<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Обязанности работодателя по обеспечению санитарно-гигиенического обслуживания работников изложены в ст. 212 и 223 ТК РФ.
  Проведение замеров уровней вредных и опасных производственных факторов (ст. 209 ТК РФ), влияющих на здоровье работающих, должно осуществляться в соответствии с требованиями Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 14.03.97 № 12.
 
 КОНТРОЛЬ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
 
  Аттестация рабочих мест для работодателей или их представителей, должностных лиц организаций - является обязательным условием ее проведения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Она представляет собой систему анализа и оценки рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда. По результатам аттестации выявляются рабочие места, требующие подготовки мероприятий, реализация которых исключает воздействие опасных и вредных факторов; проводятся необходимые оздоровительные мероприятия, сертификация производственных объектов; подтверждается или отменяется право на предоставление компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
  Как повернуть проведение аттестации рабочих мест по условиям и охране труда на защиту интересов работников образовательных учреждений и обучающихся, чтобы они знали, какие неблагоприятные или опасные и вредные факторы действуют на их здоровье, к каким последствиям могут привести, как уменьшить или исключить вредное воздействие, а где это сделать не представляется возможным на данный момент - гарантировать им право на конкретные льготы, позволяющие компенсировать потери здоровья.
  Аттестация рабочих мест по условиям и охране труда проводится подготовленными для выполнения этой работы специалистами, а ее результаты должны быть прозрачными для трудовых коллективов, так как каждый работник по действующему законодательству имеет право ознакомиться с достоверными результатами проведения аттестации рабочих мест.
  Конечная цель проведения аттестации рабочих мест по условиям и охране труда - сделать образовательное учреждение безопасным и безвредным для здоровья работающих и обучающихся.
 
 * * *
 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ
 РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
 
  Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с "Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", утвержденным постановлением Минтруда России от 14.03.1997 г. № 12.
  Нормативной основой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются:
 * гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 23 апреля 1999 г. Руководство Р 2.2.755-99;
 * стандарты системы безопасности труда (ССБТ);
 * санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
 * Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочими служащим специальной одежды, спецобуви и других СИЗ;
 * межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
 * строительные нормы и правила (СниП) и другие нормативные правовые акты.
  Для проведения аттестации:
  1. Составляется перечень рабочих мест.
  2. Издается приказ "Об организации и проведении аттестации", которым утверждается состав аттестационной комиссии по организации и по крупным структурным подразделениям.
  3. На каждое рабочее место (или группу аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда) составляется карта аттестации рабочих (его) мест (а) по условиям труда.
  4. Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений и оформляются протоколами и определяется класс опасности рабочего места.
  5. На первом этапе проводится оценка травмобезопасности рабочих мест. Аттестация травмобезопасности рабочих мест состоит из:
 * оценки безопасности производственного оборудования;
 * оценки безопасности приспособлений и инструментов;
 * оценки обеспеченности средствами обучения и инструктажа.
  6. Проводится оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и по ее результатам составляется протокол.
  7. Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах, которая включает оценки:
 * по степени вредности и опасности;
 * по степени травмобезопасности;
 * обеспеченности работников СИЗ (средства индивидуальной защиты).
  При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным и допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников СИЗ, считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности.
  Рабочее место признается аттестованным.
  В случае, когда на рабочем месте фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников СИЗ не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком месте относятся к вредным и (или) опасным.
  При отнесении условий труда к 3 классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным.
  При отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.
  8. Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
  По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда заполняются:
 * ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в структурном подразделении;
 * сводная ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда.
  Результаты работы аттестационной комиссии организации оформляются протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда, а затем разрабатывается План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
  Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.
  Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.
  Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты, а также по требованию органов Государственной экспертизы.
  Для проведения аттестации рекомендуем использовать материалы проверок, проведенных по результатам лицензирования ГСЭН и органами Госнадзора и контроля (Федеральной инспекции труда, Госгортехнадзора, Госпожнадзора, Главэнергонадзора и других).
 
  Результаты аттестации используются в целях:
 * планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
 * сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
 * обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;
 * включения в трудовой договор условий труда работников;
 * ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;
 * составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме № 1-Т (условия труда) и в других случаях.
  Финансирование затрат на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
  В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Это можно осуществить за счет средств, планируемых на мероприятия по охране труда. С учетом статьи 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в размере не менее 0,1 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.
  Их можно также получить и от территориальных отделений Фонда социального страхования.
  Постановлением Минтруда России от 3 марта 2003 г. № 9 утвержден перечень предупредительных мер на 2003 год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, частично финансируемых за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. К числу таких мер относится и аттестация рабочих мест по условиям труда.
  На осуществление предупредительных мер разрешено расходовать до 20 % суммы страховых взносов, перечисленных в 2002 году организацией в Фонд социального страхования (постановление Правительства РФ от 7 февраля 2003 г. № 82).
  Примечание: аналогичные постановления Минтруда России принимаются ежегодно.
 
 
 КОНТРОЛЬ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ МОЛОКОМ ИЛИ ДРУГИМИ ПИЩЕВЫМИ ПРОДУКТАМИ
 
  В соответствии со статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
  Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов, работникам, занятым на работах с вредными условиями труда утверждены постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 года № 13.
  Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных продуктов утвержден приказом Минздрава РФ от 28 марта2003 года № 126.
  В целях определения контингента работников, которым в профилактических целях необходимо бесплатно выдавать молоко или другие равноценные продукты, в организациях должна быть проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
  На основании аттестации рабочих мест и наличия вредных производственных факторов, предусмотренных вышеуказанным Перечнем Минздрава России составляются в общеобразовательных учреждениях списки кому бесплатно выдается молоко, а кому лечебно-профилактическое питание (сокращенно ЛЛП), утверждается руководителем и этот список тоже является приложением к коллективному договору.
 
 КОНТРОЛЬ ЗА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ РАБОТАЮЩИХ
 
  Уполномоченные проверяют:
  выдачу работникам молока и лечебно-профилактического питания;
  обеспечение рабочих мест аптечками и обучение работников оказанию первой помощи.
  В ст. 222 ТК РФ указано, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда бесплатно предоставляется лечебно-профилактическое питание.
  При составлении списков на получение молока следует пользоваться Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.03.03 № 126.
  Списки на получение ЛПП составляются в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2003 г. № 14.
  Уполномоченные контролируют выдачу молока и предоставление ЛПП, следят за тем, чтобы молоко заменялось только разрешенными продуктами.
  На сегодняшний день 0,5 литра молока можно заменять следующими продуктами животного происхождения (постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.03.03 № 13 "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда"):
 
 1. Кисломолочные продукты (кефир разных сортов, кефир-био, простокваша, ацидофилин, ряженка с низким содержанием жира (до 3,5%), йогурты разных сортов с содержанием жира до 2,5 %, в том числе йогурты с натуральными плодовоягодными добавками). 500 г. . Творог 100 г. 3. Творожная масса, сырки творожные, десерты творожные 150 г. 4. Сыр 24 % жирности 60 г. 5. Молоко сухое цельное 55 г. 6. Молоко сгущенное стерилизованное без сахара 200 г. 7. Мясо, говядина II категории В сыром виде 70 г. 8. Рыба нежирных сортов В сыром виде 90 г. 9. Яйцо куриное 2 шт. 10. Лечебно-профилактические напитки типа "VITA", витаминные препараты типа "Ветрон", ундевит, глутамевит, аэровит, гексавит, гептавит, квадевит и бифидосодержащие кисломолочные продукты
  Также следует иметь в виду, что работникам, контактирующим с неорганическими соединениями свинца, дополнительно к молоку выдается 2 г. пектина в виде обогащенных им консервированных растительных пищевых продуктов, напитков, желе, джемов, мармеладов, фруктовых и плодоовощных соков и консервов (фактическое содержание пектина указывается изготовителем). Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми соками с мякотью в количестве 250 - 300 г.
  При постоянном контакте с неорганическими соединениями свинца рекомендуется вместо молока употребление кисломолочных продуктов. Выдача обогащенных пектином пищевых консервированных растительных продуктов, напитков, желе, джемов, мармеладов, фруктовых и плодоовощных соков с мякотью должна быть организована перед началом работы, а кисломолочных продуктов - в течение рабочего дня.
  Обязанности работодателя обеспечить места проведения работ аптечками с набором лекарств указаны в ст. 223 ТК РФ а обучать работников оказанию первой помощи - в ст. 212 ТК РФ. Уполномоченным следует проверять наличие аптечки, наличие в ней набора лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи, своевременное пополнение аптечки, замену лекарственных препаратов, срок годности которых закончился. Также в аптечке должно находиться описание лекарственных препаратов с указанием, в каких случаях и как их надо применять.
 
 КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТАЮЩИХ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА И В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
 
  Важное значение в профилактике профессиональных заболеваний наряду с бесплатной выдачей молока или других равноценных пищевых продуктов, отводится предварительным медицинским осмотрам работников, проводимым как при приеме на работу, так и периодическим медосмотрам в процессе работы, соблюдению рациональных режимов труда и отдыха, организации работы вентиляционных систем и установок, соблюдению санитарно-гигиенических мероприятий.
  Меры предупреждения заболеваемости должны включаться в коллективные договора, а также в соглашения по охране труда.
  Статьей 213 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).
  Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
  Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.
  В случае необходимости по решению органов местного самоуправления в отдельных организациях могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров (обследований).
  По образовательному учреждению составляется Список лиц, подлежащих медицинскому обследованию, согласовывается с профкомом и утверждается руководителем, который является приложением к коллективному договору.
 
 КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАБОТНИКОВ САНИТАРНО - БЫТОВЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ
 
  Нормы обеспечения работников помещениями санитарно-бытового назначения и требования к их устройству даны в СНиП 2.09.04 - 87 * "Административные и бытовые здания". Количество и состав санитарно-бытовых помещений зависит от санитарной характеристики производственных процессов .
  Как правило, в состав помещений санитарно-бытового назначения входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды.
  При проверках санитарно-бытовых помещений следует обращать внимание на своевременное проведение косметических ремонтов, организацию постоянной уборки, укомплектование необходимыми приспособлениями и устройствами. Например, в душевой должны быть крючки для одежды и полотенец, полочки для мыла, каждая душевая сетка должна быть отгорожена от соседних экранами; умывальные, как правило, укомплектовываются зеркалом, гардеробные - стульями или скамейками. Помещения для сушки специальной одежды оборудуются вытяжной вентиляцией, приспособлениями, позволяющими повесить специальную одежду и поставить специальную обувь без их контакта с нагревательными приборами или регистрами отопления.
  Для всех работающих в не отапливаемых помещениях или на открытом воздухе при температуре воздуха на рабочих местах ниже 10°С оборудуются помещения для обогрева.
  Расстояние от рабочих мест в производственных помещениях до уборных, помещений для обогрева и устройств питьевого водоснабжения должно быть не более 75 м, а от рабочих мест на открытом воздухе - не более 150 м.
  Обязанности работодателя по обеспечению работающих смывающими и обезжиривающими средствами указаны в ст. 221 ТК РФ. Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи приводятся в постановлении Минтруда РФ от 4 июля 2003 г. № 45.
  Перечень профессий и должностей, которым должно выдаваться мыло, смывающие и обезвреживающие средства, является приложением к коллективному договору, там же можно оговорить количество выдаваемых средств.
 
 КОНТРОЛЬ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
 
  В соответствии со ст. 223 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить работников санитарными постами с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.
  Уполномоченным следует проверять наличие аптечки, наличие в ней набора лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи, своевременное пополнение аптечки, замену лекарственных препаратов, срок годности которых закончился. Также в аптечке должно находиться описание лекарственных препаратов с указанием, в каких случаях и как их надо применять. Нельзя допускать произвольной замены лекарственных средств.
  Обучение работников оказанию первой помощи следует проводить для выполнения ими своих обязанностей при несчастных случаях на производстве и микротравмах. От своевременной и правильно оказанной первой помощи зачастую зависит жизнь пострадавшего, поэтому необходимо проверять качество обучения оказанию первой помощи. Обучение должно проводиться с показом приемов первой помощи и практическими занятиями для работников. В результате каждый работник должен не только знать, но и уметь оказать эту помощь.
  Следует иметь в виду, что Минздравом России разработаны в 2000 году для учреждений образования различных типов и наименований 2 новых комплекта аптечек для оказания первой помощи. Первый комплект аптечки - для учреждений образования различного типа и учебных заведений (прилагается). Второй комплект аптечки - для детских дошкольных учреждений (прилагается).
  Указанные комплекты аптечек первой помощи Минздрав России рекомендует использовать по назначению в образовательных учреждениях Российской Федерации.
  Приложение
 Министерство здравоохранения РФ
 Комитет по новой медицинской технике
 Протокол № 2 от 05.04.2000 г.
 АПТЕЧКА ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
 для учреждений различного типа и учебных заведений (рекомендуемая)
 Группы средств Наименования Вариант 1 2 3 1. Обезболивающие и противовоспали-тельные 1.1. Анальгин в таб. по 0,5 г № 10, уп. 1 2 3 1.2. Ацетилсалициловая кислота
  в таб. по 0,5 г № 10, уп 2 3 4 1.3. Цитрамон в таб. № 6, уп. 3 4 5 1.4. Гипотермический пакет, шт. 1 2 5 2. Для остановки
 кровотечения, обработки
 и перевязки ран 2.1. Жгут с дозированной компрессией, шт. 1 1 2 2.2. Бинт стерильный 10 х 5, шт. 2 3 5 2.3. Бинт нестерильный 7 х 14, шт. 1 2 5 2.4. Бинт нестерильный 10 х 5 или 7 х 5, шт. 2 3 5 2.5. Бинт нестерильный 5 х 5, шт. 5 7 10 2.6. Кровоостанавливающая салфетка с анти-
  септиком или гемостатическая губка, шт. 6 9 15 2.7. Лейкопластырь бактерицидный
 2,5 х 7,2 или 2,3 х 7,2 или 3,8 х 3,8, шт. 15 25 50 2.8. Лейкопластырь бактерицидный
 4 х 10 или 6 х 10, шт. 2 5 10 2.9. Раствор бриллиантовой зелени 1% - 10мл 2 3 5 2.10. Лейкопластырь 1 х 500 или 1 х 250, шт. 2 3 5 2.11. Вата, 50г, уп. 1 1 2 3. При болях в сердце 3.1. Нитроглицерин в таб. по 0,5 мг, уп.
  или капс. по 0,05 г № 20, уп. 1 1 1 3.2. Валидол в таб. по 0,06 г № 10, уп.
  или капс. по 0,05 г № 20, уп. 1 2 5 4. Для сердечно-легочной реанимации 4.1. Устройство для искусственного дыхания "Рот - устройство - рот", шт. 1 2 3 5. При обмороке 5.1. Аммиака раствор 10 % - 10 мл, фл. 1 1 1 6. При отравлениях 6.1. Уголь активированный
  в таб. по 0,25 г № 10, уп. 1 3 10 7. При стрессовых
  реакциях 7.1. Настойка валерианы 30 мл, фл., или
  экстракт валерианы в таб. по 0,02 г № 50,
  уп., или корвалол 15 мл, фл. 1 1 1 8. При аллергических
  реакциях 8.1. Димедрол в таб. по 0,05 г № 10, уп.
  или аналог 1 1 2 9. Для снятия спазма
  бронхов 9.1. Эуфилин в таб. по 0,15 г № 10, уп. или аналог 1 1 2 10. Разное 10.1. Раствор сульфацила-натрия 20 % или 30 % в тюбике-капельнице по 1,5мл 1 2 4 10.2. Сода пищевая 50г., уп. 1 1 2 10.3. Папаверин в таб. по 0,04г № 10, уп. или аналог 1 1 2 11. Прочие средства 11.1. Ножницы, шт. 1 1 1 11.2. Термометр, шт. 1 1 1 11.3. Напальчник, шт. 2 5 10 11.4. Перчатки одноразовые (полиэтиленовые, резиновые, латексные), пара 1 1 1 АПТЕЧКА ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
 для детских дошкольных учреждений (рекомендуемая)
 Группы средств Наименования 1. Обезболивающие и противовоспалитель-ные 1.1. Анальгин в таб. по 0,5 г № 10, уп. 1 1.2. Ацетилсалициловая кислота в таб. по 0,5 г № 10, уп. 2 1.3. Цитрамон в таб. № 6, уп. 3 1.4. Гипотермический пакет, шт. 5 2. Для остановки
 кровотечения, обработки
 и перевязки ран 2.1. Жгут с дозированной компрессией, шт. 1 2.2. Бинт стерильный 10 х 5, шт. 3 2.3. Бинт нестерильный 7 х 14, шт. 1 2.4. Бинт нестерильный 10 х 5 или 7 х 5, шт. 3 2.5. Бинт нестерильный 5 х 5, шт. 5 2.6. Кровоостанавливающая салфетка с
  антисептиком или гемостатическая губка, шт. 6 2.7. Лейкопластырь бактерицидный 2,5 х 7,2
  или 2,3 х 7,2 или 3,8 х 3,8, шт. 15 2.8. Лейкопластырь бактерицидный 4 х 10 или 6 х 10, шт. 3 2.9. Раствор бриллиантовой зелени 1 % - 10 мл, фл. 3 2.10. Лейкопластырь 1 х 500 или 1 х 250, шт. 2 2.11. Вата, 50 г, уп. 1 3. При болях в сердце 3.1. Валидол в таб. по 0,06 г № 10, уп. 1 4. Для сердечно-легочной реанимации 4.1. Устройство для искусственного дыхания
  "Рот - устройство - рот", шт. 1 5. При обмороке 5.1. Аммиака раствор 10 % - 10 мл, фл. 1 6. При отравлениях 6.1. Уголь активированный в таб. по 0,25 г № 10, уп. 1 7. При стрессовых
  реакциях 7.1. Настойка валерианы 30 мл, фл., или
  экстракт валерианы в таб. по 0,02 г № 50 уп.,
  или корвалол 15 мл фл. 1 8. При аллергических
  реакциях 8.1. Димедрол в таб. по 0,05 г № 10, уп.
  или аналог 1 9. Прочие средства 9.1. Ножницы, шт. 1 9.2 Термометр, шт. 1 9.3. Раствор сульфацила-натрия 20 % или
  30 % в тюбике-капельнице по 1,5 мл 2 9.4. Перчатки одноразовые (полиэтиленовые,
  резиновые, латексные), пара 1 Примечание:
 1. Вариант 1- для отдельного рабочего места, вариант 2 - для коллектива 15-20 человек, вариант 3 - для крупных коллективов.
 2.Не допускать произвольной замены лекарственных средств и изделий медицинского назначения
 3. Не применять средств с поврежденной маркировкой и простроченным временем использования.
 4. При использовании любого средства аптечку нужно срочно дополнить.
 5. К аптечке должна быть приложена инструкция с правилами первой медицинской помощи.
 
 * * *
 
 
 
 ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА К ОТДЕЛЬНЫМ СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
 
 Кабинет химии.
 Правила по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ (утв. Приказом Минпроса СССР
 от 10-07.87г. № 127).
 
 1. Наличие акта-разрешения на проведение занятий в кабинете химии.
 2. Укомплектованность и расстановка мебели в кабинете.
  Кабинет комплектуется столами ученическими и стульями 4, 5 и 6 ростовых групп в следующем соотношении: 4 группа - 15 %, 5 группа - 75 %, 6 группа - 10 %. Столы должны иметь покрытие, устойчивое к слабым растворам кислот и щелочей, и надежно прикрепляться к полу. Ученические столы и стулья должны наметь цветовую маркировку: группы 4 - красную, группы 5 - зеленую, группы 6 - голубую. На нижних поверхностях крышек столов и сидений стульев наносится обозначение группы мебели (в числителе) и диапазон роста учащихся (в знаменателе). Расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно быть не менее 80 см.
 3. Соблюдение нормы освещенности в кабинете.
  Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах - 300лк. (20 Вт/кв.м), при лампах накаливания - 150 лк. (48 Вт/кв.м).
 4. Организация хранения химреактивов.
  Реактивы 7-й группы хранятся отдельно в сейфе, ключи от которого должны быть у руководителя образовательного учреждения и заведующего кабинетом. На внутренней стороне дверцы сейфа должна быть утвержденная приказом руководителя образовательного учреждения опись химреактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс и объемов. Реактивы 2-й и 5-й групп хранятся в лаборантской в шкафу под замком. Реактивы 6-й группы хранятся в лаборантской в шкафу под замком отдельно от реактивов 4-й и 5-й групп. Реактивы 8-й группы разрешается размещать рядом с реактивами 2-й, 5-й и 6-й групп. Во всех шкафах должна быть опись реактивов. На таре с реактивами должны быть этикетки с названием реактивов и его химической формулой. При наличии у реактива огнеопасных, ядовитых и взрывоопасных свойств на таре должна быть дополнительная (ниже основной) этикетка с надписью: "Огнеопасно" (красная) "Яд" (желтая), "Взрывоопасно" (голубая), "Беречь от воды" (зеленая). На этикетках реактивов проставляется арабской цифрой номер группы хранения вещества. Запрещено использовать следующие реактивы: калий металлический, калия хлорат, кислота бромоводородная, кислота йодоводородная, кислота плавиковая, натрия пероксид, нитробензол, оксид ртути, сульфат ртути, свинца нитрат, стронция нитрат.
 5. Организация хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
  Сосуды с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями (реактивы 4-й группы) должны размещаться в переносном металлическом ящике с верхним расположением крышки, в которой должно быть 6 отверстий диаметром 10 мм. Ящик должен иметь сбоку металлические ручки, окрашивается светлой краской и на крышке наносится знак безопасности "Огнеопасно". На дно ящика насыпается песок слоем не менее 5 см, или укладывается листовой асбест слоем 1 см.
 6. Наличие и исправность вытяжного шкафа.
  Шкаф должен быть оборудован эффективной вытяжной вентиляцией и внутри облицован легко моющимся химически стойким покрытием. Рабочая поверхность шкафа должна иметь бортик для предотвращения растекания случайно разлитого раствора кислоты или щелочи.
 7. Оборудование одного из водопроводных кранов съемным шлангом с насадкой для смыва с кожи едких химических веществ, другого крана - резиновой трубкой с насадкой для промывания глаз.
 8. Наличие закрывающегося стеклянного сосуда вместимостью не менее 3 л. для сбора отработанных растворов.
 9. Наличие и состояние первичных средств пожаротушения.
  В кабинете должно быть два огнетушителя, закрывающийся крышкой ящик с песком вместимостью 50 куб. дм., укомплектованный совком вместимостью не менее 2 кг песка, две накидки из огнезащитною ткани размером 1,2х1,8 м и 0,5х0,5 м.
 10. Наличие и состояние средств индивидуальной защиты.
  Учитель (преподаватель) и лаборант должны быть обеспечены халатом хлопчатобумажным, фартуком из химически стойкого материала, полностью закрытыми защитными очками и резиновыми перчатками.
 
 Кабинет физики
 Правила по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных учреждений". Инструктивное письмо
 Министерства просвещения РСФСР от 11.04.83г. № 96-М.
 
 1. Наличие акта-разрешения на проведение занятий в кабинете физики.
 2. Укомплектованность и расстановка мебели в кабинете.
  Кабинет комплектуется столами ученическими и стульями 4, 5 и 6 ростовых групп в следующем соотношении: 4 группа - 30 %, 5 группа - 60 %, 6 группа - 10 % Ученическая мебель должна иметь цветовую маркировку по ростовым группам. Демонстрационный стол должен быть установлен на подиуме высотой 10-20 см, на расстоянии не менее 1 м от классной доски. Расстояние между передним краем подиума и передними ученической столами должно быть не менее 80 см. Расстояние от наружной и внутренней стен до столов учащихся должно быть не менее 0,5м.
 3. Оборудование радиаторов и трубопроводов отопительной системы диэлектрическим (деревянным) ограждением.
 4. Величина напряжения, подаваемого на рабочие столы учащихся.
  Подаваемое напряжение должно быть не более 42 В переменного и не более 110 В постоянного тока.
 5. Соблюдение нормы освещенности в кабинете.
  Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах - 300 лк. (20 Вт/кв.м), при лампах накаливания - 150 лк. (48 Вт/кв.м).
 6. Состояние щитов электроснабжения.
  Корпуса электрощитов должны быть заземлены медным или алюминиевым проводником сечением не менее 4 кв. мм. Электроизмерительные приборы, органы управления должны быть целы и исправны.
 7. Отсутствие приборов и оборудования, запрещенных к использованию.
  В кабинете запрещается применять: металлическую ртуть и приборы с содержание ртути, генераторы УВЧ на октальных лампах, индукционные катушки ИВ-50, ИВ-100, приборы для демонстрации электроискровой обработки металлов, выпрямители алюминиевые, катушки Томсона, эвдиометры ЭВД, фотореле на фотосопротивлениях, парообразователи металлические, приборы для определения коэффициента линейного расширения металлов, электронагревательные приборы с открытой спиралью на напряжение переменного тока более 42 В.
 8. Обработка штор затемнения в кабинете огнезащитным составом.
 9. Наличие и состояние первичных средств пожаротушения.
  В кабинете должен быть химический пенный и углекислотный или порошковый огнетушители, ящик с песком, укомплектованной совком, плотная мешковина, пропитанная огнезащитным составом.
 10. Наличие и состояние средств индивидуальной защиты.
  В кабинете должно быть: диэлектрические перчатки, которые испытываются один раз в 6 месяцев; инструмент с изолированными ручками, который испытывается один раз в год: указатель напряжения, который испытывается один раз в год; диэлектрический резиновый коврик, который ежегодно подвергается внешнему осмотру.
 
 Кабинет биологии
 Правила по технике безопасности при работе по биологии в общеобразовательной школе. Инструктивное письмо Минпроса РСФСР
 от 14.08.81г. № 243-М.
 
 1. Наличие акта-разрешения на проведение занятий в кабинете биологии.
 2. Укомплектованность и расстановка мебели в кабинете.
  Кабинет комплектуется столами ученическими стульями 4, 5 и 6 ростовых групп в следующем соотношении: 4 группа - 30 %, 5 группа - 60 %, 6 группа - 10 %. Ученическая мебель должна иметь цветовую маркировку по ростовым группам. Расстояние между передними столами учащихся и демонстрационным столом должно составлять не менее 80 см, удаленность последнего места учащихся от классной доски - не более 10м.
 3. Соблюдение нормы освещенности в кабинете.
  Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах - 300 лк. (20 Вт/кв.м), при лампах накаливания - 150 лк. (48 Вт/кв.м).
 4. Отсутствие в кабинете растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и пр.), а также колючих растений.
 5. Организация хранения стеклянной посуды, колющего и режущего инструмента.
  Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты должны храниться в запертых на замки с глухими дверными створками без стекол шкафах.
 6. Наличие и состояние первичных средств пожаротушения.
 В кабинете должен быть огнетушитель, ящик с песком, укомплектованный совком.
 * * *
 
 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
 Извлечения из санитарно-эпидемиологические правил и нормативов
 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Дата введения: 30 июня 2003 г.
 
 I. Общие положения и область применения
 1.5. Требования Санитарных правил распространяются:
 на условия и организацию работы с ПЭВМ;
 на вычислительные электронные цифровые машины персональные, портативные; периферийные устройства вычислительных комплексов (принтеры, сканеры, клавиатура, модемы внешние, электрические
 компьютерные сетевые устройства, устройства хранения информации, блоки бесперебойного питания и пр.), устройства отображения информации (видеодисплейные терминалы (ВДТ) всех типов) и игровые комплексы на
 базе ПЭВМ.
 II. Требования к ПЭВМ
 2.1. ПЭВМ должны соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил и каждый их тип подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с оценкой в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке.
 2.8. Конструкция ПЭВМ должна обеспечивать возможность поворота корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскости с фиксацией в заданном положении для обеспечения фронтального наблюдения экрана ВДТ.
 2.9. Конструкция ВДТ должна предусматривать регулирование яркости и контрастности.
 III. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ
 Помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при соответствующем обосновании и наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, выданного в установленном порядке.
 Естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток.
 Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
 Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях.
 Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе
 плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) - 4,5 м2.
 При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств - принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования).
 3.7. Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.
 IV. Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ
 4.3. В помещениях всех типов образовательных и культурно- развлекательных учреждений для детей и подростков, где расположены ПЭВМ, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата
 (температура 19-21град.,влажность 55-62%).
 4.4. В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ.
 V. Требования к уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ
 5.2. В помещениях всех образовательных и культурно- развлекательных учреждений для детей и подростков, где расположены ПЭВМ, уровни шума не должны превышать допустимых значений,
 установленных для жилых и общественных зданий.
 5.4. Шумящее оборудование (печатающие устройства, серверы и т.п.), уровни шума которого превышают нормативные, должно размещаться вне помещений с ПЭВМ.
 VI. Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ
 6.1. Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам; дабы естественный свет падал преимущественно слева.
 6.3. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк.
 6.8. Светильники местного освещения должны иметь не просвечивающий отражатель с защитным углом не менее 40 градусов.
 6.10. В качестве источников света при искусственном освещении следует применять преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ). При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп. В светильниках местного освещения допускается применение ламп накаливания, в том числе галогенных.
 Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается.
 6.15. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях для использования ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.
 IX. Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ
 9.1. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов -не менее 1,2м.
 Рабочие места с ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 - 2,0 м.
 Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно- цифровых знаков и символов.
 9.6. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
 X. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для взрослых пользователей
 10.1. Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.
 10.3. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
 10.4. Рабочее место пользователя ПЭВМ следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 град. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.
 
 XI. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:
 две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 - 760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до
 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 - 15 градусов);
 ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;
 11.4. При наличии высокого стола и стула, не соответствующих росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.
 XIII. Требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ
 13.1. Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
 Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных настоящими Санитарными правилами. Трудоустройство беременных
 женщин следует осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 Медицинское освидетельствование студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений, детей дошкольного и школьного возраста на предмет установления противопоказаний к работе с ПЭВМ проводится в установленном порядке.
  Режим учебных занятий с учащимися.
  Длительность работы за видеомониторами не должна превышать:
 - для учащихся 1-х классов (6 лет) - 10 мин.,
 - для учащихся 2-5 классов - 15 мин.,
 - для учащихся 6-7 классов - 20 мин.,
 - для учащихся 8-9 классов - 25 .мин,
 - для учащихся 10-11 классов на первом уроке - 30 мин., на втором уроке - 20 мин.
  Перерыв между занятиями должен быть не менее 10 мин., во время которого проводится комплекс упражнений для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления.
  В кабинете должно быть два хладоновых или углекислотных огнетушителя.
 
 
 
 
 
  СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ
 
 1. Наличие акта-разрешения на проведение занятий в спортивном зале.

<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу