<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ КАК ФАКТОР КОГНИТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СУБЪЕКТА
  А.В. Карпов, И.М. Скитяева
  (г. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г.Демидова)
  На современном этапе психология рефлексии представляет собой обширное поле теоретических и прикладных исследований, реализуемых в русле различных подходов и парадигм. С нашей точки зрения, плодотворной для исследования рефлексии как психического свойства выступает метакогнитивная парадигма, сформировавшаяся в 80х годах прошлого века на стыке когнитивной и возрастной психологии. В рамках этой парадигмы постулируется существование особого "мета" уровня познания, содержащего информацию о структурных и функциональных осо-
  54
  бенностях аналитических психических процессов и выполняющий по отношению к ним регулятивные функции. Метакогнитивная парадигма определяет рефлексивные процессы как основной механизм перехода между различными познавательными уровнями, и вместе с тем, как способность, являющуюся одной из детерминант психологической адаптации личности [4].
  Результаты многочисленных эмпирических исследований, проведенных отечественными и зарубежными авторами в русле метакогнитивной парадигмы, показывают, что рефлексия является комплексным психическим образованием, выступая и как психический процесс, и как психическое свойство, и как особое психическое состояние субъекта [3].
  В частности, исследованиях под руководством одного из авторов было показано, что, выступая в качестве психического свойства, рефлексивность имеет индивидуальную меру выраженности и может быть количественно определена с помощью психодиагностического инструмента (Карпов А.В., Пономарева В. В. Методика диагностики уровня рефлексивности). Будучи выраженной в большей или меньшей степени как способность у различных субъектов, рефлексия определяет весь "профиль" психической жизни личности: стилевые особенности познавательной деятельности, специфику построения ментальной модели мира, закономерности регуляции аналитических и интегральных психических процессов, характер и структуру социально - психологической адаптации.
  Говоря о статусе рефлексии в структуре других психических свойств, следует отметить, что по уровню своей структурной и функциональной организации рефлексию следует относить к классу общих способностей, который образуют, согласно концепции В.Н.Дружинина, интеллект, обучаемость и креативность [1]. Трехкомпонентная структура общих способностей, с нашей точки зрения, не может рассматриваться как полная и завершенная. Она не учитывает такой важный и специфический компонент, каковым являются механизмы осознания и рефлексивной регуляции. Общая структура психики - именно как общая и самодостаточная -в принципе не может быть раскрыта с необходимой полнотой без учета высшего - рефлексивного - уровня ее организации.
  Как показали результаты проведенных нами исследований, интеллект, обучаемость, креативность и рефлексивность, образуют взаимосвязанную систему, лежащую в основе когнитивной подструктуры личности и обладающую свойствами структурности и супераддитивности. При этом в структуре общих способностей можно выделить "дидактическую" (образованную интеллектом и обучаемостью) и "трансцендентную" (образованную креативностью и рефлексивностью) стороны, Каждая способность является "самостоятельной" по отношению к трем другим и базовой по отношению к боле частным способностям.
  55
  Как и три другие общие способности, рефлексивность имеет такую важнейшую характеристику, как порог. Понятие порога применяется по отношению к конвергентным и дивергентным способностям, которые рассматриваются как детерминанты эффективности деятельности. Одним из первых теорию "порога интеллекта" для профессиональной деятельности предложил Д.Н. Перкинс. Согласно его концепции, для каждого типа деятельности существует нижний пороговый уровень развития интеллекта, определяющий возможность овладения данной профессией. Успешность деятельности как бы "ограничивается снизу" - индивид не способен овладеть деятельностью, если его коэффициент интеллекта ниже некоторого интеллектуального порога, специфичного для данной деятельности.
  В отечественной психологии понятие "порога способностей" разрабатывалось В.Н. Дружининым [1]. Обобщив результаты уже существующих исследований и проведя серию экспериментальных исследований на материале учебной деятельности, автор разработал "модель интеллектуального диапазона", суть которой состоит в следующем. Верхняя граница когнитивной продуктивности личности задается индивидуальным уровнем интеллекта. Предельный уровень достижений является линейной функцией от интеллекта. Нижнюю границу индивидуальных достижений в деятельности определяет "интеллектуальный порог". Если интеллект индивида ниже определенного значения, он не может проявить минимальную необходимую продуктивность и реализовать деятельность. Таким образом, продуктивность индивида не может быть ниже определенного минимального значения, соответствующего уровню нижнего интеллектуального порога деятельности.
  Анализируя рефлексию в рамках "пороговой теории", следует отметить помимо характерного для всех общих способностей "нижнего порога", за пределами которого идет речь о психической дезадаптации, для свойства рефлексивности можно предположить наличие "верхнего" порога, за пределами которого эффективность деятельности либо выходит на устойчивый уровень, либо несколько снижается. Данная зависимость особенно ярко появляется при анализе деятельности субъект-субъектного типа, эффективность которой зависит от всех трех показателей: интеллектуальной состоятельности, личностной зрелости и коммуникативной компетентности. В результате проведенных нами исследований было установлено, что данные характеристики детерминируют максимальный уровень индивидуальных достижений в деятельности при значениях уровня рефлексивности 6-7 стенов. При заниженном уровне рефлексивности чаще имеет место невысокая интеллектуальная продуктивность и личностный инфантилизм, при завышенном - коммуникативные затруднения. Кроме того, как следует из полученных результатов, основной причиной затруднений при выполнении деятельности при завышенных значениях
  56
  уровня рефлексивности выступает нарушение отношения супераддитивности между количеством и вариативностью рефлексивных стратегий.
  Таким образом, развитая на "оптимальном" уровне способность к рефлексии определяет высокий уровень когнитивной интеграции субъекта, так как обеспечивает легкость перехода между различными уровнями познания и в то же время, выступает эффективным регулятором самой познавательной деятельности.
  Литература
  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб..Питер, 1999.
  2. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных механизмов управления. М.: ИП РАН, 2000.
  3. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. Ярославль, Аверс Пресс, 2002.
  4. Moon, J. Reflection in learning & professional development. London: Kogan Page 1999.
  ¦
  РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  Л.В. Коновалова
  (г. Ставрополь, Ставропольский государственный университет)
  Ставропольский край имеет сложную этническую структуру, на его территории проживает около 100 наций и народностей. Близость межнациональных конфликтов и воин порождает нестабильность в общественной жизни, оказывает влияние на межнациональные отношения, вносит изменения в жизнь каждого человека. В этих условиях появляется необходимость рефлексивного поиска народами края способов гармонизации межнациональных отношений.
  Важным фактором формирования и развития личности является межэтническое общение. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношение с другими людьми создает условие для целенаправленного регулирования чувств поведения, ориентации оценок. Основанные на гуманизме факторы общения стимулируют развитие положительных человеческих качеств.
  Особая роль в этом процессе принадлежит системе образования, которая закладывает основы аксиологического и праксеологического отношения к миру, налаживает рефлексивные мехвнизмы взаимопонимания, формирует логику мышления человека, отдельных социальных групп и общества в целом.
  В процесс образования включены реальные люди, имеющие и осознающие свою этническую принадлежность.
  57
  Совместная учеба и жизнь в многонациональном коллективе с одной стороны способствует формированию уважения к нациям и народностям, к их культурам, а с другой не все его члены способны правильно воспринимать ценности культуры разных народов (они им порой непонятны и непривычны), проявлять терпимость и тактичность. Отношение человека к той или иной национальности в большей степени зависит от личного опыта общения с ее представителями, с друзьями и знакомыми. Такой опыт может быть не только позитивным, но и негативным, возможна односторонность оценок абсолютизация отдельных черт в зависимости от личной симпатии и антипатии и т.д. Отсюда настоятельность подключения рефлексивных механизмов, способствующих тому, что человек ставит - хотя бы образно - себя на место другого. Особое значение имеет оценка психологического состояния людей оказавшихся вовлеченными в межнациональные трения. Эти тенденции создают возможности возникновения национальных и конфессиальных конфликтов.
  РЕФЛЕКСИЯ СУБЪЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
  Е.В. Корецкая
  (г. Курск, Курский педагогический колледж)
  Рефлексивный подход в понимании человека создает основу для раскрытия перспектив внутреннего роста, резервов индивидуального развития субъекта, разработки стратегий психологической помощи людям в профессионально значимых жизненных ситуациях.
  Согласно культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) психическое развитие человека можно представить как решение им жизненных задач (Г.С. Абрамова): личностно, социально, профессионально значимых (В.Ф. Взятышев). Решение жизненной задачи становится возможным в сотрудничестве с другими людьми. Человек как субъект избирательно формирует участников значимой ситуации своей жизни. Благодаря участию в событии Других оно (со-бытие) становится социально или личностно значимым.
  Успешное решение профессионально значимых задач становится возможным на основе культуры рефлексии субъекта. Культура рефлексии - это уровень развития самосознания, который предполагает умение понимать собственное психическое состояние, управлять им, воздействуя на себя как на другого, позволяет расширить возможности познания мира в себе и себя в этом мире.
  Вхождение в профессию связано с решением жизненной задачи выбора профессиональной карьеры. Залогом успешной профессиональной
  58
  карьеры являются степень адаптации выпускников вузов, колледжей к потребностям рынка труда, а также соответствие качества подготовки молодых специалистов требованиям работодателей (И.Г.Кухтина). С вступлением в "профессиональную жизнь" решение жизненных задач в личностно и социально значимых ситуациях переходит в разряд профессионально значимых, и, в конечном итоге, затрагивая интересы государства, в разряд государственно значимых.
  В основе выделения ситуаций, значимых для профессиональной карьеры, на наш взгляд, могут быть мотивационный и ориентировочный критерии. Мотивационный критерий определяет заинтересованность субъекта в решении жизненных задач, ориентировочный - направленность "Я" - усилий по достижению задач.
  Результаты сравнительного анализа рефлексирующего самосознания педагога
  Признаки ПЗЖС
  Вхождение в профессию Вынужденная незанятость 1. Ведущая деятельность Учебно-профессиональная Профессионально-учебная 2. Этапы профессиональной карьеры Начало карьеры Завершение начатой или начало новой карьеры 3. Отношение к жизненному пути Поиск и осознание смысла жизни, выбор жизненного пути Переосмысление и корректировка жизненного пути 4. Отношение к миру профессий Осмысление богатства самой профессии педагога и профессиональное самоопределение Переосмысление богатства мира профессии и повторное профессиональное самоопределение 5. Отношение к "жизненным обстоятельствам" Строительство "жизненных обстоятельств" Перестройка "жизненных обстоятельств" 6. Ориентация на взаимодействие Помощь и поддержка педагогов старшего поколения Самопомощь и самоподдержка (собственная активная работа души) Рефлексирующее самосознание, с одной стороны, обеспечивает внутренний рост и активность личности, а с другой стороны, осуществляет регуляцию внешнего воздействия и самоподдержку. По данным различных социологических исследований 40-46% выпускников профессиональных учебных заведений сегодня не могут трудоустроиться сразу после окончания учебы. Они не могут отрефлексировать ситуацию "по-
  59
  тери работы" и определить для себя личностно-психологические последствия незанятости, так как работу они не потеряли, а не нашли. Таким образом, ситуация профессиональной востребованности реально взаимосвязана как с ситуацией вхождения в профессию, так и вынужденной незанятостью.
  Процедура выявления новой информации, предложенная А.А.Криу-линой и использованная нами в работе с группами безработных Клуба ищущих работу города Курска, служит важным средством трудовой деятельности, доступным для применения практическими психологами, открывает большие возможности в плане развития рефлексии как самого тренера, так и участников организуемого процесса. Сравнительный анализ элементов рефлексирующего самосознания будущих педагогов в ситуации вхождения в профессию и педагогов в ситуации вынужденной незанятости позволил установить различия по ряду признаков.
  Анализ показывает, что по форме, количеству составляющих элементов рефлексия будущего педагога и безработного педагога идентична, а по ее субъективному содержанию, наполняемости и субъективной значимости этого содержания обнаруживаются существенные различия. Такие различия стимулируют по-новому взглянуть на процесс развития человека в современном обществе, его персонализацию и индивидуализацию .
  О СИСТЕМАХ, СРАВНИМЫХ С КОНСУЛЬТАНТОМ
  ПО СОВЕРШЕНСТВУ ИЛИ О БОЖЕСТВЕННОСТИ ПОЗИЦИЙ
  ИССЛЕДОВАТЕЛЯ И КОНСУЛЬТАНТА
  В.А. Королев
  {Санкт-Петербург, НП "Северо-Западный центр корпоративного управления")
  Предложенный В.А. Лефевром [1] формальный аппарат применим для исследователя, не относящегося к миру, в котором существуют персонажи X и Y, исследующие друг друга. Такая позиция была названа "позицией Бога", при этом ее нельзя считать сравнимой с исследователем по совершенству, поскольку исследователь в позиции Бога более совершенен.
  Предложенный формальный аппарат не может быть использован другими персонажами, за исключением гипотетического наблюдателя, в ситуации, для которой он заявлялся: в ситуации исследования системы, сравнимой с исследователем по совершенству. Это аппарат для запредельно совершенного исследователя - Бога.
  Какой вывод относительно различия между позициями исследователя и консультанта можно сделать из этого рассуждения, если вместо ис-
  60
  следователя Z мы предположим позицию консультанта Z (или конфликтолога Z)?
  Ответ напрашивается сам собой: поскольку консультант Z должен в какой-то момент вмешаться в ситуацию Хм Y, то его тело должно принадлежать реальному миру Т, и, в какой-то момент, оно с неизбежностью обозначится в картинах мира персонажей ХмТ.вТхмТу. Причем кроме тела Z обозначиться может и картина мира консультанта: Tz, в которой найдут свое отражение и персонажи Хм 7с их телами, и их картины мира. Единственное, чего не будет в этом спектакле - того, что в [1] обозначалось как Т - единого для всех персонажей "внешнего мира", полностью включающего их тела.
  Встает вопрос, что необходимо для того, чтобы построить аппарат, пригодный для реальных персонажей?
  Вместо "внешнего (по отношению к Богу) мира" Т, объединяющего тела персонажей, следует в качестве "внешнего (по отношению к персонажам) мира" ввести Т, являющийся пересечением миров, внешних для каждого из действующих персонажей (мир в узком смысле слова).
  Миром в "широком смысле слова", обозначаемым как Г, называется то, что в [1] обозначалось как Т- единый для всех персонажей "внешний мир", полностью включающий их тела, т.е. это внешний мир, с точки зрения Бога, не принадлежащего к этому миру.
  Кроме этого вводится понятие "границы" между "внешним" и "внутренним" миром каждого из персонажей, обладающей следующим свойством: она не является "внешней" (т.е. наблюдаемой принадлежностью внешнего мира) для данного конкретного персонажа, и одновременно является элементом "внешнего мира в широком смысле слова", наблюдаемым остальными персонажами и Богом. Она обозначена как G с индексом в скобках (например, G(x) для персонажа X), где индекс - имя персонажа, а скобки указывают на иное использование индекса, по сравнению с принятым в аппарате Лефевра: на то, что это не граница с "точки зрения" данного персонажа, а наблюдаемая извне другими участниками его граница.
  Естественным продолжением является понятие мира "в среднем смысле слова". Это значит, что каждый персонаж может наблюдать мир, включающий в себя как Т, так и наблюдаемые границы других персонажей (за исключением собственной). Этот мир можно назвать "миром в среднем смысле слова" Г(ср) и также обозначать его с индексом в скобках, поскольку каждому персонажу будет соответствовать его персональный мир Г(ср). Например, персонажу X соответствует мир в среднем смысле слова, обозначаемый как Г(х) = Т' - G(x).
  Таким образом, необходимо 1) различать "внешние миры" по типам в зависимости от способностей персонажей их наблюдать; 2) ввести поня-
  61
  тие "границы персонажа", ненаблюдаемой им самим и наблюдаемой другими персонажами.
  Граница G(x) персонажа X (признак X, наблюдаемый другими персонажами и Богом) - это "наблюдаемый" признак. Состав собственной картины мира персонажа X(внутренний мир X) - это "представляемый" признак. Ее до начала взаимодействия и коммуникации с другими персонажами могут наблюдать только сам Хм Бог.
  С точки зрения виртуального наблюдателя (Бога), участник X может быть представлен как сумма его идентифицирующих признаков, отличающих его как от мира Т, так и от других персонажей:
  Х= G(x) + Т(х)х = G(x) + Тх + G'(x)x = ( в случае 3 персонажей X,Y,Z)= = G(x) + (Т+ G(y)+ G(z))x.
  Отметим, что состав картины мира персонажа X всегда будет отличаться от состава картин мира других персонажей отсутствием в его картине мира представления о его собственной границе G(x).
  Другие персонажи представляются персонажу Хтолько в виде их границ (?(/), т.е. только в виде "наблюдаемых" идентифицирующих признаков. Аналогично, сам персонаж X представляется другому персонажу У и консультанту ZKaK G(x). В этом отличие восприятия персонажа X Богом от восприятия другими персонажами.
  Литература
  1. Лефевр В.А. Рефлексия. М.: "Когито-Центр", 2003. (Статья "Системы, сравнимые с исследователем по совершенству". С. 408-414).
  ¦
  РЕПУТАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА КАК КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ
  А.Ю. Кошмаров
  (Москва, Информационно-аналитический центр НОВОКОМ)
  Развитие информационных инфраструктур, обеспечивающих политическое общение в государстве, привело к тому, что телевизионная коммуникация приобрела решающее значение при формировании образа политического лидера в системе отношений "власть-народ". По нашему мнению, образ политического лидера имеет сложную структуру и является результирующей составляющей таких подкатегорий, как имидж и репутация. Под образом в широком смысле слова в психологии понимается "субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий" (Психологический словарь, М., 1983). Под имиджем, как правило, понимается экспрессивная, выразительная сто-
  62
  рона образа (Почепцов, 2000). Под репутацией, в свою очередь, понимается "приобретенная кем или чем-нибудь общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого или чего-либо" (С. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1975). Следовательно, образ политического лидера на телевизионном экране строится из взаимодействия формальных и содержательных характеристик. В практическом взаимодействии, как правило, категория образа подменяется категорией репутации.
  Категория репутации в политической коммуникации нами понимается как сложное полисемантическое образование, содержащие имиджевую часть и содержательную часть. Имиджевая часть представлена такими составляющими как внешний вид, репертуар невербального поведения, индивидуальный стиль речевой коммуникации. Содержательная часть включает в себя личную идеологию, миссию, личную легенду и декларируемые принципы.
  Основная работа с имиджем политического лидера в политической коммуникации, по нашему мнению, должна строиться на основе ряда психотехник, выявляющих точки личностного роста конкретного политического лидера, медиатренинга, формирующего харизматические черты публичного поведения. В свою очередь работа с содержательной частью репутации политического лидера предполагает создание концепции политической платформы, определение роли политического лидера в тех кризисных ситуациях, которые сложились в данный момент в обществе, проработку "героической легенды" становления его как политического лидера в обществе и оформление в медиасредствах основных политических принципов.
  Предлагаемая нами технология репутационного менеджмента, которая была апробирована в ряде региональных предвыборных кампаний и зарекомендовала себя с положительной стороны. В частности, мы выделяем следующие этапы в технологии репутационного менеджмента: основная цель - выстраивание и упорядочивание информационных потоков в интересах лидера; стратегия - выделение референтных групп, выстраивание моделей взаимодействия между референтными группами, диагностика существующей репутации, создание образа "идеальной репутации" конструирование новой репутации; тактика - конструирование и трансляция несущей метафоры репутации (НМР), конструирование и трансляция мифа лидера, смысловое соподчинение информационных потоков, внутренний командный PR; реализация репутационного менеджмента в предвыборной кампании: разработка информационных поводов, блокировка неблагоприятных информационных ситуаций, мониторинг, разработка и проведение PR-акций, работающих на закрепление позитивной репутации, подготовка официальных и тематических информа-
  63
  ционных материалов, налаживание личных контактов, организация внутрикорпоративных мероприятий.
  Экспериментальная работа, проведенная методом психосемантики, позволила нам выделить основные конструкты коллективного сознания электората, на основе которых строится образ политического лидера. В частности, на примере изучения московского электората, разделенного на четыре группы по возрастному и тендерному признакам (молодые мужчины, молодые женщины, пожилые мужчины, пожилые женщины, критериальный возраст - 35 лет), мы выявили следующие категории оценки образа политического лидера. В группе молодых мужчин (перечислены в порядке убывания рейтинга): Сила личности, Артистизм, Близость к народу, Этика, Искренность. В группе молодых женщин: Сила личности, Близость к народу, Этика, Артистизм, Искренность. В группе пожилых мужчин: Близость к народу, Сила личности, Артистизм, Этика, Религиозность. И наконец, в группе пожилых женщин: Близость к народу, Сила личности, Артистизм, Этика, Искренность. Содержательно выделенные категории имеют свои особенности в каждой группе. Таким образом мы выявили как сходства, так и различия в восприятии образа политического лидера разными группами электората.
  РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРАКТИКИ, ИНФРАСТРУКТУРЫ
  И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ - ОСНОВА РЕКОНСТРУКЦИИ
  РОССИИ
  Ю.В. Крупное
  {Москва, Общественное объединение "Партия Россия")
  Основное дело в России на ближайшие десятилетие - восстановление и развитие страны как мировой державы (см. Ю. Крупное. Стать мировой державой. - М., 2003). Это возможно в том случае, если мы примем идеологию реконструкции страны (представлена в разработанной и изданной фондом "Стратегия развития" аналитическом докладе "О стратегии российского развития" (М., "Русский путь", 2003)).
  Данные дело и идеология могут быть реализованы исключительно на основе принципиально новых практик и систем их обеспечения. Все попытки выстраивания реконструкции страны вокруг сложившихся и отработанных практик обречены на провал. К сожалению, анализ ситуации в армии, дипломатии, образовании, базовых отраслях промышленности и в других, буквально всех, сферах деятельности однозначно показывает их тупиковое состояние. Устоявшиеся и массовые практики, которые мы имеем в наличии в РФ сегодня, принципиально не могут быть перестроены (идеология "перестройки" конца 80-х годов), не могут быть рефор-
  64
  мированы (идеология начала 90-х годов), не могут быть модернизированы (идеология начала 2000-х годов). Существующие практики и сам тип подобных практик в лучшем случае может быть использован в качестве отдельных ресурсов для создания матрицы абсолютно новых практик.
  Какими же должны быть новые практики?
  Это должны быть практики, "вырастающие" из постановки и создания системы решения мировых проблем и организующие в совокупности эффекты мирового развития.
  Ключевой типологической особенностью данных практик является их выраженная "субъектность", представленная в наличии протообще-ственных структур - инициаторов общественного мирового развития. Данная "субъектность" с технологической точки зрения определяется рефлексией - способностью обращать сознание на само себя и на средства организации, воспроизводства и развития систем деятельности, которые и образуют практики.
  Новые практики будут отличаться конститутивным наличием в них рефлексии, рефлексивных пространств и рефлексивных процедур, их пронизанностью, образно выражаясь, рефлексивными "вакуолями".
  Такие практики мы предлагаем называть рефлексивными или Р-прак-тиками. Особое название служит задаче отличить новые типы практик для реконструкции России от практик вчерашнего отходящего в прошлое типа. (Проблематика рефлексии и её культивирования как основания новых практик представлена в работах В.А. Лефевра, Г.П. Щедровицко-го, Н.Г. Алексеева, Ю.В. Громыко, В.Е. Лепского. См. также полезную работу СЮ. Степанова "Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций" (М., Наука, 2000)).
  В частности, рефлексивными практиками являются складывающиеся в настоящее время непривычные практики качества - например, институционального качества (типа ISO), качества образования и качества жизни (наша позиция по качеству образования представлена, например, в статье "Управление качеством образования и образовательная аналитика" - http://spasem-shkolu.p-rossii.ru/8/249_l.shtml, а по качеству жизни в статье "Качество жизни - сверхиндустриализация XXI века" - http:// www.pereplet.ru/krupnov/14.htmW14 ).
  Создание новых Р-практик впервые позволит переориентировать и "поставить на службу человечеству" многочисленные ныне "пробуксовывающие" науки типа психологии и эргономики. Науки, как привычные, так и новые, станут в системе возникающих и формируемых Р-практик основой поддержки рефлексии в виде инфраструктур научно-методического обеспечения. Подобная ситуация наглядно представлена в виде популярных сегодня "мыслительных танков" (think tank), "фабрик мысли" типа РЭНД-корпорации и т.п., а также в невиданном росте значения СМИ
  65
  и медиа-систем в целом. Однако отечественные попытки создания подобных структур оказываются малорезультативными в связи с их исходной оторванностью от задач создания принципиально новых Р-практик. Не могут обеспечивающие инфраструктуры, несмотря на их гигантское значение, существовать в отрыве и безотносительно от формирования матрицы новых практик.
  Полноценной структурой государственности, реконструкции и самого существования страны является органическое единство мыслительно-научных, медиа и практико-административных структур и инфраструктур (это, например, хорошо показано на примере современной государственности США в дипломной работе А.Л. Титовой "Формирование внешнеполитической модели США" - Дипломатическая академия МИД РФ, июнь 2003 г.).
  Инфраструктуры, которые необходимы для обслуживания Р-практик мы предлагаем называть Р-инфраструктурами.
  Рефлексия является абсолютно нетехнологизируемой и совершенно спонтанной способностью. Но из этого вовсе не следует, что невозможно или не нужно создавать специально организованные пространства или формы коммуникации, в которых рефлексия получает институали-зацию.
  Одним из возможных типов такой Р-практики со своей Р-инфраструк-турой является создание мировой сети лабораторий качества жизни (ЛКЖ), которые бы на местах помогали власти, бизнесу, интеллигенции, населению вырабатывать и принимать решения в пользу улучшения жизни на данном конкретном месте.
  Именно сеть ЛКЖ является современной формой перспективной общественной жизни в России и инфраструктурной основой новой государственности, поскольку только такая сеть окажется в состоянии полноценно включать жителей территории в решение наиболее острых мировых проблем на данном месте и, в целом, обеспечивать реконструкцию страны.
  Такое включение возможно тогда, когда, с одной стороны, самые активные жители систематически обсуждают ситуацию, выявляют и формулируют главные для данного места мировые проблемы, определяют приоритеты и необходимые средства решения проблем, и, с другой стороны, когда сами эти обсуждения и полагание приоритетов и целей имеет комплексное инфраструктурное обеспечение системными кадрами, знаниями, аналитикой, экспертными системами, организационно-технологической и финансовой помощью, а также присвоением вырабатываемому решению необходимого статуса (поддержкой "сверху").
  ЛКЖ-сеть можно представить в виде множества рефлексивно-коммуникативных площадок, на которых активные и разнопрофессиональ-
  66
  ные граждане периодически обсуждают проблемы и вырабатывают решения и при этом обмениваются своими проблемами и решениями в сети федерального и мирового масштаба - т.е. в итоге, локально осуществляют мировое развитие и принимают деятельное участие в мироиза-ции (О мироизации как альтернативе глобализации см. указанные выше работы, особенно "Путь к себе" - http://www.pereplet.ru/text/ krupnov23apr02.html и наши книги "Стать мировой державой" и "Гнев орка" - последняя совместно с М. Калашниковым). ЛКЖ-сеть следовало бы формировать вокруг широкого общественного движения к мировому качеству жизни.
  Каждая ЛКЖ и окружающие её общие или профильные (безопасность, здоровье, самообразование, взаимная финансовая поддержка - кредиты помощи, взаимопомощь и пр.) кружки качества жизни станут узлами сети мирового качества жизни. В каждом кружке будет по 3-5-7 активистов, а вокруг каждой лаборатории - по 3-5-7 представителей кружков (совет руководителей кружков). Сеть ЛКЖ будет связана инфраструктурой научно-методического, аналитического, кадрового, финансового и организационного обеспечения.
  Через такую сеть будет определяться и воссоздаваться государственность в новом виде - как сетевая рефлексивная государственность XXI века1. Имело бы смысл в технологических целях обозначить новую государственность как Р-государственность.
  При правильной организации сеть местных лабораторий (кружков) качества жизни могла бы стать мощным общественным движением к мировому качеству жизни. Такое движение можно определить как ПРОТО-общественное, т.е. то, из которого вырастает новое развитое гражданское общество российско-советской традиции.
  1 Понятие сетевого государства было введено Мануэлем Кастеллсом, профессором социологии Университета Калифорнии в Беркли (США), испанцем по рождению, в работе The Rise of The Network Society (Vol. I, 2nd ed. The Information Age: Economy, Society and Culture, by Manuel Castells, Blackwell Publishers Due/Published July 2000). Эта книга является первым томом трёхтомной работы "Информационный век: экономика, общество и культура", а во втором томе - The Power of Identity, The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. II. - M. Кастеллсом, как мы уже указывали, достаточно интересно разбирается проблема идентификации и идентичности как ключевая проблема современного мира. См. также недавно переведённую на русский язык книгу М. Кастеллса и П. Химанена "Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель" (пер. с англ. А.Калинина, Ю.Подороги. Послесл. Б.Кагарлиц-кого. - М.: Логос, 2002).
  67
  ДЕСТРУКТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ИНФОРМАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  В.В.Кульба, В.Д.Малюгин, А.Н.Шубин
  {Москва, Институт проблем управления им.В.А.Трапезникова РАН)
  Человек не только создает, генерирует, перерабатывает информацию, но и подвергается ее воздействию. Информационное воздействие на глобальном уровне основано на манипулировании сознанием масс и внесении в это сознание Целенаправленной информации, достоверной либо недостоверной. Результат такого воздействия виден в нынешней России, где проявляется явная тенденция, к вымиранию и наблюдается психологический национальный надлом народа.
  Для России по выражению В.Распутина наступила эпоха за гранью жизни, естественный образ которой - Апокалипсис в Откровении Иоана Богослова.
  Каков же механизм такого воздействия? Мы называем такое воздействие информационным управлением (ИУ), под которым понимается процесс выработки и реализации управленческих решений в ситуации, когда воздействие носит неявный, косвенный характер, а объекту воздействия поставляется информация (информационная картина), ориентируясь на которую объект как бы самостоятельно выбирает линию своего поведения. Целью информационного воздействия является поведение объекта, желаемое для задающей стороны. Результат воздействия может быть примитивным, когда человек совершает неверные поступки или глобальным, когда рушится его духовный мир и утрачивается смысл жизни. Например, информационное управление в рекламе, осуществляемое поэтапно, в соответствии с формулой AIDA, являющейся аббревиатурой понятий: Attention - внимание, Intrest - интерес, Desire - желание, Action - действие.
  ИУ реализуется средствами массовой информации (СМИ) и при этом осуществляются полезные и необходимые для общества такие функции, как:
  1. Информирующая, обеспечивающая права граждан на информацию;
  2. Организующая, формирующая правила поведения;
  3. Коммуникационная, связывающая сегменты общества.
  Целью нашего изучения является деструктивная составляющая ИУ и механизм ее проявления на глобальном уровне.
  Для раскрытия этого механизма обратимся к таким известным понятиям как "Я-образ" и "Культурное ядро".
  "Я-образ" иначе "Я-концепция" человека - это сложившаяся, устойчивая совокупность его психологических установок, ценностных ориентации, чувственных наклонностей, взглядов на различные стороны жиз-
  68
  ни. В понятии "Я-образ" выделяют описательную составляющую, свойств, присущих индивиду, и оценочную, содержащую положительные и отрицательные черты собственной личности. Важно, что понятие "Я-образ" -целостная конструкция, особый эталон, через который нами воспринимается окружающий мир и наши поступки в нем. Понятно, что для непрерывных действий и оценки изменений во внешнем мире нам необходим стабильный и неизменный эталон. Вот почему у человека существуют механизмы психологической защиты, направленные на сохранение "Я-образа" в неизменном виде.
  Другое важное понятие - "Культурное ядро" общества - система моральных ценностей, нравственных установок, представлений о боге, добре и зле, героях и врагах, смысле истории и других базовых понятий. Можно считать, что культурное ядро общества - наш коллективный "Я-образ", т.е. "Мы-образ".
  Методологической основой информационного управления в значительной степени являются установки Антонио Грамши, в основе которых лежат положения о том, что для достижения стратегических целей следует действовать не в лоб, меняя базис общества, а через надстройку - силами интеллигенции, совершая "молекулярную агрессию" в сознании общества и разрушая его "культурное ядро". В результате "Я образ" каждого, доверившегося пропаганде оказывается в противоречии с созданной пропагандой виртуальной действительностью.
  Само воздействие осуществляется разнообразными средствами, главным из которых является язык.
  Люди с детства приучены смотреть на мир и судить о нем через систему упорядоченных слов, фраз, высказываний. С момента рождения ребенок воспринимает окружающий мир посредством родного языка, в котором всем предметам, явлениям, чувствам есть свои обозначения. Постепенно основные знания о мире оказываются сформулированными в языковой, словесной форме, образующей логосферу.
  Любой человеческий язык, в том числе и русский, имеет сложную грамматику, а используемые слова - разную частоту употребления и разный смысл, зависящий от контекста. Словесное информирующее воздействие отличается от обычного высказывания, в частности тем что, в нем меняется интонация и частота употребляемых слов.
  А язык, как система понятий, в которых человек воспринимает мир и общество, есть самое главное средство его подчинения. Заставить человека принять предложенные обозначения - это важный акт социальной власти.
  Система языковых приемов воздействия сложна и многогранна, а поэтому требует специального рассмотрения. Отметим лишь, что она включает в себя анекдоты и песни, фильмы и спектакли, неверные дан-
  69
  ные и искаженную логику, а также предполагает употребление особых слов, метафор, лозунгов, мифов. Некоторые выводы.
  • Всякая информация воспринимается или отвергается объектом воздействия вовсе не потому насколько она правдива или ложна. Информационная картина признается адекватной действительности, если есть доверие к источнику информации, а приводимые детали соответствуют убеждениям, установкам и знаниям субъекта.
  • Индивидуальная информационная защита человека осуществляется через его "Я-образ". Разрушение через молекулярную революцию силами интеллигенции "культурного ядра" общества ведет к разрушению "Я-образа" его граждан.
  • Человек живет не только в мире предметов и событий, но и мире языка, который для него основа основ.
  • Смена словарного состава языка может быть естественной - и тогда она отражает изменение условий жизни, либо искусственной, когда она призвана изменить жизнь, путем уменьшения ее понимания или путем более глубокого понимания, Искажения в понимании ситуации в значительной степени осуществляется посредством частого употребления эмоционально окрашенных слов, метафор, лозунгов, мифов.
  • Массовое употребление в СМИ нового экзотически звучащего слова - вероятный признак проведения большой информационной кампании, преследующий экономические и политические цели.
  • Мифы структурируют, упорядочивают нашу жизнь: героизируют или дегероизируют прошлое, объясняют или интерпретируют настоящее, формируют будущее. Искусственные политические мифы подталкивают народные массы к тем выводам, которые запрограммировали их создатели.
  • Лозунги непосредственно "задают направление" поведения, ибо в них уже присутствуют готовые к исполнению указания к действию.
  • Совокупность слов, метафор, лозунгов и мифов - вот та типовая последовательность управляющих воздействий при реализации информационного управления обществом.
  НРАВСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ ЖУРНАЛИСТА: ПРИЧИНЫ МИНИМИЗАЦИИ
  Г. В. Лазутина
  {Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова)
  Под нравственной рефлексией журналиста имеется в виду осознание им своих действий в процессе профессиональной деятельности с точки
  70
  зрения соответствия их нравственному закону1, сложившимся в обществе этическим представлениям и профессионально-нравственным ориентирам, выработанным профессиональной общностью журналистов. Фактически это процесс соотнесения личного восприятия себя как члена общества и члена журналистского сообщества с возможным восприятием всех участников коммуникативного процесса (адресатов продукта, источников информации, персонажей произведения, коллег), которое предопределяется нравственным сознанием общества и блоком этических представлений группового профессионального сознания. Ориентированный на оптимизацию деятельности и оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений, этот процесс является одним из необходимых условий не только для успешной индивидуальной деятельности журналиста и его развития, но и для совершенствования практики всего журналистского сообщества. В ситуации кардинальных общественных преобразований, переживаемых нашей страной, это приобретает особое значение.
  Между тем исследования показывают, что сегодня в сознании российского журналиста признаки нравственной рефлексии представлены минимально2. Именно с этим связаны многочисленные факты "выхода" работников СМИ за границы этического коридора, которым определяется свободное творческое пространство журналистики. Свобода творчества в таких случаях подменяется журналистским произволом - такой формой поведения в тексте или непосредственном общении, при которой оно не согласуется ни с нормами морали, ни с интересами общества. Это не только ведет к снижению авторитета журналистики как социального института, но и влечет за собой негативные последствия в жизни общества.
  Причины, вызывающие минимизацию нравственных рефлексивных процессов в профессиональной деятельности журналиста, группируются вокруг цепочки нескольких отчетливо различимых для исследовательского взгляда факторов. Исходным звеном этой цепочки является экономическое положение, в котором оказалась печатная и электронная пресса в конце XX - начале XXI века. Тот факт, что в советский период немалые доходы прессы шли в партийно-комсомольскую казну, предопределил отсутствие финансовой базы для развития журналистики в новое время. Поиски источников финансирования поставили журналистские коллективы перед необходимостью акционировать средства массовой инфор-
  1 См.: Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2000. С. 22-28.
  2 См. И.Н. Гринева. Антикриминальная деятельность прессы в осмыслении участников информационного процесса. - Гл. в дисс. "Печать как информационно-коммуникативный фактор антикриминальной деятельности общества в условиях его трансформации" на соиск. уч. ст. канд. филол. наукМ. 2003; Письменная Е.В. Этические коллизии в деловой журналистике: источники и пути разрешения. М.,2002.
  71
  мации. Тем самым начался процесс сращивания информационного производства со сферой банковского и промышленного капитала, неизбежно ведущий к экономической зависимости журналистики от крупных финансовых и промышленных структур и одновременно - к гипертрофии товарных отношений в сфере информационного производства. Главным критерием успешности деятельности стала ее доходность. Возникла ситуация, когда корпоративные интересы "хозяев" прессы оказались приоритетными для журналистских коллективов. Фактически журналистский корпус страны стал растаскиваться по другим корпорациям. Столь явные центробежные тенденции поставили его на грань выживания как самостоятельный организм, имеющий свою систему профессиональных нравственных ценностей. Даже доминантное для нравственного блока профессионального сознания журналистов представление о профессиональном долге приобрело расплывчатость, неопределенность, потеряв значение основного инструмента рефлексии.
  В таких условиях у журналиста не мог не сложиться по отношению к профессиональной этике негативный аттитюд, деформирующий нормальный процесс взаимодействия его как профессионала и со своей общностью, и с обществом в целом в лице его граждан и властных структур.
  Поиск выхода из сложившейся аномальной ситуации сопряжен с немалыми трудностями и требует серьезной научной проработки.
  ИСХОДНЫЕ ПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭРГОНОМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ
  В.ЕЛепский (Москва, Институт человека РАН) 1. Введение
  Важнейшие достижения человечества в XX веке связаны с проектированием сложнейших человеко-машинных систем: различные виды оружия, автомобильные, авиационные и космические системы, автоматизированные производства, электронные офисы, "интеллектуальные" товары широкого потребления и многие другие. Во всех разработках такого рода эргономика успешно решала задачи связанные с комплексным учетом человеческого фактора на всех этапах жизненного цикла изделий. Известно немало случаев, когда эргономический подход позволял создавать прорывные технологии, обеспечивая новое качество разработок. Более того, комплексно рассматривая вопросы организации полисубъектных отношений в процессах проектирования, внедрения и эксплуатации сложных систем, эргономика естественным образом включила в состав своих задач обеспечение саморефлексии инженерии. Сегодня мы уверенно
  72
  можем сказать, что в ближайшем окружении большинства Главных конструкторов ВПК СССР достойное место занимал ведущий специалист в области эргономики. А в ряде случаев эргономисты становились Главными конструкторами специализированных подсистем для решения задач эргономического обеспечения.
  В конце XX века эргономисты, обладая высокой культурой комплексного учета человеческого фактора и культурой инженерии, все чаще стали подключаться к решению различных задач чисто социального характера (проблемы качества жизни, методология измерения и использования человеческого потенциала, организация сообществ, проблемы информационно-психологической и общественной безопасности и др.).
  Принципиально важно заметить, что эргономика как самостоятельная область знания оказалась органично связанной с различными видами проектировочной деятельности, выходящими далеко за рамки создания человеко-машинных систем и одновременно эргономика является официальной научной областью знания, по специализации которой защищаются диссертации в психологических, биологических и технических науках.
  В XXI веке эпоха естественно-исторического экономически детерминированного развития исчерпала себя, и должна наступить эпоха целенаправленного искусственно конструируемого (неосферного) развития общества. Развитие человечества все в большей степени переходит от эволюционного к проектировочному, происходит смена доминанты парадигм: от каузального подхода (причинно-следственного) к телеологическому (целевая детерминация). Мы становимся свидетелями и участниками сложнейших процессов сотрудничества и конфликтов субъектов реализующих разнообразные социальные мегапроекты. Чтобы разобраться в сложнейших хитросплетениях полисубъектных отношений в современном мире, нужна высокая культура системного проектировочного подхода.
  "Поиск новых стратегий развития, обеспечивающих переход к постиндустриальному информационному обществу, представляет собой исторический вызов, который был предъявлен России в конце XX в." [1].
  В конце прошлого века Россия получила печальный опыт недооценки социальных мегапроектов, направленных в ущерб ее интересов. Например, последовательная реализация на протяжении 50-ти лет "не силового" (информационно-психологического) проекта направленного на развал СССР (доктрина Далласа). И вслед за ним Проект затягивания России в рыночную модель XIX века (модель "дикого капитализма").
  XXI век - это век социальной инженерии. Готова ли Россия к вызовам нового века? Сегодня явно не готова. Сегодня только намечаются собственные стратегические ориентиры развития, зарождаются субъекты развития России, формируются адекватные новым проблемам различные виды обеспечения [2,4].
  73
  В этих условиях особенно остро встает вопрос о научном обеспечении социальной инженерии стратегических Проектов.
  Разработка и использование современного научно-методического обеспечения стратегического проектирования (принятия стратегических решений) в определенной степени могли бы способствовать объективизации данных процессов их выводу из теневой политики и экономики.
  Какая область знания в наибольшей степени готова стать интегратором по отношению к широкому спектру необходимых для решения стратегических социально-проектировочных задач гуманитарных и естественнонаучных знаний?
  На наш взгляд, целесообразно становление "Эргономики социальной инженерии", которая могла бы стать системным интегратором в научном обеспечении социальной инженерии, включая задачи стратегического развития России.
  2. Актуальность для России
  Актуальность данного вопроса определяется не только сложностью проблем, но также рядом специфически российских факторов:
  Во-первых, гипертрофированно завышенной ролью личности во всех крупномасштабных российских проектах (Октябрьская революция, НЭП, построение лагерного социализма, разработка ядерного оружия, прорыв в космос, развал СССР и др.).
  Во-вторых, эпидемией болезни "бессубъектности России" [4].
  В-третьих, сложившейся сегодня в стране ситуацией, в которой явно проявляется не заинтересованность коррумпированных чиновников в крупномасштабных проектах российского развития [2]. В частности, как следствие отсутствие организаций типа "фабрик мысли" (за исключением "мастерских мысли" в области политического PR, финансируемых, как правило, самими чиновниками в интересах захвата и удержания власти).
  В-четвертых, слабая готовность научных гуманитарных и естественнонаучных элит к участию в конкретных крупномасштабных социальных проектах. У гуманитарных элит сформирована культура выявления связей и зависимостей, рефлексия состояния. Однако, практически полностью отсутствует культура поиска ответов на вопрос "Что делать?" и "Как делать?", культура социального проектирования. Более того, атрофированы ценности поиска ответов на данный тип вопроса, атрофирована рефлексия действия. Одна из причин, видимо, связана с последствиями советского периода, когда гуманитарной элите не позволительно было искать ответы на такого рода вопросы. За них все решал узкий круг лиц. У естественнонаучной элиты другие проблемы. Она легко берется за социально-проектировочные работы, создает сложнейшие модели, одна-
  74
  ко, как правило, эти модели неадекватно отражают гуманитарные аспекты проблем, а сами проектировщики в конечном итоге удивляются отсутствию заказчиков на их модели, неадекватно понимая сложившуюся ситуацию в стране. Сегодня остро стоит проблема интеграции гуманитарной и естественнонаучной элиты в рамках общей социально-проектировочной работы и создания адекватного научно-методического обеспечения.
  В-пятых, отсутствие в России областей знания и организационных структур анализирующих и обобщающих опыт стратегических проектов.
  3. Тенденции создания научного обеспечения социальной инженерии
  Философские аспекты. Развиваемые В.С.Степиным научно-философские идеи содержат классификацию исторических типов рациональности в научных исследованиях (познании):
  - классическую рациональность, когда научные исследования рассматриваются, как познание законов Природы, существующих вне человека;
  - неклассическую, когда на результаты научных исследований накладывается осмысление соотнесенности объясняемых характеристик объекта с особенностью средств и операций научной деятельности;
  - постнеклассическую, когда решается задача осмысления ценностно-целевых ориентации субъекта научной деятельности в их соотнесении с социальными целями и ценностями.
  Другими словами классическая наука исследует законы и осваивает создание и применение простых систем (примером может служить часовой механизм), неклассическая - сложных саморегулирующихся систем, постнеклассическая наука - сложных саморазвивающихся систем.
  Все внимание сегодня обращено на человекоразмерные саморазвивающиеся системы с их проблемой включения человека в сам процесс научных исследований. При этом все большее внимание уделяется этическим проблемам.
  Психологические аспекты. В последнее десятилетие в центре внимания психологии оказалась проблема субъекта. Проблема субъекта актуальна для многих общественных, гуманитарных и технических наук. В психологии она имеет свою специфику, раскрываемую с позиций субъектного (субъектно-деятельностного) подхода.
  Принципиальным для субъектного подхода является снятие противопоставления между "исследователем" и "объектом исследования". В контексте субъектного подхода появляется возможность перехода от парадигмы "субъект - объект" к парадигме "субъект - субъект", что позволяет, в частности, наметить пути преодоления определенной ограниченности естественнонаучной парадигмы.
  75
  Системообразующим механизмом для различного рода субъектов выступает сознание, которое выполняет функцию формирования внутренних представлений (образований) субъектов, регуляции действий и взаимодействий субъектов.
  Инвариантными структурами сознания (по отношению к различным типам субъектов) выступают структуры сознания построенные на основе выделения "позиционных" представлений субъектов. Рефлексивные структуры сознания являются основой для анализа информационных воздействий во взаимодействия субъектов различных типов.
  Кибернетические и синергетические аспекты. Создание кибернетики второго порядка, позволяющей расширить пространство проблематиза-ции, включив в него наряду с вычислениями и структурами рефлексивные аспекты [5], видимо, по аналогичному пути пойдет и образование синергетики второго порядка.
  Экономические аспекты. Формирование подхода "экономика, основанная на знаниях" (knowledge economy) как базового для создания не-укоемких производств.
  Обозначенные тенденции отражают базовые ориентиры субъектно-деятельностного подхода, который изначально определял основы отечественной эргономики [3].
  4. Преимущества эргономики (как потенциального лидера в создании научного обеспечения социальной инженерии)
  Ведущая ориентация на междисциплинарный подход в решении научных и практических проблем. Опора как на прошлый опыт различных областей знания и практики (крупномасштабные проекты русских кос-мистов, ноосферная идеология, тектология и др.), так и на современные научные достижения (критерии качества жизни, соотнесение рациональности и нравственности, представления об этических системах и др.).
  Ведущая ориентация на исследование и организацию неоднородных полисубъектных систем (индивиды, группы, сообщества, организации, этносы, государства, общества и др.)
  Ведущая ориентация на обеспечение конкретных проектов.
  Ведущая ориентация на многокритериальный подход в эргономическом обеспечении конкретных проектов (продуктивность, безопасность, развитие, удовлетворенность, духовность и др.).
  Уникальный опыт крупномасштабных проектов (эргономическое обеспечение автоматизации управления страной, автоматизации управления вооруженными силами и военными системами, авиационных и космических разработок, градостроительных и архитектурных проектов и др.).
  Уникальный опыт интеграции специалистов гуманитарного и естественнонаучного профиля для решения общих научных и проектных проблем.
  76
  Наличие уникальных специалистов "системных интеграторов" одновременно с высокой естественнонаучной (инженерной) и гуманитарной подготовкой, готовых к решению задач эргономического обеспечения социальной инженерии (стратегических проектов).
  5. Первоочередные задачи становления эргономики социальной инженерии
  - Формирование основных понятий, объекта и предмета новой области знания.
  - Разработка методологических, теоретических и методических основ "Эргономики социальной инженерии" как раздела эргономики, ориентированного на создание научно-методического обеспечения и практической организации среды самоорганизующихся, саморазвивающихся полисубъектных социальных систем.
  - Определение и оформление междисциплинарных отношений и связей новой области знания.
  - Консолидация и переподготовка специалистов в данной области знания.
  - Организация эргономического обеспечения стратегических проектов российского развития.
  - Координация исследований и разработок.
  - Анализ и обобщение опыта.
  Литература
  1. Степан B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996.
  2. Ипполитов К.Х., Лепский В.Е. О стратегических ориентирах развития России: что делать и куда идти //Рефлексивные процессы и управление. 2003. Том 3. № 1. С.5-27. (www.reflexion.ru)
  3. Лепский В.Е. Концепция субъектно-ориентированной компьютеризации управленческой деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1998. -204 с.
  4. Лепский В.Е. Становление стратегических субъектов: постановка проблемы / /Рефлексивные процессы и управление. 2002.Том 2.№1. С. 5-23. (www.reflexion.ru)
  5. Лефевр В.А. Кибернетика второго порядка в Советском союзе и на Западе // Рефлексивные процессы и управление. 2002.Том 2.№1. С. 96-103. (www.reflexion.ru)
  ¦
  ТЕОРИЯ РЕФЛЕКСИИ И ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ
  В.А.Лефевр
  {США, Калифорнийский университет)
  Наука о субъективном, наделяющая живое существо полостью для внутреннего мира, и наука о поведении, отказывающая ему в этом, имеют одну общую черту: организм предстает в них в своей целостности. При
  77
  этом в фокусе первой лежит отношение субъекта к самому себе, а в фокусе второй находятся отношения субъекта и среды. В течение последних десятилетий демаркационная линия между ментализмом и бихевиоризмом существенно изменилась: была создана формальная модель субъекта, одновременно отражающая и его ментальный домейн, и взаимодействие со средой. Верификация этой модели проявляется как ее экспансия в различные уже сложившиеся ветви психологи, социологии и антропологии. Однако именно бихевиоризм представляется наиболее привлекательным полем для такой экспансии. Причина лежит в его суровой внутренней дисциплине и методологической честности, позволяющих явно отделять понятое от непонятого. Оной из главных нерешенных проблем науки о поведении является закон соответствия (Matching Law), сущность которого заключается в способности птиц и млекопитающих странно, с точки зрения утилитарного здравого смысла, регулировать отношения между последовательностью реакций и последовательностью стимулов. В течение последних пяти лет было показано, что рефлексивно-интенци-ональная модель субъекта (RIMS) позволяют объяснить закон соответствия (Lefebvre, 1999,2002).
  Создание этой модели стимулировалось попыткой понять, что собой представляет феномен "морального выбора", если подходить к нему не с моралистической, а с чисто научной точки зрения. Проблема вскрытия объективных законов морального выбора волнует огромное число специалистов, от психиатров до психологов, изучающих криминальную и террористическую активность. В рамках таких исследований ментальный домейн человека должен быть представлен столь же ясно и однозначно, как поведение в рамках бихевиоризма. RIMS это особая математическая репрезентация субъекта, совершающего выбор между двумя альтернативами. Эта модель отражает два аспекта активности субъекта - утилитарный и деонтологический. Утилитарный аспект связан с практически выгодным поведением, направленным, например, на получение денег или пищи; деонтологический - с идеалистическим поведением, таким, например, как выбор между добром и злом. При этом "моральная" ориентация альтернатив может не совпадать с их утилитарной ориентацией. Например, сделка с врагом может оказаться практически более выгодной, чем договор с другом. Эти два различных аспекта связываются формализмом модели в единый процесс генерации поведения.
  RIMS является вероятностной моделью. Она предсказывает вероятности, с которыми субъект выбирает альтернативы; одна из них играет для него роль позитивного полюса, другая - негативного. Мысль о том, что выбор субъекта имеет вероятностный характер возникла в начале двадцатого века и была воплощена в нескольких теоретических моделях (Thurstone, 1927; von Neuman & Morgenstern, 1944; Savage, 1951; Mosteller
  78
  & Nogee, 1951; Bradley & Terry, 1952; Davidson, Suppes & Siegel, 1957; Bower, 1959; Luce, 1959; Audley, 1960; Spence, 1960; Restle, 1961; LaBerge, 1962; Atkinson etal., 1965). Эта линия исследований существенно изменила предшествующий взгляд на поведение как на процесс, однозначно детерминированный внешним миром. При этом, хотя были разработаны эффективные методы предсказания результатов вероятностного выбора, вопрос о его природе остался в стороне. У нас до сих пор нет ясного представления о том, все или только некоторые живые существа способны к вероятностному выбору, и как организм "узнает", с какими вероятностями он "должен" совершать выбор в данной ситуации. RIMS связывает вероятностное поведение субъекта с его ментальной сферой и позволяет сформулировать несколько новых гипотез. В рамках этой модели предполагается, что субъект перед актом выбора находится в неопределенном состоянии, которое может быть охарактеризовано распределением вероятностей выбора альтернатив. Используя квантово-механическую метафору, мы можем сказать, что субъект непосредственно перед актом выбора находится в смешанном состоянии, а сам акт выбора есть "коллапс" смешанного состояния, в результате чего субъект переходит в одно из чистых состояний. Следует подчеркнуть, что способность организма производить выбор альтернатив с фиксированными вероятностями говорит о его достаточно высоком уровне развития. Специалисты по математическому моделированию знают, как трудно создать техническое устройство, способное генерировать случайную последовательность нулей и единиц с заданной вероятностью их появления.
  Мы можем предположить, что вероятностное поведение появляется одновременно с появлением у организма ментальной сферы. Их возникновение знаменует момент "освобождения" организма от "необходимости" однозначно реагировать на внешние воздействия. Чтобы выбирать альтернативы с определенными вероятностями, организм должен каким-то образом "загрузить" эти вероятности в самого себя. Мы полагаем, что "секрет" закона соответствия как раз и заключается в том, что он отражает процесс формирования у субъекта смешанного состояния, для перехода в которое субъект перерабатывает информацию, получаемую из внешнего мира в вероятностное распределение. Представим себе, что организм голубя, крысы и даже человека не способен решить эту задачу посредством активности во внутреннем мире. Поэтому в процесс вычисления вовлекается весь организм, и "беготня" животного в экспериментах с двумя кормушками (в которых обнаруживает себя закон соответствия) есть внешнее проявление этого процесса. В результате такой загрузки вероятности субъект оказывается способным произвести мгновенный вероятностный выбор. И эта способность достается субъекту не даром. Чтобы обладать ею, его организму приходится тратить энергию.
  79
  Эксперименты с двумя ключами, в которых участвовали люди, дают основание предположить, что генерация смешанного состояния у человека также связана с моторной активностью. Эта активность может проявлять себя и в других экспериментах. Например, при оценке интенсивности стимула с помощью категориальной шкалы, карандаш испытуемого совершает колебательные движения, прежде чем делается окончательная отметка. Иногда даже трудно установить, какая отметка является финальной (например, Poulton & Eimmonas, 1985). Мы можем предположить, что эти колебания являются функциональными аналогами беготни крыс между двумя кормушками. Отметим, что RIMS объясняет не только закон соответствия, но и процесс категориального оценивания (Lefebvre, 1992). Нельзя исключить также возможность того, что у человека, при некоторых обстоятельствах, загрузка вероятностей выбора происходит посредством движения глаз. Наиболее важное отличие RIMS от прежде существующих моделей заключается в введении в нее особой переменной, которая соответствует модели себя у субъекта. Мы интерпретируем значение этой переменной как интенцию субъекта совершить выбор. Интенциональное поведение в RIMS адается условием В=1, где В- значение переменной, описывающей поведение субъекта, а I- значение переменной, соответствующей модели себя. В этом случае переменная /может быть опущена, и мы получаем модель бихевиористского типа, потенциально опровергаемую. В рамках RIMS организм субъекта стремится генерировать такую линию поведения, при которой достигается и поддерживается равенство В=1. Этот принцип генерации поведения мы называем законом саморефлексии.
  РЕФЛЕКСИВНЫЙ МЕТОД В ОЦЕНКЕ И ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  В.М. Львов, Н.Л. Шлыкова
  (г. Тверь, Эргоцентр)
  Корпоративная культура определяет эффективность взаимодействия организации с внешним миром (заказчиком, государственными структурами и т.д.), а также устойчивость финансирования самой организации. О корпоративной (организационной) культуре можно говорить с разных позиций. Чаще всего используется определение корпоративной культуры как системы ценностей, норм и правил организации, разделяемых всеми её сотрудниками. Это индивидуальная для каждой организации категория и она достаточно трудно измерима. Причём при таком определении корпоративная культура может быть очень высокой, но при этом сугубо отрицательной, если исходить из общечеловеческих ценностей. Например, если она формируется, исходя из монополистических корыстных целей с
  80
  подбором сотрудников под эти цели. А это не вяжется с применением здесь словосочетания "высокая культура". Да и само определение не ориентирует на достижение высоких идеалов.
  По нашему мнению, целесообразно рассматривать корпоративную культуру, как систему гуманистических и нравственных ценностей, норм и правил организации, совместимых с профессиональными целями и задачами. В этом случае безусловное достижение делового успеха обеспечивается за счёт современной мощной интеллектуальной поддержки без нарушения этических и моральных норм. Вот здесь уже можно говорить о разных уровнях проявления корпоративной культуры, как положительной психологической компоненты, определяющей миссию организации.
  Для оценки корпоративной культуры должны существовать свои методические подходы. В любом случае при этом будут использоваться эвристические и эмпирические процедуры, основанные на рефлексивном анализе. В процессе оценки корпоративной культуры идёт взаимная рефлексия между исследователем (И) и субъектом (С) профессиональной деятельности. Исследователь ставит себя на место субъекта и наоборот.
  Рефлексивный анализ по нашему мнению можно представить в виде последовательности следующих этапов:
  I этап
  этап
  Схема рефлексивного анализа корпоративной культуры
  I этап - представление субъектов профессиональной деятельности о своих ценностях и потребностях.
  II этап - представление субъектов об уровне реализации их ценностей и потребностей в организации. В этом случае субъект как бы ставит себя на место исследователя.
  III этап - представление истинного исследователя о критериях оценки корпоративной культуры, эвристическом механизме анализа представлений субъектов на I и II этапах.
  81
  Данная концепция была положена в основу методики-теста оценки корпоративной культуры, которая тоже включает в себя три этапа. На первом этапе осуществляется обобщение информации о результатах I этапа рефлексивного анализа, на втором этапе методики - о результатах II этапа рефлексивного анализа. На третьем этапе осуществляется эвристически-логическая обработка данных на основании данных III этапа рефлексивного анализа, проводимого исследователем. При этом рефлексивный анализ проводится применительно к семи сферам производственной среды: профессиональной, организационной, коммуникативной, креативной, социальной, материальной и этической.
  СИНЕРГЕТИКА, РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, НАУЧНЫЙ МОНИТОРИНГ
  Г.Г. Малинецкий
  {Москва, Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН)
  Многие проблемы государственного управления современной России носят психологический характер и имеют непосредственное отношение к теории рефлексивного управления. О том, что проблемы есть, свидетельствуют:
  - недопустимо низкий процент реально выполняемых решений Администрацией Президента РФ (ряд отечественных экспертов оценивают долю выполняемых решений в 5%, ряд зарубежных в 2%);
  - неспособность в течение многих лет реформ перейти от отраслевой к функциональной схеме управления (в планируемой административной реформе эта проблема по существу и не ставится);
  - неспособность осуществить провозглашенный более 5 лет назад переход от стратегии ликвидации и смягчения последствий бедствий катастроф и кризисных явлений к стратегии прогноза и предупреждения;
  Анализ деятельности ряда государственных структур показывает, что их работу крайне затрудняет:
  - отсутствие оперативной достоверной информации, необходимой для предупреждения чрезвычайных ситуаций и нестабильностей в природной, техногенной и социальной сферах;
  - отсутствие представлений о стратегии развития и об ориентирах, по которым можно было бы судить о результатах деятельности государственного аппарата;
  - отсутствие общего блока знаний и навыков - своеобразного управленческого минимума, необходимого для полноценной работы в системе государственного управления (Работа со слушателями Российской ака-
  82
  демии государственной службы при Президенте РФ показывает, что большинство чиновников, проходящих переподготовку, не знает, что 2/3 территории России лежат в зоне вечной мерзлоты, каково место страны в мировой экономике и т.д.);
  - отсутствие должного облика государственного аппарата (прошлого, нынешнего и будущего) в общественном сознании;
  Системный кризис, переживаемый Россией, заставляет сделать многие процессы в стране наблюдаемыми и прогнозируемыми. Чтобы быть управляемой, система должна быть наблюдаемой. При этом особое внимание должно быть, естественно, уделено опасным явлениям и процессам, кризисам в различных сферах жизнедеятельности страны и тому глубокому системному кризису, в котором сейчас находится Россия. Кризисы могут и должны стать предметом научного исследования, компьютерного моделирования, прогноза и мониторинга.
  Группа 10 академических институтов во главе с Институтом прикладной математики им. М.В. Келдыша выступила с инициативой создания национальной системы научного мониторинга. Этот проект был поддержан МЧС России и нашёл понимание в стенах Государственной Думы.
  Система научного мониторинга в концептуальном и методическом плане опирается на теорию самоорганизации или синергетику и на рефлексивное управление.
  Синергетика, как её определил Герман Хакен, является междисциплинарным подходом, исследующим свойства сложных систем, которыми не обладают составляющие их подсистемы (то есть спонтанно возникающие свойства целого, которыми не обладают части). Кроме того, этот подход имеет дело с объектами, отношениями, свойствами, характерными для нескольких научных дисциплин, поэтому его разработка требует участия исследователей из разных областей.
  Разработка системы научного мониторинга требует не только концептуальных представлений, методов и моделей, а технологии. Эту технологию естественно назвать системным синтезом. Системный анализ, как методология делал акцент на выделении исследовании и эффективном использовании системных свойств объекта (откуда анализ - дробление, расчленение). В то же время системный синтез основное внимание уделяет:
  - задачам, которые не могут быть решены в рамках одной научной сферы и требуют взаимодействия с системами мониторинга и управления (отсюда синтез - объединение, обобщение, создание);
  - исследованию и использованию различных сценариев саморазвития и самоорганизации сложных систем;
  - развитию и использованию направлений и методов на стыке далёких, в рамках традиционной науки, областей (математическая психоло-
  83
  гия, теоретическая география, историческая механика, мировая динамика и др.).
  Рефлексивное управление имеет принципиальное значение для системы научного мониторинга по многим причинам.
  * Такая система, будучи создана, делает многие процессы в экономике, техносфере, обществе, массовом сознании наблюдаемыми. Это само по себе меняет общественное сознание и также делает общественные процессы в гораздо большей степени направляемыми, чем в настоящее время.
  * Система научного мониторинга может стать важным фактором, стабилизирующим и упорядочивающим многие процессы в общественном сознании. ("Прозрачность" для руководителей и отчасти для общества в целом угроз в природной и техногенной сферах, альтернативных стратегий и политик, возможностей прогноза, позволяет во многих важных случаях психологически быть "взрослым", а не "ребенком" и оценивать ответственность многих решений, связанных с выполнением профессиональных обязательств и с гражданской активностью. Близкое воздействие в идеале должно оказывать "электронное правительство" на общество).
  * Факты, версии, сценарии, прогнозы, будучи обнародованы, меняет траекторию развития общества. Эта обратная связь, часто называемая " эффектом Эдипа" может быть использована и во зло, и во благо. Поэтому важным блоком системы должен стать блок прогноза реакции общества на информацию, связанную с научным мониторингом.
  * "Рефлексивный блок" также необходим, чтобы осуществлять мониторинг и анализировать возможности управляющей системы по прогнозу и предупреждению бедствий и катастроф в стране. В зависимости от этих возможностей, методы информационной поддержки и, тем более, информационного управления должны быть различны.
  * В сложившейся устойчивой эффективной социальной структуре основным потребителем прогнозов и информации, представляемых системой, естественно, должны быть лица, принимающие решения на стратегическом уровне. Однако в условиях кризиса зачастую появляется необходимость знакомить с результатами анализа и прогноза другие эшелоны управления или широкие круги. Естественно определить это, опираясь на теорию рефлексивного управления.
  Подводя итог, можно сказать, что создание национальной системы научного мониторинга является важным элементом в реализации стратегии устойчивого развития России. Рефлексивный блок представляется крайне важным элементом в структуре этой системы.
  Литература
  1. Владимиров В.А., Воробьев Ю.Л., Малинецкий Г.Г. и др. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. - М.: Наука, 2000.
  84
  2. Капица СП., Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего/ 3-е издание. - М.: Эдиториал УРСС, 2003.
  3. Малинецкий Г.Г., Курдюмов СП. Нелинейная динамика и проблемы прогноза// Вестник РАН. 2001. Т. 71, № 3. С. 210-232.
  4. Малинецкий Г.Г., Осипов В.П., Львов Д.С. и др. Кризисы современной России: Научный мониторинг// Вестник РАН. 2003. № 7. С. 579-593.
  5. Малинецкий Г.Г. Сценарии, стратегические риски, информационные технологии // Информационные технологии и вычислительные системы. 2002, № 4.С. 83-108.
  Работы поддержаны РФФИ (проект № 03-06-80298).
  МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТУЮЩИХ ГОСУДАРСТВ

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу