<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 - Прекрасно, Линда. Следующая тема - это реак- ция Карла на трех людей. Ты готова? Она кивает.
 - Хорошо. Первый человек по списку - это жена. Что ты видишь?
 
 [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
 
 Тренер бросает взгляд на аудиторию, затем нейт- рально концентрируется на Линде.
 - Я ясно вижу, что он начальник, что он должен распоряжаться...
 - Это правильно, - говорит Джейн, - абсолютно.
 - Я вижу, как они делают все вместе... но то, что он хочет.
 Джейн смеется.
 - Прекрасно, - говорит тренер, - что ты скажешь о его брате Акселе. Что чувствует Карл к своему брату? Долгая пауза.
 - Я вижу тепло. Хорошие теплые чувства... я вижу, что у них хорошие отношения, я вижу, как они обнима- ются, улыбаются и смеются... Карл похлопывает своего брата по спине.
 - Джейн?
 - Это правильно. У них действительно хорошие от- ношения. Они деловые партнеры, и удивительно, что как раз на прошлой неделе, когда они завершили большое дело, Карл похлопывал Акселя по спине.
 - Хорошо. Теперь, Линда, что ты скажешь о Джо- не, лучшем друге Карла?
 Она медлит, затем говорит:
 - Я вижу чувство... соперничества. Тут что-то еще... - она колеблется, - я вижу между ними что-то негатив- ное... какая-то тревога... это странно.
 - Что-нибудь еще? Проходит полминуты.
 - Нет, это все. Это все, что я вижу, - говорит Линда наконец.
 - Джейн?
 - Я восхищена. Карл и Джон поссорились. Они дру- жили много лет, но всегда, кажется, в чем-то расходились.
 - Спасибо, Линда. Аплодисменты.
 - Джейн, - обращается тренер, - не хочешь ли ты что-нибудь сказать о своих переживаниях в связи с этим профилем личности?
 - Да, - отвечает Джейн, улыбаясь, - я думаю, что Линда хорошо увидела Карла. Она сразу поняла, что ему нравится, а с этим похлопыванием по спине просто со- всем удивительно. Я бы хотела знать, как она это делает?
 - Линда? - говорит тренер и дает ей микрофон.
 - Я не знаю, как я это делаю, - быстро отвечает Лин- да, - я просто стараюсь отключиться и беру, что прихо- дит. Иногда это, как гвоздь в голове, иногда люди думают, что я несколько промазала.
 - Ты действительно что-нибудь видишь? - спраши- вает Джейн.
 - Иногда. Похлопывание по спине я видела. И Кар- ла с мальчиками в лесу. Но с братом я сначала увидела только тепло, а все, что я увидела с другом, - это плохие вибрации.
 - Прекрасно, - говорит тренер и поворачивается к аудитории. - Есть у кого-нибудь вопросы ко мне, Линде или Джейн по поводу профиля личности?
 Линде и Джейн задают дружелюбные вопросы шесть человек. Седьмой говорит, что он сейчас замечает гораз- до меньше антагонизма в вопросах, чем на пре-тренинге, когда был произведен такой же процесс. После еще двух вопросов Линде и Джейн разрешают вернуться на свои места.
 Тут Дэвид, профессионального вида молодой чело- век, который часто спорит с тренером, энергично подни- мает руку, встает и язвительно произносит:
 - Я не могу не высказаться по поводу этой ерунды. Я просто не могу.
 - Давай, Дэвид. У тебя есть микрофон.
 - Я думаю, каждый понимает, что есть по крайней мере две тысячи способов, которыми можно сфабрико- вать такой процесс. Вы заметили, что тренер выбирает карточку, тренер зачитывает прилагательные, тренер мо- жет наводить Линду на правильный ответ. Большинство доморощенных магов могут сделать подобную вещь, даже не вспотев.
 - Прекрасно, - говорит тренер, откидываясь на сту- ле, - что-нибудь еще?
 - Да, - решительно продолжает Дэвид, - я делал процесс вместе с Линдой и увидел Карла почти так же хорошо, как и она. Когда...
 - ТЫ УВИДЕЛ! - кричит тренер. Аудитория смеется.
 - Это ничего не доказывает! - кричит Дэвид в ответ.
 - А разве мы говорили, что мы что-то доказываем?
 - Может быть, нет, - говорит Дэвид, слегка покрас- нев, - но все это, кажется, подразумевает, что у нас есть мистические способности, которые ЭСТ может развивать.
 - В ваших способностях не может быть ничего мис- тического, - говорит тренер, - поскольку у тебя они, ка- жется, тоже есть.
 (Смех.)
 - Они не мистические, - продолжает Дэвид, - это просто случай нахождения бессознательных подсказок, которые вы с Джейн делали. Все дело в этом, если это во- обще не надувательство. А кроме того, она не угадала некоторых вещей. Вы все что, забыли это?
 - У тебя есть вопросы, Дэвид?
 - Хорошо, что все это должно доказать?
 - Ничего, Дэвид. Будь здесь и бери, что получишь.
 Если ты понял, что мы дали Джейн взятку, чтобы она ска- зала, что Линда все угадала верно, - прекрасно! Если ты понял, что дело тут в бессознательных подсказках - вели- колепно! Никаких проблем. Ты видишь, мы не слишком умны. Мы делаем профиль личности только потому, что это работает. Что-то происходит. Ты и сам видел, что это можно сделать. После окончания курса каждый будет иметь возможность открыть в себе такие способности, как у Линды. Каждый сможет сыграть роль Линды, и, конеч- но, все это будет подстроено. Мы просто подкупим всех выпускников.
 - Ты хочешь сказать, что после окончания курса мы все попробуем угадать чью-то личность?
 - Ты не будешь угадывать, Дэвид. Ты войдешь в свое пространство, и кто-то будет задавать тебе вопросы типа тех, что я задавал Линде. Некоторые люди видят темно- ту, туман, они видят свой барьер. Другие, вроде тебя, ви- дят личность. Разница невелика. В обоих случаях ты видишь то, что ты видишь...
  * * *
 - Я хочу, чтобы в первой половине этого дня вы прояснили темы, к которым вы решили прикоснуться в процессе правды. Цель процесса правды не в том, чтобы сделать вас лучше. Цель в том, чтобы дать вам возмож- ность прикоснуться к тому, что вы всегда концептуали- зировали, и научить вас просто быть со своим переживанием. Я хочу, чтобы вы выбрали какую-то ус- тойчивую, постоянную тему, барьер, как мы это называ- ем. Это может быть эмоция, физическое ощущение, точка зрения, навязчивое действие, от которого вам не удалось избавиться, несмотря на все усилия. Но я не хочу, чтобы вы выбирали тему из своей системы верований. Прикос- нитесь к ней. Найдите ее в своем теле, в актуальном пе- реживании. Я не хочу, чтобы какие-нибудь романтические герои брали темой "несправедливость" или "социаль- ное отчуждение", а религиозные жопы- "грех". Я хочу, чтобы у вас была хорошая, солидная, настоящая тема - "боль в правом боку", "тошнота, возникающая при виде мужа", "стук зубов при публичных выступлени- ях". Да, Кирстен?
 - Мне двадцать шесть лет, я думаю, моя тема - это артрит. Несколько лет у меня болят руки и плечи. Дни вроде сегодняшнего я обычно провожу в постели с болез- ненно распухшими суставами. У моей матери то же са- мое. Это наследственное. Мне и сейчас больно.
 - Ты говоришь - наследственное?
 - Да, у моей матери то же самое. Маленькое тело Кирстен согнуто, голова опущена. Она насторожена, нервничает.
 - Где ты чувствуешь боль, Кирстен?
 - В левой руке и плече.
 - Где? Где именно? Она озадачена.
 - Ты хочешь сказать, где в левой руке?
 - Именно.
 - В большом и указательном пальцах. В суставах. Они распухли.
 - Опиши боль, которую ты переживаешь.
 - Описать боль?
 -Да.
 Кирстен колеблется.
 - Когда я двигаю пальцами, я чувствую жгучую боль, жжение внутри суставов. Когда я двигаю левым плечом, то болит здесь (она показывает). Это как малень- кий огонь в центре плеча, между костей.
 - Это твое переживание, это ты чувствуешь огонь. Правильно я понял?
 -Да.
 - Хорошо, это твоя тема. В процессе правды я по- прошу тебя прикоснуться к своему артриту, и ты посмот- ришь, не ассоциируется ли он с какими-либо образами прошлого. Спасибо...
  * * *
 - Моя тема - тревога, - говорит Роберт. Это шестой человек, который встает, чтобы уяснить свой "барьер".
 - Это слишком неопределенно, Роберт. Когда ты переживаешь эту тревогу?
 Роберт напряженно молчит несколько секунд.
 - Все время. Я чувствую тревогу все время.
 ГОВНО! - кричит тренер. - Если ты думаешь, что ты переживаешь что-то все время, то это явно концепция. Я хочу знать специфическое место и время, когда ты, дей- ствительно, переживаешь тревогу.
 - Хорошо, - говорит Роберт, - когда я выхожу. Я актер, и я в ужасе перед выходом.
 - Хорошо, это ближе. Если ты хочешь пронаблю- дать и пере-пережить свою тревогу, ты должен прикос- нуться к ее элементам. Я хочу знать, какие физические ощущения, чувства, мысли ты переживаешь, когда ждешь выхода.
 - Страшное напряжение. Все тело напряжено.
 - Это МОГИЛА, Роберт. Когда все тело напряжено - это называется трупное окоченение. Ты умер. Прими это к сведению. Прежде всего, где ты ждешь выхода?
 - Какого выхода?
 - Специфического актуального выхода, когда ты уверен, что ты переживаешь тревогу.
 - Ох... хорошо, я сижу в зале, слева, в третьем ряду.
 - Хорошо. Ты сидишь прямо?
 - Нет. Я наклоняюсь вперед. Коленями упираюсь в переднее кресло.
 - Прекрасно. Какие физические ощущения ты пере- живаешь?
 - А... я скриплю зубами... мышцы живота...
 - ГОВНО! Ты бы не узнал мышцы живота, если бы я принес их тебе на тарелке. Где ты чувствуешь мышечное напряжение?
 - Хорошо, я бы сказал... чуть ниже желудка.
 - Еще хуже, - рычит тренер, отворачивается от Ро- берта и обращается ко всей аудитории: - Слушайте, жопы, не рассказывайте мне про ваши желудки. Никто из вас, если только он не врач, не сможет с точностью до фута показать расположение желудка. Если вы хотите указать на физические ощущения в районе от сосков до генита- лий, пользуйтесь пупком. Я думаю, большинство из вас знает, где находится пупок. Продолжай, Роберт.
 - Хорошо, я чувствую страшное напряжение выше пупка, вокруг него и вглубь.
 - СКОЛЬКО, БУДЬ ТЫ ПРОКЛЯТ?! Вглубь - это значит в твоем ебаном позвоночнике.
 - Три дюйма...
 - Теперь хорошо. Вот твоя тема. Это - напряжение в этой области перед выходом.
  * * *
 - Заня?
 Хрупкая привлекательная блондинка лет тридцати, хорошо одета и тщательно причесана. С первых же ее слов ясно, что она плачет.
 - Мне так страшно... я не знаю, что происходит (она всхлипывает), это просто... мне... страшно.
 - Чего ты боишься, Заня? - спрашивает тренер.
 - Я не знаю. Я не знаю (рыдания)... мне страшно.
 - Чего ты боишься?- снова спрашивает тренер, на- правляясь к ней.
 Заня неудержимо рыдает.
 - Мне... страшно... я не знаю ...
 - ГОВНО. ЗАНЯ, ТЫ ЗНАЕШЬ! ЧЕГО ТЫ БОИШЬСЯ? - кричит тренер прямо ей в ухо.
 - МУЖА! МУЖА! - внезапно выкрикивает Заня через рыдания.
 - Хорошо, мужа, - говорит Дон. Он берет у Зани микрофон и держит его у ее лица.
 - Закрой глаза, опусти руки и войди в свое простран- ство... Почему ты боишься своего мужа?
 - Я просто (она делает паузу) его боюсь.
 - Почему ты его боишься? - повторяет Дон.
 - ОН БЬЕТ МЕНЯ! - снова выкрикивает она.
 - Хорошо, он тебя бьет. Когда он тебя бьет?
 - ВСЕ ВРЕМЯ!
 - Когда он тебя бьет? Где он тебя бьет? Место и время?
 Заня еще некоторое время рыдает, бормочет что-то невнятное, затем очень ясно говорит:
 - Я беременна...
 - Ты беременна. Когда? Сейчас? Когда это случи- лось?
 - Восемь лет назад.
 - Где он тебя бил? В спальне? В гостиной?
 - В гостиной.
 - Что ты делаешь?
 - Я... свернулась на полу... около дивана... ОН ПИ- НАЕТ МЕНЯ!
 - Прекрасно, - говорит тренер. Он держит микро- фон у ее лица и нейтрально смотрит на нее. - Что ты ему говоришь?
 - Ничего... я плачу... мне так страшно...
 - Что ты чувствуешь? Какие физические ощущения?
 - Страх...
 - Я знаю, что это страх. Страх - это концепция! Какие у тебя чувства и физические ощущения?
 - Я вся избита. Большой шар боли в груди... все мышцы напряжены...
 - Все мышцы не напряжены. Какие мышцы?
 - Руки, мышцы живота, челюсти... это так нехоро- шо!
 - Он что-нибудь говорит тебе?
 - Нет... он просто пинает меня... он называет меня дешевой сукой... он ругается, он пьян. Он пьян ВСЕ ВРЕ - МЯ!
 - Что ты ему говоришь?
 - НИЧЕГО! Я просто лежу... он пьян...
 - Что бы ты хотела ему сказать?
 - Это нехорошо... это нехорошо...
 - СКАЖИ ЭТО ЕМУ!
 - ЭТО НЕХОРОШО! ТЫ НЕ ИМЕЕШЬ ПРАВА МЕНЯ БИТЬ! Я НОШУ ТВОЕГО РЕБЕНКА!
 - Хорошо. Что еще ты хотела бы ему сказать?
 - Я ХОРОШАЯ ЖЕНА!.. Ты не имеешь права меня бить... это НАШ РЕБЕНОК!
 - Какая у тебя поза, выражение лица?
 - Я свернулась, колени у подбородка... я хочу защи- тить ребенка. Я плачу.
 - Хорошо. Какие отношения или точки зрения?
 - Это нехорошо. Это нехорошо. Если бы он только изменился. Если бы только перестал пить.
 - Почему он тебя пинает?
 - Он пьян... он вне себя...
 - Хорошо. Почему он тебя пинает?
 - Я не знаю... Я ЛЮБЛЮ ЕГО!
 - Это прекрасно. Заня, почему он тебя пинает? Заня, всхлипывая, несколько секунд стоит с опущен- ной головой.
 - ...Я не знаю... он взбесился...
 - ЗАНЯ, ПОЧЕМУ ОН ТЕБЯ ПИНАЕТ?
 - ОН ПЬЕТ! Я ГОВОРЮ ЕМУ, ЧТО ОН ПЬЯНИЦА!
 - Хорошо. Он бьет тебя, ты лежишь. Какие образы из прошлого приходят к тебе?
 - Ничего...
 - Он бьет тебя. Ты лежишь, свернувшись. Какие образы из прошлого?
 - Только... темнота.
 - Какой возраст? Не думай! Бери, что придет!
 - Шесть. Мне тесть лет...
 - Хорошо. Какие образы?
 - Темнота. Я не помню.
 - Я не хочу, чтобы ты вспоминала. Смотри на обра- зы. Любые. Не думай!
 - Только темнота!
 - Смотри... ТУДА! Прямо туда! Что ты видишь?
 - Я не знаю... ничего.
 - СМОТРИ, Заня! Тебе шесть лет... тебя побили... это нехорошо... ты свернулась... колени у подбородка... кри- чит на тебя...
 -Ох!
 - ЧТО ТАМ, ЗАНЯ?
 - Я... я лежу в постели. Я плачу...
 - Продолжай.
 Заня начинает так неудержимо рыдать, что не мо- жет говорить.
 - Что происходит, Заня? Скажи, что ты видишь?
 - Я плачу... я свернулась... мой отец отшлепал меня.
 - Где он тебя отшлепал? Когда? Что он сказал?
 - По заду... в постели... он только что ушел...
 - Почему он отшлепал тебя?
 - Это НЕХОРОШО! Я ничего не сделала. Мой отец сошел с ума.
 - Почему он отшлепал тебя?
 - Я не знаю... он всегда меня шлепает... он меня не любит... он меня ненавидит.
 - Почему он тебя ненавидит?
 - Он просто... Я НЕ МАЛЬЧИК! - выкрикивает Заня и разражается громкими рыданиями.
 - Хорошо. Ты в постели, свернулась и плачешь. Что ты хочешь сказать своему отцу, Заня?
 - ЭТО НЕХОРОШО! Я не виновата, что я девочка! ПОЧЕМУ ТЫ НЕ ЛЮБИШЬ МЕНЯ?
 - Заня, как ты себя чувствуешь сейчас?
 - Мне грустно... так грустно.
 - Какие физические ощущения?
 - Глаза горят... в горле першит... тяжесть в живо- те...
 - Где тяжесть? Что это такое - "тяжесть"?
 - Большой шар... ощущений, тяжелых ощущений, как мяч... от пупка... и до сердца.
 - Хорошо. Спасибо, Заня, - тренер подает ей пла- ток. - Смотри, мы только оцарапали поверхность. Хочешь ли ты в процессе правды быть со своим телом, своими эмоциями, чувствами, образами и завершить пережива- ние?
 -Да...
 - Не пытайся их понять. Не пытайся их объяснить. Бери, что придет, и пере-переживи. Хорошо?
 -Да.
 - Хорошо. Сейчас я попрошу тебя открыть глаза, вернуться в зал и сесть. Ты готова вернуться в зал?
 -Да.
 - Хорошо. Открой глаза. Спасибо, Заня.
 Громкие аплодисменты. Дон возвращается на плат- форму. Заня больше не плачет, садится и вытирает глаза платком. Еще несколько человек, которые тоже плакали, поднимают руки, чтобы им принесли платки. Атмосфера в зале очень тяжелая.
 - СЛУШАЙТЕ, РЕБЯТА, - обрушивается тренер, - я хочу, чтобы НИ ОДНА ЖОПА НЕ ДУМАЛА, ЧТО ПОНЯЛА ЗАНЮ. Тут нечего понимать. Я хочу, чтобы вы это поня- ли. Цель выбора и исследования темы не в том, чтобы ее понять. Ее надо пережить, прикоснуться к ней. Найти препятствие. Я не хочу, чтобы какие-нибудь жопные фрей- ды думали, что достаточно обнаружить, что ты любишь мать и ненавидишь отца, как все проблемы автоматичес- ки исчезнут. Понимание - это приз для дураков. Берите, что придет, и переживите это, полностью переживите.
 - Да, Джон, встань, возьми микрофон.
 Джон - пожилой человек лет пятидесяти, седой, в очках, один из немногих при галстуке.
 - Когда я был мальчиком, - с достоинством гово- рит он, - это было много лет назад, я перенес необычную социальную травму. Мне кажется...
 - СТОП! СТОП! - громко прерывает тренер. - Ты ни- когда не переживал социальной травмы за всю свою еба- ную жизнь.
 - Нет, я переживал, - настаивает Джон, - когда мне было шесть лет...
 - СТОП! - снова кричит Дон. Он сходит с платфор- мы и идет к Джону. - Социальная травма - это концеп- ция, идея, обобщение. Что случилось, Джон?
 - Я не могу сказать, - нервно говорит Джон, - я имею в виду, что это было довольно неприлично... настоящая социальная травма, и я не хотел бы говорить об этом в таких обстоятельствах.
 - ЧТО ЗА ХУЙНЮ ТЫ ГОВОРИШЬ?
 - Извини.
 - Слушай, Джон, зачем ты встал?
 - Я хочу прояснить свою тему.
 - Прекрасно. Я понял. Какая у тебя тема?
 - Моя тема - это необычная социальная травма, которая годами удручала меня, и...
 - СТОП! Джон... слушай, Джон, скажи, что с тобой случилось, когда тебе было шесть лет.
 - Я... хорошо... ну... когда мне было шесть лет, я наложил в штаны в церкви.
 - И ТЫ ВСЕ ЭТО НОСИШЬ С СОБОЙ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ! (Громкий долгий смех)
 Джон вспыхивает и улыбается. - Это верно. Я никогда не думал, что я смогу ска- зать... я чувствую, что избавился от этого. (Смех.)
 - Джон, какая у тебя тема? - спрашивает тренер, почему-то не улыбаясь.
 - Я не знаю, - отвечает Джон, - все прошло. Теперь мне нужна новая. (Новый взрыв смеха.)
 - Только не здесь, Джон, - говорит тренер, возвра- щаясь на платформу, - здесь не церковь.
  * * *
 - Таким образом, элементами переживания являют- ся физические ощущения, позы, выражения лица, точки зрения, чувства, эмоции и образы прошлого. Если ты со- храняешь контакт по крайней мере с одним из этих эле- ментов, можешь быть уверен, что ты жив. Да, Генриэтта?
 Генриэтта, полная женщина лет сорока, встает и говорит дрожащим голосом:
 - Мне очень жаль, но сегодня у меня такое ощуще- ние, что меня бросили. Это обсуждение тем удручает меня.
 Тренер быстро спускается с платформы и идет к ней.
 - Ты чувствуешь, что тебя бросили? - резко спра- шивает он.
 -Да, -неуверенно отвечает она, -это обсуждение тем...
 - КОГДА ТЕБЯ БРОСИЛИ, ГЕНРИЭТТА? - вдруг Кри- чит он.
 - Я не понимаю, - оцепенев от ужаса, говорит она, - я имела в виду интеллектуально...
 - Закрой глаза, Генриэтта, дай микрофон. Опусти руки.
 - Но я имела в виду...
 - Я ЗНАЮ, ЧТО ТЫ ИМЕЛА В ВИДУ! Войди в свое про- странство... Хорошо, Генриэтта. Когда тебя бросили?
 Генриэтта внезапно начинает рыдать, плечи трясут- ся, лицо закрыто руками. Ассистент несет ей платок.
 - Когда тебя бросили, Генриэтта? - резко настаи- вает тренер.
 - Моя... мать, - произносит Генриэтта сквозь ры- дания, - моя мать бросила меня с моей бабушкой, когда мне было девять лет.
 - Что случилось, когда тебе было девять лет? - на- стаивает тренер. Он держит микрофон у залитого слеза- ми лица Генриэтты.
 - Она... бросила меня! Я говорила, что хочу с ней... но она меня бросила.
 - Что случилось, Генриэтта?
 - Моего отца посадили за несколько лет перед этим, и вдруг моя мать... сказала, что я должна жить с бабуш- кой... Но я не хотела. Я не хотела!
 - Скажи это сейчас своей матери, Генриэтта!
 - НЕ УХОДИ, МАМА, НЕ УХОДИ. Я ХОЧУ БЫТЬ С ТО- БОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, МАМА, ВОЗЬМИ МЕНЯ С СОБОЙ. Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ МЕНЯ БРОСАЛИ! - Генриэтта плачет тише и берет платок у ассистента.
 - Хорошо, Генриэтта, - спокойно говорит тренер, - я хочу, чтобы ты точно рассказала мне, где ты была и что чувствовала, когда уходила твоя мать.
 Генриэтта вытирает глаза и нос, ее голова опущена на грудь.
 - Я была у бабушки на кухне. Она пыталась заста- вить меня есть пирожные. Я НЕНАВИЖУ ПИРОЖНЫЕ! Они лежали передо мной на тарелке, и мать сказала: "Нана будет о тебе заботиться". Я начала плакать. Мать и Нана говорили мне, что все будет хорошо, а я чувствовала себя такой покинутой... такой беспомощной...
 - Что именно ты чувствовала? - спрашивает тренер.
 - Оцепенение, беспомощность, брошенность...
 - Это концепции, а не чувства. Какие у тебя сейчас физические ощущения?
 - Боль... такая боль... под сердцем, вот здесь, прямо здесь, - Генриэтта вызывающе смотрит на тренера и уда- ряет себя кулаком в грудь.
 - Хорошо. Что-нибудь еще? Генриэтта закрывает глаза и думает.
 - И... напряжение в шее и горле... я хочу говорить, но не могу.
 - Хорошо. Где именно это напряжение?
 - Здесь, - говорит Генриэтта и показывает на горло и на шею.
 - Чувствовала ли ты эту боль или это напряжение до того, как ты встала и сказала мне, что ты чувствуешь себя брошенной на тренинге?
 Генриэтта открывает глаза и смотрит прямо на тре- нера, как будто припоминая свои тогдашние пережива- ния.
 - Да, - говорит она, - да, это было, было.
 - Хорошо, Генриэтта, спасибо. Если ты хочешь, ты можешь взять темой боль в сердце и напряжение в горле и шее, которые ассоциируются у тебя с брошенностью. Теперь тебе ясно, что это может быть темой?
 -Да.
 - Если хочешь, ты можешь выбрать темой что-ни- будь другое, а можешь оставить это. Ты только начала пере-переживать это событие. В процессе правды ты мо- жешь войти в него глубже. Спасибо, Генриэтта.
 (Аплодисменты.)
 - Кто следующий? - спрашивает тренер, возвраща- ясь на платформу. - Джек? Встань.
 - Это трудно уловить, - сосредоточенно говорит Джек, - я полагаю, что моя тема - это скука.
 - Ох, Иисусе! МНЕ НЕ НУЖНА ТВОЯ ВСЕМИРНАЯ ЧУШЬ! СКУКА - ЭТО КОНЦЕПЦИЯ! Прикоснись к актуаль- ной ситуации, времени, месту, актуальным физическим ощущениям, чувствам, всему тому, что порождает ситуа- ция.
 - А! Правильно!' Ну, например здесь. Почти весь тренинг я скучал.
 - Хорошо. Теперь ты живешь. Подумай о каком- нибудь определенном моменте тренинга, когда тебе было скучно.
 - Хорошо... вот когда ты говорил об уровнях... ммм... я не уверен, что помню... уровнях уверенности.
 - Хорошо. Как ты сидел? Какие были физические ощущения?
 - Правильно. Хорошо. Теперь я тебя понял.
 - Потрясающе! Ты собираешься отвечать на мой вопрос?
 - Правильно. Я сидел, наклонившись вперед, голо- ву держал в руках. Я чувствовал оцепенение в мозгу.
 - Оцепенение в мозгу?
 -Да.
 - Слушай, Джек, никто никогда не переживал оце- пенения в мозгу. Оцепенение означает отсутствие ощуще- ний. Как ты мог пережить отсутствие ощущений в месте, в котором нормально не бывает ощущений?
 Джек смотрит на тренера.
 - Неудачное слово, - говорит он, - тяжесть в мозгу.
 - Мозг - это тоже концепция. Говори "голова". Где в голове?
 - Задние две трети.
 - Хорошо, Джек, вот твоя тема. Тяжесть в двух тре- тях головы, когда я говорю. Правильно?
 - Правильно! - улыбаясь говорит Джек, и ему, явно, больше не скучно. (Аплодисменты.)
 - Мой барьер - мое эго, - говорит Том, бородатый парень с четками. - Я пытался достичь непричастности к эго целых...
 - Эго?! - спрашивает тренер, расширяя глаза в ка- рикатурном ужасе. - У тебя проблема с твоим эго? - Да, - говорит Том, - мне кажется, что для всех, стоящих на Пути, эго - проблема номер один.
 - Том, - начинает тренер с деланным уважением, - Том, покажи свое эго.
 - Показать мое эго?
 - Да, покажи свое эго.
 - Я не могу.
 - Хорошо. Это решает проблему. У тебя есть дру- гая?
 - Но как это решает мою проблему?
 - Если ты не можешь найти свое ебаное эго, то как оно может тебе мешать?
 - Но оно мешает.
 - Том, - говорит тренер мягким вежливым тоном, - тебе являются призраки?
 -Нет.
 - Хорошо. Тебе является эго? Том молчит.
 - Эго - это концепция, - неуверенно говорит он.
 - ЭГО - ЭТО КОНЦЕПЦИЯ! - кричит Дон. - Да, эго - это концепция. Теперь, если ты хочешь пережить посто- янный, устойчивый барьер, я предлагаю тебе рассмотреть специфическое место, время и ситуацию, которая вызы- вает у тебя напряженность, причастность, избыток эго - называй как хочешь - и обнаружить, что ты действитель- но переживаешь. И я не хочу больше этого говна про эго. Если ты скажешь, что, когда проигрываешь в бридж, ты чувствуешь боль в левом боку, - это прекрасно, но не го- вори мне, что проигрыш в бридж создает проблему эго.
 - Это напряжение в животе.
 - Хорошо, теперь ближе. Точно локализуй ощуще- ния, и в процессе правды мы увидим, какие другие чув- ства, точки зрения, позы, выражения лица у тебя с этим ассоциируются. Понял?
 - Понял. Спасибо, Дон. (Аплодисменты.)
 - Вы, ребята, которые занимались Дзэном и други- ми восточными вещами, очень озабочены тем, чтобы из- бавиться от так называемого "эго". На следующей неде- ле мы увидим, что это действительно есть, но сейчас я хочу сказать, что большая часть вашей борьбы со своим эго - это все те же безнадежные попытки измениться. У тебя есть так называемое "эго"? Грандиозно! У тебя есть эго. У тебя также есть большой нос и лысина. Что есть, то есть. В попытках отделить свое эго не больше смысла, чем в попытках отрастить волосы на лысине. Ты можешь ис- кусственно замаскировать свое эго и свою лысину, но, когда подует ветер, все на месте - эго и лысина.
 Но ты мне симпатичен, Том. Когда я начал трени- роваться на тренера, я был весь в Дзэне и, как бешеный, трудился над своим эго. Я около двух месяцев был лиде- ром семинара, когда Вернер спросил меня: "Дон, пока ты был лидером семинара, ты переживал какое-нибудь эго?" Свят, свят, сказал я себе, вот попался. Он видит меня на- сквозь. Ну и парень! Да, Вернер, все-таки немного было, сказал я вслух. "Брось, Дон, - сказал Вернер, - все - эго. Ты стоишь и излучаешь эго, как пятисотваттная лампоч- ка". Я засмеялся и сказал, что мне действительно нравит- ся быть лидером. "Ну и прекрасно, - сказал Вернер, - если ты принял то, что ты называешь своим эго, и движешься с ним, все в порядке. Только не надо претендовать, что это не приносит удовлетворения". Такие вот дела, - зак- лючает Дон, - если ты любишь победы - наслаждайся победами. Если тебя не волнуют ни победы, ни пораже- ния - не волнуйся ни из-за побед, ни из-за поражений. Только помни, что необходимость избавиться от эго не больше, чем необходимость избавиться от лысины-пусть сияют. Эй! Куда это ты идешь?
 Хэнк, невысокий плотный человек средних лет, идет по центральному проходу к выходу. Ассистент Ричард встает в конце центрального прохода. Когда тренер кри- чит, Хэнк останавливается и оборачивается.
 - Я ухожу, - объявляет он.
 - Нет, ты не уходишь. Вернись и сядь.
 - Я терпел эту чушь, сколько мог, - говорит Хэнк, настаивая на своем, - я и так уже потерял полтора дня. Ты нас оскорбляешь, разглагольствуешь на тривиальном жаргоне и не обращаешь внимания на наши рациональ- ные возражения. С меня хватит. Я ухожу. Я хочу предло- жить всем, кто уже понял, что это все - колоссальное надувательство, пойти со мной в мое бюро на Пятой Аве- ню. Кто хочет пойти со мной?
 - Сядь, Хэнк, - твердо говорит тренер,- мы органи- зуем доставку позднее. (Смех.)
 - Но...
 - Мы организуем доставку в бюро в конце дня, Хэнк, не сейчас. Вспомни, что ты согласился остаться в зале и выполнять инструкции.
 - Хватит с меня ваших глупых соглашений.

<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу