<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Рефлексивные процессы и управление Тезисы IV Международного симпозиума 79 октября 2003 г.,
 
  Российская академия наук Институт психологии РАН
  Лаборатория психологии рефлексивных процессов Институт человека РАН
  Дипломатическая академия МИД России
  Институт рефлексивных процессов и управления
  Фонд "Стратегия развития"
  Рефлексивные процессы и управление
  Тезисы IV Международного симпозиума 7-9 октября 2003 г., Москва
  Под редакцией В.Е.Лепского
  Издательство "Институт психологии РАН" Москва - 2003
  Рефлексивные процессы и управление. Тезисы IV Международного симпозиума 7-9 октября 2003г., Москва / Под ред. В.Е.Лепского - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2003. - 172 с.
  ISBN 5-9270-0049-5
  Материалы IV Международного симпозиума отражают расширение тематики теории рефлексивных процессов и географии специалистов, разрабатывающих ее проблематику. В качестве основной вырисовывается тема социальной востребованности положений этой теории, а также практических приложений обосновываемых ею рекомендаций. Особо отмечается связь рефлексивности и нравственности (в самых широких толкованиях первой и второй).
  Материалы сборника отражают разные подходы к процессам становления стратегического субъекта, способности взять ответственность за судьбы страны и мира, при этом рефлексивность является ключевым его качеством.
  Сборник вызовет безусловный интерес не только у исследователей (в области естественных и гуманитарных наук), но также у практических работников: управленцев, аналитиков, экспертов, руководителей образовательных и коммуникационных структур.
  ISBN 5-9270-0049-5
  Материалы симпозиума изданы при поддержке Фонда "Стратегия развития"
  (c) Институт психологии РАН, 2003
  СОДЕРЖАНИЕ
  Абаев Л.Ч. (Россия) Рефлексивный анализ и "обратные" задачи
  игрового моделирования..............................................................................8
  Аникеева Т.А. (Россия) Коммуникативные стратегии телекоммуникатора.....10
  Анисимов О.С. (Россия) Методологические основания социальной
  инженерии..................................................................................................11
  Анисимова С.А. (Россия) Линейно-квадратичная модель рефлексивного
  выбора........................................................................................................13
  Аристова СМ., Королев П.М. (Россия) Исследование модальных
  структур рефлексивных игр........................................................................15
  Белозеров СМ. (Россия) Законы самоорганизации внутреннего мира
  человека и методы управления персональными моделями........................16
  Беляев И.П., В.М. Капустин (Россия) По поводу "непроходимой
  глупости" ....................................................................................................17
  Беляев И.П., Е.А. Трофимов Е.А. (Россия) Рефлексивное управление
  ситуациями с помощью аналитических методов ........................................19
  Буров В.А. (Россия) Постнеклассическая модель рефлексии и решение
  проблемы идентификации..........................................................................20
  Буров А.Ю. (Украина) Нравственность как модель рефлексивного
  поведения...................................................................................................22
  Бухтояров А.А. (Россия) Рефлексия в измененных состояниях сознания ......24
  Воронов А.В. (Россия) Нейропсихологическая биоинформатика
  и рефлексирующий субъект .......................................................................25
  Вятченин Д.А. (Беларусь) Автоматическая классификация
  как рефлексивный процесс.........................................................................28
  Гам В. Т., Филимонов А.А., Чекалева Н.В. (Россия) Рефлексивный анализ
  истоков тендерного дисбаланса общего образования...............................30
  Григорьев Э.П., Лепский В.Е., Лобанов А.Н. (Россия) Рефлексия
  биржевых игроков при информационном манипулировании рынком.........33
  Давыдова Г.И. (Россия) Методы рефлексивно-диалогического
  развития мышления и личности..................................................................36
  Евстифеева Е.А., Калинкин М.Н., Яблокова Н.И. (Россия) Рефлексивное
  обеспечение реабилитационных программ при хронических
  заболеваниях..............................................................................................38
  Ерешко Ф.И. (Россия) О рефлексии в управляемых системах........................40
  Иванов Ф.Е., Смолянинов В.В. (Россия) Правовое сознание в контексте
  рефлексивной культуры..............................................................................43
  Иванов Ф.Е., Смолянинов В.В., Филиппова Е.М. (Россия) Рефлексивная
  культура как основа психологии безопасности профессиональной
  деятельности..............................................................................................45
  Иванова СЮ. (Россия) Патриотизм как значимая социальная ценность
  современного российского общества........................................................48
  Иманкожоев Т.А. (Кыргызстан) Центральная Азия как политическая
  точка Китая, США и России.........................................................................49
  Казаневская В.В. (Россия) Онтология рефлексивности в категориальной
  психологии .................................................................................................50
  Караванова Е.Е. (Россия) Сравнительный анализ категориальной структуры
  образа партнера и образа рекламного сообщения у субъектов рекламной
  коммуникации.............................................................................................52
  Карпов А.В., Скитяева И.М. (Россия) Способность к рефлексии
  как фактор когнитивной интеграции субъекта............................................54
  Коновалова Л.В. (Россия) Роль образования в формировании этнической
  толерантности ............................................................................................57
  Корецкая Е.В. (Россия) Рефлексия субъекта в профессионально значимых
  жизненных ситуациях..................................................................58
  Королев В.А. (Россия) О системах, сравнимых с консультантом
  по совершенству или о Божественности позиций исследователя
  и консультанта............................................................................................60
  Кошмаров А.Ю. (Россия) Репутация политического лидера как категория
  социальной рефлексии...............................................................................62
  Крупное Ю.В. (Россия) Рефлексивные практики, инфраструктуры
  и государственность - основа реконструкции России................................64
  Кульба В.В., Малюгин В.Д., Шубин А.Н. (Россия) Деструктивный эффект
  информационного управления...................................................................68
  Лазутина Г.В. (Россия) Нравственная рефлексия журналиста: причины
  минимизации..............................................................................................70
  Лепский В.Е. (Россия) Исходные посылки становления эргономики
  социальной инженерии...............................................................................72
  Лефевр В.А. (США) Теория рефлексии и закон соответствия.........................77
  Львов В.М., Шлыкова Н.Л. (Россия) Рефлексивный метод в оценке
  и формировании корпоративной культуры.................................................80
  Малинецкий Г.Г. (Россия) Синергетика, рефлексивное управление,
  научный мониторинг...................................................................................82
  Малков А.С., Витюков Ф.А. (Россия) Моделирование конфликтующих
  государств..................................................................................................85
  Малков СЮ. (Россия) Разные этические системы: две стороны одной
  медали........................................................................................................86
  Малков СЮ. (Россия) Этические системы в истории человечества..............89
  Марача В. (Россия) Предмет критики и пространство рефлексивного
  размышления .............................................................................................93
  Маркова Н.Е. (Россия) Заданная рефлексия и модификация
  девиантного субкультурного поведения.....................................................95
  Матвеева Л.В. (Россия) Рефлексия психологической безопасности
  в информационной коммуникации .............................................................97
  Мединцев Р.А. (Россия) Рефлексивный менеджмент - средство
  выживания компании в новой экономике....................................................99
  Моисеева Н.А. (Россия) Русский национальный характер и специфика
  его рефлексивности .................................................................................101
  Мочалова Ю.В. (Россия) Субъективная рефлексия коммуникатора
  как основа установления контакта с аудиторией в телевизионной
  коммуникации...........................................................................................103
  Мукашева А.К. (Россия) Рефлексия в контексте психологии социального
  познания...................................................................................................105
  Найченко М.В. (Россия) Социальное проектирование и эргономика...........107
  Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. (Россия) Рефлексивные игры:
  математическое моделирование..............................................................108
  Панов В.И., Лидская Э.В. (Россия) К проблеме учебной рефлексии ..........111
  Панов В.И., Сердакова К.Г. (Россия) Экопсихологическая рефлексия
  проблемы старения..................................................................................113
  Попова О.А., Филимонов В.А. {Россия) Технологии мобильных
  комплексов поддержки принятия решений в условиях чрезвычайных
  ситуаций...................................................................................................116
  РеутД.В. (Россия) Конфликтующие проекты................................................117
  Свитич Л.Г. (Россия) Аксиологические проблемы современного
  журнализма..............................................................................................120
  Севастьянов В.А. (Россия) СМИ, сохранность человека и глобальный
  рынок........................................................................................................122
  Сейтов А.А. (Россия) Развитие представлений о системе управления
  в рамках деятельностного подхода...........................................................125
  Семенов И.Н. (Россия) Проблемы развития рефлексивно-творческого
  потенциала человека................................................................................127
  Солнцева Г.Н. (Россия) Функция и генезис рефлексии................................131
  Солондаев В.К. (Россия) Рефлексивная взаимосвязь личности
  и мышления в практической деятельности...............................................133
  Сороковикова В. И. (Россия) Философская рефлексия и методы
  изучения культуры ....................................................................................136
  Степанов A.M. (Россия) Нейрокибернетические аспекты рефлексивных
  процессов.................................................................................................137
  Строганов П.Е. (Россия) Современные телевизионные образы...................138
  Танасов Г.Г. (Россия) Рефлексия как условие развития личности ................139
  Таран Т.А., Шемаев В.Н. (Украина) Рефлексивное управление
  в конфликтных ситуациях..........................................................................142
  Толмачева Н.В. (Россия) Информационная безопасность личности
  в условиях современных информационных войн, где методы
  Public Relations используются в качестве оружия .....................................145
  Филимонов В.А. (Россия) Итоги и перспективы преподавания
  фрагментов рефлексивного анализа в вузах Омска.................................147
  Хохлова Л.П. (Россия) Война и мир (Холодинамическая парадигма).
  Обычная проблема терроризма с необычной стороны.............................150
  Хромов А.Б. (Россия), Дюби, Бэнки (Индия), Мальхотра, Мамта (Индия),
  Моррисон, Дороти (США) Рефлексивные представления некоторых
  особенностей культуры России, Индии и США.........................................153
  ЦойЛ.И. (Россия) Моделирование конфликта как процесс развития
  рефлексии ................................................................................................154
  Чекрыгина ТА. (Россия) Место и роль рефлексии в социокультурной
  идентификации личности .........................................................................156
  Шохов А.С., РеутД.В. (Россия) Рефлексивное обеспечение экономики
  как сети сетевых структур.........................................................................157
  Djang, PhilippA. (USA) Modeling Social Influence with Reflexive Processes......161
  Kramer, Xenia (USA); Kaiser, Tim (Germany); Lefebvre, Vladimir;
  Schmidt, Stefan E.; Davidson, Jim (USA) Reflexive Models
  in Decision-Making.....................................................................................163
  Kaiser, Tim B. (Germany); Schmidt, Stefan E. (USA) Reflexive Model
  for Terrorist Recruitment .............................................................................164
  Lefebvre, Vladimir A. (USA) Reflexive Theory and Matching Law......................164
  Mamta, Dr. (India) Reflexive System -A Conceptual Knowledge.......................166
  Weaver, Christopher A. (USA) 9/11 Made Americans Report an Improved
  Self Image. Can This Be?: A Reflexive Understanding ...................................167
  ПРЕДИСЛОВИЕ
  Ключевые темы данного симпозиума - высокая социальная цена и возможности теории рефлексивных процессов и практики рефлексивного управления для создания современного научно-методического обеспечения постановки и решения стратегических задач, на примере развития России, поиск организационных форм включения такого рода научно-методического обеспечения в реальные процессы управления и развития российским государством и обществом в целом.
  Прошли два года после предыдущего симпозиума, которые отчетливо продемонстрировали отсутствие позитивных тенденций на сближение научного подхода в целом, и рефлексивного в частности, с практикой принятии стратегических решений. Решения принимаются, как правило, на основе интуиции и фрагментарных представлений, последствия оказываются неожиданными и катастрофичными.
  Под флагом борьбы с терроризмом процветают индивидуализм, эгоцентризм и рациональность. Гасится роль демократических институтов, истинные причины терроризма подменяются надуманными причинами, занижается роль нравственных и межцивилизационных аспектов решения стратегических проблем человечества.
  Показательна полная неадекватность прогнозов последствий развязывания войны в Ираке. То, что воспринималось, как ликование от встречи с демократией, обернулось многомиллионными демонстрациями религиозной направленности, равно как и массовыми грабежами. Расхищены ключевые для памяти человечества ценности культуры, а, значит, подорваны и корневые истоки становления его рефлексивных процедур. Кроме того война перешла в стадию затяжной партизанской с трудно предсказуемой продолжительностью, большими человеческими жертвами и гигантскими материальными затратами.
  Ситуация в сфере принятия стратегических решений в России определяется симптомами "бессубъектности", доминированием интересов коррумпированных чиновников и полным разрывом реальных механизмов управления с наукой.
  Претензии справедливы и в адрес науки, которая уделяет недостаточно внимания междисциплинарным исследованиям, созданию научного обеспечения новых высоких гуманитарных технологий на основе использования информационно-аналитических систем. Которые позволили бы преодолеть многолетнее отставание "кабинетных ученых" от проблем реальной практики, разрыв между гуманитариями и естественнонаучника-ми, обеспечить их совместную работу в "полевых условиях".
  В работе симпозиума планируют принять участие около 200 специалистов. Представлены страны: Беларусь, Германии, Индия, Канада, Кыргызстан, Литва, Молдова, Россия, Украина, США.
  Сборник тезисов в основном отражает планируемые выступления на секционных заседаниях и совсем не отражает содержание Круглых столов и Проектных групп, материалы которых будут опубликованы в очередных номерах журнала "Рефлексивные процессы и управление".
  Председатель оргкомитета симпозиума
  В.ЕЛепский www.reflexion.ru
  РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ И "ОБРАТНЫЕ" ЗАДАЧИ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  Л. ЧАбаев
  {Москва, Российский институт стратегических исследований)
  В настоящее время игровое моделирование является достаточно эффективным и применяемым на практике инструментом анализа сложных социально-политических, экономических, военных задач, в которых необходим учет разнонаправленных интересов акторов (игроков), определяющих существенное влияние на исследуемый процесс. При этом важную роль в игровом моделировании играет рефлексивный анализ, позволяющий учесть не только возможные действия других акторов, но и оценить, а при необходимости, и скорректировать собственные стратегии поведения, исходя из взгляда на себя со "стороны".
  Одним из важных аспектов рефлексивного анализа и игрового моделирования является так называемая "стратегическая рефлексия" [1], исследующая вопрос о принципах принятия решений акторами и, соответственно, о результатах (ситуациях), порождаемых данными принципами. В этой связи важнейшей проблемой становится проблема целеполагания.
  В классической теории игр (в частности, при анализе биматричных игр с ненулевой суммой) обычно предполагается, что интересы каждого игрока полностью определяются его функцией полезности, причем поведение игрока считается рациональным в том смысле, что он старается максимизировать свою функцию полезности, при этом ему безразлично значение функции полезности другого игрока. На практике такой подход далеко не всегда имеет место. Ярким примером не рационального, а конфликтного поведения сторон является период "холодной" войны между СССР и США, когда выбор той или иной стратегии поведения часто диктовался стремлением не столько улучшить собственное положение, сколько ухудшить положение "противника".
  Поэтому становится необходимым учет типологии игроков. В [2] были предложены классификация типов поведения акторов и соответствующие определения одного из базовых понятий теории игр - стабильной ситуации (или ситуации равновесия) - для случая биматричных игр.
  Обобщенным типом поведения сторон при этом можно считать "смешанный" тип поведения, который задается для каждого игрока вектором (а', Р'), где а' характеризует степень приоритетности для /-го игрока максимизации собственной функции полезности, а Р' - степень приоритетности минимизации функции полезности "противника". В этом случае стабильная ситуация определяется следующим образом.
  8
  Определение: (io,jo) - стабильная ситуация <=>
  tf-K&jj - P4(w'o) > tf-K&jj - РЧвЛ)v'""
  а2^2(/0,у0) - Р2-^(/0,у0) > а2^2(/0,у) - Р2^2(/О,у) Vy,
  При этом частные случаи (когда а' = 0 или Р' = 0) будут соответствовать рациональному типу поведения (и, соответственно, стабильные ситуации будут тождественны ситуациям равновесия по Нейману-Нэшу), конфликтному типу поведения сторон или конфликтно-рациональному (соответствующему теории игр с противоположными интересами).
  Учет типологии игроков позволяет рассмотреть "обратную" задачу игрового моделирования.
  Если в "прямой" игровой задаче решением являются стабильные ситуации и соответствующие им стратегии поведения акторов, то в "обратной" задаче стабильная ситуация предполагается заданной. Соответственно, каждой стабильной ситуации будет соответствовать некоторая область в многомерном пространстве а1 х Р1 х а2 х Р2 приоритетов акторов.
  Таким образом, появляется возможность определить характер отношений игроков друг к другу, соответствующий различным стабильным ситуациям. Это позволяет понять, до некоторой степени, не только характер реальных взаимоотношений между акторами на момент рассмотрения текущей ситуации (в предположении, что она стабильная), т.е. "посмотреть и на других, и на себя со стороны" (а это и есть рефлексивный анализ), но и определить, какой тип поведения игроков позволит перейти к другим стабильным отношениям, в т.ч. и к более желательным для оперирующей стороны. Таким образом, становится возможным, корректируя свой тип поведения, реализовать в игровых моделях процедуру рефлексивного управления.
  Рассмотренный подход может быть обобщен и на игры N лиц с непротивоположными интересами.
  Разработанные методы решения "обратных" задач игрового моделирования были апробированы в Российском институте стратегических исследований при исследовании ряда проблем международных отношений и показали свою практическую значимость.
  Литература
  1. Новиков ДА., Чхартишвили А.Г. Рефлексивные игры - М.: СИНТЕГ, 2003.
  2. Абаев JI. Ч. Учет типологии сторон в играх с непротивоположными интересами/ Труды международной научно-практической конференции "Теория активных систем" - М.: ИПУ РАН, 2001.
  КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ТЕЛЕКОММУНИКАТОРА
  Т.А. Аникеева
  (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
  В современных условиях, когда технически опосредствованное общение начинает постепенно преобладать по объему и содержательному многообразию над межличностным общением, очень важно проследить особенности существования в этих условиях коллективной смысловой реальности - ее форм, взаимодействия с индивидуальной смысловой сферой субъектов, трансформаций смыслового поля и т.д.
  Проведенное исследование личностных особенностей телевизионных коммуникаторов, выполненное автором с применением ряда психодиагностических методик, а также изучение восприятия аудиторией экранных образов партнеров по общению позволяет выделить личностные особенности телекоммуникатора в качестве основания, определяющего выбор им диалогического/монологического стиля общения в условиях телевизионной коммуникации и, следовательно, позволяющего прогнозировать успешность его взаимодействия с аудиторией в контексте актуализации личностных смыслов. Именно диалог, способствуя восприятию человека на экране как личности, обладающей своей "жизненной позицией" (Ю.В. -Мочалова, 2002), ценностями, идеалами, оригинальным взглядом на мир и т.д., делает возможным как смысловую трансляцию в телевизионной коммуникации, так и (в редких случаях) возникновение новых смыслов у телеаудитории при восприятии ею телевизионных сообщений.
  Выделено два психологических типа телекоммуникатора, характеризующихся определенными личностными особенностями, определяющими тип его коммуникативной стратегии и возможность реализации процесса телевизионной коммуникации в форме диалога. Личностные особенности первого типа ("экспрессивность проявлений личности"), а именно: активность в установлении контактов, открытость, общительность, естественность и непринужденность поведения, независимость мышления, уверенность в себе и своих силах, эмоциональная гибкость и развитое чувство своей защищенности, ответственность, склонность к лидерству, предприимчивость, склонность к экспериментированию, любовь к риску и острым ощущениям, способность добиваться своей цели, радикальность, стремление действовать смело, энергично и активно, избегая компромиссов, переносить трудные жизненные ситуации. Все это способствует яркости и открытости самовыражения человека на экране, демонстрируя таким образом зрителю авторскую позицию по отношению к содержанию сообщения, реализуя коммуникативную стратегию первого типа и позволяя воспринимать телекоммуникатора как личность, полноп-
  10
  равного партнера по телеобщению, апеллирующего к личности зрителя - собеседника в диалоге, сопровождающемся непрерывным "обменом" личностных смыслов. Другой психологический тип ("экономность проявлений личности") характеризуется следующими личностными особенностями: сознательность, обязательность, чувство долга, стремление к соблюдению моральных норм, дисциплина эмоций, социальная опытность, владение социальными навыками и манерами, способность к самоорганизации и самоконтролю, уравновешенность, реалистичность, практичность, требовательность к себе и окружающим. Перечисленные качества позволяют реализовывать коммуникативную стратегию второго типа и строить диалог со зрителем путем вовлечения его в реальность диалога с гостями телевизионной программы, причем такой диалог разворачивается именно как открытое, субъект-субъектное общение с непредсказуемым для самих участников результатом. При этом происходит актуализация смысловой сферы собеседников (в число которых включены и телезрители), способствующая обмену их личностных смыслов и порождению новых смыслов по отношению к предмету диалога.
  Соблюдение условия, при котором телекоммуникатор обладает личностными особенностями, относящими его к одному из описанных типов, способствует реализации им определенной коммуникативной стратегии и осуществлению телевизионной коммуникации в форме диалога Автора телесообщения и Зрителя, при котором возможна трансляция смыслов телевизионной аудитории. Участникам такого диалога важно помнить о том, что процесс переосмысления зрителями тех или иных аспектов реальности, происходящего в результате восприятия телевизионных сообщений, не всегда может быть ими отрефлексирован.
  Работа выполнена при поддержке Гранта РГНФ 02-06-00241а
  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ
  О.С. Анисимов
  {Москва, Московский государственный социальный институт)
  1. Социальная инженерия опирается на идею подчинения социальных процессов некоторой идее путем налаживания механизма корректирования процессов в рамках любой идеи. Естественно, что произвольное изменение неприемлемо ни для вмешательства в природу, ни для вмешательства в социальную динамику. Однако, если природа имеет свои законы существования, соотнесенные с законами универсума, "космически-
  11
  ми" законами или предначертаниями создателя, то социодинамика строится людьми, впределах способностей следовать своей воле. Поэтому сами социальные процессы могут быть предметом усовершенствования, если вводящий идею коррекции, доказал наличие "несовершенства" социальных процессов. Тем самым, социальный инженер изначально должен осуществлять реализацию рефлексивной функции критики текущих социальных процессов и показывать несоответствие этого процесса некоторому идеалу. Вся история реальной практики инженерного отношения к социальным процессам, к обществу в целом изобилует образцами критики и последующего социального и социально-политического, а также социально-экономического, социокультурного и т.п. проектирования.
  2. Практика показывает, что последствия корректировочного воздействия на социальные процессы часто вызывают вторичную критику последующих социальных инженеров или выразителей негативного отношения к предыдущим инженерным усилиям. Гораздо реже инженерное отношение оценивалось как "положительное" в модальности безусловного. Обычно оценки были в модальности относительного или просто негативного. Чтобы преодолеть возможные "ошибки", социальный инженер вовлекал в процесс принятия социально-инженерных решений (СИР) различные формы исторического и научного изучения социальных коррекций, социального управления. Однако, при достаточно тщательной реконструкции образцов инженерных воздействий на социальные процессы, даже при более или менее глубоком построении знаний о сущности социальных процессов и факторов их изменений ответ на исходные вопросы об оправданности или неоправданности социально-инженерного воздействия (СИВ) остается достаточно сложным.
  3. Чтобы придать вопросам и ответам, касающимся СИР и СИВ, желаемую определенность, обоснованность, следует, прежде всего, обратить внимание на механизм СИР и СИВ, так как только в его рамках выявляется зона ответственности за действия социального инженера. Основу механизма СИР составляет механизм "принятия решений" (ПР) и его наиболее проявленная и развитая форма - механизм "принятия управленческих решений" (ПУР). Современные теории ПР и ПУР остаются преимущественно эмпирическими и в лучшем случае несут следы эмпирической схематизации. Для того, чтобы придать анализу и технологическим формам ПР и ПУР необходимую глубину требуется сущностное изучение мира деятельности, использование самых фундаментальных положений "теории деятельности", ее языковой основы - "языка теории деятельности". Однако до сих пор этот язык (ЯТД) остается неизвестным большинству аналитиков процессов ПР, ПУР, ПСИР.
  4. Общие контуры учения о деятельности имелись в философии (например, Аристотель, Плотин, Фихте, Гегель и др.). Но современный вид
  12
  учение о деятельности стало приобретать в концепции Маркса, давшего картину больших коопераций в экономическом пространстве, описавшего механизм усложнения структур деятельности. В конце XIX и в начале XX вв. происходило накопление отдельных различений. Но только возникновение Московского методологического кружка в середине 50-х гг. привело к теоретическому и инструментально-технологическому, языковому оформлению представлений о деятельности с начала 60-х гг., к созданию в начале 70-х гг. своего рода парадигмы ЯТД. После начала игрового периода работы ММК, с 1979 г., множество управленцев и социальных инженеров могло познакомиться с ЯТД во взаимодействии при решении многих проблем организации и управления. Однако результаты разработок ЯТД стали реально "перемещаться" в ВУЗ-овский и после ВУЗ-овс-кий образовательный процесс вместе с осуществлением экспериментов методологизации образования, в том числе управленческого (см. наши работы конца 80 и 90-х гг.).
  5. Следовательно, социальная инженерия может внести неслучайность в свои проекты и действия лишь путем использования в проектировании и обосновании критериальных систем, выражающих сущность деятельности, места деятельности в универсуме, условия оправданности и включенности деятельности в универсум.
  ЛИНЕЙНО-КВАДРАТИЧНАЯ МОДЕЛЬ РЕФЛЕКСИВНОГО ВЫБОРА
  С.А. Анисимова
  {Москва, Московский физико-технический институт)
  В математической психологии основным методом описания морального выбора человека к настоящему времени стал рефлексивный подход к представлению субъекта, основы которого были заложены Владимиром Лефевром четверть века назад.
  Им были предложены формальные модели субъекта, стоящего перед выбором одной из двух полярных альтернатив, одна из которых олицетворяет для субъекта добро, а другая - зло. Использованный при этом подход позволяет применить к психологическому материалу методы мягкого моделирования, то есть путём построения и исследования моделей выявить базовые закономерности человеческого поведения. Им была найдена функция, связывающая интенцию субъекта выбрать позитивный полюс (х) с его реальной готовностью сделать это (Х{) [1, 2, 3]. Эта функция в самом общем своем виде может быть записана как
  Х1=х1 + (1-х1У(1-х2)-М(х,у)
  13
  Здесь переменная х1 отвечает за давление внешнего мира в сторону позитивного полюса в настоящем, в момент выбора; х2 - за давление в сторону позитивного полюса, ожидаемое субъектом на основе его предшествующего опыта. Функция М(х, у) соответствует оценке ситуации в будущем субъектом. Входящая в неё переменная у описывает партнёра субъекта, это суть представление субъекта о том, какова готовность его партнёра выбрать позитивный полюс. Величины х{, х2, х,уи Х{, а также функция М(х, у) принимают свои значения из отрезка [0,1] и интерпретируются как соответствующие вероятности. В булево-линейной модели Лефевра функция, соответствующая ситуации в будущем, была линейной по обеим переменным
  М(х, у) = аху + Ъх + с-у + d, где a, b,c,de Я.
  В квадратичной модели функция оценки ситуации в будущем вводилась как
  т(х) = Ь-х2 + ах + с, где а, Ь, с е Я.
  Учёт квадратичной "поправки" по переменной позволил ВА Лефевру ввести в рассмотрение важный параметр - индекс оптимизма а. Богатый экспериментальный материал и наша интуиция говорят о том, что этот фактор (настроение, индекс оптимизма) существенно влияет на наш выбор.
  Но квадратичная модель не учитывает параметра, фигурировавшего в булево-линейной модели, - у, который характеризует партнёра с точки зрения самого субъекта. В реальности же мы редко сталкиваемся с ситуацией, когда выбор субъекта целиком и полностью зависит лишь от его собственной интенции. Предлагаемая модель учитывает и индекс оптимизма субъекта (а), и готовность партнёра выбрать тот или иной полюс с точки зрения самого субъекта (у).
  Объединим булево-линейную и квадратичную модели, предположив, что субъект описывается уравнением
  Х1 = х1 + (1 - Xj)-(1 - x2)-m(x, У),
  где функция, соответствующая некоторой будущей ситуации, является квадратичной по переменной х и линейной по переменной у:
  т(х, у) = ах2 + Ьх + с + d-x-y + е-у, а, Ь, с, d, e e Я.
  Введение в модель подобной асимметрии связано с тем, что нам свойственно более тонко и сложно оценивать свои действия, нежели действия партнёра, по крайней мере в том, что касается моральной стороны выбора.
  Пользуясь подходом, предложенным В.А. Лефевром, наделим нашего субъекта способностью совершать мысленные оценки биполярного выбора своего и партнёра:
  ж(0,0) = рр ж(1,0) = р2, ж(0,1) = р3, ж(1,1) = р4. 14
  Как и в квадратичной модели, (3. Е {0,1}, / = 1, 4.
  Величину а = т(0.5, 0.5) назовём индексом оптимизма, характеризующим оценку ситуации субъектом при условии, что у него и его партнёра отсутствуют какие-либо интенциональные предпочтения одного из полюсов. Действительно, чем выше а, тем положительнее субъект оценивает само стечение обстоятельств, обуславливающих его выбор. Очевидно, что а Е [0,1].
  При поставленных условиях коэффициенты а, Ь, с, d, е выражаются однозначным образом.
  Применение линейно-квадратичной модели к роману Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" позволило выявить исключительную важность учёта настроения (индекса оптимизма) субъекта при анализе определённых ситуаций. Так, с увеличением индекса оптимизма увеличивается готовность субъекта выбрать позитивный полюс.
  Проиллюстрировав удивительный христианский принцип "не унывай", мы получим возможность на новом уровне осмыслить христианские заветы, показать их жизненную важность и подтвердить необходимость следования им для сохранения психического здоровья.
  Построенная линейно-квадратичная модель позволяет расширить рамки предложенного В.А. Лефевром нелинейного подхода к представлению саморефлексии субъекта, что открывает новые горизонты в развитии настоящей теории, а также приближает нас к пониманию нелинейной природы человеческой психики.
  Литература
  1. Лефевр В.А. Алгебра совести. М.: Когито-центр, 2003.
  2. Лефевр В.А., Дж. Адамс-Веббер. Функции быстрой рефлексии в биполярном выборе // Рефлексивные процессы и управление, 2001, № 1, Т. 1. С. 34-46.
  3. Лефевр В.А. Рефлексия. М.: Когито-центр, 2003.
  ИССЛЕДОВАНИЕ МОДАЛЬНЫХ СТРУКТУР РЕФЛЕКСИВНЫХ ИГР
  СМ. Аристова, П.М. Королев
  (г. Кудымкар, Образовательный центр)
  Предлагается модель рефлексивных процессов в контексте представлений о мыследеятельности (Г.П.Щедровицкий). Выделяются основные фазы и рассматривается структура связей в модулях гурджиевской энеаг-раммы. Дается интерпретация на примере анализа "золотого сечения" со ссылкой на модельные представления В.А.Лефевра.
  15
  ЗАКОНЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ МОДЕЛЯМИ
  СМ. Белозеров
  {Москва, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ)
  1. Центральная функция психики - моделировать среду жизни человека, чтобы в моделях открывать законы среды, в соответствии с которыми он мог бы с минимумом ошибок строить организованные виды своей активности - профессиональную деятельность, период жизни, поведение, обучение, игру и т.д.
  Материал человеческой психики самоорганизуется в такие персональные модели, как композиции - внутренние органы управления организованной активностью по собственным законам организации психики человека, открывающие законы внешнего мира для жизни в нем. Иначе говоря, природа законов самоорганизации внутреннего мира человека, их назначение - в открытии законов и правил внешнего мира.
  2. 20-летние исследования самоорганизации материала в пространстве внутреннего мира личности (более 10 тыс. испытуемых) и его объективации в различных мировых культурах позволили найти ряд базовых законов самоорганизации внутреннего мира человека: закон инвариантных отношений, закон дополнительности, закон связи, закон числа и др. Их можно выразить математически.
  3. Следовательно, математику в данном смысле можно трактовать как объективацию законов самоорганизации психики, ее структуры, но не содержания. По этим же законам строятся все культурные модели - музыкальные, художественные, литературные, театральные, архитектурные, физические, химические, религиозные, мифологические, лингвистические, психологические и т.д. Это не удивительно, так как все они сначала рождаются во внутренних мирах их авторов.
  4. "Подсмотрев" эти законы в организации внутреннего мира человека, мы создали на их основе психологические IT- информационные технологии сознательного построения человеком моделей деятельности, систем знаний, информации, решений, образов (РСМ/ССМ), открывающих каждому правила, закономерности и законы в той области, в которой он живет и работает. Такие IT, моделирующие информацию по естественным законам самоорганизации психики, не только резко снижают возможность ошибок в деятельности, жизни, поведении и игре, но и выполняют эвристическую функцию "машины открытий". Если человек строит модель на тему, значимую только для него, то правила и закономерности, открываемые им с помощью таких IT, имеют узкую область использования. Если
  16
  же тема модели общезначима (например, модель элементарных частиц), то законы, открываемые в ней остаются в культурных пластах человеческого сообщества.
  5. Особую ценность такие IT приобретают в организации управления и бизнесе. Исследования в 43 компаниях РФ показали высокий уровень ошибочных решений менеджеров и топ-менеджеров - от 12% до 34% всех принимаемых решений, а также высокий уровень нескоординированно-сти их деятельности - от 25% до 48%. Это приводит к потерям от реально возможной прибыли компании в размере от 32% до 73%. Внедрение психологических IT приводит к снижению потерь до 12%-3% за счет снижения уровня ошибочных решений до 5-1% и снижения уровня декоорди-нации решений и действий до 3-0,8%.
  6. Использование таких психологических IT (персональных и корпоративных центров моделирования - РСМ/ССМ) при решении личных психологических проблем служит практическим доказательством возможности "компьютерного психотерапевта", теоретическое доказательство которого приводится в книге автора тезисов "Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций". М.: "Алетейа".
  ПО ПОВОДУ "НЕПРОХОДИМОЙ ГЛУПОСТИ"
  И.П. Беляев, В.М. Капустин
  {Москва, НИИ информационных технологий)
  Проблемная ситуация (полигон) Т понимается субъектом х. как Тх.. Тогда под пересечением ТГЛ Тх. будем понимать "уровень осознания" субъектом ситуации. Введем оценку уровня осознания ситуации в виде
  II Тс\ Тх || 8*= цТ||' (1)
  где || || - мощность соответствующего множества. Величина 8^ показывает степень расхождения "истинного" состояния ситуации и ее отражения в сознании субъекта х..
  По аналогии с формулой совместной вероятности введем оценку согласованности осознания ситуации Г совокупностью ^субъектов как произведение соответствующих оценок 8^ :
  PN(T)=P8xl (2)
  Формула (2) вроде бы должна "чисто инструментально" и прозрачно просто давать оценку того, в какой степени (в процентах или долях еди-
  17
  ницы) совпадает осознание ситуации в группе субъектов некоторой общей деятельности. При равной для всех членов группы из 10 человек степени понимания (осознания) ситуации 8^. = 0,9 несложно подсчитать, что степень согласованности (индекс согласия) РЮ(Т) = 0,35. Для малой группы максимального объема N= 7 получим значение индекса согласия Р7(Т) = 0,48. Понятно, что такие оценки практически ничем не обоснованы, но достаточно наглядны для понимания сути дела. Ведь мы отвлекаемся от того, что не все субъекты в группе заняты всем - профессиональная организация совместной деятельности требует спецификации и разделения труда. И здесь задача согласования деятельностей различной направленности ложится на руководителя. Недаром в японской промышленности практикуют ротацию кадров и обязательное овладение всеми типами деятельности в рамках некоторого производственного процесса.
  Рассматриваемая модель позволяет понять и даже грубо оценить некоторые механизмы социально-общественной интеграции и коммуникации. Например, механизм передачи некоторой идеи Т от субъекта х1 "по цепочке" субъектам х, / = 2,3, ... , Л^без самостоятельных оценок) опишется также соотношениями (1)-(2). И, скажем, уже пятый участник "цепочки" осознает 0,59 от начального объема идеи, информации, сообщения. Этот же подход позволяет понять механизм порождения самых диких слухов из первоначально правдоподобного сообщения. Здесь же можно обсудить вопрос передачи знаний лектором на лекции, докладчиком на собрании и т.п.
  Данная простая, модель позволяет понять, почему сильно искажаются указания и распоряжения, передаваемые по достаточно иерархичной организационной системе управления, достигая низовых уровней. Так, уже для трехуровневой системы при том же условии 8^. = 0,9 получим Р3(Т)= = 0,73.
  Можно понять, почему большие группы людей могут достигнуть взаимопонимания лишь по примитивным (простым) вопросам, касающимся взаимодействия в сфере простых потребностей. Ведь шкала человеческих потребностей начинается с витальных потребностей (в воздухе для дыхания, воде, пище и т.п.), далее идут социальные потребности (в общении, признании и т.п.), и вершиной являются духовные потребности.
  И чем сложнее, более развита потребность, лежащая в основе данной деятельности, тем сложнее социальный комплекс, её удовлетворяющий, в том числе и по части инкорпорированных в него систем знаний. Потому-то она так трудно согласуется с деятельностью других.
  И потому для лучшей управляемости часто применяются методы оглупления, низведения потребностей людей до витальных. Иногда такие методы вынуждены - например, в армии. То же практикуется при тоталитарных режимах. Достаточно вспомнить насильственную депортацию
  18
  из России представителей интеллигенции в первые годы после революции 1917 г.
  По выражению Н.Ф. Фёдорова (из работы "Письма от неучёных к учёным"): "Для учёных история - это результат развития человечества под управлением объективных законов, а для неучёных так это просто море крови: непрерывная череда зверств и непроходимой глупости". По поводу причин непроходимой глупости, как нам кажется, можно наметить некоторые объяснительные схемы.
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИТУАЦИЯМИ С ПОМОЩЬЮ АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
  И.П. Беляев, Е.А. Трофимов
  {Москва, НИИ информационных технологий)
  В основе принятия любого управленческого решения лежит знание и, при необходимости - анализ состояния предметной области. В этом ключе имеет смысл говорить не только о статистически накопленных данных, их динамике, но и о различного рода связях между событиями, описывающими предметную область (причинно-следственных, статистически определенных, ассоциативных и других связях).
  Выявление "скрытых" связей между событиями, описывающими предметную область, их формальное представление в первую очередь позволяет лицу, принимающему решение построить рефлексивную модель поведения людей, влияющих на развитие событий.
  Процедура аналитической обработки информации, программная реализация которой обеспечивает эффект приращения знаний о состоянии предметной области и тем самым построение рефлексивной модели поведения субъектов, влияющих на развитие событий, автоматически выявляет структуры статистически определенных связей, заданных на множестве значений переменных (поисковых дескрипторов) базы данных.
  В отличие от известных методов анализа данных (Data mining, OLAP, методы статистического анализа и пр.) метод, положенный в основу процедуры аналитической обработки информации, решает в некотором смысле задачу, обратную постановке задачи многокритериального выбора.
  В соответствии с задачей многокритериального выбора определяется некоторое множество допустимых точек А = (а{, ..., ак) пространства параметров А, описывающих модель предметной области, в которых совокупность задаваемых критериев Ф(А) не достигает наихудших значений. В нашем случае, точка А = (а{, ..., ак) пространства интерпретируется записью в базе данных, а множество параметров { а.} - поисковыми дескрипторами. При этом задается минимальная размерность допустимого
  19
  пространства точек (выборы! записей в базе) и требуется определить систему параметрических ограничений, которые могут характеризовать выборку заданной размерности. Тем самым выявляются "скрытые" статистически определенные связи между событиями предметной области.
  Таким образом удается за счет выявления изначально скрытых связей на предметной области уменьшить "рыхлость" знаний лица, принимающего решения и тем самым более плотным планшет рефлексивного анализа.
  ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕФЛЕКСИИ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ

<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу