<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 РЕАЛИЗАЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ЗАЩИТНЫХ ФУНКЦИЙ ПРОФСОЮЗА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ РАБОТАЮЩИХ НА ЗДОРОВЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА
 
  Защита прав и интересов членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством является приоритетной обязанностью профкомов, реализация которой будет способствовать не только обеспечению сохранения их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, но и росту мотивации профсоюзного членства, повышению социального статуса работникам образования.
  Реализация профкомом защитных функций по охране труда осуществляется по двум основным направлениям:
  1. Использование различных форм социального партнерства.
  2. Организация и проведение систематического контроля уполномоченным по охране труда за состоянием условий и охраны труда, соблюдением работодателем или его представителем законодательства, правил, норм и инструкций по охране труда.
  Учитывая большие законодательные возможности уполномоченного по охране труда, предоставленные действующим законодательством, настало время профкомам по настоящему разворачивать реализацию защитных функций по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности по принципу: сотрудничать с работодателем по возможности, бороться по необходимости.
  Профком образовательного учреждения, избрав на профсоюзном собрании уполномоченного по охране труда, организует его обучение, обеспечивает законодательными и иными актами по охране труда, способствует исполнению им своих функций по защите прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, а при необходимости защищает с участием вышестоящих профсоюзных структур от неправомерных действий работодателя или его представителей, препятствующих исполнению им своих функций.
  Организация уполномоченным по охране труда профкома проверок соблюдения работодателем или его представителем действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов по охране труда начинается с изучения документации образовательного учреждения по охране труда (номенклатуры дел), которая должна определять систему мер по реализации законодательства и иных актов по охране труда, порядок и ответственность за их выполнение, обеспечение нормативно-правовой документацией по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
  Уполномоченный должен уделять также внимание обучению и инструктированию работников по безопасным приемам труда, аттестации рабочих мест, обеспечению спецодеждой и другими средствами защиты, а завершать проверкой обследований состояния охраны труда в структурных подразделениях образовательного учреждения.
 
 
 НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
 
 1. Устав образовательного учреждения (наличие и правильность оформления раздела по охране труда).
 2. Материалы по лицензированию образовательного учреждения (наличие заключения по охране труда).
 3. Правила внутреннего трудового распорядка для работников образовательного учреждения (доведение работникам под роспись).
 4. Приказы руководителя образовательного учреждения по личному составу и личные дела работников (правильность их оформления).
 5. Должностные обязанности по охране труда работников образовательного учреждения с их личными подписями (доведение под роспись производится ежегодно перед началом учебного года).
 6. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы, как по учреждению, так и по его структурным подразделениям (издается ежегодно перед началом учебного года).
 7. Протокол собрания трудового коллектива (профсоюзной организации) по выборам уполномоченного по охране труда и членов в совместный комитет (комиссию) по охране труда.
 8. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении представителей администрации в совместный комитет (комиссию) по охране труда.
 9. Приказ руководителя образовательного учреждения о создании комиссии для проверки знаний по охране труда (число членов комиссии должно быть не менее трех, они должны быть обучены и аттестованы в вышестоящей организации).
 10. Удостоверения о проверки знаний по охране труда руководителя образовательного учреждения, его заместителей и членов комиссии по проверке знаний.
 11. Протоколы проверки знаний по охране труда работников образовательного учреждения (оформляются один раз в 3 года, вновь принятых на работу - в течение месяца).
 12. Материалы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (оформляются не реже 1 раза в 5 лет).
 13. Технический паспорт на здание образовательного учреждения (если его нет, то необходимо получить в бюро технической инвентаризации).
 14. Акт готовности образовательного учреждения к новому учебному году по утвержденной форме (оформляется ежегодно перед началом учебного года).
 15. Акты общего технического осмотра комиссией зданий и сооружений образовательного учреждения (оформляются 2 раза в год: весной и осенью).
 16. Акты-разрешения на проведение занятий в учебных мастерских и в спортивных залах (оформляется ежегодно перед началом учебного года).
 17. Акты-разрешения на проведение занятий в кабинетах физики, химии, биологии, информатики, ОБЖ (оформляются для вновь организованных и реконструированных кабинетов).
 18. Акт приемки пищеблока к новому учебному году.
 19. Приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность.
 20. Инструкции о мерах пожарной безопасности
 21. Журналы регистрации противопожарного инструктажа вводного и на рабочем месте.
 22. План (схема) и инструкция по эвакуации людей.
 23. Акт ревизии состояния котельной (оформляется ежегодно перед началом отопительного сезона).
 24. Акт гидравлического испытания (опрессовки) отопительной системы (оформляется ежегодно перед началом отопительного сезона).
 25. Протоколы проверки сопротивления изоляции проводов оформляются один раз в 3 года, а заземления оборудования - оформляются ежегодно.
 26. Коллективный договор (наличие раздела по охране труда).
 27. Соглашение по охране труда образовательного учреждения, утвержденное руководителем этого учреждения (составляется на календарный год).
 28. Акты проверки выполнения Соглашения по охране труда (оформляются 2 раза в год).
 28. Журнал учета инструкций по охране труда с присвоением порядкового номера должен охватывать все виды работ и профессии учреждения, ведется специалистом по охране труда или руководителем образовательного учреждения.
 29. Инструкции по охране труда для всех должностей и по всем видам работ (утверждаются руководителем образовательного учреждения по согласованию с профкомом, пересматриваются 1 раз в 5 лет).
 30. Протоколы заседания профкома по рассмотрению и согласованию инструкций по охране труда.
 31. Программа вводного инструктажа по охране труда (утверждается руководителем образовательного учреждения при согласовании с профкомом.
 32. Журнал регистрации проведения вводного инструктажа по охране труда (оформляется специалистом по охране труда или руководителем учреждения при приеме на работу, вводный инструктаж должны проходить все поступающие на работу).
 33. Программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте (составляется с учетом особенностей работы, утверждается руководителем образовательного учреждения при согласовании с профкомом).
 34. Журнал регистрации проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте (оформляется руководителем структурного подразделения при приеме на работу всех работников, а в последующем не реже 2 раз в год в первом и втором полугодиях).
 35. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении ответственного за электрохозяйство.
 36. Журнал регистрации проверки знаний у персонала с 1-ой группой электробезопасности.
 37. Журнал административно-общественного контроля.
 38. Журнал регистрации несчастных-случаев, происшедших с работающими в образовательном учреждении.
 39. Акты оформления несчастных случаев на производстве по форме Н-1 (хранятся 45 лет).
 40. Сообщения о последствиях несчастного случая на производстве (в вышестоящую организацию, Фонд социального страхования, а при смертельном, групповом или тяжелом несчастном случае дополнительно: в соответствующую Госинспекцию труда РФ, прокуратуру, в орган исполнительной власти, в территориальное объединение профсоюза).
 41. Журнал регистрации инструктажа учащихся по охране труда при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.
 42. Заполнение листка здоровья в классных журналах на всех учащихся.
 43. Журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися (воспитанниками).
 44. Акты оформления несчастных случаев с обучающимися по форме Н-2 (хранятся 45лет).
 45. Предписания органов государственного надзора.
 
 
 
 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
 
 
  Задачи и функции уполномоченных изложены в Положении по организации работы уполномоченного лица по охране труда. Основные направления их деятельности можно сгруппировать следующим образом:
  - участие в разработке коллективного договора и контроле за его выполнением;
  - контроль за обеспечением безопасных и здоровых условий труда в образовательном учреждении;
  - участие и контроль за своевременным и правильным расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний на производстве;
  - оказание помощи и разъяснение работникам их законных прав на здоровые и безопасные условия труда.
 
 Участие в разработке коллективного договора,
 соглашения и контроле за их выполнением
 
  Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами (ст. 42 ТК РФ). Коллективный договор заключается между работодателем и работниками и является основным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации (ст. 40 ТК РФ). Поэтому уполномоченным рекомендуется не только внимательно знакомиться с проектом коллективного договора и проводить обсуждение его в трудовом коллективе, но и готовить и передавать в профсоюзную организацию и совместный комитет по охране труда свои предложения для включения их или в сам коллективным договор, или в приложения к нему.
  Следует добиваться, чтобы соглашение по охране труда было реальным и приближенным к нуждам учебного (производственного), а этого можно достигнуть, только учитывая предложения с мест. Поэтому с началом коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективного договора уполномоченные должны собрать у работников своего структурного подразделения предложения для включения их в соглашение по охране труда и передать в профсоюзный комитет и совместный комитет. Кроме этого повседневная работа уполномоченных должна быть направлена на подготовку предложений для включения их в разрабатываемый коллективный договор и на контроль за его выполнением. Уполномоченный, проводя целевые или комплексные обследования, расследуя несчастные случаи, должен отдельно фиксировать мероприятия, выполнение которых требует значительных временных и финансовых затрат, а затем передавать свои предложения в профсоюзный комитет и совместный комитет, который должен осуществлять сбор предложений к коллективному договору (ст. 218 ТК РФ).
  Прилагаемые к коллективному договору перечни профессий и должностей, которым по условиям труда предоставляются дополнительный отпуск, лечебно-профилактическое питание, молоко, смывающие и обезвреживающие средства, доплата за вредные и тяжелые условия труда, составляются на основе нормативных правовых документов по результатам аттестации рабочих мест.
 Контроль за обеспечением безопасных
 и здоровых условий труда на рабочих местах
 
  Контроль за обеспечением безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах состоит из:
  организации и проведения проверок и обследований объектов производства;
  выявления нарушений требований законодательства, правил и норм по охране труда;
  выдачи представлений об устранении выявленных нарушений;
  контроля за проводимыми мероприятиями по обеспечению безопасности на производстве.
 Организация и проведение проверок состояния охраны труда
 
  Целью организации и проведения проверок состояния охраны труда является:
  повышение эффективности работ по созданию на производстве здоровых и безопасных условий труда;
  профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за счет своевременного выявления и принятия мер по устранению опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
  Уполномоченные имеют право проводить самостоятельные обследования производственных объектов, а также участвовать в проведении административно-общественного контроля за состоянием охраны труда и в обследованиях, проводимых органами государственного надзора и общественного контроля.
  Право уполномоченных проводить самостоятельное обследование закреплено в статье 370 ТК РФ .
  "Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда".
  Обследования могут быть целевыми (по одному направлению деятельности) или комплексными.
 
 
 
 
 Контроль за состоянием охраны труда на объектах
 
  Уполномоченные проверяют:
  а) содержание территории, проходов, проездов, рабочих мест, безопасную эксплуатацию производственных зданий и сооружений;
  б) безопасную эксплуатацию машин, механизмов и другого производственного оборудования;
  в) соблюдение требований безопасности работниками.
  В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Требования к безопасному содержанию и эксплуатации зданий, сооружений, машин, механизмов, инструмента, а также к ведению технологических процессов изложены в различных отраслевых и межотраслевых правилах, государственных стандартах, строительных нормах и правилах, санитарных правилах и нормах и других нормативных правовых документах. При проверках также следует пользоваться паспортами машин и механизмов, в которых обязательно присутствует инструкция по их безопасной эксплуатации, и инструкциями по охране труда по видам работ и профессиям, разработанными на предприятии. Проверки состояния условий труда осуществляются путем осмотра рабочих мест и оборудования, механизмов и приспособлений, опроса работающих, ознакомления с имеющейся документацией.
  Согласно пункту а) содержание территории, проходов, проездов, рабочих мест, безопасная эксплуатация производственных зданий и сооружений проверяется:
  содержание территории, проездов, проходов по территории и внутри производственных помещений, самих рабочих мест (все они должны очищаться от травы, мусора, снега, разливов нефти и нефтепродуктов, не загромождаться складируемыми материалами, деталями и конструкциями, содержаться в чистоте и порядке, в местах проезда транспортных средств должны быть вывешены знаки, соответствующие требованиям правил дорожного движения);
  правильность складирования и хранения деталей, инструмента, материалов (их хранение должно быть организовано в штабелях, пирамидах, кассетах, на стеллажах и т.п. так, чтобы предотвращать раскатывание и выпадение, а также обеспечивать удобство работы с ними);
  обеспечение производственной территории, участков работ и рабочих мест первичными средствами пожаротушения, а также средствами связи, сигнализации и другими техническими средствами обеспечения безопасных условий труда, наличие и работоспособность необходимых средств коллективной защиты работающих; наличие защитных ограждений, предупредительных надписей, знаков безопасности на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов;
  исправность систем освещения и состояние освещенности рабочих мест;
  наличие инструкций, плакатов, предупредительных надписей, знаков безопасности (плакаты по охране труда желательно периодически заменять или хотя бы менять места их вывешивания, в противном случае через некоторое время работники перестают их замечать и пропадает смысл их наличия);
  содержание путей эвакуации персонала (пути эвакуации должны быть обозначены специальными знаками, в случае необходимости должны иметь аварийное освещение, не должны ничем загромождаться, двери не должны быть заперты);
  организацию санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического обслуживания работников;
  соблюдение теплового режима в производственных помещениях. Согласно пункту б) безопасная эксплуатация машин, механизмов и другого производственного оборудования проверяется:
  исправность оборудования, механизмов, контрольно-измерительных приборов, приспособлений и инструмента, наличие на движущихся частях стационарных механизмов сетчатых или сплошных металлических ограждений;
  наличие и исправность специальных устройств (блокировок), исключающих случайное снятие или открывание ограждений, люков, щитков и т.п. при работающем механизме;
  наличие и исправность заземляющих устройств и устройств для защиты от статического электричества;
  наличие и исправность оградительных, предохранительных и герметизирующих устройств, устройств автоматического контроля, сигнализации, дистанционного управления и других средств защиты;
  наличие обозначений и маркировок пусковых устройств, символов управления;
  наличие исправных инвентарных инструментов и приспособлений. Согласно пункту в) соблюдение требований безопасности работниками
  уполномоченный во время обходов рабочих мест и в дальнейшем постоянно во время работы обязан контролировать соблюдение рабочими безопасных методов и приемов работы, технологических режимов, инструкций, нарядов, производственной и трудовой дисциплины, а также использование специальной одежды и специальной обуви, исправных и прошедших испытание средств индивидуальной защиты. Следует обращать внимание, чтобы на станках, машинах и механизмах работали только те работники, у которых имеется допуск к работе на этом оборудовании, не допускать использования работниками неисправных, самодельных инструментов и приспособлений;
  при проверках состояния охраны труда на объектах следует контролировать своевременное проведение освидетельствований производственного оборудования, своевременность и полноту выполнения мероприятий по улучшению условий труда и ранее выданных уполномоченными представлений.
 
 
 
 
 
 
 ТЕРРИТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
 САНПИН 2.4.2.1178-02.
 "Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в общеобразовательных учреждениях".
  Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 - 170 м.
  Для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.
  Территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.
  Озеленение участка предусматривается из расчета не менее 50 % площади его территории. В целях предупреждения возникновения отравления при озеленении участка не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
  На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.
  Учебно-опытная зона составляет не более 25 % площади участка. В городских учреждениях она может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.
  Физкультурно-спортивная зона размещается на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
  Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся.
  Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она включает площадки для подвижных игр и тихого отдыха.
  Площадки для подвижных игр и отдыха располагаются вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и разделены для обучающихся каждой ступени обучения.
  Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждается зелеными насаждениями и имеет самостоятельный въезд с улицы.
  При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны предусматривается котельная и насосная с водонапорным баком.
  Мусоросборники обеспечиваются плотно закрывающимися крышками. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).
  Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских учреждениях без канализации - к дворовым уборным покрываются асфальтом, бетоном и др. твердым покрытием. Подходы к зданию учреждения не менее чем за 100 м также имеют твердое покрытие.
  Участок учреждения имеет наружное освещение при норме освещенности на земле - 10 лк.
  СанПиН 2.4.1.1249-03.
  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
 образовательных учреждений"
  Зона игровой территории включает в себя:
  - групповые площадки - индивидуальные для каждой группы - из расчета не менее 7,2 м2 на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста;
  - общую физкультурную площадку.
  Групповые площадки соединяют кольцевой дорожкой шириной 1,5 м по периметру участка (для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения). Покрытие площадок следует предусматривать: травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным, в районах первой строительно-климатической зоны (с вечно мерзлыми грунтами) - дощатым.
  Покрытие площадок для детей ясельного возраста должно быть комбинированным: травяным с утрамбованным грунтом вокруг песочниц и подходов к теневым навесам.
  Групповые площадки для детей ясельного возраста располагают в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.
  Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 м2. Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли.
  Площадь озеленения территории ДОУ должна составлять не менее 50 %.
  В площадь озеленения включают защитные от пыли, шума, ветра и др. полосы между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы:
  - не менее 3 м между групповыми площадками, между групповой и физкультурной площадками;
  - не менее 6 м между групповой и хозяйственной площадками, между общей физкультурной и хозяйственной площадками;
  - не менее 2 м между ограждением участка и групповыми или общей физкультурной площадками.
  Групповые площадки ограждают кустарником.
  По периметру участка устраивают зеленую защитную полосу из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, со стороны улицы - не менее 6 м. Деревья высаживают на расстоянии не менее 15 м, кустарники - 5 м от здания ДОУ.
  Для озеленения участка используют зеленые насаждения, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года.
  Ежегодно (весной) проводят декоративную обрезку кустарника, вырубку сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.
  Ежегодно (весной) на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка.
  Уборку участка следует проводить ежедневно: утром за 1-2 часа до прихода детей и по мере загрязнения территории. При сухой и жаркой погоде полив участка следует проводить не менее 2 раз в день, а уборку территории - после него. Мусор и смет следует убирать в мусоросборники с закрывающими крышками. Очистку мусоросборников производят при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники очищают и обрабатывают с помощью дезинфицирующих средств. Не допускается сжигание мусора на территории ДОУ и в непосредственной близости от него.
  У входов в здание следует иметь скребки, решетки, коврики, щетки. Коврики и решетки после утреннего прихода детей в ДОУ, а также после прогулки, очищают и моют.
 
 КОНТРОЛЬ ЗА ОБУЧЕНИЕМ РАБОТНИКОВ БЕЗОПАСНЫМ
 ПРИЕМАМ ТРУДА
 
  Уполномоченный проверяет:
  качество проведения обучения работников при инструктаже по охране труда, использование при этом правил, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации;
  допуск к самостоятельной работе вновь принятых работников только после прохождения ими стажировки и проверки знаний;
  своевременность проведения всех видов инструктажа;
  наличие записей в журнале регистрации инструктажа и (или) личных карточек инструктажа работников;
  соблюдение работниками правил и инструкций по охране труда.
  Обязанности работодателя по организации и проведению обучения и инструктажа работников записаны в статьях 212 и 225 ТК РФ. Основными документами, регламентирующими вопросы обучения безопасности труда, являются:
  ГОСТ 12.0.004 - 90 "Организация обучения безопасности труда. Общие положения";
  Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 1 и Министерства образования Российской Федерации № 29 от 13.01.03 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
  По характеру и времени проведения инструктажи подразделяются на:
 вводный инструктаж (не контролируется уполномоченными);
 первичный инструктаж на рабочем месте;
 повторный инструктаж;
 внеплановый инструктаж;
 целевой инструктаж;
  Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала производственной деятельности со всеми работниками:
  вновь принятыми на предприятие;
  переводимыми из одного подразделения в другое;
  выполняющими новую для них работу.
  Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Возможен инструктаж с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.
  Повторный инструктаж проводят, как правило, не реже одного раза в шесть месяцев (при работах с повышенной опасностью - не реже одного раза в три месяца) индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.
  Внеплановый инструктаж проводят:
  при введении в действие новых или переработанных правил, инструкций по охране труда;
  при изменении технологического процесса, замене и модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов;
  при нарушении работающими требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
  по требованию органов надзора.
  Целевой инструктаж проводят при:
  выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.);
  ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
  производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы.
  Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ.
  При проведении инструктажей должны использоваться инструкции по охране труда по профессиям и (или) видам работ, техническая и эксплуатационная документация. Инструкции должны быть утверждены работодателем (ст. 212 ТК РФ). Работодатель обязан согласовать инструкции по охране труда с профсоюзным комитетом.
  Инструктажи на рабочем месте должны завершаться устным опросом, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяются работником, проводившим инструктаж, и уполномоченным.
  Работники, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.
  О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и о допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.
  Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п., фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.
 
 
 КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАБОТАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБУВЬЮ И ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
 
  Уполномоченный должен проверять:
  своевременность выдачи и замены специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ);
  соответствие выдаваемых СИЗ требованиям правил и норм;
  организацию на предприятии ухода за выдаваемыми СИЗ и их ремонта;
  обучение работников пользованию СИЗ;
  использование работниками выданных СИЗ.
  Обязанности работодателя за свой счет обеспечить СИЗ работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, указаны в ст. 221 ТК РФ.
  Основными документами, регламентирующими порядок обеспечения работников СИЗ, являются Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Правила) и Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
  Познакомиться с ними можно в службе охраны труда или в профсоюзном комитете предприятия. Кроме того, установленные для каждой профессии нормы выдачи СИЗ должны быть указаны в инструкциях по охране труда.
  В случаях, когда отдельные СИЗ (предохранительный пояс, диэлектрические перчатки, защитные очки, накомарник, антифоны и т.п.) не указаны в Типовых нормах, но необходимы для работы, учитывая характер выполняемых работ и на основании аттестации рабочих мест, они могут включаться в коллективные договоры и работодатель обязан их выдать работникам со сроком носки - до износа или как дежурные. При этом затраты на их приобретение включаются в себестоимость продукции. Следует иметь в виду, что ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение работников СИЗ возлагается на работодателя). Более того, в случае необеспечения работника СИЗ, работодатель не вправе требовать от него выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой. Качество выдаваемой специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ определяется по множеству параметров. Имеется даже специальный стандарт - ГОСТ 12.4.016 - 83 "Одежда специальная защитная. Номенклатура показателей качества". Для уполномоченных достаточно убедиться, что специальная защитная одежда обеспечивает нормальные функции организма, удобна и сохраняет работоспособность человека в течение всего срока эксплуатации при соблюдении условий ее применения и ухода за ней. Проверяется это в процессе носки самим уполномоченным, а также опросом работников.
  В случае сомнения в соответствии выдаваемых СИЗ требованиям норм и правил можно проверить, имеется ли на них сертификаты соответствия (п.9 Правил).
  СИЗ (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски, диэлектрические средства защиты и др.) должны периодически подвергаться испытаниям и проверкам исправности. После проведения испытания на них ставится отметка (клеймо, штамп), на которой указывается срок следующего испытания. По этому штампу легко проверить возможность использования данных СИЗ в работе.
  Следует обращать внимание на недопустимость использования грязной, замазученной, рваной специальной одежды. В соответствии с п. 26 Правил работодатель обязан организовать надлежащий уход за СИЗ, своевременно проводить химчистку, стирку, ремонт специальной одежды, а также ремонт специальной обуви и других СИЗ.
  Для обеспечения безопасности необходимо добиваться, чтобы непосредственный руководитель работ при выдаче работникам таких СИЗ, как респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и некоторые другие, проводил инструктаж по правилам пользования и показывал простейшие способы проверки их исправности, а также периодически устраивал тренировки по их применению.
  В обязанности уполномоченного входит не только требовать от работников использования СИЗ, но и разъяснять им, что выдаваемая специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ предназначены для защиты от вредных и опасных производственных факторов и пренебрежение ими может привести к травме или производственно обусловленной заболеваемости.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение
 Утверждены Минтрудом РФ
 от 30 декабря 1997 г. № 69
  ТИПОВЫЕ НОРМЫ
 бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви
 и других средств индивидуальной защиты работникам
 сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики
 (Выдержки)
 №
 п/п Профессия
 или
 должность Наименование средств
 индивидуальной защиты Норма выдачи на год (единицы, комплекты) 5. Библиотекарь Халат хлопчатобумажный 1 16. Гардеробщик Халат хлопчатобумажный 1 19. Дворник Костюм хлопчатобумажный 1 Фартук хлопчатобумажный с нагрудником 1 Рукавицы комбинированные 6 пар Зимой дополнительно: Куртка на утепляющей прокладке 1 на 2,5 г. Валенки 1 п. на 3 г. Галоши на валенки 1 п. на 2 г. В остальное время года дополнительно: Плащ непромокаемый 1 на 3 года 29. Кладовщик Халат хлопчатобумажный 1 Рукавицы комбинированные 4 пары Ботинки кожаные или сапоги кирзовые 1 пара 36. Лаборант всех наименований; препаратор; техник При занятости в химических лабораториях: Халат хлопчатобумажный 1 на 1,5 г. Фартук прорезиненный с нагрудником Дежурный Перчатки резиновые Дежурные Очки защитные До износа При занятости в физических лабораториях: Перчатки диэлектрические Дежурные Указатель напряжения Дежурный Инструмент с изолирующими ручками Дежурный Коврик диэлектрический Дежурный 43. Машинист (кочегар) котельной; шуровщик топлива При работе котельной на твердом минеральном топливе - при механической загрузке: Костюм хлопчатобумажный 1 Рукавицы комбинированные 12 пар Очки защитные До износа - при ручной загрузке: Костюм х/б с огнезащитной пропиткой 1 Ботинки кожаные 1 пара Рукавицы комбинированные 6 пар Очки защитные До износа Респиратор До износа 44 Машинист
 котельной; При работе котельной на дровах и других видах топлива: Фартук хлопчатобумажный 1 Рукавицы комбинированные 4 пары 50. Оператор котельной на газе Комбинезон хлопчатобумажный 1 66. Рабочий
 по стирке и ремонту
 спецодежды Костюм хлопчатобумажный 1 Фартук хлопчатобумажный с нагрудником 2 Сапоги резиновые 1 пара Перчатки резиновые Дежурные Рукавицы комбинированные 4 пары 74. Слесарь-ремонтник Костюм хлопчатобумажный
 Рукавицы комбинированные 1 на 9 мес.
 12 пар 75. Слесарь-сантехник При выполнении работ по ремонту канализационной сети и ассенизаторских устройств: Костюм брезентовый 1 на 1,5 г. Сапоги резиновые 1 пара Рукавицы комбинированные 6 пар Перчатки резиновые Дежурные Противогаз шланговый Дежурный На наружных работах зимой дополнительно: Куртка на утепляющей прокладке 1 на 2,5 г. Брюки на утепляющей прокладке 1 на 2,5 г. 80. Столяр Костюм вискозно-лавсановый 1 Фартук хлопчатобумажный 2 Рукавицы комбинированные 4 пары 81. Сторож (вахтер) При занятости на наружных работах:
 Костюм вискозно-лавсановый
 Плащ х/б с водоотталкивающей пропиткой
 Полушубок
 Валенки
 1
 Дежурный
 Дежурный
 Дежурные 85. Уборщик производственных и служебных помещений Халат хлопчатобумажный
 Рукавицы комбинированные
 При мытье полов и мест общего пользования дополнительно:
 Сапоги резиновые
 Перчатки резиновые 1
 6 пар
 
 
 1 пара
 2 пары 90. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрообору-дования Полукомбинезон хлопчатобумажный
 Перчатки диэлектрические
 Галоши диэлектрические 1
 Дежурные
 Дежурные Примечание.
  Бесплатная выдача спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты по перечню профессий и должностей, предусмотренных в настоящих Нормах, производится во всех отраслях экономики независимо от профиля и ведомственной подчиненности организаций, если эти средства индивидуальной защиты не предусмотрены соответствующими Типовыми отраслевыми нормами.
 
 * * *
 ТИПОВЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ
 бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви
 и других средств индивидуальной защиты работникам
 образовательных учреждений
 
 №
 п/п Профессия
 или
 должность Наименование средств
 индивидуальной защиты Норма выдачи на год (единицы, комплекты) 1. Мастер трудового и производственного обучения Халат хлопчатобумажный 1 Берет 1 Рукавицы комбинированные 2 пары Очки защитные До износа 2. Врачи, средний и младший медицинский персонал Халат хлопчатобумажный 1 Шапочка хлопчатобумажная 1 Перчатки резиновые 2 пары 3. Повар, шеф-повар Костюм хлопчатобумажный 1 Передник хлопчатобумажный 1 Колпак хлопчатобумажный 1 Ботинки кожаные 1 пара 4. Посудомойка Фартук клеенчатый с нагрудником 1 Сапоги резиновые 1 пара Перчатки резиновые 1 пара
 * * *
 
 КОНТРОЛЬ ЗА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ РАБОТАЮЩИХ
 
  Уполномоченные проверяют:
  своевременное и качественное проведение замеров уровней вредных и опасных производственных факторов, влияющих на здоровье работающих;
  работу вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования;
  соблюдение норм климатических условий в рабочей зоне производственных помещений;
  обеспеченность работающих помещениями и устройствами санитарно-бытового назначения;
  обеспечение работающих мылом, смывающими и обезжиривающими средствами.

<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу