<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  В.А. Бурое
  {Москва, МГТУим. Н.Э.Баумана)
  При построении модели рефлексии нам необходимо определить собственную исходную эпистемологическую позицию.
  В кажущейся нам "естественной" классической парадигме научного знания не учитывается то, что принятая в ней эпистемологическая позиция является отражением определенного типа субъективных переживаний и соответствует первой классической глобальной научной революции XVII века. Молчаливо как аксиомы полагается, что субъект является индивидом, отнесенным к некоторой константной культуре, существующей постоянно и лежащей в некотором опыте.
  Переходя к формирующейся сегодня в условиях четвертой глобальной научной революции современной постнеклассической парадигме {B.C.Степан), включающей субъекта научного знания в схему теоретиза-ции, мы придаем научной теории характер субъектной реальности с соответствующим развитию внутренней организации субъекта динамическим развертыванием и актуальным существованием. Следуя этой парадигме, мы должны дополнять теорию анализом реальности субъекта и его эпистемологической позиции.
  В качестве примера одного из возможных вариантов эпистемологической позиции, отличной от классической, мы можем трансцендировать субъекта за пределы опыта, определить переживаемую им реальность как лишь частично представимую в языке. От когнитивной модели рефлексии мы можем перейти к балансу актуальной структуры реальности и информационных представлений в этой структуре. Такая эпистемологическая позиция будет близка к практикам традиционных культур и религиозному опыту.
  Возможность преобразований эпистемологической позиции сразу показывает необходимость решения проблемы идентификации {В.Е.Леп-ский) уже при создании теоретической модели - например, модели реше-
  20
  ния той же проблемы идентификации. Иначе мы опираемся на сложившееся в научном дискурсе догматическое закрепление одного из возможных решений, кажущегося нам "естественным".
  Таким образом, постнеклассическая модель рефлексии кроме рефлек-тируемой и рефлектирующей позиции должна включить решение проблемы идентификации субъекта как актуальную динамическую составляющую теоретической модели: постановка задач, структура реальности и язык идентификации будут актуализироваться субъектом. Можно лишь предложить ему начальную "точку отсчета" из нашего субъективного решения проблемы идентификации, а также стратегию "навигации", сохраняющую эту точку отсчета.
  Наша модель постнеклассического знания, выделяющая в нем теоретические конструкты и медиаторы духовной культуры, является также и моделью решения задачи идентификации субъекта научного знания.
  В этой модели построения теоретического знания за основу берутся две составляющих. Первая, формально-логическая - это теоретические конструкты, формальные схемы, фикции которые могут конструироваться на основе обобщения опыта или браться в готовом виде из других областей знания. Вторая, смысловая - это медиаторы, вводится в теоретические схемы субъектом для их включения в пространство духовной культуры. В этом плане аспекты конструирования и медиации могут быть выделены в любой научной работе, некоторые из которых по своей сути представляют конструирование формальных схем, а другие - "медиацию на тему выбранного конструкта". Эти две составляющие теоретического знания необходимо дополнить наполнением конструкта онтологией области, куда он перенесен, и структурированием эмпирики этой области на основе данного конструкта {В.С.Степан).
  Таким образом субъектная составляющая теоретического знания в предлагаемой конструкции оказывается сведена к выбору медиаторов духовной культуры.
  Выбор ключевых медиаторов будем связывать с представлением о полноте объема бытия в данной культуре: статусе основных определенных Н.А.Носовым реальностей - телесности, сознания, личности, воли, внутреннего человека и духовности (виртуального тела субъекта).
  Рассматривая вопрос сохранения национальных культур в современном информационном мире, В.Е.Лепский ставит проблему идентификации субъекта при "навигации" в поликультурном пространстве и формирования языка для решения этой проблемы.
  В предложенной нами модели субъект поликультурной "навигации" может рефлектировать инокулыурные воздействия как возникающие виртуальные (лишь актуально существующие) изменения статусов реальностей его виртуального тела. Сделать это он может на основе сопоставления
  21
  с опытом переживаний в опорной исходной позиции. Исходная позиция представляет собой набор ключевых медиаторов этноса, за сохранением которых и предлагается следить в процессе поликультурной "навигации". При этом субъект может делать осознанный выбор принимаемых им трансформаций своей базовой культурной бытийной позиции или возвращения в исходную позицию "навигации", возможно обогащенную межкультурным диалогом.
  В данной модели рефлектирующая позиция существует актуально как субъектная реальность и постоянно перемещается; это реальность традиционной культуры и реальность поликультурной "навигации". Субъект рефлектирует свою "навигацию" из позиции традиционной культуры, а традиционную культуру - из позиции "навигации", и обе они включены в динамику своего актуального существования и эволюцию внутреннего психологического и духовного опыта субъекта. Возникает проблема вооружения средствами рефлексии двух культурных позиций субъекта с разным решением в них проблемы идентификации, и следовательно выстраивания как бы двух рефлектирующих субъектов с разной идентификацией.
  Примером такой рефлексии может служить работа с этическими системами В.Лефевра как изменение базовой культуры в поликультурной "навигации" российского общества. Здесь возникает необходимость развития рефлексивной культуры как для национальной, так и для наднациональной позиции - с разным решением в них проблемы идентификации.
  НРАВСТВЕННОСТЬ КАК МОДЕЛЬ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  А.Ю. Буров (Украина, г. Киев, украинско-американское предприятие "Украинские информационные системы")
  Борьба со злом всегда была главным движителем сюжета в искусстве и политике. Для успешного следования написанному сценарию необходимо столкновение двух моделей - героя положительного и героя отрицательного. С этой целью на этапе завязки авторы сценария формируют у аудитории (читателя, зрителя или социума) модели (образы) главных героев. При этом формирование осуществляется путем отражения их гиперболизировано положительного и отрицательного наборов параметров в сознании аудитории. Сопоставление моделей отражает конфликт действующих героев, а развязка показывает, какая из моделей лучше. Но если в сказке добро всегда побеждает зло, поскольку ее цель нравственно-воспитательная, то в политике такая развязка не всегда возможна. Ярким примером тому стали политические события 2003 г.
  22
  вокруг Ирака, когда модель зла оказалась ложной и положительный герой вынужден признать: "доказательства" зла были ложными и "отрицательный" герой не обладал теми негативными качества, которые ему приписывались.
  В терминах математической логики военно-политическая операция против Ирака описывается не рефлексией (для которой справедливы построения типа "Если США - хорошая страна, она борется с террористическими организациями; в регионе Ирака существуют центры подготовки террористов, значит, США должны бороться с Ираком"), а импликацией, при которой даже при ложной исходной посылке и ложных действиях возможен положительный результат.
  И в политике, и в искусстве используется рефлексивное управление сознанием людей, но действия на физическом уровне (политические события и война как "продолжение политики другими средствами") и на психическом (искусство) реализуются по-разному.
  Во-первых, потому что конфликт является локальным и персонифицированным - небольшое количество участников и достижение положительного результата возможно для одного конкретного индивидуума либо группы людей.
  Во-вторых, поскольку существует добро, то существует и зло - если есть свет, то есть и тень. Разделение между ними происходит по отношению к конкретному объекту, одна сторона которого оказывается в этом случае положительной, а другая отрицательной. Математическим аналогом такого раздела является нулевая точка на шкале измерения (точка отсчета).
  В то же время в социально-психологическом аспекте понятия "хорошо-плохо" имеют выраженное историко-географическое значение. Если до 1917 г. "слово русского офицера" было гарантией честного выполнения обязательств (максимумом порядочности и честности), в последние 10-15 лет ценность подобного утверждения приближается к нулю и используется для дезинформации собеседника (формирование у него искаженного модели событий), а максимальным ценным становится умение получить "свое" любой ценой.
  Разница в географических нравственных ценностях видна на примере Европы и Северной Америки. Если в Европе национальными героями становились защитники отечества, то в США ими становились участники захвата чужих территорий.
  Разница в критериях заключается не в "извращенности" идеалов, а в точке отсчета, точнее, в ее смещении по оси "добра-зла". В действительности, в рефлексии социального поведения на шкалу нравственности следует выделить несколько интервалов, т.е. шкала должна быть интервальной.
  23
  1. Нравственность индивидуума. Оценка событий строится по отношению к своему "Я", "добро" - это то, что положительно лично для меня, "зло" - то, что для меня неприемлемо.
  2. Нравственность группы. Оценка события строится по отношению к идеалам и целям группы. Индивидуум либо согласует свои личные интересы с групповыми, либо покидает группу.
  3. Мораль социума (государство, общество). Чаще всего она регламентируется определенными юридическими правилами и законами. Может не соответствовать интересам многих групп и индивидуумов, т.к. отражает модель социального поведения в интересах господствующей группы или групп.
  4. Общечеловеческие ценности. Правила социального поведения индивидуумов и групп в интересах выживания биологического вида.
  Совершенно очевидно, что между шкалами может существовать несоответствие, вызванное несовпадением точек отсчета и, как следствие, смещенная модель рефлексии социального поведения. Формирование нравственности индивидуума и группы состоит в совмещении "нуля" соответствующих шкал и рефлексивном управлении формированием модели их нравственного поведения с учетом исторических, географических, этнических особенностей индивидов.
  РЕФЛЕКСИЯ В ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ
  А.А. Бухтояров
  {Москва, Институт компьютерных психотехнологий РАЕН)
  1. Существует целый спектр состояний сознания, которые качественно отличаются как от обычного, так и друг от друга. Наше сознание, как и всё в этом мире, квантовано.
  Содержание акта рефлексии полностью зависит от формы сознания, в котором она осуществляется. Между тем всё еще бытуют предположения, что существует только одно состояние сознания, и стандартом этого состояния является сам исследователь.
  2. Наше сознание так и останется управляемым при помощи мифов, пока из всей <Короны> его состояний будет использоваться только одно. В этом случае можно говорить только о рефлексии в рамках одного состояния сознания, огороженного <красными флажками>. Зацикленность в одном дискрете сознания - цена управляемости людской массы.
  3. Многомерное сознание, позволяющее <рвануть за флажки>, становится востребованным из-за катастрофичного характера, который приобрело современное развитие. Его выпускают на сцену Бытия потому, что
  24
  <нормальные> решения и сценарии выхода из мирового цивилизацион-ного кризиса не разрабатываются.
  4. Вопреки утверждённому наукой восхождению по спирали, циклоиде и т.п., существует и одновременно действует и нисхождение по этой же спирали. И тогда пространство бытия человека задаётся только тем, какой процесс идёт быстрее. Бодрое детское сознание весело утверждает: всё тайное станет явным! Но переключение во взрослый режим говорит, что это вряд ли удастся. Явное может становиться тайным ещё быстрее. И жить нам, как информационному существу, станет негде.
  5. Сегодняшнее положение вещей в глобальном плане невозможно поменять при помощи метода постепенных улучшений мира по частям или метода сохранения существующего порядка вещей. Он может быть только целостно обновлён, и механизм такого процесса должен быть запущен в кратчайшие сроки.
  НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БИОИНФОРМАТИКА И РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
  А.В. Воронов
  {Владивосток, Институт автоматики и процессов
  управления ДВО РАН)
  Существенное значение для изучения, поддержки и развития рефлексии индивидуумов могут оказать процессы информатизации, разработка и применение специализированных компьютеризированных средств. Рассмотрим находящиеся на уровне идей и на уровне предварительных решений новые информатизационные аспекты, которые могут представлять интерес для изучения, поддержки и развития рефлексии.
  Сегодня все большее распространение получает идея необходимости создания интеллектуальной комплексной среды, содержащей интеллектуальные интерфейсы, обеспечивающие взаимодействие человека с разнообразными машинами и доступ человека к распределенному сетевому знанию. Такая среда может содержать также интеллектуальные объекты виртуальной реальности, интеллектуальные мобильные роботы, технологии обучения эффективному взаимодействию человека с интеллектуальной средой и др.
  Эффективное взаимодействие человека с машинами предлагают реа-лизовывать с помощью биологических сигналов человека. Чаще из биологических сигналов предлагают: электрокулограммы - записи сигналов движения глаз, электромиограммы - записи сигналов напряжения мышц, электрокардиограммы - записи сигналов ритма сердечной мышцы, электроэнцефалограммы - записи биотоков головного мозга, альфа-волны,
  25
  распространяющиеся по позвоночнику к головному мозгу и др. Ведутся разработки микроэлектронных устройств, имплантируемых в организм человека и животных. Технологическим институтом штата Иллинойс (США) разработаны устройства-микростимуляторы, взаимодействующие с нейромускульной системой человека. Исследовательская группа Национального института здравоохранения США разрабатывает устройства, имплантируемые в мозг человека. Предполагается, что устройства, имплантированные в мозг, позволят осуществлять мысленное общение человека с компьютером и принципиально новый метод взаимодействия человека с миром.
  Большое значение придается исследованиям возможности использования среды виртуальной реальности. Так исследовательский проект blue-с [1] имеет цель построения коллективной виртуальной среды, интегрирующей реальных людей, снятых с помощью видеокамер. Изображения, снятые с помощью видеокамер, с поддержкой движений и речи людей в реальном времени интегрируются в сетевые виртуальные среды, а использование больших экранов и современных проекционных технологий дает возможность создавать ощущение полного погружения в виртуальную реальность. Таким образом, система blue-c может сделать доступным взаимодействие между людьми и виртуальными образами - моделями функционального и поведенческого характера.
  Для успешного практического применения виртуальных образов необходима разработка интегрированных моделей восприятия, рефлексии, эмоций, поведения, адаптации и т.д., и реализация этих моделей в виртуальных образах. В двадцать первом веке ожидается интенсивное развитие в области создания "бытовых и обслуживающих" интеллектуальных роботов функционирующих в не детерминированной, изменяющейся среде и отвечающих высоким требованиям по уровню взаимодействия с человеком. В [2] обсуждаются перспективы реализации взаимодействия интеллектуального робота и человека, при котором человек является пассивным пользователем, не проявляющим какие-либо искусственные действия, а робот находиться в прямом контакте с человеком, отслеживая его лицо. Разработан человекоподобный робот, отображающий некоторые эмоциональные оттенки выражения в ответ на непосредственные физические контакты в процессе взаимодействия с человеком [3]. Происходят существенные изменения в области разработки технологий обучения и тренинга пользователей человеко-машинных интерфейсных систем. Так, наблюдается постепенное не просто улучшение существующих систем, а использование новых сред и процессов, в которых осуществляется обучение и тренинг. В результате появляется новое поколение компьютеризированных систем, основным признаком которых является использование, например, среды приключенческих игр [4].
  26
  Существующие науки об информационных процессах (кибернетика, информатика, нейрокибернетика, нейроинформатика, социальная информатика, бионика, биоинформатика и др.) недостаточно учитывают знания психологии и практически не уделяют внимания психологическому "Я". Это затрудняет и делает малопригодным использование достижений этих наук для изучения, поддержки и развития рефлексии индивидуумов. Приведенные выше новые информатизационные аспекты более применимы для изучения, поддержки и развития рефлексии, чем достижения общепризнанных наук об информационных процессах. Новые информатизационные аспекты следует отнести вернее к нейропсихоло-гической биоинформатике [5].
  Концептуально работу по практическому изучению, поддержке и развитию рефлексии предлагается реализовывать, интегрировав психологические представления о человеке, информационный подход и высокотехнологичные наукоемкие инновации в научное направление ней-ропсихологическая биоинформатика. Нейропсихологическую биоинформатику следует ориентировать на разработку антропологических биокомпьютерных средств, совмещенных функционально с человеком, поддерживающих постоянный контакт с человеком и участвующих практически во всей жизнедеятельности человека, и способствующих индивидууму эффективно организовывать, поддерживать, изучать и развивать рефлексию, а также формировать новые научные знания о закономерностях жизнедеятельности, функционирования и развития челове-ко-биокомпьютерных систем.
  После выявления характерных для рефлексивных состояний признаков на изображении лица планируется развитие работ в данном направлении с применением аппаратно-программных средств информатики.
  Литература
  1. Gross Markus, Staadt Oliver. The blue-c project // ERCIM News. 2001. # 44. P. 41-42.
  2. Sekmen Ali~ESafak, Wilkes Mitch, Kawamura Kazuhiko. Application of passive human-robot interaction: Human tracking based on attention distraction // IEEE Trans. Syst., Man, and Cybern. A. 2002. 32, # 2. P. 248-259.
  3. Canamero Lola, Fredslund Jakob. I show you how i like you - can you read it in my face? // IEEE Trans. Syst., Man, and Cybern. A. 2001. 31, # 5. P. 454-459.
  4. Khan Masood Mehmood. Implementing an intelligent tutoring system for adventure learning // Electron. Libr. 2002. 20, # 2. P. 134-142.
  5. Воронов А.В. Мультидисцигшинарный подход к рефлексии // Рефлексивные процессы и управление. Тезисы III Международного симпозиума 8-10 октября 2001 г., Москва / Под редакцией А.В. Брупшинского и В.Е. Лепского. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2001. С. 21-23.
  27
  АВТОМАТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КАК РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПРОЦЕСС
  Д.А. Вятченин
  {Беларусь, г. Минск, БГУИР)
  Одним из основополагающих понятий в человеческой деятельности является понятие классификации. Под классификацией традиционно понимается разделение рассматриваемой совокупности объектов или явлений на однородные группы, причем, в зависимости от контекста, термином "классификация" обозначается как собственно процесс разделения, так и его результат [3]. Для решения задач классификации, возникающих в научной и практической деятельности человека, предложены самые разнообразные подходы, такие, как дискриминантный анализ, факторный анализ, многомерное шкалирование и многие другие, среди которых особое место занимают методы классификации объектов в условиях отсутствия так называемых обучающих выборок, то есть информации, характеризующей принадлежность объекта исследуемой совокупности одному из выделяемых классов [3].
  В наиболее общем виде проблема классификации объектов в условиях отсутствия обучающих выборок состоит в разбиении на заранее известное (либо неизвестное) число однородных, в определенном смысле, классов, всего исходного множества объектов таким образом, чтобы объекты, принадлежащие одному классу, находились бы относительно близко друг от друга, а сами классы отличались бы между собой. Полученные в результате разбиения классы объектов именуются также кластерами, образами или таксонами, а методы их обнаружения соответственно называются автоматической классификацией, кластерным анализом, распознаванием образов с самообучением или численной таксономией [3]. Методы автоматической классификации позволяют, с одной стороны, выявлять "естественное" расслоение объектов по классам, и, с другой стороны, определять "естественное" число классов, на которые "расслаивается" исследуемая совокупность, в случаях, когда количество классов является априори неизвестным. Эти методы условно объединяются в эвристическое, иерархическое, оптимизационное и аппроксимационное направления [2,3].
  С гносеологической точки зрения, качество машинной классификации определяется ее соответствием классификации, проведенной человеком, так что при значительной "близости" человеческой и машинной классификации можно сделать самые общие выводы о корректности той или иной кластер-процедуры. Для определения адекватности существующих и разрабатываемых алгоритмов кластерного анализа человеческому способу классификации без обучения необходимо рассмотреть про-
  28
  цесс классификации с самообучением, проводимой человеком. Подобная установка нашла применение в моделях распознавания с обучением, к примеру, при разработке алгоритма "Кора" [1].
  В рамках процесса классификации, проводимой человеком, можно выделить несколько этапов. На первом этапе процесса субъект выделяет общие, наиболее характерные для объектов исследуемой совокупности, признаки, по которым будет производиться классификация, либо определяет отношение сходства на исследуемой совокупности. На втором этапе субъект производит группировку объектов в классы на основании "близости" значений выделенных признаков либо сходства объектов. Третьим этапом процесса классификации является верификация результатов, предусматривающая, во-первых, рассмотрение "существенности" выделенных для классификации признаков, либо рассмотрение адекватности выбранного критерия сходства объектов, а во-вторых, соответствия полученной классификации критерию качества, формулируемому субъектом. Результатом третьего этапа процесса классификации является, либо, с одной стороны, выделение других признаков, по которым производится классификация объектов, или выбор другой меры сходства с последующей группировкой объектов на основании новых результатов, полученных при повторении первого этапа процесса, либо, с другой стороны, повторение второго этапа процесса классификации до тех пор, пока полученный результат не будет удовлетворять выработанному субъектом критерию качества классификации. Следует указать, что как признаки, характеризующие объекты, или мера сходства объектов, так и критерий качества классификации определяется субъектом на интуитивном уровне, исходя из условий конкретной задачи.
  С позиции прикладной статистики, задачи, соответствующие первому этапу процесса классификации, проводимой субъектом, не являются задачами автоматической классификации, поскольку в задачах кластерного анализа исходные данные описываются либо матрицей значений признаков объектов, либо матрицей сходства объектов, то есть признаки, характеризующие объекты, либо мера сходства объектов являются известными, так что автоматическая классификация, проводимая субъектом, состоит из второго и третьего этапов рассмотренного выше процесса, причем результатом третьего этапа будет являться только проверка соответствия полученной классификации выработанному субъектом критерию качества. Более того, в результате проведения третьего этапа процесса классификации субъектом может быть сформулирован другой критерий качества классификации, более адекватный условиям решаемой задачи. Сущность третьего этапа заключается в том, что субъект, проводящий классификацию, становится в позицию наблюдателя по отношению к системе "классифицируемая совокупность объек-
  29
  тов - субъект, проводящий классификацию", что позволяет, во-первых, рассматривать указанную систему как рефлексивную, а, во-вторых, рассматривать классификацию без обучения, производимую субъектом, как рефлексивный процесс.
  Таким образом, алгоритмы автоматической классификации, существующие, и, особенно, разрабатываемые, должны анализироваться не столько с точки зрения господствующего в этой области естественнонаучного подхода, сколько с точки зрения рефлексивного подхода, что обеспечит не только высокую точность результатов проводимого анализа, но и их более простую интерпретацию.
  Литература
  1. Вайнцвайг М.Н. Алгоритм обучения распознаванию образов "Кора" // Алгоритмы обучения распознаванию образов. М.: Сов. радио, 1973. С. 8-12.
  2. Манделъ И.Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1988.
  3. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности: Справ, изд./ С.А. Айвазян, В.М. Бухштабер, И.С. Енюков, Л.Д. Мешалкин; Под ред. С.А. Айвазяна. М.: Финансы и статистика, 1989.
  РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ ИСТОКОВ ТЕНДЕРНОГО ДИСБАЛАНСА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  В. Т. Гам, А.А. Филимонов, Н.В. Чекалева
  {Омск, Омский государственный педагогический университет)
  Попытаемся рассмотреть истоки тендерного дисбаланса в общем образовании основываясь на рефлексивном анализе одного из основных компонентов социальной организации школы, а именно содержания образования.
  Традиционно содержание школьного образования заключается в изучении основ наук. Именно они составляют значительную часть учебного плана любой школы. Науки несут в себе в явном и скрытом виде гендер-ный дисбаланс. Это связано с тем, что научная картина мира вырастала на основе научных форм рациональности, которые присущи ее создателям - мужчинам. Они стремились рационально объяснить и упорядочить не рационально устроенный мир. Отсутствие иррациональности и интуиции, присущих женскому мышлению, мужчины пытались компенсировать знанием о законах существования мира.
  Действительно, идеалы и нормы процесса обучения в школе фиксируют четкие научные схемы упорядочивания мира и явно выраженные "правила игры". Это проявляется в знаниях по предмету, аналитичности коммуникаций, рассудочности и схематизме процесса обучения, откры-
  30
  тости оценки, отсутствии рефлексии. С другой стороны школа представляет собой миф-организацию (по классификации организаций В.Тара-сенко, представленной в Интернет-публикации "Диагностика организации: инструменты консультанта-мифодизайнера") и реализует достаточно закрытую реальность, стремящуюся к универсальной ценности и самоорганизующуюся через прошлые причины (в конечном счете, это отражено тезисом - "наше образование - лучшее мире" - и не надо ничего менять). Все должно быть узнаваемо и объясняемо с точки зрения "священных" текстов (учебный план, программы, стандарты, инструкции, методики, технологии, ....).
  В результате, опыт познания школы индивидуален и для учителя, и для ученика, а потому, как правило, неверифицируем и нефальсифицируем (очарование школой). При этом миф, в котором живет школа, не должен рефлексироваться, фиксироваться как схема или модель упорядочивания мира. Главный принцип жизни такой школы - отсутствие какого-либо организационного развития, стремление к максимальному го-меостазу процесса обучения по устойчивым самовоспроизводящимся схемам. Современная школа реализует принцип, сформулированный Я.А.Ко-менским [1]: "Искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода".
  Таким образом, содержание школьного образования, построенное на "мужском" восприятии мира в ущерб "женскому", не является сбалансированным - разум (под которым понимается рационализм, логика, анализ) превалирует над интуицией, синтезом, духовностью даже в гуманитарных предметах. Заметим, что изучение наук также явно принижает роль женщины (достаточно посмотреть на портреты ученых в стенах школьных кабинетов математики, химии, физики, истории, биологии и даже литературы), однако науки в школе преподают преимущественно педагоги-женщины.
  При получении общего образования явным и неявным образом мужское рациональное мышление влияет на все базовые идеи о человеке, природе и их взаимоотношениях. В результате обучения человек воспринимает мир как раздельные объекты, существующие во времени и трехмерном пространстве. Наука не обеспечивает личность качественным познанием, не считает ценностью субъективное знание и опыт. Преобладание мужских ценностей и установок приводит и к культурному дисбалансу, создает постоянный фон всех проблем индивидуального, социального, экологического, экономического и т.п. характера, разрушает социальный метаболизм, не способствует развитию рефлексивных способностей человека. С приобретенным в процессе обучения рациональным знанием, объективностью и логикой школьники (впрочем, и многие взрослые) совершенно беспомощны, когда имеют дело с человеческими ценностями
  31
  и человеческим опытом. Может быть, этим обусловлено то, что наряду с процессом обучения в школе происходит процесс отчуждения детей от возможного знания [2]. Результаты наших исследований показывают, что реально активно включены в учебный процесс не более трети учащихся.
  Истоки тендерного дисбаланса, на наш взгляд, заложены в основах современного школьного образования, социальной структуре школы и, соответственно, приводят к искаженному социальному опыту, приобретаемому школьниками со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  С нашей точки зрения, тендерный баланс в процессе обучения может быть восстановлен путем синтеза разумного (рационального) и интуитивного способа осознания. Это означает, что "мужское" начало в образовании должно "потесниться" и предоставить возможности для проявления "женского". Психологи отмечают явное преобладание контекстуальной перцепции и способностей к синтезу у женщин и аналитических возможностей - у мужчин. Женское мышление ближе к целостному (экологическому), так как оно способно к интуитивному осознанию единства всей жизни, взаимозависимости ее проявлений, циклов изменения и трансформации, понимании мира как динамической сети взаимосвязанных событий.
  Будущее образование должно ориентироваться не только на рационализм и логику, но и на интуитивное понимание, целостность восприятия мира, духовность и субъективный опыт. Такой подход требует нового языка в образовании, так как изучение основ наук построено на языке описательном, тогда как сообщение личностных переживаний требует языка выразительного, непосредственно выражающего опыт и отражая его качественный характер. Такое образование требует рефлексивной культуры в обучении.
  Серьезный сдвиг к сбалансированности образования в рамках обсуждаемой в статье темы, на наш взгляд, содержится в концепции модернизации общего образования и заключается в переходе к деятельностному подходу в обучении на основе компетенций. Деятельность учащегося (в проектной работе, тренингах, различных формах групповой работы и т.п.) дает возможность для проявления интуиции, позволяет учесть собственный опыт, повышает значимость субъективного знания, развивает способность к синтезу, рефлексии, восприятию целостности. В деятельност-ном обучении теряют свою ключевую роль описательный язык науки (более важен язык выразительный, метафорический), количественные оценки (важнее качественные) и классно-урочная система.
  Рефлексивное рассмотрение ситуации, в которой появилась классно-урочная система или количественные отметки, очевидно, также могут помочь обнаружить истоки тендерного дисбаланса в школьном образовании.
  32
  Литература
  1. Коменский Я.А. Великая дидактика // КоменскийЯ.А., ЛоккД., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джу-ринский. М.: Педагогика, 1989.
  2. Фрумин И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах: монография/ Красноярский гос.ун-т. Красноярск, 1999.
  ¦
  РЕФЛЕКСИЯ БИРЖЕВЫХ ИГРОКОВ ПРИ ИНФОРМАЦИОННОМ МАНИПУЛИРОВАНИИ РЫНКОМ
  Э.П. Григорьев, В.Е. Лепский, А.Н. Лобанов
  {Москва, Институт рефлексивных процессов и управления)
  Биржевая цена, определяемая законом спроса и предложения, в каждый момент времени соответствует как текущему представлению игроков о "справедливой" цене, так и ожиданиями будущего. Систематическое получение прибыли от изменения цен может быть реализовано только при высокой степени надежности прогнозирования динамики цен (или при всеохватывающем манипулировании рынком). Движение цен вызывается как изменением спроса и предложения, так и модификациями поступающей новой информации в рефлектирующем сознании игроков.
  Для заметного изменения спроса или предложения нужны свободные финансовые или товарные ресурсы. Объемы их интервенций измеряются миллиардами долларов. Поэтому более дешевым и эффективным способом манипулирования является информационное воздействие, позволяющее вызвать движение рынка в сторону, выгодную для манипуляторов.
  Средства массовой информации (СМИ) круглосуточно собирают новости о политике и экономике со всего мира. Эту информацию через радио, телевидение, газеты и Интернет они доводят до субъектов биржевой торговли: спекулянтов, хеджеров, управляющих взаимными фондами, инвестиционными компаниями, банками и корпорациями. Наряду с простой трансляцией новостей, СМИ предлагают их трактовку, делают аналитические обзоры, строят рейтинги корпораций и дают рекомендации биржевым игрокам.
  Можно выделить следующие методы воздействия манипуляторов на рефлексию биржевых игроков, если предположить наличие универсальной закономерности -рефлексии биржевых игр (РБИ), которая определяет психологические реакции всех без исключения субъектов, выступающих в различных ролевых функциях на плацдарме столкновения финансовых интересов.
  Несмотря на множество индивидуальных проявлений и ситуационных специфик, достаточно четко вырисовываются два основных контура механизмов РБИ, взаимодействующих друг с другом (см. рисунок).
  33
  (1) Контур внутреннего автоколебания игрока - (ft)p (|)2, , (%)п. В этом контуре человек мечется между "жадностью" (Ж) и "страхом" (С)", делает выбор между двумя полюсами этих ценностных ориентации в поле "биполярного конструкта" Ж-С, соотнося свою игру с интуитивными ожиданиями успешных или неудачных шагов.
  (2) Контур внешнего воздействия со стороны манипулятора на поведение вышеуказанных субъектов. "Препарированная" информация вза-модействует в головах игроков с информацией об изменениях биржевых котировок.
  Манипулятор
  Жадность и тщеславие (t) ^i|i) ( I|I )
  "Ж"
  Цены пойдут
  вверх, надо
  покупать!!!
  "Ж"
  t1 (Намерение)
  Зеркало высокого ранга рефлексии
  \2 Я купил, но цены пошли вниз: Убытки! "С" (Реальность)
  Нужно закрывать убыточную позицию
  Опасение и Страх
  Продажа с явным убытком
  Дестабилизация здравого
  Смысла и уверенности игрока
  на уровне его сознания
  Выгодная возможность
  покупки для крупного
  игрока
  Типичный способ рефлексивного манипулирования
  Разумеется, игроки проявляют определенные способности к рефлексии, которая выражается в способности предвосхищения состояния будущей ситуации. Однако это - невысокий ранг рефлексии, обусловленный раздвоением их сознания. Игрок подвержен воздействию изнутри силами двух противоположных установок: намерению хорошо заработать и опасением потерять вложенные деньги. Игроки научились противостоять внешним силам, применяя методы технического и фундаментального анализа.
  Манипулятор, осуществляющий внешнее воздействие, обладает более высоким рангом рефлексии, чем субъекты биржевой игры (#).. Он встраивает в обычный поток сведений такие элементы, которые способны воздействовать именно на иррациональную сторону психики человека. Транслируя такие элементы в сознание игроков, Манипуляторы учитывают особенности эмоций человека, его психики, интуиции - всего, что определяет "тонкие" свойства личности.
  34
  Не зная всей глубины подобного комплексного воздействия, игрок, сталкиваясь с ситуацией, когда цены пошли вниз, судорожно принимает решение: "немедленно закрывать убыточную позицию, продавать!". Это ведет к обогащению крупного игрока, намеревающегося осуществить массированные покупки (см. рисунок).
  Тем самым, Манипулятор, действуя по контуру внешнего воздействия, использует мысленное "зеркало высокого ранга рефлексии", включая в свое сознание не только объективную ситуацию, но и все "раздвоенное" состояние сознания игрока. Он блокирует рефлексию игрока, дестабилизируя его здравый смысл и уверенность.
  Обычно в этом случае начинает идти тенденциозный поток сообщений; либо плохие данные о товаре, который торговец купил, либо совокупность хорошей (для данной открытой позиции) или плохой информации, но с результирующим негативным уклоном. Другой вариант: цена товара начинает "стоять", т.е. находится в узком торговом диапазоне, не демонстрируя намерения идти вверх или вниз, начинают появляться сообщения о том, что рынок "скучный", "без направления". Сидящему у компьютерного монитора торговцу на "скучном" рынке трудно сохранить постоянное внимание и концентрацию, он отвлекается от игры или (не дожидаясь движения в нужном ему направлении) выходит из своей позиции (в нашем случае продает). Цель манипулятора достигнута: он приобрел перспективную покупку, не загоняя рынок вверх, так как в данный момент было достаточно продавцов.
  Описанная выше схема манипулирования реализуется на разных уровнях и временных горизонтах - начиная от товара определенного вида (нефть, золото и т.д.) и кончая курсами валют и индексами фондового рынка. В последнем случае манипулирование может приводить не только к достижению манипулятором существенной прибыли и соответствующим убыткам других участников торгов, но и к серьезным политическим и экономическим последствиям для государства (можно вспомнить резкий обвал курса британского фунта, азиатский финансовый кризис или крайне резкое падение курса рубля в конце прошлого века).
  Особую опасность представляет манипулирование в современных условиях широкого распространения биржевых счетов с использованием маржи и производных финансовых инструментов с высоким рычагом, значительно увеличивающим риски, так как при этом даже не очень сильные изменения котировок (±10%) могут приводить к катастрофическим финансовым потерям.
  В данной связи представляют интерес методы раннего обнаружения информационного манипулирования рынками с целью разработки способов его нейтрализации и предотвращения негативных последствий.
  35
  МЕТОДЫ РЕФЛЕКСИВНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ
  Г.И. Давыдова
  {Москва, Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования)
  Базовой для разработки методов рефлексивно-диалогического развития мышления и личности является модель интеллектуально-личностных изменений, происходящих с субъектом в процессе преодоления им проблемно-конфликтной ситуации (Семенов КН., Степанов С.Ю., 1983,1990). На основе исследования влияния рефлексивных процессов на изменение направленности личности в процессе преодоления проблемно-конфликтной ситуации, разработан метод диалогического взаимодействия в процессе решения творческой задачи (МЕДИВ), а также метод рефлексивной поддержки, выполняющий как самостоятельную, так и комплиментарно ведущую функцию коммуникации.
  Процесс рефлексивно-диалогического взаимодействия подчинен конечной цели рефлексивного разрешения проблемно-конфликтной ситуации и обеспечивает формирование, коррекцию и восстановление личностных функций рефлексии в коммуникативном процессе, связанном с повышением целостности взаимодействия. Эту идею можно истолковать как идею со-творения общего поля двумя составляющими (или двумя личностями), как работу "self" или "мы-в-процессе" (Латнер, 1986). Ценностью рефлексивно-диалогических отношений является заложенный в них механизм саморазвития.
  Метод рефлексивно-диалогического взаимодействия связан с обеспечением условий для прецедентов самопознания, самоанализа в проблемно-конфликтных ситуациях. В его основу положено моделирование элементов проблемно-конфликтной ситуации, связанное с развитием личностного поведения человека, необходимого для конструктивного преодоления "бесполезных стереотипов". В ходе рефлексивно-диалогического взаимодействия в разной последовательности решаются задачи актуализации рефлексии, ее функций для разрешения субъектом проблемно-конфликтной ситуации; формирование творческого подхода к решению задачи; осознания роли личной активности в конструктивном преобразовании ситуации "здесь и теперь"; переосмысление своих деструктивных паттернов взаимодействия, принятие своей адекватной самооценки в проблемно-конфликтной ситуации; осознание целостности своего "Я" (телесные проявления, задатки, способности, характер, ценности, цели, идеалы). Значительное место в рефлексивно-диалогическом взаимодействии принадлежит развитию самоорганизации и самопознания в процессе изменения отношений личности. Логика разворачивания реф-
  36
  лексивно-диалогического взаимодействия диктуется структурно-функциональной схемой, моделирующей рефлексивный потенциал личностного цикла преодоления проблемно-конфликтной ситуации: а) формирование побуждения; б) осознание намерений; в) смысл "здесь и теперь"; г) самоопределение относительно имеющихся альтернатив; д) осознание условий необходимых для ее решения; е) волевое действие, связанное с реализацией принятого решения.
  Личностные функции, обеспечивающие протекание рефлексивно-инновационного процесса (побуждение, намерение, ценность, замысел, план, результат) являются элементами поведения человека в проблемно-конфликтной ситуации. Характер этих функций связан с разнообразием видов и свойств процесса рефлексии.
  Метод рефлексивной поддержки связан с коммуникативным аспектом рефлексивной системы, атрибутом которой является характер отношений субъектов в процессе взаимодействия. Рефлексивная поддержка связана с проблемно-конфликтной ситуацией и имеет с личностью общую основу существования - смысловую. В связи с этим поведение личности (вербальное и невербальное) подается анализу и исследованию. Например, выделяется обобщенная самооценка - виды высказываний, представляющие личностные характеристики значимого характера, отражение личностного опыта, принципов и ценностей, социально-культурных норм, семейных традиций, отношения к себе. Обобщенная самооценка чаще всего завершает процесс выхода из проблемной ситуации, выступая в качестве обоснования принятого решения (напр.: "Какой яумный\" или "Нет, здесь я не компетентен"), либо выступает в функции побуждения ("Все O'key! Я -любимый!", становится основой для построения новых личностных смыслов и др.
  Методология рефлексивной поддержки подчинена культивированию того, чему исходно отводится только роль фона и периферии - человеческих отношений ("высококачественных человеческих отношений" по Роджерсу). Если это становится ценностно значимым в процессе взаимодействия, то из положения "фона" человеческие отношения проявят свою подлинную сущность, свое значение и смысл. Оказываясь силой, "помещающей на свое место" каждое из совокупностей движений души человека, отношения в процессе рефлексивно-диалогического взаимодействия обнаруживают себя как подлинная причина происходящих изменений.
  Рефлексивно-диалогическое взаимодействие выступает как двусторонний процесс: объективированный в продуктах взаимодействия, имеющих социально значимый характер и имеющий субъективный смысл, отраженный в изменении отношений личности. Это выражается в характере мышления и личностных особенностей человека, прежде всего его самооценки.
  37
  Выбор приемов рефлексивно-диалогического взаимодействия обусловлен принципом инновационной открытости по отношению к каждой практической задаче развития, использование конкретной техники основывается, прежде всего, на соображениях удобства, экономичности и доступности. Так, применяемая методика должна подчиняться требованию субъективной адекватности и соответствовать ожиданиям личности, возможностям осмысления, интеллектуальному (образовательному) уровню. Не менее значимым является соответствие метода личностным особенностям диалогента, учет эффективности применения директивных или когнитивных технологий, и проч.
  РЕФЛЕКСИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
  Е.А. Евстифеева (г. Тверь, Тверской государственный
  технический университет)
  М.Н. Калинкин (г. Тверь, Тверская государственная
  медицинская академия)
  Н.И. Яблокова (Москва, МГТУ "СТАНКИН")
  Наличное состояние и "границы" здоровья населения современной России выявляют недостаточность использования только медицинской модели и традиционных медицинских технологий лечения многих болезней. Среди новых технологий, расширяющих возможности лечения хронических заболеваний человека, рефлексивный подход.
  Так, сегодня в медицинской практике остается нерасшифрованным феномен "внезапной смерти", наблюдаемый при хронических сердечнососудистых заболеваниях. При отсутствии явно выраженных и "клинически зарегистрированных" симптомов ухудшения соматического состояния, внезапно наступает летальный исход, "непрогнозируемое" течение заболевания или резкое его обострение. Такие "верифицированные данные" явно не вписываются в традиционную парадигму лечения хронической болезни, применение которой эффективно для "острой стадии" болезни. Необходимостью становится поиск новых средств объяснения указанного феномена, а также герменевтика значимости реабилитацин-ного периода.
  Наши интуиции видят в пациенте активную фигуру, субъекта в реабилитационном процессе, который призван играть равную роль с медиком. От его рефлексивных установок, веровательных интенций ("исцеляющая вера"), ожиданий и предпочтений, мотивации, связанной с сохранением жизни, атрибуции ответственности, культуры "заботы о себе" зависит, в конечном итоге, успех врачевания и "биографический ресурс"
  38
  динамики "от болезни". Вместе с тем - по нашим наблюдениям - очевидна опасность десубъективации больных в период реабилитации: нередко, поставив себя в позицию стороннего наблюдателя своей болезни, человек как бы объективирует и отчуждает свои проблемы, признавая, что не может с ними справиться. К субъективным препятствиям, встающим на пути выздоровления, относятся ригидность сознания, пассивный, "реактивный" способ существования больного в условиях хронического заболевания.
  Для оказания помощи больным с хроническим заболеванием в реабилитационный период (особенно - на катамнестическом этапе) необходимо использовать "субъектный фактор" больного, стимулировать его рефлексивные процессы. Под рефлексией мы понимаем психическую (личностную) активность человека, интенцию к критическому осмыслению текущей деятельности, способность анализировать и соотносить с ситуацией собственные действия, а также обоснование необходимости внесения корректив в процесс "самоосуществления". Рефлексия направлена на выяснение способов конституирования себя в корреляции с другими.
  Рефлексивная активность всегда селективна - это означает, что субъект может придавать большое значение одним полученным данным (как правило, положительных о себе данных) и "не замечать" других (обычно отрицательных, снижающих его самооценку). Сведения, полученные путем саморефлексии, имеют больше шансов привести к психологически ожидаемому результату.
  Рефлексивный способ существования - это сознательный выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни (болезни, ограниченных возможностей) для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней. Продукт рефлексивной активности может проявиться в виде адекватной самооценки, самоконтроля, саморегуляции, психологически ожидаемого результата.
  Демонстрацией возможностей рефлексивного подхода в границах реабилитационного периода при хронических заболеваниях, проверкой ва-лидности конструкта "рефлексивная технология здоровья" должна быть адекватность веровательных установок и интенций пациентов с хроническим сердечно-сосудистым заболеванием активно-деятельностному, жизнеутверждающему отношению к себе и другому. Не менее важен скорректированный поведенческий сеттинг человека с ограниченными возможностями, его рефлексивная культура.
  39
  О РЕФЛЕКСИИ В УПРАВЛЯЕМЫХ СИСТЕМАХ
  Ф.И. Ерешко
  (Москва, Вычислительный центр РАН)
  В теории управления, принятия решений и в теории игр рефлексивное поведение и рефлексивное управление (управление с рефлексией) является одним из первичных понятий и одной из главных проблем рассмотрения. Это связано с психологическими особенностями принятия решений субъектами во всех содержательных физических и общественных процессах, которые рассматриваются в этих науках. В одной из значительных работ в области психологии, посвященных влиянию рефлексии на процесс принятия решений игроками, в качестве одного из образов автор использует физическую аналогию взаимодействия двух зер-кал[4]. Основной содержательный мотив в этих работах связан с попытками активных участников предвосхитить, предугадать действия или намерения окружающих с тем, чтобы улучшить или вообще сформировать стратегию управления [5-7]. Во всех работах по исследованию операций при формализации принятия решений выделяется объективное описание конфликта и субъективное представление каждого участника конфликта о нём. Упомянем введение понятий "ошибочных" игр [2] и объективных и субъективныъх описаний игр [3]. Совокупность представлений участников процесса и соотнесение этой совокупности с объективным состоянием является основным предметом исследований в теории игр. Можно сказать, что анализ рефлексивных процессов (т. е. информированности участников и учёт этой информации в процессе формирования стратегий) является центральным местом принятия решений и, соответственно, теории игр. В некоторых работах [3, 4, 5, 8] рефлексия, с формальной точки зрения, рассматривается как элемент обратной связи в стратегиях, что придает моделированию процесса принятия решений рациональную адекватность, и упрощает анализ поставленных задач.
  Термин рефлекс (рефлексия) в [11] используется в двух случаях: а) для обозначения процесса формирования реакции объекта на внешние обстоятельства без его сознательного участия (назовем этот процесс рефлексом первого рода) и б) для обозначения сознательного процесса формулирования объектом представления о действии окружающего мира и выработки на этом основании своего поведения (рефлекс второго рода).
  Рассмотрим два объекта, действующие во внешней обстановке, и обозначим их символами А и В. Фазовое состояние первого опишем буквой xt, а фазовое состояние второго - буквой yt, где / - момент времени. Если объект В бессознательно воспринимает (отражает в себя) доступную ему информацию о внешнем мире и, в частности, об объекте А и также бессоз-
  40
  нательно реагирует на нее, мы будем говорить об этом процессе, как о рефлексии первого рода. Определим рефлексивную стратегию первого рода для второго объекта, как выражения, зависящие от доступной ему информации о внешнем мире и, в частности об xz, т < / и входящие в соотношения, описывающие динамику бессознательного изменения yt. Если объект В воспринимает (отражает в себя) доступную ему информацию о внешнем мире и, в частности, об объекте А (например, об xz, т < /), о собственном состоянии yz, х < t, и на основе этого отражения сознательно создает представление (образ, гипотезу) о внешнем мире и, в частности, об объекте А, а затем сознательно использует это представление для выработки vf - управляемого воздействия на внешний мир и, в частности, на первый объект, то мы будем говорить об этом процессе, как о рефлексии второго рода, а стратегию будем называть рефлексивной стратегией второго рода.
  В работах [3, 5-7] рефлексное (рефлексивное) управление рассматривается как х(у), как функция-отклик первого игрока х на возможное управление второго игрока у . В этом случае, для того чтобы постановки задачи принятия решения были логически непротиворечивы, необходимо привлечь ряд дополнительных условий относительно информационного взаимоотношения игроков. Это осуществляется путем введения понятия "право первого хода первого игрока" и принятия условия, что в момент выбора первым игроком конкретных значений своих управлений ему будет известен конкретный выбор второго игрока, и первый игрок использует свое преимущество в виде стратегии поведения - функции х(у).
  Если же положение вещей не таково, т.е. первый игрок не располагает преимуществом в получении информации, то использование стратегии х(у) логически непротиворечиво может рассматриваться только как некоторая гипотеза первого игрока. В выступлении [9] содержалось краткое описание направлений исследований и первых результатов после ознакомления автора с [8]. В работе [11] основное внимание уделяется постановочным вопросам и математическому моделированию рефлексивных стратегий. В работе приводится развернутое описание содержательных рассуждений Дж. Сороса и А.О. Курно, приводится формальное описание модели Сороса и модели дележа динамического ресурса. Подробно исследуется рефлексивная игровая модель с привлечением аппарата теории иерархических игр Ю.Б. Гермейера. Теория игр не пытается предписать, как нужно поступать участникам конфликта. Как отмечает Н.Н. Воробьёв в Приложении к [1], исследователь, не имея возможности указать игроку, что он должнен делать, обращается к поиску теорем существования разумных стратегий. В этом контексте в работе [11] рассматривается вопрос о близости решений в "ошибочной" игре и в "истинной", объективной.
  41
  В работе [10] основное внимание уделяется исследованию уравнений Сороса с использованием аналитических и вычислительных средств, а также построению и подробному изучению модели рефлексивного принятия решений по распределению динамически поступающих ресурсов.
  Совершенно ясно, что перечисленные выше задачи принятия решений в рефлексивной постановке носят исключительно иллюстративный характер, представляя собой не более, чем некую логическую схему на этапе предварительных рассуждений. Но и полностью игнорировать возможности такого анализа не следует, поскольку в сложных ситуациях принятия и обоснования решений всегда крайне необходимо иметь возможность сделать первый шаг, и результаты предварительного, может быть простого, но структурно верного, анализа предоставляют для этого широкие возможности.
  По существу же, после рассмотрения статического варианта, сразу возникает вопрос, а какова будет реакция игроков, когда они обнаружат, что реальные ответы контрагентов не совпадают с рассчитанными выборами в соответствии с принятыми гипотезами? Последуют какие-то действия игроков, и они, естественно, будут носить рефлексивный характер. Данная проблематика представляется весьма интересной, и отдельные ее аспекты уже рассматривались некоторыми авторами.
  Общий случай пока открыт для обсуждений.
  Литература
  1. фон Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970.
  2. Лъюс Р.Д., Райфа X. Игры и решения. М.: Изд. иностр. лит., 1961.
  3. Гермейер Ю.Б. Игры с непротивоположными интересами. М.: Наука, 1976.
  4. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Сов. радио, 1973.
  5. Ерешко Ф.И. Иерархические компромиссы при общих связях и параллельных угрозах. М.: ВЦ АН СССР, 1984.
  6. Кукушкин Н.С. Роль взаимной информированности сторон в играх двух лиц с непротивоположными интересами // Ж. вычисл. матем. и матем. физ. 1972. Т. 12, №4. С. 1029-1034.
  7. Ерешко Ф.И., Кононенко А. Ф. Решение игры с правом первого хода при неточной информации о цели партнера // Ж. вычисл. матем. и матем. физ. 1973. Т. 13. № 1.С. 217-221.
  8. Сорос Дж. Алхимия финансов.: М.: Инфра-М, 1996.
  9. Ерешко Ф.И., Лохныгина Ю.В. Рефлексивные стратегии в системах управления. // Тр. конф. Теория активных систем. М.: СИНТЕГ, 1999. С. 211-213 .
  10. Ерешко Ф.И., Лохныгина Ю.В. Исследование моделей рефлексивных стратегий в управляемых системах. М.: ВЦ РАН, 2001.
  11. Ерешко Ф.И. Моделирование рефлексивных стратегий в управляемых системах. М.: ВЦ РАН, 2001.
  42
  ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  Ф.Е. Иванов {Москва, Институт психологии РАН),
  В.В. Смолянинов {Москва, Институт машиноведения РАН)
  Понятие "культура" в научной литературе представлено как многозначное, многоаспектное. Культура - это одновременно деятельностная и личностная характеристика человека. В определении культуры обычно выделяются когнитивные (интеллект) и мотивационно ценностные компоненты (мировоззрение, нравственное развитие, уровень эстетического восприятия). Культура формируется сознательно, целенаправленно на основе использования специальных средств воспитания и обучения, с одной стороны, а с другой - это результат самовоспитания, самосозидания, свидетельствующий о социальной зрелости личности, его способности решать важные для себя и для общества задачи. Культура - это система норм деятельности, созданная на основании применения нравственных, ценностных и интеллектуальных критериев. На докультурном уровне все рефлексивные процессы протекают стихийно, неорганизованно и результат рефлексии случаен. На культурном уровне рефлексии придается организованный, целенаправленный характер (Ф. Василюк. 1995). Поэтому рефлексивную культуру можно определить как систему способов организации рефлексии, построенных на основе ценностных и интеллектуальных критериев. Она включает в себя: готовность действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, гибкость в принятии решений, постоянную готовность к поиску путей решения творческих задач в проблемных ситуациях профессиональной деятельности, способность переосмысливать стереотипы своего личностного опыта, возможность реализовать личностные, коммуникативные и интеллектуальные свойства адекватно ситуации.
  Рефлексивная культура - это возможность человека приблизиться к той границе самоактуализации, которая для него является предельной для конкретного хронотопа ситуации.
  Активное развитие рефлексии происходит при преодолении профессиональной и/или социальной критической ситуации. Особым образом в этом случае происходят рефлексивные процессы (личностного, интеллектуального, коммуникативного и др. уровней) у "распределенного" субъекта труда (Ф. Иванов. 1995,1997). "Распределенность" субъекта труда в современных исследованиях психологии безопасности понимается как реальное совместное выполнение профессиональных задач деятельности микро- и макроуровня, а также идеализированная (воображаемая) со-зависимость по вертикали и горизонтали субъектов труда, структурно и функционально объединенных выполнением единого плана деятельности.
  43
  Ведущей и самой значимой рефлексией успешного "распределенного" субъекта труда при этом является коммуникативная рефлексия, которую следует представлять как правовую рефлексию. Правовая рефлексия формируется и развивается в процессе межличностного взаимодействия. Ключевым моментом в развитии правовой рефлексии является усвоение иной, отличной от собственной, позиции, которое происходит в условиях совместного осуществления деятельности, организованной в форме кооперации, управления действиями другого и т. п. Важнейшее значение при этом имеет обратная связь "зеркального характера", позволяющая человеку самому увидеть свое поведение и результаты своих манипуляций. В этих случаях рефлексия выступает в своей меж индивидуальной форме (познание себя через другого и другого через себя). Развитие правовой рефлексии в процессе ее совершенствования характеризуется возрастанием адекватности рефлексивных представлений о других, себе и ситуации межличностного взаимодействия, что выражается в повышении точности рефлексивных представлений и рефлексивных ожиданий, углублении уровня анализа ситуации, появления новых, нестандартных способов разрешения проблемных, критических ситуаций.
  Важным признаком уровня развития рефлексивной культуры личности является гармоничность ее различных типов. Под гармоничностью понимается не только наличие доминирующей направленности рефлексии, которое не подавляет, а стимулирует проявление других рефлективных содержаний, полезных для конструктивной личностной реализации, но и свободу переключения с одного типа рефлексивных проявлений на другой.
  Неадекватный уровень притязаний, проявляющийся в излишне завышенных или заниженных требованиях к себе, к другим или к ситуации в целом, приводит к неблагоприятным преобразованиям психического состояния субъекта труда (стресс, фрустрация, аутические проявления, внутриличностный конфликт и др.), которые могут спровоцировать асоциальные формы поведения или патопсихологические защитные механизмы, ведущие к нарушению правовых норм. При конкретных обстоятельствах проявления подобного рода становятся иррациональными, поскольку человек продуцирует аутоагрессию или экоагрессию, не способствующих преодолению критических ситуаций, а способствующих их усугублению.
  Адекватный уровень притязаний является "творчески" завышенным, если позволяет субъекту вслед за расширением притязаний расширять границы субъективных возможностей, актуализируя их в новых условиях деятельности. Для адекватного творческого уровня притязаний характерно обнаружение многовариантности решения задач ситуации, переход от решения частных задач к поиску и открытию более общих закономерностей развития ситуации, а в случаях появления критических факторов
  44
  ситуации к нахождению превентивных мер "защиты" ситуации и прогностике возможностей благополучных исходов критической ситуации.
  В отдельных исследованиях при анализе причин срыва нормативной деятельности человека разделяют ситуативную и индивидуальную предрасположенность к аварийным инцидентам или происшествиям (гипотеза В. Мишеля). Аналогичная предрасположенность к конфликтам и проявлениям агрессии имеется и в социальной деятельности человека. Исследовать истоки и механизмы асоциальной предрасположенности необходимо тщательно с целью разработки эффективных превентивных мер защиты человека от проявлений собственной враждебности и агрессии, от разрушения общественных правовых ценностей. Вопрос: как научить каждого человека оберегать собственное правовое пространство достойно и чтить правовые правовые пространства других людей как социальных партнеров! - самый актуальный вопрос современного развития человеческого социума, вставшего на активный и, следовательно, творческий путь искоренения индивидуальных и, тем более, массовых проявлений агрессии и терроризма. Опора на научные достижения рефлексивной психологии несомненно необходима и для формирования новой научно обоснованной правовой культуры.
  Актуальная задача современной психологической науки - это, на наш взгляд, разработка концепции правового сознания человека, как субъекта активной социальной деятельности. Именно массовое правовое сознание может стать надежным гарантом гармоничного развития всемирного человеческого социума.
  Работа выполняется при поддержке РГНФ; проект № 02-06-00250а
  ¦
  РЕФЛЕКСИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  Ф.Е. Иванов, В.В. Смолянинов, Е.М. Филиппова
  {Москва, Институт психологии РАН)
  Критическая ситуация в профессиональной деятельности, связанной с высоким риском возникновения непредвиденных обстоятельств, характеризуется необходимой ограниченностью свободы выбора действий, связанных с преодолением развивающейся неблагоприятной ситуацией. Прогнозирование возможности неблагоприятного исхода ситуации требует от субъекта деятельности максимальной сосредоточенности на сложившейся ситуации при реализации рефлексивного поведения с целью нейтрализации проблемных моментов критической ситуации.
  Произвольная профессиональная деятельность человека подразумевает владение большим репертуаром специфических навыков и умений, дос-
  45
  таточных для эффективного решения разнообразных профессиональных задач. Прежде всего, что естественно, уровень профессионализма человека - субъекта профессиональной деятельности, оценивается по успешности решений разнообразных задач в нормативных условиях с целью формирования профессионально ориентированно сенсомоторного интеллекта как единого комплекса сенсорных, моторных и интеллектуальных стереотипов, так называемых, синергиями. Решая в процессе обучения задачу си-нергетического оснащения своего деятельностного пространства человек, тем самым, автоматизирует свою оперативную деятельность, минимизируя свои либернетические ресурсы, элиминируя все избыточные степени свободы, доводя свое поведение по схеме "стимул-реакция" до рефлекторных алгоритмов. Превращаясь в хорошо организованную машину и в высоко специфический автомат, человек, конечно, не исчерпывает свои либернетические возможности и рефлексивные способности, а только реорганизует уровни управления целенаправленным поведением.
  Следующий важный этап профессионального обучения связан с развитием иинновационных навыков в нештатных условиях, когда формируется уровень тактического управления деятельностью, учитывающей изменчивость внешних условий и структуры решаемых задач. Именно здесь создаются базовые рефлексивные компоненты оценочного и сравнительного типов. Эти компоненты тоже должны быть синергичны, т.е. в достаточной мере автоматичны, чтобы обеспечивать высокий профессионализм в динамическом режиме деятельности.
  Первый тактический уровень профессиональной деятельности полезно представить в лингвистической интерпретации как уровень синтаксиса, ошибки на котором следует считать недопустимыми, поскольку такие ошибки являются наиболее фатальными и наиболее трудно искоренимы-ми, даже при хорошо развитой рефлексии. Второй тактический уровень управления, допускающий инновации, можно в лингвистической интерпретации назвать грамматическим, поскольку у него тоже имеются свои жесткие правила.
  Наиболее свободным для творчества является третий стратегический уровень управления, лингвистически адекватный семантическому уровню. Осмысление задач, проблем, целей и содержания деятельности происходит на этом уровне, с привлечением накопленного опыта и рефлексий, с генераций гипотез и фантазий. Структурирование семантико-стратегичес-кого уровня деятельностного управления и есть, по существу, главная задача психологии сознания, которое традиционно подразделяется на два подуровня: 1) собственно сознание - когнитивное пространство оперативной мыследеятельности, оснащенное вербальным аппаратом выражения мыслей; 2) подсознание - довербальное мышление образного характера, предназначенное для инициации, вынашивания и созревания идей, допол-
  46
  ненное оценочными функциями эмоционального типа. По-видимому, рефлексии играют роль функциональных структуризаторов всего сознания для организации взаимодействий когнитивных процессов.
  Свобода мышления есть главный признак высокой рефлексивной культуры человека во всех сферах профессиональной и социальной жизни. Несомненно, на успешность принятия решения в критической ситуации влияет адекватность восприятия информационных единиц ситуации и адекватность поведения с учетом изменения структуры ситуации. Кроме того, причиной принятия ложного решения могут явиться чрезмерная уверенность, или предубеждения, или тенденция принимать желаемое за действительное. Однако, искажение реального развития сценария ситуации является следствием недостаточного ее осмысления. В момент критической ситуации важно не переносить безоговорочно старый опыт в новые условия, а адаптировать его с учетом новизны ситуации, что возможно только при осмыслении ситуации и, главное, себя в данной ситуации.
  Осмысление ситуации субъектом деятельности, профессия которого связана с высоким риском возникновения ситуаций, выходящих из нормативного пространства, происходит в нескольких планах:
  во-первых, мыслительная деятельность всегда задействована на различное количество целей;
  во-вторых, происходит осознание себя как индивидуальности, обладающей определенными способностями, навыками, умениями, осознание себя как профессионала, осознание ситуации и своих возможностей и т.п.
  Поэтому можно утверждать, что рефлексия является необходимым условием формирования поведения в критической ситуации. Особенно значимо проявление рефлексии при намеренном блокировании одного из планов, которое можно наблюдать, к примеру, при возникновении внутреннего конфликта, вызванного противоречием внутренних и внешних мотивов. Так в сознании субъекта возникает конфликт между "образом профессионала" и "образом себя как профессионала", т.е. нарушается собственная профессиональная идентичность, что приводит к росту внутреннего напряжения, к так называемому эмоциональному выгоранию, а в общем итоге к срыву профессиональной деятельности.
  Одним из способов нейтрализации внутреннего напряжения при таких условиях является процесс психологической защиты. Основной целью психологической защиты является не конструктивное разрешение возникшего конфликта, а лишь предотвращение или смещение неудовольствия, диктуемого обстоятельствами сложившейся ситуации. Разрешение внутреннего конфликта, в данном случае, нарушение профессиональной идентичности, возможно при активной позиции субъекта, актуализирующего процессы рефлексивной культуры. Таким образом, рабочий процесс в критической ситуации субъекта характеризуется не только после-
  47
  довательностью мыслительной деятельности, при которой осуществляется ранжирование объектов по значимости и моделирование значимых условий, но и параллельностью процессов мыслительной деятельности, действие которых способно как усложнять, так и стимулировать адекватность реагирования на критическую ситуацию.
  Работа выполняется при поддержке РГНФ; проект № 02-06-00250а
  ПАТРИОТИЗМ КАК ЗНАЧИМАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
  СЮ. Иванова
  (г. Ставрополь, Ставропольский государственный университет)
  Смена идеологических парадигм, социальных ценностей не проходит бесследно для рефлексивных механизмов индивида и общества. Осознание новых реалий, новых общественных связей и отношений, их принятие (или непринятие) требуют напряжения душевных сил, мобилизации внутренних ресурсов и, самое главное, времени. Процессы трансформации в России связаны с глубокой модификацией системы ценностей и моделей социально-экономического поведения. За последние десять лет страна претерпела сужение географических границ, изменилось ее название и государственная символика. Все эти обстоятельства еще больше усиливают и без того высокую нестабильность социальной среды.
  В процессе адаптации к новым условиям в обществе формируется макроидентичность на основе новой системы ценностей. Однако процесс этот происходит очень медленно, так как разброс ценностей россиян чрезвычайно велик и подчас они являются полярными (общество - власть, столица - провинция, Сибирь - Центр, интеллигенция - народ, состоятельные - бедные).
  Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, любого другого субъекта, осознающего свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. В этом плане он невозможен без рефлексии.
  Лишь гражданское полиэтносоциальное общество обеспечивает историческую перспективу российской государственности. В условиях полиэтнического, поликонфессионального и поликультурного общества, где 83 % русских составляют государствообразующий народ, идея патриотизма
  48
  как социальной ценности и социального механизма в процессе формирования гражданского общества может и должна послужить альтернативой распространению националистических и космополитических настроений и сценариев.
  Сценарий глобализации и планетаризма мировой цивилизации, рассчитанный на космополитизм и атомизацию общества, исчисление духовных и культурных ценностей через денежный эквивалент противоречит логике российской истории с ее высокими духовными ценностями соборности, любви и сострадания. Сегодня явно недостаточно высказывать неприятие навязываемых россиянам ценностей западного мира, необходима реалистичная и емкая альтернатива глобализму, которая видится в обращении к патриотическим традициям российской государственности, а также глубинному пониманию рефлексивных механизмов, повлиявших на ее историю.
  ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТОЧКА КИТАЯ, США И РОССИИ
  Т.А. Иманкожоев
  (Кыргызстан, Кыргызский национальный университет им. Ж.Баласагына)
  Сегодня регион Центральной Азии вызывает не малый интерес мировых держав (Китай, США, Россия). Интересно и само название региона, отражающее специфику его развития, что обусловлено его положением среди различных цетров цивилизации - Срединная, Средняя и сегодня Центральная Азия. Отсюда значимость рефлексии над самими этими определениями региона. Не одну сотню лет Центральная Азия являлась объектом гегемонистических устремлений извне. Данные устремления основывались на ее привлекательности в сырьевом отношении, включая и человеческие ресурсы, при этом учитывался фактор отсутствия единого интегрирующего ядра, способного объединить страны региона. Рефлексивный подход может преодолеть разобщенность устремлений и целей, обусловленную спецификой цивилизационного развития.
  Стремительная и качественная трансформация Центральной Азии в один из ведущих геоэкономических и геополитических регионов мира, в эпоху глобализации побуждает уделять ей пристальное внимание таких мировых держав, как Китай, США, Россия.
  Государства Центральной Азии вступили в новый этап, при этом не представляя себе четкого пути развития. И теперь коренные преобразования привели к результату, который можно выразить мнением о том, что "Центральная Азия - это регион конкуренции ценностей".
  49
  Так, США проводят политику в регионе Центральной Азии, которая строится по схеме переустройства мира по модели Pax Americana (Паке Американа). Согласно ей, наличие многих центров силы приведет к неопределенности, оптимальным же, по их мнению, является наличие единственного сильного центра.
  Представители Китая заявляют, что они против борьбы держав и разных политических организаций в Центральной Азии, что Китай не стремится к расширению сфер своего влияния в регионе, не навязывает свою волю и взгляды его странам, но и не допустит никакой деятельности, наносящей вред суверенитету КНР.
  При реальных процессах интеграции Центрально-азиатских стран и России требуется выработка специфических подходов, которые должны зависеть от степени взаимной заинтересованности стран, от трезвой оценки конкретной экономической ситуации в каждой республике. Налаживание рациональных отношений России и Центрально-Азиатской зоны возможно только в результате целенаправленной, скоординированной политической линии динамичного и гибкого балансирования в рамках реального складывания сил в регионе с учетом интересов и возможностей.
  ОНТОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  В.В. Казаневская
  (г. Кемерово, Кемеровская государственная академия культуры и искусств)
  Исследование рефлексивных процессов [1] является новой нетривиальной задачей психологии. Расширение проблематики исследований рефлексивности делают актуальным вопрос об онтологической статусе рефлексии в составе целой психики
  Как понимается онтология рефлексивности в терминах категориальной психологии личности [2]? Какова ее функция и как она устроена? Об этом и идет речь в данных тезисах. В этой психологии рефлексия представлена в ее связи с категорией "отражение", и в категории "отражение" процессы рефлексии раскрываются в своем фундаментальном и многообразии функциональных значений. Так как система "личность" является конкретной системой, конкретно выстроенной системой, то в ней абстрактные процессы отражения имеют свой конкретный вид, форму и назначение. Конкретность и заданность построения системы "личность" названа в категориальной психологии принципом природообусловлен-ного. Общий смысл принципа природообусловленного состоит в том, что
  50
  мы изучаем систему "личность" как некую природную данность, правда, на основе восприятия в системной терминологии. Первый смысл принципа природообусловленного заключается в том, что система "личность" наделена задачей и способностью и средствами к самосохранению.
  Рефлексивные процессы имеют свой смысл в составе системы, порождаются системой и потому могут исследоваться в полном комплексе системных категорий. Положение рефлексивных процессов в психической системе, согласно обсуждаемых онтологических представлений, состоит в том, что именно способность к рефлексии является первой из тех, которыми природа наделила систему-человек для достижения им цели выживания. Человеку, наделенному целью выживания, недостаточно обладать, в частности, простой раздражимостью. Эта цель требует предвидения, а для этого - способности воспринимать информацию, анализировать ее, принимать решения и исполнять их. Эта способность - рефлексивность - и первая функция психики, именно для реализации этой способности служит психика; или, иначе, психика является способом осуществления способности к выживанию , способности рефлексии. Все дальнейшее развитие системы-человек идет по пути развития его рефлексивных способностей вместе с развитием его психики. Заметим при этом, что в целом развитие психики не исчерпывается развитием рефлексии.
  Как и целиком психика, рефлексивность (и способность и реализация), принадлежа объективному, имеет в своем составе субъективное, то есть имеет свое место в сознании.
  Отношение сознания и объективного, субъективного и объективного является центральной проблемой существования, и в этом же отношении выстроено направление возможного развития человека, так как именно здесь выстроено движущее различие системы "человек-мир". Согласно принципа природообусловленного изначально это различие выстроено в первоначальном функционировании человека, и это первоначальное функционирование снабжено своей рефлексивностью, то есть первоначальной рефлексивностью, связанной заданной динамикой со всей системой "человек-мир".
  Таким образом, онтология рефлексивности определяется положением рефлексивных процессов в составе системы "человек-в-мире", то есть рефлексия связывает человека с внешним миром и с самим собой. Эта пара, являющаяся системой или способная стать системой, имеет своими элементами систему-человек и систему-мир. Эта пара изначально задана как неравновесная, (хотя бы в механизме потребления пищи, потребности в защите и других механизмах) и это неравносвесие определяет функционирование системы-человек; это неравновесие реализовано в психике системы-человек и определяет его рефлексивные процессы данных уровней.
  51
  Подобное широкое толкование рефлексии, и особенно объективно существующая реализация рефлексии этого уровня позволяет ввести вполне научное единообразие в рассмотрение проблемы рефлексии в целом. Для этого остается применить уровневое строение окружающей реальности, то есть мира, начиная от матери младенца до всей культуры, этики, социальной системы и до всего космоса. Такое представление, с нашей точки зрения, определяет онтологию рефлексии в ее природообусловлен-ности, в ее конкретной системности. Рефлексия в определении "способность анализировать собственные мысли" может быть отнесена адекватно на соответствуюшие уровни этой общей онтологии.
  Такой критерий научности, как поверяемость (повторяемость в опыте) , для психологических исследований был сформулирован не в своем уровне, то есть не в своем уровне адекватности. Уровень поверяемости для психологических исследований, согласно оснований категориальной психологии, находится не на уровне конкретных систем, поведение которых в общем неповторимо, а на уровне самих законов; то есть не на уровне феноменов, а на уровне законов, например, законов психодинамики . Психологические законы в категориальной психологии обладают критерием научности - в частности, поверяемостью (повторяемостью). Индивидуальная же психика функционирует на основе одних, общих законов (общей теоретической основы), которые не исключают ее индивидуальности и служат для нее основой; индивидуальность при этом реализуется, в частности, в индивидуальных константах и структурах.
  Литература
  1. Лефевр В.А. Рефлексия. М.: "Когито-Центр". 2003.
  2. Казаневская В.В. Интегральная теоретическая психология личности. - Томск: Изд-во Томского университета, 2000.
  СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБРАЗА ПАРТНЕРА И ОБРАЗА РЕКЛАМНОГО СООБЩЕНИЯ У СУБЪЕКТОВ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ
  Е.Е. Караванова
  {Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
  Телевизионная рекламная коммуникации представляет собой вариант межличностного общения, то есть диалога между потребителем рекламы и ее создателем. Этот диалог отличается от непосредственного межличностного общения так называемой "разорванностью коммуникации": партнеры по общению в телевизионной коммуникации не имеют возможности прямого взаимодействия, что влечет за собой своеобразное достраивание в ментальном плане образа своего собеседника и приписывание ему опреде-
  52
  ленных качеств. По сути своей подобные образы виртуальны, но воздействие их на картину мира человека, а, следовательно, на его состояние, образ мыслей, поступки, ценностные ориентиры и пр., вполне реально.
  В рамках серии исследований, посвященных изучению представлений зрителей и рекламистов об информационно-психологической безопасности, нами была выявлена и описана категориальная структура восприятия телевизионных рекламных роликов, выполненных в разных культурных традициях (русской, американской, английской и японской). В качестве основного метода исследования мы использовали психосемантическое шкалирование, позволяющее наиболее полно - как на уровне сознания, так и на уровне подсознания выявить искомый образ. На основе уже имеющихся в нашем исследовательском арсенале психосемантических шкал были составлены две новые, по которым участникам исследования (респондентам) предлагалось оценить набор рекламных роликов с точки зрения опасного или неопасного их воздействия на телезрителей. Мы попросили респондентов оценить и эталонные образы - "идеальную" и "плохую" рекламу, что необходимо для выявления критериев хорошего/плохого вообще, имеющихся у наших испытуемых.
  По результатам факторного анализа собранных данных мы построили для каждой группы респондентов категориальную (факторную) структуру восприятия и оценки рекламных роликов.
  В группе рекламистов на первое место по значимости вышел фактор "Психологического комфорта". Качества, объединенные в данном факторе, характеризуют видеорекламу как доверительно обращающуюся к зрителю, заинтриговывающую его, доступную для понимания, вызывающую приятные ощущения и положительные эмоции. Второй по значимости фактор мы назвали "Уровень культуры". Фактор описывает рекламу, ориентированную на нормы и ценности общественной жизни. Третий фактор получил название "Тактичность". Четвертый фактор назван нами фактором "Динамичности".
  Исключительно интересен тот факт, что категориальная структура восприятия телевизионных рекламных роликов телезрителями практически полностью совпадает с категориальной структурой восприятия у рекламистов. Причем не только по содержанию выявленных факторов, но и по их значимости. Так же как и в группе рекламистов на первое место у зрителей выходит фактор "Психологического комфорта". В целом, содержание фактора сходно с таковым в группе рекламистов, однако в представлении зрителей комфортное/дискомфортное состояние при просмотре телерекламы характеризуется, в первую очередь, психофизическими и эмоциональными переживаниями. Второй фактор, "Уровень культуры", в группе зрителей включает в себя больше качеств, описывающих когнитивную составляющую рекламного творчества. Третий фактор, выявлен-
  53
  ный в данной группе респондентов, мы назвали фактором "Правдивости". Четвертый фактор - фактор "Динамичности". Для зрителей на положительном полюсе этого фактора оказываются качества, описывающие состояния расслабления, покоя, тогда как для рекламистов хорошая реклама является мобилизующей. Здесь интересно еще и то, что для зрителей состояние покоя при просмотре телерекламы ассоциируется с чем-то традиционным для нашей культуры, другими словами, быстрый темп жизни, по мнению респондентов, не характерен для русской культуры.
  Выделенные категории-факторы, по которым респонденты оценили рекламные видеоролики, по содержанию пересекаются с так называемой Большой пятеркой факторов восприятия Л. Гольдберга: 1) Экстраверсия; 2) Дружественность; 3) Совестливость; 4) Эмоциональная стабильность; 5) Интеллект. То есть, восприятие телевизионной рекламы имеет и свои специфические особенности, но принципиально не отличается от структуры восприятия человеком любого другого события или персонажа. Телевизионная реклама, предлагая зрителям новые способы формирования представлений о реальности, вторгается в область действия глубинных, сформированных в течение всей истории жизни человечества, механизмов восприятия, понимания, рефлексии, переживания.
  Как показало наше исследование, современная телевизионная реклама, вне зависимости от оригинальности идеи, национальной традиции, в которой она выполнена, уровня мастерства рекламистов и пр., воспринимается людьми в большинстве случаев как несущая в себе элемент вторжения и разрушения.
  Работа выполнена при поддержке РГНФ; проект № 02-06-00241а

<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу