определяющие цели и ожидаемые результаты информатизации, общую топологию ведомственных информационных систем и комплекс мероприятий по их реализации;
o менее половины всех ведомств имеют утвержденные комплексные программы информатизации. В тех ведомствах, где подобные программы существуют, они разработаны в отрыве от программ других органов власти;
o имеются существенные различия в принципах управления ведомственной информатизацией, отсутствуют единые организационные стандарты в области управления внедрением современных информационных технологий в деятельности органов власти;
o существует разнородность в полномочиях, кадровом и финансовом обеспечении структурных подразделений федеральных органов государственной власти, ответственных за информатизацию;
o отсутствует типовая модель организации деятельности подразделений информатизации на ведомственном уровне;
o уровень организационных и кадровых возможностей для эффективного внедрения и использования современных информационных систем сильно варьируется в зависимости от ведомства;
o статус руководителей подразделений, ответственных за внедрение ИТ, во многих случаях не позволяет принимать стратегические решения в области информатизации;
o недостаточно эффективно выстроена система управления реализацией отдельных проектов, отсутствует необходимая методическая база для проведения оценки их эффективности;
o существует острая нехватка высококвалифицированных сотрудников в сфере информационных технологий;
o практически отсутствует система мотивации использования государственными служащими современных информационных технологий в своей деятельности.
Устранение указанных недостатков является первоочередной задачей повышения эффективности системы управления процессом информатизации.
2.3.4. Необходимым условием информатизации федеральных органов государственной власти является финансирование соответствующих программ и проектов. Объем выделяемых бюджетных средств на данном этапе нельзя признать удовлетворительным и достаточным для обеспечения качественного прорыва в этой области. Вместе с тем в рамках имеющихся финансовых возможностей процесс распределения и расходования бюджетных средств имеет ряд существенных недостатков:
* отсутствует единая система организации финансирования программ и проектов информатизации;
* существующие процедуры распределения бюджетных средств характеризуются низкой прозрачностью, отсутствием общих критериев обоснования программ и проектов информатизации, а также однозначной связи между объемами финансирования федеральных органов государственной власти и показателями эффективности их деятельности;
* не определены стратегические приоритеты финансирования из средств федерального бюджета расходов на использование информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти;
* финансирование значительной доли программ и проектов по внедрению современных информационных технологий осуществляется из средств международных займов без проведения тщательной технико-экономической экспертизы и обоснования;
* проводимые за счет внебюджетных источников затраты на информатизацию федеральных органов государственной власти практически не учитываются ни государственной, ни ведомственной статистикой;
* не определен порядок обоснования и финансирования проектов, имеющих наибольшую экономическую отдачу и социальную актуальность, что приводит к несоответствию результатов информатизации приоритетным потребностям, а также к диспропорциям в объемах их финансирования;
* действующие требования по обоснованию эффективности расходов на внедрение информационных технологий, предъявляемые к отраслевым ведомствам в ходе бюджетного процесса, носят крайне формальный характер;
* технико-экономическая экспертиза проектов не проводится, решения о финансировании проектов часто принимаются по формальному стоимостному признаку;
* в рамках планирования сметы проекта практически не используется учет издержек, связанных с сопровождением и эксплуатацией информационных систем, обучением пользователей;
* отсутствует система формализованных критериев и индикаторов эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность федеральных органов государственной власти, методология анализа издержек/выгод;
* отсутствуют нормативы для прогнозирования и расчета сметы реализации проектов по внедрению современных информационных технологий в деятельность органов государственной власти;
* не выстроена эффективная схема привлечения внебюджетных средств для решения задач информатизации федеральных органов государственной власти;
* распределение бюджетных средств между ведомствами на их информатизацию осуществляется крайне неравномерно;
* сложился значительный перекос финансирования проектов информатизации в сторону закупок аппаратного обеспечения и сетевого оборудования в ущерб качеству проектных работ, разработке и внедрению программного обеспечения, подготовке персонала и созданию государственных информационных ресурсов;
* отсутствует возможность проведения интегрированной оценки расходов на информатизацию федеральных органов государственной власти в рамках действующей бюджетной классификации;
* отсутствуют механизмы оптимизации капитальных вложений и других средств за счет аренды информационно-технологической инфраструктуры внешних поставщиков;
* ограничение одним годом сроков финансового планирования и отсутствие практики среднесрочного планирования не позволяет во многих случаях гарантировать выделение необходимых средств и обеспечить финансирование проекта в полном объеме.
Совершенствование механизма финансового планирования и контроля расходов на информатизацию федеральных органов государственной власти позволит существенно повысить эффективность бюджетных расходов на информационно-технологическое обеспечение задач управления Российской Федерацией.
2.3.5. Федеральные органы государственной власти являются крупнейшим потребителем современных информационных технологий, а проводимая политика закупок для государственных нужд в сфере ИКТ имеет существенное значение для конкурентного развития отечественной ИКТ-индустрии. Федеральные органы государственной власти традиционно являются также заказчиком наиболее сложных технологических решений и стимулируют повышение профессионального уровня российских компаний поставщиков. Однако существующая система организации закупок для государственных нужд имеет серьезные недостатки:
* слабо учитывается специфика продукции и услуг в сфере информационных технологий при проведении закупок для федеральных органов государственной власти;
* госзаказчики имеют избыточно широкие полномочия в установлении условий проведения конкурсных торгов, часто приводящие к искусственному ограничению конкуренции, и как следствие - завышению цен, и (или) снижению качества поставляемой продукции;
* отсутствует единая методическая база для формирования конкурсных требований и оценки предложений поставщиков по различным категориям закупаемых товаров и услуг;
* отсутствует система мониторинга эффективности деятельности поставщиков в сфере информационных технологий для нужд федеральных органов государственной власти;
* существует острая нехватка квалифицированных специалистов, способных корректно сформулировать требования к поставщикам и обеспечить эффективную организацию и проведение конкурсов;
* самостоятельное проведение отдельными ведомствами закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий небольшими объемами не позволяет получить эффект "экономии на масштабе" за счет централизации и консолидации закупок, а также приводит к дублированию расходов на организацию и проведение закупок;
* остается нерешенным вопрос о заключении долгосрочных контрактов по итогам проводимых конкурсов на реализацию проектов создания государственных информационных систем, характеризующихся длительным циклом производства.
Оптимизация системы организации закупок информационных технологий для государственных нужд может способствовать развитию рынка ИТ, стимулировать становление отечественной индустрии производства современных ИТ и обеспечить эффективное расходование выделяемых на информатизацию бюджетных средств.
2.3.6. Существующий уровень кадрового обеспечения и квалификации государственных служащих федеральных органов государственной власти в области информационных технологий является во многих случаях недостаточным. Причинами сложившегося положения являются:
* отсутствие комплексных программ подготовки кадров, учитывающих специфику государственной службы;
* отсутствие минимальных типовых квалификационных требований в области использования ИТ;
* отсутствие программ тестирования навыков государственных служащих в области использования ИТ;
* недостаточное финансирование мероприятий по обучению и повышению квалификации сотрудников федеральных органов государственной власти;
* низкая мотивация сотрудников в освоении новых информационных технологий;
* отсутствие центров подготовки и повышения квалификации государственных служащих в сфере информационных технологи.
2.3.7. Сложившиеся на сегодняшний день характер и уровень использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти не позволяют обеспечить значительное повышение эффективности государственного управления. Расходы средств федерального бюджета на внедрение информационных технологий не дают необходимого управленческого, экономического и социального эффекта из-за несовершенства существующих организационных и финансовых механизмов оценки, отбора и координации выполнения проектов по внедрению информационных технологий в деятельность федеральных органов государственной власти. Реализуемый на практике подход приводит к появлению автономных, разрозненных и не совместимых между собой информационных ресурсов и систем, невозможности организации их согласованной работы и взаимодействия в рамках общих процессов государственного управления. Имеет существенные недостатки нормативно-правовое и кадровое обеспечение процесса информатизации федеральных органов государственной власти.
2.4. Приоритетные потребности федеральных органов государственной власти и принципы их обеспечения
2.4.1. Среди приоритетных направлений информатизации системы государственного управления по результатам проведения анализа выделяются:
* обеспечение поддержки принятия управленческих решений в области социально-экономического развития;
* обеспечение поддержки законодательной и судебной деятельности;
* управление государственными ресурсами: государственными финансами, управление федеральной собственностью и природными ресурсами;
* управление ключевыми сферами социально-экономического развития: жилищно-коммунальным хозяйством, трудовыми отношениями, социальными выплатами и др.;
* предоставление органами власти услуг гражданам и организациям.
2.4.2. К первоочередным направлениям использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти относятся:
* создание общегосударственных информационных регистров в области государственного управления и средств их актуализации;
* создание единых средств мониторинга, анализа, прогнозирования, моделирования и поддержки принятия решений;
* обеспечение доступа к информационным ресурсам на межведомственном уровне;
* создание и развитие средств взаимодействия органов власти с гражданами и организациями в целях повышения прозрачности, информационной открытости деятельности органов власти и предоставления услуг.
2.4.3. В целях совершенствования системы госуправления, принимая во внимание социально-экономическое и политическое значение, а также коренной характер проводимых структурных и институциональных преобразований, на основе современных информационных технологий необходимо в первоочередном порядке обеспечить:
* внедрение практики долгосрочного и среднесрочного планирования в деятельность федеральных органов исполнительной власти по достижению целей социально-экономического развития;
* проведение непрерывного мониторинга и систематического анализа эффективности результатов деятельности органов государственной власти по достижению плановых показателей социально-экономического развития в отдельных областях;
* проведение анализа, прогнозирования и моделирования возможных путей повышения эффективности государственной политики в отдельных областях социально-экономического развития;
* составление и уточнение комплексных стратегий и плановых показателей развития отдельных областей социально-экономического развития;
* повышение прозрачности процесса выработки решений, внедрение практики применения вневедомственной экспертизы.
2.4.4. Основным средством повышения эффективности деятельности в сфере управления социально-экономическим развитием должно стать создание федеральной интегрированной информационно-аналитической системы поддержки принятия решений в области социально-экономического развития.
2.4.5. Создаваемая система станет сложным многоцелевым программно-аппаратным комплексом, не имеющим в настоящее время аналогов в России. В соответствии с основными принципами организации деятельности федеральных органов исполнительной власти система должна представлять собой многоуровневую территориально-распределенную технологию сбора, обработки, хранения, предоставления, анализа статистических данных, а также прогнозирования, моделирования и планирования.
Система предполагает информационное и организационное взаимодействие следующих уровней федеральной исполнительной власти:
* Правительство Российской Федерации, ответственное за формирование и координацию выполнения общегосударственной политики социально-экономического развития Российской Федерации;
* федеральные органы исполнительной власти, ответственные за формирование и координацию выполнения государственной политики в соответствующих областях социально-экономического развития Российской Федерации;
* федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию государственной политики в определенных областях социально-экономического развития Российской Федерации.
2.4.6. На уровне федеральных органов исполнительной власти, выполняющих по отношению к данной политике правоприменительные и контрольно-надзорные функции необходимо обеспечить сбор, предварительную обработку и накопление статистических данных по результатам выполнения в рамках данного ведомства отдельных программ и проектов. По результатам предварительной обработки соответствующих данных формируются совокупности производных показателей эффективности выполнения политики, которые передаются на уровень органов государственной власти, ответственных за формирование политики.
2.4.7. На уровне федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за формирование и координацию реализации политики в отдельных областях социально-экономического развития, формируются многомерные базы данных по данному направлению, создаются центры информационно-аналитической обработки данных, используемые для первичной оценки и анализа эффективности реализации политики и поддержки принятия решений, ведомственных правоустанавливающих задач. На этом уровне необходимо обеспечить подготовку агрегированных показателей эффективности политики и последующую передачу этих данных на уровень Аппарата Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации.
2.4.8. На уровне Правительства Российской Федерации создается централизованное информационное хранилище агрегированных показателей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации ими государственной политики в соответствующих областях.
Реализация централизованного информационного хранилища позволит создать единый интегрированный источник данных для качественного мониторинга и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти на уровне Правительства Российской Федерации.
На этом уровне обеспечивается информационная поддержка процессов принятия решений по вопросам повышения эффективности государственной политики социально-экономического развития и ее ключевых направлений реализации, проводится комплексный анализ и экспертная оценка информации, ее визуализация и мультимедийное представление в виде, удобном для анализа, ведется прогнозирование и моделирование возможных сценариев развития ситуации, согласование и утверждение стратегических планов отраслей:
2.4.9. Система обеспечит поддержку принятия управленческих решений в рамках реализации государственной политики в следующих областях:
* экономическое развитие и торговля;
* управление природными и рекреационными ресурсами;
* промышленность и строительство;
* энергетика;
* транспорт;
* сельское хозяйство;
* социальное обеспечение;
* жилищно-коммунальный комплекс;
* связь и информатизация;
* управление государственными финансами;
* управление федеральной собственностью и имущественными отношениями;
* сбор неналоговых поступлений и налогообложение.
2.4.10. В целях повышения эффективности и качества правоприменительной деятельности судов, открытости всей судебной системы, оперативности сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел, сокращения сроков их рассмотрения на основе информационных технологий необходимо обеспечить:
* создание единой системы учета и анализа обращений граждан;
* создание единой системы учета судебных дел и единого реестра судебных решений;
* создание системы доступа к вступившим в законную силу судебным решениям;
* создание системы информационно-правового обеспечения деятельности судов и мировых судей;
* создание единой системы судебного делопроизводства;
* система обобщения судебной практики;
* совершенствование системы информирования сторон и иных заинтересованных лиц о времени, месте и результатах рассмотрения дел судами;
* создание системы ведения судебной статистики.
2.4.11. В целях повышения эффективности законодательной деятельности, обеспечения открытости деятельности Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, обеспечения участия граждан в законодательной деятельности на основе информационных технологий необходимо обеспечить:
* создание системы учета обращения граждан и контроля исполнения документов по результатам их рассмотрения;
* создание единой системы мониторинга и анализа правоприменительной практики для оценки эффективности действующего законодательства, распространения положительного опыта, создания эталонных моделей законов;
* создание единой системы обеспечения законодательной деятельности с обязательным подключением всех субъектов права законодательной инициативы, обеспечивающей размещение электронных версий соответствующих документов и сопроводительных материалов, а также учет прохождения законопроектов и законов по всем стадиям федерального законодательного процесса, а также;
* создание системы учета парламентских запросов и поручений, а также результатов их рассмотрения и выполнения;
* создание системы поддержки пленарных заседаний и электронного голосования;
* создание прикладных экспертных систем по направлениям деятельности законодательных органов;
* распространение правовых и парламентских документов, информации о парламентской деятельности;
* создание электронной парламентской библиотеки, обеспечение доступа к парламентским и правовым информационным ресурсам;
* реализация системы доступа к открытой информации о ходе и результатах законодательной деятельности на федеральном и региональном уровнях, обеспечение обратной связи с гражданами;
* создание комплексной информационной системы надзора за исполнением законов.
2.4.12. В целях повышения эффективности планирования и прогнозирования бюджета Российской Федерации, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств, укрепления финансовой и бюджетной дисциплины, а также оперативности финансирования государственных программ на основе современных информационных технологий необходимо обеспечить: