<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  118
  В таком случае конфликт проектов можно представить схемой рис.2 Как и любой субъектный конфликт, межпроектный конфликт может иметь когнитивную составляющую. В особенности это относится к исследовательским и личностным проектам.
  На практике взаимодействующие проекты могут находиться на разных стадиях развития. Частным случаем рассматриваемого конфликта является системный конфликт между проектом и порождающей его организацией. Организация построена на ценностях сохранения (частный случай проекта: скорость развития равна нулю), а проект на ценностях развития (успех его есть его абсолютное исчерпание).
  Рис. 2
  Дополнительные возмущения в процесс взаимодействия проектов с его окружением вносит креативность человеконаселенных структур [8].
  Организация, как правило, представляет собой конгломерат редуцированных мифов. Здесь под мифом понимается устойчивая самовоспроизводящаяся система в пространстве, включающем внутренний мир (индивидуальное сознание и личностное бессознатенльное) и внешний мир человека. Миф является формой организации опыта взаимного употребления человека и социума, той "клеткой", проекции которых в их множестве воспринимаются нами как культуры и другие длительно существующие феномены социума. Главным отличием мифа от прочих системных сущностей введенного указанным образом интегрального
  119
  мира является замкнутость траектории гетероморфного мифообразую-щего процесса.
  Литература
  1. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Советское радио, 1973.
  2. Таран ТА. Анализ и моделирование когнитивных конфликтов. Труды 2-й международной конференции "Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC2002)". Москва, 4-6 ноября 2002 г., Т.2, М.: Институт проблем управления РАН. С. 96-109.
  3. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. М.: Экономика, 2001.
  4. Балашов В.Г., Заложнев А.Ю, Новиков ДА. Проблемы управления организационными проектами. Труды 2-й международной конференции "Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC2002)". Москва, 4-6 ноября 2002 г., T.I, M.: Институт проблем управления РАН. С. 116-124.
  5. Кабицын А.В., Коврова О.Е., Козырева МЛ. Структуризация знаний в рамках активного проектирования. Труды 2-й международной конференции "Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC2002)". Москва, 4-6 ноября 2002 г., T.I, M.: Институт проблем управления РАН. С. 149-154.
  6. Щедровицкий Т.П. Организация. Руководство. Управление. (Оргуправленчес-кое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций / из архива Г.П. Щедровицкого. Т.4). М.: "Путь", 2000.
  7. Реут Д.В. Управление проектами как аспект корпоративной культуры. Материалы встречи ODN 26 ноября 2002 года. Москва. М.: Московская сеть консультантов по организационному развитию (Organization Development Network), 2002.
  8. Реут Д.В. Креативные структуры. Рефлексивные процессы и управление. Тезисы третьего международного симпозиума. 8-10 октября 2001, М: Институт психологии РАН. С. 161-163.
  АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИЗМА
  Л.Г. Свитич {Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова)
  Целесообразно рассматривать ценности как порождение исходных позитивных смыслов-сущностей, которые проявляются на всех уровнях информационных полей: от уровня человечества как социоприродной общности (метаинформация) через планетарный (мегаинформация) и существующий в рамках определенного общества, страны (макроинформация) до конкретных текстов (миниинформация). Таким образом, информация постепенно как бы проявляется из первоначальных номоно-логических смыслов-логосов в процессе феноменологизации.
  Журнализм имеют дело с фактами, ситуациями, явлениями, процессами, социальными общностями и личностями, их отношениями, идеями и т.п. Но их сущность, ядро, основной смысл журналистами могут быть поняты и отражены и верно, и с определенной долей приближенности к
  120
  истинному толкованию, и искаженно, весьма далеко от первоначального смысла.
  Каждый уровень социальной организации привносит свои смыслы, свои шумы и негативы в эту систему. Процесс этот естественный и объективный, потому что в ходе освоения смыслов происходит превращение их в значения или понятия, то есть в схематический обобщенный образ факта или явления в нашем сознании, перекодировка его. Человечество и человек с процессе своего развития, во все увеличивающейся способности к самостоятельному существованию в сложном мире имеет возможность выбирать из нескольких вариантов перекодировки исходных смыслов. Не удивительно, что часто люди выбирают не самые верные значения и решения. Это может быть связано с гносеологическими проблемами, с человеческой способностью мышления или интуитивного постижения истины, с социальными, национальными менталитетными традициями, особенностями и предрассудками, выбором более легких и доступных путей и способов решения мыслительных и реальножизненных проблем и т.п.
  Но так же верно и то, что система обучения, воспитания, культура и, конечно, журналистика имеют возможность нивелировать, сводить к минимуму негативные влияния, пытаться возродить первоначальные сущностные смыслы фактов, явлений, процессов. Однако реалии таковы, что современный журнализм тем более в наше время и в нашей стране, где идет перестройка всего социального организма и поиск новых путей развития (часто ошибочных), еще более усугубляет ложные трансформации исходных позитивных смыслов тем, что продуцирует антисмыслы и антиценности, или по недопониманию, или из эгоистических коммерческих побуждений.
  Чтобы уяснить суть ценностей и антиценностей, которые важно учитывать современному журналисту в своей работе, попытаемся классифицировать исходные смыслы и их возможные негативные трансформации-антисмыслы на разных уровнях информационных полей.
  На метауровне социоприродной информации исходные позитивные смыслы порождают необходимость гармоничной связи человеческой цивилизации с природой, ее оптимальным существованием во Вселенной, с исходными, истинными ценностями человека как социоприродного существа. Антисмыслы - это дисгармония с природой, стремление властвовать над нею, экологическая неравновесность, преувеличение роли мистических, эзотерических феноменов.
  На мегауровне глобальной информации исходные ценностные смыслы связаны с оптимальным, бескатастрофным, позитивным развитием человечества как планетарной системы, с пониманием неизбежности интеграции и взаимопонимания разных наций и народов на основе гуманитарных
  121
  ценностей, сохранение целостности планеты как жизнеобиталища человечества. Противоположными антисмысловыми будут эгоистические национальные, социальные, политические интересы, ведущие к разобщению, розни, вражде, войнам и конфликтам, возвеличению одной из наций или стран за счет других, территориальные, национальные, духовные, религиозные притязания на лидерство в ущерб другим странам и народом.
  На макросоциальном уровне высшие смыслы связаны с осознанием социальной целостности отдельных стран, наций в рамках человеческой цивилизации, оптимальным функционированием конкретной социальной общности, ее бескризисным существованием на основе сочетания национальных интересов с общепланетарными, общечеловеческих гуманитарных ценностей, гармоничного сочетания духовного и материального развития стран и их народов. Антиценности на этом уровне - это эгоистические притязания социальных общностей внутри социума, групповые пристрастия и корпоративные интересы, которые идут вразрез с интересами страны, разрушают ее целостность, мешают оптимальному развитию страны и народа, разрушительные конфликты, отсутствие взаимопонимания.
  И далее на всех остальных уровнях социальной организации и информационных полей вплоть до миниуровня - соотнесение сущностных смыслов-ценностей и антисмыслов-антиценностей показывает, что позитивность всегда связана с оптимизацией жизнедеятельности социальных субъектов, с их взаимопониманием, взаимопощью и повышением уровня духовных, гуманистических ценностей, а негативность - с разрушающими, эгоистическими, корпоративными притязаниями в ущерб другим общностям, с конфликтностью, необоснованными претензиями на расширение зон влияния, разрушительными тенденциями пессимизации и нигилизма, крайнего индивидуализма, потребительства в ущерб созидательным тенденциям, с различными патологиями и пороками.
  Таким образом, на уровне конкретных журналистских текстов (микро- и миниинформация) должны в снятом виде как бы присутствовать смыслы-ценности всех информационных уровней, вплоть до самого высокого, сущностного.
  СМИ, СОХРАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК
  В.А. Севастьянов
  (Москва, НИИКОРТ)
  1. Электронные средства массовой информации и прежде всего телевидение, глобальная компьютерная сеть Интернет, массовая видео-, аудио-и мультимедийная продукция, компьютерные игры и программы облада-
  122
  ют беспрецедентной силой воздействия на массы людей. В условиях интенсивной информационной глобализации они могут способствовать решению гуманитарных проблем культурного, интеллектуального и социально-экономического характера. Однако все больше
  2. Особенность применяемых СМИ, прежде всего электронными, психотехнологий позволяет легко управлять массовым сознанием и поведением. Технологии Глобального Информационного Общества становятся идеальной средой для применения информационного оружия, средством достижения геополитических целей. Применение психотехнологий и информационного оружия состоит в их относительной дешевизне, а их применение трудно поддается определению и то, преимущественно по наступившим последствиям.
  3. Почти полная утрата государственного контроля за теле- и радиоэфиром позволила трансформировать зачастую единственное на территории России доступное людям средство приобщения к культуре, источнику объективной информации о деятельности государства и его органов власти в средство рекламы шоу-бизнеса и сомнительной продукции, инструмент недобросовестного PR. Используемые в средствах массовой информации, особенно электронных, формы представления информации весьма пагубно отражаются на культурном и интеллектуальном уровне людей, на их нравственном, психическом и физическом здоровье.
  4. Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения примерно 400 млн человек во всем мире страдают от расстройств здоровья психического и психосоциального характера, в Российской Федерации эти недуги поразили около 10 млн человек. В мире на сегодняшний день внимание уделяется проблемам туберкулеза, СПИДа, раковых заболеваний, но ошибочно замалчиваются вопросы психического здоровья. По неофициальной статистике, каждый второй человек сталкивается с проблемами такого характера, и даже в развитых странах только 50% случаев психических заболеваний диагностируется. Наблюдается высокий рост суицидов, довольно высок уровень наркомании и алкоголизма, особенно среди молодежи. Одной из главных причин называется негативное информационное воздействие.
  5. Фактически уже сейчас большинство развитых стран мира нуждается в принятии программ психологической реабилитации населения и его адаптации к условиям информационного века. Особенно актуальна эта задача для России, где массовое приобщение граждан к новым информационным технологиям произошло в очень короткие сроки, нало-жилось на период динамичных, взрывных перемен в социально-экономической и политической жизни.
  6. Разработка и особенно реализация государственной политики в области электронных СМИ стали в настоящее время важнейшей и одной
  123
  из самых насущных проблем для всех государств мира и особенно России. Чрезвычайная сложность и актуальность этой проблемы заключается в необходимости сбалансированного разрешения противоречия между одновременным обеспечением информационного развития и информационной безопасности, с одной стороны, и узко отраслевыми подходами при решении каждой из обозначенных задач и их частей.
  Неуклонно возрастает необходимость регулирования деятельности СМИ в связи с усилением негативных последствий однобоко и ложно понимаемой сущности свободы слова и свободы совести, коммерциализации СМИ, вызванной отсутствием их экономической независимости, содержательно не согласованной по вертикали и горизонтали нормативно-правовой основы регулирования деятельности СМИ, отсутствия независимого объективного контроля.
  7. Одним из главных факторов осложняющих регулирование деятельности электронных СМИ и контроль за ней выступает сопротивление части общественности, воспринимающей их как покушение на демократические права и свободы граждан. Этой частью общественности, представляющей преимущественно интересы, политических и коммерческих группировок контролирующих СМИ, деловых кругов сферы информационного коммуникационного бизнеса, лоббирующих эти интересы государственных и общественных деятелей, еще не осознается степень опасности вызова и угроз информационной глобализации, игнорирующей необходимость защитных мер безопасности информационной, психологической и биогенной.
  8. Опасность проектов информационной глобализации - в неявности самой угрозы на фоне провозглашенных гуманистических целей глобализации. Истинные цели информационной глобализации скрываются и мотивированы теми же гипертрофированными потребностями лидеров социумных групп, стремящихся определять политику государств и подчинить себе народы мира. Путь к достижению этой цели - создание коммуникационной среды, способной доставлять "информационное оружие" и в сознание широких масс людей, и индивидуально для устранения или нейтрализации конкурентов. Реализация этих проектов на начальном этапе направлена на достижение промежуточной цели - экономическое укрепление клана олигархов сферы ИКТ и высоких технологий как соци-умной группы, вытеснение клана олигархов сырьевой и перерабатывающей отраслей экономики с позиций, позволяющих определять политику.
  Борьба между кланами олигархов проявляется и в действиях международных террористических организаций, которые ведут подготовку к проведению широкомасштабных операций в сфере информационных технологий. Наиболее уязвимыми перед применением информационного оружия, скрытным навязыванием поведенческих установок, разрушаю-
  124
  щим психосоматическим и мутагенным воздействием случайных артефактов окажется наиболее интеллектуальная часть населения государств с развитой коммуникационной инфраструктурой.
  9. Вхождение России в глобальное информационное общество без принятия параллельных действенных мер, делающих невозможным использование информационных и психических технологий манипулирования сознанием или скрытным внедрением поведенческих установок, активизирует основные механизмы разрушения субъектности государства, ликвидации независимости экономических субъектов России, понижению ее интеллектуального потенциала, "перехвату" государственного управления лидерами иностранных олигархических социумных групп.
  Предотвратить превращение СМИ в инструмент экспансии шоу-бизнеса и информационной продукции сомнительного содержания, агрессии разлагающей низкопробной продукции, все больше замещающих ценности истинной культуры и духовности, не допустить трансформации современных цифровых информационных и коммуникационных технологий в среду распространения информационного оружия - важнейшая и безотлагательная задача.
  Промедление в решении этой задачи чревато не только переделом мира в ближайшем будущем и утратой индивидуальности каждым человеком на Земле, но и гибелью биосферы. Обеспечение собственной сохранности, в прямом и переносном смысле, каждого индивида в российской общности и государства в целом зависит того, будет ли принят и реализован в ней рефлексивный способ жизнедеятельности. На уровнях государственной и региональных общностей это возможно лишь при выполнении трех необходимых условий:
  - согласии и сотрудничестве гражданского общества с органами власти всех уровней;
  - беспристрастности представляемой населению информации средствами массовой информации и плюрализме всех значимых точек зрения;
  - исключении возможности использования любых и особенно скрытных манипулятивных психотехнологий и вредных артефактов в информационных и коммуникационных системах.
  ¦
  РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
  А.А. Сейтов
  {Москва, Институт системного анализа РАН)
  Научный менеджмент на пути своего развития к середине XX века преодолевает важный рубеж: из "машинного" (механистического) века он вступает в "системный". Сравнение системной динамики и системной
  125
  политики позволяет поставить принципиальный вопрос: что мы должны понимать под управлением - только оптимизацию ресурсов (контроль) или также расширение социальных возможностей, т.е. развитие (социальное развитие, включая развитие способности управлять). Плодотворное значение при этом имеет социокультурная модель системы, позволяющая различить культуры и идеологии, определяющие в свою очередь характер управления.
  Со стороны науки управления за последние два-три десятилетия были сделаны самые существенные шаги. Развивающаяся деятельностная парадигма менеджмента исходит из того, что микро и макро подходы суть не две различные сферы социального исследования, а две оси по которым должна развиваться наука управления, образуя "пространство" подходов, школ, концепций: вертикальную ось эволюции теории управления назовем "от простых задач к трудным", а горизонтальную - "от простых задач к сложным".
  Двигаясь по вертикальной оси, мы имеем дело с традиционно-пони-маемой сложной динамической системой; по горизонтали - вступаем в "сложный" мир множества объектов, множества "организационных порядков". При этом речь идет о выходе за рамки "чистого" исследовательского, или научного, подхода и обращении к деятельностному подходу.
  Деятельностный подход рассматривает процесс управления как сугубо смыслопорождающий, творческий, во многом интуитивный акт. Оптимизационные операции (формальные, расчетные) играют в этом акте лишь вспомогательную роль, и даже их использование - во многом продиктовано неформальными соображениями. В этой связи приобретает совершенно новое значение проблема человеческих ресурсов.
  Эту проблему предлагается рассматривть в двух срезах: общественно-политическом и хозяйственно-управленческом. В результате можно сформулировать следующие признаки новизны в характеристике человеческих качеств в конце XX века с учетом как универсальных, так и специфических изменений:
  - субъективизация человека, освобождение от патерналистской опеки государства, осознание своего человеческого потенциала;
  - развитие способностей ответственного поведения в условиях неопределенности, готовности к риску, поведения с опорой на собственные силы ("Не обвиняй сильного в своей слабости");
  - готовность к самообучению, развитию творческого потенциала; освобождение от стереотипа "враг снаружи"; умение разрабатывать альтернативные жизненные стратегии;
  - стремление к солидарному поведению в условиях многообразия и конфликтности представлений, освоение правил "игр с ненулевой суммой";
  126
  - освоение новых общепланетарных ценностей; "Мыслить глобально, действовать локально";
  - приобретение новых знаний и квалификации в "рыночной" и "информационной" областях;
  - социально-психологические навыки работы в "плоских" структурах, многокультурной среде, в командах;
  - выработка новой этики делового сотрудничества.
  В качестве инструментального оснащения выступает концепция организационного развития, в особенности ее поздняя модификация "обучающейся организации", которая базируется на следующих пяти постулатах о качестве организации: системность мышления, персональное мастерство каждого члена организации, признание важности понимания ментальных структур, т.е. базовых представлений каждого, "разделен-ность" этих представлений в организации и командное поведение. Есть все основания утверждать, что концепция организационного развития предполагает существенно иное представление о работе с персоналом, чем традиционный менеджмент.
  ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА
  И.Н. Семёнов
  {Москва, Государственный университет - Высшая школа экономики)
  Творчество - не только одна из ведущих ценностей современной культуры, но и важнейший фактор научно-технического прогресса и социального развития в целом. Отсюда неизменный интерес к проблематике психологии и философии творчества, к методологии и технологии его изучения и развития.
  Отсюда видно, что хотя категория рефлексии так или иначе всегда учитывались в фундаментальных философских изысканиях и психологических исследованиях в качестве одного из объяснительных принципов духовного бытия человека, однако, выделение ее в качестве специального предмета научного изучения происходит под влиянием прикладной проблематики, связанной как с философско-метолологическим, так и с психолого-педагогическим обслуживанием науки, образования, проектирования, техники, управления. Наиболее ярким выражением этого является практика, с одной стороны, рефлексивно-методологического консультирования решения научно-социальных инженерно-психологических и эргономических проблем {И.С. Ладенко) специалистами в области освоения и развития интеллектуально-коммуникационных сис-
  127
  тем, а, с другой - рефлексивно-психологической экспертизы и развития творческого потенциала человека, а также организации игровых способов интенсивно-группового обсуждения научных и прикладных проблем (Ф.Е. Иванов, М.И. Найденов, СЮ. Степанов и др.).
  Важным достижением рефлексивной методики является, например, категориально-понятийная технология анализа и построения концептуальных схем деятельности (Н.Г. Алексеев), а рефлексивной психологии - выделение таких механизмов творчества, как интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная, экзистенциальная, кулыураль-ная рефлексия (И.Н. Семенов) и разработка содержательно-смысловых способов культивирования экзистенциальной, мыслительной и игровой рефлексии.
  Поставленная И.Н. Семеновым и СЮ. Степановым (1984) проблема типологизации рефлексии решалась через ее дифференциацию на рефлексию интеллектуальную (Алексеев, Давыдов, Зак), личностную (Гутки-на, Столин), коммуникативную (Лефевр, Машбиц), кооперативную (Щед-ровицкий, Тюков) и экзистенциальную (Достоевский, Бахтин). Наиболее разработаны психологические представления о механизмах рефлексии интеллектуальной (дифференцирующейся на такие ее виды, как рефлексия экстенсивная, интенсивная, конструктивная); личностной (ее виды: ретроспективная, ситуативная, перспективная): коммуникативной (эм-патийная, проективная, игровая); кооперативной (фиксационная, адаптационная, ролевая, коррекционная, организационная); кулыуральной (историческая, социальная, экологическая, философская, методологическая); экзистенциальной (эгоцентрическая, герменевтическая, аксеологи-ческая, этическая, эстетическая, мировоззренческая). Проведение и обобщение рефлексологических исследований обеспечит уточнение и развитие намеченной типологии рефлексии.
  Так изучение роли рефлексии в организации творчества привело нас к трактовке рефлексивности как противоречивому единству негативно-разрушающих предпосылок творческого мышления и конструктивно снимающих их позитивно-созидательных смысловых регулятивов творческого процесса. Поэтому, рефлексивность заключается как в осмысленности деяний человека в контексте его существования (путем замыкания всех актов поведения и деятельности на ценности целостного самовыражения и самореализации "я" в культурно-символическом пространстве социального бытия), так и в осознанности действий и процедур путем размыкания человеком своего поведения и деятельности на их основания и средства, которые постоянно развиваются в ходе общественно-исторического прогресса, совершенствуются и создаются в процессе индивидуального и группового творчества. Исследование психологических механизмов творчества вскрывает помимо таких структурных компонентов рефлексивности, как
  128
  сознательность и осмысленность, также еще интуитивность и установоч-ность Поскольку проблема организации творчества в практическом аспекте заключается в создании условий для такого технологического управления креативным процессом, которое эффективно привело бы к инновационному результату, то построение рефлексологических оснований рефлек-сики предполагает процессуально-результативный анализ компонентов рефлексивности. В рамках созданного нами системно-смыслового подхода к творческому мышлению (Семенов, 1973) эта процессуально-результативная методологическая характеристика рефлексивности нуждается в специальной содержательно-смысловой интерпретации.
  Существенную роль в комплексном изучении творчества человека играет психологическое исследование проблемы развития и реализации творческого потенциала человека. Отправным пунктом методологического анализа этой проблемы может служить ее рассмотрение сквозь призму категориальной оппозиции "потенциальное актуальное". Актуальное проявние творчества является моментом реализации уже накопленного потенциала наличных творческих способностей, который в свою очередь служит предпосылкой их дальнейшего развития. Тем самым, в общем виде, творческий потенциал трактуется как творческие возможности человека, становление которых представляет собой их существенное развитие, а раскрытие - симультанную реализацию. Психологический анализ специфики творческого потенциала предполагает использование категориальной оппозиции "естественное - искусственное". Причем оба процесса - сукцессивное развитие творческого потенциала и его симультанная реализация могут рассматриваться как в естественной модальности "стихийного", гак и в искусственной модальности "управляемого, организуемого".
  В первом случае оба процесса осуществляются естественным, спонтанным образом, как бы сами по себе: развитие творческого потенциала носит стихийный характер, а его реализация осуществляется спонтанно. Во втором напротив, велика роль специальных внутренних усилий субъекта и целенаправленных внешних организующих и управляющих воздействий. В силу этого искусственного вмешательства в естественное существование творческого потенциала обеспечивается управление обоими процессами. Стихийное развитие творческого потенциала приобретает более оптимальные формы и виды, а его спонтанная реализация осуществляется более эффективными путями, определяемыми состоянием как психологических знаний о творческом потенциале, так и базирующимися на них педагогическими технологиями и рекомендациями, которые направлены на оптимизацию реализации его творческого потенциала.
  В онтологическом плане анализ проблемы творческого потенциала человека предполагает выделение её собственно психологической специ-
  129
  фики на фоне рассмотрения его биологических и социальных предпосылок. Именно такой подход был предложен С.Л. Рубинштейном при психологическом изучении важных компонентов этого потенциала мышления и сознания (рефлексии). Если в социальном аспекте внешние предпосылки творческого потенциала связаны с социально-экономическими условиями жизни и труда человека, а внутренне с характером его профессии и особенностями работоспособности, то в биологическом аспекте внешние предпосылки определяются здоровьем человека, а внутренне психофизиологическими резервами его организма. Хотя эти биосоциальные предпосылки служат важными детерминантами естественного, стихийного развития творческого потенциала, однако они оказывают все же меньшее влияние на процесс его спонтанной реализации по сравнению с факторами, определяемыми собственными усилиями субъекта творчества или производными от психолого-педагогических воздействий на него как на объект симуляции и управления.
  Биосоциальная детерминация творческого потенциала должна быть рассмотрена не только в исходном плане его предпосылок, но и в результирующем плане - в связи с обратным влиянием успешного или безуспешного характера реализации творческого потенциала человека на биологические по своей природе параметры жизни и на параметры его социального статуса. Если социально-адекватная реализация творческого потенциала ведет к профессиональному признанию и продвижению (принося соответствующе духовное и материальное удовлетворение творческих ожиданий субъекта) то внешняя их социально-негативная оценка (независимо от позитивного или негативного характера внутренней самооценки индивидом результатов своих творческих усилий) чревата снижением профессионального статуса и продвижения,
  Итоговая же валентность реализации творческого потенциала человека - в виде положительной или отрицательной социальной оценки его творческих усилий и достижений (как раз и определяемых именно психологическими механизмами при наличии нормальных биосоциальных предпосылок, их функционирования) - оказывает соответствующее влияние на биологические параметры жизнедеятельности человека. Творчество мобилизует его жизненные силы, гармонизируя функционирование психических процессов в уникальный ансамбль и раскрывая психофизиологические, эмоциональные, интеллектуальные, личностные резервы. Отсюда присущий творцам особый рефлексивно-интенсивный, интуитивно-обостренный стиль мышления, деятельности, характеризующийся углубленными, "мировоззренческими чувствами" (С.Л. Рубинштейн).
  Собственно психологический аспект проблемы развития и реализации творческого потенциала человека заключается в раскрытии природы этого креативного стиля бытия человека-творца, изучение интуитивно
  130
  рефлексивных механизмов функционирования его психических процессов и определении условий, путей и способов управления ими в целях обеспечения социально-значимых достижений и культурно-прогрессивных инноваций.
  Литература
  1. Алексеев Н.Г.. Семёнов И.Н. и др. Методология рефлексии концептуальных систем деятельности поиска и принятия решения. - Новосибирск, 1991.
  2. Ладенко И.С., Семёнов И.Н. и др. Формирование творческого мышления и культивирования рефлексии. Новосибирск, 1990.
  3. Семёнов И.Н. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования. Инновационная деятельность в образовании 1994, №1, Красноярск, С 20-30.
  ¦
  ФУНКЦИЯ И ГЕНЕЗИС РЕФЛЕКСИИ
  Т.Н. Солнцева
  (Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова)
  Одним из способов введения понятия рефлексии в объяснительные схемы психической реальности может служить рассмотрение генезиса психической системы и оснований для возникновения рефлексии в ее структуре.
  Рассмотрим кратко основную функцию психической системы и результат ее реализации для организма. Начнем с аксиоматических тезисов. Психическая система опосредует взаимодействие организма с внешней средой, обеспечивает его адаптацию к меняющимся условиям среды. Направления развития психической системы определяются возможностями адаптации. Пределы адаптации определяются возможностями преобразования психической системой гомогенной для организма среды (физической картины мира) в ее субъективный гетерогенный образ. Трем уровням отражения внешней реальности (отдельные свойства и характеристики, целостные объекты и явления, закономерные связи и отношения) соответствуют три уровня познавательных процессов в психической системе: ощущения, восприятие, мышление. Трех уровней организации психической системы достаточно для отражения всего многообразия внешней реальности, в том числе и ее энергетических и информационных свойств и тем самым для реализации своего приспособительного потенциала.
  Совместная активность живых организмов в известной степени подготовила почву для возникновения элементов нового механизма адаптации. Однако только совместная деятельность людей и рождение социальных отношений привели к формированию механизма, обеспечивающего отражение закономерностей социальной жизни и адаптацию к ней.
  131
  В совместной деятельности активность каждого сама по себе может не соответствовать цели (потребности) индивидв и приобретает целесообразность только при соотнесении будущих действий себя и других. Формирование субъективной картины будущего действия другого есть картина собственных действий при условии различения "Я"-"другой", т.е. отражения себя, соотнесенного с другим. Аналогично отражению физической реальности, отражение "Я" - "другой" предполагает построение гетерогенной картины гомогенной социальной среды. Рефлексию как способность к отражению "себя/других" во всей полноте субъективных явлений и отношений следует рассматривать как новый механизм построения этой картины.
  Специфика этого механизма состоит в том, что в картине социальной среды критерии различения значимый незначимый для субъекта обусловлены не биологическими (физическими) потребностями, а формируются только в результате общения и связаны с оценочными категориями. Если критерием гетерогизации физической среды является отношение к биологическим потребностям "полезно, нужно" и т.п., то различение и означивание социальных объектов связано с категориями "хорошо - плохо", "можно - нельзя", "принято - не принято" и т.п. Эти критерии обусловлены уровнем развития социальных отношений, культурой, традициями и т.д. Усваиваемые правила взаимодействия в социуме в индивидуальной деятельности представлены как результаты различения, означения (гетерогизации) отдельных проявлений социальной жизни, в том числе и собственной деятельности. Все этические нормы поведения есть по сути критерии-ориентиры оценки значимости элементов собственной деятельности и деятельности других, выполняющих функции социального взаимодействия.
  Следует подчеркнуть, что социальная адаптация (в широком смысле) не может быть обеспечена психической системой, направленной на приспособление к условиям физической среды в силу физико-химической природы механизмов приспособления и "исчерпанности" отражения физического мира. Появление рефлексии это необходимый этап развития живого организма. Она выступает как объективно существующая способность человека к самоидентификации и самопознанию, обеспечивающая означение (гетерогизацию) социальной среды.
  Исследование рефлексии сопряжено со многими трудностями. Эмпирические исследования предоставляют лишь косвенные данные о возможном участии рефлексии в психических явлениях, интроспекция дает лишь некоторые сведения о том, что представлено в субъективном, рефлексивном пространстве. Методы измерения семантического пространства не дают ответа на вопрос, в каком виде предстает рефлексивная картина, какими факторами обусловлены ее инвариантность и вариативность.
  132
  Продуктивным методом исследования рефлексии, на наш взгляд, является метафорическое модельное описание, в частности, представленное в работах В.А.Лефевра, а также В.А.Петровского, объясняющее неадаптивное поведение.
  Одним из направлений, раскрывающих закономерности рефлексии, является исследование процессов принятия решений. На феноменологическом уровне связь между рефлексией и принятием решения представляется явной. На онтологическом уровне требуются разъяснения.
  Изложенная выше представление о системной функции психического - гетерогизации гомогенной среды (физической для психических познавательных процессов и социальной для рефлексии) может может быть описано в терминах "определенность-неопределенность". Гомогенная среда характеризуется высоким уровнем неопределенности ее элементов относительно живого организма и для приспособления к ней необходимы реакции на те элементы среды, которые соответствуют биологическим потребностям. Другими словами, необходимо различение "значимо-не значимо", что означает устранение неопределенности. Механизм рефлексии служит для устранения неопределенности в социальной среде в соответствии с оценочными критериями актов и результатов собственной будущей деятельности. Это предполагает сравнение и выбор одного (направления) действия из ряда мыслимо (в рефлексивном пространстве) возможных, т.е. принятия решений.
  Актуализация возможных вариантов действий (альтернатив), оценка их будущих результатов (исходов) по критерию полезности для себя и критерию приемлемости для других в полной мере соответствуют описанию структуры принятия решений, то означает, что принятие решений есть рефлексивный процесс устранения неопределенности в структуре собственной деятельности, а исследование принятия решений есть по сути исследование закономерностей рефлексии.
  РЕФЛЕКСИВНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  В.К. Солондаев
  (г. Ярославль, Педагогический центр социальной адаптации детей)
  ПСИХОЛОГИЯ практического мышления, разрабатываемая Ю.К. Корниловым и сотрудниками {Корнилов Ю.К., 2001), располагает большим эмпирическим материалом, относящимся к процессуальным особенностям мышления в практической деятельности. Однако связь личности практика и особенностей его мышления остается недостаточно исследован-
  133
  ной, хотя именно мышление в практической деятельности предоставляет нам широчайшие возможности для таких исследований.
  Актуальность исследования практического мышления в его взаимосвязи с личностью практика обусловлена тем значением, которое приобретают результаты действий практиков в условиях стремительной глобализации (Лежкий В.Е., 2001; Юрьев А.И., 2003).
  Корреляционное исследование, в котором некоторые свойства личности сопоставляются с особенностями процесса практического мышления, на наш взгляд, может лишь фиксировать сам факт такой связи, не раскрывая ее механизма. Опираясь на результаты проведенных нами исследований, мы попытаемся далее схематически очертить общие контуры этого механизма, имеющего рефлексивный характер.
  Начальным звеном мышления в практической деятельности является проблемная ситуация. Однако появлению проблемной ситуации предшествует некоторая объектная ситуация, которая называется стимульной (Конева Е.В., 1997; Панкратов А.В., 2002; Трифонова С.А., 1999). Чаще всего стимульная ситуация выделяется субъектом потому, что реально или потенциально вызывает сбой в деятельности. Переход стимульной ситуации в проблемную не происходит автоматически, именно здесь ярко проявляется специфика мышления в практической деятельности. Практик сам строит (и затем решает) свою мыслительную задачу, сам определяет требования, предъявляемые к ее решению. На основе одной и той же стимульной ситуации у разных практиков могут возникать различные проблемные ситуации.
  В наших исследованиях обнаружилось, что в ряде случаев у субъекта мышления в практической деятельности возникают особые проблемные ситуации, которые в дальнейшем мы будем называть смысловыми проблемными ситуациями.
  Смысловая проблемная ситуация отличается от других видов проблемных ситуаций тем, что может возникать без сбоя в деятельности, "на пустом месте". Однако, в такой ситуации субъект ощущает сильный психологический дискомфорт, связанный с деятельностью. Подчеркнем, что нормальное течение деятельности при этом может ничем не нарушаться. Поэтому часто субъект не может определить предметное содержание возникшей проблемы, затрудняется в описании стимульной ситуации.
  Нами получены эмпирические подтверждения того, что смысловая проблемная ситуация возникает тогда, когда в ходе достижения цели привычным способом появился или существенно изменился личностный смысл ситуации, субъективно проявилась связь ситуации со значимым мотивом. В процессе практических действий по достижению поставленной цели субъект обнаруживает смысловое рассогласование или
  134
  конфликт. Выполняемое практическое действие приобретает новый, еще не определенный личностный смысл возникает смысловая проблемная ситуация.
  После возникновения смысловой проблемной ситуации мыслительный процесс идет в двух измерениях. Первое предметное измерение задается содержанием деятельности, а второе личностное измерение возникает с появлением рефлексии, предметом которой становится взаимодействующая система субъект практическая задача, а результатом осознанная индивидуальная профессиональная позиция субъекта, включающая в себя как профессиональные, так и личностно, эмоционально значимые требования к результату решения практических задач.
  В предметном измерении после возникновения смысловой проблемной ситуации субъект мышления проводит сбор информации и построение условий мыслительной задачи, которая затем решается. Для мыслительных задач, строящихся на основе смысловых проблемных ситуаций специфично то, что любое найденное и реализованное решение не приводит к значительному снижению субъективного дискомфорта. Поэтому субъект иногда оценивает найденное решение как неприемлемое и начинает поиск нового решения.
  Полученные нами данные показывают, что субъективный дискомфорт может быть устранен при помощи рефлексии, с выходом в новое личностное измерение мыслительного процесса.
  Выход в личностное измерение может происходить при помощи рефлексии только на основе предметного измерения, когда субъект сознательно определяет свою личностно и эмоционально значимую профессиональную позицию на основе полученных в предметном измерении результатов действий. Здесь идет разделение сложной взаимодействующей системы, выделение себя как субъекта действия, осознание личностных смыслов, субъективных оценок объектов, первоначально не осознававшихся как таковые, как бы "объективированных", слитых с ситуацией. Кроме формирования профессиональной позиции личности, результатом рефлексии является устранение психологического дискомфорта.
  Личностный аспект мышления в основном осуществляется на уровне сознания и на уровне рефлексии (Брушлинский А.В., 1994, 2001; Семенов И.Н., 1998, 2000). Поэтому для дальнейшего изучения рефлексивной взаимосвязи личности и мышления в практической деятельности нами ведется разработка методов исследования и воздействия, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие и самоактуализацию субъекта.
  135
  ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
  В.И. Сороковикова
  {Москва, Московский авиационный институт)
  На первоначальном этапе становления культурологии как науки дивергенция философии культуры и культурологии была доминирующим процессом, но параллельно с ним шёл и процесс конвергенции, особенно набирающий силу в настоящее время. При анализе проблемы соотношения философии культуры и культурологии необходимо учитывать ту роль, которую выполняют различные уровни рефлексии (внутрина-учная и философская).
  Критико-рефлексивный момент в способах функционирования научного знания присутствовал всегда. Исследователи выделяют такие этапы внутринаучных форм рефлексии как онтологизм, гносеологизм и ме-тодологизм. В развитии культурологии как науки о культуре обнаруживаются три данных этапа. Если на первом из них культура исследуется как система и строятся общие типологии культур, то на втором описываются и сравниваются конкретные культуры (таков был вклад культурной антропологии) и создаются "идеальные типы культур" как мыслительные модели. На третьем этапе возникает предположение о том, что исследователь не только описывает культурную деятельность, но и конструирует её. Учитываются такие факторы познания как классовая, этническая и половая принадлежность.
  Рефлексивность научного знания предполагает перенос внимания с объекта исследования на средства познавательной деятельности. Приобретает важное значение пристальное рассмотрение особенностей субъекта познания. Рефлексивные процедуры имеют явную критическую направленность, заключающуюся в пересмотре на первый взгляд очевидных положений, проблематичный характер которых и выявляет рефлексия. Примером такого критического пересмотра в культурологии может быть тенденция отказа от культурного центризма (евроцентризма) в пользу культурного релятивизма.
  Организация научной деятельности перестраивается таким образом, что наряду с личностной формой рефлексии появляется и надличностная форма самосознания науки. Происходит обогащение самого типа внут-ринаучной рефлексии во многом благодаря идущим процессам дивергенции и конвергенции философского и культурологического знания. Философская рефлексия во многом способствует самосознанию и самопознанию культурологии как науки.
  По отношению к культурологическому знанию как научному философия выполняет целый ряд функций: во-первых, осуществляет анализ условий и предпосылок данного типа исследования культуры; во-вторых,
  136
  определяет особенности и специфику культурологического подхода и свойственных ему методов изучения культуры; в-третьих, изучает социально-практическую ориентацию данного типа научного знания, поскольку культурология, как любая наука, существует и в качестве социального института; в-четвёртых, выявляет нравственные аспекты развития и применения культурологии как науки.
  В то же время остаются проблемы, которые открыты только философской рефлексии. К ним следует отнести выявление специфики культурологического знания, его сравнения с другими подходами и методами исследования культуры, выяснение взаимовлияния категориального аппарата и соответствующего стиля мышления, понимание роли позиции исследователя. Философия, возвышаясь над той рефлексивной картиной, которая нарисована самой наукой, позволяет выявить логику становления культурологических концепций и парадигм.
  НЕЙРОКИБЕРНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
  A.M. Степанов
  (Москва, Фонд "Стратегия развития")
  Феномен рефлексии, рассматриваемый в различных культурологических проявлениях человеческого сообщества, основан на особенностях функционирования пластичной структурной организации мозга, перерабатывающего информационные потоки внешней и внутренней сред организма.
  В докладе рассматриваются гомеостатические модели, которые характеризуются тем, что внутри себя конструктивно содержат противоречия. Такие модели широко распространены в живой и неживой природе, социуме. В частности явление гомеостаза в живых объектах поддерживается благодаря работе гомеостатических механизмов регулирования. Как пример, были рассмотрены механизмы формирования моделей внешней и внутренней сред на нейронных структурах мозга человека и их взаимодействие. Было показано, что адаптационная функция систем организма к изменениям внешней среды является в основном неосознаваемой и лишь небольшая часть, принадлежащая к произвольному поведению, осознаваемой.
  Структура элементарного компенсационного гомеостата внутри себя содержит конструктивные первичные элементы взаимоотражения, которые можно трактовать как рефлексию потоков информации одного плеча гомеостата на другой. Гомеостаты, объединяясь в иерархические сети, образуют также гомеостатические системы более высокого иерархического уровня, где тоже происходят рефлексивные процессы сравнения потоков информации. На организменном уровне в рефлексивных про-
  137
  цессах участвуют информационные модели внешних и внутренних сред организма. Рефлексия заключается в отображении моделей внешней среды на модели внутренней среды. При их совпадении организм находится в оптимальном режиме функционирования; при несовпадении возникает управляющий сигнал на такое изменение внутренней среды, которое изменит эту модель под модель внешней среды, если недостаточно ресурсов организма, возникает сигнал на изменение поведенческой активности, которое переведет организм в комфортные условия обитания.
  На основе предложенного нейрофизиологического аппарата была сделана попытка построения гомеостатических моделей схем этических статусов по В. Лефевру, которые формализованы им в книге "Алгебра совести". 12 формул Лефевра были воспроизведены в виде кибернетических схем.
  Этика и нравственность как императивы управления поведением являются эпифеноменами рефлексивной способности высшей нервной деятельности человека. Представленный материал свидетельствует о возможности моделирования формализмов математической психологии, развитых В. Лефевром, на кибернетических схемах функционирования мозга.
  ¦ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ОБРАЗЫ
  П.Е. Строганов
  {Москва, Телекомпаня "НТВ")
  1. Современные телевизионные образы (СТО) несут в себе элементы виртуальной реальности, свойственные компьютерному пространству. Это обусловленно все возрастающей роли персональной компьютерной техники в процессе порождения, переработки и передачи информации человеком. В частности можно отметить увеличение объема информации, ее наглядность и образность. Все чаще элементы компьютерного дизайна используются вместо или совместно с реальными дорогостоящими декорациями. Это подчеркивает "современность" канала или передачи.
  2. СТО телепрограмм предлагают новые формы стилистики и жанров. Здесь отмечаются процессы синтеза жанров. Новостные передачи постепенно вбирают элементы развлекательных программ, образуя жанр "Inforteament". Развлекательные передачи увеличивают информационный блок, а также повышают скорость и объем взаимодействий между элементами в кадре. Стремление к процессам, происходящим в реальном времени и так называемому "Action" отличает современную телевизионную картину развлекательных программ. Публицистические и аналитические программы вбирают в себя все больше от новостных и развлекательных.
  138
  3. СТО телеведущих меняются в сторону увеличения значения личностных особенностей и близости к критериям современного преуспевающего человека и уменьшения значения степени влияния этой личности на общественные процессы.
  4. СТО требуют для своего воплощения людей, с одной стороны, владеющих профессиональными навыками, а с другой - требования по отдельным позициям этих навыков значительно сниженны по сравнению с предыдущим десятилетием. Например, это касается внешних данных и способности телевизионной самопрезентации.
  5. СТО являются отражением процессов, происходящих в обществе, и находятся в постоянной взаимосвязи. Эти взаимосвязи нуждаются в анализе и изучении для прогнозирования дальнейших тенденций развития общества и СМИ.
  РЕФЛЕКСИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
  Г.Г. Танасов
  (КФ АКБ "ТУСАРБАНК")
  Вопрос становления и развития личности непременно упирается в возможность оценки этого процесса его субъектом. В рамках западной культурной традиции качественный уровень зрелости личности определенно связывается с достижением и осознанием ею своей идентичности.
  Обобщая многие формулировки, призванные очертить, обозначить феномен личностной идентичности, приходим к следующему определению (Л.И. Анциферова, 1978; Л.Б. Шнейдер, 2001 и др.). Идентичность - результат активного процесса, отражающего представления субъекта о себе, о собственном, а не навязанном пути развития, и сопровождающегося ощущением личностной определенности, самотождественности и целостности, дающей возможность субъекту воспринимать свою жизнь как опыт продолжительности и непрерывности сознания, единства жизненных целей и повседневных поступков, действий и их значений, которые позволяют поступать последовательно и целеустремленно.
  Возвращаясь собственно к процессу становления и развития личности, обратимся к высказыванию Л.П.Станкевича: "В конечном счете, именно в диалектике процессов общения и обособления формируется целостность личности" (Л.П. Станкевич, 1987). Общение, взаимодействие с Другими и обособление через реализацию механизма рефлексии. Здесь под обособлением следует понимать именно ощущение личностью своей уникальности, индивидуальности, отличности от всего другого через призму своих действий и реакции на них. В предпринятом исследовании рассматривалось соотношение феноменов "личностная идентичность" и "реф-
  139
  лексивность" на материале субъектов переговорного процесса. Исследование осуществлено на выборке, состоявшей из двух групп. Первая группа - студенты университета (70 человек, 3 - 4 курс), обучающиеся социо-номическим профессиям. Вторая группа - опытные переговорщики (15 человек) различных сфер профессиональной деятельности. Цель исследования: определить уровни рефлексивности, идентичности личности и макиавеллизма, а также выявить наличие связей между этими показателями. Данные по уровню рефлексивности личности получены с помощью методики определения индивидуальной меры рефлексивности А.В.Карпова и В.В.Пономаревой. Уровень макиавеллизма личности определялся на основании использования опросника "Мак-шкала". Опросная процедура для определения уровня идентичности была разработана самостоятельно на базе параметров определяющих стадии развития идентичности у Дж. Марсиа.
  В исследовании были получены следующие результаты: значимая корреляционная связь уровня идентичности обнаружилась с одним из видов рефлексивности - ретроспективной и она оказалась отрицательной. Отсюда следует вывод, что высокий уровень идентичности отрицательно влияет на ретроспективную рефлексивность. Отрицательный характер этой связи, возможно, объясняется отсутствием у человека, достигшего чувства самотождественности, направленности на анализ прошлых событий, своих прошлых поступков, их результатов и пр.
  Подобное погружение в прошлое и особенно разбор ошибок, совершенных ранее, не свойственен индивидам с высоким уровнем идентичности, характеризуемым повышенным уровнем уверенности в себе. Здесь не стоит ассоциировать подобное явления с комплексом самозащиты, который, напротив, может появляться у индивидов с низким уровнем идентичности. В случае высокого уровня уверенности в себе, скорее происходит некоторое "застывание" Образа-Я, консервация найденных и уже проверенных состояний, эмоций и пр. На наш взгляд нечто сходное имел в виду У. Джеймс в своем определении идентичности. "Характер человека проявляется в том его умственном или моральном состоянии, когда в нем наиболее интенсивно и глубоко ощущение собственной активности и жизненной силы. В такой момент внутренний голос говорит ему: "Это и есть настоящий Я!" {О.Н.Павлова, 2001). Однако дальше У. Джеймс вводит понятие и некоего пограничного состояния идентичности, которое скорее будет мешать личности в активной жизни. "Такой опыт всегда предполагает элемент активного напряжения, некоторой стойкости и веры в то, что внешние обстоятельства помогут ему, но не полную уверенность в этом. При полной уверенности это состояние переходит в нечто косное и тупое" (О.Н. Павлова, 2001). Видимо это "косное и тупое" и выражается в снижение чуткости самовосприятия, самоанализа, потребности взглянуть
  140
  на свои совершенные поступки, передуманные мысли и пережитые чувства со стороны, еще раз пережить это.
  Отсюда кажется очевидной необходимость некоторого расширения конструкта "идентичность" добавлением новой качественной составляющей, что позволит оценить феномен "идентичность" не только по уровню наполненности, устойчивости в статике но и с позиции динамики его развития. Как мы отметили, на некотором достаточно высоком количественном уровне идентичности, теряется способность (потребность) к ее качественному развитию. Снижается потребность в рефлексии, другими словами, происходит накопление нового опыта, но этот опыт не рождает новых личностных конструктов, а раскладывается по "полочкам" уже сформированных взглядов и стереотипов.
  Следующий этап исследования состоял в определении направления, обнаруженных в процессе выявления корреляционных связей, влияний показателей друг на друга. Определилось направления влияния для корреляционной связи между уровнем идентичности и уровнем ретроспективной рефлексивности: влияние уровня идентичности на ретроспективную рефлексивность однонаправленное, отрицательное. Были получены значимые данные о направлении влияния показателей по линии: идентичность макиавеллизм рефлексивность (общения и ситуативная). Так мы полагаем, что идентичность является базовым и определяющим свойством личности. Значит, исходным звеном в этой цепи является идентичность.
  Уровень идентичности является определяющим для уровня макиавеллизма субъекта, который в свою очередь оказывает влияние на уровень рефлексивности. Однако было установлено, что связи между тремя параметрами являются двунаправленными. Поэтому, исходя из установленного двустороннего характера связей, верно выглядит и обратная по направленности цепочка влияния показателей друг на друга. Ниже представлены возможные варианты сочетания относительной величины уровней показателей.
  1) Высокий уровень идентичности - низкий уровень макиавеллизма высокий уровень рефлексивности (общения и ситуативной).
  2) Низкий уровень идентичности - высокий уровень макиавеллизма низкий уровень рефлексивности (общения и ситуативной).
  В заключение хочется, апеллируя к позиции А.В. Брушлинского о том, что психическое имеет процессуальный характер, дополнить приведенное в начале определение идентичности. Идентичность, являясь результатом процесса, сама есть процесс, активно влияющий на другие протекающие процессы, и только в этом измерении, по нашему мнению, возможно рассмотрение идентичности с максимально не субъективизиро-ванным результатом.
  141
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
  Т.А. Таран (Украина, Киев, Национальный технический университет Украины "КПИ")
  В.Н. Шемаев (Украина, Киев, Национальная академия обороны Украины)
  Рассмотрим проблему метавыбора, когда субъект, совершая акт осознания, выбирает программу действий, которую он может осуществить в будущем [1]. Рефлексивная модель метавыбора имеет вид:
  А\(а\,а2,Въ) = (W(a3, В3)) -"а2) -"al, (1)
  где а\ - давление внешнего мира, а2 - психологическая установка (ожидаемое давление внешнего мира) субъекта А, аЪ = аЪ(а\, а2, В3) - интенции субъекта А, Въ - интенции субъекта В. Пусть все переменные принимают значения на булевой решетке норм [2].
  Рассмотрим интенциональный (реалистический) метавыбор, которому соответствует уравнение
  (W(a3, B3) -^а2)^а\ = аЪ(а\, а2, В3) (2)
  Согласно [1], интенциональный метавыбор возможен, если существует по крайней мере одно решение уравнения (2). Найдем эти решения.
  Предположим, что субъект В может влиять на планы или желания субъекта А так, что всегда принимается план, имеющий более высокую оценку на шкале норм, т.е. рассмотрим дизъюнктивное (толерантное взаимодействие): W(a3,B3) = аЪ v By Тогда условие реалистического выбора: а\ v -1 а2 & (аЪ v В3) = аЪ. По закону дистрибутивности получаем: а\ v -1 а2 & аЪ v -i а2 & Въ = аЪ. Отсюда следует условие:
  (Въ^а2)^а\<аЪ<а2^а\ (3)
  Условие (3) означает, что реалистический выбор субъекта А ограничен снизу значением готовности к выбору субъекта А, когда он "моделирует" выбор субъекта В, ставя его на свое место. Сверху реалистический выбор субъекта А ограничен примитивным выбором.
  При каких условиях реалистический выбор субъекта А будет совпадать с давлением среды? Как можно воздействовать на него для того, чтобы у него сформировались интенции к выбору, который навязывается ему средой?
  В этом случае должны одновременно выполняться равенства:
  1. (Въ -* а2) -^а\ = а\,
  2. a2->al = a\.
  Из (2) получаем: -i a2 v а\ = а\, что возможно, если -i а.2 < а\, т.е. необходимо создать у субъекта А завышенные ожидания. Если выполне-
  142
  но условие -л а2 < al, то а2 несравнимо с al, т.е. завышенные ожидания субъекта А должны "лежать в другой плоскости" по сравнению с реальным давлением мира. Из 1 получаем: -ia2&B3val = al, откуда следует: -л а2 & В3 < al. Это условие означает, что образ субъекта Д принимающего планы субъекта В, должен быть завышен по отношению к давлению внешнего мира. Субъект А, имеющий психологическую установку а2, прогнозируя выполнение планов субъекта В, должен повышать свою самооценку, если он примет планы субъекта В. Таким образом, субъекту В удастся "навязать" партнеру А свои планы В3, если во-первых, оба придерживаются компромиссного поведения, во-вторых, субъекту В удается создать у субъекта А завышенные ожидания - такие, что принимая предложения партнера В3, субъект А повышает свою самооценку.
  Предположим теперь: поведение обоих партнеров таково, что они приходят к согласию только тогда, когда их планы совпадают, а в противном случае принимается тот план, который имеет более низкую оценку на шкале норм, т.е. рассматриваем конъюнктивное (бескомпромиссное) взаимодействие: W(a3,B3) = аЪ & Ву Тогда условие реалистического выбора принимает вид: al v-i а2 & (аЪ & В3) = аЪ, откуда получаем
  а\<аЪ<{В3^а2)^а\ (4)
  Теперь реалистический выбор субъекта А ограничен снизу давлением среды и сверху представлением о выборе партнера в той же ситуации.
  Условие а\ = аЪ будет выполнено только тогда, когда планы субъекта А, во-первых, совпадают с давлением среды, и во-вторых, у него не остается свободы выбора. Последнее будет выполнено, если (В3 -> а2) -> al = al. Это условие предыдущего случая; разница заключается в том, что при таком поведении условия, при которых субъект А подвержен рефлексивному управлению, более жесткие: необходимо, чтобы он имел планы, совпадающие с давлением среды. Невозможно навязать ему решение, совпадающие с давлением среды, если он сам этого не хочет. Рефлексивное управление возможно только в направлении ограничения свободы выбора, а для этого нужно "поддерживать" в нем это решение путем создания у него завышенных ожиданий. В частности, если В3-> а2 > al, т.е. образ партнера "на месте субъекта А" выше давления среды, то (В3 -> а2) -> al Ф I, и субъект имеет ограниченную свободу выбора: al < аЪ < (В3 -> а2) -> al, но если В3 < а2, т.е. планы, предлагаемые партнером, ниже ожиданий субъекта А, то В3 -> а2 = /и (В3 -> а2) -> al = al, тогда выбор субъекта детерминирован влиянием среды: al < аЪ < al.
  Рассмотрим теперь, как партнер В может влиять на ожидания субъекта А Тогда уравнение готовности будет иметь вид: А\= (аЪ -> W{a2,B^j) -> al, а условие реалистического выбора: Al=alv-i JV(a2,B2) & аЪ = аЪ, или
  143
  a\ v -i W(a2,B2)) & (al v аЪ) = аЪ, откуда получаем общее решение:
  а\ < аЪ < W(a2,B2) -" al. (5)
  Рассмотрим опять два типа взаимодействия: дизъюнктивное и конъюнктивное. Предположим, субъект А имеет опыт толерантного взаимодействия с партнером В, т.е. W(a2,B2) =a2v B2, где В2 - влияние субъекта В на психологическую установку А. Тогда
  al   В этом случае субъект моделирует свой примитивный выбор и примитивный выбор партнера. Нижняя грань этих выборов определяет верхнюю границу возможностей реалистического выбора. Для того, чтобы аЪ = al, нужно, чтобы (а2 -> al) & (В2 -> al) = al. Это выполнимо, если -i a2 &-iB2   Таким образом, толерантное взаимодействие повышает ожидания субъекта А. Чем выше оценка влияния партнера В2 на шкале норм, тем более повышается оценка психологического ожидания, тем более субъект А подвержен рефлексивному управлению.
  Рассмотрим конъюнктивное взаимодействие: W(a2,B2) = а2 & В2. Тогда
  а\ < аЪ < а.2 & В2^> а\. (7)
  В этом случае при а\= аЪ нужно, чтобы -i a2 v -i B2 < а\. При таком "жестком" взаимодействии, когда партнеры не доверяют друг другу и не идут на взаимные уступки, повлиять на психологическую установку субъекта А труднее. Для этого нужно, чтобы как субъект А, так и субъект В имели высокую оценку ожиданий.
  Рассмотрим влияние партнера на уровне давления среды: А\ = (аЪ ->а2) -> JVialtB^. Тогда условие реалистического выбора: W(a\,B^ < аЪ < а2 -> WialfB^ . При дизъюнктивном взаимодействии получим:
  а\ v В1 < аЪ < а2 -> (al v B^ , при конъюнктивном взаимодействии:
  а\ & В{< аЪ < а2 -^ (al & В) .
  Таким образом, при толерантном взаимодействии субъект А формирует план, который соответствует "лучшему" из двух составляющих al и В{, а при бескомпромиссном взаимодействии - "худшему" из этих значений.
  144
  Литература
  1. Лефевр В. Алгебра совести. М.: Когито-центр. 2003.
  2. Таран Т.А. Булевы модели рефлексивного управления в ситуации выбора // Автоматика и телемеханика. 2001. №10. С.103-117.
  ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
  В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН,
  ГДЕ МЕТОДЫ PUBLIC RELATIONS ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
  В КАЧЕСТВЕ ОРУЖИЯ
  Н.В. Толмачева
  {Москва, Холдинг Русская школа РЕ)
  Внедряя элементы рефлексивного управления как в политический так и в корпоративный PR мы не только повышаем эффективность собственных действий, но и даем в руки многих способ, который может быть использован в негативных целях. Обоснуем, почему взаимодействие PR-структур мы определяем как часть информационных войн и почему настаиваем на использовании методов рефлексивного управления в Public Relations.
  1. Еще АЛЪффлер в своей книге "Футурошок" предсказывал, что вскоре наступит новая эра войн. Войн информационных, где любое целенаправленное информационное воздействие на личность, а также на группу личностей, можно определить как оружие массового поражения. А что такое Public Relations? Концепция Русской школы PR утверждает, что PR это системная гуманитарная технология воздействия на сознание, прежде всего, массовое..
  2. По Клаузевицу: "Не важно с какой целью ведется война. Собственно цель военных действий навязать противнику свою волю".
  В настоящее время любое крупное предприятие любой отрасли имеет директора по PR или PR-менеджера, состоящего в подчинении у Директора по маркетингу и рекламе. Также любая избирательная кампания использует методы PR для борьбы за голоса избирателей. Задачи их примерно одинаковы. Воздействовать на население таким образом, чтобы оно приобретало именно их продукцию, будь то интеллектуальные услуги, товары народного потребления или кандидат в депутаты.
  3. Соответственно между различными PR-структурами, возникает конкуренция, в которой присутствуют три следующие составляющие:
  а) взаимодействие ударных сил,
  б) соотношение двух информационно-управляющих систем,
  в) рефлексивное взаимодействие противников.
  И эти представления, насколько нам известно, попадают под определение конфликта В.Лефевра.
  145
  В итоге мы имеем конфликт между тремя сторонами: собственно между различными PR-структурами и между PR-структурами и клиентами, где каждая из конфликтующих PR-структур имеет своей целью навязать клиентам именно свою продукцию.
  3. Учитывая все вышеизложенное, мы получаем вооруженный конфликт, то есть войну, которая по определению Клаузевица "Акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю... Насилие является средством, а целью будет навязать противнику нашу волю".
  Причем, следует заметить, что "Война акт насилия и всевозможная филантропия и заблуждения могут обернуться поражением. Неразумно из-за отвращения к суровости войны упускать из виду ее природные свойства". (Клаузевиц "О войне", т.1).
  4. Почему мы настаиваем на использовании методов рефлексивного управления в Public Relations?
  По Клаузевицу: "Цель военных действий лишить противника возможности сопротивляться. Чтобы сокрушить противника мы соразмеряем наши усилия с силой его сопротивления....определив силу сопротивления противника, мы оцениваем наши силы и стараемся достичь их перевеса. Но, к тому же стремится и наш противник."
  Вот здесь на помощь и приходят рефлексивные рассуждения. По Ле-февру: "Формальная логика не выделила рассуждении, употребляемых в конфликтах... Рассуждения и взаимоотношения в конфликте принципиально иные, чем в научном споре". Используя элементы логики рефлексивных игр в теории и практике PR, можно достичь гораздо более действенных результатов, нежели используя одну только классическую теорию управления.
  5. "Война требует выдающихся умственных сил. Война область недостоверного, так как 3/4 того на чем строится действие на войне лежит в тумане неизвестности" (Клаузевиц. "О войне", т.1).
  Исходя из классического определения В.Лефевра, что рефлексивное управление это процесс передачи оснований для принятия решения одним из персонажей другому, можно сделать вывод, что используя рефлексивное управление "туманом неизвестности" вполне можно управлять.
  б.По Клаузевицу, цели воюющих сторон заключаются в следующем:
  - воордуженные силы противника должны быть уничтожены, т.е. приведены в состояние, в котором они уже не могут продолжать борьбу;
  - территория должна быть завоевана;
  - сломить волю противника.
  В нашем вооруженном конфликте присутствует три стороны, и все три вышеперечисленные цели имеют к ним ко всем непосредственное отношение. Однако, наиболее незащищенной стороной является потребитель.
  146
  7. Именно поэтому параллельно с внедрением методов рефлексивного управления в Public Relations крайне необходимо развивать тему информационной безопасности личности (В.Е. Лепский, Ю.Я. Любашевс-кийи др.).
  Какие же меры можно предложить в качестве защиты от информационного воздействия на личность? К сожалению, любые меры, принятые государством окажутся недостаточными, так как информационная безопасность личности зависит прежде всего от самой личности. Существует только один путь развития самосознания и рефлексии курс государства на приоритет науки, культуры и образования.
  ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФРАГМЕНТОВ РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА В ВУЗАХ ОМСКА
  В.А. Филимонов
  (г. Омск, Омский филиал Института математики СО РАН)
  Фрагменты рефлексивного анализа преподаются на кафедре программного обеспечения ЭВМ в Омском государственном университете (ОмГУ) на 3-м курсе математического факультета в рамках курса "Интеллектуальные системы и экспертный анализ" с 1998/9 учебного года. Как самостоятельный, курс "Рефлексивный анализ" преподается на кафедре высшей математики и информатики Омского государственного института сервиса (ОГИС) с 2001/2 учебного года. Рабочая программа для специальности 351400 "Прикладная информатика в сфере сервиса" (специализация "информатик-аналитик") рассчитана на 90 часов, из них 36 - лекции. Занятия проводились с использованием "Экран"-техноло-гии (см. [1, 2], а также www.ntam.otnsk.net.ru/~filimono). Для обеспечения учебного процесса в ОГИС был создан "Экран-сервис центр", комбинирующий возможности ситуационного центра и лаборатории мультимедиа (работа с полиэкраном и запись компакт-дисков с разработками студентов).
  Основным материалом для построения курса явились работы В.А. Ле-февра, Г.П. Щедровицкого, PR-технологии, основанные на методике ТРИЗ С.Г. Альтшуллера, система стратагем Китая. Основным принципом организации - тезис В.Е. Лепского о необходимости трёх компонентов коллективной работы:
  - проекта (задачи), которую решает коллектив;
  - механизма (организма), в котором решается задача (в нашем случае это "Экран-сервис центр", команда поддержки коллективной работы, сам коллектив);
  - каждой отдельной личности, которая во всём этом участвует.
  147
  Соответственно, учебные ситуации по возможности достраивались до перечисленных трёх компонентов. Для каждого проекта проводился поиск заказчиков из сторонних организаций, которые выполняли функции экспертов и потребителей, формировались кризисы коллективной и индивидуальной работы.
  Особое внимание уделялось целостному восприятию рефлексии (от формализации до техник медитации). В рамках суфийской традиции на занятиях использовались притчи и анекдоты. На первой лекции преподаватель обозначал для себя в аудитории "место правды" (например, для сообщений о переносе занятий) и оговаривал своё право на мистификации во всех остальных местах. При этом на "месте правды" лектор разъяснял, что обман в корыстных целях лично он считает криминалом и свою задачу видит в том, чтобы, с одной стороны, научить порядочных людей распознавать обман, а с другой - помочь достигать взаимопонимания (в частности, с использованием соционики).
  Принятый нами подход предусматривал продолжительную (в течение семестра) коллективную работу группы студентов (до 4 человек) над проектом по выбранной теме с последующим представлением результатов в форме презентации PowerPoint и обсуждением по регламенту конференции.
  Типичные ошибки студентов отождествление любых ситуаций принятия решений с рефлексией. Поэтому перед изучением рефлексивного анализа слушателям необходимо освоить, как минимум, следующие инструменты системного анализа и когнитивных технологий [3-5]:
  - построение и анализ определений (имя - форма - функция - фундамент);
  - схематизацию (изображение ситуаций и соответствующих схем);
  - когнитивную визуализацию (фейкодеры, когнитивные карты). Основным итогом преподавания можно считать разработку комплекса
  примеров и тренингов (слайд-фильм "Обман обманывающего обманщика" по аналогии с "... о наблюдении наблюдателя за наблюдателями" Ф.Дюрренматта, "Рефлексивный гомеостат"). Комплекс позволил повысить понимание проблематики рефлексивного анализа примерно с 5 до 20% аудитории. В ноябре 2003 г. в ОГИС планируется издание учебного пособия "Введение в рефлексивный анализ". Представляется, что учебный курс рефлексивного анализа, применённый к себе самому, позволяет создать новую технологию учебного процесса. Курс должен быть многослойным: для этого мы практиковали проведение занятий с одновременным участием двух-трёх лекторов (ведущих). Соответственно, учебник по рефлексивному анализу (и синтезу) должен, по нашему мнению, включать комментаторов - персонажей, которые ведут диалог, например, типа сократовского.
  148
  Некоторые занятия могут быть построены с включением театрализованных эпизодов. Планируется продолжить поиск более совершенной процедуры экзамена (например, в форме суда присяжных). Будет сформирована библиотека из фрагментов художественных произведений (книг, видео, аудио), иллюстрирующих специфику рефлексии. Предполагается также использование ряда наработок, в частности, института учебника "Пайдейя" (www.paideia.ru).
  Отдельным направлением является визуализация рефлексивного анализа с использованием когнитивной графики и, в частности, психографики, предложенной В.А. Лефевром.
  Перспективы связаны с созданием межвузовского коллектива специалистов, преподающих фрагменты рефлексивного анализа. Помимо упомянутых вузов, в Омске предполагается участие Сибирской автомобильно-дорожной академии. Её возможности позволяют реализовать "Экран-сервис Центр" в стационарном и мобильном вариантах. Более масштабным явилось бы создание сообщества в Интернет [6] для систематической поддержки процесса обучения. Вариантом такого сообщества могла бы стать система дистанционного академического образования и дистанционной экспертизы [7] в области рефлексивного анализа.
  Литература
  1. Филимонов В.А. Сума технологии. Рефлексия// "Рефлексивные процессы и управление"// Тезисы III Междун. симп., 8-10 окт. 2001 г., Москва. Изд-во "Ин-т психологии РАН". С. 187-189.
  2. Попова О.А., Филимонов В.А. Рефлексивные аспекты технологии обучения информатике в сфере сервиса//Там же. С. 215-217.
  3. Филимонов В. А. Интеллектуальные системы и экспертный анализ (учебное пособие). Омск: ОмГУ, 2002.
  4. Филимонов В. А. Системный анализ и "Экран"- технология (учебное пособие). Омск: ОмГУ, Изд-во "Курьер", 2002.
  5. Райков А.Н. Интеллектуальные информационные технологии// Учебное пособие.- М.: Изд-во "Московский гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)", 2000.
  6. Лепский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернет: Препринт / Рос. акад. наук. Ин-т психологии. Лаб. психологии рефлек-сив. процессов. М., 1999.
  7. Филимонов В.А. ДАО и ДЭ с российской спецификой//"Интеграция учебного процесса..." //Матер. Всерос. конф., Томск, изд-во Томского гос. ун-та, 2000, Т. II, с. 88-91.
  149
  ВОЙНА И МИР (ХОЛОДИНАМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА). ОБЫЧНАЯ ПРОБЛЕМА ТЕРРОРИЗМА С НЕОБЫЧНОЙ СТОРОНЫ
  Л.П. Хохлова
  {Москва, Институт психологии и педагогики)
  Истощение Государства - это отсутствие определенного слоя внутренне защищенных людей. Происходящие периодически террористические акты имеют своей основной целью расшатывание базового доверия к жизни у граждан. Терроризм, обретающий чудовищные масштабы и возможности и становящийся неуловимым - признак самоуничтожения такой иерархической системы управления, которая исчерпав свои возможности, не видит выхода к установлению взаимодействия с матричными структурами, дающим развитие и пространство каждой индивидуальности. Сложившаяся за многие тысячелетия развития общества военная парадигма иерархического мышления предполагает получение энергии и стимула к развитию за счет борьбы противоречий и эксплуатации "образа врага". Усилия в борьбе за мир выглядят либо как мероприятия оборонительного характера, либо как болезненные попытки "убить Зло".
  В Российской школе холодинамической психотерапии и консультировании {Л.П. Хохлова. 1989) проблема насилия и терроризма рассматривается в контексте войн, происходящих внутри личности, которые до определенного времени сдерживались психологическими защитами. Но эти защиты уже не в состоянии справляться со скоростью и натиском современных информационных потоков и сумбуром происходящего. На первом плане феномен разрушительных сил, и в этой связи актуальной является задача психологического управления разрушительностью. Невозможно прийти к гармонии, рассматривая разрушительные силы как врага, с которым надо бороться и уничтожать. Эти силы составляющая часть целостности и гармонии.

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу