<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 - Реальность - это сознание...
 - Реальность - это все, доступное восприятию... ду- ховная энергия... пространство, материя и форма... физи- ческая вселенная... боль в заднице... Бог... собственно переживания и т.д.
 - Ну хорошо, - говорит Мишель, выслушав около двадцати таких предположений, - что же такое реаль- ность? Возьмем самую обычную ситуацию. Ты стоишь на углу Пятой авеню и делаешь три шага на красный свет. В последний момент ты замечаешь автобус, мчащийся со скоростью тридцать миль в час. Автобус реален?
 Несколько голосов отвечают утвердительно.
 - Вы правы, будьте вы прокляты, он реален! Вы уж лучше поверьте. Прекрасно, ты смотришь на автобус и говоришь сам себе: "О, вот едет кусок реальности". А го- воришь ли ты также: "Вот едет кусок ума"?
 Несколько человек кричат "нет", а один - "да".
 - ДА? - кричит тренер. - Ах ты, жопа, кого это и когда переехало куском ума?
 Он делает паузу и смотрит на обиженного ученика.
 - Хорошо, - продолжает он, - говоришь ли ты себе "Вот едет дух"? Нет. Говоришь ли ты себе "Ух ты, вот едет Бог со скоростью тридцать миль в час"?... Нет. Это реальность надвигается на тебя, а все эти вещи - это не то, что мы подразумеваем под реальностью. Как мы уз- наем, что этот автобус реален? Да, Хелен?
 - Мы можем его почувствовать.
 - Это не так, - говорит Мишель, - пока ты стоишь, ты его не чувствуешь, однако автобус все равно реален. Возможность почувствовать - это не проверка на реаль- ность. Откуда мы знаем, что автобус реален? Джордж ?
 - Он меня собьет?
 - Как он тебя собьет?
 - Шарахнет, и я улечу.
 - Ну и каким образом он тебя собьет?
 - Так вот же он, рядом!
 - Я знаю, что он рядом. Но что в нем дает мне по- нять, что он здесь, что он реален? Боб?
 - Это физический предмет.
 - ЭТО ФИЗИЧЕСКИЙ ПРЕДМЕТ! Тест на реальность - это физичность. Физическое - реально!
  * * *
  - Хорошо, - говорит Мишель через час. У него на лбу выступила испарина. Он интенсивно препирался с учениками на тему реальности и столкнулся с сопротив- лением. - Давайте посмотрим, что мы извлекли из чело- веческих представлений о реальности.
 Во-первых, она физична. Мы не называем что-то реальным, если эта вещь не физична. Физичность прояв- ляется во времени, расстоянии и форме. Физические пред- меты, тела имеют форму, существуют во времени и имеют протяженность.
 Можно сказать, что нечто, вроде единорога, суще- ствует, но он нереален. Воображаемый единорог не суще- ствует во времени и пространстве.
 Во-вторых, смысл физичности в измеримости. Вре- мя, форма и расстояние должны быть измерены. Просто измеримость означает, что предмет имеет начало, сере- дину и конец.
 - Подожди минуту, Ричард, - говорит Мишель в ответ на энергично поднятую руку, - я хочу закончить.
 Итак, в-третьих, суть измеримости-конвенциональ- ность. Чтобы что-то было измеримым, оно должно иметь начало. За каждым началом идет середина, потом - ко- нец. Конец этой доски является началом пространства между доской и той дверью. Это пространство имеет се- редину, находящуюся, скажем, там, где сидит Язон. Эта середина может быть началом головы Язона, а также кон- цом пространства между потолком и его головой.
 Все является началом чего-то, серединой чего-то и концом чего-то. Все во Вселенной существует по конвен- ции. Различные начала обязательно являются концами и серединами других вещей. Все во Вселенной течет через что-нибудь еще, начала, середины и концы - все в соот- ветствии.
 Эта доска реальна из-за своей физичности. Она име- ет форму, существует во времени, имеет расположение, размеры. Она измерима, имеет начало, середину, конец. Всем ясно, о чем мы говорим? Да, Лестер?
 - Я не понимаю, почему мы должны говорить, что реальное физично, - говорит Лестер, продолжая начатое ранее возражение, - по-моему, единственная вещь, кото- рая существует, - это ум, сознание. Беркли и Хьюм гово- рят то же самое. Почему эта доска или автобус более реальны, чем мои мысли о Рокуэл Уэлш?
 - Запомни, что твои мысли о Рокуэл Уэлш реальны, Лестер. Они формальны и существуют во времени. Они только не вещественны, как автобус. Автобус может фи- зически переехать тебя, и мысли о Рокуэл могут привести тебя в физическое движение.
 - Значит, ты согласен, - говорит Лестер, - что и то, и другое существует только в моем сознании?
 - Нет! - кричит Мишель. - Твои мысли о Рокуэл Уэлш реальны, но существует другая реальность - сама Рокуэл, и между ними есть разница, будь ты проклят. Это касается и реального автобуса, и твоих реальных мыслей об автобусе.
 - Нет никакого автобуса, кроме как в моем созна- нии, - настаивает Лестер.
 - Я знаю твои теории, - резко отвечает Мишель, - я счастлив, что ты изучал Беркли и Хьюма. Твоя теория такова, что если я пошлю тебя в нокаут и положу на Пя- той авеню перед автобусом, и он тебя переедет, то он не будет реальным из-за того, что не войдет в твое сознание.
 - Правильно, для меня он никогда не станет реаль- ным, - соглашается Лестер.
 - Мне на срать, думаешь ли ты, что он реален или нет. Твои мысли о реальности какой-либо вещи не имеют никакого отношения к ее реальности. Автобус, который тебя переедет, покажется очень реальным твоей жене, и не покажется реальным тебе. Но, в любом случае, он реа- лен.
 - Нет. Это просто значит, что у нас разные реально- сти.
 - Смотри, Лестер, давай возьмем двадцать человек и будем по очереди ставить их перед тем, что мы называ- ем автобусом. Всех их задавит. Тогда, может быть, толь- ко может быть, имеет смысл предположить, что автобус реален из-за своей многократно продемонстрированной физичности.
 - Да, я вижу.
 - Хорошо. Другой пример: предположим, что мы создали голограмму доски между этими двумя досками. Каждому в этом зале все три доски покажутся реальны- ми, но только две из них, физические и измеримые, явля- ются реальными досками. То, что реально для человека, необязательно физически реально.
 - Хорошо, - говорит Лестер, - тогда возьмем, ска- жем, нашествие с Марса. Орсон Уэллес, сделавший радио- программу, заставил многих людей думать, что на нас напали марсиане. Их мысли о нашествии испугали их так же, как могло испугать само нашествие. Для них оно было реальным.
 - НЕТ, ЖОПА, - кричит Мишель, - их мысли были реальными, они позволили своим мыслям управлять со- бой. Но когда они вышли на улицу, они обнаружили, что нашествие не было реальным.
 Смотри, Лестер, ты застрял на промежуточном тес- те реальности. В то время как физичность, измеряемость являются нашим ультимативным тестом реальности, су- ществует еще промежуточный тест, который мы часто используем. В случае с радиопрограммой Орсона Уэлле- са слушатели применили промежуточный тест: все, что говорил диктор, верно. Они не смогли, или не стали, фи- зически проверять наличие марсиан, они подчинились авторитету радио.
 Предположим, я объявляю, что через час мы пере- местимся из этого отеля в другой, причем мы поедем в другой отель на слонах, которые уже ждут нас на улице. На слонах... Вы должны применить промежуточный тест для определения реальности слонов. Чем вы воспользуе- тесь, для того чтобы определить, действительно ли вас у выхода ждут слоны? Да, Боб?
 - Это нелепо.
 - А если бы я сказал, что вас ждут автобусы?
 - Это было бы правдоподобно. Я бы, вероятно, по- верил.
 - Ну, что это за тест?
 - Имеет ли это смысл, правдоподно это или нет.
 -ДА, ПРАВДОПОДОБИЕ! Промежуточным тестом ре- альности является главным образом правдоподобие. Ав- торитет - это просто одна из форм правдоподобия. Другие возможные формы: нравится нам это или нет, считает ли это правдоподобным большинство людей, кажется ли это естественным, вероятно ли это и т. д. Теперь следующий вопрос: какова суть всех этих элементов правдоподобия?
 - Соглашаюсь ли я считать тебя авторитетом или нет, - говорит Барбара, - соглашаюсь ли я считать это правдоподобным.
 - Правильно, соглашение. Мы должны согласиться с общим мнением, мы должны согласиться, что естествен- но быть снегу в декабре, естественно быть автобусу в То- кио. Но помните, что наше согласие с промежуточным тестом не означает, что в декабре действительно бывает снег, а в Токио - есть автобусы. Только физичность мо- жет ультимативно доказать это. Как бы там ни было, со- глашение является основой как физичности, нашей первичной оценки реальности, так и правдоподобия, на- шего вторичного, или промежуточного, теста реальнос- ти... Да, Брэд?
 - Но мне кажется...
  * * *
 Обсуждение природы реальности продолжается. Мы ерзаем на стульях, включаемся в дискуссию и выклю- чаемся из нее. Тренер выдвигает положения, иллюстри- рует их, отводит возражения, отвечает на вопросы и медленно продвигается вперед. Перед первым перерывом он выводит на сцену пять учеников и ставит четырех из них вплотную одного за другим, а пятого чуть позади. Затем тренер резко толкает первого. Четыре человека, как костяшки домино, падают в руки пятого.
 - С точки зрения четвертого человека, - говорит Мишель, отправив учеников на места, - почему он упал в руки пятого?
 - На него упал третий.
 -Хорошо. Третий вызвал эффект его падения в руки пятого. Он пережил себя как эффект номера три. А что третий? Какова его точка зрения?
 - Его толкнул номер два! - кричит кто-то.
 - Да, падение номера два вызвало эффект падения номера три, который кажется причиной эффекта падения номера четыре. А что второй?
 - А его толкнул первый!
 - Хорошо. Номер один вызвал эффект падения но- мера два, который вызвал эффект падения номера три, который вызвал эффект падения номера четыре... Но кто действительно сделал это?
 - Ты сделал, - кричат несколько человек.
 - Правильно. Я толкнул Вена, это было причиной эффекта падения Вена, что вызвало эффект падения но- мера два и т. д. Причина - эффект, причина - эффект, причина - эффект, или, в действительности, причина - эффект, эффект, эффект, эффект, эффект.
 Очень хорошо. Однако подождите. То, что я толк- нул Вена, явилось эффектом инструкции Вернера, не так ли?
 После короткого молчания раздается несколько ут- вердительных ответов.
 - А инструкции Вернера для этого процесса явились эффектом того, что он видел, как его отец толкал его мать, когда ему было четыре года. А то, что его отец толкал его мать, явилось эффектом того, что мать называла отца лен- тяем, что явилось эффектом того, что ее отец говорил, что мужчина всегда должен быть занят. А то, что ее отец го- ворил, что мужчина всегда должен быть занят, явилось эффектом того, что его отец однажды его отшлепал, ког- да он... Эффект, эффект, эффект, эффект, эффект, эффект, эффект, - бубнит Мишель.
 - При таком типе анализа - все эффект. Причины нет. И этим типом анализа вы пользовались всю жизнь. Он согласуется с вашей реальностью. Кроме того, он на- учен, не так ли? Ты переживаешь себя как эффект того, что сделал кто-то другой, а этот другой переживает себя как эффект чего-то из своего прошлого. И ТАК ДО БЕСКО- НЕЧНОСТИ! Эффект, эффект, эффект, эффект, эффект...
 У нас есть простое название для этого типа поверх- ностного анализа. Мы называем его "ЛОЖНАЯ ПРИЧИНА". И этот тип анализа управляет вашей жизнью. После пе- рерыва мы увидим, кто действительно сделал это...
  * * *
  - Сейчас мы переходим к ответу на основной воп- рос: "Кто это сделал?", - говорит Мишель после корот- кого тридцатиминутного перерыва. - Ответ на основной вопрос - не так уж плохо за двести пятьдесят долларов. И когда мы на него ответим, правда освободит вас. По всей вероятности, правда сначала заставит вас описаться, но позднее вы, возможно, переживете свою свободу. 'Начи- ная отвечать на вопрос "Кто это сделал?" или "Как нам спастись от реальности ложной причины?", мы рассмот- рим сначала природу нереальности. Что такое нереаль- ность? Джордж?
 - Всё. (Смех.)
 - Терренс?
 - Воображение.
 - Бред?
 - Мысли.
 Фантазия... верования... концепции... сознание... ум... чувства... счета из прачечной... Бог... дух... иллюзии и т.д.
 - Хорошо. Спасибо. Прежде чем продолжить, от- метим, что нереальность не должна быть ничем, чем яв- ляется реальность. Если реальность физична, нереальность должна быть нефизична. Правильно?
 (Ответа нет.)
 - ПРАВИЛЬНО? ПРОСНИТЕСЬ ЖЕ, ПРАВИЛЬНО?
 - ПРАВИЛЬНО! - кричит дюжина голосов.
 - Если реальность измерима, нереальность должна быть неизмерима. Правильно?
 - Правильно! - кричат многие.
 - Если о реальности иногда судят по правдоподо- бию, нереальность не может быть правдоподобной. Пра- вильно?
 - Правильно!
 - Если реальность основана на соглашении, нере- альность не должна зависеть от соглашения. Правильно?
 - Правильно.
 - Нереальность не должна зависеть от авторитета общественного мнения, соображений естественности и прочих частей правдоподобия, правильно?
 - Правильно!
 - И если реальность неразрывно связана с концеп-
 циями, то нереальность не должна быть связанас концеп- циями.
 Хорошо, посмотрим, к чему мы пришли. Нереаль- ность - это нечто, что не может быть физическим, изме- римым, правдоподобным и не должно зависеть от соглашений или концепций. Можете вы придумать что- нибудь, что подходило бы под это описание?
 Мишель отходит от левой доски, на которой он за- писывал различные характеристики реальности и нере- альности, и смотрит на молчащих учеников.
 - Что нефизично, неизмеримо, неправдоподобно и не зависит от соглашений или концепций?
 - Ум, - предполагает кто-то.
 - Сознание, - кричит другой.
 - Нет, - говорит тренер, - вы не поняли. Вы даете мне концепции. Это не зависит от рассудка, концепций или соглашений.
 - Мысли, - говорит одна женщина.
 - Воображение.
 - Переживание, - говорит кто-то.
 - ДА, ПЕРЕЖИВАНИЕ! - кричит тренер. - Пережива- ние нефизично, неизмеримо, не определяется правдопо- добием и не зависит от соглашений. Нереальность - это переживание. Нереальность - это переживание... не чув- ства... не мысли... не размышления... не анализ... ваше пе- реживание.
 Он делает паузу, смотрит на доску, на которой он написал "переживание" на стороне "нереальности", затем смотрит на учеников.
 - Еще минуту, мы еще не закончили. Если реаль- ность - это эффект, эффект, эффект, то нереальность - это причина, причина, причина, источник всех вещей. И ко- нечно, наше переживание - это источник, как некоторые из вас уже догадались...
 Что же получается? Слева у нас - "реальность", ко- торая физична, измерима, базируется на соглашении и создает мир эффекта, эффекта, эффекта. Справа - "нере- альность", которая нефизична, неизмерима, не базирует- ся на соглашении и которую мы должны признать источником, или причиной, всех вещей...
 Он делает паузу.
 - Что-нибудь не так?
 Он ждет, долгое время ответа нет. Наконец доно- сится голос с заднего ряда.
 - Да, - говорит Митч, - только одна проблема: пе- реживание - это самая реальная вещь, которую я знаю. Как, черт побери, оно попало на сторону нереальности?
 Тренер ведет себя так, как будто он не слышит Мит- ча. Он просто смотрит на учеников.
 - Да! - вдруг кричит он и снова поворачивается к дос- ке. - Маленькое затруднение: переживание - это наиболее реальная вещь из всех нам известных. Это источник всех вещей. На нем основано абсолютно все. Оно реально.
 С другой стороны, у нас есть то, что большинство людей называют "реальностью". Она полностью зависит от соглашения. Если достаточно большое число людей согласятся, что мир плоский - бац! - у нас есть реальный плоский мир. Если физики соглашаются, что атом - это мельчайшая частица материи, атом становится реально мельчайшей частицей материи. Конечно, когда они по- том соглашаются, что мельчайшая частица материи - электрон, реальность меняется. И конечно, через некото- рое время они согласятся, что мельчайшая частица - это не электрон, а... позитрон или кусок антиматерии, или что- нибудь еще. Зависит от того, будут они соглашаться в будний день или в выходной.
 - Вы турки! - кричит на нас Мишель. - Из малень- кого затруднения получилась гигантская проблема. То, что все называют реальным, в действительности - иллю- зия. А то, что все называют нереальным, в действитель- ности - самая реальная вещь, какую мы знаем. То, что мы обозначили на доске как "реальность" - это "нереаль- ность", а то, что обозначили как "нереальность" - это "ре- альность".
 Мишель смотрит на нас, затем подходит к доске, перечеркивает слово "реальность" и пишет над ним "не- реальность", перечеркивает слово "нереальность" и пи- шет "реальность". Затем снова выходит на край платформы.
 - Однако я хочу вас предостеречь, - громко продол- жает он, - не выносите этого из зала... не то вас лишат права голоса. Если вы начнете говорить людям, что фи- зики тратят свое время на игру с иллюзиями, вас посадят под замок. Физикам, конечно, все равно, они знают, что их профессия основана на интеллектуальной игре с дого- ворными нереальностями, но остальные лишат вас права голоса.
 И попробуйте сказать людям, что единственная ре- альная вещь - это ваше переживание. Большая радость. Когда мы говорим о нереальной физической вселенной, мы должны называть ее кодовым словом "реальность". А когда говорим о нашем реальном переживании тренинга, нам приходится называть его "нереальностью". Действи- тельно, с точки зрения общества, "реальный" тренинг - это что-то, что можно измерить, записать, с чем можно согласиться... - Мишель смотрит с сардонической ухмыл- кой. Он садится на стул. - Да, Генриэтта?
 - Ты хочешь сказать, что физическая вселенная не- реальна?
 - То, что мы называем физической вселенной, пол- ностью базируется на соглашении. Атом, например, - это просто соглашение между физиками. Сейчас физики до- говариваются о существовании все большего числа час- тиц, которых они не видели. "Хорошо, Чарли, - говорит один физик другому, - что-то должно вызывать этот фе- номен. Давай назовем это позитроном и посмотрим, ка- кие у него могут быть свойства". - "Ладно, Бэлли, - говорит Чарли, - давай только назовем какую-нибудь другую частицу чарлитроном". Иногда физикам удобно считать, что свет это - волны, иногда - что движущиеся частицы. Их не интересует, что такое свет на самом деле. Они знают, что им никогда этого не узнать, потому что свет реально не может быть ничем, кроме их пережива- ния. Они знают, что оперируют в мире нереальности, в котором свет не может быть ничем иным, кроме того, на что они согласятся. И ничем другим... Да, Генриэтта, фи- зическая вселенная нереальна, но только никому этого не говори, не то тебя лишат права голоса.
 Генриэтта, нервничая, стоит с микрофоном. В зале раздается смех.
 - Но если мы попадем под автобус, то он нас зада- вит. Ты сам говорил, что задавит.
 (Смех.)
 - Правильно, - отвечает Мишель, - вне всяких со- мнений, нереальная физическая вселенная материальна, она может убить. Настоящая реальность - это наше пере- живание. Но ты лучше поверь соглашению о том, что над- вигающийся на тебя автобус материален, чем бы он ни был в переживании других людей. "Автобус" - это со- глашение, он нереален, и он может убить. Поняла?
 - Я думаю, да, - говорит Генриэтта, садясь. (Смех.)
 - Да, Элания, встань.
 - Все это очень интересно, но я не понимаю, как это отвечает на вопрос: "Кто это сделал?" Ты обещал отве- тить на этот вопрос.
 - Совершенно верно, мы все еще не выяснили, кто это сделал. Однако теперь, когда мы знаем, что реаль- но, а что нереально, нам будет несколько легче, чем если бы мы оперировали в мире иллюзий, мире эффек- та, эффекта, эффекта... Ответ настолько прост, что мне даже неловко его произносить. Реально переживание, верно? -Да.
 - Хорошо. Кто является причиной, или источником, твоего переживания?
 Элания стоит с достоинством, но не отвечает секунд десять.
 - Ну... - неуверенно начинает она, - причиной од- них моих переживаний являются одни люди или вещи, а других - другие.
 - НЕТ! ВСЕ ТВОИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИМЕЮТ ОДИН И ТОЛЬКО ОДИН ИСТОЧНИК.
 - Один источник? - робко спрашивает Элания.
 - Один источник, - мягко отвечает тренер, игнори- руя дюжину поднятых рук. - Кто или что является источ- ником всех твоих переживаний?
 - Ну... я, - тихо говорит Элания.
 - Да, ты! - кричит Мишель. -Не твоя мама, не твой муж, не я, не твой эдипов комплекс, а ты!
 - Но я не являюсь источником всего, что я пережи- ваю. Когда меня сбивает автобус, он тоже отчасти явля- ется причиной моего переживания.
 - Автобус - это соглашение. Ты должна согласить- ся, что этот сгусток вещества является автобусом, до того как ты переживешь удар.
 - Соглашусь я, что это автобус или нет, меня все равно убьет.
 - Тебя, конечно, убьет. Но твое переживание будет определяться твоими соглашениями о нереальной физи- ческой вселенной. Ты являешься источником этих согла- шений и всех последующих переживаний.
 - Это кажется несколько абстрактным, - говорит Элания, садясь под легкие аплодисменты.
 - КОНЕЧНО, ЭТО КАЖЕТСЯ АБСТРАКТНЫМ! Вы не хотите признать, что вы отвечаете за все cвои пережива- ния. Если бы вы это сделали, вам пришлось бы оставить все свои игры, тотально зависящие от ваших претензий на то, что другие люди виноваты в том, что с вами проис- ходит.
 Если реальноствлуществует только по соглашению, каждый из вас отвечает за свою "реальность". Каждый создает свои собственные переживания. Вы не можете назвать ничего, за что вы не несли бы ответственность. Кирстен? Возьми микрофон.
 Кирстен с раздражением берет микрофон и быстро говорит:
 - Ты, кажется, хочешь сказать, что острые боли в руках и плечах от моего наследственного артрита - это моя вина.
 - Мы говорим не о вине, мы говорим об ответствен- ности.
 - Я не собираюсь брать на себя ответственность за жжение в руках. У моей матери то же самое. Это наслед- ственное.
 - Это твое переживание, это ты чувствуешь эту жгу- чую боль, правильно?
 -Да,- она смотрит прямо на тренера, она явно оза- дачена.
 - Кто является источником этого переживания боли? Кирстен в недоумении смотрит на тренера и мол- чит,
 - Я? - спрашивает она и кладет руку на грудь. - Ты имеешь в виду меня?
 - Ты источник своего артрита, ты источник пере- живания этого жжения в руках. Никто тебе его не давал. Никто не может пережить его за тебя. Нет никого ни здесь, ни в другом месте, кто был бы источником жжения в тво- ей левой руке. Ты слушаешь, Кирстен? Это ты! Ты отве- чаешь! Ты источник и причина своей боли, - говорит тренер и поворачивается к аудитории.
 - Это касается и всех остальных артритов, язв, гипер- тоний, простуд, головных болей и прочих недомоганий. Все это - ваше. Вы - источник ваших переживаний. Когда вы начинаете это понимать и принимать ответственность за все свои переживания, ваша жизнь начинает работать.
 Вы думаете (он изображает пальцами кавычки), что вы таковы, каковы вы есть, из-за того, что отец или мать сделали вас такими. Или муж, жена, босс, или кто угодно еще, кого вы обвиняете в том, что ваша жизнь не работа- ет. Но это все - эффект, эффект, эффект. У МЕНЯ ЕСТЬ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! Если твоя жизнь не работает, угадай, кто это сделал? Кто угадал?
 Тренер делает паузу и смотрит через плечо на за- терроризированную аудиторию. - Правильно, это вы, - добавляет он. В тишине поднимается рука. Встает молодой чело- век с густыми черными волосами, в очках с толстыми лин- зами. Его зовут Клифф.
 - Хорошо, а как насчет Бога?! - со злостью и раз- дражением спрашивает он.
 - Что это значит - "а как насчет Бога?" Причем Он здесь, черт подери? Что ты знаешь о Боге? Вы все? Кто это - Бог? Мне не нужно ваше религиозное говно. Ты хо- чешь сказать, что Бог это сделал?
 - Я хочу сказать, - раздраженно продолжает черно- волосый, - что вполне может быть, что наши жизни на- писаны и запланированы для нас. То, что случается с нами в этой жизни - карма наших прошлых жизней. Случай- ностей нет. Все предопределено.
 - Как телепередача, да? Мишель стоит теперь рядом с Клиффом.
 - Слушай, Клифф, что ты знаешь о Боге? Готов по- спорить, что ты не узнаешь Бога, если Он наступит тебе на ногу. Единственная реальная вещь в твоей жизни - это твое переживание. Вне его либо темнота, либо иллюзор- ная сфера верований и правдоподобности. Ты ничего не знаешь о Боге.
 - Я знаю, что Бог существует. Я прочувствовал это. Я пережил это, как вы тут говорите.
 - Хм, ты пережил Это. Опиши нам свое пережива- ние Бога, Клифф.
 Клифф минуту думает, потом говорит:
 - Ты явно меня провоцируешь. Ну ладно, я расска- жу. Занимаясь медитацией, я переживал моменты экстаза и единства со всей Вселенной. Если с тобой такого не было, тебе не понять, о чем я говорю.
 - Я оценил твое переживание, Клифф. Для меня это не проблема. Какие выводы ты извлек из своего пережи- вания?
 - Бог существует, - отвечает Клифф. - Он всемогу- щий и всезнающий. Наши жизни могут быть предопреде- лены.
 - Удивительно, - говорит тренер, поворачиваясь ко всем. - Жопы, вы видите, что делает Клифф? Он берет явно ценное переживание и приклеивает к нему совершен- но постороннее верование. Вот что я тебе скажу, Клифф, - продолжает он, снова обращаясь к Клиффу, - ты пря- чешься в веру. Твоя жизнь не работает, а ты чувствуешь себя правым, веря, что Бог это сделал. Когда ты переста- нешь обвинять Бога?
 - Я не обвиняю Бога! Все, что я хочу сказать, это то, что какое бы направление, хорошее или плохое, ни при- няла наша жизнь, это может быть уже заранее решено. Я никого не обвиняю!
 - Тебя так заебали, что ты даже не понимаешь, что то, что ты говоришь, значит: если моя жизнь не работает, то это потому, что Бог так предопределил. И ты опуска- ешь руки, садишься, жалуешься, скулишь и ждешь маги- ческого момента объединения со Вселенной, когда ты сможешь забыть о том, что происходит сейчас. Поэтому ты выключаешь свои переживания!
 Ну и ладно. Есть много других зомби, которые со- ставят тебе компанию. А у меня есть еще новости.
 Мишель терроризирует нас как учитель, и мы ждем экзамена.
 - Каждый раз, когда вы выключаете свое пережива- ние и не берете на себя ответственности за него, вы при-
 носите в жертву свою сущность. Вы также обрекаете себя на повторения. Вы застреваете на воспроизведении своей дряни.
 Клифф, который уже сел, снова хочет что-то ска- зать.
 - У меня создается впечатление, - говорит он, - что, что бы мы ни сказали, мы не сможем победить, - он снова садится.
 - Это верно. Мне не для того платят, чтобы я про- игрывал. Скажу еще. Что бы вы ни говорили сейчас, я выиграю, но в конечном счете вы не сможете проиграть. Да, Кирстен?
 - Мне нужен пакет и платок.
 Ассистент спокойно подает ей все необходимое.
 Кирстен нервничает, но ее не рвет.
 - Хорошо, - говорит тренер. - Барбара?
 - Мне очень жаль,-говорит Барбара, крупная, при- влекательно одетая женщина лет под тридцать, - я все время следила за тобой, но я нахожу идею тотальной от- ветственности нелепой. Две недели назад, пока я была на работе, мою квартиру взломали, и я лишилась новой сте- реосистемы, телевизора и кое-какой одежды. Уверяю тебя, я не была причиной ограбления своей квартиры.
 - Конечно, была, - говорит тренер, направляясь к своему термосу.
 - Ноя не грабила свою квартиру.
 - А кто грабил?
 - Я не знаю вора! - раздраженно отвечает Барбара.
 - Кто заставляет тебя думать, что твою квартиру ограбили?
 - Я пришла домой, а моей стереосистемы нет!
 - Может быть, я ее одолжил. (Смех.)
 - Мою квартиру ограбили, и я не несу за это ответ- ственности.
 - Ты говоришь мне, что ты пережила ограбление своей квартиры, и я говорю тебе, что ты создала это пере- живание.
 -Но я не создавала. Я поставила дополнительные замки, я говорила сторожу...
 - Ты берешь на себя ответственность за покупку сте- реосистемы?
 -Да.
 - Ты берешь на себя ответственность за покупку те- левизора и дорогой одежды?
 - Конечно, но я их не крала.
 - Ты берешь на себя ответственность за наем этой
 квартиры?
 -Да.
 - Ты берешь на себя ответственность за наем на ра- боту, из-за которой весь день в квартире никого нет?
 - Что из этого?
 - Берешь?
 -Да.
 - Ты берешь на себя ответственность за то, что не завела друзей, которые могли бы все время находиться в квартире?
 - Может быть, но...
 - Когда ты пришла домой и обнаружила, что из твоей квартиры исчезли вещи, чья это была идея, что тебя ограбили?
 - Моя идея.
 - Именно.
 - Проклятье, - раздраженно говорит Барбара, - что "именно"?!
 - Именно ты создала идею, что тебя ограбили.
 - Но я не была причиной ограбления.
 - Не было бы никакого ограбления, если бы ты не создала его. Если твою стереосистему украли, то сделала это ты.
 - Ты спятил!
 - В этом весь ЭСТ, - беспечно говорит Мишель, де- лает шаг к Барбаре и кричит: - СОЙДИ С УМА, БАРБАРА! Ты думаешь штампами и ПОЗВОЛЯЕШЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ диктовать реальность, тогда как ты создаешь ее сама!
 - Не кричи, - нервно говорит она.
 - Я кричу, когда я кричу, Барбара, а когда я не кри- чу, я не кричу, - спокойно отвечает он. - Ты создала ог- рабление. Кажется абсурдным, верно?
 -Да.
 - Барбара ограбила собственную квартиру. Кажет- ся абсурдным, а, жопы?
 (Нервный смех, несколько "Да " и "Полный абсурд!")
 - Прекрасно, - говорит Мишель и продолжает ти- хим серьезным голосом: - Жил однажды старый учитель Дзэн по имени Ноноко. Он жил один в лесной хижине. Однажды ночью, когда Ноноко медитировал, сильный незнакомец вошел в дверь его хижины, и, размахивая ме- чом, потребовал от Ноноко денег. Ноноко, продолжая считать свои вдохи и выдохи, сказал незнакомцу: "Все мои деньги на полке за книгами. Возьми, сколько тебе нужно, но оставь десять иен. Мне нужно на этой неделе вернуть долг". Незнакомец подошел к полке и взял все деньги, оставив десять иен. Он также взял с полки красивую вазу. "Будь осторожен с вазой, - сказал Ноноко, - ее легко раз- бить". Незнакомец оглядел маленькую пустую комнату и собрался уходить. "Ты забыл сказать "спасибо"", - про- изнес Ноноко. Незнакомец сказал "спасибо" и ушел.
 На следующий день в деревне был переполох. Пол- дюжины людей рассказывали, что их ограбили. Когда приятель Ноноко заметил пропажу вазы, он спросил у него, не стал ли и он также жертвой вора. "А, нет, - отве- тил Ноноко, - я одолжил вазу и немного денег незнаком- цу. Незнакомец сказал "спасибо" и ушел. Он был очень мил, но небрежен с мечом".
 (Тишина.)
 - Ноноко выбрал не считать свою квартиру ограб- ленной, - комментирует Мишель через некоторое время.
 (Тишина.)
 - Суфии рассказывают другую историю на ту же тему, - спокойно продолжает Мишель. - Богатый му- сульманин пришел в мечеть прямо из гостей и, конеч- но, должен был снять свои очень дорогие туфли и оставить их у входа в мечеть. Когда он вышел после молитвы, туфель не было.
 "Как мог я быть таким неосмотрительным, - сказал он другу, - как глупо я сделал, что пришел в мечеть в та- ких дорогих туфлях. Я стал причиной того, что какой-то бедняк взял их и решил, что украл. Я бы охотно отдал их ему, а вместо этого я отвечаю за создание вора".
 (Тишина.)
 Кто-то кашляет.
 (Тишина.)
 - Кто ограбил твою квартиру, Барбара? - спраши- вает Мишель.
 (Тишина.)
 - Я не оставляла свою стереосистему у входа в ме- четь, - говорит она наконец.
 (Смех.)
 - Нет, ты не оставляла.
 (Тишина.)
 - Но я вижу, что ты имеешь в виду.
 - Что я имею в виду, Барбара? Барбара хмурится в серьезной концентрации.
 - Я купила кое-какие дорогие вещи, - говорит она, - а однажды... дорогие вещи исчезли... вот и все. Спаси- бо, Мишель, - заключает она и садится.
 (Долгие аплодисменты.)
 - Вы впоследствии можете удивиться, почему, ког- да выпускники ЭСТа аплодируют тренеру или лидеру семинара, он или она аплодирует им. Но это просто. Тренер знает, что вы и только вы создаете тренера в своей вселенной, и если он потом вам нравится, то это ваше создание, и вы заслуживаете доверия. Но если вы, жопы, переживаете меня, как высокомерного фашист- ского мерзавца (смех), угадайте, кто создал меня?.. Именно... (Смех и аплодисменты.)
  * * *
  - Каждый из вас является единственным источни- ком своих переживаний и, таким образом, НЕСЕТ ТОТАЛЬ- НУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕ СВОИ ПЕРЕЖИВАНИЯ.
 Когда вы это поймете, вы отбросите девяносто про- центов говна, управляющего вашей жизнью. Да, Хэнк?
 - Слушай, - говорит дородный Хэнк. Он чрезвы- чайно рассержен. - Я согласен, что я отвечаю за все, что я делаю. Это ясно. Но когда меня грабят, я не собираюсь брать ответственность за то, что меня ограбили.
 - Кто является источником твоего переживания, Хэнк?
 - В этом случае грабитель.
 - Грабитель может забрать твой ум?
 - Мой ум и мой бумажник. (Смех.)
 - Ты берешь ответственность за то, что вылез в то утро из постели?
 - Конечно.
 - За то, что вышел на улицу?
 -Да.
 - За то, что увидел человека с пистолетом?
 - За то, что увидел?
 - Да, за то, что увидел грабителя.
 - Ответственность за то, что увидел его?
 -Да.
 - Ну хорошо, - говорит Хэнк, - я его, конечно, уви- дел.
 - Если бы у тебя в тот момент не было бы глаз, ушей, носа и кожных ощущений, ты не пережил бы этого граби- теля, не так ли?
 - Мой бумажник пережил бы!
 - Если бы у тебя не было чувств, ты бы никогда не узнал, что твой бумажник пропал. Ты понимаешь, что ты несешь ответственность за то, что увидел человека с ре- альным пистолетом, который требовал денег?
 - Хорошо, я понял.
 - Ты берешь ответственность за то, что был в этот час на улице и имел деньги, которые можно было украсть?
 - Ладно, я понял.
 - За то, что выбрал не рисковать жизнью, сопротив- ляясь этому человеку, и выбрал отдать свой бумажник?
 - Когда парень с пистолетом требует отдать день- ги, выбора нет.
 - Выбрал ли ты быть в то время на том месте?
 - Да, но я не выбирал встречу с этим парнем.
 - Ты его видел, верно?
 - Конечно.
 - Ты ведь берешь ответственность за то, что видел его?
 - Да, за то, что видел его.
 - Теперь пойми: ВСЕ, ЧТО ТЫ ПЕРЕЖИВАЕШЬ, НЕ СУЩЕСТВУЕТ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ТЫ ЭТОГО НЕ ПЕРЕЖИВАЕШЬ.
 - Этот грабитель все еще жив.
 - В тот день рядом с тобой было существо с Марса.
 Существа с Марса слышат только ультразвук и видят свет только очень высокой частоты. Других чувств у них нет. После ограбления он, вероятно, сказал бы тебе: "Слушай, ты заметил, какую страшную радиацию испускал этот пузырь?"
 (Смех.)
 - Все, что переживает живое существо, создается исключительно этим существом. Оно является единствен- ным источником этого переживания.
 - Но что-то должно быть снаружи!
 - Есть такая теория, что снаружи находятся стиму- лы, - ласково говорит Мишель, - миллиарды каждую миллисекунду. Но то, как ты их переживаешь, - это твой вклад во Вселенную.
 - Но я не выбирал быть ограбленным.
 - Никто за тебя не выбирал. Ты и только ты созда- ешь способ, которым ты переживаешь вещи.
 - Хм...
 - Выбрал ли ты, видя приближающегося человека, одолжить ему сотню долларов?
 - Нет!
 - ПРОСНИСЬ, ХЭНК! - Яне понимаю. - В Нью-Йорке в тот день было восемь миллионов человек. Двадцать из них, возможно, были ограблены. Все остальные 7 999 980 человек ухитрились этого избежать. Ты ухитрился быть ограбленным.
 - Хм ...
 - Спасибо.
 (Аплодисменты.)
 - Фрэд. Возьми микрофон.
 - У моей жены рак. Я переживаю ее рак. Я несу за это ответственность?
 - Да, Фрэд.
 - Это говно! Как я могу отвечать за рак у моей жены?
 - Ты несешь ответственность за создание пережива- ния определенного поведения своей жены, которое ты называешь, по соглашению с другими, болезнью под на- званием рак.
 -Но не я вызвал рак.
 - Слушай, Фрэд, я понимаю, что то, что я говорю, плохо вяжется с твоей системой верований. Ты сорок лет усердно трудился над созданием своей системы верова- ний, и я понимаю, что сейчас твой ум открыт настолько, ласколько он вообще может быть открыт. Сорок лет ты верил, что вещи случаются вовне, а ты, пассивный, не- винный, посторонний являешьсяЖЕРТВОЙ-автомобилей, автобусов, биржевых кризисов, невротичных друзей, рака.
 Я понимаю. Каждый в этом зале жил в той же системе верований. Я - НЕВИНОВЕН, ВНЕШНЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ - ВИНОВНА. НО ЭТА СИСТЕМА ВЕРОВАНИЙ НЕ РАБОТАЕТ! ЭТО ОДНА ИЗ ПРИЧИН, ПО КОТОРОЙ НЕ РАБОТАЕТ ВАША ЖИЗНЬ! Реальность - это твое переживание, и ты являешься единственным творцом своего переживания. Марсия? Спасибо, Фрэд (аплодисменты). Возьми микрофон, Марсия.
 - Мне очень жаль, но я думаю, что ты играешь сло- вами. При нормальном использовании слов, если у чело- века жена заболевает раком, ее рак имеет какую-то причину, и это явно не Фрэд.
 - Я это признаю.
 - И большинство людей сочтут бессмысленным ска- зать, что Фрэд создает рак у своей жены.
 - Я понимаю. Верно, что с женой Фрэда произошли определенные физические перемены, которые, как мы зна- ем, создал не Фред, и которые сегодня называются раком. Но понимаешь ли ты, что реальность Фрэда, пережива- ние Фрэдом рака жены, может существенно отличаться от чьей-то еще. Некоторые люди могут радостно умирать от рака, да-да, радостно переживать рак, хотя большин- ство и не могут. И если ты, Марсия, переживаешь рак жены Фрэда, как тяжелую, ужасную вещь, ты должна знать, что это ты создаешь ее такой, это ты создаешь этот частный случай рака в своем переживании.
 (Тишина.)
 - Ага, - говорит Марсия наконец, - я начинаю по- нимать, к чему ты клонишь.
 - Предположим, племя индейцев встречает челове- ка, который ходит, распевая и заявляя, что разговарива- ет с Богом. Они принимают его за святого и отпускают. Мы же называем его шизофреником и сажаем под замок. МЫ СОЗДАЕМ шизофреника. Ирокезы создают святого. Кто-нибудь еще может создать мессию. Кто бы что ни создал в своем переживании, он несет за это ответствен- ность.

<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу