<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 НОВОСИБИРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
 ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ ГОРОДА
 НОВОСИБИРСКА
 
 МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
 
 
 Проект
 
 Комплексная целевая программа
 реализации Стратегического плана
 устойчивого развития города
 Новосибирска
 
 Развитие машиностроения и
 приборостроения города Новосибирска для топливно - энергетического комплекса
 до 2020 года
 
 
 Приложение 7ПР
 
 
 
 
 
 
 
 Новосибирск, 2003
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Аннотация
 
  В настоящей комплексной целевой программе реализации Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска "Развитие машиностроения и приборостроения города Новосибирска для топливно - энергетического комплекс до 2020 года" представлены научные и промышленные освоенные и перспективные разработки, технологии и продукция научных и промышленных (машиностроительных) организаций и предприятий города Новосибирска, крупнейшего в Сибири центра науки и машиностроения, для топливно - энергетического комплекса (ТЭК) и ресурсодобывающих (горнодобывающих, стройматериалов и других) отраслей до 2020 года.
  Целью настоящей программы является обобщение достигнутых показателей и увеличение на среднюю и далёкую перспективу - до 2020 года - объёмов производства продукции машиностроения и внедрения научных разработок новосибирских организаций для отраслей ТЭК и ресурсодобывающих
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 "Развитие машиностроения и приборостроения в г. Новосибирске для ТЭК до 2020 года"
 
 Программа разработана авторским коллективом
 
 Эпов М. И.
  заместитель директора Института геофизики СО РАН,
 чл.-корр. РАН, руководитель Клишин В.И. заведующий лабораторией подземной разработки угольных месторождений Института горного дела СО РАН, д.т.н.,
 заместитель руководителя Нестеров А. В. заместитель мэра - директор
 департамента промышленности, науки и технологий мэрии,
 заместитель руководителя Ляшенко Н, Ф. начальник отдела межрегиональных программ мэрии,
 секретарь Алексеев А, В, генеральный директор
 ОАО "Сибгипрошахт" Астанин В. О. генеральный директор
 ОАО "Сибирь - Мехатроника", к.т.н. Белокопытов П. И генеральный директор
 ЗАО "Гипроуголь" Боткин Н. А. главный специалист
 отдела межрегиональных программ мэрии Гагин С. В. генеральный директор
 ОАО "Новосибирскнефтегазпереработка", к.т.н. Гайслер Е. В. директор департамента перспективного развития и новых технологий ОАО ХК "Белон", к.т.н. Голод В. В. генеральный директор
 ЗАО НПФ "СИАНТ" Жарич В. Г. генеральный директор
 ОАО "НПП "Сибгормаш" Ионе К. Г. директор НИЦ "ЦЕОСИТ"
 объединенного Института катализа СО РАН, д.х.н. Каюров К. Н. генеральный директор
 ЗАО НПП ГА "Луч" Королев С. В. генеральный директор
 ОАО "Новосибирскнефтегаз" Кувшинов Г. Г. президент
 Сибирской технологической ассоциации, д.т.н. Куделин Г, В. главный специалист Новосибирского института информатики и регионального управления, к.т.н. Кузьмин М. Г генеральный директор
 ОАО "Сибэлектротерм" Лукьянов Э. Е. заместитель генерального директора
 ЗАО НПП ГА "Луч", чл.-корр. РАЕН, д.т.н. Марус В. И. главный инженер
 ГУДП ПТО "Березовское", к.т.н. Мочкин Г.Ф. председатель совета директоров, главный инженер
 ОАО "Завод "Труд" Новаковский Ю. Л. директор
 ЗАО НПП "Сибнефтегаз" Романихин А. В. президент
 Союза производителей нефтегазового оборудования Саломатов В. В. заведующий лабораторией
 Института теплофизики СО РАН, д.т.н. Сарин Л. И. генеральный директор
 ООО ПНП "Болид" Селезнев В. С. директор
 геофизической службы СО РАН, д.г.-м.н; Симонов Б. Ф. заместитель директора по науке
 НПО "ЭЛСИБ" ОАО, д.т.н. Смоляницкий Б. Н. заместитель по научной работе директора
 Института горного дела СО РАН, д.т.н. Сычев В. П. директор
 Новосибирского филиала ОАО "Ханты - Мансийский банк" Шмаков А. В. генеральный директор
 ЗАО "Сибтрансуголь" Юдин В. С. генеральный директор
 ЗАО "Институт рационального природопользования", к.г.-м.н. Юрченко В. А. генеральный директор
 ПО "Сибсельмаш"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  СОДЕРЖАНИЕ
  1. Паспорт программы (название, исполнители, сроки, этапы) 7 2. Введение 10 3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
 3.1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года - основные направления
 3.2. Приоритетные направления развития науки и техники отраслей ТЭК (утверждена Коллегией Минэнерго РФ)
 3.3. Оценка ситуации в нефтегазовом машиностроении России и мира
 3.4. Оценка состояния машиностроения Новосибирска для ресур-содобывающих отраслей и ТЭК 12
 
  12
 
  13
 
  17
 
  20 4. Основные цели и задачи программы 23 5. Инструменты и механизмы реализации программы 24 5.1. Финансовое обеспечение программы 24 5.2. Нефинансовые формы поддержки исполнителей по реализации программы 25 5.3. Формы участия мэрии в реализации программы 26 6. Программа научных разработок, производства оборудования и приборов для ресурсодобывающих отраслей и ТЭК до 2020 г. (по разработанной форме, таблица 1) 28 7. Информации о научных разработках и номенклатуре выпускаемого новосибирскими предприятиями и организациями нефтегазового, угольного, энергетического и горношахтного оборудования и приборов 50 8. Организация управления программой и контроль за ее реализацией 52 9. Заключение
  53 10. Приложение 1: "Перечень продукции и разработок (НИОКР) орга-низаций Новосибирска, включённых в межрегиональную целе-вую программу "СибВПКнефтегазТЭК 58
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ПАСПОРТ
  комплексной целевой программы
  "Развитие машиностроения и приборостроения города Новосибирска
  для топливно-энергетического комплекса до 2020 года"
 
 Наименование
 программы Комплексная целевая программа "Развитие машиностроения и приборостроения города Новосибирска для ТЭК до 2020 года" Основание для
 разработки Постановление мэра Новосибирска от 04.08.2003 г. № 1965 "О проведении научно-практической конференции "Стратегии устойчивого развития города Новосибирска" и организация разработки комплексных целевых программ"
  Одобренный 20.02.2003 Общественным советом по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска про-ект "Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска" Заказчик
 программы Мэрия города Новосибирска Основные разработчики программы Департамент промышленности, науки и технологий мэрии и
 Рабочая группа по разработке программы при мэрии Новосибирска (руководитель - заместитель директора Института геофизики СО РАН, член - корреспондент РАН, доктор технических наук Эпов М. И.,) Основные исполнители мероприятий программы Департамент промышленности, науки и технологий мэрии, научные организации СО РАН и отраслевые институты, промышленные предприятия и организации города Цель
 программы Создание условий для увеличения в 2004-2020 годах темпов прироста объёмов научной и промышленной продукции, формирования конкурентоспособного научно-промышленного комплек-са на новой структурно-технологической основе для ресурсодобывающих отраслей и отраслей ТЭК Задачи
 программы Увеличение объёмов научной и промышленной продукции новосибирских организаций для ресурсодобывающих отраслей и ТЭК и создание нормативно-правовых, организационно-техни-ческих и финансово-экономических основ перехода в 2004-2005 годах и до 2020 года к инновационному развитию экономики города:
 - реструктуризация промышленности по отраслевой, размерной, технологической структуре и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, замене импортной продукции для отраслей ТЭК;
 - формирование механизмов поддержки инвестиционной деятельности и благоприятного инвестиционного климата Основные направления программы Содействие интеграции научных организаций и промышленных предприятий с целью освоения новых конкурентоспособных видов продукции и технологий, развитию перспективных производств Срок
 реализации программы 2004-2020 гг. Объем и
 источники финансирования 1. Общий объем финансирования программы в 2004-2005 гг. и по пятилетиям в 2006-2020 гг., млн. руб.:
  ВСЕГО - 4360,0 , в т. ч.:
  - 2004 г. - 125,0
  - 2005 г. - 185,0
  - 2006-2010 гг. - 1150,0
  - 2011-2015 гг. - 1350,0
  - 2016-2020 гг. - 1550,0
  2. Собственные средства предприятий, млн. руб.:
  ВСЕГО - 1620,0 , в т. ч.:
  - 2004 г. - 50,0
  - 2005 г. - 70,0
  - 2006-2010 гг. - 400,0
  - 2011-2015 гг. - 500,0
  - 2016-2020 гг. - 600,0
  3. Заемные средства, млн. руб.:
  ВСЕГО - 1910,0 , в т. ч.:
  - 2004 г. - 40,0
  - 2005 г. - 70,0
  - 2006-2010 гг. - 500,0
  - 2011-2015 гг. - 600,0
  - 2016-2020 гг. - 700,0
  3.1. из них бюджетные, млн. руб.,:
  ВСЕГО - 830,0 в т. ч.:
  - 2004 г. - 35,0
  - 2005 г. - 45,0
  - 2006-2010 гг. - 250,0
  - 2011-2015 гг. - 250,0
  - 2016-2020 гг. - 250,0
  Объемы финансирования из бюджета города на реализацию программы уточняются при принятии бюджета на планируемый год. Ожидаемые результаты реализации программы Увеличение объемов промышленного производства на основе:
 - совершенствования технологической и технической базы науки и промышленности, в том числе модернизации станочного парка автоматизированными и роботизированными комплексными линиями и производствами;
  - повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции;
 - замещения импортной продукции отечественным оборудованием и приборами;
 - оптимизации отраслевой структуры промышленности за счёт опережающего роста производства наукоемкой высокотехнологичной продукции.
  Увеличение налоговых поступлений в бюджет города в соответствии с планируемым ростом объемов промышленного производства. Система контроля за исполнением программы Департамент экономики и финансов, постоянные депутатские комиссии осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета города.
  Исполнители программы несут ответственность за своевременное и полное ее выполнение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  2. Введение
 
  Комплексная целевая программа "Развитие машиностроения и приборостроения города Новосибирска для топливно-энергетического комплекса до 2020 года" (далее Программа) разработана в развитие постановления мэра Новосибирска от 04.08.2003 г. № 1965 "О проведении научно-практической конференции "Стратегии устойчивого развития города Новосибирска" и организации разработки комплексных целевых программ" с приложениями 1-4 (в т. ч. приложение 3 "Список проектов комплексных целевых программ, разрабатываемых в 2003 году в качестве приложений к стратегическому плану устойчивого развития города Новосибирска", п. 7 "Развитие машиностроения и приборостроения города Новосибирска для топливно-энергетического комплекса до 2020 года"); а также распоряжения мэра от 26.09.2003 г. № 2771- р "О создании рабочих групп по разработке комплексных целевых программ", п. 1.2. приложения 2.
  Программа разработана с учетом основных направлений и приоритетов государственной научно - технической и инновационной политики, в том числе "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 г. № 1234-р, и направлена на усиление координации участия предприятий и организаций в комплексном социально - экономическом развитии территории в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" (п. 2 ст. 32.; ст. 33).
  В Программе использована разработанная в департаменте промышленности, науки и технологий мэрии в 2002 г. в развитие утвержденной постановлением мэра от 06.11.2001 г. № 3145 "Концепции научно-промышленной и инвестиционной политики города Новосибирска на 2001-2005 гг." с приложением - планом организационных мероприятий по ее реализации (пп. 3.2.11; 3.2.12) "Программа внедрения научных разработок и развития машиностроения для угольной и горнорудной промышленности на 2002-2005 годы" (далее Программа ГШО). Программа ГШО включена в утвержденную муниципалитетом (решение от 30.12.2002 г. № 205) городскую целевую программу "Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003-2005 годы" (п. 6.1 "Развитие машино- и приборостроения для топливно-энергетического комплекса и горнодобывающей промышленности".
  В Программу включены данные новосибирских научных академических и отраслевых институтов и вузов, научно-конструкторских организаций и промышленных предприятий о номенклатуре и объемах выпускаемых серийно и планируемых к выпуску оборудовании и приборах для ресурсодобывающих отраслей и ТЭК; а также данные предприятий - потребителей этих отраслей о номенклатуре и потребности в оборудовании и приборах.
  В Программе использованы также данные других официальных источников информации о среднесрочных и долгосрочных перспективах развития ресурсодобывающих отраслей и ТЭК и тенденциях развития мирового рынка производства и продаж нефтегазового (НГО), угольного (УО), энергетического (ЭО) и горношахтного (ГШО) оборудования.
  Программа рассчитана на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
  На каждом этапе реализации Программы предполагается оценивать эффективность и на этой основе уточнять методы ее реализации.
 
 
  3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
  решения программными методами
  3.1. "Энергетическая стратегия России на период до 2020 г."
  Правительством принята и утверждена (распоряжение от 28.08.2003 г. № 1234-р) стратегическая программа развития топливно-энергетического комплекса России - "Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.", разрабатывавшаяся с 1998 г. при широком участии Российской академии наук, министерств РФ, а также промышленных и деловых кругов, регионов.
  Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние. Основные объемы добываемых в стране топливно-энергетических ресурсов приходятся на Сибирь: до 70 % нефти, 90 % газа, 60-65 % угля, 30-35 % выработки электроэнергии.
  Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства, способствует консолидации субъектов России, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны: обеспечивает 25 % ВВП, 33 % промышленного производства и доходов консолидированного бюджета. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.
  Целью энергетической политики является максимально эффективное использование всех топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны. Вместе с тем доля российского оборудования в отраслях ТЭК не превышает, по оценкам экспертов, 25-30 %, что подрывает энергетическую безопасность страны.
  В отраслях ТЭК сохраняются условия хозяйствования, неадекватные рыночной экономике, негативно влияющие на функционирование ТЭК, в их числе:
  - высокая (свыше 50 %) степень износа основных фондов;
  - сокращение ввода основных фондов в 90-е годы в 2-6 раз;
  - практика продления ресурса оборудования, что ведет к будущему технологическому и техническому отставанию от общемирового уровня, а вместе с недостатками в управлении персоналом и соблюдении производственной и технологической дисциплины приводит к частым авариям;
  - дефицит инвестиций и их нерациональное использование (при высоком инвестиционном потенциале приток внешних инвестиций для капитальных вложений - менее 13 %, при этом 95 % этих инвестиций приходится на нефтяную отрасль; в газовой промышленности и электроэнергетике не создано условий для инвестиционного притока средств и эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста);
  - неоправданно низкая цена на природный газ привела к чрезмерной ориентации на его использование - до 60 % теплоэлектроэнергии в России, вырабатываемой ТЭЦ и котельными, получают от сжигания газа (доля угля, достигающая в Германии 65 %, в США 55-60 %, неоправданно и недопустимо снижена до 17 %), что угрожает энергетической безопасности страны;
  - несоответствие производственного потенциала ТЭК научно-техническому уровню в стране (доля добычи нефти и продукции нефтепереработки, получаемой с помощью современных технологий, низка; энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично; в стране практически нет парогазовых установок и оборудования по очистке отходящих газов; практически не используются возобновляемые источники энергии: термальные воды, морские приливы, сила ветра, солнечная энергия, малые реки и т. д.; оборудование угольной промышленности безнадежно устарело; недостаточно используется потенциал атомной энергетики);
  - объективный рост затрат, особенно в газовой отрасли;
  - отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного энергетического рынка;
  - сохраняющаяся высокая нагрузка на природу;
  - высокая зависимость нефтегазового сектора и, соответственно, доходов государства от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка (наблюдается повышение доли нефти и газа в структуре российского экспорта, но недостаточно используется потенциал экспорта другого ресурса - электроэнергии, что свидетельствует о нарастающем сужении экспортной специализации страны и отражает отсталую структуру всей экономики России);
  - отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК.
  Основными факторами, которые будут определять развитие ТЭК до 2020 года, являются:
  - динамика спроса на углеводородное сырье и топливно-энергетические ресурсы внутри страны, обусловленными темпами роста экономики и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители;
  - масштабы реализации ресурсо- и энергосберегающих технологий как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики;
  - состояние мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в мировое энергетическое пространство;
  - устойчивое развитие минерально-сырьевой базы;
  - формирование благоприятного инвестиционного климата с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования;
  - создания экономических стимулов для уменьшения воздействия энергетики на природу;
  - масштабы использования научно-технических достижений в ТЭК и подготовка перехода к энергетике будущего.
  3.2. Приоритетные направления развития науки и техники отраслей ТЭКа (утвеждены Коллегией Минэнерго РФ)
  Развитие сырьевой базы ТЭК
 • разработка новых научно-технических и технологических методов поиска и разведки нетрадиционных ресурсов нефти, позволяющих значительно расширить ресурсную базу нефтяной промышленности;
 • разработка и использование новых технологий, способствующих повышению эффективности геологоразведочных работ и позволяющих исключить механическое наращивание объёмов разведочного бурения;
  • широкое использование трёхмерной сейсмики, создание технологии и аппаратуры для радиогеопросвечивания с целью сканирования межскважинного пространства, позволяющих получить более достоверную информацию о строении продуктивных пластов.
  Нефтяной комплекс Нефтедобывающая промышленность

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу